Айрис фолдинг это – — . , — .

Содержание

Методическая разработка на тему: Техника айрис фолдинг

Приложение № 12

Основные этапы применения техники айрис фолдинг

1) На лист бумаги наносится рисунок (бумага, как правило, плотная).

Рисунок вырезается по контуру.


2) Подготавливается Iris-шаблон. Количество и расположение полосок на нём должно будет соответствовать количеству и расположению полосок на законченной работе. Каждая полоска на шаблоне отмечается цифрой с целью определения последовательности наклеивания этих самых полосок. Полоска №1 наклеивается первой. Далее — по возрастанию. Также айрис-шаблон может содержать подсказки, касающиеся, например, цвета приклеиваемой полоски.


3) Нарезаются полоски из цветной бумаги. Длина, ширина, цвет и количество полосок соответствуют требованиям, определяемым айрис-шаблоном. К тому же, полоски (каждую полоску), как правило, принято складывать вдоль вдвое, вчетверо и т.п., чтобы они получались толще и плотней, а край получался более ровным.

4) Полоски приклеиваются с обратной стороны бумаги, на которой вырезан рисунок, с наслоением (каждая последующая полоска частично накрывала предыдущую). Каждый шаг необходимо сверять с шаблоном.

nsportal.ru

Айрис фолдинг – что это такое, история создание этого вида творчества, особенности техники

В наше время известно много видов прикладного искусства, одним из которых является айрис фолдинг. Iiris folding – это техника работы с бумагой. Таким несложным мастерством при желании может овладеть каждый, для этого не требуются уникальные таланты или умения. Особенно нравится заниматься бумажными поделками детям.

Что такое айрис фолдинг?

С помощью такой техники можно создавать различные узоры, выкладывая разноцветные бумажные полоски в определенном порядке. Айрис фолдинг имеет и другое название – радужное складывание. Изображение, созданное таким способом, получается объемным, ведь полоски бумаги выкладывают с наслоением друг на друга. Лучше всего в технике айрис фолдинг получаются завитки, веера и спирали. Таким образом можно сделать уникальную открытку, панно или картину для украшения интерьера. Красиво и оригинально выглядят книги, оформленные в айрис фолдинг.

История айрис фолдинг

Эта техника складывания возникла среди голландских мастериц, которые при помощи картона и цветной бумаги начали создавать объемные спиральные изображения. Такие работы были похожи на диафрагму фотоаппарата, который использовался в те времена, и на радужку человеческого глаза. Так и возникло название iris folding, которое дословно переводится как «радужное складывание глаза». Поначалу таким способом декорировали поздравительные открытки. Постепенно эта техника, становясь все более разнообразной и сложной, разошлась по всему миру.

Техника айрис фолдинг

Работа в этой технике может выполняться в двух направлениях:

  1. Выкладывание бумажными полосками по готовым шаблонам.
  2. Создание шаблонов и дальнейшее их заполнение.

Начинающим мастерицам проще разобраться с вариантом на стандартных шаблонах, а рукодельницы со стажем могут разрабатывать собственные дизайны работ. Приобщить к творчеству ребенка, который будет охотно участвовать в создании необычной картинки для подарка или даже для украшения собственной комнаты. При изготовлении бумажных изделий требуется особая аккуратность, терпение и усидчивость, выработать которые поможет радужное складывание.

Этапы работы айрис фолдинг включают в себя заготовку материалов, заполнение шаблона и прикрепление изделия на основу. Кроме специальной бумаги, предназначенной для айрис фолдинг, поделки могут выполняться из цветной атласной ленты, кусочков разных тканей, засушенных листьев или комбинации этих материалов. Такие аппликации выглядят особенно оригинально и объемно.

Айрис фолдинг – материалы и инструменты

Как мы уже знаем, техника айрис фолдинг – это увлекательное занятие для тех, кто любит что-то создавать своими руками. Перед началом работы надо выбрать или сделать самостоятельно шаблон, заготовить необходимые элементы декора лицевой стороны изделия. Затем, определившись с тематикой, например, открытка ко дню рождения или Новому году, приготовьте все необходимые материалы и инструменты:

  • цветную бумагу разных оттенков;
  • плотный картон для основы;
  • ножницы;
  • линейку;
  • карандаш;
  • клей или скотч;
  • канцелярский нож;
  • скрепки.

Как сделать айрис фолдинг?

Решив создать оригинальную цветную аппликацию из полосок бумаги, лучше начать с простого рисунка, например, кленового листика. Последовательность работы в технике айрис фолдинг для начинающих выглядит так:

  1. Распечатываем шаблон на листе бумаги, переносим его на картон и вырезаем силуэт. Это будет основа нашей поделки.
  2. Прикладываем к шаблону лицевую сторону нашей картонной заготовки. Чтобы бумажная схема лежала ровно и не скользила, закрепляем ее скрепками.
  3. Из цветной бумаги нарезаем полоски шириной примерно 3 см. Каждую из них складываем вдоль пополам.
  4. Заготовки разных цветов можно отметить цифрами, а затем выкладывать их и приклеивать в соответствии с нумерацией, например, одну полоску цвета 1, затем полоску цвета 2 и так далее. Потом повторяем с оттенка 1 и так до полного заполнения шаблона. Можно испробовать и хаотичную укладку.
  5. Первые полоски фиксируем на основе, а последующие приклеиваем одной стороной к основе, а другой – к соседнему элементу.
  6. В середину аппликации наклеиваем квадрат, а изнанку работы закрываем листом белой бумаги. Можно еще сделать оригинальный чайник.

 

womanadvice.ru

Правила и приемы техники Айрис Фолдинг

Техника Айрис Фолдинг (Iris Folding) знакома многим. Красивые и объемные картины сразу привлекают внимание. Даже не зная, что это за метод и как он именуется, творческий человек легко отличит изделие, сделанное по данной методике. В принципе, совсем не сложно сотворить и свой собственный шедевр. Айрис фолдинг – это метод работы с цветной бумагой, оригинальный способ ее складывания. Цветные заготовки располагаются по спирали. Название дословно переводится как складывание радужной оболочки или же «радужное складывание». Работы в данной технике напоминают собой радужную оболочку глаза или (еще более наглядный пример) диафрагму фотокамеры. Отсюда и пошло название данной техники.

Техника айрис фолдинг, история которой отсчитывается с средины 20-го века, то есть на данный момент ей уже плюс-минус 70 лет, родилась на просторах красивой страны Голландии. Сегодня метод снова входит в моду и набирает все большую популярность среди мастеров, вплетаясь в современные техники декоративно-прикладного искусства. В настоящее время в качестве материалов используется не только традиционная цветная бумага, но и все виды самодельной, разнообразная скрап-бумага, оригами-бумага, различные декоративные картоны и даже ткань. Кроме основных материалов для работы нужны также и другие расходники. Минимальный набор – шаблоны для резки, схемы раскладки и подходящий клей (ПВА, силикатный, двухсторонний скотч).

Применение методики Айрис Фолдинг

И для мастеров, и для людей, которые не работают и не знакомы с данной техникой декоративно-прикладного искусства, «радужно сложенные» работы смотрятся необычно и привлекательно. Свое применение техника Айрис Фолдинг находит как в “чистом” своем виде, когда становится центральным элементом при изготовлении открыток, картин или титульных листов альбомов, так и в качестве дополняющего элемента, “украшательства” при смешении техник. Например, при изготовлении фотоальбомов или ежедневников, где ее декоративные элементы используются для скрапбукинга.

Стандартные шаблоны

Любая работа, выполняемая мастером в технике айрис фолдинг, представляет собой базовый шаблон либо композицию из нескольких шаблонов. Элементарные схемы накладываются заранее подготовленный тематический рисунок.  Шаблонами для начинающих ремесленников могут служить простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Техника айрис фолдинг

Основной элемент в технике – это треугольник или прямоугольник. Для создания рисунка необходимо подготовить достаточное количество элементов, различающихся по форме и размерам. Далее происходит процесс размещения на шаблоне, подгонка и склеивание.

Техника Айрис Фолдинг имеет простые базовые правила и приемы, однако благодаря разнообразию форм-трафаретов, которые ограничены лишь фантазией художника, и богатству материалов, она подходит как начинающим мастерам, так и тем, кто проводит развивающие занятия с детьми.

artolla.ru

мастер-класс для детей и подробная техника

Айрис фолдинг – это аппликация в технике складывания картинки из кусочков разноцветной бумаги, придуманная в Голландии. В переводе с английского языка такое искусство называется «радужные полоски». Смотрятся поделки очень оригинально и эффектно, но, чтобы научиться создавать красивые картинки или открытки, нужно понимать принцип работы.

Некоторые думают, что делать их очень сложно, поэтому не решаются попробовать. На самом деле работы в технике айрис фолдинг смогут создать даже дошкольники старшего возраста. Необходимо умение действовать по схеме, которую сначала может начертить воспитатель или родители дома, навыки работы с ножницами и бумагой, аккуратность и усидчивость.

В статье попробуем подробно объяснить правила работы: как нарисовать самостоятельно схему расположения полосок, порядок их наклеивания и оформление поделки в стиле айрис фолдинг. Занятие это очень увлекательное и развивающее. Дети в процессе работы учатся ориентироваться в пространстве, запоминают последовательность выкладывания, учат цифры, закрепляют цвета, познают качества выбранных для работы изделий.

Материал для поделок

За основу лучше всего брать цветной или белый картон. Сами полоски для складывания орнамента можно подбирать самые разные. Мастера используют цветную или глянцевую бумагу, листы с принтерным рисунком, некоторые пользуются атласными лентами, упаковочной бумагой, тонкой тканью. Красиво смотрятся поделки даже из прочитанных газет, нотных тетрадей, журнальных листочков. Верхняя часть картинки айрис фолдинга, закрывающая наклеенные полоски, должна быть также плотной. Если рядом с изображением планируется размещение дополнительных элементов, то их наклеивают в самом конце, когда основная работа закончена. Для работы над поделкой пригодятся клей ПВА, ножницы с острыми краями для вырезания контуров, скотч или канцелярские скрепки для удержания полосок, простой карандаш, копировальная бумага для перевода схемы (по желанию). С опытом получится рисовать схемы прямо по месту.

Принцип выполнения работы

Техника наклеивания полосок айрис фолдинг предусматривает предварительную работу. Сначала нужно обдумать, какой предмет будет изображаться на картинке, возьмем в качестве примера простой кружок или яйцо. Затем на листе картона рисуют контуры выбранной фигуры, и вырезается овал.

Получившееся отверстие служит «смотровым окошком», в котором будет видна вся красота айрис фолдинга. Открытка состоит их двух листочков, соединенных вместе. На нижней части поделки выкладывается схема и в порядке расположения чисел раскладываются полоски. По краям их прикрепляют скотчем или наклеивают ПВА. Самая сложная часть работы – это составление чертежа. Рассмотрим подробнее, как его правильно выполнить.

Как расчертить фигуру

В принципе, разбить поделку можно на любые секторы. Для детей айрис фолдинг подбирается самый легкий, то есть полоски размещаются с небольшим сдвигом по диагонали, чередуя цвета. Чаще всего по центру схемы рисуется квадрат или небольшой прямоугольник. Затем вся деталь разбивается на секторы и в каждом под линейку рисуют несколько частей. Красиво смотрятся элементы треугольной формы, но можно использовать и прямоугольники, и трапеции. Каждый сектор подписывается цифрами, соответствующими порядку наклеивания полосок. Отдельно на листочке выписывают, какой цвет должен иметь каждый сектор. Так делать поделки гораздо легче. Дальше рассмотрим несколько образцов айрис фолдинга для начинающих, чтобы понятнее было разобраться новичкам.

Простая поделка для детей

В качестве новогодней открытки в детском саду или начальной школе можно ребятам предложить сделать колпак Санта Клауса. Расчертить такую открытку несложно, нужно начинать с середины шапки, перед сгибом. Линии расходятся в разные стороны по типу лучей солнца. Нарезаются полосы прямоугольной формы, и каждая складывается пополам по длинной стороне.

Наклеивание производится сверху вниз, полосы выкладываются по линиям схемы с чередованием элементов однотонных и цветных. Когда весь чертеж заклеен по номерам, работа переворачивается и накладывается верхний лист из картона с вырезанным отверстием аналогичной формы. Декорируется поделка помпоном и полоской из ваты. Пустоты заклеиваются снежинками или звездочками из фольги.

Пасхальное яйцо

Это более сложная работа, поэтому мастер айрис фолдинга делает ее более внимательно. Схема выкладывания полос берется уже стандартная для этого вида искусства, то есть квадрат по центру и треугольники, расположенные по спирали вокруг него. Полосы собираются складыванием пополам из трех видов плотной бумаги разной расцветки. Основная часть конструкции собирается из темно-бордовой и светло-розовой бумаги. Цифры на схеме подписывают, начиная с краев, таким же образом поделка и собирается. Размещаются по одной полоске со всех 4 сторон, затем над каждой сверху клеится еще по одной. Таким образом заполняется весь участок открытого пространства. Центр заклеивается квадратом розового цвета.

Открытка в технике айрис фолдинг будет незаконченной, если мы просто закроем поделку верхним листочком с отверстием. Нужно обязательно декорировать пустые уголки. В нашем образце прикреплены по диагонали объемные цветочки, а с боков нарисованы звездочки. Пасхальную открытку ребенок может сделать для любимого учителя, а взрослые таким способом украсят комнату к празднику.

Новогодняя елочка

Оригинальная елочка будет отлично смотреться и в виде открытки, и в качестве настенной картины. На основание кладется стандартная схема айрис фолдинга.

Сначала выкладывают согнутые пополам полоски вокруг центральной детали. Их располагают всегда сгибами вовнутрь, причем они должны перекрывать предыдущую деталь на 3 мм, тогда не будут видны стыки разных видов бумаги. Рисунок из полосок выкладывается обычно по часовой стрелке. Обратите внимание, что на ветках елки полоски бумаги проходят через несколько деталей. На схеме это нужно учесть и обозначить их одной цифрой. Ширина используемой бумаги выбирается на глаз. Если деталь широкая, то и отрезок вырезается больший, и наоборот. В последнюю очередь серединка заклеивается темно-зеленой бумагой.

Когда заполнена вся схема, то закрывается верхний слой и декорируется поделка мелкими деталями — звездой сверху и стволом из гофрированной бумаги снизу.

Открытка маме на 8 Марта

Для создания такой интересной открытки нужно взять вместо полосок бумаги ленты сиреневого и золотистого цветов. Нарисовав контуры платья, чертят схему расположения тонких полос ткани, начиная с лифа и бретелей. Потом чертят линии по диагонали от верхней части платья до середины подола. Оставшееся пространство занимают полосы, нарисованные по типу лучиков с противоположного бока подола. При наклеивании самой ленты нужно действовать таким же образом. Начинается приклеивание сверху, выкладывается золотого цвета лиф. Потом прикрепляют на ПВА сиреневые полосы от лифа вниз. В последнюю очередь занимаются оформлением нижней части платья, чередуются полосы золотые и сиреневые. В месте соединения лучиков прикрепляется бантик. Вырезая контуры поделки на белой плотной бумаге, снизу сделайте волнистый край.

Поделка несложная, а за счет красивого расположения и чередования элементов смотрится эффектно.

Схема другого варианта платья

Можно в подарок бабушке оформить подобную работу, только схему составить другую и взять вместо ткани цветную бумагу с мелкими цветочками и для чередования полосок однотонную.

Схему легко начертит даже младший школьник, так как линии все ровные и прямые. Прикреплять детали нужно по порядку, обозначенному цифрами на каждом секторе.

Схема котенка

Начинается черчение схемы удлиненной фигуры животного с центрального ромба, дальше соединяются линиями вершины углов данной фигуры. Получается уже больший четырехугольник, аналогично чертится еще один. Потом туловище разделяется полукруглой линией на две части, которые также делятся на секторы. Когда все расчерчено, нужно взять полоску бумаги и приложить к частям схемы. Сразу становится понятным, что линия ушей достигает и кончика хвоста. Поэтому ставят цифру 2 в двух секторах. То же самое произойдет, если приложить полоску на лапки. Отмечают цифры 12 и 13 соответственно в двух элементах.

После того как проставлена последовательность наклеивания, на отдельном листе нужно выписать все цифры и надписать цвета, выбранные для оформления каждого сектора. Рассмотрим, что получится в результате на схожем варианте айрис фолдинга.

Сидящая кошка

Выполнена работа по схеме из двух цветов плотной бумаги. Это чисто белая и с рисунком. Чтобы выделить невзрачные цвета полосок, верхний фон наклеивается из черного картона.

Традиционно для данной техники работа проводится с краев и заканчивается центральным квадратным элементом, все размещение деталей происходит по часовой стрелке. Можно дополнить работу наклеенными глазами и носом. Можно прикрепить усы на черном фоне.

«Валентинка» для любимого

На День святого Валентина, который уже традиционно отмечают многие и в нашей стране, преподносят любимым сердечко. Если вам понравилась техника складывания полосок бумаги по спирали, то попробуйте сделать подарок в айрис фолдинге. Мастер-класс читайте дальше.

Подберем для сердца розовую, красную и бордовую цветную бумагу. Схемой воспользуемся стандартной, а именно с квадратом посередине. Отличие этой работы от остальных заключается в том, что центральный квадрат в конце не заклеивается, так как фоновая бумага имеет бордовый цвет, то серединка остается пустой. Красиво смотрится поделка еще и за счет смещения нижней и верхней основы. По углам наклеивают цветочки.

Как видите, работа не слишком сложная, но увлекательная. Поэтому будьте готовы к тому, что, собрав картинку однажды, вам захочется делать открытки снова и снова. Удачи и творческих успехов!

fb.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: Мастер-класс для родителей «Айрис фолдинг»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Байр» с.Яшалта  Республики Калмыкия

Мастер-класс для   родителей

«Айрис-фолдинг — радужное складывание»

Подготовила: Леванова С.Д.  первая  квалификационная  категория.

Задачи: Дать участникам мастер-класса теоретические, практические знания о работе в технике айрис – фолдинг и возможности применения ее на практике. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития творческого потенциала. Распространение педагогического опыта.

Ход: Здравствуйте, уважаемые родители! Наш мастер-класс  посвящен  художественному  творчеству. Творчество — это одно из немногих видов деятельности, которое доставляет огромное удовольствие во время работы, создает внутреннюю гармонию и способствует сближению людей (если говорить о групповых или семейных занятиях).  

На сегодня известно много видов техник прикладного творчества. Я хочу рассказать вам о новом  виде аппликации  — технике «Айрис Фолдинг». Это направление в последнее время набирает все большую популярность, как среди дизайнеров, так и среди  педагогов, родителей и детей. Радуга цветных полосок Айрис-фолдинга покорила многих своей необыкновенной яркостью, цветосочетанием, позитивом. В ДОУ  эта  техника  может  использоваться    работе  с детьми старшего дошкольного возраста. Работа  в  этой  технике  развивает  мелкую  моторику,  формирует  воображение, раскрывает  творческий  потенциал. Ребенок учится аккуратности в работе и становится более усидчивым.  

Сегодня  я хочу поделиться с Вами опытом работы «радужного складывания» — айрис – фолдинг. Айрис-фолдинг необычная техника, называемая также «радужное складывание», появилась впервые в Голландии. Мастера этой страны накладывали полосы разноцветной бумаги под строгим определенным углом с помощью специальных шаблонов. Готовые работы выглядят ярко и восхитительно. Кажется, что повторить такое просто невозможно. В действительности техника айрис-фолдинга не так сложна, как кажется на первый взгляд. При выполнении работ в данной технике требуются: внимание, аккуратность и терпение. Благодаря данной технике появляется дополнительная уникальная возможность украсить блокноты, коллажи, альбомные странички и поздравительные открытки новыми яркими декоративными деталями  и  элементами.

Хочу отметить, что работать можно не только с обычной цветной бумагой, но и фольгой, бархатной бумагой, журнальными  страницами  и т.д.

 При создании открытки или любой другой работы в технике айрис-фолдинг потребуется разработка шаблона, подготовленные нарезанные листы бумаги или ткани, подложка для оформления контура, клей и бумага или готовая заготовка для открытки (альбома).

На айрис-схеме нанесены линии и цифры. Линии обозначают границы раскладки полосок, цифры – последовательность их наклеивания.

Для работы понадобятся:

Белый картон

Цветная бумага

Клей или  скотч

Ножницы

Простой карандаш

Линейка

Ход работы:

Выбираем четыре разных цвета бумаги. Режем цветную бумагу на полоски, шириной 4 см, а затем сворачиваем пополам каждую полоску.

На  картоне вырезаем трафарет тюльпана.

На альбомном листе рисуем схему.

Накладываем трафарет на схему лицевой стороной вниз и закрепляем. Намазываем края полосочек клеем. Начинаем выкладывать полоски цветной бумаги по часовой стрелке, строго по схеме, чтобы одна полосочка заходила за другую. Важно: сгибом к центру цветка.

Заклеиваем всю схему и аналогичным образом клеим листочек и стебель.

Изнанку работы закрываем альбомным листом бумаги и переворачиваем. Поделка готова!

Итог: Какие красивые у нас получились работы. Вы молодцы!

Пусть рельефный тюльпан из бумаги, который вы выполнили,  принесёт вам  ощущение весны, счастья, а может быть, вы подарите свою работу тому человеку, которому желаете добра.

Цветы — это символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному.

nsportal.ru

Айрис фолдинг — радужное складывание

Iris Folding (айрис фолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. При этом схемы для айрис фолдинг достаточно просто сделать самим – надо лишь знать некоторые принципы их изготовления.

Давайте поподробнее познакомимся с техникой айрисфолдинг. Изображения, выполненные в данной технике, напоминают закрученную спираль.Техника очень проста в исполнении.

Для украшения альбома будут интересны такие вот интересные поделки — в технике айрис фолдинг. Эта техника не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Просто будьте внимательны и аккуратны. Здесь в фотогалерее приведено много интересных шаблонов и схем. используйте их. Успехов и вдохновения! 

Займитесь с детьми очень интересным видом творчества — айрис фолдингом.

Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также «радужным складыванием». Её принцип заключается в следующем:

  1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.

  2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответсвии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.

  3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

  4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.


Существует специальная бумага, предназначенная для занятий айрис фолдингом. Но если у Вас ее нет, то подойдет и обычная цветная. Так же для поделок может быть использованна ткань, упаковочная бумага, страницы страрых глянцевых журналов, цветочная бумага и многое другое. Все зависит только от вашей фантазии. Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми айрис-шаблонами. Можно воспользоваться готовыми схемами.

Научимся сами: для этого необходимо выбрать геометрическую фигуру, наиболее подходящую для Вашего рисунка – квадрат, треугольник, прямоугольник, многогранник… Вооружаемся линейкой, карандашом, рисунком и приступаем!

Учимся строить шаблон:

Научимся сами: для этого необходимо выбрать геометрическую фигуру, наиболее подходящую для Вашего рисунка – квадрат, треугольник, прямоугольник, многогранник… Вооружаемся линейкой, карандашом, рисунком и приступаем!

Для примера берём популярного мультяшного героя – Кроша, участника мультфильма «Смешарики”.

Теперь, вооружившись линейкой и карандашом, начинаем построение. Уши и лапы зверька разлиновываем примерно с одинаковым шагом, в том порядке и направлении, в котором нам самим это кажется наиболее подходящим вариантом. Далее рисуем квадрат таким образом, чтобы каждая его сторона проходила через туловище нашего героя. Тут квадрат получился со стороной 10,5 см. Можно выбрать любую другую геометрическую форму – треугольник, многоугольник – кому как нравится.

Далее на каждой стороне квадрата откладываем ширину шага. Обычно он равен 10-15 мм, но вы можете варьировать ее по собственному усмотрению.

Получившиеся точки соединяем прямыми линиями.

Нумеруем полученные отрезки по принципу закручивания спирали. Это во многом упростит нашу последующую работу. На получившемся маленьком квадрате снова откладываем ширину нашего шага. И так до тех пор, пока внутри не останется маленький квадратик – элемент iris. Вот что у нас получилось. 

Стрелочками на ушах и лапах показано направление хода работы. Вы можете сделать и наоборот.

Распечатывает его на изнаночной (НЕ ЦВЕТНОЙ!) стороне плотного картона. Затем аккуратно, по контуру, вырезаем рисунок ножницами. Подкладываем снизу нашу схему и фиксируем два листа скрепками по бокам. Готовим полоски бумаги. Необходимо определиться, сколько цветов будет у Вашей зверюшки. Нарезаем цветную бумагу голубого цвета на полоски, равные шир. шага 2 . В нашем варианте это 15мм 2 = 30 мм. Полосок нужно много, поэтому не скупитесь. Остатки обязательно пригодятся Вам в последующих работах.

Длина полоски должна быть такой, чтобы пройти через весь рисунок, с захлестом около 1 см на верх и низ картинки (чтобы ее можно было свободно прикрепить). Затем каждую полоску складываем вдоль пополам, цветной стороной вверх. Теперь нужно определиться, что мы будем использовать в качестве клея.

Вариантов несколько:

  1. Сам клей – ПВА, казеиновый и пр.
  2. Двусторонний скотч;
  3. Обычный скотч.

Как правило, предпочтение отдается третьему варианту, т.к. избытки клея быстро пачкают наружнюю сторону поделки, искажая всю красоту. Начинаем заполнять рисунок полосками, аккуратно приклеивая каждую по краям скотчем. Затем приклеиваем бровки, глазки, ротик и носик. И все.

www.hnh.ru

Статья по теме: Айрис фолдинг – новая страница азбуки бумажного творчества

Айрис фолдинг – новая страница азбуки бумажного творчества

Бумага — один из самых простых, доступных и универсальных материалов для детского творчества. Именно поэтому в детском художественном творчестве, особенно для начинающих, такому материалу как бумага заслуженно отводится особое место. Существует огромное количество апробированных вариантов обучения детей работе с бумагой. Каждый из них имеет свои возможности и средства. Однако система дополнительного образования не может развиваться без поиска нового содержания. Тем не менее, анализ рабочих программ кружков и студий декоративно-прикладного направления, нацеленных на обучение младших школьников художественной деятельности с бумагой показывает: программы, как правило, имеют традиционное содержание и, нередко, дублируют содержание школьного курса уроков ИЗО и трудового обучения.  В этой статье я хочу привлечь внимание коллег к интересной, но при этом редко используемой  художественной технике — айрис фолдинг. 

Айрис фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Суть ее можно описать в двух словах. На листе картона или плотной бумаги рисуется контур какой-либо фигуры. По нарисованному контуру вырезается отверстие, которое с изнанки листа заполняется полосками сложенной вдвое цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. При этом полоски слегка накладываются друг на друга и фиксируются любым клеящим материалом. Просто, но очень красиво. Эффектно. Обычно полоски бумаги накладываются под углом в виде закручивающейся спирали. Этим и объясняется странное на первый взгляд название художественной техники — работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями  бумажных поделок. 

Мой выбор остановился на этой художественной технике потому, что она отвечала целому ряду требований. Во-первых, я всегда отдаю предпочтение нетрадиционным техниками и приёмам изобразительной деятельности, поскольку считаю, что в рамках системы дополнительного образования необходимо расширять диапазон представления ребенка о возможностях художественного творчества. Ни к чему дублировать школу.  Вторая причина: исключительная простота техники. В кружок ДПИ нет отбора детей, принимаются все желающие независимо от природных задатков и приобретенных навыков. Естественно, нередко сравнивая собственные успехи с успехами других, ребенок разочаровывается. А поскольку для любого ребенка очень значимо быть признанным в обществе сверстников (порой признание одноклассников важнее, чем успешность в учебе), то таким детям необходимо было предложить вид художественной деятельности, в котором наличие фантазии, аккуратности и трудолюбия уже гарантирует результат. Я постоянно искала технику, в которой любой ребенок может быть успешен, независимо от наличия или отсутствия художественных способностей. Айрис фолдинг отвечает этим требованиям. Задания понятны для восприятия, занимательны и имеют окончательный результат, как правило, уже на самом занятии. При желании работу можно усложнить, что мы и практикуем, но это уже с учетом индивидуальности ребенка. И еще один плюс в пользу айрис фолдинг: она не требует никаких особых условий деятельности. Для работы в этой технике используется стандартная материальная база. Используемые материалы: цветная бумага, цветной картон, клей или скотч. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов и многое другое. Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка.

Первоначально, в качестве эксперимента, в программу кружка ДПИ было включено знакомство с отдельными элементами художественной техники. В первый год знакомства с этой новой для нас художественной техникой мы работали по готовым схемам. Работа по готовой схеме не представляет для детей сложности. На первых порах выбираются достаточно простые схемы. При выборе схем для  ознакомительного занятия можно руководствоваться следующими критериями отбора:

— центральный элемент схемы должен иметь форму треугольника. В этом случае в работе используются только три цвета полосок, что облегчает ребенку понимание в процессе объяснения педагога;

— количество используемых при выполнении работы полосок должно быть минимальным, для того чтобы ребенок мог выполнить работу в течение одного часа занятий.

  В качестве примера приведу те схемы, которые были использованы мной на самых первых занятиях при знакомстве с новой художественной техникой. Причем, для упрощения объяснения, всей группе детей предлагалось выполнить работу по одной и той же схеме.

   

         

Во время выполнения работы дети придерживаются пошаговой инструкции:

Положить схему лицевой стороной вверх на обратную сторону картона, обвести.

Вырезать отверстие по обведенному контуру.

Согнуть каждую полоску вдоль, так чтобы лицевая (цветная) сторона была снаружи.

Рассортировать полоски по цвету.

Положить картон обратной стороной вверх, подложить схему, лицевой стороной вверх, в вырезанное место на картонке. Рекомендуется картонку закрепить, то есть приклеить липкой, снимающейся лентой к рабочей поверхности.

Приклеить липкой лентой или двусторонним скотчем полоску, закрывающую сектор 1. При выборе цвета руководствоваться цветом приведенном в схеме-образце.

Последующие полоски приклеивать согласно схемы-образца строго придерживаясь указанной на ней последовательности. Липкая лента должна касаться только картона или других полосок. Она никогда не должна касаться схемы. Полоски сгибом должны всегда идти внутрь схемы.

После того, как будут наклеены все полоски, окошечко, оставшееся посередине, заклеить голографической или другой, подходящей по цвету бумагой.

Убрать схему. Перевернуть работу лицевой стороной вверх. При необходимости доработать композицию аппликативно

Успешно справляясь с работой по готовым схемам, мои воспитанники все чаще стали проявлять инициативу по переработке предложенной схемы, как правило, усложняя ее, а впоследствии занялись разработкой собственных схем. На фотографиях вы видите работы выполненные воспитанниками кружка по самостоятельно разработанным схемам.

           

 «Подарок дальневосточной тайги». Работа стала призером Конкурса-выставки МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: ВЕЛИКИЙ ТИХИЙ ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ». 2012 г.

Художественная техника айрис фолдинг оказалась высоко востребованной кружковцами. Дети проявили к ней не кратковременный, а устойчивый интерес. В следующем учебном году доля времени, отведенного на знакомство с данной художественной техникой, была увеличена. Результаты обнадеживали: техника полюбилась детям и на выставках художественного творчества была высоко оценена за художественные достоинства. Кроме того она воспринималась зрителями как что-то новое, не избитое.  В результате осмысления итогов работы, возникла мысль выделить обучение  данной художественной технике в отдельный курс с углубленным подходом. Поэтому, с учетом высокой востребованости художественной техники айрис фолдинг, мной была написана отдельная авторская дополнительная образовательная программа «Айрис фолдинг – радуга из бумаги».

 Программа может быть использована при организации работы кружков и студий художественной направленности в системе дополнительного образования детей. Частичное использование программы возможно в школах на уроках ИЗО и трудового обучения, при организации досуга в группе продленного дня, а также в летних оздоровительных лагерях.

В мае 2012 года авторская образовательная программа «Айрис фолдинг – радуга из бумаги» была представлена мной для участия в краевом этапе первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи. Программа стала призером краевого этапа , а затем вошла в число победителей  первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи в номинации «Детские дома и школы-интернаты».

С полным текстом программы можно ознакомиться на сайте ПЕДСОВЕТ.ORG  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,81109/.          Поскольку техника нетрадиционна и нуждается в комментариях, подробно технологический процесс создания изображения в данной художественной технике изложен в разделе программы «Приложение 1». Там же изложены практические советы и рекомендации по работе в данной художественной технике, предлагаются готовые, в том числе базовые, схемы, объясняется используемая терминология, прилагаются фотографии работ, выполненных воспитанниками.

При разработке курса обучения основные сложности были связаны с полным отсутствием литературы  по данной теме на русском языке. Русскоязычный Интернет представляет образцы готовых изделий и айрис-шаблоны, как правило, заимствованные у западноевропейских авторов. Несложно найти мастер-классы, иллюстрирующие процесс изготовления изделия по айрис-шаблону. Однако этих сведений достаточно лишь для фрагментарного знакомства с техникой, но никак не для построения долгосрочного курса обучения. Отсутствует системный подход к обучению. Подробное знакомство с англоязычными источниками в сети Интернет также не дало ожидаемого результата. На многочисленных сайтах, посвященных данному виду художественного творчества, приводятся примеры готовых работ, реже бесплатные шаблоны или ссылки на возможность купить айрис-шаблон.

 Авторская программа «Айрис фолдинг – радуга из бумаги» – попытка систематизации технологических приемов, используемых при создании изделий в художественной технике айрис фолдинг, и построения логичной, последовательной системы творческого освоения этих приемов. Авторская терминология, встречающаяся в тексте содержания программы («разделительная полоса двойного сложения», «сложение уголком», способы выкладывания полос «веер», «елочка» и т.д.) сложилась в ходе практических занятий, так как необходимо было каким-то образом назвать технологические приемы. При этом дети выступили в качестве соавторов.

          Круг тем, предлагаемых при выполнении практических работ, широк и разнообразен. Темы практических занятий соотнесены со временем года и, как правило, взаимосвязаны. Поскольку любое внешкольное обучение детей должно способствовать формированию культурно-исторической памяти, укреплять чувство национального достоинства и любовь к Родине, то и данная программа предлагает использовать европейскую по происхождению художественную технику для создания изображений, тематически привязанных к русским национальным корням. В программу включен целый ряд заданий по созданию декоративных композиций на тему русской истории, культуры, быта («Деревня», «Силуэты русского народного костюма», «Кто с мечом к нам придет…», «Храм над рекой», и др.). Также присутствует обращение к теме «Моя малая родина – Дальний Восток».

          В связи с тем, что айрис фолдинг, как и любая другая художественная техника, имеет в силу своих особенностей ограничения в применении, особое место в программе уделяется ее сочетанию с другими художественными техниками (аппликация, художественное вырезание из бумаги, мозаика из бумаги, квиллинг и др.). Система учебно-творческих заданий выстроена таким образом, что дети постоянно широко используют те знания и навыки, которые они получили в школе на уроках ИЗО и трудового обучения. При выполнении практических заданий, наряду с художественной техникой айрис фолдинг, воспитанники активно используют все художественные техники, знакомые им по школьному курсу. В ходе обучения дети должны научиться делать правильный, обоснованный выбор в пользу применения той или иной художественной техники при изображении отдельных элементов декоративной композиции. Результат обучения по программе нацелен на активное использование в художественном творчестве техники айрис фолдинг, применение ее, наряду с традиционными, при создании неординарных авторских работ.

Так как техника была предварительно апробирована, то сложностей при реализации программы не возникло. Тем не менее, по ходу реализации программы велась доработка отдельных тем, вносились  некоторые изменения, инициированные детьми. Углубленный подход к изучению техники айрис фолдинг на практике подтвердил широкие возможности ее  творческого освоения. Практическая реализация программы показала: создание собственных схем —  занятие вполне доступное детям. Необходимость самостоятельной разработки айрис-шаблонов была, кроме того, продиктована ограниченным количеством готовых схем и высокой стоимостью интернет-рассылки. Хочется также отметить, что при реализации данного курса была расширена традиционная  сфера применения техники. Обычно данная художественная техника используется при изготовлении открыток ручной работы, как элемент дизайна подарочной упаковки, а также в скрапбукинге, как декоративный элемент при оформлении фотоальбомов, блокнотов. Опыт работы показал: техника успешно может использоваться при изготовлении декоративных панно, в том числе и крупноформатных, в сочетании с другими художественными техниками (аппликация, квиллинг, оригами, художественное вырезание из бумаги). С работами воспитанников можно ознакомиться  на сайте детского дома в разделе «Детская галерея» (адрес сайта www.komsdd34.weebly.com)  и на информационно-образовательном портале Хабаровского края ПроОбраз 27 в подразделе «Декоративно-прикладное искусство» раздела «Творчество» (http://www.proobraz27.ru/studio/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo/).

Предлагаемый педагогический опыт направлен на обновление и расширение содержания кружковой работы в области детского прикладного творчества. Я прекрасно понимаю, что не являюсь первооткрывателем в данной области, но мне захотелось внести свой вклад в решение этой актуальной, на мой взгляд, проблемы.

 Основная идея предлагаемого опыта не в том чтобы популяризовать предложенную нетрадиционную художественную технику (кстати, я в своей работе далеко не ограничиваюсь ей), а в том, чтобы привлечь внимание педагогов к пути поиска, который, возможно, приведет к апробированию инновационных техник или созданию собственных в тесном сотрудничестве и соавторстве с детьми.    

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *