Чертеж ножей из дерева – всё о ножах: Чертежи ножей

Деревянный нож своими руками | Руки-крюки

Олег Дарков

23 февраля 2017

visibility 974 просмотра

В перечне современных кухонных ножей имеются изделия не только из привычной стали. Изготавливают их из керамики, а также дерева. Деревянный нож своими руками мы будем делать и в данном мастер-классе. Это очень удобный нож для нарезки мягких и деликатных продуктов: сыра, масла, выпечки, например, пирогов с начинкой. Такой нож при нарезке позволяет не повредить поверхность противня либо формы с антипригарным покрытием. Им очень удобно готовить бутерброды, намазывая на хлеб или тосты масло.

Материалы

Для работы вам понадобятся:

  • доска;
  • минеральное масло для обработки дерева;
  • листы бумаги;
  • ветошь;
  • ленточная пила или лобзик;
  • шлифовальная машинка;
  • наждачная бумага.


Шаг 1. Первым делом вам необходимо подготовить макет ножа. Сделать это вы можете, отрисовав его полностью вручную либо с помощью графических программ.

Шаг 2. Согласно нанесенному макету вам нужно будет вырезать заготовку для ножа. Сделать это вы можете, используя специальный лазерный станок. Подобную услугу предоставляют мастерские по деревообработке. Также есть вариант работы вручную. Для этого вам нужно будет приклеить шаблон к поверхности доски и вырезать основу лобзиком или ленточной пилой.

Шаг 3. Шлифовальной машинкой вам нужно будет обработать полученную заготовку. Основная часть работы – это заточка деревянного лезвия. По трудоемкости процесс сопоставим с заточкой лезвия ножа из стали.

С одной стороны, дерево затачивается намного быстрее, с другой, малейшие огрехи могут свести работу на нет и затачивать придется вновь, но уже другую основу.

Работайте постепенно, все время сверяйте толщину и угол скоса лезвия. При работе регулируйте скорость вращения шлифовальной ленты машинки и силу собственного нажатия.

Шаг 4. После того как лезвие дерева будет заточено, возьмите наждачную бумагу и продолжайте обрабатывать нож вручную. Если вы также использовали лазерную резку, зачистите характерные опаленные края. Если нет – просто отшлифуйте все поверхности до гладкости.

Шаг 5. Протрите полученный нож ветошью, избавляясь от мельчайших частиц пыли и мусора, образовавшихся во время работ.

Шаг 6. Обработайте нож минеральным маслом. Для этого бумажным полотенцем или чистой тряпкой нанесите масло на поверхность ножа и оставьте его впитаться в течение минут 40 – 45. После этого излишки удалите, а поверхность тщательно отполируйте чистой тряпкой.

Чтобы деревянный нож прослужил вам дольше, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • изделие нужно мыть только вручную, сразу после мойки вытирать насухо и оставлять ненадолго на открытой поверхности для полного высыхания;
  • нож периодически нужно будет обрабатывать маслом для сохранения его потребительских качеств.

rukikryki.ru

KnifeHelp - Всечка

Валерий Простянкин

Мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали.

Часть 1

 

 Холодное оружие, всегда притягивало внимание мужчин. Особенно ножи из дамасской стали. Тульские кузнецы не только возродили старинный секрет по изготовлению дамасского клинка, но и усовершенствовали и разнообразили рисунок на стали. Лезвие заиграло необычными волнообразными линиями, разных причудливых форм. Кузнец, как и резчик по дереву заранее придумывает, какой рисунок он хочет выполнить, что бы его изделие отличалось неповторимостью и несло красоты ценителям холодного оружия.

Мне, тульскому резчику по дереву выпала удача не только украсить рукоять ножа, но и познакомить Вас с моей работой. На страницах этого сайта я покажу, мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали. Ручка ножа сделана из древесины кавказского ореха, который отличается крепостью и специфической текстурой, дающий после обработки красивую расцветку. Размер ручки имеет небольшой допуск для воплощения моего замысла. Но об этом чуть позже. Для начала я придумал эскиз, который тщательно прорисовал на бумаге. Его я и перевёл на верхнюю часть рукоятки ножа.

 

 

 Хочу сразу пояснить свою задумку. На верхней части будет не только резьба, здесь будет соединено 3 направления:

1) Резьба

2) Всечка серебром

3) Инкрустация объёмными вставками из самшита.

Всё это я заключил в один рисунок, но в разном техническом исполнении. Это довольно сложно по исполнению, и поэтому придуманная связка нового соединения мною редко используется.
Ну, пожалуй, начнём прокол резьбы тыльной части рукоятки. Полукруглой стамеской небольшого радиуса прокалываем резную раскладку вдоль заднего упора. Раскладка имеет одинаковые элементы рисунка по всему диаметру ручки.

 

 

  Проколов одну часть элемента на глубину 2 мм., я меняю радиус стамески и прокалываю одной стамеской все одинаковые часть рисунка. Также я поступаю с другими фрагментами пока все не будут обозначены.

Так как я заранее сделал разметку, то фрагменты рисунка получились одинаковыми, что облегчало прокол контура.

 

В нижней часть нарисован фрагмент лиственного орнамента, он как бы воплощает начало, основу из которого на верхнюю часть рукоятки выходит резьба и всечка. В моём случае рисунок симметричный, то делаю по два одинаковых прокола, меняя лишь радиусы стамесок.

Это были цветочки. Прокалывая прямой стамеской, плавно перемещаюсь на верхнюю часть резьбы и инкрустации. Делаю прокол канавки под всечку серебряной нитью.

Первым делом всечка. Прокол канавки делается радиусными стамесками на глубину 1 мм. Так как рисунок симметричен, то прокол одной части рисунка повторяет радиус другой части.

По мере закручивания завитка радиус стамески уменьшается.


Ну вот, канавка под всечку серебром проколана, и начинаются первые трудности. Как я уже говорил, что всечка завязана с резьбой, а значит, она переплетается с ней. Где всечка «ныряет» под резьбу, там поверхность всечки будет обнижаться.

Не буду спешить с всечкой, а перейду к инкрустации элементов из самшита. Это позволит дополнить рисунок и визуально расставить все вставки на свои места. Я предварительно выпилил лобзиком листочки из пластин самшита толщиной 3мм. Такой размер я выбрал для того, чтобы в плоскорельефной резьбе инкрустированные листочки самшита в дальнейшем объёмно смотрелись с резьбой.

Перехожу к инкрустации элементов из самшита.

Чтобы контур карандаша при обводе инкрустированной детали был виден на тёмном орехе, я предварительно на поверхность наношу пиленную перламутровую пыль. Придерживая элемент всечки тонким карандашом, обвожу контур. Прямой узкой стамеской прокалываю контур на глубину вставки. Маленькой стамеской выбираю посадочное место под вставку.

Место под листочек выбрано и аккуратно примеряю элемент по месту. Если инкрустированная деталь не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю её по месту. Клюкарзой, сделанной из тонкого надфиля, я вычищаю дно посадочной полости, чтобы деталь как можно глубже опустилась в массив ручки и оказалась на одном уровне с поверхностью.

Такая операция проводиться со всеми вставками из самшита согласно рисунку, который приобрёл окончательный вид.

Вновь возвращаемся к всечки серебром. Но как я говорил раннее поверхность всечки будет неровной и ограничено пространством. Это создаёт определённые трудности. Сложность заключается ещё и в небольших размерах самой поверхности. Постоянная подвижность изделия в работе заставляет сконцентрировать внимание на безопасности. Как говориться в русской пословице: «Глаза страшатся, а руки делают». Вот руки и надо беречь! Ведь этими руками, держа плоскую стамеску плавно обнижаю поверхность всечки. А в некоторых местах вместе с самшитовыми вставками, т.к. инкрустированные листочки являются неотъемлемой частью всечки и одним связующим элементом.

Увеличить

Многие из Вас подумают: «Вот наворочал, ничего не поймешь!!!». В том то и задумка, чтобы столкнуться с трудностями и успешно их преодолеть. Исполнить свою задумку и воплотить её в реальность, которую никто ещё не делал, это я забегаю на перёд. И вновь опять возвращаемся к всечки.

Увеличить

Уже явно просматривается рисунок серебряной нити, которая имеет толщину 0,2 мм. и ширину 0,76 мм. Теперь Вам всё понятнее становиться мой замысел, там, где линии всечки плавно соединяются, канавку поправляем прямой стамеской. Расплющиваю кончик серебряной ленты и вставляю в канавку вплотную к серебряной нити.

Увеличить

Придерживаем нить и постепенно вставляем её в прокол, придавая серебру изгиб канавки.

Увеличить

Я прижимаю нить в канавку, плавно закручивая её в спираль завитка. Закрутив спираль, обрезаю серебро в конце завитка.

Увеличить

Готовый серебряный завиток забиваю молотком в дерево. Древесина сама зажимает и держит серебро.

Увеличить

Чтобы придать законченный вид завитку, надо поставить точку. Серебряную точку. Для этого шилом в конце завитка делаю маленький прокол.

Беру серебряную проволоку диаметром 0,76мм. Вставляю её в прокол и обрезаю бокорезами.

Увеличить

Торчащий кусок проволоки забиваем, но не до конца. Это я делаю для того, чтобы при зачистке точка серебра имела ровные края, а не была деформирована кусачками.

Увеличить

Вставив серебро и придав окончательный вид завитка серебряными точками, я делаю «набивку» (вкрапление мелких серебряных кусочков по линии завитка). Это дополнение к всечки придумал сам и делаю в эксключительных случаях.
Намучившись с набивкой, перехожу к формированию контура всечки. С помощью прокола отделяю всечку от резьбы.

Увеличить

Выбирая фон, обнажаю контур всечки и резьбы.

Увеличить

Первый этап подошёл к концу. Ручка ножа практически не изменилась.

Увеличить 

Только прорисовался контур всечки и резьбы.

Увеличить

Часть 2

Перехожу ко второй части и ко второму уровню. Формирую ручку ножа для продолжения отделки. Полукруглой стамеской большого радиуса срезаю лишний допуск по всей форме рукояти.

 

Увеличить

 

Делаю это аккуратно, чтобы не зацепить и не срезать уже подготовленный сверху и снизу ручки фрагмент орнамента. Когда грубая обработка сделана, занимаюсь зачисткой поверхности ручки.

 

 

Поверхность должна быть идеально ровной, без механических следов обработки. Чтобы сделать аккуратно в ограниченном пространстве приходиться постараться. Зачистив надфилем и наждаком поверхность рукоятки (кроме фрагментов резьбы), смачиваю водой.

Увеличить

Вода при высыхании поднимает ворс. Это хорошо видно на поверхности. После высыхания, поверхность защищаю с помощью наждака. Опять мочу и произвожу зачистку, но уже мелким наждаком. Это я делаю для того, чтобы в дальнейшем при пропитки олифой, ворс больше не поднимался, а окончательная полировка заняла меньше времени. После третьей пропитки наждак не применяю. Вся поверхность становиться ровной и матовой.

Увеличить

На этой поверхности наносим рисунок для всечки серебром. Рисунок перевожу сразу на две стороны. Делаю прокол канавки стамеской большого радиуса и постепенно перехожу к меньшему. Прокол сразу колю с двух сторон. Это позволит выполнить завитки не только одинаковыми, но и симметричными.

Увеличить

Вид снизу показывает, что все завитки для всечки находятся на одном уровне. Это очень важно. Теперь можно всекать серебряную проволоку в подготовленную канавку.

Увеличить

Заводим нить серебра в канавку и закручиваем её в спираль завитка. Обрезаю нить в конце завитка и забиваю молотком.

Увеличить

Сопряжения завитков поправляю прямой стамеской. Расплющенный кончик нового завитка вставляю вплотную к уже вставленному завитку и завожу новый.

Увеличить

Проделав не сложную операцию с двух сторон, я, наконец, закончил с всечкой. Поверхность вновь зачищаю вместе с серебром.

Увеличить

В дальнейшем эта поверхность должна остаться идеальной. Ручка готова к инкрустированию фрагмента из самшита. Его я выпиливаю лобзиком.

 

Выпилив два одинаковых элемента, я перехожу к инкрустации.

Увеличить

Поместив элемент на ручку, как было прорисовано на рисунке, обвожу его контур.

 

 

 

 

Эту операцию я проделываю только на одной стороне ручки. Затем маленькой стамеской выбираю посадочное место для вставки из самшита.

Увеличить 

Выборку провожу от середины к краям. Это для того, чтобы не замять стамеской края границы углубления. Подогнав вставку, я сажаю её на клей, но так, чтобы она возвышалась над поверхностью. Визуально сопоставив вторую вставку с другой стороны и убедившись в их симметрии, обвожу контур. Вторую вставку тоже инкрустирую.

 Увеличить

Дав время клею засохнуть, инкрустированные детали подвергаю обработки.

 

Придаю элементам форму поверхности ручки. Оба элемента возвышаются над поверхностью приблизительно на 2мм. Эту высоту я оставил для следующей разделки, чтобы они были объёмными. В этой части мастер-класса видно, как рукоять преображается. Сверху и снизу на неё наплывают растительные орнаменты, переплетённые всечкой из серебра и инкрустированными объёмными вставками из самшита. Заднюю часть ручки опоясывает раскладка из одинаковых растительных элементов. Осталось всему этому великолепию придать форму. Этим я и займусь в третьей части своего мастер-класса.

 

Часть 3

 

В третьей части я начну рассказывать и показывать разделку растительного орнамента и элементов, инкрустированных самшитом. С начала по уже отработанной технологии, уголком прорезаю углубление в центре растительного орнамента по задней части рукоятки.

 Увеличить

Прорезав и обозначив середину всех одинаковых фрагментов, я беру стамеску, соответствующую радиусу, и обратной стороной подрезаю все одинаковые элементы орнамента.

Увеличить

Эта подготовка необходима. Она является определённым и немаловажным звеном для следующего этапа разделки растительного элемента. Следуя дальше, я пользуюсь стамеской, радиус которой соответствует небольшим размерам разных элементов раскладки.

Увеличить

 

Каждый листик раскладки прорезаю стамеской. Начиная с кончиков листа и плавно перехожу к центральной части. Начало листика разделывается всем радиусом стамески. Переходя к середине листа, плавно поворачиваю стамеску. Таким движением я регулирую ширину среза и кончиком радиусной стамески прорезаю узкие места. Подготовленная технология присутствует для каждого элемента, в каком бы он месте не находился. В нижней части рукоятки, обнизив элемент, также уголком прорезаю центральную часть листа.

Увеличить

Прямой стамеской продолжаю формировать лист. Срезаю угловатости, предаю листу нужную геометрию.

  

 

Многие думают: «Зачем такая подготовка? Она занимает время. Сразу прошёл радиусной, и всё!». А нет, когда фрагмент не подготовлен, радиус стамески срезает лишнее по плоской поверхности, порой скалывая фрагмент, не успев придать ему форму. По подготовленному фрагменту стамеска движется по геометрии листа и срезает только то, что необходимо. Я в этот момент контролирую сам срез.

 

Эта технология отработана годами. И если её придерживаться, то резьба будет приятная на ощупь и не цепляться острыми выступами. Перехожу к верхней части ручки, где всечка, инкрустированная самшитом, переплетается с резьбой. И здесь вновь прохожу уголком. Прорезаю центральные части фрагментов резьбы и их сопряжения.

Подобрав радиус стамески, также разделываю резные элементы. Но одинаковые элементы разрезаю одним радиусом стамески.

 

С одной стороны.

 

И с другой стороны. Так элементы резьбы будут одинаковыми по разделки и по форме. Инкрустированные листочки из самшита подготавливаются и разделываются также, как и резьба, хотя они являются инкрустированными деталями всечки. Они имеют такой же объём, как и резьба.

 

Закончив с плоскорельефной резьбой, начинаю накладывать фаску на всечку, которая в процессе переплетения с резьбой имеет нечёткие края.

 

Хорошо заточенной прямой стамеской, накладываю ровную фаску под небольшим углом. В закруглённых местах применяю радиусные стамески. Работа движется, и на душе как-то веселей, потому, что остался последний фрагмент из самшита.

Их, правда, два и поэтому я прокалываю контур согласно рисунку сразу с двух сторон.

 

Выбрав немного фона, опять предварительная подготовка моим самодельным уголком. Этому уголку уже 28 лет, и он прекрасно справляется с крепким самшитом. Уступив место другим стамескам, сменяя друг друга, я заканчиваю разделку инкрустированного самшита.

 Увеличить

Резьба по всей рукоятки разделана. Осталось замотуарить фон. Мотуары представляют собой металлические гвоздики с мелкой насечкой на торце. Их два, один квадратный, другой, узкий.

 Увеличить

Мотуары наносят не только своеобразный рисунок на фон, но и устраняют все мелкие неровности. Каждый резчик испытывает чувство радости, когда заканчивает свою работу. И с великим наслаждением окунается в процесс пропитки, покрытия разными пахнущими составами. У каждого свой секрет покрытия. У меня секретов нет. Я пользуюсь ещё старинным методом, пропиткой натуральной олифой.

 

 

Изделие погружаю в олифу на сутки, если позволяет объём или обильно смазываю. После того, как олифа впитается и чуть подсохнет, мелким наждаком защищаю поверхность, чтобы снять плёнку.

 Увеличить

Сняв плёнку, я открываю поры древесины, и опять обильно смачиваю олифой.

 

 

Этот процесс повторяю до тех пор, пока олифа перестанет впитываться. При последней зачистке, уже отработанной мелкой шкуркой, поверхность полируется и приобретает гладкую поверхность, приятную на ощупь. Ну, вот и всё, мой «отчёт о работе» подошёл к концу. В нём я подробно рассказал и показал все свои секреты, об этом меня просили многие. Может другие мастера это делают по-другому, и это их право. У каждого свой подход, своя технология. Я старался и для Вас и для тех людей, которые будут держать это холодное оружие в своих руках, пусть они ощутят нежность и теплоту не только дерева, из которого сделана эта ручка, но и частицу души мастера.

С уважением!
Валерий Простянкин.

 

 Взято с www.carver7.ru

 

 

www.knifehelp.net

Охотничий нож своими руками в домашних условиях

Большинство охотников сходятся во мнении, что, помимо ружья, на охоте необходимо иметь нож. Его назначение самое различное: для разделки туши и защиты от нападения зверя, для выполнения различных хозяйственных работ – нарубки дров и веток, сооружения шалаша, приготовления пищи, изготовления прочих орудий труда и самообороны. Таким образом, с учетом выполняемых функций, в магазине приобрести универсальный нож бывает крайне затруднительно. Зато охотничий нож своими руками каждый охотник может соорудить себе сам с учетом всех индивидуальных требований.

Особенности охотничьего кинжала

Охотничий нож

Изготовление охотничьего ножа доступно не каждому, потому что необходимо учитывать ряд его особенностей. Охотничий кинжал представляет собой оружие с коротким лезвием. Рукоять разделена от клинка ограничителем, позволяющим защитить руку во время удара. Оружие скорее, предназначено для того чтобы резать, а не наносить колющие удары, поэтому его лезвие выполняется загнутой кверху формой с большим изгибом режущей кромки, чтобы выполнять при этом длинные разрезы одним движением. Хвостовик и лезвие представляют собой единое целое, при этом только режущая кромка остается острой, а вторая часть клинка тупой – это обух.

Клинок оборудован специальными желобками, придающими ему жёсткости и уменьшающими его вес. Его длина обычно составляет 12-15 см, а ширина 2,5-3 см. Для изготовления кинжала используется нержавеющая углеродистая сталь марки 65Г, часто также используется инструментальная сталь марки Р6М5. О том, как сделать охотничий нож своими руками, можно узнать далее.

Охотничий нож своими руками: видео


Перед тем, как сделать охотничий нож, необходимо разработать подробный чертеж всех его конструктивных элементов. Чертеж поможет определиться с формой и размером клинка, рукояти, ограничителя, а также ножен.

Процесс изготовления в домашних условиях включает несколько этапов, трудоёмкость этого процесса можно оценить после просмотра видео и фотографий.[/wpmfc_cab_ss]
Первым делом, необходимо определиться с формой, размерами ножа, для этого набросать эскиз на бумагу, создав таким образом, подробный чертеж.

Эскиз охотничьего ножа

Выбор материала. Чтобы изготовить самодельный нож для охоты, не обязательно иметь под рукой брусок стали Р6М5. Можно воспользоваться предметами, которые из нее изготовлены: это фрезы, резцы, ножовочное полотно. Лучше всего использовать последний вариант, а именно – полотно от маятниковой пилы по металлу толщиной 2 мм, длиной 400-500 мм, и шириной примерно 30-40 мм. Материал должен быть ровный. Обратите внимание, что при толщине обуха 2 мм и длине клинка 150 мм, такой самодельный охотничий нож не будет являться холодным оружием, поскольку соответствует ГОСТу Р № 51644-2000. Для изготовления рукояти подойдет древесина из березы, бука, клена, вишни, груши, красного дерева.

После того, как материал выбран, на ножовочное полотно необходимо нанести эскиз кинжала.

Заготовка обрабатывается на ножовочном станке, обтачиваясь по контуру. Важно не забывать делать переход от клинка к хвостовику полукруглой формы. Чтобы материал не перегревался, периодически нужно окунать его в прохладную воду.

Предварительное протачивание спусков осуществляется на наждачном станке с крупнозернистой лентой.

Обработка клинка наждачкой

Отверстие под заклепку достаточно сложно сделать с помощью дрели, или победитового сверла. Но это можно сделать при помощи реакции электролиза. В качестве электролита выступает вода с разбавленной в ней поваренной солью. Для подачи электричества используется источник постоянного тока мощностью 27 вольт. На месте отверстия вырезается круг, хвостовик помещается в раствор электролиза. Спустя три часа образуется отверстие, которое необходимо обработать надфилем.

Затем нужно закалить сталь ножа. Для этого его помещают в печь, затем в масло и снова в печь. После этого окалина снимается на крупнозернистой наждачке, обрабатывается обух и формируется необходимая толщина режущей кромки. На этом этапе также важно периодически охлаждать сталь.

Обработка клинка наждачкой меньшей зернистости

Шлифовка лезвия производится с помощью наждачной бумаги, воды и притирки. Обработка осуществляется в направлении, обратном предыдущему.

Полировка лезвия осуществляется с помощью затирочной пасты и фетрового шлифовального круга.

Изготовление втулки. Из латуни или бронзы вырезается втулка путем растачивания отверстий дрелью, надевается на рукоять впритык к клинку. Перед изготовлением рукояти между ней и втулкой помещается кусочек кожи – он служит для того, чтобы препятствовать попаданию влаги в место крепления рукояти к лезвию, а также для более крепкой их фиксации.

Как сделать охотничий нож в домашних условиях: изготовление рукояти

Изготовление рукояти

Фото охотничьих ножей своими руками говорит о том, что чаще всего рукояти изготавливаются из дерева. Оно удобно лежит в руке, комфортно при использовании зимой на морозе.

Необходимо сделать заготовку из деревянного бруска, с одной стороны которого сделать ровный срез для прилегания втулки, а с другой высверлить полость для помещения хвостовика. Также необходимо просверлить с одной стороны отверстие для заклепки. С помощью эпоксидного клея рукоять насаживается на хвостовик, на месте отверстия для заклепки вставляется латунный пруток, отрезается лишняя его часть и запаивается. Поверхность деревянной рукояти обрабатывается и шлифуется. Ее можно покрыть маслом, чтобы защитить поверхность дерева, или покрыть лаком. Для удобства и безопасности ношения оружия можно изготовить ножны. При этом можно использовать то же дерево, например, бересту, или кожу. При этом внутри ножен формируются направляющие для ножа, а также отверстие для стока воды, металлические кольца для крепления к ремню.

С таким ножом охота будет приносить только удовольствие.

pohod-lifehack.ru

фрезерный, складной, косяк, для станка, видео-инструкция как сделать своими руками, чертеж, фото и цена

Все фото из статьи

Опытные мастера для изготовления различных декоративных поделок могут использовать даже самые простые складные ножи с деревянной ручкой. Однако новичку для занятий резьбой стоит применять специализированный инструмент, который позволит выполнять все основные операции без дополнительных усилий.

В нашей статье мы расскажем, какими ножами можно обрабатывать древесину, а также приведем рекомендации по самостоятельному изготовлению и заточке таких инструментов.

С помощью самого простого лезвия можно создавать настоящие шедевры

Описание и разновидности инструментов

Ножи для резьбы по дереву могут иметь самую разную форму. Как правило, они отличаются от обычных ножей укороченным лезвием. Объясняется такая особенность конструкции довольно просто: при резьбе острие испытывает достаточно сильную нагрузку, и потому чем короче будет металлическая часть, тем меньше риск ее поломки под нажимом.

Типичный резчицкий инструмент

В зависимости от типа конструкции выделяют несколько разновидностей резчицких ножей.

ВидОсобенности
РезакУниверсальный нож, который используется как для  придания основной формы, так и для выполнения мелких деталей. Конструкция обычно отличается удлиненным лезвием с прямым или изогнутым режущим краем.

Разновидностями резаков являются:

  • Богородский нож – простая модель с  ровной режущей кромкой и выгнутым обушком. Позволяет выполнять самые разные операции, от черновых до наиболее тонких.
  • Европейский резчицкий нож – по сути, копия богородского резака, но с уменьшенным лезвием и удлиненной каплевидной рукояткой.
  • Нож со сменными лезвиями. Современное изделие, которое чаще всего имеет цанговую конструкцию. Лезвия фиксируются в зажимном механизме и при необходимости быстро меняются.
КосякКонструктивно нож — косяк для резьбы по дереву повторяет схему резака, однако для него характерен больший угол скоса лезвия. За счет этого косяк можно подвергать большим нагрузкам, что активно используется при резьбе по плоским поверхностям.

В то же время техники  некоторых мастеров предполагает использование в качестве основного ножа именно косяка за счет достаточно длинной режущей кромки.

Вспомогательный инструментПри выполнении резьбы помимо ножей мастера используют и другие режущие инструменты, такие, как:
  • Стамески (прямые и изогнутые)
  • Клюкарзы.
  • Ложкорезы.
  • Клепики и т.д.

По сути, все они не являются ножами, но имеют режущую кромку.

Профильные ножи для фрез по дереву

Кроме того, в классификацию иногда включают и другие инструменты, применяемые в механической деревообработке.

К ним относятся:

  • Фрезерные ножи по дереву – представляют собой либо целые фрезы, либо съемные части фрез.
  • Фуговальные ножи для станка по дереву — используются при станочной обработке удлиненных деталей.
  • Строгальные лезвия – применяются, как это ясно из названия, в строгальных станках.

Сменные ножи для фрезы по дереву, используемые для изготовления изделий разной формы

Впрочем, эти и другие разновидности деталей при резьбе используются разве что в качестве вспомогательных, потому подробно останавливаться на их описании мы не будем.

Изготовление ножа

Делаем лезвие

Выбирая резчицкий нож, следует отдавать предпочтение простым и надежным моделям, изготовленным из качественной стали. Однако цена таких изделий довольно высока, потому новички чаще всего приобретают более дешевые модели, и потому неизбежно разочаровываются в качестве резаков.

Простой богородский нож из инструментальной стали

Выходом в подобной ситуации может стать изготовление ножа своими руками.  Эта задача решается довольно просто, так что даже новичок в слесарном деле сможет быстро обзавестись собственным инструментом.

В первую очередь нам нужно найти подходящий материал. Это несложно, поскольку нам нужен достаточно маленький фрагмент хорошей стали.

В качестве заготовки для будущего ножа могут использоваться:

  • Полоса хорошей стали длиной около 8 — 12 см, шириной до 2,5 см и толщиной 1,5 — 2,2 мм. Марка особой роли не играет, лишь бы материал был достаточно прочен и хорошо держал заточку – подойдут и Р6 /Р6М5, и Р9, и даже Р3АМ3Ф2.

Полотна пил с маркировкой

  • Полотно механической пилы, сделанное из закаленного металла. Габариты лучше выбирать те же, что и в предыдущем случае – так мы сэкономим силы на черновой обработке.

Обратите внимание! Несмотря на то, что по сравнению с пилой нож будет подвергаться значительно меньшим нагрузкам, брать в работу ржавые полотна или же детали с трещинами (пусть и неглубокими) не стоит.

Чертеж косяка с основными габаритами

Сам процесс работы выглядит таким образом:

  • Вначале делаем чертеж ножа косяка для резьбы по дереву, определяя форму хвостовика, длину лезвия и скос режущей части.

Обратите внимание! У резаков скос составляет от 15 до 450, у косяков  — до 60 -700.

  • Далее обрезаем заготовку по нужным размерам, делая лезвие длиной от 30 до 90 мм и оставляя хвостовик, достаточный для закрепления в рукояти.
  • Формируем лезвие, обрезая передний край заготовки под нужным углом.
  • Выполняем черновую заточку, делая режущую кромку.
  • В хвостовике можно просверлить несколько отверстий, которые будут использоваться для фиксации в рукоятке.

Фото заготовок

После этого обматываем режущую часть изолентой, чтобы не порезаться при выполнении дальнейших операций, и приступаем к изготовлению рукоятки.

Делаем рукоять

Рукоять ножа делаем из липы, березы или аналогичной древесины.

Главное, чтобы материал хорошо впитывал влагу  — тогда нож не будет выскальзывать из вспотевшей от напряжения руки.

  • Берем чурку диаметром около 40 мм и длиной 200-250 мм.
  • Вырезаем из заготовки рукоятку нужной нам формы, утончая задний край детали.

Обратите внимание! Можно ограничиться черновой обработкой, поскольку затем мы все равно будем «доводить» поверхность дерева.

  • Аккуратно раскалываем заготовку вдоль волокон.
  • На одну из образовавшихся плоскостей прикладываем хвостовик ножа, после чего обводим его по контуру.

Изготовление ручки для резака

  • В заготовке выбираем углубление, соответствующее форме и толщине хвостовой пластины. При этом следим, чтобы уложенный в него хвостовик не выступал над плоскостью.
  • Извлекаем заготовку из деревянной планки, после чего наносим на все поверхности столярный клей.
  • Устанавливаем лезвие на место, плотно прижимаем обе части рукояти, а затем зажимаем все детали струбцинами.

Изделие готово к склейке

После высыхания клея выполняем финишную обработку:

  • Если это необходимо, в предварительно просверленные отверстия загоняем заклепки, которыми окончательно фиксируем хвостовик в дереве рукоятки.
  • На переднюю часть ручки надеваем металлическое кольцо.
  • Древесину тщательно шлифуем, удаляя все неровности. Особое внимание уделяем месту стыка половин.

Правильная заточка

Теперь, чтобы приступить к работе, нам осталось заточить наш нож.

Инструкция по заточке выглядит следующим образом:

  • На абразивный брусок с крупным зерном (предварительно смачиваем его водой) под углом от 15 до 240 устанавливаем лезвие. Движениями от себя формируем режущую кромку до тех пор, пока острота не станет ощущаться под пальцем.
  • Переходим на среднеабразивный брусок и повторяем операции, оставляя на режущей кромке сточенную металлическую фаску (заусенец).

Порядок работ при заточке

  • На мелком (алмазном) бруске, обильно смоченном водой, окончательно снимаем заусенец, формируя лезвие.
  • Правку выполняем либо на кожаном ремне, либо на специальном бруске. Для правки используем пасту ГОИ или аналогичный материал, который позволяет нам получить идеально острый нож с зеркальными поверхностями режущих частей.

Эти операции необходимо повторять регулярно для того, чтобы острота ножа сохранялась, поскольку только с помощью идеально наточенного инструмента можно выполнять чистую и качественную резьбу по дереву.

Правка на ремне

Заключение

При необходимости ножи для резки по дереву можно изготовить и самостоятельно – особых сложностей в этом нет даже для новичка. Зато результатом будет наличие у вас инструмента, идеально соответствующего всем вашим требованиям.

Более подробно ознакомиться с особенностями  таких приспособлений, а также с техникой их изготовления, заточки и использования можно на видео в этой статье.

rubankom.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *