Гербарий из листьев и шишек: Делаем гербарий из листьев

Делаем гербарий из листьев

Сделать гербарий из ярких осенних листьев — одно из самых увлекательных и запоминающихся домашних заданий в младших классах. Однако собирать гербарий можно и просто ради удовольствия, привлекая к занятию всю семью. Это отличный способ весело провести время на свежем воздухе и потренировать фантазию, чтобы составить красивые композиции.

Собираем

Первый этап создания гербария — поиск рабочего материала. Прелесть этого занятия в том, что оно легко «встраивается» в привычные прогулки с малышом. Просто скорректируйте прогулочные маршруты так, чтобы по пути можно было заглянуть в скверы или парки, где растут различные деревья и кустарники.

Объясните ребенку несколько правил по сбору листьев:

  • собирать лучше уже опавшие листочки, а не срывать их с деревьев;
  • нужно выбирать подсохшие и чистые листья, потому что влажные дольше подсыхают, а грязные выглядят не очень красиво;
  • можно собирать не только листочки, но и соцветия, колоски, траву, маленькие шишки и даже желуди.

Чтобы занятие было не только увлекательным, но и познавательным, в процессе сбора материала рассказывайте малышу о каждом растении. Только не превращайте прогулку в нудную лекцию — так вы можете отбить у ребенка интерес к гербарию.

Сушим

Второй важный этап — засушивание собранного материала. Малышу сложно будет это сделать своими руками, поэтому ему обязательно потребуется помощь мамы или папы. Сушить листья можно несколькими способами:

  • бумага и пресс;
  • бумага и утюг;
  • глицериновый раствор;
  • микроволновая печь.

Классический способ — бумага и пресс. Обычно листочки просто вкладывают в толстые книги на полторы-две недели. Единственный минус в том, что влагу от листьев будут впитывать страницы, и книги могут быть испорчены. Лучше прокладывать рабочий материал бумагой, а сверху ставить пресс — тяжелые книги, дощечки и т. д. Кстати, такой способ сможет освоить и ребенок 4−6 лет.

Альтернативный вариант засушивания листьев — бумага и утюг. Материал для гербария прокладывается между листами бумаги и проглаживается утюгом на минимальной температуре. Эффект быстрый, но цвет и структура листьев могут испортиться.

Чтобы сэкономить время, можно приготовить глицериновый раствор. Состав простой — глицерин и горячая вода смешиваются в пропорции 1:3. Листья опускаются в раствор, а когда они побуреют (обычно через несколько дней), вытаскиваются и просушиваются. Минус один — натуральный цвет листочков и соцветий будет потерян.

Наконец, наиболее находчивые родители предлагают воспользоваться современной техникой и просушить собранные листья в микроволновке. Способ действенный, но имеет один неприятный нюанс — листочки теряют форму, и работать с ними становится сложно.

Составляем гербарий

Наконец, самый творческий этап — составление композиций. Не все родители помнят, как сделать гербарий из листьев, но в процессе занятий с ребенком обычно и сами увлекаются. Из засушенных листьев можно сделать гербарий следующих видов:

  • коллекция в альбоме;
  • декоративное панно;
  • закладки для книг;
  • творческие композиции.

Гербарий в альбоме — это больше, чем творчество. Такие коллекции являются еще и познавательными, особенно если дополнительно сделать небольшие заметки к каждому листочку. Для коллекции подойдет обычный альбом для рисования, но обязательно с плотными листами, чтобы они хорошо удерживали веточки и листочки. Клей лучше выбирать жидкий, т.к. клей-карандаш может повредить структуру хрупких высохших листьев.

Очень красиво смотрится декоративное панно, которое можно даже повесить на стену. Конечно, малышу 3−6 лет сложно самостоятельно сделать что-то необычное, поэтому стоит подключиться и родителям. Панно можно выполнить на толстом картоне, холсте или даже ткани. Листочки же можно не только приклеивать, но и пришивать.

Закладки для книг ребенок самостоятельно не сделает — основную работу все равно придется выполнять взрослым. Зато малыш сможет подобрать понравившиеся ему цветочки и составить композицию для закладок.

Вообще, делая гербарий, не нужно стремиться создать красивую композицию, претендующую на звание шедевра. Главное, чтобы ребенка увлекал сам процесс поиска листьев и составления композиции. Позвольте маленькому художнику проявить фантазию — приклейте собранные листочки к альбомным листам, дайте ему карандаши, ручки и фломастеры и разрешите немного порисует. Малыш сможет дорисовывать к листочкам различные детали, создавая полноценные картинки — бабочек, человечков, роскошный павлиний хвост. Такой способ рисования, к слову, способствует развитию мышления и творческих способностей дошкольника.

А вы уже делали этой осенью гербарий со своим ребенком? Делитесь идеями интересных композиций в комментариях.

Собираем гербарий: простые правила + мастер-класс

Творческая мастерская

Собираем гербарий: простые правила + мастер-класс

11 октября 2017 5 375 просмотров


Наталия Широкова

На дворе — золотая осень. Под ногами шуршат разноцветные листья: клен, дуб, ива, рябина… Всю эту красоту можно сохранить не только на фото, но и в натуральном виде — как гербарий. Как его правильно собирать, сейчас расскажем.

Экипировка

Отправляясь на сбор гербария, возьмите с собой необходимое снаряжение:

  1. садовые ножницы;
  2. гербарную папку с газетами или листами промокательной бумаги. Если папки нет или она слишком большая, можно взять бумажные пакетики для завтраков;
  3. лупу, чтобы рассматривать строение побегов и листьев;
  4. блокнот и карандаш, чтобы записывать самое важное;
  5. фотоаппарат.

Как собирать листья

Собирать образцы нужно днём, в сухую погоду. Мокрые растения плохо сохнут и могут почернеть.

Если листья некрупные, срезайте их вместе с небольшой веточкой, чтобы было видно, как они располагаются. Можно срезать ветки вместе с цветками или плодами, собирать шишки, желуди, кусочки коры.


В гербарии могут быть не только листья, но и другие находки. — Источник

Срезанные листья расправьте и помести в гербарную папку или бумажный пакет. Присвойте образцу номер и запишите в блокнот, где и когда он был найден, какая стояла погода и как выглядело место сбора. Сфотографируйтесь возле дерева, с которого взят лист.

Не забывайте, что некоторые растения имеют очень твёрдые стебли и шипы. Не пытайтесь их сорвать, а пользуйтесь садовыми ножницами. Будьте осторожны.

Как сушить листья

Как только вернетесь домой, поместите растения в гербарную сетку. Её можно купить или смастерить, закрепив на двух одинаковых деревянных рамках металлическую сетку или решётку из деревянных планок.


Иллюстрация из книги «Мой гербарий. Листья деревьев»

Поместите образцы между двумя частями гербарной сетки, аккуратно расправив каждый на отдельном листе впитывающей бумаги и переложив их ещё несколькими листами. Бумагу придётся менять сначала два, а потом один раз в день до полного высыхания образцов. Обычно это занимает от трёх до семи дней. Хранить гербарную сетку с листьями лучше на улице, в солнечном, хорошо продуваемом месте.

Закладывая ветку с листьями на сушку, следите, чтобы листья не соприкасались; отделяйте их друг от друга дополнительными листами бумаги.

Если у вас нет гербарной папки, можно быстро высушить образцы горячим утюгом. Прогладьте их через бумагу или марлю, подложив твёрдую картонку. Высушенный образец можно положить между страницами книги или в альбом. Осторожно закрепите лист на странице проклеенной полоской бумаги и подпишите место и дату сбора.

Декоративный венок из листьев

Осенние листья могут не только лежать в альбоме, но и украсить дом. Почему бы не сделать из них какую-нибудь поделку. Например, декоративный венок.


Венок из листьев — необычное украшение для стола или двери. — Источник

Вам понадобится:

  • толстый упаковочный картон;
  • мягкая обёрточная бумага или ткань;
  •  засушенные листья, веточки, шишки, желуди, яблоки и другие природные экспонаты;
  • ножницы;
  • моток шпагата;
  • клей ПВА;
  • тесьма или лента.

Порядок работы

1. Вырезаем из картона большой круг, равный по диаметру будущему венку. Потом внутри него вырезаем круг поменьше — чтобы получилось кольцо шириной около 5 см.

2.Оборачиваем картонное кольцо мягкой оберточной бумагой или тканью и обматываем шпагатом так, чтобы витки ложились плотно, внахлест.

3.Выбираем листья с длинными черешками и закрепляем их на полученной картонной основе, подсовывая черешки под витки шпагата. Листья с короткими черешками можно прикрепить поверх с помощью клея.


Иллюстрация из книги «Мой гербарий. Листья деревьев»

4. Украшаем венок гроздьями рябины, еловыми веточками, шишками, желудями. Если венок нужно подвесить, обвязываем его тесьмой или ленточкой. Готово!

По материалам книг «Листья деревьев», «Волшебные цветы»

Обложка поста — unsplash.com

образцов Гербария содержат больше информации, чем мы думаем

Первый гербарий, который я посетил, был Гербарий Прингла в Университете Вермонта в рамках курса бакалавриата по таксономии и систематике растений. До этого визита я полагал, что гербарии — это довольно обыденные коллекции мертвых, сухих, сплющенных растений, и что они не могут меня заинтересовать так, как изумрудно-зеленые растения, процветающие в дикой природе.

Однако через несколько мгновений после входа в гербарий Pringle я был очарован шишками сахарной сосны размером с футбольный мяч (9).0003 Pinus lambertiana ). Эти гигантские шишки вида, произрастающего на горных склонах в Калифорнии и Орегоне, были самыми большими из всех голосеменных растений, которые я видел в то время, и я быстро обнаружил, что гербарии представляют собой замечательные ресурсы для изучения разнообразия растений по всему миру.

Образцы растений содержат важную информацию о свойствах растений разных видов, континентов и веков. С более чем 390 миллионами образцов по всему миру, которые становятся все более доступными в Интернете (500 000 образцов только в Музее Карнеги), это много потенциальной информации! Мы обнаружили, что измерения с использованием гербарных образцов сильно коррелируют с измерениями в полевых условиях, включая два признака листьев и один признак стебля.

Много лет спустя, будучи аспирантом, интересующимся функциональной экологией растений, я вспомнил о разнообразии гербариев, но узнал, что гербарные образцы редко используются для изучения функциональных признаков растений.

Функциональные признаки — это характеристики, которые предоставляют экологам информацию о стратегиях роста, размножения или выживания, и у растений их часто измеряют с помощью живых тканей. Например, обычно измеряются три функциональных признака: удельная площадь листа, плотность древесины и толщина листа. Удельная площадь листа (равная свежей площади листа, деленной на его сухую массу) показывает, сколько сухой массы растения вкладывают в свои листья, фактор, скоординированный с их скоростью фотосинтеза. В частности, скорость фотосинтеза растений имеет тенденцию увеличиваться по мере увеличения листьев по сравнению с их сухой массой. С другой стороны, плотность древесины используется для понимания накопления углерода, что важно для изучения секвестрации углерода и изменения климата. Толщина листа может помочь понять терморегуляцию листа, травоядность и газообмен. В настоящее время неясно, могут ли гербарные образцы дать разумную оценку этих признаков, но если да, то гербарии могут значительно расширить наше понимание функционального разнообразия растений.

Недавно я объединился с учеными Джессикой Родригес и доктором Мейсоном Хеберлингом (помощником куратора отдела ботаники в Музее естественной истории Карнеги), чтобы понять, можно ли и в какой степени использовать гербарные образцы в качестве заменителей функциональных признаков, собранных из тканей свежих растений. . В нашем исследовании, только что опубликованном в Американском журнале ботаники , мы обнаружили, что гербарные образцы могут дать точные оценки удельной площади листьев, плотности древесины ветвей и толщины листьев. Хотя сушка растительных тканей может привести к некоторым неточностям в функциональных признаках, которые обычно измеряются с использованием свежих тканей, наше исследование предполагает, что мертвые, сухие, плоские растения, которые я когда-то считал неинтересными, могут быстро расширить знания ученых о функциональном разнообразии растений. Важно отметить, что наше исследование подчеркивает гербарии как богатые источники данных о функциональных признаках, которые могут ускорить изучение важных экологических процессов, таких как реакция видов на изменение климата.

Тимоти М. Перес, доктор философии. — научный сотрудник Университета Британской Колумбии, чьи исследования сосредоточены на теплоустойчивости растений и сохранении растений в тропиках.

Связанный контент

Круг жизни… и вторжение

Пара лиан: растения-двойники

Спросите ученого : Как вы находите редкие растения?

» Часть дерева

  • Проекты
  • Прогулка по дереву дворецкого
  • Часть дерева

Листья обеспечивают деревья всей пищей, потому что они превращают солнечный свет в пищевую энергию. Хлорофилл делает возможным это преобразование энергии. Листья также производят кислород в воздухе, которым мы дышим.

Хлорофилл — это пигмент, содержащийся в клетках листьев, который образуется только в присутствии света и представляет собой вещество, окрашивающее растения в зеленый цвет. Хорофилл содержится в хлоропластах и ​​обладает свойством улавливать световую энергию.

Процесс фотосинтеза:

  • Солнечный свет проходит через верхнюю часть листа и достигает следующего слоя клеток. Энергия света улавливается хлорофиллом в хлоропластах. В хлоропластах процесс, в котором используется вода, превращает световую энергию в своего рода химическую энергию. Эта химическая энергия хранится в хлоропластах.
  • Хлоропласты используют химическую энергию для приготовления пищи. Воздух входит в лист через устьица и перемещается в крошечные пространства вокруг пищевых клеток в листе. Углекислый газ из воздуха проходит через клеточные стенки и мембраны клеток. Углекислый газ поступает в хлоропласты, где накопленная ранее химическая энергия преобразует углекислый газ в сахар.
  • Трубочки в растении переносят сахар из клеток листа в другие части растения, такие как корни, стебли и плоды. Клетки в этих частях дерева хранят часть сахара.
Из Discover Science, Scott, Foresman, & Co., 1993

Три основные части листа

Основание, являющееся точкой соединения листа со стеблем. Стебель или черешок — это тонкий участок, соединяющий основание с листовой пластинкой — обычно он имеет цилиндрическую или полукруглую форму. Листовая пластинка или листовая пластинка – это широкая часть листа.

Листья могут быть самых разных форм. В первую очередь листья делятся на простые и сложные. Все пластинки прикреплены к одному листовому стеблю. Там, где стебель прикрепляется к ветке, появляется почка.

Диаграммы листьев адаптированы из Fifty Trees of Indiana, Университет Пердью, Департамент лесного хозяйства и охраны природы

. Листья могут быть расположены на стебле либо в альтернативном порядке — листья расположены в шахматном порядке или не расположены прямо друг напротив друга на ветке; или в супротивном расположении — 2 или 3 листа, которые находятся прямо напротив друг друга на одной ветке.

Диаграммы листьев адаптированы из Fifty Trees of Indiana , Purdue University, Department of Forestry and Conservation

Край может быть цельным, однозубчатым, двузубчатым или лопастным.


Диаграммы листьев адаптированы из Пятьдесят деревьев Индианы , Университет Пердью, Департамент лесного хозяйства и охраны природы

Сложные листья могут быть пальчатыми или перистыми.

Диаграммы листьев адаптированы из Fifty Trees of Indiana , Университет Пердью, Департамент лесного хозяйства и охраны природы

Форма листьев связана со всеми их функциями и окружающей их средой. Кроме фотосинтеза лист осуществляет и все остальные обмены с атмосферой. Именно через лист растение «дышит» (поглощает кислород и выделяет углекислый газ плюс энергию) и испаряет. Эпидермальные ткани листа содержат устьица. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листьев. Их функция регулируется таким образом, что у растений, обитающих в сухом климате, их значительно меньше, чем у растений влажного климата, где они многочисленны и заметны. При низкой влажности устьица могут быть утоплены или частично защищены мягкими волосками, которые могут предотвратить чрезмерное испарение.

Все деревья производят какие-либо цветы. Основные части обобщенного цветка изображены ниже. Части цветка встречаются в стандартном расположении из 4 мутовок вокруг стебля цветка, цветоножки или цветоноса. Самая внешняя мутовка — это чашечка, задача которой — защищать развивающийся цветок. Чашечка обычно зеленая, а ее отдельные части (чашелистики) представляют собой то, что мы бы назвали внешней оболочкой бутона, как у розы. Когда цветок раскрывается, чашелистики раздвигаются лепестками.

Завиток лепестков в совокупности называется венчиком. Лепестки обычно ярко окрашены, чтобы привлечь опылителей к цветкам. Внутри лепестков следующая мутовка состоит из мужских частей цветков, тычинок. Задача тычинки – производить пыльцу. Крошечные, микроскопические зерна пыльцы переносят сперму от цветка к цветку. Тычинки состоят из двух компонентов: нитей и пыльников. Нити представляют собой нитевидные структуры, подобные нитям накаливания в лампочке, которые поддерживают пыльники от основания цветка. Пыльцевые зерна образуются в мешковидных пыльниках, которые причудливо открываются, чтобы выпустить пыльцу.

Обобщенный цветок также будет иметь женские части в качестве центральной мутовки. Они известны как пестик или пестик. Как и тычинки, они состоят из частей: столбик отходит от центра цветка и поддерживает рыльце — липкую поверхность, на которую при опылении прилипает пыльца. У основания плодолистика в центре цветка находится завязь, в которой откладываются яйца.

Это обобщенное описание; в природе существует множество вариаций на общую тему. Некоторые растения раздельнополы, так что особь имеет цветы только с мужскими (тычинками) или женскими (плодолистиками) частями, а не с обоими. У некоторых цветков есть красочные чашелистики, у некоторых нет лепестков, у некоторых есть сложные тычинки, похожие на лепестки. У разных видов также может быть разное количество частей в каждом обороте.

Иллюстрация Яна Глимн-Лейси, Общество местных растений и полевых цветов Индианы (INPAWS)

Жизненный цикл цветковых растений

Иллюстрация из Discover Science, Scott, Foresman, & Co., 1993 г.

Разные деревья дают разные семена. Одни дают семена в мясистой оболочке – плоде или ягоде, другие деревья дают семена, запрятанные в складки шишек или сережек. Другие деревья производят семена с крыльями, а некоторые производят семена внутри орехов или стручков.

Адаптировано из Fun With Science: Trees and Leaves , Рози Харлоу и Гарет Морган, Warwick Press, 1991

Семена деревьев сильно различаются по размеру — у некоторых из самых больших деревьев семена самые маленькие. Плоды деревьев в различных формах способствуют распространению семян. Мясистые плоды поедаются животными, из тел которых впоследствии могут выпасть семена. Крылатые плоды разносятся ветром. «Семенные деревья», оставшиеся после рубки, восстановят землю.

Хвойные деревья (сосна и ель) производят семена в шишках. Пыльцевые шишки производят пыльцу, и пыльца распространяется по воздуху, как пыль. Семенные шишки липкие, а пыльцевые зерна прилипают к семенной шишке. Трубочки затем прорастают из пыльцевых зерен в яйцеклетки в конусе. Сперматозоид проникает в яйцеклетку и оплодотворяет яйцеклетку. Каждая оплодотворенная яйцеклетка превращается в зародыш и помещается в семя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *