Как сделать деревянную лодку своими руками из досок пошагово
До начала строительства лодки из дерева нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях — бортах. Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.
Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов — трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр — это будет носовая часть.
Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика.
После этого приступаем к изготовлению основы носа — треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем.
Далее нам необходимо подобрать подходящий кусок достаточно широкой доски (пятидесятка). Из нее выпиливаем задний борт нашей лодки из дерева.
Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.
Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями.
Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами.
Далее готовимся к самому ответственному моменту — придание нужной формы лодке. Для этого подбираем, в зависимости от того какой ширины вы хотите видеть ее в будущем, распорку.
Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим.
Установив распорку, начинаем гнуть борта, тут понадобиться пара помощников или веревка. Изогнув до нужного расстояния, прикладываем «задник» и определяем где и сколько нужно снять фаску, чтобы борта примкнули к нему без зазоров.
Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата.
Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Лучше делать в виде треугольника.
Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин.
Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.
После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2м, 1.5х2), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно. Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее.
Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2см, на всякий случай.
Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. За тем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания.
Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити — кладем паклю.
Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.
Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом — т.е. гвоздями (1,8х32). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует — торчащие гвозди не добавят красоты.
Как часто нужно их колотить показано на фото.
Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.
Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника.
На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его.
Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу.
Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.
Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.
Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще 2 слоями пропитки и оставляем на просушку в тени.
Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия.
Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Например такой.
Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова! Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что.
Да, и еще — не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева.
Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.
Представляю несколько итоговых фото разных людей:
пошаговая инструкция с описанием простого способа постройки лодки из досок и фанеры
Автор статьи: Магазин рыбалки «MasterRibak»
Активный досуг на загородном водоеме, совмещенный с рыбалкой, доставляет огромное удовольствие людям всех возрастов и профессий. При этом его можно сделать еще содержательней, если захватить с собой на крыше машины или на прицепе небольшое плавучее средство.
В некоторых случаях без миниатюрной лодки на приозерном пикнике вообще не обойтись, например, если рыбной ловле с берега препятствуют густые камышовые заросли. В то же время приобретение даже самой дешевой лодки в магазине способно нанести серьезный удар по личным сбережениям и втянуть рыбака в довольно крупный кредит.
Интересные факты и особенности
Как сделать чертеж лодки
Материалы для самодельной лодки
Виды лодок
Плоскодоная лодка
Килевые лодки для дальних походов
Навыки гребли на лодке
Выбор габаритов лодки
Выбор размеров лодки
Создание или поиск чертежа лодки
Набор инструментов
Проверка досок на наличие дефектов
Перечень вспомогательных принадлежностей
Фото самодельной лодки
Интересные факты и особенности
Чтобы ловко обойти эту проблему, рыбаку старше 40 лет достаточно вспомнить далекое детство, которое с большой вероятностью прошло в плотном окружении журналов «Юный техник» и широкоформатных приложений к нему.
Оставшиеся с тех пор навыки моделирования безошибочно подскажут, как сделать лодку ПВХ своими руками. Даже не увлекавшийся в школьные годы моделированием человек справится с этой задачей всего за одну-две недели.
Как сделать чертеж лодки
Надо заметить, что при всей занимательности малого судостроения данный процесс трудно назвать творческим. Он должен опираться исключительно на чертежи лодки для изготовления своими руками, взятые в библиотеке, специальной литературе или на вызывающем доверие сайте.
Никакая фантазия касательно геометрии и габаритов совершенно не приемлема. Построенное «по наитию» рыбацкое плавсредство будет переворачиваться сразу после спуска на воду.
Материалы для самодельной лодки
В плане выбора исходного сырья придется ограничиться малым. Однако тех материалов, которые можно купить в любом строительном супермаркете, вполне хватит даже для постройки крупного моторного баркаса.
В первую очередь для нужд гаражной верфи понадобятся
- Алюминий;
- Массив древесины;
- Легкие прочные полимеры;
- Прорезиненный текстиль;
- Стальные профили;
- Фанерные листы.
Преимущества деревянной лодки
У всякого строительного сырья есть ряд достоинств и недостатков. Однако судя по тому, что чаще всего мастера выбирают для своих целей именно дерево, оно подходит для данных целей больше всего.
Очевидными преимуществами деревянной лодки перед аналогами являются
- Экологическая безвредность;
- Отличная плавучесть;
- Легкость гребли и руления;
- Предельно низкая себестоимость;
- Долгий срок эксплуатации при грамотных подготовке к воде и зимнем хранении;
- Легкость монтажа весельных уключин, мотора, парусной мачты.
Виды лодок
В настоящее время наибольшее распространение получили два варианта маломерных деревянных судов:
- С килем;
- С днищем в виде плоскости.
Плоскодоная лодка
Вторая разновидность пользуется гораздо большей популярностью, что надо обязательно принять во внимание, когда делаем деревянную лодку своими руками. Данный факт объясняется их впечатляющей устойчивостью, делающей возможной ловлю в стоячем положении.
Вдобавок ко всему такие плавсредства легко маневрируют среди камышей и коряг. Они полностью устраивают рыбака и в плане вместительности. Внутреннего пространства плоскодонки вполне хватит для множества разных удилищных и донных удочек, сачка, коробок с наживкой и крючками, нескольких ножей, ведер для пойманной рыбы.
Килевые лодки для дальних походов
Самодельные килевые малые плавсредства больше подходят для ловли на постоянно обдуваемых водоемах, быстрых реках и у морского берега. Они отлично держатся на высокой волне, легко преодолевают большие расстояния, быстро идут под парусом.
Навыки гребли на лодке
Вот почему делаем маленькую лодку своими руками с килем в том случае, если есть необходимость совершать марш-броски вдоль берега, сильно от него удаляться, ловить бычка в условиях легкого шторма.
Такая лодка имеет тенденцию к раскачиванию, поэтому гребцу придется сидеть посреди банки, то есть лодочной скамейки. При работе веслами нужно будет четко удерживать центр тяжести, иначе качка легко собьет с выбранного курса.
Выбор габаритов лодки
Именно от размеров плавсредства зависят такие важные его параметры, как
- Масса;
- Вместимость;
- Грузоподъемность;
- Устойчивость на неспокойной воде.
Выбор размеров лодки
Основные рекомендации насчет выбора размеров можно свести к следующим правилам.
- Оптимальная высота бортов составляет полметра, при этом для речной ловли подойдут борта пониже, а для моря не помешает добавить 10-20 см.
- Выбор длины надо делать исходя из того, сколько всего людей будет перемещаться на малом плавсредстве. Для одного рыбака вполне хватит 1,8-2,5 метров.
Для двух членов экипажа желательно предусмотреть побольше пространства, например, трехметровую длину. Для пяти человек вполне хватит 4-метровой длины. Правда, всем сразу ловить при этом будет затруднительно, поэтому хотя бы один должен стать простым пассажиром, наслаждающимся речными пейзажами.
Что касается ширины, то опытные мастера предлагают остановиться на значении в метр-полтора. Чем шире окажется суденышко, тем труднее им будет управлять, при этом устойчивость заметно возрастет.
Для точного выбора ширины надо учесть общий вес рыбаков и пассажиров, массу всех снастей, ящиков и ведер, расчетное количество пойманной рыбы. Чтобы лодка была послушна рулю и веслам, ширина должна строго соответствовать длине. Найти их подходящее соотношение помогут простые судостроительные формулы.
Создание или поиск чертежа лодки
Найдя полный компромисс относительно размеров, можно будет приступать к проектированию. При отсутствии же необходимых для этого навыков достаточно подыскать уже готовый чертеж плавсредства и пропорционально увеличить или уменьшить его параметры.
Проще всего найти профессионально составленные чертежи в Интернете. Нужно лишь ввести поисковый запрос «чертеж лодки». Совсем не лишним будет посетить техническую библиотеку.
Достаточно провести там пару выходных дней, чтобы получить много полезной информации как о габаритах, так и о такелаже. В журналах, посвященных маломерным судам, нетрудно почерпнуть знания и о том, как сделать якорь для лодки своими руками.
Набор инструментов
После исчерпывающего уяснения теоретических основ придет время закупки материалов и строительного инструментария. При подборе досок лучше предпочесть пиломатериалы, изготовленные из:
- Ели;
- Лиственницы;
- Сосны.
Проверка досок на наличие дефектов
Важно проследить за тем, чтобы на досках не было ни трещин, ни сучков. Любые расщепления в дальнейшем будут расширяться, а сучки проявят тенденцию к выпадению, что надо обязательно принять во внимание рыбаку, заинтересовавшемуся, как сделать лодку из дерева своими руками.
Выявить наличие опасных повреждений можно, нанеся по сомнительным участкам несколько ударов молотком. Крепкие доски легко выдержат такое испытание, а треснувшие начнут раскалываться.
Считается, что лучше всего для постройки лодки подходит пиломатериал, на протяжении года лежавший на сухом складе на плоских стеллажах.
Перечень вспомогательных принадлежностей
Помимо досок для работы понадобятся:
- Антисептик для обработки древесины;
- Брус;
- Краска;
- Саморезы, гвозди и молоток;
- Грунтовое покрытие;
- Дрель и шуруповерт;
- Клей и шприц для проклейки стыков;
- Яхтный лак;
- Листы железа для облицовки дна;
- Наждак;
- Смола;
- Полипропилен для формирования бортов;
- Рулетка;
- Тиски;
- Пила по дереву.
Фото самодельной лодки
Введение в методы и приемы – овладение навыками в школе WoodenBoat
Майк Тойтеберг .
Наиболее важные навыки судостроения. Это отличает плотника от судостроителя. Одно дело склеить две доски для столешницы или прибить обшивку дома; совсем другое — не допустить попадания воды в шов. Это не означает, что судостроение требует высшего мастерства; просто нужен другой набор навыков, а также намерение не допускать попадания воды.
Я работаю инструктором по строительству лодок в лодочной мастерской плотника в Пемаквиде, штат Мэн, и с удовольствием обучаю подмастерьев некоторым народным речам и многим приемам изготовления деревянных лодок. Среди них нет ничего более приятного, чем процесс обшивки.
В этой статье мы рассмотрим часто используемые типы досок и рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из них. Вы также изучите основы, связанные с «извлечением» (созданием и установкой) обшивки лодки. Я надеюсь, что эта статья поможет вам расширить свои знания и уверенность, чтобы вы тоже могли попробовать свои силы в планке.
Неотъемлемая часть обшивки внахлест и внахлест, облицовка разделяет поверхность корпуса на доски соответствующего размера и места, а затем следит за тем, чтобы они выглядели ровными и аккуратными. Под честностью я подразумеваю плавные изгибы, которые «радуют глаз»: никаких резких изгибов, суставов или заминок. Внешний вид имеет значение, а облицовка помогает обеспечить правильные линии обшивки, которые пропорциональны друг другу и хорошо сочетаются с общей формой корпуса. Что еще более важно, это дает бригаде информацию о том, какой ширины делать доски и какой формы они будут.
Многие наборы чертежей для небольших и простых лодок уже содержат отметки обшивки, так что их нужно только перенести с чертежей чертежей на формы, а затем проверить на честность с помощью рейки. Однако, если вы надеетесь в будущем взяться за более продвинутый проект, вам нужно будет добавить в свой репертуар навык облицовки досками. Вы можете прочитать больше об этом в WoodenBoat No. 101.
CARVEL
Обшивка карвелом — распространенный метод, применяемый на большом количестве традиционных деревянных лодок, от больших шхун до классических гоночных яхт и крошечных лодок. Вырезанный корпус менее суетлив в выравнивании, чем лепстрейк, потому что, если линии досок не идеальны, краска скроет несоответствия. Хотя это действительно создает проблемы для тех, у кого ограниченный опыт, мы обнаружили, что наши ученики, большинство из которых имеют за плечами всего несколько месяцев опыта судостроения, прекрасно справляются со сборкой лодок Catpaw из резных досок. Не позволяйте отсутствию опыта сдерживать вас. В своей книге «Ученик судостроителя» судостроитель Грег Рёссель приводит пример деревянной бочки. Бочкообразные клепки, аналогичные нашим дощечкам, уложены вплотную друг к другу и сужены на концах. Корпус деревянной лодки аналогичен, но с добавлением нескольких дополнительных изгибов.0003
После того, как установка корпуса выполнена (или отметки с чертежей перенесены и сглажены), можно начинать обшивку. Каждая планка имеет индивидуальную форму или «сложена», а затем тщательно подогнана для обеспечения герметичности с обоих краев. Далее мы обсудим процесс спилинга более подробно. Когда доски плотно прилегают к краям, вдоль одного внешнего края делается небольшой скос для приема хлопковых волокон, которые, если их вбить на нужную глубину, обеспечат водонепроницаемость. Затем корпус обтекают (строгают и шлифуют до блеска), конопатят и красят.
Обшивка Carvel имеет множество преимуществ, оправдывающих ее популярность. Он эффективно защищает от воды, адаптируется к различным формам корпуса и легко ремонтируется по сравнению со многими другими типами обшивки. Поскольку резные доски можно стыковать встык, можно использовать более короткие доски.
LAPSTRAKE
Lapstrake, или клинкерная обшивка, — это то, что многие из нас имеют в виду, когда думают о маленькой классической деревянной лодке. Каждая доска скошена там, где она перекрывает соседнюю доску, что-то вроде обшивки дома, добавляя продольной прочности и помогая ребрам удерживать форму корпуса и уменьшая изгиб. Более того, эти доски затем крепятся друг к другу, а также к рамам. Эта взаимосвязанность позволяет использовать меньше шпангоутов и более тонкую обшивку, чем в лодке с резными досками сопоставимого размера. 9№ 0003
Обшивка Lapstrake особенно подходит для небольших лодок, где важен меньший вес. У этого метода обшивки есть некоторые особенности, с которыми вы не встретите другие типы обшивки, одна из которых — это «усилие», которое должно быть выполнено вдоль концов каждой доски, когда она приближается к носу, а иногда и к корме, перекрывая доску. ниже. Без этих улучшений у вас был бы пилообразный вид в месте соединения досок со стволом. Позже мы обсудим, как сократить прибыль.
После того, как вы освободитесь от прироста, который проходит на 6 дюймов или около того позади ствола, края доски для перекрытия выступают, поэтому никакое количество краски не покроет плохую работу по отделке. Несмотря на то, что в чертежах часто уже отмечены линии обшивки на шаблонах станционных пресс-форм, вам все равно нужно смотреть на лодку и учиться доверять своему глазу, чтобы убедиться, что линии обшивки правильные и пропорциональные. Ремонт Lapstrake также немного сложнее, чем у его аналога Carvel.
Честно говоря, все доски довольно сложно ремонтировать. Лодки, обшитые лапстрейком, пользуются популярностью у начинающих строителей, и, я думаю, на то есть веские причины. Во-первых, приспособление для сборки может быть очень простым — некоторые лодки на лапстрейках даже строятся по одной форме. Во-вторых, подгонка досок не должна быть такой точной, как для резьбы по дереву. На самом деле, в некоторых случаях ширина доски внахлест может отличаться почти на четверть дюйма, но все равно будет приемлемой. В-третьих, нет необходимости выравнивать корпус после обшивки.
После того, как доски установлены, тщательно отшлифуйте их, прежде чем закрепить на месте, и это последний раз, когда вам придется прикасаться к ним, пока не придет время покраски. Наконец, когда лодочки-лапстрейки высыхают, их швы не остаются широко открытыми, как у карвела. Это означает, что им требуется значительно меньше времени, чтобы «наверстать» (набухнуть в воде), если вообще требуется. Это хорошая новость для нас, моряков-трейлеров.
Сшивание и склеивание
В последнее время стало популярным сшивание и склеивание, поскольку это очень простой процесс. Наборы широко доступны, но если набор вас не интересует, достаточно просто купить необходимую фанеру, эпоксидную смолу и медную проволоку и продолжить работу самостоятельно. Преимущественно стежок и клей используется для изготовления небольших лодок, таких как каяки и легкие гребные лодки. Он состоит из вырезанных по форме боковых и нижних панелей, которые просверлены, а затем соединены проволокой через промежутки в виде сшитого стиля. Затем используется эпоксидная смола для заполнения стыков. Провода можно вынимать после того, как клей высохнет. Сшить и склеить — это быстро и почти так же просто, как собрать бутерброд. Это отлично подходит для проекта выходного дня, когда вы хотите быстро выбраться на воду.
Ленточная обшивка
Ленточная обшивка стала любимцем судостроителей своими руками, ее главное преимущество в том, что все «доски» могут быть одного размера (обычно около 1″ 1″). Доски прибиваются друг к другу встык, а полосы поочередно крепятся к ребрам по ходу строительства. Это делает корпус прочным, но его может быть трудно отремонтировать.
Стрип-билдинг
Стрип-билдинг, вариант ленточной обшивки, также является отличным выбором для начинающих строителей, часто используется для постройки каяков, каноэ и других небольших лодок. Одна за другой полосы приклеиваются друг к другу на строительный шаблон, а затем временно прикрепляются скобами к формам. Часто эти полоски имеют бортики и кромки для лучшего прилегания и более прочного шва. По мере укладки полосы за полосой корпус растет. Затем все это покрывается стекловолокном и эпоксидной смолой внутри и снаружи. Хотя эта процедура делает лодку красивой, прочной и долговечной, некоторые из недостатков заключаются в том, что «остекление» — это грязная работа, и если позже потребуется ремонт, это может стать серьезной задачей, поскольку нет единой «доски». заменить.
Фальцевая планка
Фальцевая конструкция аналогична высечке в том смысле, что доски соединяются встык по краям и концам. Как и резьба по дереву, конструкция с ламинированным швом также создает гладкую и ровную поверхность. Отличие состоит в том, что имеются продольные детали (рейки), которые подпирают каждый шов изнутри. Нет необходимости в конопатке при таком типе конструкции, которая наиболее распространена в классических малолитражках из красного дерева.
Холодное формование
Холодное формование — это процесс создания корпуса путем наслоения. Эпоксидные (клееные) шпоны обычно укладываются поверх обшитого полосами первого слоя, поддерживаемого приспособлением, для создания корпуса лодки. Это сэндвичирование слоев чем-то похоже на изготовление фанеры, но, конечно, придает гораздо более сложную форму. Для облицовки обычно используют прямослойную пихту Дугласа, красный кедр или красное дерево или комбинацию этих пород дерева, выбранную из-за их прочности на растяжение и устойчивости к гниению. Виниры обычно имеют толщину около 1⁄8 дюйма и ширину от 4 до 10 дюймов. Для эффективности и лучшего контакта между слоями этот процесс требует вакуумного мешка, где кусок пластика становится гигантским зажимом, который соответствует контурам корпуса. Поверх влажных виниров, которые были подогнаны и закреплены скобами, накладывается большой кусок пластика.
Далее пластик запаивается по периметру сдавливаемой области. Наконец, вакуумный насос удаляет воздух из-под пластика, и атмосферное давление прижимает его к винирам. Насос остается включенным (всегда есть небольшая утечка) до тех пор, пока эпоксидная смола не затвердеет. В то время как опытные люди могут «упаковать» несколько слоев сразу, обычно это делается по одному слою за раз, с каждой стороны корпуса, чередуя стороны, причем каждый слой идет по диагонали к предыдущему.
Этот процесс, хотя и длительный, может нанять рабочих с меньшими навыками, чем некоторые другие виды строительства деревянных лодок. Безусловно, это грязный и сложный способ создания корпуса, но результат того стоит. Холодноформованные корпуса очень прочны и просты в обслуживании.
Извлечение доски
Шпунтование
Теперь, когда мы коснулись наиболее распространенных типов досок, пришло время рассмотреть, как сделать сами доски. Некоторые методы, такие как высечка и лапстрейк, требуют, чтобы строитель научился складывать доску. Спилинг — это преобразование трехмерных изгибов и складок корпуса во что-то, что мы можем вырезать из плоских досок. Вы скоро обнаружите, что все эти милые линии, нанесенные на красиво обведенную строительную приспособление, больше не выглядят одинаково, когда их снимают и кладут на приклад на вашей скамейке.
Когда мы видим доски на корпусе, то, что мы воспринимаем как линии, идущие параллельно седловатости, на самом деле представляет собой неглубокие буквы W, S и другие формы, которые выглядят как полумесяцы или бананы в двух измерениях (см. иллюстрации выше). Однако это верно не для всех корпусов; в зависимости от размера и типа лодки вы можете обнаружить, что некоторые доски прямые. Спиливание влечет за собой прибивание доски к корпусу в том месте, где вы хотите разместить доску, и запись на ней информации о ее форме. Для скрепления обрешетки я обычно скрепляю вместе несколько полосок лауанской фанеры, прикрепляя их стяжным или стыковым ремнем. После того, как обрешетка уложена, можно приступать к разметке.
Кто-то пользуется циркулем, кто-то джойстиком, а кто-то предпочитает складную линейку плотника. Какое бы средство вы ни выбрали, важно быть последовательным и дотошным. Любой перекос или движение приведет к неточной укладке. Чтобы использовать компас, как показано в нашем примере на предыдущей странице, начните с настройки, которая обеспечивает досягаемость по всей длине доски. Как только это установлено, установите компас и начертите «священный» круг где-нибудь — на лодке, скамейке или другой доске — но не на рейке, так как это можно спутать с отметками в этом месте. Если вы испортите свою настройку, вы можете быстро восстановить ее с помощью священного круга.
Удерживая одну ножку циркуля в контрольной точке, используйте другую, конец карандаша, чтобы нарисовать дугу (четверть круга или около того) на рейке. Продолжайте делать эти отметки, пока не наберете точки вдоль верхнего и нижнего краев пространства доски. Затем снимите планку для шпиля и прикрепите ее к обшивке, которая ровно лежит на скамье. Затем, не снимая настройки компаса (проверьте их на своем священном круге), перенесите точки, которые вы взяли с лодки, на обшивку.
Точки захвата
Потратьте время, чтобы убедиться, что планка для укладки не скручивается и не натягивается, когда вы прикрепляете ее к форме, так как это приведет к ошибкам. Чтобы не скручивать обрешетку, начните с прикрепления ее к средней части лодки, а затем медленно продвигайтесь к каждому концу (как будто расправляя ткань), прикрепляя по мере продвижения. После того, как рейка для свая правильно прикреплена, поместите точку компаса на места краев досок на установке пресс-формы и нарисуйте серию дуг на рейке для сваи.
Обратите внимание на «улыбки» и «хмурости», которые изображают дуги на обрешетке. Смайлики обозначают конечную точку, области кадра и несколько дополнительных определяющих точек вдоль днища лодки. Хмурые линии указывают только на три доступные точки для получения точек из установки облицовки в этой области (пунктирные линии показывают, где рейки имеют определенные линии планки в процессе облицовки). Три точки — это крайняя точка на транце, самая задняя точка на самой задней раме и самая задняя точка на самой задней средней раме. Переместившись вперед, выберите самую переднюю точку на каждой раме и внутреннем штоке. Эти точки определяют форму доски.
Перенос точек на обшивку
Снимите рейку с лодочной установки и поместите ее на обшивку. Опять же, будьте осторожны, чтобы не перекрутить его, когда вы прикрепляете или зажимаете его к доске. Поместите точку компаса (не карандашный конец) на дугу обрешетки рядом с ее концом и начертите новую дугу на обшивке. Затем поместите циркуль рядом с другим концом дуги доски и сделайте еще одну дугу на прикладе. Пересечение этих двух дуг отмечает точку, взятую из установки лодки. Продолжайте с каждой дугой обрешетки, чтобы создать все точки, определяющие форму доски.
Используемый в обшивке внахлест, приросты представляют собой области в носовой части и часто в корме, где толщина досок в местах нахлеста уменьшается, так что каждая доска постепенно переходит в соседний партнер к тому времени, когда она достигает форштевня (и транец, если желателен плавный контур). Это достигается путем строгания клиновидного шпунта на конце (концах) доски. Это звучит сложнее, чем есть на самом деле; как только вы сделали один, вы можете сделать тысячу. Я надеюсь, что это введение в типы и методы обшивки поможет вам сделать более осознанный выбор, когда вы будете строить свою следующую лодку.
Здесь мы только начали царапать поверхность. Лучший способ узнать больше — выйти и попробовать. Как только вы поймете процесс обшивки, вы уже никогда не будете смотреть на деревообработку по-новому. Для меня понимание процесса обшивки открыло мир судостроения. Я надеюсь, что это делает то же самое для вас.
Дарин Карлуччи и его жена Серафина живут в Пемаквиде, штат Мэн.
Обшивка клееной кромкой – отработка навыков в школе WoodenBoat
Artisan Boatworks Artisan Boatworks из Рокпорта, штат Мэн, построила флот из прекрасных лодок, чьи кедровые доски склеены, а не законопачены и оплачены. У Buzzards Bay 15, изображенного выше, обшивка из красного дерева приклеена и привинчена, а первые балки из северного белого кедра установлены и вот-вот будут закреплены.
Дейсейлеры, построенные Artisan Boatworks из Рокпорта, штат Мэн, обшиты досками, казалось бы, обычным способом, с одним слоем кедра в носовой и кормовой частях, привинченным к близко расположенным дубовым рамам и балкам пола. Но на этом условные аспекты заканчиваются, так как вместо того, чтобы конопатить обычным способом, с ниткой ваты, вбитой в скошенный дощатый шов и замазанной шпаклевкой (рис. 1), доски этих лодок просто склеивают между собой, встык. -край (рис. 2).
Рисунок 1 и Рисунок 2
Я помню, как впервые увидел одну из лодок Ремесленника, построенную таким образом. Это было на бот-шоу в конце зимы в 2008 году, и это была недавно построенная, но еще не спущенная на воду лодка Watch Hill 15 под названием KITTY. Ее верхняя часть тела была синего цвета, сложный цвет, потому что он так легко выявлял недостатки, а ни верха, ни низа не было никаких изъянов. Несмотря на превосходную отделку KITTY, я был поражен этим смелым отходом от обычного уплотнения. В конце концов, проверенный и надежный метод конопатки и шпаклевки (он же «плата») предназначен для учета усадки древесины при высыхании обшивки: швы могут немного разойтись в случае такой усадки, но они надежно сохранятся. вернуться вместе, когда лодка спущена на воду, и доски набухают. Если вы ограничите их способность к усадке, склеив доски вместе, по логике вещей, доски вполне могут расколоться, когда они высохнут из-за возникающего напряжения. Существует достаточно неофициальных и инженерных доказательств, подтверждающих это, и поэтому мне стало интересно, как будет выглядеть корпус этой лодки после нескольких сезонов езды на велосипеде между влажным летом и сухим зимним хранением.
Я сделал мысленную пометку проверить через несколько лет, как поживает эта лодка и несколько других, которые владелец Artisan Boatworks Алек Брейнерд и его команда построили с 2008 года. Я посетил этот магазин поздней прошлой осенью, когда их зимние складские помещения были полны прекрасных лодок, причем не менее восьми из них были построены Ремесленником из склеенных вместе резных кедровых досок. (В мастерской строился еще один — их пятый базовый проект. Когда в феврале будет завершен этот, они начнут строительство сестры UNCAS, которая появляется в фоторепортаже, начинающемся на странице 64. ) На мой взгляд , лодки были по-прежнему идеальными, без расщепленных досок и, если на то пошло, выступающих швов.
Когда мы с Алеком осмотрели магазин тем утром, он подробно описал элементы своей системы обшивки, которые сделали ее успешной. Мы вернемся к этому через мгновение, но сначала краткий обзор того, как эти лодки построены и почему.
Обшивка лодки ремесленным способом
В строительных приспособлениях Artisan Boat Works очень мало отходов. Вместо того, чтобы размещать формы на каждой станции, бригада ламинирует каждую третью или четвертую раму из дуба на полу чердака и размещает их в соответствующих местах на установке. Фанерные «формы», которые мы видим на каркасе на фотографии 1 (ниже), являются постоянными переборками и останутся частью ткани лодки. После установки ламинированных шпангоутов и переборок оставшиеся шпангоуты гнут внутри продольных временных шпангоутов.
Artisan Boatworks Фотография 1. Установка: каждая третья шпангоут заламинирована до нужной формы, установлены постоянные переборки.
Судостроители отметят отсутствие временных форм.
С установленными шпангоутами и скошенными кромками, с прорезанным шпунтом в ламинированном киле из красного дерева для установки гардинных досок (фото 2) и в ламинированном форштевне из красного дерева для крепления концов досок — лодка готова к обшивке из кедра. Доски спиливают или рисуют обычным образом (см. ТП № 176), но на их кромках не вырезают конопаточный скос. После их сухой подгонки (фото 3) эпоксидный клей наносится вдоль шва обшивки, как на фотографии 4 (стр. 62), и на каждый шпангоут в том месте, где на него ложится планка; затем прикручивается на место (фото 5). Затем выдавленный клей очищается от внутренней части (фото 6). Следующая доска укладывается аналогичным образом: складывается, приклеивается к рамам и соседним с ней доскам и крепится шурупами. Когда работа по обшивке завершена, все доски приклеены друг к другу, к несущей конструкции, к шпангоутам и к раме транца из ламинированной фанеры. Это, по сути, монококовый корпус, вроде холодноформованного, но усилий затрачивается значительно меньше.
Фотография 2 — В ламинированном киле из красного дерева вырезана шпунтовка, и теперь на месте прерывистые шпангоуты, согнутые паром.
Зачем клеить обшивку?
Одной из причин использования клеевых швов является то, что они избавляют от периодической рутинной работы по удалению шпаклевки из швов. Шовный герметик создает приятное гладкое дно, когда он входит, но он предназначен для выдавливания из очень сухих или недавно построенных швов корпуса по мере набухания досок, что создает выраженные гребни, которые требуют шлифования заподлицо перед следующим сезоном для достижения хорошей отделки. .
А шовный герметик, особенно некоторые разновидности, предназначенные для подводных швов, имеет тенденцию высыхать и крошиться уже через несколько лет эксплуатации. Вещи, которые не выпадают сами по себе, если они ослаблены, должны регулярно зачищаться и заменяться. Проклеенный шов, осмелюсь сказать, не требует обслуживания. Но, как мы увидим, это подходит не для всех ситуаций.
Фотография 3 — Платформа собрана и обрезана по форме, склеена и привинчена на место.
Еще одним преимуществом проклеенных швов является то, что они не протекают или, по крайней мере, не должны протекать вообще. Хотя небольшое количество воды в трюме вполне ожидаемо в большинстве корпусов с традиционной обшивкой, Алек отмечает, что большинство его клиентов в наши дни хотят и ожидают сухой трюм. Это, без сомнения, результат лодок из стекловолокна с сухим дном, а также лодок, изготовленных методом холодного формования. Так почему не холодноформованный корпус? Помимо вышеупомянутой дополнительной работы, ответ связан с тонкой эстетикой.
Artisan BoatworksФотография 4 — Клинья вбиваются между массивной планкой и приклеенной на месте обшивкой, плотно вбивая доску в паз киля.
Клееная резная обшивка по мере старения может обнажить суть линий досок, особенно на днище лодки, но это далеко не грубые швы, которые часто можно увидеть в некоторых только что оплаченных корпусах с традиционной конопаткой. Хотя сделать швы досок невидимыми в высококачественной отделке верхней части является общей целью, Алек говорит, что ценит «возможность увидеть некоторые признаки линий досок» на днище лодки. Если линии должны быть видны, они выглядят намного лучше, когда они идут вперед-назад и сужаются в вырезанном узоре, чем по диагонали в холодном формованном узоре. «Я стараюсь удержать людей от холодного формования классических копий, — говорит Алек. «Лодка холодного формования устраняет большую часть видимой внутренней структуры» — важнейшего элемента внешнего вида лодки. Тем не менее, он ценит холодное формование и другие типы композитных деревянных конструкций для современных классических яхт, как больших, так и малых.
Фотография 5 — Кедровая рейка приклеена и привинчена.
Как уже отмечалось, чистовая отделка нового проконопаченного корпуса обычно требует двух сезонов: начальный сезон выдавливания состава и последующая шлифовка и повторное сглаживание. Лодка с кедровыми досками и проклеенными краями в Artisan Boatworks проходит аналогичный процесс, но он далеко не так драматичен: швы обычно проявляются лишь слегка после первого сезона, а корпус можно аккуратно отремонтировать перед вторым сезоном с помощью шлифовки. процесс, который начинается с бумаги с зернистостью 220.
Фотография 6 — Излишки клея удаляются с внутренней стороны, а также с отверстий для передков в балках пола.
Еще одним эстетическим преимуществом системы клееных досок Artisan является то, что она устраняет крайние выемки досок. В некоторых случаях лодке с кедровой обшивкой потребуется значительный ремонт после первого сезона из-за того, что доска скручивается от рамы. Ремонт снаружи корпуса устраняет это, но на лодке часто остаются небольшие, но неприглядные зазоры между досками и шпангоутами. По словам Алека, приклеивание досок к раме предотвращает это.
Как принято сегодня во многих магазинах, Artisan Boatworks также убрала торцевые блоки из обшивки корпуса, предпочитая вместо этого стыковать доски встык (см. WB № 215) прямо на лодке ( фотографии 7 и 8). Склеенный шарф не только прочнее, чем стыковой блок, но также устраняет потенциальный источник утечек и потенциальный дефект в окончательной отделке
.
Фотография 7 — Ширма сделана из двух более коротких досок, скрепленных вместе на месте на лодке.
Итак, эти лодки прочны и красивы, когда покидают магазин. Но общепринятое мнение гласит, что они разорвутся на части после сезона плавания, за которым следует зима хранения в сухом помещении, когда их обшивка сожмется и деформируется. На лодках Artisan такого еще не было. В чем секрет?
Artisan BoatworksФотография 7 — Ширма сделана из двух более коротких досок, скрепленных вместе на месте на лодке.
Обшивка из сухого кедра обязательна
Первое правило клееной обшивки на лодочном заводе Artisan Boatworks заключается в том, что она должна быть изготовлена из северного белого кедра, и этот кедр должен быть сухим. «Губчатость кедра — вот что заставляет его работать», — сказал Алек. «Мы хотим, чтобы обшивка была достаточно сухой, чтобы она не сжималась, пока мы строим лодку». Когда я спросил его о конкретном содержании влаги, он схватил влагомер и отнес его к куче кедра, сложенной и наклеенной в отапливаемом сарае, и вскоре отправился в новый 15-футовый в магазине.
При первом спуске на воду обшивка деревянной лодки с резными досками набухает и сжимает ее уплотнение; это не только предотвращает проникновение воды, но и возникающее в результате трение также придает корпусу существенную жесткость, не позволяя доскам скользить друг относительно друга. Связка соломинок для питья часто служит аналогией, иллюстрирующей этот принцип: представьте, что вы держите в обеих руках связку, скажем, из 15 соломинок. Они легко изгибаются и при этом скользят друг мимо друга. Теперь склейте их все вместе и попробуйте согнуть; они вообще не гнутся. Если зачеканенной лодке дать высохнуть, доски отделятся друг от друга, что приведет к растрескиванию краски и раскрытию швов, а также к потере жесткости корпуса, сродни ослабленному пучку соломы. Таким образом, проклеенные края досок помогают сохранить жесткость корпуса, хотя Алек и его команда по-прежнему стремятся минимизировать сезонное расширение и сжатие, насколько это возможно. Для этого они тщательно окрашивают свои парусники, нанося как минимум четыре слоя масляной эмали внутри и шесть снаружи.
WHISPER, Buzzards Bay 15, построенная Artisan в 2010 году сразу после ежегодной окраски верхней части прошлой зимой. Ее корпус выглядит безупречно.
Алек предполагает, что обшивка его лодок немного усаживается в зависимости от сезона, но он также пришел к выводу, что кедр достаточно эластичен, чтобы компенсировать это минимальное расширение и сжатие поперек своих волокон, в то время как края доски крепко держатся за соседние — и за кадры, а также. По его словам, более хрупкие породы, такие как белая сосна или красное дерево, могут расколоться в этих условиях. Существует достаточно истории, чтобы поддержать эту озабоченность. Клееная обшивка не нова: она использовалась во многих других лодках, особенно в обшивке из красного дерева Square Meters, Six-Meters и EightMeters, а также во множестве однотипных конструкций из Северной Европы еще в середине 19-го века. 40с. «У них были проблемы, — сказал Алек о некоторых из этих лодок, — но я думаю, что эти проблемы были результатом [плотной] обшивки из красного дерева». Он также ссылается на сравнительно слабый клей как на возможную проблему в этих ранних склеенных корпусах. «Кедр удивительно эластичен, — сказал он. «Он поглощает напряжение и сжатие».
Следует отметить, что проблемы со многими лодками из красного дерева с клееным швом связаны с силами набухания, а не с усадкой досок. Набухшее красное дерево придает такую силу дубовой раме, что оно действительно способно сломать ее при растяжении, то есть разорвать на части. Мягкий кедр поглощает большую часть этой силы набухания.
Кедровая доска с клееным краем, вероятно, имеет предел толщины. Доски во многих небольших парусниках Herreshoff, которые строит Artisan, имеют толщину от 7⁄16″ до 11⁄16″. Хотя точный предел неясен, крейсерская лодка скромного размера с кедровыми досками будет иметь доски толщиной около 1¼ дюйма, и они, вероятно, создадут неприемлемые усилия на клеевом шве. По оценке Алека, если толщина обшивки превышает 3/4 дюйма, лодку следует либо законопатить конопаткой, либо обшить двумя обшивками в два склеенных слоя более или менее одинаковой толщины, со швами в шахматном порядке, а швы внешнего слоя проклеить по краям. Такая двойная обшивка — часто с внутренним слоем из кедра и внешним слоем из красного дерева — успешно использовалась в течение десятилетий для решения проблемы разрушения рамы и образования швов у однополосных корпусов из красного дерева.
Недостаточно сухой кедр может продолжать сжиматься, пока лодка строится — урок, который Алек усвоил на одной из первых лодок, которые он построил с помощью этого метода. Обшивка этой лодки, точная копия Herreshoff 12½, начатая в августе прошлого года, шла как по маслу, пока в начале зимы не включилась жара в мастерской, чрезмерно высушив обшивку. В одной доске образовался раскол. Вместо того, чтобы паниковать, строители провели циркулярной пилой по всей длине трещины, придав ей однородную форму сечения; они, конечно, были очень осторожны с настройкой глубины пилы, чтобы не поцарапать рамы по пути. Затем вклеили кедровую шпонку. Мы осмотрели эту лодку в день моего визита, и я не смог найти следов сплайна, а Алек не мог точно вспомнить, куда он его положил. Эта часть операции в середине сборки является хорошим предзнаменованием для лодок, которым в конечном итоге может потребоваться ремонт расщепленной доски.
Алек задается вопросом, что произойдет, если одна из его лодок останется вне воды, скажем, на четыре года на сухом бетонном полу. Он предполагает, что в середине нескольких нижних досок может образоваться трещина или две, и в этом случае эта трещина получит шлиц, такой как 12 1/2, упомянутые выше. Однако стоит отметить, что KITTY — первая лодка, построенная Artisan с использованием этого метода, — провела год без воды в сухом складском помещении без каких-либо повреждений. На самом деле, я видел ее во время своего визита, и она до сих пор выглядит так же хорошо, как и на том бот-шоу, где я впервые увидел ее в 2008 году.
Я спросил Алека, что бы он сделал, если бы ему пришлось заменить доску, и он уверенно ответил, что в большинстве случаев не нужно заменять доску целиком.