Своими руками смальта: смальтовая мозаичная плитка, техника укладки своими руками, стеклянные и керамические модели в интерьере

Содержание

мозаика из стекла: изготовление и применение в интерьере, как сделать панно своими руками в домашних условиях, как резать и чем пилить, цена материала

Смальта — это разновидность мозаики, выполненной из декоративного цветного стекла, которое отличается от обычного особой прочностью и непрозрачностью.

Для создания смальты часто вторично перерабатывают стеклянные отходы, которые не разлагаются в природе.

Поэтому изготовление смальты из стекла позволяет не только украшать интерьеры, но и внести вклад в дело сохранения экологии.

Сделать композицию из смальты можно своими руками, используя не только готовый материал, но и создав его самостоятельно из битого стекла.

Виды цветного стекла

  • Прозрачное имеет сильный блеск, чистый глубокий цвет, играет и переливается.
  • Опаловое обладает ярким цветом, отличается особым блеском и сочностью окрасок.
  • Пятнистое получают сплавлением стекол различных цветов.
  • Золотое и серебряное. Между двумя слоями стекла вкладывают необходимую пластинку.

Колор современный художник может подобрать из огромного количества оттенков, которые придают стеклу соли и окислы различных металлов. И все это – смальта стеклянная.

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Качества смальты

1. Она светится изнутри самого материала.

2. Очень долговечна (римские мозаики из смальты не потеряли за тысячелетия своей привлекательности). Она не боится сырости и морозов, что позволяет использовать ее как универсальный наружный и внутренний отделочный материал.

3. Традиционный размер элементов — 5 х 5 х 5 мм. Но это могут быть любые геометрические фигуры – овалы и разные многогранники. Чтобы получить такие формы, стекольную крошку разогревают и формуют. Теперь уже становится яснее, что такое смальта.

Смальта сама по себе довольно дорога, а ручной труд, который используется при изготовлении изделия, еще более повышает цену.

Колка смальты в домашних условиях и способы хранения

Самостоятельно смальта разделяется на мелкие кусочки своими руками при помощи колки. Данная методика наиболее оптимальна, чтобы впоследствии изготовить оригинальное панно или декорировать стену. Для этого понадобятся такие инструменты:

  1. молоток;
  2. кусачки;
  3. стол или металлические пластины с зубилом;
  4. защитные перчатки;
  5. защитные очки.

Листовая формованная смальта устанавливается между металлическими пластинами и зажимается тисками или струбциной. Важно проверить, чтобы материал был устойчиво зафиксирован на плоскости. После этого берут молоток или долото и резко ударяют по материалу. Не забудьте надеть перчатки и очки, ведь в процессе колки кусочки летят в разные стороны – есть риск пораниться.

Защитите помещение, в котором происходит работа, от детей. Мелкая крошка от смальты может повредить кожу ребенка по неосторожности.

Современные строительные магазины предлагают специальные гильотины, способные аккуратно расколоть цветное стекло. Стоят такие приспособления недешево, поэтому изготовить подобный станок лучше своими руками. Для этого понадобиться несколько деревянных реек, плоская доска и зубило. Необходимо соорудить своеобразный стол с бортиками из реек, а в центре него вставить зубило. Когда смальта будет принимать удар от молотка, кусочки будут оставаться внутри столика.

Хранить смальтовый материал, необходимо предварительно отсортировав по цвету. Для этого подойдут пластиковые контейнеры с крышками или подручные коробки от круп или соков. Не расстраивайтесь, если колотое стекло не подходит по размеру к панно – оно пригодится для будущих изделий. Наиболее оптимальная сортировка материала по оттенкам: черный с белым, цветные и золотистые.

История смальты

Ее история восходит к началу нашей эры, к древнему Риму. В него она пришла из Греции и именно через него широко распространилась. Римляне полюбили эффектный новый материал. Хотя, когда изготавливали стеклянные камешки, то далеко не всегда представляли, какими по цвету они получатся.


Технология не была отработана. Они любили выкладывать разноцветными камешками полы, стены своих вилл, дворцов и терм, также дорожки в садах. Но кроме смальты, часто использовались в мозаике небольшие камешки и галька. Эту технику можно применять как долговечную и очень эффектную и в наше время. Стена, потолок или пол из смальты преобразят вашу квартиру. А если ее использовать в домашнем тренажерном зале, то полу не будет износа.

Иное дело — Византия. В восточной римской империи мастера достигли значительных высот. Их работы по сравнению с античными более утонченны. Христианские храмы были богато орнаментированы.


На стенах создавались сложные композиции на темы, взятые из Библии. Оконные и дверные проемы также были изукрашены. Выкладка камней стала более изящной, камешки применялись мелкие. Широко использовалась золотая смальта в качестве фона. Разноцветная смальта стала основным приемом украшения. Из нее создавались панно из мозаики. В многочисленных мастерских выплавляли смальту. У мастеров были свои секреты, и число оттенков, которые они могли получить, было больше ста. Византия даже приняла закон, по которому вывоз смальты контролировало государство. К середине пятнадцатого века Византии не стало, и производство смальты продолжилось в Италии. Это было дорогое производство, и оно не получило широкого распространения.

Из чего изготовить мозаичные элементы своими руками?


Выполнить весь процесс по варке смальты можно только при наличии специального оборудования.

Чаще всего в домашних условиях готовят лишь фрагменты для будущей мозаики, раскалывая или разрезая уже готовую стеклянную плитку.

Продается смальта в магазинах для творчества.

В то же время за основу для самодельной мозаики можно взять любые подручные материалы:

  • остатки кафеля, битая посуда — для белой стеклянной мозаики;
  • бой пивных бутылок — для коричневой и зеленой;
  • бой прозрачного стекла, шлифованный и крашенный в любые цвета.

Мастера часто изготавливают смальту своими руками в домашних условиях, ведь не у всех есть средства на покупку этого дорогого материала.

На Руси и в России

Вместе с Крещением князья Киевской Руси обратили внимание на убранство своих церквей. Археологи нашли по крайней мере одну мастерскую по изготовлению смальт для изготовления икон.

В более позднее время изготовлением смальт занимался М.В. Ломоносов. Его работы не нашли в то время применения, хотя он полностью разработал варку стекла и укладку мозаики. Значительно позже, когда Огюст Монферанн построил Исаакиевский собор, то мозаика из смальты использовалась при изготовлении икон и других элементов собора, занимая около шестисот кв. м.


Еще один пример применения смальты связан с тяжелой датой – безвременной гибелью императора Александра III. Тогда был построен храм Спаса-на-Крови. Интерьер был заполнен мозаиками из смальты.

Что еще делают из смальты

Прежде всего, монументальные панно. Они могут быть расположены на стене или потолке. У стены украшается уличная часть, фасад, как правило, или внутренний интерьер. Если панно из мозаики, то его очень часто выкладывают из смальты.


На стене или потолке общественного здания это действительно выглядит очень величественно, особенно если художник заложил в него глубокое содержание, масштабное и основательное.

Самостоятельное изготовление панно

Научиться технике мозаики своими руками легко – для этого не потребуется никаких специализированных навыков. Однажды попробовав сделать картину или украсить стену в данной технике, можно навсегда влюбиться в мозаику смальтой.


Первоначально необходимо придумать эскиз: для этого подойдет как собственная фантазия, так и распечатки картинок.

Обратите внимание

Рисунок должен иметь крупные детали. Для начинающих работ использовать мелкие прорисовки сложно.

Алгоритм действий выглядит так:

  1. Создание рисунка. На данном этапе также продумываются все цвета и оттенки смальты, расположение и сочетания тонов.
  2. Перенос картинки. Желательно вырезать каждую деталь рисунка из картона, предварительно переведя их на кальку.
  3. Подбор смальты. На данном этапе необходимо набрать нужное количество сырья.
  4. Колка. Процесс осуществляется по мере надобности определенного цвета.
  5. Поверхность. Необходимо обеспечить доступ к поверхности, на которой будет осуществляться кладка. Если это огромное панно – расположите его на столе с возможностью подойти с любой стороны.
  6. Процесс укладки. Начинать работу лучше с центрального мотива – так легче видеть общую картину, складывающуюся в процессе.


Смальта укладывается на специальный клей, состоящий из двух компонентов. При работе непосредственно на стене – мозаику не редко кладут на цементный раствор. После завершения работ, швы на картине заполняются затиркой.

В советские времена

Яркими примерами применения панно из мозаики, собранной из смальты, являются станции московского метро. Для примера возьмем две: «Чеховскую» (1987) и «Киевскую» (1954). Пилоны, которые поддерживают своды на «Чеховской», незаметны. Облицовка сделана из белого мрамора. Зато путевые стены – настоящее произведение искусства. Они выполнены в стиле флорентийской мозаики и представляют нам сцены из произведений А. П. Чехова (см. выше). Совершенно иначе смотрится станция «Киевская».


На ней имеется восемнадцать помпезных пилонов, на которых прославляется украинский народ. А также работающие крестьяне и простые люди, которые встречают 1 Мая и День Победы. Нельзя не отметить панно из мозаики работы Павла Корина на станции «Новослободской». Оно называется «Мир во всем мире».


Величественная женщина (предполагают, что моделью была супруга архитектора этой станции), которая идет навстречу людям и держит на руках ребенка, изображена на фоне пятиконечной звезды, серпа и молота, золотых снопов из колосьев. Над головой вьются голуби. А был портрет Сталина, который сняли после XX съезда. Мир, таким образом, выражен в крупных обобщенных формах. Строители рассказывают легенду, что архитектор и художник, следуя традиции, заложили под первые стекла монетки. Группа Корина также работала на станции «Комсомольской-Кольцевой», исполнив 8 мозаичных панно. Это было в 1951 году, поэтому их общая тематика – победы русского народа в различных войнах. Примеров на станциях метрополитена можно привести еще очень много, потому что многие их них выглядят как дворцовые залы.

Разновидности мозаики

Большое разнообразие смальтовых видов мозаики позволяет поделить их на несколько групп. Каждая из указанных категорий отличается формой и типом выкладывания на поверхности.


Стоит рассмотреть основные виды мозаики, чтобы выбрать вариант для самостоятельного изготовления панно:

  • Византийская. Такой тип мозаики предполагает облицовку плоскости смальтой разных по размеру кусочков. Они укладываются близко друг к другу, швы заполняются затиркой контрастной по цвету или однотонной. Форма тессеров может быть разной, однако мастера стараются максимально подбирать похожие по очертаниям кусочки.
  • Инкрустация. Особый вид мозаики, при которой смальту органично вписывают на поверхность другой структуры. В качестве плоскости используют металл, дерево, бетон и другие материалы. Вставленное разноцветное стекло отличается элегантным внешним видом, а картины, создающиеся таким типом кладки, имеют повышенную стоимость.
  • Флорентийская. Подразумевает использование различных по размеру кусочков и по технике кладки, схожа с византийским типом. Единственное отличие – создание завершенных сюжетов, в основе которых заложены божественные и героические мотивы. Изготовить панно из смальты по типу флорентийской мозаики можно своими руками. Для этого необходимо заранее подобрать нужный сюжет.
  • Маркетри. Традиционно данный тип мозаики подразумевает инкрустацию шпоном, однако в современных изделиях применяется цветная смальта. Особенно красиво смотрится такая инкрустация на обеденных столах, журнальных столиках и шкатулках из дерева.

Существует 2 типа набора мозаики при облицовке. Первый вариант подразумевает прямой набор, при котором смальта укладывается на клей или цементный раствор лицом вверх.

Художник видит, какая картина складывается и в процессе изготовления можно корректировать детали. Обратный набор подразумевает укладку смальты лицом вниз, после чего сырье заливается специальной массой. Таким образом, можно добиться ровной плоскости с рисунком.

Прямой набор часто применяется для работы на месте, например при декорировании стены. Обратный вариант работы подходит в случае, если на место необходимо привезти готовый вариант панно.

Картины из смальты

Их смело можно помещать в ванные комнаты, кухню и, естественно, повесить в комнатах, холлах, прихожих. Это может быть как оригинальная тема, так и копия с картин известных русских и зарубежных мастеров.


В любом помещении картины из смальты смотрятся органично, чрезвычайно необычно и эффектно. К недостаткам можно отнести только их высокую цену. Но она оправдана стоимостью материала и тонкой, кропотливой ручной работы.

Эта древняя техника сейчас получает новое возрождение. Обновляя дизайн помещения, хорошо вспомнить о ней и воспользоваться ее неоспоримыми достоинствами.

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

НЕОБЫЧНАЯ МОЗАИКА: Как варят смальту?

Каждый человек, хотя бы раз в жизни, обязательно видел мозаику из смальты, даже если он не знал, что именно так называются эти цветные кубики из непрозрачного стекла.

Во многих  соборах стены украшены живописными мозаиками из смальты. А станции метро в Москве и Санкт Петербурге? Поднимите голову, и увидите замечательные мозаичные картины.



 



Барабанщик.
Фрагмент мозаики академика А. Быстрова в метро Петербурга


Первая в России мозаичная мастерская возникла еще при императорской академии художеств в Санкт Петербурге. Здесь же  варят смальту. Как? Это профессиональный секрет. Но журналисту «Радио России» Леониду Варебрусу повезло, он получил специальное разрешение и сделал репортаж из мозаичной мастерской Академии художеств.

Весь технологический процесс находится в руках мастера Павла Васильевича Степанова. Он рассказал что смальта совершенно не впитывает влагу, она крайне устойчива к погодным условиям, не меняет от времени цвет. Но самое главное качество смальты, известное еще со времен древней Греции — это возможность придавать ей любые оттенки.
В цеху стоят огромные печи, в которых и варится смальта. Каждый оттенок требует своего состава, а следовательно, должен вариться в отдельном сосуде. Варочная печь вмещает несколько маленьких горшков (тиглей) с разными сортами смальт. Варка занимает 3-4 часа.

Горячую смальту выливают на чугунную доску и раскатывают специальным металлическим валиком. Получаются неправильной формы «лепешки». Потом «лепешки» распиливают на бруски толщиной 1,5-2 см. А дальше за дело и берутся художники…  



В цехе смальтоварения.


Так варят смальту
Раскатка горячей «лепешки»
Остывающая смальта
Разноцветные «лепешки»


Художник-мозаичист, пользуясь специальными молотком и наковальней, превращает бруски в кусочки требуемой формы и размера. Работа мастеров крайне кропотлива, она требует огромного терпения — приходится не просто подбирать по величине каждый кусочек смальты, но и тщательно подбирать цвет. Работа над картиной иногда занимает несколько лет.

Петербургская мозаичная мастерская Академии художеств
Творческий процесс

Рождение мазаичной картины

  

Восстановление шедевров старых мастеров
Шедевры старых мастеров, середина 19 века

Смальта в строительстве и архитектуре.

Один из наиболее практичных и красивых видов мозаики – это смальта. Первые русские технологии изготовления стеклышек под этим названием разработал М.В.Ломоносов в середине 18 века. А самыми известными произведениями той поры стали огромные картины, украсившие Исаакиевский собор. Основные принципы создания смальты остались прежними, но современные способы производства внесли свои коррективы. Существенно расширены возможности применения новых методов обработки исходного сырья и материалов.

Смальта в архитектуре – это способ придания интерьеру или наружной отделке уникальность, изысканность. Этот вид мозаики практикуют при оформлении храмов, дворцов, общественных зданий. Почитатели классики и монументальности используют смальту в частных постройках. Смальтовой мозаикой отделывают участки стен, порталы каминов, бассейны, скульптуры. Из нее создают эксклюзивные панно, красивые картины.

Как получают смальту

Что такое смальта? По сути, это кусочки разноцветного стекла, только не обычного, а изготовленного по особой технологии.

  • Стекло измельчают почти до порошкообразного состояния.
  • Для придания цветового оттенка добавляют окиси металлов: кобальта, никеля, меди, железа, серебра, золота. Синтетические или органические красители не применяются.
  • Чтобы стеклышки получались непрозрачными, в сырьевую смесь добавляют мышьяк, сурьму или олово.
  • Полученную массу помещают в специальные печи, где она прессуется и спекается при температуре порядка 800°С.

Чтобы создать сплошной золотой или серебряный эффект, тонкую фольгу помещают между спекаемыми слоями стекла. Смальту с жилками или пятнышками получают в результате последовательного введения отдельных компонентов в процессе термической обработки.

Самодеятельные художники и любители что-то мастерить могут наладить изготовление смальты в домашней мастерской. Но для этого нужно иметь хотя бы маленькую стекловаренную печь, дробилку для измельчения стекла и необходимые компоненты.

Разновидности мозаики

Выпускается смальта для мозаики в виде сплошных пластин, отдельными кусочками, а также готовыми к укладке модулями на тонкой сетке. Каждый тип материала получил свое название и способ использования.

  1. Opus. Так называют кусочки смальты квадратной формы маленького размера. Их укладывают ровными рядами, получая поверхность строго геометрической формы. Можно использовать стеклышки одного цвета, но гораздо интереснее смотрятся такие полотна в переходящих тонах или разноцветные.
  2. Fusion. Данный тип стекла смальта наделен неправильными формами, камешки выглядят причудливыми многогранниками. Их любят художники и декораторы. поскольку есть где разгуляться фантазии. Сложные формы камней, преломляя световые лучи, дают необыкновенно красивую игру цветов и оттенков.
  3. Ravenna – это мозаика из смальты, для работы над которой используют квадратные камни разного размера, цвета, дизайна. Здесь совершенно отсутствует параллельная укладка стекол, при этом получаются интересные поля геометрической формы.
  4. Wall – техника укладки, напоминающая кирпичную кладку. В этом случае облицованная поверхность получается со строгой направленностью, вертикальной или горизонтальной.

Профессиональные художники, декораторы для создания мозаичных картин предпочитают использовать не отдельные камешки, а пластины. В процессе работы над узорами из смальты, от цельного полотна отламывают кусочки нужного размера. При необходимости обтачивают их, придавая нужную форму. При создании смальтовой отделки применяются камни не только строгих геометрических фигур, но также нестандартные – в виде осколков, неправильных трапеций, многоугольников.

Свойства смальты

Сложно переоценить качества мозаики из смальты. Помимо визуальной привлекательности и отличной совместимости с другими отделочными материалами, предметами мебели и декора, смальта обладает:

  • высокой стойкостью к резким перепадам температур;
  • минимальным водопоглощением, выдерживает длительное воздействие воды;
  • способностью выдерживать значительные температуры, пригодна для облицовки печей.

Со степенью износостойкости смальтовой мозаики не может сравниться даже самый твердый камень. Полы, изготовленные с использованием этого материала практически не истираются и служат много лет без изменения цвета и качества. О безграничном ассортименте цветов, форм, размеров мы уже упоминали выше. Недостаток у смальты есть, но только один – ее высокая стоимость. Но зачастую она бывает оправданна красотой отделки, ее долговечностью и уникальностью.

Набор картин из мозаики

Чтобы создать мозаичную картину, понадобятся такие инструменты для смальты:

  • кусачки дисковые и с режущими плоскостями:
  • молотки с колющей рабочей частью из закаленной стали или победита;
  • харди с подставкой для колки смальты.

Кроме того, надо приготовить клей (годится любой для стекла или плитки), а также затирку.

Для начала следует выбрать (нарисовать) эскиз или схему, желательно в натуральную величину. Выбрать способ изготовления смальты своими руками: прямой или обратный. В первом случае материал выкладывается лицевой стороной к себе. Во втором варианте, стеклышки выкладываются изнаночной стороной вверх на бумагу. По окончании работы, картину переворачивают, укрепляют на основу, а с лицевой части бумагу отмачивают водой и снимают. Процесс набора картинки в прямом варианте выполняется следующим образом:

  • Прежде всего делается подгонка. На подготовленный эскиз надо выложить все камешки, сделать нужную корректировку, чтобы композиция получилась такой, какой она видится дизайнеру.
  • Поверхность под мозаику должна быть ровной, ее необходимо тщательно отчистить, отмыть и высушить.
  • Затем нанести клеящий состав ровным тонким слоем.
  • Со схемы все кусочки смальты нужно аккуратно перенести на клей, осторожно вдавливая их в него.
  • После того, как последний камешек уложен, необходимо окончательно оценить свою работу. Если надо, то что-то изменить или поправить.

Теперь покрытие уплотняют, излишки клея удаляют. А после высыхания картину или панно можно отполировать мягкой салфеткой. В случае использования смальты для создания точных геометрических фигур, стыки между камешками заделывают затиркой подходящего цвета.

как приклеить мозаику на кухне своими руками?


Мозаика для кухни – это прекрасный способ сделать помещение более ярким, оригинальным и привлекательным. Чаще всего мозаику используют при выкладке фартука, однако ей можно найти и другое применение.

Где использовать мозаику?

Фартук. Под фартуком понимают часть стены, расположенную над рабочими поверхностями гарнитура в той части, где больше всего есть вероятность попадания брызг жира и капель: над раковиной, столом и плитой. Можно полностью выложить этот участок мозаикой в виде какого-нибудь простого орнамента либо цельной картиной из мелких деталей. А можно только часть стены, скомбинировав её с обычной плиткой.

Столешница – как ни странно, она прекрасно подойдёт для украшения столешниц. Поверхность, выполненная из этого материала, не боится ни перепадов температуры, ни влажности, ни химикатов, входящих в состав моющих средств.

Пол, выложенный мозаикой, тоже смотрится очень оригинально. Можно выложить рисунок по центру, можно полностью покрыть его разноцветными квадратиками или создать незамысловатый орнамент.

Стены и мебель. Кухня, сплошняком обклеенная мозаикой, будет выглядеть очень пёстро, а вот выделить с её помощью какую-нибудь зону либо часть стены будет вполне уместно. Некоторые из мозаики своими руками делают подоконники, барные стойки и фасады гарнитуров.


Какие материалы применяют?

Стекло – жаропрочный и устойчивый к воздействию агрессивных сред материал, прочный и долговечный. Фартук, выполненный из стеклянной мозаики, будет радовать глаз не один десяток лет. Благодаря эффектному преломлению лучей на солнце, богатству цветовой гаммы, этот материал смотрится очень эффектно.

Керамогранит – это очень прочный, экологичный, водостойкий, доступный по цене материал, устойчивый к температурным колебаниям. Как правило, мозаика из керамогранита идёт пастельных цветов, чаще всего её используют для покрытия пола.

Натуральный камень. Из натурального камня делают разноформатную мозаику: в виде квадратиков, прямоугольников, кружочков. Иногда даже оставляют мелкие рельефные камушки целиком. Плюс материала в том, что он практически вечный, минус – ограниченная цветовая гамма и высокая цена. Мозаика из натурального камня чаще всего бывает чёрной, коричневой или серой. В основном мелкие детали наклеивают на сетчатую основу, чтобы её легко можно было уложить своими руками.

Смальта делается из мелких частичек стекла, запрессованных под высокой температурой с добавлением оксидов металлов. Обладает широчайшей цветовой палитрой, ярче и насыщенней стекла. Фрески из смальты делали ещё в Древнем Риме, при этом к 21 веку они подошли, не потеряв ни целостности, ни красоты.

Процесс создания этого материала достаточно трудоёмок, поэтому стоит она дорого и редко встречается в гипермаркетах, торгующих стройматериалами. Гораздо чаще смальту можно найти в художественных магазинах – из неё делают декоративные панно и картины на стенах. Процесс выкладки достаточно трудоёмкий, поэтому мозаика из смальты сделанная своими руками, отнимает много времени и сил.

Керамика – очень распространённый материал, идеальный по соотношению цена-качество. Мозаика из керамики имеет бесчисленное число вариаций: из мелких и крупных кусочков, гладкая и рифлёная, состоящая из квадратиков или окружностей неправильной формы. Подходит для любых типов поверхностей.

Комбинированные материалы: натуральный камень + стекло, стекло + камень + металл и др. Такая мозаика смотрится очень ярко и броско. Гладкие блестящие детали разных форм сочетаются в ней с шероховатыми, яркие с тёмными, однотонные с разноцветными.

Металл. Последнее время набирает популярность мозаика из металла. Чаще всего состоит из мелких алюминиевых или стальных фрагментов, расположенных в определённой последовательности. Такая мозаика подойдёт для современной кухни в стиле хай-тек, она будет прекрасно сочетаться с бытовыми приборами из нержавейки, хромированными деталями в интерьере и пр.

Цвет и текстура

Разнообразие цветов мозаики просто огромно: белые, чёрные, красные, бирюзовый и др. Причём у каждого цвета можно встретить с десяток оттенков. Она может быть матовой, может быть глянцевой, гладкой и шершавой, состоять из крупных и мелких деталей. Помимо этого, большой популярностью у покупателей пользуются рисунки с дополнительными эффектами. Например, с перламутровым блеском, вкраплением драгметаллов или состоящая из зеркальных фрагментов. Такие «спецэффекты» придадут интерьеру оригинальность и изысканность.

Как укладывать мозаику?

Прошли времена, когда мастера годами своими руками составляли фрески из мельчайших деталей. В наши дни столь кропотливым трудом уже никто не захочет заниматься. Чтобы мозаику было легче клеить на поверхность своими руками, производители подкладывают под фрагменты специальную гибкую сетчатую основу. Таким образом покупатели приобретают уже готовые матрицы размерами от 10 до 25 см.

Мозаика на кухне укладывается в несколько этапов. Прежде чем клеить готовые фрагменты, необходимо подготовить стену – выровнять и загрунтовать. Чтобы составить чёткое представление о том, как будет выглядеть готовый рисунок, можно сделать компьютерный макет кухни с мозаикой, либо просто расчертить подготовленную стену карандашом, объединив матрицы с фрагментами в один блок, по несколько штук, для простоты.

Следующий этап – нанесение клея. Наносят его на стену, на небольшой участок с таким расчётом, чтобы за один приём можно было приклеить 2-3 матрицы. Излишки сразу убирают шпателем, поскольку засыхает он быстро. Чтобы приклеить мозаику на сетчатой основе, необходимо прижимать каждый сегмент, вдавливая сетку в клей резиновым шпателем или мягкой тряпицей. Важно следить, чтобы листы не сместились и между ними сохранялось одинаковое расстояние. Клей лучше всего брать белый, чтобы он не просвечивал через фрагменты мозаики.

На следующий день после наклеивания можно приступать к затирке швов. Перед этим необходимо своими руками удалить остатки клея, при помощи влажной губки или тряпки. Затирку наносят резиновым шпателем, заполняя швы. Поскольку сохнет она достаточно быстро, за один приём обрабатывают небольшой участок, чтобы успеть удалить излишки материала, пока он не застыл. Затирку стирают тоже влажной мягкой тряпкой или губкой, а если она успела засохнуть, можно применить чистящее средство, которое затем нужно смыть водой. Так, участок за участком обрабатывают всю стену.

Мозаика для кухни материал достаточно неприхотливый, она не требует специального ухода. Мыть её можно средствами, не содержащими абразивных частиц, точно так же, как и обычную керамическую плитку.

Мозаика. Виды мозаики и способы монтажа на стену

 Мозаика – одно из древнейших декоративных искусств, доставшееся нам от наших предков. Определить когда, где и кто первым предпринял попытку складывать разноцветные камешки в выразительные изображения, не представляется возможным. Мозаики находят на раскопках, практически, всех временных слоев, начиная от самых древних. Мозаику использовали древние шумеры и египтяне, создавшие первые государственные образования, мозаики Древних Греции и Рима поражают своим совершенством, а Византийская империя стала, фактически, вершиной мозаичного искусства, поскольку все без исключения дворцы императорской семьи, знати, да и дома просто богатых людей, наполнены мозаичными изображениями.

Не была забыта мозаика и в дальнейшем. Совершенствовалась техника ее создания, появлялись новые материалы. И как тут не вспомнить российского Леонардо да Винчи – Михаила Васильевича Ломоносова. Занимаясь разработкой теории создании стекла и способах его изготовления, Ломоносов, чтобы подтвердить правильность своих выводов, создавал из непрозрачных кусочков стекла – смальты – великие произведения искусства, к примеру, знаменитую «Полтавскую баталию».


 
Все кто видел эту мозаику и другие, которые создал Ломоносов, а также мозаики в Екатерининском дворце и Эрмитаже (хотя они создавались уже последователями Ломоносова), поражаются ювелирной точности совпадения кусочков стекла и точной передачей цветовых оттенков. Создается такое впечатление, что картина написана красками, а не создана с помощью отдельных кусочков стекла.

В настоящее время мозаики не менее популярны, чем в былые времена. Возможность украсить свои дома оригинальными мозаичными изображениями позволяют себе не только люди с достатком выше среднего, но в первую очередь люди небезразличные к атмосфере своего дома, и создающие мозаики своими руками. При этом они получают намного большее удовольствие, чем те, кто просто заплатил за мозаику в их доме. Да простят меня те, кто просто заплатил за работу.

Материалы для создания мозаики

Стекло.


 
Один из самых популярных, в настоящее время, материалов для изготовления мозаики. Конечно, используется не простое оконное стекло, а сваренное из смеси кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре около 1500 градусов. Кусочки стеклянной мозаики очень прочны, не боятся никакой химии, не боятся низких температур, обладают широчайшей цветовой гаммой. Используется для создания мозаик на кухнях, в ванной, в бассейнах, саунах, для облицовки печей и каминов.

Смальта.

Один из традиционных материалов для создания мозаики, который использовался на протяжении многих столетий. Смальта является непрозрачной разновидностью стекла. Технология создания смальты позволяет создавать элементы широкой цветовой гаммы различных текстур. Смальта обладает глубоким, насыщенным цветом и свойством внутреннего свечения, что придает мозаикам из смальты необыкновенную красоту.

Керамическая мозаика.


 
Данный вид материала очень напоминает керамическую плитку, но только небольшого размера. При этом плитки не обязательно должны быть квадратными. Они могут быть и круглыми, и овальными, и прямоугольными, и других форм. Цветовая гамма у керамики не такая богатая, как у стекла или смальты, но достаточная, чтобы создавать очень красивые панно или фоны. Керамика, также уступает стеклу в долговечности и износостойкости.

Мозаика из натурального камня.


 
Вероятно, самый дорогой материал для создания мозаики. Используются мрамор, туф, травертин, самоцветы – оникс, лазурит, яшма и т.п. Да и подобрать подходящие по цвету пластинки, достаточно, сложно. Тем не менее, мозаики из натурального камня необыкновенно хороши.

Металл.


  
Да, теперь и металл вошел в перечень материалов, из которых изготавливают мозаики. Металлическая мозаика состоит из двух частей – мягкого пластика и металлических форм из латуни или нержавейки. Поверхности делают гладкими, матовыми, с насечками или рисунками. Использование различных текстур и цветов, позволяет создавать эффектные мозаики.

Укладка мозаики своими руками

Конечно, как и любое дело, укладка мозаики требует определенных профессиональных навыков. Но есть люди, которые хотят сделать все своими руками, чтобы потом не кивать на чужого дядю, и никто им в этом праве отказать не может.
 Конечно, сотворить вот такой мозаичную композицию им вряд ли удастся, но создать фоновый рисунок вполне достижимо. 

Тем более, что и производители значительно облегчают этот процесс, выпуская мозаики на гибких листах размером, к примеру, 30х30 см или используя другой размер.


 
При этом технология укладки мозаики ничем не отличается от укладки керамической плитки, так как современна мозаика имеет основу – бумагу или сетку.  На этой сетке (бумаге) и закреплен определенный рисунок, элементы мозаики. Сетка (бумага) не дает смещаться одному элементу относительно другого, обеспечивает целостность. Итак, основные моменты.
 Сначала, это подготовка поверхности, на которую будет нанесена мозаика. Она должна быть чистой, оштукатуренной и прогрунтованной, без пыли и грязи, масленых пятен, кусков застывшей штукатурки и т.п. Затем производится разметка облицовываемой поверхности.


 
Вымеряется серединная линия, от которой необходимо производить наклеивание листов мозаики. Обрезные листы должны находиться по краям поверхности.
 Как правило, для грунтовки поверхностей используется грунтовка белого цвета. Клей также берется белого цвета. Это особенно актуально для стеклянной мозаики. Если цвет клея будет темный, то более темным станет и цвет кусочков мозаики.
 Шпателем с зубцами 3-5 мм наносится слой клея. Толщина слоя не более 10 мм.


 
По разметке укладываются листы мозаики. Необходимо следить за тем, чтобы зазор между листами был такого же размера, что и зазор между кусочками мозаики.


 
Кроме этого, не забываем следить за вертикальностью и горизонтальностью наклеиваемых листов с помощью уровня. После укладки листа, он слегка прибивается резиновым шпателем.
 Через некоторое время, когда клей подсохнет, бумага, на которой располагалась мозаика, смачивается водой и аккуратно снимается.  

Кроме мозаики, которая наклеивается на бумагу обратным способом, применяется изготовление мозаики на сетке. В этом случае, кусочки мозаики закрепляются на сетке, и лицевой стороной они направлены на вас. Приклеиваются такие блоки той стороной, где расположена сетка.

После полного высыхания клея, производится затирка швов мозаики и промывка мозаики водой.  

Как кроить мозаику на бумажной или сетчатой основе

 При необходимости в разрезании листов мозаики в размер, можно воспользоваться ножом или ножницами. Листы режутся между рядами (по бумаге или сетке).
 В случае если вам необходимо резать мозаичные элементы (что крайне редко), то вам необходима будет воспользоваться  «болгаркой» или отрезной машинкой с алмазным дисками. С их помощью можно разрезать листы полностью по телу элементов. Или используются специальные щипцы для колки мозаики. В этом случае придется каждый кусочек мозаики раскалывать отдельно.

Уход за мозаикой

Как правило, при уходе за мозаикой используются нейтральные моющие средства. Не рекомендуется использовать масла, воск, фтористоводородную кислоту.
 Вот, собственно и все. Надеемся, что наша статья поможет вам облагородить ваш дом или квартиру.  

«Мозаика, выложенная своими руками «. Мозаика из смальты и стекла, цементный клей, шпатель,затирка швов., Окна и остекление

В конце предыдущего разговора мы обещали начать сегодняшнюю встречу с беседы об укладке стеклянной мозаики. Раз обещали, значит, слово надо держать. Итак…

Если домашний мастер уверен в своих силах, и за его плечами есть опыт подобной работы, он может себе позволить не обращаться за помощью к плиточнику-облицовщику. Но, честно говоря, домашний умелец, однажды положивший плитку, может потерпеть фиаско в работе с мозаикой. Поэтому ему необходимо всё взвесить, прежде чем приступать к работе. В противном случае деньги, потраченные на материал, будут выброшены на ветер, да и времени, использованного на облицовку, никто домашнему мастеру не вернет. Как говорится — «думайте сами, решайте сами…».

О том, как самостоятельно выложить мозаику, мы разберем на примере мозаики, приклеенной лицевой стороной к тонкому картону или ткани, то есть, своеобразных «полотен». Но, прежде чем говорить непосредственно об облицовочном материале, нам следует разобраться в некоторых тонкостях подготовительной работы.

Как мы знаем, любая работа, связанная с облицовкой поверхностей, предполагает ее подготовку. Не является исключением и работа по облицовке полов, стен или потолка стеклянной мозаикой.

Поверхность, предназначенная для облицовки стеклянной мозаикой или мозаикой из смальты (будь то пол, стены или потолок), должна быть тщательно подготовлена. Мы не станем повторяться и подробно рассказывать об этапах подготовки поверхности, так как об этом уже говорилось в беседах о керамической плитке и керамограните. Заметим лишь, что во время подготовки пола рекомендуется использовать самовыравнивающиеся составы. Не все виды этих составов подходят для выравнивания стен, поэтому для вертикальных поверхностей желательно использовать сухую смесь.

Мозаика из смальты и стекла фиксируется на клей. Но далеко не каждый клей сможет удержать эти изделия на поверхностях. В связи с тем, что для таких материалов характерно отсутствие пористой поверхности, выбранный клей должен обладать повышенной адгезией, то есть в его составе должны присутствовать компоненты, обеспечивающие сцепление гладких материалов с поверхностями. О данной характеристике клеевого состава следует узнать у продавца этого вспомогательного материала. Для того, чтобы не мучить продавца рассказом о приобретенной мозаике и характере поверхности, достаточно запомнить, что для впитывающих влагу поверхностей следует приобретать двухкомпонентные цементные, а также эпоксидные клеи, а для невпитывающих поверхностей — двухкомпонентные полиуретановые клеи. Причем, для фиксации мозаичных изделий на полу следует приобретать эластичный клей, содержащий пластификаторы. Этот же вспомогательный материал необходим и для укладки мозаики на деревянные поверхности.

Что же касается цементных клеев, то они бывают серыми и белыми (да-да, как «гуси у бабуси»). И если для смальты, не обладающей прозрачностью, цвет клея особого значения не имеет, то для стеклянной мозаики следует использовать белый клеевой состав. В противном случае серый фон существенно повлияет на цвет изделия. Перед тем, как начать использовать цементные клеи, необходимо в их состав добавить латекс. О нем мы уже говорили, но для тех, кто не участвовал в наших предыдущих беседах, сообщим, что латекс, согласно БСЭ, это «млечный сок растений, жидкое содержимое млечных сосудов (млечников). Может быть прозрачным, молочно-белым, желтовато-коричневым, жёлтым или оранжевым». Не имея навыков разведения клея, домашний мастер может поставить под вопрос результат всей предстоящей работы. Это еще раз говорит о том, что обращение к профессионалу будет залогом успеха.

Смальтовая или стеклянная мозаики, предназначенные для облицовки фасада строения, нуждаются в специальном клее, адгезия которого превосходит адгезию клеевых составов, о которых говорилось выше. Использование специального клея вполне объяснимо, так как перепады температуры и воздействие на внешние стены осадков требуют более качественного сцепления отделочного материала с поверхностями. Для этих целей подходит двухкомпонентный цементополимерный клей.

Определившись с клеем и произведя тщательную подготовку поверхности, домашний мастер может приступать непосредственно к облицовочным работам. Для того, чтобы приклеенная к картону (ткани) мозаика, «оказавшись» на поверхности стены (пола, потолка), имела правильную геометрию, мастеру следует нанести на эти поверхности разметку, которая послужит ориентиром. После этого можно приступать к нанесению клея.

Для этой операции мастер должен использовать шпатель и после нанесения клея «пройтись» по этой массе шпателем, имеющим форму гребня. Площадь поверхности, на которую наносится клей, должна равняться или быть немногим больше площади «полотна» с мозаикой. В случае, если значительная часть поверхности будет покрыта клеем, те участки, на которые не будет приклеено «полотно», в скором времени покроются пленкой, что будет препятствовать дальнейшей облицовке.

«Полотно» с мозаикой следует прижать к обработанной клеем поверхности, не забывая смотреть на разметку. Для лучшей фиксации необходимо постучать по стеклянным фрагментам резиновым шпателем. Уложив несколько «полотен» мастер приступает к снятию тонкого картона (ткани), присутствующего на лицевой поверхности изделий. Для этого слой картона (ткани) следует смочить и, взяв подложку за угол, медленно (без резких движений) отделить ее от мозаики. До того, как клей высохнет, его следы на изделии необходимо удалить.

Затирку швов следует производить не раньше, чем через сутки после того, как материал занял свое место на поверхности. О том, как производится затирка швов, мы рассказывали в статьях, посвященных керамической плитке и керамограниту. Но при выборе затирающего средства необходимо проконсультироваться с производителем мозаики.

Уход за смальтовой и стеклянной мозаикой не требует особых усилий. Главное, чтобы в качестве чистящих средств не были использованы кислоты, воск и различные масла. Для поддержания чистоты изделия достаточно пользоваться обычными моющими средствами.

В следующий раз мы продолжим разговор о стекле, «участвующем» в индивидуальном строительстве и ремонте помещений.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: optomvse, uchm, keraflex, uralremstroy, arkadamg, grani-tm

Два вида плитки: мозаика и смальта

Предлагаем в данной статье рассмотреть такие виды плитки как Мозаика и Смальта.

Мозаика представляет собой керамические плитки малых размеров, которые можно выкладывать в любой последовательности и даже «выклеивать» ей декоративные элементы. Область, в которой может быть применена мозаика – очень велика, ей можно облицовывать стены в любых помещениях, декорировать пол или лестницы, выкладывать чаши бассейнов и т.д. В каждом варианте важно учесть уровень прочности маленьких плиток: они могут производиться как из керамики, стекла или смальты, так и из металла и керамогранита.

Мозаика – идеальный вариант, например, для создания рисунка в рамках основной плиточной композиции в ванной или на кухне. Использование ее в качестве самостоятельного покрытия также вполне возможно. С ее помощью без труда удастся облицевать закругленный внутренний или внешний угол.

Самым популярным вариантом мозаики является плитка, выполненная из стекла, она отличается высокой прочностью и устойчивостью к химикатам, высоким температурам и водонепроницаемостью. Эта плитка может отличаться по цветовой гамме, поэтому выбрать подходящий вариант не составит труда, однако стоит знать, что через прозрачные мозаичные кубики может просвечивать плиточный клей, поэтому их придется дополнительно окрашивать.

Выпускается в продажу стеклянная мозаичная плитка в форме обычной плитки, размер которых может быть 20х20 мм либо 10х10 мм. Чтобы наклеивать ее было удобно, плитки приклеены к клеящей сетке или бумаге разных форматов. После того, как плиточный клей схватится, основу снимают, а швы затирают.

Плитка из смальты представляет собой кусочки стеклянной плитки, выполненной по особой старинной технологии, в ходе которой кусочки стекла и окисей металлов расплавляются вместе длительное время.

По своим технологическим характеристикам смальта существенно превосходит обычное стекло, при этом не прозрачные виды смальты имеют необычно насыщенные цвета, в которых свет преломляется и придает помещению некую таинственность и даже элемент волшебства.

Мозаика из керамики – это, по сути, обычная плитка, но очень маленького размера. Если плитка имеет глазурованную поверхность, то ей обычно облицовывают ванные комнаты или бассейны, а не глазурованная может применяться в формате декора, при оформлении любого жилого или не жилого помещения.

Переведите «smälta» со шведского на хмонг с помощью Mate

Никогда больше не посещайте эту страницу

Загрузите приложение Mate для Mac, которое позволяет переводить прямо в Safari и других приложениях. Двойной щелчок — это все, что нужно. Присоединяйтесь к 800 000 человек, которые уже переводят быстрее.

попробовать бесплатно

Никогда больше не посещайте эту страницу

Загрузите приложение Mate для iPhone, которое позволяет переводить прямо в Safari, Mail, PDF-файлах и других приложениях. Без переключения приложений, без копирования и вставки. Присоединяйтесь к 800 000 человек, которые уже переводят быстрее.

Никогда больше не посещайте эту страницу

Получите расширение Mate для Chrome, чтобы переводить слова прямо на веб-страницах с помощью элегантного двойного щелчка. Или, выделив предложение. Или даже субтитры Netflix. Присоединяйтесь к 800 000 человек, которые уже переводят быстрее.

Получить бесплатно

Интересно, что значит «smälta»? Воспользуйтесь веб-переводчиком Mate, чтобы взглянуть на наши непревзойденные переводы со шведского на хмонг.

Мы сделали Mate красивым для macOS, iOS, Chrome, Firefox, Opera и Edge, так что вы можете переводить везде, где есть текст.Больше никаких приложений, переключения вкладок браузера или копирования и вставки.

Самые передовые возможности машинного перевода именно там, где они вам нужны. С легкостью переводите между шведским, хмонгом и 101 другим языком на любом веб-сайте и в любом приложении.

Нужен перевод на шведский ↔ хмонг? Mate вас прикрыл!

Вам нужно перевести электронное письмо, статью или веб-сайт со шведского или языка хмонг для вашего отпуска за границей или деловой поездки? Просто выберите этот текст, и Mate моментально переведет его.

Переводи тексты самостоятельно

Перестаньте обращаться к друзьям и агентствам, когда вам нужен быстрый перевод на шведский ↔ хмонг.Вооружитесь приложениями и расширениями Mate, чтобы делать это самостоятельно, быстрее и точнее. Наши приложения интегрируются в iPhone, iPad, Mac и Apple Watch на собственном уровне. Как будто это сделано Apple. Кроме того, вы можете дополнить свой любимый браузер нашими лучшими в своем классе расширениями для Safari, Chrome, Firefox, Opera и Edge.

Мы сделали все возможное, чтобы наше программное обеспечение для перевода выделялось среди других машинных переводчиков. Mate предназначен для сохранения смысла исходного текста и его основной идеи.Человеческие переводчики нашли свое соответствие — это Mate.

Если вы устали от копирования и вставки в Google, Yandex или Bing, попробуйте Mate. Он не только показывает вам переводы там, где они вам нужны, с помощью элегантного двойного щелчка, но и обеспечивает лучшую конфиденциальность. Мы не отслеживаем, не продаем и не жарим ваши данные. Ваши переводы принадлежат вам. Считайте нас вавилонской рыбой с завязанными глазами, которую превратили в кучу красивых приложений, чтобы прикрывать вас переводами.

Смальта, Ирак (2022)

Комментарии