Эбру это – что это, история появления, правила работы

Знакомимся с эбру. Турецкое искусство рисования на «воде» и его разновидности

Эбру — это удивительное искусство! Оно требует ловкости, навыка, точности действий. Это совсем не синоним мраморирования, как многие думают. И это не просто хаотичные разводы на воде — это упорядоченные и точные действия художника. И чем выше квалификация, тем тоньше и детальнее рисунок, тем четче линии, силуэты, пятна.

Эбру в России воспринимается как медитация, как некий приятный процесс разбрызгивания красок, доступный любому и в любом возрасте. И отчасти это так и есть. Но лишь отчасти.
Как-то мой учитель в Стамбуле мне сказал — «В России нет Эбру, там есть мраморирование». И мне стало грустно, что мы, имея интерес к этому удивительному виду турецкого творчества, совершенно не вникаем в подробности. А ведь этому танцу красок на воде нужно учиться. Иначе это все равно, как поливать холст краской из ведра.

Аутентичное эбру — это перенос рисунка на бумагу. Натуральные краски, загустители, кисти с черенками из розовых стеблей и конского волоса… Это прекрасный и старинный ритуал общения с водой в терминах «вода устала, ей нужно отдохнуть». Эбру завораживает.

Говоря о точности рисунка я вполне буквальна. Эбру имеет классическое деление на типы и стили рисунков. И каждый имеет свою технологию и описание. Проходят выставки эбру в Турции. Художники тесно общаются. И это душевное сообщество!

Батал-эбру
Первым, базовым и моим любимым стилем исполнения рисунка является Батал-эбру. С него начинают обычно обучение мастерству, этот стиль используется и самостоятельно и в качестве фона для рисования цветов. Он может быть невероятно выразительным и ярким! Основной сложностью является равномерность распределения пятен краски по поверхности воды. Чтобы с одной стороны пятна были соразмерны друг-другу, а с другой — не выстраивались в жесткую симметрию, но хорошо читались при этом.
Вот несколько ярких и качественных примеров этого стиля (художник Fatih Yesil):

Шаль-эбру
Другим моим любимым стилем является шаль-эбру. Это очень красивый стиль, узор при котором напоминает перья райских птиц с невероятными переливами. Или крылья бабочек. Название вполне буквально. Узор напоминает анатолийские платки и отсюда имя «шаль» (художник Fatih Yesil):

Сочетание шаль-эбру с гребенчатым дает просто невозможную красоту!

Гребенчатое эбру

Создается, как следует из названия, с помощью специальных гребенок. Вариантов может быть просто невообразимое количество!

Даже эти фоновые работы очевидно точны в своем рисунке. Это не просто хаос пятен — это узор, ритм, это танец красок! Это действительно красиво и хочется повторить за мастером. Эбру требует навыка — это я сразу прочувствовала на собственной шкуре 🙂 Мое умение рисовать, конечно, помогло мне с точностью и пониманием жанра. Но, поверьте, даже попасть нужным количеством краски в нужное и определенное место на поверхности воды — задача ой какая хитрая 🙂 Важным оказывается все — от плотности раствора, до качества и способа разведения краски. От силы удара, до длины черенка и ворса кисточки.

Одно радует, даже обладая просто желанием попробовать — обретаешь дивную медитацию. Результат становится уже не так важен — настолько поглощает процесс 🙂

Разновидностей стилей и техник еще есть не мало. Но о них поговорим уже в следующих публикациях 🙂

www.livemaster.ru

Что такое Эбру? Эбру — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды.

Эбру — это больше, чем рисование, больше, чем искусство. Это возможность погрузиться в энергию водной стихии, ощутить её простоту, гармонию и совершенство. Это особенный способ самовыражения, полный мистического очарования, когда созревший в душе замысел

воплощается в изменчивой воде, а потом запечатлевается на бумаге. Мастера сравнивают эбру с отпечатанной на бумаге молитвой. Чтобы овладеть этим искусством нужно, прежде всего, обрести себя, открыть свои чувства познания для мира. Картина, выполненная в технике эбру, это своеобразное отражение души художника, его чувств.

С точки зрения художественного выражения, можно сказать, что эбру сочетает в себе живопись и эстамп. Сначала художник готовит воду, которая в эбру играет роль холста. Чтобы жидкость была более плотной, в неё добавляют экстракт растения гевен, которое встречается в горах Турции, Ирана, Пакистана и на Кавказе. После этого, используя кисти и специальные инструменты, на поверхность воды наносят капли краски, которые начинают жить своей жизнью: расплываются, сужаются, расширяются. Каждый слой краски не смешивается с предыдущим

, а начинает взаимодействовать с ним, образую своеобразную движущуюся цветовую симфонию. Это достигается посредством особого состава используемых красок (пигмент, вода, желчь) и их очень жидкой консистенции.

Мастер не просто рисует, он взаимодействует с пятнами краски на воде, соединяет их в единое изображение, отражающее состояние своей души, с помощью простых инструментов — кисти, шила и гребня. Итогом творчества в эбру и самым ответственным моментом, является перенос изображения с воды на бумагу. Достаточно на несколько секунд положить бумагу на воду, чтобы рисунок полностью исчез с поверхности воды и отобразился на бумаге. Этот оттиск уникальный и неповторимый. Есть техники перевода изображения эбру не только на бумагу, но и на ткань, дерево, стекло, керамику. Картины в технике эбру можно увидеть в дизайне помещений, на одежде и аксессуарах

.

Историки не имеют единого мнения о времени и месте происхождения эбру. Это связано с тем, что художники, работающие в этой технике, никогда не ставили подписи на своих работах и не указывали дату создания. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее, через Персию, дошло до Турции. С персидского слово «эбру» можно перевести как «похожий на облака». По другой теории, зарождение эбру произошло несколько восточнее — в Туркестане, где сейчас находится Уйгурский автономный район КНР. Именно в этом месте были найдены одни из самых древних, дошедших до нас, произведений эбру, которые датируются 800 — 1000 годом. Кроме того, есть версии, что эбру зародилось в Индии, Персии, Древнем Египте, и даже в Южной Сибири. Кстати, на Алтае был обнаружен рисунок на куске кожи, похожий на эбру, которому около 2500 лет. Считают, что подобная техника произошла от 

шаманских ритуалов, которые использовали рисование на воде для связи с миром духов.

Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать свою первую картину. Для этого нужно купить необходимые ингредиенты и инструменты, приготовить раствор воды, краски.

Погружаясь в эбру, можно открыть для себя таинство общения с водой — изменчивой, переливающейся, составляющей основу всего живого. Вода в эбру словно зеркало, как своеобразный барометр души, отражающий тончайшие переживания, о которых вы сами могли и не догадываться, пока капли краски на воде не сложились в особенный узор, тайна которого понятна только вам. Эбру — это возможность погружения в настоящий момент, фотографирования его — здесь и сейчас. Мастера говорят, что начав работать в технике эбру, вы с каждым шагом будете обретать всё более глубокое понимание мира и себя. Вода сама помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять её язык и говорить на нём. Как писал Руми:

«Слова не нужны, чтобы проникнуть в тайну. Просто будь, и вот она».

samopoznanie.ru

«Искусство облаков» или Эбру – Ярмарка Мастеров

Эбру — древнее турецкое искусство рисования на воде.

Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.

Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя вероятнее всего, здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – Эбру появилось на Востоке.

Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Этимология слова Эбру доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» — «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой.

Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Художник наносит рисунок красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. Затем на рисунок накладывают бумагу и через несколько секунд осторожно снимают, высушивают и фон для Эбру готов. После того как бумага с нанесённым фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. В другом случае художник следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему рисунок при помощи палочки, тем самым создавая полностью законченное произведение, которое после отпечатка на бумаге уже не дорабатывается.

Но название произведения Эбру дается обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы Эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, появились «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.

Близкой к Эбру — технике рисования на воде — является марморирование. Основная идея схожа — нерастворимыми в воде красками на воде пишутся узоры, которые потом переносятся на лист бумаги или любой другой предмет, который покрывается случайными красочными разводами. В технике марморирования разводы именно случайны, и художник не стремится их как-то упорядочить, давая воде и краске самим рисовать замысловатые мотивы. Марморирование — это заготовка для последующей обработки изделия или рисунка на бумаге, покрытой марморированием.

Огонь. Из серии «Вдохновение» Ирина Миронец

«Искусство облаков» — так называли эту технику в Персии и Турции в XV веке, широко применяя ее в переплетном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке, прежде всего, во Франции, где декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась марморированием масляной краской, клейстером с красителями.

Рассвет на реке. Из серии «Лодки» Ирина Миронец

Краска создает на бумаге отпечатки уникальноых образов, которые сами побудят фантазию к завершению композиции, случайным образом появившейся на бумаге.

www.livemaster.ru

Что такое эбру? | МК-Турция

← →

Можете ли вы представить себе что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет ее меняться. А что если взять воду в качестве холста?

И начать создавать картины одной жидкостью по поверхности другой? Кажется, это абсолютно невозможно. Ведь есть даже выражение «вилами по воде писано», означающее бесполезность попыток и сомнительный результат. Тем более удивительным и эфемерным кажется искусство эбру — искусство создавать картины красками на воде.

Конечно, у эбру есть свои секреты. Но о самой технике чуть ниже.

Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых эбру просто невозможно.

История возникновения эбру

История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения.

Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений.

Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.

Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.

В султанском дворце-музее Топкапы, в книге «Gay-i Çevgan», написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.

Этимология слова «эбру»

Относительно возникновения самого названия также нет полной ясности. Существует несколько версий.

Возможно, слово «эбру» произошло от арабского ab-ru, что значит «вода для лица». Может быть, от чагатайского слова ebre, означающего «волнообразный», или же от персидского ebri, что переводится с фарси как «облако».

Кажется странным, что одно и то же явление называется столь разными словами. Но эбру и в самом деле часто сравнивают и с облаками, и с волнами, а сам процесс изготовления напрямую связан с водой.

Секреты создания эбру

Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.

Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.

Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.

А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно.  И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

Эбру в наши дни

Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.

Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы. Проходят выставки картин, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле эбру, существуют школы эбру, а иногда проходят представления где-нибудь в парке или на улице.

mk-turkey.ru

ЧТО ТАКОЕ ЭБРУ?

ЧТО ТАКОЕ ЭБРУ?

Глотова М.О. 1

1Московская область,г.Красногорск,МБОУ СОШ №19

Глотова Т.П. 1

1МБОУ СОШ №19,г.Красногорск,Московская область

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Рисование — это искусство. Рисуя, мы выражаем свои эмоции и чувства, погружаемся в удивительный и фантастический мир. Полезно ли уметь рисовать? Умение рисовать может принести огромную пользу в современном мире. Существует большое число профессий, связанных с рисованием: художник, дизайнер, иллюстратор. Однажды я побывала на мастер-классе, где рисовали красками на воде. Краски плавали на поверхности воды, превращались в очень красивые рисунки и не тонули!! Секрета такого мастерства мне художник не раскрыл.

Цель исследования: Я решила узнать о такой технике.

Объект исследования: Особая техника рисования на воде.

Гипотеза проекта: Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие материалы используют для рисования

  2. Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды;

  3. Узнать, как жидкость может удерживать краски на поверхности;

  4. Создать рисунок на воде в домашних условиях;

Методы проекта:

  1. Участие в мастер – классе и просмотр видеоуроков по рисованию на воде;

  2. Анкетирование;

3.Экспериментирование.

Основная часть

  1.  
    1. Анкетирование обучающихся

В начале своей исследовательской работы я провела опрос обучающихся 2 «В» класса. Им предложила ответить на вопросы:

1.Чем вы умеете рисовать? 2.На чем вы обычно рисуете?

На вопросы ребята быстро дали ответы. Все умеют и любят рисовать карандашами-40%, мелками-15%, фломастерами-35%, красками-10%

70% -рисуют на бумаге,

25%-на доске,

5%-на стенах и асфальте.

Про рисование на воде никто не знал. Техника рисования на воде называется Эбру.

2.1.Что такое Эбру?

В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно «обру», значит «на воде». В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму.

2.2. История возникновения Эбру

История создания Эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин написана в XI веке, но ученые утверждают, что она появилось намного раньше самого изображения.

В древних иранских документах записано, что Эбру изначально появилось в Индии. Оно пришло в Иран из Индии, а затем из Ирана в Оттоманскую Империю.

По некоторым источникам, оно родилось в городе Бухара в Туркестане и пришло к Оттоманской Империичерез Иран. Большинство ученых сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции.

В те времена бумага с рисунком под мрамор — использовалась для государственных указов, грамот, для оформления различных книг.

В Европу искусство Эбру пришло в 17 векеи в основном использовалось в книгоиздательстве. Переплёт книги, исполненный в технике эбру делал издание более ценным и дорогим.

В настоящее время технику Эбру в основном используют для создания картин, для оформления интерьера. Бумагу, расписанную в этой технике можно использовать для оформления творческих работ, например, открыток, а также использовать как заготовку для работы, выполненной в технике декупаж.

2.3.Секреты создания Эбру

Эбру требует не только фантазии, но также знания техники, терпения. Все компоненты для Эбру обязательно экологически натуральные. Краски состоят из воды. Они очень жидкие, практически разноцветная вода .

Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания Эбру еще используют

-шило или тонкую палочку , которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры,

-и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.

Но как же создать рисунок в технике эбру в домашних условиях?

С помощью опытов решила изучить способность разных красок держаться на поверхности воды.

Практическая часть

Эксперимент№1Возьмем жидкую гуашь и разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть краски утонула, а отпечаток получился бледный. Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.

Эксперимент№2

Молоко – тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке? Опыт показал, что оно тоже плохо удерживает краски.

Эксперимент№3

Мама покупала мне густое желе из желатина. А что, если желатин использовать для загущения воды? Попробовала. Желатин сделал воду слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок эбру не получился.

Эксперимент№4

Может попробовать силикатный клей. Добавили его в воду.

Получилась густая силикатная вода. Краски стали более послушными. Они не тонули и красиво растекались, как настоящие эбру -краски. У меня получился рисунок в технике Эбру в домашних условиях.

Видео(фрагмент) рисования на воде. 1.Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый раствор из смеси воды с клеем, который сгущает воду.

2. Начинаем создавать фон. Берем различные краски и буквально стряхиваем их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы. Затем создаем рисунок.

3.Берем шило или тонкую палочку аккуратно начинаем водить по воде, превращая бесформенные капли краски в узор.

4.Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Шилом водим по поверхности бумаги, чтобы вышел лишний воздух. Бумага буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу.

Теперь я знаю, краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности.

Заключение

Я очень люблю рисовать, и мне нравится изучать новые стили рисования. При создание своего проекта, мною были достигнуты все поставленные цели. Я узнала про древний способ рисования на воде. Узнала историю возникновения Эрбу, а также значение этого слова. Изучила технику создания рисунка в стиле Эбру. Теперь я знаю, что краски должны быть жидкими, а поверхность, на которой рисуют-густой. Я научилась в домашних условиях создавать рисунки, познакомила обучающихся из своего класса с этой техникой. Они с увлечением создавали свои рисунки.

Вашему вниманию предлагаю нашу выставку картин, которые нарисовали. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.

Литература

  • http://ebru-art.ru/

  • http://www.alanyasistem.ru/blog/risovanie-na-vode-iskusstvo-ebru.html

  • http://artebru.livejournal.com/

  • http://www.aquaexpert.ru/enc/articles/picturewater/

  • http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisi-na-vode-.html

  • https://vk.com/club45659602

  • http://way-art.ru/art/iskusstvo-ebru.html

  • http://pupoksik.ru/ebru-risovanie-v-moloke/

  • http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionaja-tehnika-risovanija-yebru.html

  • http://kak-sdelat-samoj.ru/ebru-risovanie-na-vode-v-domashnih-usloviyah/

  • http://stranamasterov.ru/node/404344

  • https://www.babyblog.ru/user/id1516979/62269

  • http://ebrussia.com/

  • http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2014/07/17/ebru-tayna-risunka-na-vode

Просмотров работы: 388

school-science.ru

Что такое эбру и как его творят? | Культура

Старейшая из известных эбру была создана в 11 веке. Она свидетельствует, что уже в это время искусство достигло совершенства. По словам ученых, чтобы достичь такого качества, вид этого искусства должен был существовать уже несколько веков. Искусство это древнее настолько, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, и после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью — эбру имеет восточные корни.

Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Существуют несколько версий, объясняющих этимологию этого слова. Одни предполагают, что это название произошло от арабского «ab-ru», что переводится как «вода для лица». Другие утверждают, что скорее от чагатайского «ebre», означающего «волнообразный». Большинство же сходится на том, что, скорее, это название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой.

Для изготовления эбру непременно нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоёмкий, имеет несколько этапов и создаётся при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но прекрасно дополняют друг друга.

Для первого этапа в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства нектара гевена (это растение из рода астрагалов растет только в Турции). Таким образом достигается необходимая вязкость воды. Далее в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры.

На эту смесь накладывают бумагу и через 5−10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть. Уникальный фон готов, но всё же это ещё не готовое эбру. После того как бумага с нанесённым фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. И только тогда законченное произведение получит своё законное название «эбру».

Если же вас описание этой уникальной техники, в которой больше поражает фон, чем основная тема, вдохновило на то, чтобы попробовать сотворить что-то подобное самому, то простейший способ — поэкспериментировать с масляными красками. Для удержания красок на воде в неё можно добавлять конторский клей, а масляные или печатные офсетные краски растворить в скипидаре. Далее действовать, как описано выше. Может, это будет лишь подобием эбру, зато какое удовольствие творить что-то своими руками и знать, что ваше произведение так же уникально и скопировать его невозможно. К тому же, оправленное в рамочку, ваше эбру отлично впишется в интерьер, будет радовать глаз, а возможно даже вызовет восхищение.

shkolazhizni.ru

уникальная турецкая живопись на воде

Совершенство природы, таинство мира и торжество красок можно передать с помощью живописи на воде, которую именуют эбру. Организация ЮНЕСКО признала ценность этой удивительной турецкой техники, включив её в список культурного наследия.

Эбру называют танцем ярких красок и неповторимых узоров. И это неслучайно, ведь каждая картина – уникальна, никому не удастся создать её точную копию снова.

История возникновения оригинального вида искусства

Когда точно появилось мраморирование, или эбру, неизвестно. Первая из найденных работ датируется XI столетием. Однако многие искусствоведы убеждены, что картина была создана в период, когда техника уникальной живописи была практически совершенной. Этот факт лишь свидетельствует о том, что эбру появилось значительно раньше.

Никто не может точно определить, где же зародилось искусство. Бытует утверждение, что его родиной является Индия, Бухарское ханство или Персия. История возникновения по-прежнему остается загадкой и окутана некой тайной.

Не вызывает сомнений, что эбру – эта прекрасная живопись, характерные особенности которой плавность, тонкость линий, а также медитативность. Восточное искусство не терпит спешки, а его шедевры создаются с необычайным вдохновением.

Развивалось мраморирование стремительными темпами в Турции, поэтому её и считают родиной эбру.

Техника живописи

Умение рисовать на воде является достаточно непростым занятием. Каждая выполненная работа словно фотография мгновения, в котором незримо присутствует человек, вселенная и вода. Уникальное искусство стало популярным способом самовыражения чувств художника.

Для выполнения рисунка на воде понадобятся следующие компоненты:

  • Экстракт растения гевен, используемый в качестве загустителя.
  • Краски, изготовленные из воды, желчи и натурального пигмента.
  • Кисти, сделанные из волоса конского хвоста.
  • Шило.
  • Специальный гребень, необходимый для заполнения пространства и создания фона.

После добавления загустителя, краски заполняют поверхность воды, но при этом они не растворяются. Каждую секунду меняют свои очертания, переплетаясь в замысловатые узоры. Кажется, что невозможно создать настоящий шедевр с помощью красок и воды. Однако волей талантливых художников бесформенные капли преображаются в неповторимую картину.

Затем к рисунку мастер прикладывает лист бумаги, который впитывает краски с жидкой поверхности, после чего изображение с узором останется на нём. Тем, кто решит попробовать себя в искусстве эбру, рекомендую поискать компоненты в специализированных магазинах для художников.

Эбру сегодня

Не так давно техника мраморирования находилась под угрозой исчезновения. Со временем забыли об этой уникальной технологии и наслаждались только шедеврами прошлого. Однако сегодня искусство снискало популярность. В наши дни занимаются его развитием и популяризуют эбру не только в Турции, но и во всем мире. Все чаще проводятся мастер-классы, открываются школы, а также проходят выставки.

Поистине эбру – это не достояние прошлого, а современное искусство с изящными линиями, в котором отражаются сокровенные чувства и мысли мастера.

Светлана Пономарёва



gallerix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *