Фото как сделать сабвуфер своими руками: теория, схемы и расчет, изготовление

Пошаговое руководство по изготовлению автомобильного сабвуфера своими руками » Авто центр ру



Каждый ценитель хорошего звука за рулем знает о том, что представляет собой сабвуфер и какие функции он выполняет. Без этого элемента невозможно добиться качественного звучания с «жирным» басом. В этой статье мы хотим рассказать о том, как сделать сабвуфер своими руками в домашних условиях и что для этого потребуется.

Выбор динамика

Самодельный саб для авто

Перед тем, как соорудить сабвуфер в машину, нужно определиться с выбором колонок.

На сегодняшний день в продаже можно встретить динамики таких размеров:

  1. Шестидюймовые. Как правило, такие устройства применяются в качестве дополнительного источника для воспроизведения средних частот. На практике из такого устройства можно сделать скромный саб по глубине частот. Оптимально такая колонка подойдет для машин с небольшим салоном со средней акустикой в целом.
  2. Восьмидюймовые варианты могут применяться для обеспечения дополнительных фронтальных частот. По факту такой вариант также является достаточно скромным.
  3. Десятидюймовые колонки и больше представляют собой наиболее оптимальный вариант, если вы решили соорудить самодельный сабвуфер. Такие устройства позволяют обеспечить наиболее качественное звучание, при этом наполняя пространство салона довольно приятным и сильным басом. Как показывает практика, все же лучшим вариантом для того, чтобы сделать сабвуфер в авто, являются колонки на 12 дюймов.
  4. Динамики на 15 дюймов представляют собой лучший вариант для салонов больших транспортных средств. Но при этом такой вариант фактически не осуществим, поскольку для достижения качественного звучания потребуется короб объемом на 90 литров. Он не только займет почти весь багажник, но и может даже оглушить водителя.

Чертеж для изготовления саба

Если вы думаете над тем, как сделать динамик самому, то помимо размера, следует также определиться с уровнем сопротивления. К примеру, наиболее оптимальным вариантом будет сопротивление в 2-4 Ома, если этот показатель будет меньше, это значительно отразится на качестве звучания. Что касается мощности колонок, то в этом случае что-то точно сказать сложно, так как споры касательно этого вопроса ведутся до сих пор. Одно можно сказать точно — мощность колонки должна быть больше мощности усилителя, поскольку ни одно устройство не сможет проработать долго, если будет функционировать на самой высокой мощности. Коробку сделать просто, но если делать без расчетов, то будет играть некачественно.

Инструкция

Теперь перейдем к вопросу, как самостоятельно сделать сабвуфер своими руками для авто. Начнем наш процесс с проектирования.

Проектирование

Автомобильные сабы делятся на несколько подвидов:

  1. Активные. Такие устройства оборудованы встроенным усилком и активным кроссовером. Главным предназначением последнего является снижение низкочастотной нагрузки на усилок. с помощью кроссовера достигается согласование работы саба и акустики в целом.
  2. Пассивные. Варианты такого типа функционируют параллельно с основной акустикой, но обычно они нуждаются в обустройстве отдельного канала усилителя мощности. Пассивные устройства на практике более чувствительны к месту расположения, при этом они обеспечивают дополнительную нагрузку для выходных усилков стерео-каналов (автор видео — Константин Козик).

При проектировании необходимо учитывать и местоположение устройства. Сам по себе саб довольно объемный, но поскольку возможность басов к локализации минимальна, его монтаж может быть осуществлен в любом месте салона или багажного отделения. Можно установить сабвуфер под сиденье, но обычно автолюбители выбирают именно багажник, поскольку здесь он практически не будет мешать. Что касается формы устройства, то к ее созданию приступаем после того, как вы определитесь с местом расположения саба и выбором динамика для него.

Если вы решили соорудить сабвуфер в свой автомобиль, то следующим шагом будет разработка схемы и чертежа, на сегодняшний день есть несколько вариантов для выбора схемы:

  1. ЗЯ или закрытый ящик является одним из самых простых в плане проектирования и производства, но его коэффициент полезного действия минимальный. Тем более, в данном случае полностью загерметизировать корпус будет проблематично.
  2. ФИ или фазоинвертор позволяет выдавать более высокий коэффициент полезного действия, то такой вариант более сложный в плане расчетов.
  3. БП4 и БП 6 — бандпасы четвертого и шестого порядков. Такой вариант является одним из наиболее сложных для изготовления, однако качество его работы вас в любом случае порадует. Устройства в таком корпусе позволяют не только усилить басы, но и заглушить низкие частоты (автор вид — ALEX SOUND).

Изготовление

В принципе для изготовления автомобильного саба можно использовать и переделать домашний сабвуфер. Ниже мы расскажем о том, как сделать сабвуфер и что нужно, чтобы сделанное устройство было качественным и его не пришлось переделывать. Для начала следует определиться с формой и материалом, который будет использоваться для изготовления корпуса. Наиболее популярными вариантами в настоящее время считаются ДСП, древесностружечная плита либо обычная фанера, которые можно найти в любом строительном магазине. Следует отметить, что такие материалы характеризуются хорошими показателями акустики и сами по себе являются довольно прочными.

  1. Основываясь на чертежах и подготовленных схемах, нужно аккуратно вырезать стенки для будущего саба и другие отверстия, которые потребуются для укладки проводов. После этого стенки желательно отшлифовать. Затем основные составляющие конструкции нужно прочно скрепить и зафиксировать, для этого можно использовать саморезы или клей.
  2. В том случае, если корпус будет состоять из нескольких слоев, нужно удостовериться в том, что между этими слоям будет отсутствовать пустота. Если пустое пространство останется, это может привести к резонансному сверчку, так что смысла от использования корпуса совсем не будет. На всякий случай корпус можно обклеить виброматериалом, а внутри заполнить его поролоном. Что касается непосредственно задней стенки, то ее следует обклеить стеклотканью, для достижения большего эффекта потребуется несколько слоев. После оклейки саб нужно оставить сохнуть где-то на один день.
  3. Если вам важен дизайн устройства, то корпус можно покрасить глянцевой либо матовой краской, также можно использовать карпет или кожу для перетяжки. Чтобы защитить устройство от нежелательных внешних воздействий, таких как влага, то корпус можно заранее пропитать мебельным нитролаком. Данная процедура должна осуществляться на улице, поскольку она может отравить человека.
  4. Последним этапом в изготовлении будет монтаж самого динамика. Процедура сборки может отличаться в зависимости от вида корпуса.

1. Вырежьте части корпуса.

2. Соорудите корпус.

3. Установите динамик в корпус.

Подключение

  1. Через отверстие в корпусе нужно протянуть провод и залить это отверстие герметиком.
  2. Проводка проводится от подкапотного пространства в салон и в багажник, после чего ее необходимо подключить к усилку.
  3. Чтобы подсоединить устройство к аудиосистеме, вам потребуется обычный RCA-провод или тюльпан, а также кабель питания саба. Для подключения необходимо демонтировать магнитолу.
  4. После подключения к магнитоле аналогичная ситуация производится с самим сабов — проводка проводится через салон и соединяется с устройством.
  5. Затем саб можно подключить к усилку. Проверьте качество работы аудиосистемы в целом.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Изготовление короба для саба своими руками»

Подробнее о разработке чертежа и изготовлении корпуса узнайте из видео (автор ролика — канал Denis Legostaev).



Самодельный бюджетный саб для кино / Хабр

Зачем все это делалось?

Давно я задумался изготовлением «бУхалки» для кино в виде активного саба на LFE канал.
В качестве НЧ 30ГД-2 (НЧ от S90), так как такие есть в наличии и валяются без дела в больших количествах (ну и стоят копейки в нужных местах, так что не жалко). Ну и нищеброд я :), жалко мне за приличный саб больше 15 000 р. отдавать. По расчетам я решил выбрать бандпасс 6А. Только он дает очень приличную отдачу и низкую граничную частоту. По расчетная АЧХ уровню -3дб — 24 -63 Гц. Собранный саб выглядит так.

Качество фот в основном ужасное, так как фотографировал на телефон (ну не имел я ни мыльницы ни зеркалки в то время).
Кому интересно добро пожаловать под кат. Там очень много фот.

Конструкция

Общая конструкция очень похожа на общеизвестную конструкцию в инете.
Это пример внешнего вида с одного сайта (авторство картинки не укажу, так как не помню где брал фото, если кто знает напишите в личку, поставлю ссылку). Естественно размеры будут совершенно другие.


Для изготовления конструкции необходимо знать или получить параметры конкретного динамика. Их называют Параметры Тиля—Смолла. Если вы не знаете, что это, то гугл и вики вам в помощь, измеряется все достаточно просто, софт и методы гуглятся на ура. Не весь софт бесплатен, но скажу что измерить можно имея точный вольтметр, точные весы, пластилин, генератор и усилитель. Гуглится по «метод добавочной массы». Я пользовался методом добавочной массы, но автоматизировал измерения соответствующим софтом (название не указываю так как софт платен, но мы в России, кому надо тот все найдет ;)).
Измеренные параметры приводить нет смысла, ибо каждый динамик уникален и сборка конструкции по «чужим параметрам» ни к чему хорошему не приведет. Как бы сказать про динамики времен СССР, чтоб не грубо было…
У меня 4 НЧ динамика и все имеют абсолютно разные параметры, хотя они одной марки.
Для желающих указать и «похоливарить», что «качественного» звука от бандпасса не добиться, еще раз повторю саб собирался для просмотра фильмов и для озвучивания LFE канала, в котором идут в основном только эффекты.

Расчеты

Вот расчетные чертежи корпуса и расчетная АЧХ, все рассчитано под конкретный динамик.
Расчеты совпадают в 4 мне известных программах.
Я брал как основную программу расчета Bass box pro

Расчеты на потери полезного объема корпуса

«Пилите, Шура, пилите»

После всех расчетов, заказал распил ДСП в одной фирме которая занимается мебелью, обошлось все очень дешево
Вот средняя перегородка для крепления динамика.

Боковые стенки

на заднем плане видно инструмент сверления, ох и заколебался я сверлить.

Боковая стенка с брусками для усиления и крепежа.

Пытаемся все собрать в единую конструкцию

Примерим фазоинвертор из канализационной трубы

Покроем стенки звукопоглотителем

А так с динамиком

Электронная начинка

Предварительный усилитель собирал по схеме www.electroclub.info/samodel/sub_pred.htm
Печатку нарисовал сам под smd резисторы ну и уменьшил её в размерах. Если она кому-то интересна, то могу выложить в формате Sprint Layout.
В качестве оконечного усилителя выбрал усилитель на TDA7294 с регулируемым выходным сопротивлением.
Схема и описание тут. Печатка использовалась от автора. Чтобы не лазить далеко схема с первоисточника:

Процесс изготовления печаток подробно описывать не буду приведу только готовый результат. Делал ЛУТом (Лазерно Утюжная Технология). В качестве материала для переноса — нарезанные листы журнала PC Week.

Плата предварительного усилителя готовая к травлению и после протравки в хлорном железе.


Плата оконечного усилителя на TDA7294

Собрал почти полностью УНЧ, не хватило пары омических сопротивлений и одного оксидника и собрал предварительный усилитель с сабсоник фильтром и ФНЧ кроссовером с изменяемой частотой и переключателем фазы. На плате так же есть корректор Линквица, но он не распаян, так как для оформления бандпасса он не нужен. На фотках платы не отмыты от флюса, поэтому такие «красивые».

Оконечный усилитель


Предварительный усилитель

Наборчик собери сабвуфер

Берем кусок алюминия размечаем и делаем заднюю панель блока усилителей

Не забываем о плавкой вставке, в качестве радиатора что-то из запасов от проца AMD

Плата оконечного усилителя

Сделали все соединения

Питание из какого-то старого транса, опять мотанного самим. Трансформатор в древности стоял в каком-то ламповом телевизоре пока не попал ко мне в руки и не был перемотан для какого-то усилителя, давно это было). Питание на оконечник +- 35 В.

Так как такой вид несколько не симпатичный то красим все черной матовой краской из баллончика

Ставим свителки-перделки

Тру сабву́фер должен стоят на шипах. Шипы были заказаны отцу токарю. Вот такие получились

Примерим

И закрепим их

Делаем саб в меру красивым и симпатичным

Приведу для начала фотки промежуточного результата. Из них видно что такой саб не станет украшением квартиры. Ну ничего мы это исправим.


Без крышки

Достал виброшлифмашинку, зашпаклевал дырки от шурупов, выровнял корпус и начал обклеивать самоклейкой под светлое дерево. Сначала купил самоклейку для оклеивания в один слой. Изначально задумка была светлый корпус и черные матовые детали. После первого слоя стало ясно что один слой очень мало.

Первый слой


Попробовал покрыть дно лаком, стало хорошо видно что один слой просто просвечивает.

Пришлось еще раз идти в магазин за пленкой. Второй слой наклеивал веселее, так как помогала жена. В четыре руки клеить намного легче.


После двух слоев пленку начал покрывать лаком. Марку лака сейчас не вспомню, помню что быстросохнущий и вроде разбавлял ацетоном. Стоил около 50 р за банку так как просроченный :), но нам пофиг мы нищеброды.
Два слоя лака

После просушки он выглядит так

Ближе

Сколько же это стоит?

600 р — напилили мне детали на корпус + материал + доставка до дома.
100 р — шурупы.
120 р — брус
250 р — трубы фазиков + разъем для подключения в итоге оказался лишним и труб много, хватило бы и 50 р.
50 р — герметик (просроченный)
50 р -скульптурный пластилин
200 р — 2 шт TDA7294 (одну спалил по дурости перепутав полярность)
200 р разные мелкие детали которых не было в наличии.
120 р переменные резисторы с ручками
50 р лак (просроченный)
200 р 5 метров самоклейки
100 р шкурка
85 р краска черная матовая
70 р канализационная труба

Итого 2160 р. , вроде ничего не забыл

бесплатно — принесли картонную трубу для фазика
бесплатно — НЧ динамик
бесплатно — инструмент

Немного расчетов и размышлений

Расчетное давление что-то около 109 дб в диапазоне работы, при подводимой мощности 50 Вт. Давно считал могу соврать. Расчеты на скорую руку

70 Ватт давление вот такое, как видно есть наклон так как дин фактически работает ниже резонансной частоты, но по графику он не выходит за пределы допустимого хода даже на 20 Гц

100 Вт ситуация та же

Посмотрел ради интереса, что можно в дин и 200 Вт вкачать и на 20 Гц не будет ограничения хода. Можно вплоть до 18 Гц заставить дудеть. Но есть естественный вопрос нужна ли такая мощь? По впечатлениям когда не было отдельного усилка раскачивал его промышленным усилком на 25 Ватт, если сделать на полную — это очень и очень громко. На полную включаю только когда хочу показать кому-либо всю мощь, похвастаться. Так сказать ЧСВ потешить 🙂 Но в таком режиме долго не послушаешь, все что можно трясет и дребезжат стекла, мощно одним словом.

PS Конструкции уже год, делал я её под настроение 3 месяца, в свое удовольствие.

Стоило он того или нет? Я считаю, что да. Бас очень низкий и глубокий. Из-за конструкции саб очень мягко играет, резкую атаку он не сможет отиграть, да и не нужно это ему, зато все LFE эффекты идут просто на ура, все прослушивающие были в диком восторге. Несмотря на то что саб стоит на шипах, стены пол и стекла все равно ощутимо вибрируют создавая эффект не хуже чем в кинотеатрах (убрать бы еще дребезг стекол).
Недавно подарили динамическую головку от автосаба, буду делать еще один, но в этот раз закрытый корпус и с корректором Линквица.

самодельных динамиков для телефона (и некоторых, которых следует избегать)

Почти каждый может сделать все десять из этих проверенных и одобренных динамиков для телефона своими руками, но некоторые из них — ерунда. Вот победители и проигравшие.

Алина Брэдфорд

1 из 11 Alina Bradford

Существуют десятки инструкций по изготовлению динамиков для телефона своими руками, но все они имеют одинаковую основную концепцию: вы найдете что-то изогнутое или трубчатое. и вы кладете свой телефон внутрь него. Я перепробовал множество самодельных динамиков, чтобы найти победителей и проигравших. Вот результаты.

2 из 11 Alina Bradford

Вероятно, это самый простой самодельный лайфхак, который мне встречался. Все, что вам нужно сделать, это положить телефон в чашку или керамическую кружку. Звук с моего телефона стал громче, но в роже исказился. Пластиковая чашка для питья и чашка из пенополистирола на самом деле не сделали музыку громче, но они сделали бас намного лучше. Чашка из стекла работала лучше всего.

3 из 11 Alina Bradford

Чаши работали так же хорошо, как и чашки, и, казалось, не сильно искажали звук. Опять же, стекло работает лучше, чем пластик.

4 из 11 Alina Bradford

Еще один шаг вперед по сравнению с тем, чтобы положить телефон в чашку или миску, — это поместить его в втулку от туалетной бумаги. Просто прорежьте прорезь в трубке и вставьте телефон. Довольно просто, да? Это увеличивает громкость, но, с другой стороны, сложно держать телефон в вертикальном положении.

5 из 11 Alina Bradford

Должна сказать, этот сработал впечатляюще хорошо. Все, что вам нужно сделать, это прорезать два отверстия по бокам двух пластиковых стаканчиков для питья и вставить трубку для туалетной бумаги или бумажного полотенца. Звук отличный, и ваш телефон остается в вертикальном положении. Вот совет, который большинство сайтов упускают из виду: также прорежьте отверстия в дне чашек. Качество звука намного лучше.

6 из 11 Alina Bradford

Как и картонная трубка, этот трюк требует лишь нескольких надрезов ножницами. Вы отрезаете концы мягкого почтового конверта, складываете его так, чтобы он получил форму купола, и кладете телефон внутрь купола. Вы также можете пропустить это. Это немного усилило звук, но не настолько, чтобы взлом стоил того.

7 из 11 Alina Bradford

Пластиковые и бумажные тубы подходят, так почему бы не использовать алюминиевую? Ага, нет. Острые края банки поранят ваш телефон и, возможно, ваши руки. Кроме того, это не работает. Просто скажи нет этому взлому.

8 из 11 Alina Bradford

Не пытайтесь прорезать 2-литровую бутылку из-под содовой и вставить туда свой телефон. Это был худший способ, который я пробовал. Он не только не усиливает звук, но и приглушает его. Однако я взломал хак и отрезал оба конца бутылки. После переделки он работал так же хорошо, как и с трубками от туалетной бумаги.

9 из 11 Alina Bradford

Это был лучший способ взлома колонок с наименьшими усилиями. Все, что вам нужно сделать, это прорезать щель в круглой банке из-под чипсов. Звук отражается от металлического конца банки, усиливая звук при сохранении его качества.

10 из 11 Alina Bradford

Похоже, этот хак сработает, но это не так. В инструкции сказано отрезать концы картонной коробки, защипнуть один конец и скрепить вместе так, чтобы остался только слот для вашего телефона. В итоге он очень похож на картонный мегафон. Однако это не работает как один. На самом деле он ни черта не делает. Складывание его в более изогнутую форму также не помогает.

11 из 11 Alina Bradford

Вероятно, это была самая сложная колонка, которую я пробовал. Это в основном то же самое, что и трубка от туалетной бумаги, но вы должны использовать лобзик вместо ножниц. Это стоило того! Качество звука было лучшим из всех колонок, сделанных своими руками. Если вы добавите чашки с обеих сторон, будет еще лучше. Качество звука отличное.

Основы сабвуфера — Абсолютный звук

Взято и адаптировано из The Complete Guide to High-End Audio (пятое издание). Авторские права © 1994–2015, Роберт Харли. hifibooks.com. Для заказа звоните (800) 841-4741.

Сабвуферы часто неправильно понимают как по названию, так и по назначению. Несмотря на то, что они славятся мощным басовым подъемом, они не должны быть пресловутыми быками в посудной лавке вашей комнаты для прослушивания. Хотя правильная настройка и интеграция требуют некоторого внимания и терпения, результаты могут улучшить звучание широкого спектра систем, не бросаясь в глаза. Проще говоря, можно значительно улучшить производительность системы, добавив сабвуфер (или пару сабвуферов).

Во-первых, основное определение: сабвуфер — это громкоговоритель, воспроизводящий низкие частоты, усиливающие и расширяющие мощность басов полнодиапазонной акустической системы. Термин сабвуфер грубо используется для описания любой системы низкочастотных драйверов, заключенной в отдельный корпус. Но на самом деле сабвуфер означает «ниже низкочастотного динамика», и этот термин следует зарезервировать для тех продуктов, которые расширяют диапазон низких частот до частот ниже 20 Гц. Низкочастотный драйвер в корпусе с выходной мощностью до 40 Гц, используемый с небольшими сателлитными динамиками, правильнее называть низкочастотным динамиком.

Вы также увидите полнодиапазонные динамики со встроенным «сабвуфером», работающим от собственного усилителя. В большинстве этих продуктов на самом деле используются низкочастотные динамики, которые просто приводятся в действие встроенным усилителем мощности. Такая конструкция освобождает ваш основной усилитель от нагрузки на низкочастотный динамик, но динамики должны быть подключены к розетке переменного тока.

Читайте дальше, чтобы узнать о различных типах сабвуферов, их плюсах и минусах, а также об их установке, размещении и интеграции.

Активные и пассивные сабвуферы
Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер — это просто вуфер или вуферы в корпусе, которые должны управляться внешним усилителем. В одном варианте пассивного сабвуфера тот же стереоусилитель, который управляет основными динамиками, также питает сабвуфер. В этом наименее желательном способе подключения сабвуфера полнодиапазонный выход усилителя мощности подается на сабвуфер, а кроссовер в сабвуфере удаляет низкие частоты из сигнала и выводит отфильтрованный сигнал на основные громкоговорители. Этот метод помещает дополнительный кроссовер в тракт сигнала, чтобы отфильтровать басы от сигналов уровня динамиков, управляющих основными динамиками. Некоторые сабвуферы предназначены для расширения басового отклика системы без фильтрации басов из сигнала, подаваемого на основные динамики. Хотя этот метод не добавляет кроссовера в тракт прохождения сигнала, он также не увеличивает мощность основных динамиков. Удаление низких частот из основных динамиков имеет много преимуществ, в том числе более чистые средние частоты.

Лучшим способом управления пассивным сабвуфером является электронный кроссовер и отдельный усилитель мощности. Этот метод отделяет басы от сигнала, подаваемого на основные громкоговорители на линейном уровне, что гораздо менее вредно для сигнала, чем фильтрация на уровне громкоговорителей. Кроме того, добавление отдельного усилителя мощности для сабвуфера значительно увеличивает динамический диапазон системы и освобождает усилитель основного динамика от нагрузки на сабвуфер. Добавление кроссовера линейного уровня и усилителя мощности превращает пассивный сабвуфер в активный сабвуфер, а также делает систему двухканальной.

Автономный активный сабвуфер объединяет сабвуфер с линейным кроссовером и усилителем мощности в одном корпусе, что устраняет необходимость в отдельных коробках и усилителях. Такой сабвуфер имеет входы линейного уровня (которые питаются от предварительного усилителя), выходы линейного уровня (которые управляют усилителем мощности) и регулятор громкости для уровня сабвуфера. Линейный выход фильтруется, удаляя низкие частоты из сигнала, посылаемого на усилители, управляющие основными громкоговорителями. Эта частота кроссовера регулируется, чтобы вы могли выбрать частоту, обеспечивающую наилучшую интеграцию с основными динамиками. (Я напишу больше о методах интеграции в следующих разделах.)

Плюсы и минусы сабвуфера
Добавление сабвуфера с активным питанием может значительно увеличить динамический диапазон вашей системы, расширение басов, чистоту средних частот и способность играть громче без напряжения. Дополнительная мощность усилителя и низкочастотный драйвер позволяют системе воспроизводить музыкальные пики на более высоких уровнях. Более того, удаление низких частот из сигнала, подаваемого на основные громкоговорители, позволяет им играть громче, потому что им не нужно воспроизводить низкие частоты. Средние часто становятся чище, потому что диффузор вуфера не бешено мотается взад-вперед, пытаясь воспроизвести низкий бас. Это улучшение производительности небольшого динамика может быть значительным. Небольшой ход вуфера больше не является ограничивающим фактором того, насколько громко будет играть система, когда низкие частоты отфильтровываются от управляющего ею сигнала. Средние частоты намного чище, а в целом система звучит как большой полнодиапазонный динамик.

Теперь о плохих новостях: чаще всего сабвуферы могут ухудшить музыкальное качество системы воспроизведения. Либо сабвуфер плохо спроектирован (многие из них), неправильно настроен, либо, как это часто бывает, он предназначен для воспроизведения взрывов в системе домашнего кинотеатра, а не для разрешения музыкальных тонкостей.

Задачи сабвуфера (и награды)
Давайте рассмотрим теоретические проблемы сабвуферов. Во-первых, в большинстве сабвуферов — пассивных или активных — на пути прохождения сигнала используется электроника. Внутренний кроссовер активного сабвуфера может быть не самого высокого качества. Даже хорошо выполненные кроссоверы могут ухудшить чистоту очень высококачественных компонентов источников, предусилителей и усилителей мощности. Этого недостатка можно избежать, запустив основные громкоговорители на полный диапазон (без спада), но тогда вы потеряете динамические преимущества и дополнительную чистоту средних частот, обеспечиваемую удалением низких частот из основных громкоговорителей.

Во-вторых, качество басов сабвуфера может быть низким. Сабвуфер может перемещать много воздуха и обеспечивать глубокое расширение, но плохо спроектированный сабвуфер часто добавляет грохочущий удар к низкому диапазону. Вместо того, чтобы улучшить вашу способность слышать, что происходит на басу, сабвуфер часто скрывает музыкальную информацию.

В-третьих, сабвуфер может не интегрироваться в музыкальном плане с основными громкоговорителями. Очень низкие частоты, воспроизводимые сабвуфером, могут отличаться от мидбаса, воспроизводимого основными динамиками. Результатом является чрезвычайно отвлекающий разрыв в музыкальной ткани. Эта прерывность проявляется в изменении звучания, например, акустического контрабаса в разных регистрах. Восходящие и нисходящие басовые линии должны проходить мимо точки пересечения без заметных изменений в тембре или динамике.

Другим фактором, который может затруднить интеграцию сабвуфера, является согласование медленного сабвуфера с тугими, тонкими, четко выраженными основными динамиками. Иными словами, звук сабвуфера с недостаточным демпфированием не будет очень хорошо интегрироваться со звуком из пары динамиков с избыточным демпфированием.

В-четвертых, сабвуферы часто жертвуют жестким контролем, разрешением высоты тона и отсутствием нависания в пользу большей чувствительности или более глубокого расширения. Особенно это касается сабвуферов, предназначенных для домашнего кинотеатра. Следовательно, многие сабвуферы звучат раздуто, «медленно» и лишены деталей.

Наконец, сабвуфер может наполнить комнату для прослушивания большим количеством низкочастотной энергии, возбуждая режимы резонанса комнаты, которые, возможно, не были бы такими надоедливыми без сабвуфера. Эту проблему возбуждения в комнатном режиме можно решить, используя два (или более) сабвуфера; каждый сабвуфер будет возбуждать разные комнатные моды, существенно сглаживая низкочастотную характеристику помещения. Поэтому размещение имеет решающее значение — вы не можете поставить сабвуфер где угодно и ожидать музыкальных результатов.

Все эти проблемы усугубляются общей тенденцией устанавливать слишком высокие уровни громкости сабвуфера. Причина этого в том, что если вы заплатили хорошие деньги за что-то, вы хотите услышать, что это делает. Но если вы заметили присутствие сабвуфера в звуке, то либо его уровень установлен слишком высоко, либо он расположен неправильно, либо он плохо спроектирован. Наивысший комплимент, который можно сделать сабвуферу, заключается в том, что его вклад нельзя услышать напрямую. Он должен органично вписываться в музыкальную ткань, а не привлекать к себе внимание.

Сказав все это, мой опыт подсказывает, что система с сабвуфером/сателлитом может превзойти полнодиапазонную акустическую систему аналогичной цены.

Вот несколько веских причин, почему:

  1. Сателлитные динамики можно расположить так, чтобы получить наилучшую звуковую сцену, независимо от того, как это положение повлияет на воспроизведение низких частот.
  2. Сабвуферы можно расположить так, чтобы обеспечить наилучшую интеграцию басов в помещении без учета звуковой сцены.
  3. Гораздо выгоднее построить корпус для сабвуфера, чем большой корпус полнодиапазонного громкоговорителя (для размещения больших низкочастотных динамиков), который может иметь дорогостоящую конструкцию корпуса и деревянную или окрашенную отделку. Сабвуфер, скорее всего, не будет заметной частью домашнего декора и, следовательно, не требует роскошного качества отделки.
  4. Система сабвуфера/сателлита предоставляет широкие возможности управления воспроизведением басов, включая их количество и то, как эти басы интегрируются в помещение. Полнодиапазонный громкоговоритель не предлагает такого контроля.

Тем не менее, я должен добавить, что считаю эти вещи правдой с двумя большими оговорками: во-первых, сабвуфер должен быть исключительного качества и предназначен для музыкального исполнения, а не для эффектов домашнего кинотеатра. Лишь небольшая горстка из сотен представленных на рынке сабвуферов попадают в эту категорию. Во-вторых, достижение плавной интеграции сабвуфера и сателлитов, а также плавного воспроизведения басов требует умения и терпения. Сабвуфер/сателлитная система — лучший выбор для тех, кто любит техническую сторону звука, а не для меломана, который просто хочет хорошего звука без необходимости повышать кривую обучения.

Контраргумент предполагает, что акустическая система должна проектироваться и проектироваться с единым видением, а не с разрозненным подходом разных разработчиков. (Подробнее об этом см. в разделе «Интеграция сабвуфера» ниже.)

Советы по размещению сабвуфера
Расположение сабвуфера также оказывает большое влияние на то, сколько басов вы слышите, и насколько хорошо сабвуфер интегрируется с основными динамиками. При правильном расположении сабвуфера бас будет чистым, плотным, быстрым и напористым. Хорошо расположенный сабвуфер также будет создавать бесшовный звук между сабвуфером и передними динамиками; вы не услышите сабвуфер как отдельный источник звука. Плохо расположенный сабвуфер будет звучать гулко, чрезмерно тяжело и густо, с недостатком деталей и медленным звуком, с небольшим динамическим воздействием. Кроме того, вы точно услышите, где передние динамики заканчиваются, а сабвуфер вступает в игру.

Вот несколько общих рекомендаций по размещению сабвуфера. Как и в случае с полнодиапазонными динамиками, не устанавливайте сабвуфер на одинаковом расстоянии от двух стен. Например, если у вас есть комната шириной 20 футов, не ставьте сабвуфер на расстоянии 10 футов от каждой стены. Точно так же не ставьте сабвуфер в углу и на равном расстоянии от боковой и передней стен. Вместо этого меняйте расстояния до стен. Разное расстояние сабвуфера от каждой стены сглаживает басы, потому что частоты, усиленные стеной, рандомизированы, а не совпадают.

Вы также можете добиться большего динамического воздействия и чистоты звука от сабвуфера, разместив его ближе к месту прослушивания. Сидя рядом с сабвуфером, вы слышите больше прямого звука сабвуфера и меньше звука, отраженного по комнате. Вы слышите — и чувствуете — больше низкочастотных волн, которые усиливают внутреннее воздействие.

Самый простой и эффективный способ размещения сабвуфера — временно разместить его как можно ближе к месту прослушивания. Если возможно, поднимите сабвуфер над полом так, чтобы он располагался близко к тому месту, где обычно находятся уши слушателей. Сыграйте музыкальное произведение с восходящей и нисходящей басовой партией, например, «ходячий» бас в прямолинейном джазе. Ползайте по полу на четвереньках (убедитесь, что соседи не смотрят), пока не найдете место, где бас звучит наиболее ровно и где каждая басовая нота имеет примерно одинаковую громкость и четкость. Избегайте позиций, в которых одни ноты звучат дольше и/или звучат медленнее или толще, чем другие. Когда вы определили, где басы звучат лучше всего, установите сабвуфер там навсегда. Теперь, когда вы снова в кресле для прослушивания, басы должны звучать гладко и естественно.

Хитрости интеграции сабвуфера
Относительно легко подключить сабвуфер к вашей системе и услышать больше басов. Что сложно, так это заставить бас сабвуфера интегрироваться со звуком ваших основных динамиков. Низкие басы, воспроизводимые большим диффузором(ами) сабвуфера, могут звучать иначе, чем басы, воспроизводимые меньшими диффузорами в левом и правом динамиках. Хорошо интегрированный сабвуфер обеспечивает плавный звук, без гулкого удара и с естественным тембром. Плохо интегрированный сабвуфер будет звучать густо, тяжело, гулко и неестественно, привлекая внимание к тому факту, что у вас есть динамики меньшего размера, воспроизводящие частотный спектр от нижнего среднего диапазона, и большой сабвуфер, воспроизводящий низкие частоты.

Интеграция сабвуфера в вашу систему является сложной задачей, поскольку сабвуфер оптимизирован для воспроизведения большого количества низких частот, а не для воспроизведения деталей. Верхний бас основных динамиков быстрый, чистый и артикулированный. Бас сабвуфера часто медленный и тяжелый. Слово «медленный» в этом приложении технически не корректно, но ярко описывает, как звучит такой сабвуфер. Точнее, «медленный» сабвуфер — это сабвуфер с чрезмерным вылетом: диффузор продолжает двигаться еще долго после того, как сигнал привода прекратился, что создает впечатление «медленного» баса.

Добиться хорошей интеграции между небольшими динамиками и сабвуфером будет проще, если вы купите полную систему одного производителя. Такие системы спроектированы для совместной работы, чтобы обеспечить плавный переход между сабвуфером и основными динамиками. В частности, сеть кроссовера удаляет басы из левого и правого динамиков, а также удаляет средние и высокие частоты из сигнала, подаваемого на сабвуфер. Если всеми этими деталями занимается один и тот же дизайнер, у вас гораздо больше шансов получить плавный переход, чем если бы сабвуфер был дополнительным компонентом от другого производителя.

Если вы выберете сабвуфер другого производителя, несколько элементов управления, имеющихся на большинстве сабвуферов, помогут вам интегрировать сабвуфер в вашу систему. Один элемент управления позволяет настроить частоту кроссовера — частоту, на которой происходит переход между сабвуфером и основными динамиками. Частоты ниже точки кроссовера воспроизводятся сабвуфером; частоты выше точки кроссовера воспроизводятся основными динамиками. Если у вас есть маленькие динамики, которые не очень низкие в басах, и вы установите слишком низкую частоту кроссовера, вы получите «дыру» в частотной характеристике. То есть будет узкая полоса частот, не воспроизводимая вуфером или основные динамики.

Установка слишком высокой частоты кроссовера сабвуфера также приводит к плохой интеграции, но по другой причине. Большой диффузор сабвуфера специально разработан для воспроизведения низких частот. Когда просят также воспроизвести верхние басовые частоты, эти верхние басовые частоты менее четкие и отчетливые, чем если бы они воспроизводились меньшими основными динамиками. Поиск правильной частоты кроссовера — это первый шаг к хорошей интеграции. Большинство руководств по эксплуатации сабвуферов содержат инструкции по настройке частоты кроссовера. Как правило, чем ниже установлен кроссовер сабвуфера, тем лучше.

Некоторые сабвуферы также оснащены ручкой или переключателем с пометкой «фаза». Фаза, по сути, представляет собой разницу во времени между двумя звуковыми волнами. Чтобы понять управление фазой сабвуфера, визуализируйте звуковую волну, испускаемую сабвуфером и основными динамиками одновременно. Если основные динамики и сабвуфер не находятся на одинаковом расстоянии от ваших ушей, эти две звуковые волны достигнут ваших ушей в разное время; то есть между ними будет фазовый сдвиг. Кроме того, электроника внутри сабвуфера может создавать фазовый сдвиг сигнала. Регулятор фазы сабвуфера позволяет задерживать волну, генерируемую сабвуфером, чтобы волна сабвуфера была идеально синхронизирована с волной основного динамика. Когда звуковые волны находятся в фазе, вы слышите более связный и интегрированный звук. Один из способов настройки управления фазой — сесть в положение прослушивания и слушать музыку, воспроизводимую через систему. Попросите друга вращать регулятор фазы (или щелкать переключателем фазы), пока бас не зазвучит максимально плавно.

Но есть гораздо более точный способ настройки фазового управления, который гарантирует идеальное согласование фаз между сабвуфером и основными динамиками. Во-первых, поменяйте местами соединения на основных громкоговорителях, чтобы черный провод динамика шел к красной клемме динамика, а красный провод динамика — к черной клемме динамика. Сделайте это с обоими динамиками. Теперь на тестовом компакт-диске или в приложении устройства, предлагающем чистые тестовые тона, выберите дорожку, частота которой совпадает с частотой кроссовера сабвуфера. Сядьте на место прослушивания и попросите друга повернуть регулятор фазы сабвуфера, пока не услышите минимальное количество басов. Теперь фазовая регулировка сабвуфера настроена идеально. Верните подключения динамиков в их прежнее (правильное) положение: красный к красному, черный к черному.

Вот что происходит, когда вы выполняете эту процедуру: Меняя полярность основных динамиков, вы ставите их в противофазе с сабвуфером. При воспроизведении тестового сигнала, частота которого совпадает с точкой пересечения сабвуфера, и сабвуфер, и основные динамики будут воспроизводить эту частоту. Вы услышите минимальные басы, когда волны от основных динамиков и сабвуферов максимально не совпадают по фазе. То есть, когда диффузоры основных динамиков приближаются, диффузор сабвуфера выдвигается. Две противофазные волны компенсируют друг друга, производя очень мало басов. Теперь, когда вы вернете свои основные динамики к их правильному подключению (вернув их в фазу с сабвуфером), они будут максимально синфазны с сабвуфером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *