Батик. Что это такое, техники батика, узоры, одежда, фото
Содержание:
Создание батика прямо на дому
Холодный батик
Горячий батик
Сибори или тай-дай
Свободная роспись
Аэрография
Модная одежда своими руками
Батик — это различные техники росписи ткани вручную. Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался.
Батик широко распространен по всей Азии
До Европы батик дошел лишь в конце 19 столетия, но внедрялся в культуру и творчество довольно медленно. В наше время для батика появились все необходимые инструменты и материалы, поэтому овладеть техникой ручной росписи может каждый. Несмотря на бесконечный выбор готовых расписанных тканей, подобрать нужный цвет, размер, тип и рисунок бывает крайне сложно и даже невозможно. В таком случае картину лучше нарисовать самостоятельно.
Батик — ручная роспись ткани
Именно поэтому мы рекомендуем обратить внимание на батик, как на процесс-медитацию, обучение новому и создание совершенно неповторимой картины на ткани, которую можно подарить близкому человеку, можно украсить интерьер дома, можно создать авторскую одежду!
С помощью батика можно украшать интерьер
Существует пять основных техник батика:
- холодный батик
- горячий батик
- сибори, тай-дай или узелковая роспись
- свободная роспись
- аэрография
Холодный батик
Холодный батик считается одной из простых техник ручной росписи. На шелк или хлопковую ткань карандашом переносят рисунок. Весь рисунок перерисовывать не стоит — понадобятся только контуры. После этого ткань натягивают на подрамник и закрепляют с помощью канцелярских кнопок. Контуры рисунка наводят резервирующим средством на основе бензина и парафина. Для этого используют стеклянную палочку, в которую набирают необходимое количество резерва.
Работа с батиком по холодной технологии
После этого приступают к росписи специальными красками для ткани. Резерв ограждает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика — это четкие контурные линии. Наводить их нужно обязательно без пропусков и разрывов, иначе краска растечется за границы рисунка. Ткань после окончания рисования нужно просушить, после чего ее можно стирать, гладить и носить ежедневно.
Холодный батик это всегда четкие контуры
Горячий батик
Горячий батик — это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью инструмента чантинга, горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где ее окрашивание нежелательно. До начала работы, как и в холодном батике, на ткань наносят контуры рисунка карандашом, а затем натягивают ее на подрамник. Застывший воск блокирует растекание краски.
Создание батика с помощью чантинга
После высыхания краски, воск можно наносить повторно на разрисованные участки, чтобы на них не попал ее второй слой. Рекомендуется делать не более четырех слоев воска, иначе шелк может испортиться. Когда рисунок высох, воск удаляют с помощью утюга и старых газет — проглаживая, он из ткани переходит на бумагу и в результате нескольких подходов, получается расписанный вручную тонкий и мягкий шелк, который можно носить, повесить в рамку или декорировать им мебель.
Батик — горячая технология
Сибори или тай-дай
Сибори, тай-дай или узелковая роспись — это способ механической росписи тканей с завязыванием мест, которые не должны быть окрашены. С помощью этой техники можно получить правильный геометрический узор, создать крупный и мелкий орнамент, сделать несложные, но абстрактные и неповторимые рисунки. Данная техника возникла в Индии и по сей день активно используется в текстильной промышленности.
Узелковый батик «Сибори»
Узелки на ткани плотно обвязываются обычной нитью, иногда в них добавляют веточки, косточки, пуговицы или другие детали, которые оставят особенный отпечаток. Для удобства ткань обвязывают вокруг трубы любого диаметра. Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальными красками для ткани, предварительно намочив водой. После того, как краска впитается и пропитается, нитки снимают и дают ткани высохнуть. Процесс можно ускорить с помощью фена — тогда краски точно не смешаются между собой во время естественной сушки. Сибори отлично подходит для декора одежды, постельного белья, платков, штор и сумок.
Сари выполненное в технике узелкового батика
Батик — свободная роспись
Свободная роспись ткани — это безграничные возможности для фантазии и творчества. Шелк натягивается на подрамник и закрепляется кнопками, смачивается водой. Без контуров и границ на него наносится рисунок любыми красками: акварелью, гуашью, акрилом, маслом. Особенность этой техники в том, что краски всегда растекаются и смешиваются между собой. Чем больше воды на полотне, тем более расплывчатый рисунок получается. Это очень удобно, если вы рисуете в стиле экспрессионизма, абстракционизма, авангарда.
Батик — это еще и художественная роспись ткани
Такую ткань нежелательно стирать или подвергать попаданию воды после сушки. Чтобы добиться четкости линий и чтобы ткань все-таки можно было использовать для носки, необходимо использовать акриловые краски для батика, которые проглаживаются утюгом. Перед свободной росписью ткань смачивают соляным раствором, чтобы рисунок лучше «схватывался», после чего соль устраняют стиркой в холодной воде. Не забывайте высушивать каждый слой. Это предупредит нежелательную расплывчатость.
Свободная техника крашения ткани
Батик — аэрография
Аэрография — это современная техника батика, которая выполняется машинкой. Кисти больше не нужны — аэрограф сам распыляет краску любого цвета и оттенка, с любой насыщенностью, не дотрагиваясь до поверхности. Чем ближе рука к холсту, тем гуще получается цвет, а если отвести ее на 30-50 см, то на картине появляются брызги. Аэрограф значительно упрощает рисование и дает больше возможностей. В этой технике часто требуются трафареты, чтобы создавать четкие контуры и границы. Будьте осторожны с аэрографом и выбирайте только те краски, которые совместимы с ним.
Аэрография по ткани от AirBrush
Модная одежда батик своими руками
Техники батика можно объединять и смешивать. Ткань можно украшать блестками, камушками, листьями, бусинами, использовать трафареты, набрызги и пульверизаторы. Батик очень интересен детям и на несколько часов мамы могут отдохнуть и заняться своими делами, пока дети рисуют.
Рисование или крашение ткани — хорошее развлечение для детей
Самым большим преимуществом батика в наши дни является то, что можно создать гардероб своими руками. Не беда, если у вас нет на это времени — готовый ассортимент женской, мужской и детской одежды, сумок, аксессуаров можно найти на нашем сайте. У нас есть батик-одежда с сакральной символикой, этническими узорами, мандалами и племенными орнаментами.
Одежду в технике узелкового батика можно найти в INDIASTYLE
Мастера собственноручно разукрашивают ткани, чтобы вы могли быть модными и красивыми, как на улице, так и на любимом музыкальном фестивале за городом. Многие вещи представлены в одном экземпляре!
Батик. Классификация и разновидности техник батика
Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.
Горячий батик
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань.
Горячий батик бывает трех типов:
- Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
- Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
- Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.
Холодный батик
Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.
Холодный батик бывает четырех типов:
- Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
- Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
- Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
- Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
- акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями
- трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя
- свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками
Экспериментальный батик
Экспериментальный батик бывает пяти типов:
- Роспись валиками расплавленным воском.
- Штамп расплавленным воском.
- Поливка расплавленным воском.
- Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей. - Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи.
Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.
Батик в России
В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине — конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
- живописный батик — Виктор Парийский
- монументальный батик — Ирина Трофимова
- обратный батик — Юрий Ярин и Евгений Архиреев
- офортный батик — Виктория Кравченко
- повествовательный батик — Татьяна Шихирева
- традиционный батик — Юрий Балычев
- философский батик или техника Давыдова — Сергей Давыдов
- экспериментальный батик — Александр Талаев
Купить батик в нашей художественной галерее
Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб
Рубрика: изобразительное искусство, батик
© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.

Батик анимализм Батик былинный жанр Батик городской пейзаж Батик жанровая композиция Батик интерьер Батик мифологический жанр Батик морской пейзаж Батик натюрморт Батик ню Батик пейзаж Батик портрет Батик абстракционизм Батик авангард Батик барокко Батик импрессионизм Батик космизм Батик метареализм Батик модерн Батик наив Батик ориентализм Батик поп арт Батик постмодернизм Батик реализм Батик романтизм Батик символизм Батик стимпанк Батик сюрреализм Батик фэнтези
Что такое батик? | Гильдия батика
Что такое батик? | Гильдия батикаВы здесь: Батик Гильдия Батик Что такое батик?
Батик – это и искусство, и ремесло, которое становится все более популярным и известным среди современных художников
во всем мире, как прекрасное творческое средство. Искусство украшения ткани с помощью воска и красок
практикуется на протяжении веков во многих частях мира, включая Китай, Японию, Индию, Южную Америку и Европу.
На Яве, острове в Индонезии, батик является частью древней традиции, и одна из лучших тканей для батика в мир все еще сделан там. Слово батик происходит от яванского слова « тик» , которое значит расставить точки. Батик — это и глагол (батик), и существительное (батик — предмет, сделанный батиком!). Батик обычно делается на поверхности ткани (например, хлопка, шелка, льна, вискозы или конопли), но техники батика также можно использовать на бумаге, дереве, коже и даже на керамической поверхности.
Ручной батик. Cirebon, North Java
Для изготовления батика выбранные области рисунка блокируются нанесением на них горячего воска, затем наносится краситель.
верхняя часть и части, покрытые воском, устойчивы к краске и сохраняют первоначальный цвет. Простой батик может быть всего один
слой воска и один краситель, но этот процесс нанесения воска и окрашивания можно повторять много раз, если необходимо создать
более сложный и красочный дизайн. После окончательного окрашивания воск удаляется (обычно в горячей воде) и
ткань готова для ношения или демонстрации.
Elisa Quevedo
Hetty van Boekhout
Современный батик, хотя и обязан своим происхождением прошлому, заметно отличается от более традиционных и формальных стилей.
прошлого. Художник может использовать самые разные техники нанесения воска и красок: напыление, травление,
разрядку, растрескивание, мраморирование и использование всевозможных различных инструментов: медных и деревянных штампов, кистей, трафаретов.
Она также может использовать рецепты воска с различными значениями сопротивления: соевый воск, пчелиный воск, парафин и работать с натуральными восками.
и синтетические красители на всех видах поверхностей.
Ноэль Дайренфорт
Батик исторически является наиболее выразительным и тонким из всех методов резиста. Постоянно расширяющийся ассортимент Доступные техники предлагают художнику возможность исследовать уникальный процесс в гибкой и очень увлекательной форме. способ. Процесс батика приносит неожиданные элементы удивления и восторга, поэтому многие художники находят это так увлекательно и даже затягивает!
Текст Дайан Гаффни
www.textiletraders.co.uk
Подробнее о батике
- Что такое батик?
- История батика
- Батик в Индонезии
- Батик в Китае и Юго-Восточной Азии
- Батик в Африке
- Писанки в Украине
Сайт Batik Guild использует файлы cookie. Для получения дополнительной информации см. нашу политику конфиденциальности
Что такое батик? – THE CRAFT ATLAS
Батик – это техника окрашивания, устойчивая к воску, наносимая на всю ткань или на ткань, изготовленную с использованием этой техники. Батик изготавливается либо путем рисования точек и линий на резисте с помощью инструмента с носиком, называемого кантингом , либо путем печати резиста с помощью медного штампа, называемого колпачком . Нанесенный воск устойчив к красителям и, следовательно, позволяет мастеру выборочно окрашивать ткань, пропитывая ткань одним цветом, удаляя воск кипящей водой и повторяя, если требуется несколько цветов.
Традиция изготовления батика существует в разных странах, включая Индонезию, Сингапур, Малайзию, Индию, Бангладеш, Шри-Ланку и Нигерию; однако батик Индонезии является самым известным. Индонезийский батик, сделанный на острове Ява, имеет долгую историю аккультурации, с разнообразными узорами, на которые повлияли самые разные культуры, и является наиболее развитым с точки зрения узора, техники и качества изготовления. В октябре 2009 г. ЮНЕСКО присвоила индонезийскому батику статус шедевра устного и нематериального наследия человечества+ 9.0003
Слово батик имеет яванское происхождение. Оно может происходить либо от яванского слова amba («писать») и titik («точка»), либо может происходить от гипотетического протоавстронезийского корня *beCík («татуировать»). Это слово впервые упоминается на английском языке в Британской энциклопедии 1880 года, где оно пишется как battik . Он засвидетельствован на Индонезийском архипелаге в период голландской колонии в различных формах: мбатек , мбатик , батик и батик .
Батик традиционно продается отрезками по 2,25 метра, используемыми для каин панджанг или саронг. Его носят, оборачивая вокруг бедра или превращая в шляпу, известную как блангкон. Полотно может быть заполнено сплошным единым узором или разделено на несколько секций.
Определенные узоры используются только на определенных участках ткани. Например, ряд равнобедренных треугольников, образующих пасунга 9Для головы обычно используется мотив 0055, а также диагональные цветочные мотивы, называемые дхлоронг . Однако иногда в организме обнаруживаются пасунг и дхлоронг . Другие мотивы, такие как buketan (букет цветов) и птицы, обычно используются либо в голове, либо в теле.
Поскольку каждый регион имеет свой собственный традиционный узор, батик обычно различают по региону, в котором он был создан, например, батик Соло, батик Пекалонган и батик Мадура. Батики с Явы можно разделить по их общему рисунку и цветам на батик педаламан (внутренний батик) или батик песисир (прибрежный батик). Батики, которые не попадают ни в одну из этих двух категорий, обозначаются только по своему региону. Картирование рисунков батика из всех мест Индонезии показывает сходство и отражает культурную ассимиляцию в рисунках батика.
Внутренний батик или батик кратон (яванский придворный батик) — старейшая форма традиции батика, известная на Яве. Внутренний батик имеет землистые цвета, такие как черный, индиго, коричневый и sogan (коричнево-желтого цвета из дерева Peltophorum pterocarpum ), иногда на белом фоне, с символическими узорами, в основном свободными от внешнего воздействия. Некоторые узоры зарезервированы для королевской семьи, а другие носят в особых случаях. Например, на яванской свадьбе невеста носит определенные узоры на каждом этапе церемонии. Известные внутренние батики производятся в Соло и Джокьякарте, городах, традиционно считающихся центром яванской культуры. Батик Соло обычно имеет фон соган и хранится судом Сусухунан и Мангкунегаран. Батик Джогья обычно имеет белый фон и хранится в султанате Джокьякарты и дворе Пакуаламан.
Прибрежный батик
Прибрежный батик производится в нескольких районах северной Явы и Мадуры. В отличие от внутреннего батика, прибрежные батики имеют яркие цвета и узоры, вдохновленные широким спектром культур в результате морской торговли. Повторяющиеся мотивы включают европейские цветочные букеты, китайский феникс и персидских павлинов. Известные прибрежные батики производятся в Пекалонгане, Чиребоне, Ласеме, Тубане и Мадуре. В Пекалонгане самая активная индустрия батика. [1]
Известный подтип прибрежного батика под названием Jawa Hokokai не относится к конкретному региону. Во время японской оккупации Индонезии в начале 1940 года производство батика сильно сократилось из-за нехватки материалов. Тем не менее, мастерские, финансируемые японцами, смогли производить чрезвычайно прекрасные батики под названием Jawa Hokokai . [1] Общие мотивы Hokokai включают цветы японской вишни, бабочек и хризантем.
Другой прибрежный батик под названием tiga negeri (батик трех земель) относится к трем регионам: Ласем, Пекалонган и Соло, где батик окунали в красный, синий и соган красители соответственно. По состоянию на 1980 год батик tiga negeri производился только в одном городе. [1]
Суданский батик
Суданский или прианганский батик — это термин, обозначающий батик из Прианганского региона Западной Явы и Бантена. [34] Хотя прианганский батик может быть окрашен в широкий спектр цветов, в некоторых его вариантах предпочтение отдается индиго. Натуральный краситель индиго из Indigofera является одним из старейших известных красителей на Яве, а его местное название tarum дало название реке Цитарум и королевству Таруманагара, что предполагает, что древняя Западная Ява когда-то была основным производителем природного индиго. Известный прианганский батик производится в Чиамисе, Гаруте и Тасикмалая. Другие традиции включают батик Кунинган под влиянием батика Чиребон, батик Бантен, который развивался совершенно независимо, и более старую традицию батика Бадуй.
Батик Бантен выполнен в ярких пастельных тонах и представляет собой возрождение утраченного искусства султаната Бантен, вновь обнаруженного в ходе археологических работ в 2002–2004 годах. Было идентифицировано двенадцать мотивов из таких мест, как Суросован и некоторых других мест.
Батик Бадуй использует только цвет индиго в оттенках от голубовато-черного до темно-синего. Его традиционно носят как iket , разновидность суданского головного убора, подобного балийскому udeng , народом Внешнего Бадуя из Регентства Лебак, Бантен.
Суматранский батик
Торговые отношения между королевством Мелаю в Джамби и прибрежными городами Явы процветают с 13 века. Следовательно, прибрежный батик с северной Явы, вероятно, повлиял на Джамби. В 1875 году Хаджи Махибат из Центральной Явы возродил приходящую в упадок индустрию батика в Джамби. Деревня Мудунг Лаут в районе Пелаянган известна производством батика Джамби. Батик Джамби, как и яванский батик, оказал влияние на малазийский батик.
Народ минангкабау также производит батик под названием batiak tanah liek (глиняный батик), в котором глина используется в качестве красителя для ткани. Ткань погружают в глину более чем на 1 день, а затем украшают мотивами животных и растений. Батик из Бенгкулу, города на западном побережье Суматры, называется Батик Бесурек , что буквально означает «батик с буквами». они черпают вдохновение в арабской каллиграфии.
Балийский батик
Изготовление батика на острове Бали — относительно новая, но быстрорастущая отрасль. Многие узоры вдохновлены местными узорами, которые нравятся местным балийцам и местным туристам. Предметы природы, такие как цветы франжипани и гибискуса, птицы или рыбы, а также повседневные занятия, такие как балийская танцовщица и нгабен процессии или религиозные и мифологические существа, такие как баронг , кала и крылатый лев, являются обычным явлением. Современные мастера батика свободно выражают себя в самых разных темах.
Современный батик не ограничивается традиционным или ритуальным ношением на Бали. Некоторые дизайнеры продвигают балийский батик как элегантную ткань, из которой можно сделать повседневную или формальную одежду. Использование батика высокого класса, например, батика ручной работы tulis , может показать социальный статус.
Малайзия
Батик упоминается в малайских анналах XVII века. Легенда гласит, что Лаксамана Ханг Надим получил приказ короля Малакки Султана Махмуда отплыть в Индию, чтобы купить 140 кусков ткани serasah (батик) с 40 видами цветов, изображенными на каждом. Не найдя ничего, отвечающего объясненным ему требованиям, он составил свое собственное. По возвращении, к сожалению, его корабль затонул, и ему удалось привезти только четыре предмета, что вызвало недовольство султана. [41] [42]
Метод изготовления малайзийского батика отличается от метода изготовления индонезийского яванского батика, узор крупнее и проще, лишь изредка используется кантинг для создания сложных узоров. Он в значительной степени зависит от рисования кистью для нанесения цветов на ткани. Цвета также имеют тенденцию быть светлее и ярче, чем яванский батик насыщенного цвета. Самые популярные мотивы – это листья и цветы. Малазийский батик часто изображает растения и цветы, чтобы избежать интерпретации изображений людей и животных как идолопоклонства в соответствии с местной исламской доктриной. [43] Тем не менее, тема бабочки является распространенным исключением.
Индия
Известно, что индийцы используют резистивный метод печати рисунков на хлопчатобумажных тканях, история которого насчитывает 2000 лет. Изначально для печати на тканях использовали воск и даже рисовый крахмал. До недавнего времени батик производился только для платьев и сшитой на заказ одежды, но современный батик применяется во многих предметах, таких как фрески, настенные ковры, картины, домашнее белье и шарфы, с более живыми и яркими узорами. [16] Современным изготовлением батика в Индии также занимаются глухие женщины из Дели. Эти женщины свободно говорят на индийском языке жестов, а также работают в других профессиональных программах. [44]
Шри-Ланка
За последнее столетие изготовление батика в Шри-Ланке прочно утвердилось. Индустрия батика в Шри-Ланке — это небольшая отрасль, в которой могут быть задействованы индивидуальные дизайнерские таланты, и в основном она работает с иностранными клиентами с целью получения прибыли. В настоящее время это самое заметное из ремесел острова с галереями и фабриками, большими и малыми, которые возникли во многих туристических зонах. Ряды небольших киосков, продающих изделия из батика, можно найти вдоль всей полосы Галле-роуд в Хиккадуве. С другой стороны, Махавева славится своими фабриками по производству батика. [45] [46]
Китай
Батик делают этнические народы юго-запада Китая. Народы мяо, буйей и гэцзя используют метод стойкости к краске для своих традиционных костюмов. Традиционные костюмы состоят из декоративных тканей, которые получаются путем плетения узоров и вощеной стойкости. Почти все мяо украшают коноплю и хлопок, нанося горячий воск, а затем погружая ткань в краску индиго. Затем ткань используется для юбок, вставок на куртках, фартуков и детских переносок. Как и у яванцев, их традиционные узоры также содержат символику, узоры включают дракона, феникса и цветы.
Африка
В Африке, куда батик был первоначально импортирован голландскими купцами из Индонезии (тогда Нидерландская Ост-Индия), паста, сделанная из крахмала или глины, используется в качестве резиста вместо воска. Наиболее развитые навыки резистивного окрашивания можно найти в Нигерии, где йоруба изготавливают восхитительные ткани. Используются два метода резиста: adire eleso , в котором используются связанные и сшитые узоры, и adire eleko , в котором используется крахмальная паста. Паста чаще всего изготавливается из крахмала маниоки, риса и других ингредиентов, сваренных вместе для получения однородной густой пасты. Йоруба в Западной Африке используют пасту из маниоки в качестве резиста, а народы сонинке и волоф в Сенегале используют рисовую пасту. Жители Бамана в Мали используют грязь в качестве сопротивления.
Саронг, Северная Ява, Индонезия, 1900-1910 гг.
Техника
Сначала ткань стирают, замачивают и отбивают большим молотком. Узоры рисуются карандашом, а затем перерисовываются с помощью горячего воска, обычно изготавливаемого из смеси парафина или пчелиного воска, иногда смешанного с растительными смолами, которые действуют как устойчивые к красителю. Воск можно наносить различными инструментами. Наиболее распространенным является похожий на ручку инструмент, называемый кантингом, который иногда пишется старой голландской орфографией tjanting. Тантинг делается из небольшого медного резервуара с носиком на деревянной ручке. Резервуар содержит резист, который течет через носик, создавая точки и линии при движении. Для больших рисунков можно использовать жесткую кисть. В качестве альтернативы для более эффективного покрытия больших площадей используется штамп из медного блока, называемый колпачком.
После того, как ткань высохнет, резист удаляют кипячением или соскабливанием ткани. Участки, обработанные резистом, сохраняют свой первоначальный цвет; когда резист удаляется, контраст между окрашенными и неокрашенными областями образует узор. Этот процесс повторяется столько раз, сколько требуется цветов.
Самый традиционный вид батика, называемый батик тулис, рисуется только с помощью кантинга. Ткань нужно прорисовать с обеих сторон и три-четыре раза окунуть в ванну с красителем. Весь процесс может занять до года; он дает значительно более тонкие узоры, чем штампованный батик.
Заявка
Популярность батика в Индонезии различна. Исторически сложилось так, что он был необходим для церемониальных костюмов, и его носили как часть платья кебая, которое обычно носили каждый день. Использование батика было зарегистрировано уже в 12 веке, и ткань стала сильным источником идентичности для индонезийцев, пересекающих религиозные, расовые и культурные границы. Также считается, что этот мотив сделал батик знаменитым.
Значение и символы
В индонезийском языке многие узоры батика являются символическими. Младенцев носят в перевязях из батика, украшенных символами, призванными принести ребенку удачу, а определенные рисунки батика предназначены для невест и женихов, а также их семей. Некоторые дизайны зарезервированы для гонораров и даже запрещены для ношения простыми людьми. Следовательно, ранг человека можно было определить по рисунку батика, который он носил. Дальнейшее изучение геометрии символизма в индонезийском батике показало применимость фрактальной геометрии в традиционных рисунках.
Одежда из батика играет центральную роль в некоторых яванских ритуалах, таких как церемониальное бросание королевского батика в вулкан. Во время яванской церемонии налони митони будущую мать заворачивают в семь слоев батика, желая ей всего хорошего. Батик также занимает видное место в церемонии tedak siten, когда ребенок впервые касается земли.
В октябре 2009 года ЮНЕСКО признала индонезийский батик шедевром устного и нематериального наследия человечества. В рамках признания ЮНЕСКО настояла на том, чтобы Индонезия сохранила свое наследие. День, 2 октября 2009 г.был объявлен правительством Индонезии Национальным днем батика, а также в то время, когда карта разнообразия индонезийского батика, созданная Хокки Ситунгкиром, была впервые открыта для публики Министерством исследований и технологий Индонезии.
Происхождение
Индустрия батика на Яве процветала с конца 1800-х до начала 1900-х годов, но пришла в упадок во время японской оккупации Индонезии. С ростом предпочтения западной одежды индустрия батика еще больше пришла в упадок после обретения Индонезией независимости. Батик несколько возродился на рубеже 21 века благодаря усилиям индонезийских модельеров по внедрению инноваций в батик за счет включения новых цветов, тканей и узоров. Батик стал модным предметом для многих индонезийцев, и его можно увидеть на рубашках, платьях или шарфах в повседневной одежде; это предпочтительная замена пиджаку и галстуку на некоторых приемах. Традиционные саронги батик до сих пор используются во многих случаях.
После признания ЮНЕСКО индонезийского батика 2 октября 2009 года администрация Индонезии попросила индонезийцев носить батик по пятницам, и с тех пор ношение батика каждую пятницу поощряется в государственных учреждениях и частных компаниях. 2 октября также отмечается Национальный день батика в Индонезии. Батик помог улучшить местную экономику малого бизнеса, продажи батика в Индонезии достигли 3,9 трлн рупий (436,8 млн долларов США) в 2010 году, что больше, чем 2,5 трлн рупий в 2006 году. Тем временем экспорт батика увеличился с 14,3 млн долларов в 2006 году до 22,3 млн долларов в 2010 году9.0003
Батик также популярен в соседних странах Сингапура и Малайзии. Он производится в Малайзии методами, аналогичными тем, которые используются в Индонезии, но не идентичными. До признания ЮНЕСКО и после спора о Пендете в 2009 г. Индонезия и Малайзия оспаривали право собственности на культуру батика. Однако доктор Фиона Керлог из музея Хорнимана утверждала, что малайзийские набивные восковые ткани, изготавливавшиеся около века, совершенно отличаются от «очень изысканных» традиционных индонезийских батиков, производившихся на протяжении многих веков.
Батик изображен на униформе национальных авиакомпаний трех стран, представлен принтами батика, которые носят бортпроводники Singapore Airlines, Garuda Indonesia и Malaysian Airlines. Женская униформа бортпроводников Garuda Indonesia представляет собой современную интерпретацию кебая в стиле Картини с мотивами паранг гондосули.
Окрашивание ткани воском – древний вид искусства. Он уже существовал в Египте в 4 веке до нашей эры, где им заворачивали мумии; белье было пропитано воском и процарапано стилусом. В Азии эта техника практиковалась в Китае во времена династии Тан (618-619 гг.).07 г. н.э.), а также в Индии и Японии в период Нара (645-794 гг. н.э.). В Африке его первоначально практиковали племена йоруба в Нигерии, сонинке и волоф в Сенегале. Однако в этой африканской версии вместо пчелиного воска в качестве резиста используется крахмал маниоки, рисовая паста или грязь.
Искусство батика наиболее развито на острове Ява в Индонезии. На Яве легко доступны все материалы для этого процесса — хлопок, пчелиный воск и растения, из которых делают различные растительные красители. Индонезийский батик появился раньше письменных источников: Г. П. Руффаер утверждает, что эта техника могла быть завезена в 6 или 7 веке из Индии или Шри-Ланки. С другой стороны, голландский археолог Дж.Л.А. Брандес и индонезийский археолог Ф. А. Сутджипто считают, что индонезийский батик является местной традицией, поскольку в других регионах Индонезии, таких как Тораджа, Флорес, Хальмахера и Папуа, которые не находились под прямым влиянием индуизма, существуют вековые традиции изготовления батика.
Руффаер сообщил, что рисунок грингсинга был известен уже в 12 веке в Кедири, Восточная Ява. Он пришел к выводу, что этот тонкий узор можно создать только с помощью кантинга, инструмента для травления, который содержит небольшой резервуар с горячим воском, и предположил, что кантинг был изобретен на Яве примерно в то время. Детали резьбы на одежде, которую носили восточно-яванские статуи праджняпарамиты примерно 13 века, демонстрируют замысловатые цветочные узоры на закругленных полях, похожие на современный яванский традиционный мотив джлампранг или чеплок батик. Считается, что этот мотив представляет собой лотос, священный цветок в индуистско-буддийских верованиях. Эти данные свидетельствуют о том, что замысловатые узоры ткани батика, нанесенные с помощью кантинга, существовали на Яве 13 века или даже раньше.
В Европе эта техника впервые была описана в «Истории Явы», опубликованной в Лондоне в 1817 году Стэмфордом Раффлзом, бывшим британским губернатором Бенгкулу на Суматре. В 1873 году голландский купец Ван Рейкеворсел передал собранные им во время поездки в Индонезию предметы этнографическому музею в Роттердаме. Сегодня в Tropenmuseum находится самая большая коллекция индонезийского батика в Нидерландах. Голландские и китайские колонисты активно развивали батик, особенно прибрежный батик, в конце колониальной эпохи. Они представили новые узоры, а также использование колпачков (штампов из медных блоков) для массового производства батика. Выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1919 г.00 индонезийский батик впечатлил публику и художников.