Папье-маше / Пикулька
Историческая справка Папье-маше
Как указывает большая советская энциклопедия «Папье-маше (франц. papier mâché), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «
С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы. В царской России на мануфактурах из папье-маше изготавливали жеские козырьки для мужских головных уборов. Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой — изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.
Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.
В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.
Технология изготовления папье-маше из бумаги.
Вся премудрость техники папье — маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в любом детском саду, школе дети знакомились с техникой папье – маше и с любовью вспоминают эти уроки. Я хочу поделиться своим опытом и своими открытиями и ноу–хау в этой технике. Могу утвердительно сказать что техника папье — маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков а с другой стороны стремительно развивается и занимает все большее пространство в современном искусстве, благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.).
Рабочее место
Работать с папье -маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелите стол газетами или старой клеенкой. Во время работы ваши руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой тряпочкой.
Каким клеем пользоваться
Я использую обычный клей ПВА, покупая его в больших тарах, от 2,5 литра до 10 литра (так экономичнее). Очень хорошо для таких целей подходит обойный клей. Разводить его надо, следуя указаниям на коробке. Если же у вас не нашлось обойного клея, можно заменить его клейстером.
Оклеивание формы (первая технология изготовления папье – маше).
Если вы рассчитываете, что форма, которую вы оклеиваете, останется внутри изделия, смажьте ее клеем (воздушный шарик, пластиковая тара, картонные коробки и т.д.). Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой мокрой бумаги на него.
Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами!) на маленькие кусочки, оклейте ими всю поверхность формы.
Смажьте первый слой бумаги клеем и наклейте второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты).
Куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски в миску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разгладьте руками.
В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.
Папье-маше из бумажной массы (вторая технология изготовления папье – маше).
Материалы:
Салфетки, туалетная бумага, кассеты из под яиц (или старые газеты)
Клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала (1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды)
Инструменты:
Пластиковый лоток
Миксер
Марля
Порядок работы:
1. Порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует сомните (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.
3. Смешайте получившуюся «кашицу» с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.
4. Заверните бумажное «тесто» в марлю и немного отожмите. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатайте в ладонях колбаску и обверните вокруг пальца, проверти наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.
Склеивание плотного картона под прессом (третья технология изготовления папье–маше).
Материалы:
Плотный картон (или гофрированный картон)
Клей ПВА
Скрепки
Скобы с маркировкой для конкретного степлера
Инструменты:
Ножницы
Пробойники
Резак для бумагиЛезвие
Степлер
Порядок работы:
1. Вырежи из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщины и жесткости изготовляемого изделия. Я обычно в этой технике делая доспехи и мне достаточно 8 – 10 слоев картона.
2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используйте груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домотчатци сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.
3. Дайте изделию хорошо высохнуть, если нужно проделайте дополнительные отверстия с помощью пробойников.
4. Прогрунтуйте и прошкурите поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделие встречается несколько технологий один из которых является основным. а другой вспомогательным. Например, для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.
Формы для папье-маше
В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например, замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.
Обработка изделий из папье-маше
Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.
Способы декорирования изделий из папье-маше
Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера. Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.
Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные каски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.
Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше. Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.
Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.
Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например, на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек. Самый простой способ бумажной аппликации – это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.
Настенное блюдо из папье-маше можно украсить тканью, приклеенной на его поверхность. Для декорирования подходят разные виды ткани, например, особенно удачно и изящно будут смотреться гипюр или органза, а также пестрые ситец, сатин и атлас. Как правило, рекомендуется выбирать тонкие материалы с красивыми рисунками и фактурой. Крупные элементы узора на ткани обычно вырезают по контуру, а затем приклеивают клеем и покрывают работу лаком после высыхания.
Макаронные изделия отличаются оригинальной формой, поэтому они также являются подходящим материалом для украшения изделий из папье-маше. Например, бантики, звездочки, спирали, ракушки способны оказаться необычными деталями узора на рамке для фотографий или банке для сыпучих продуктов. Кроме того, макароны можно окрасить в любой цвет и покрыть лаком.
Крупы и семена растений – еще один из вариантов декора изделий из папье-маше. С их помощью создается интересная фактура поверхности или выкладывается красивый узор. Для работы подойдут гречневая, манная, пшеничная крупы, рис, просо, семена подсолнечника и тыквы, горох и фасоль. Крупу и семена, выложенные в виде оригинальных узоров, также легко покрыть красками.
УРОК 1 «Волшебный шар»
УРОК 2 «Сказочная ваза или два в одном»
УРОК 3 «Висит груша нельзя скушать – колокольчик»
УРОК 4 «Шкатулка – Листопад»
УРОК 5 «Рыцарские доспехи»
УРОК 6 «Дело было в Декабре»
УРОК 7 «Рыба шар»
УРОК 8 «Лето круглый год»
УРОК 9 «Маскарад – с живой радостью»
УРОК 9 «Маскарад – с живой радостью» (продолжение)
УРОК 10 «Беседа»
УРОК 11 «Замок с приведениями»
УРОК 12 «Змей Горыныч»
УРОК 13 «Чеширский кот»
УРОК 14 «Декоративное блюдо»
УРОК 15 «Настольные украшения»
Старое доброе папье-маше. История и технологии.
Что может быть интереснее создания милых вещиц своими руками из подручных материалов?! Знакомая всем с детства папье-маше относится именно к таким техникам, где, помимо терпения и усидчивости, практически ничего не требуется. Вместе с тем в процессе работы обычные клочки бумаги превращаются в затейливые фигурки животных, красивые вазочки и загадочные маски.
А начиналось все… в Китае — история возникновения папье-маше
Свои истоки техника папье-маше берет в Китае. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок доспехи из бумаги с многослойным лаковым покрытием. В те времена (202 до н.э.-220 н.э.) такое воинское оснащение было весьма популярным благодаря прочности и небольшому весу. Со временем уже декоративные вещи в технике папье-маше стали делать в Японии и Персии. Как правило, это были маски и праздничные атрибуты.
И только в 17 веке о папье-маше узнали в Европе, что не помешало достаточно быстро освоить новую на тот момент технику. Больше всех преуспели в этом деле французы. Именно они наладили производство изделий папье-маше (сперва это были небольшие куклы). К слову, название техники имеет французское происхождение (от papier mâché — «жеваная бумага»). Появлению же в России папье-маше обязано Петру I.
Технологии папье-маше: от А до В (3 основных варианта)
На данный момент существуют 3 основные технологии производства изделий папье-маше. Несмотря на различия по временным затратам и последовательности действий, неизменными остаются материалы: газетная бумага, клей и инструменты.
Вариант 1: Популярный
Своеобразная «классика жанра», получившая одобрение многочисленных современных рукодельниц. Заключается в последовательном наклеивании небольших кусочков мокрой газеты на заранее подготовленную основу. В качестве связующего вещества может использоваться крахмальный клейстер или клей ПВА. Слои, количество которых может достигать 100, наносятся постепенно. Делается это для того, чтобы изделие успевало просохнуть и приобретало прочность.
Вариант 2: Кропотливый
В основе данной технологии – жидкая бумажная масса. Изготавливается она путем замачивания кусочков бумаги в горячей воде на сутки. После кипячения, отжима и измельчения полученная крошка смешивается с мелом. Для получения эластичной массы в смесь постепенно добавляется клей. Чаще всего в его роли выступает все тот же классический крахмальный клейстер с подмешиванием столярного, но возможны и другие варианты. В результате должна получиться сметанообразная по консистенции масса. Ее заливают в подготовленную форму или наносят на поверхность. Трогать изделие до полного высыхания категорически не рекомендуется, дабы избежать трещин и деформации.
Вариант 3: Надежный
Имеет небольшое число поклонников в связи с технологическими нюансами. Заключаются они в необходимости создания давления для склеивания цельных пластин плотного картона. Чем-то напоминает производство фанеры. В результате изделие приобретает чрезвычайную прочность.
Полученные независимо от технологии заготовки для достижения окончательной формы и вида подвергаются шпаклевке, грунтовке и покраске. Форма корректируется столярным ножом и наждачной бумагой.
С помощью техники папье-маше создаются не только декоративные (фигурки, панно, статуэтки), но и функциональные (шкатулки, вазы, маски) вещи. Они отлично дополнят любой интерьер и станут желанным hand made подарком. И уж совсем невозможно оценить удовольствие, получаемое от самого процесса.
Save
История возникновения папье маше.
Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры… Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.
Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.
В настоящее время техника папье-маше широко используется в работе с детьми:
Для изготовления различных наглядных пособий, (например макетов и рельефных карт, счетного материала, образцов народных промыслов)
Из папье-маше делают занятные украшения и маски, ( при проведении развлечений утренников, подвижных игр, игр – драматизаций)
Различные сувениры и поделки.(подарки для мам и пап, экспонаты для выставок, конкурсов)
Предметы заменители в игровой деятельности ( овощи ,фрукты, посуда…)
Оформление предметной среды групповых помещений (картины, пано.)
Следует отметить, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко используется в работе с детьми. Техника папье-маше позволяет решить многие образовательные и воспитательные задачи. Так, при организации непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. на занятиях с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у дошкольников многих трудовых умений и навыков: сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.
Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий, как в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.
Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. На занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования
Само собой разумеется, что педагог должен детально знать технологию изготовления папье-маше.
Прежде всего требуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера). Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.
Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка.
Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.
После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7– слойное изделие высыхает за 1-2 суток.
Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта). Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.
Для привлечения дошкольников к технике папье-маше педагог знакомит детей с простыми изделиями, детям предлагается обследовать предметы, рассмотреть их и с помощью воспитателя изготовить простые формы, затем можно предложить детем оформить готовые предметы, нанести рисунки и т.д.
При раскрашивании тарелок из папье-маше дети, используют знания о декоративно-прикладном искусстве, полученные на НОД по художественному творчеству, могут самостоятельно справиться с составлением узора, орнамента из стилизованных элементов и форм растительного или животного мира. Такая работа дает простор творческому воображению детей, способствует развитию индивидуальных способностей каждого.
В воспитательном отношении чрезвычайно важно, чтобы тарелки, матрешки и другие поделки, сделанные руками детей, нашли практическое применение. Нельзя допускать, чтобы дети «работали в корзину». Эти предметы могут служить счетным материалом, использоваться при составлении задач на занятиях математики, для сервировки кукольного стола в играх. Тарелки из папье-маше служат декоративным украшением квартиры, их можно подарить родственникам или друзьям. Чувство рабочей гордости возникает у ребят, если их изделия понравятся и принесут им пользу на занятиях по развитию речи и счета. Полезное применение предметам из папье-маше найдет и театральный уголок.
Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.
Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина «
В.С. Горичева ; М.И.Нагибина.
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А «История возникновения папье-маше в России»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития и творчества»
муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
«История возникновения папье-маше в России»
Автор: Соколова Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Палитра»
Нея 2019 год
Тема: История возникновения папье-маше в России
Цель: Познакомить учащихся с техникой папье-маше.
Задачи:
Расширить знания учащихся о народных промыслах, дать представление о «папье-маше», как виде декоративно – прикладного искусства;
Вызвать интерес у учащихся к видам декоративно-прикладного искусства;
Повышать уровень мотивации к учебной и творческой деятельности; Воспитывать внимание, терпение, бережливость.
Методы обучения:
1) словесные: беседа, объяснение.
2) наглядные: показ образца изделия; презентация «Чудеса из папье-маше» https://infourok.ru/prezentaciya-chudesa-iz-papemashe-3683539.html
3) методы поощрения: похвала, одобрение.
Ход
План занятия:
1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.
2.Актуализация знаний обучающихся
3. Сообщение темы занятия. Изложение нового материала рассказ об истории возникновения техники «Папье-маше» и его видах;
4.Перерыв (физ. минутка).
5.Практическая деятельность. Показ педагогом как правильно работать с папье-маше
6. Подведение итогов
1.Организационный.
— Добрый день!
Кружок труда – кружок искусства, кружок добра и красоты.
Добро творить – себя веселить.
— Ребята, что значит добро творить?
— Совершенно верно, на занятиях мы с вами создаём маленькие шедевры вкладывая в них всю свою доброту и радость. А это значит ТВОРИМ ДОБРО.
2.Актуализация знаний обучающихся.
— ребята недавно в руки мне попала вот такая интересная вещица! (Демонстрирую образец)
— Как вы думаете, для чего она?
Так как называется этот предмет?
— Ребята, давайте подумаем и ответим, из чего она может быть сделана? (Пускаю по рядам образец) (слайд 1,2.)
Папье-маше! Это слово переводится как «Жеваная бумага».
— Так из чего сделана наша подставка?
3. Сообщение темы занятия. Изложение нового материала. (Слайд 3)
Сегодня на занятии мы с вами изучим технику изготовления папье-маше.
Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и
была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им
жёсткости применяли многослойное покрытие лаком.
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой
технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно
эта техника распространилась по всему миру и наибольшей популярностью
пользовалась в европейских странах. С середины XVII века Франция начала
собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.
Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.
Если вы посмотрите на следующий слайд то увидите какие чудеса делают из папье-маше. (слайд 4, 5)
Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. (Слайд 6)
1. Первая, классическая техника папье-маше, представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют клей либо клейстер.
2. По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания.
3.По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.
Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны. А все, что нужно для «производства» — всего лишь стопка старых газет и клей.
Сделать папье-маше своими руками вполне возможно, главное – знать особенности материала и уметь выполнять поэтапные действия.
Давайте посмотрим на следующий (слайд 7. )И посмотрим что необходимо для работы с папье-маше. Так же все это лежит у на столе. Предлагаю вам поиграть вы берете по одному предмету которые лежат на столе и рассказывайте о нем как им пользуются.
Также есть специальная литература и книжки по технике папье-маше. (Слайд 8.)
4.Перерыв (физ. минутка).
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
5.Практическая деятельность. Показ педагогом как правильно работать с папье-маше (слайд 9, 10. )Просмотр слайдов и показ педагогом поэтапное изготовление тарелки из папье-маше. Так же можно предложить детям, что бы они поучаствовали и помогли сами.
6. Подведение итогов
Наше занятие подошло к концу.
Поднимите руку те, кому наше занятие понравилось, а теперь те, кому не понравилось. Почему?
Что мы с Вами сегодня изучали?
Как переводится слово папье-маше?
Какое изделие мы сегодня разбирали для изготовления?
Чему научились на занятии?
На следующем занятии мы будем изготавливать тарелку самостоятельно.
Уборка рабочего места;
Задание: подготовить и принести на следующее занятие все необходимое для изготовления тарелки в технике Папье-маше.
Занятие окончено. До свидания!
История папье-маше | Творческие проекты и работы учащихся
История папье-маше
Во время работы я узнала, чтопапье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий : табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Дженнингс и Беттридж из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.
Китайцы, изобретшие бумагу, заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. Они забивали влажной пульпой вырезанные из дерева формы, получая небольшие статуэтки. Потом таким же образом стали производить декоративные шлемы, крышки для посуды и др.
Папье-маше в России стало популярно в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
Технологии изготовления папье–маше
Название технологии | Описание | Материалы |
1. Послойное склеивание на заранее подготовленной модели. | Изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. | Поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер, бумага |
2.Формирование изделия из бумажной массы. | Изделие формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания. | Смесь крахмального клейстера, столярный клей, бумага, мел, |
3.Склеивание под давлением. | Изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуются, подвергаются росписи | Пластилин, плотный картон. |
Материалы, инструменты и приспособления для изготовления копилки в технике папье-маше
Для изготовления копилки мне понадобятся следующие материалы:
- воздушный шар
- нитки
- газеты, тетрадная бумага
- клей, кисточка
- упаковка для яиц
- Гуашь и цветная бумага
В своей работе я использовала следующие инструменты для изготовления копилки:
- кисточка для окрашивания заготовки и покрытия гуашью;
- канцелярский нож для прорезывания отверстия;
- и конечно карандаш, ведь без него никакое дело не спорится.
Словарь
Грунтовка – состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью.
Крахмальный клейстер — это клей для бумаги. Картофельную муку (крахмал) заливают небольшим количеством воды и тщательно размешивают до сметанообразного состояния. В полученный раствор тонкой струйкой вливают крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтоб небыло комков.
Папье — маше (франц. papier mâché), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «
Роспись — живопись на стенах, потолках, предметах быта.
Шлифовка — обработка твердой поверхности трением для придания гладкости, определенной формы.
Шпатлёвка — пастообразная замазка , приготовленная на масле, клее.
Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок.
Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок — Это интересно — Шняги.Нет


Одним из очень древних и популярных видов рукоделия является папье-маше. Существует несколько техник выполнения таких поделок, которые разнятся сложностью. Мастера с разработали большое количество рецептов приготовление массы для таких изделий и способов ее сушки и декорирования.
Что такое папье-маше?
Творчеством или рукоделием занимались многие еще в школе. Одним из простых и увлекательных видов изготовления поделок можно считать папье-маше. Технику преподают в художественных школах и даже на кружках для рисования у маленьких детей. Многие взрослые мастера добились небывалых высот в изготовлении не только простых поделок, но и предметов интерьера и настоящих произведений искусства.
Папье-маше – это вид рукоделия, предполагающий создание произведения из смеси волокнистых материалов, которыми могут быть картон или бумага с клеящим составом. Само название направления произошло от французского сочетания papier mâché, что можно дословно перевести как «жеваная бумага». После формовки и высыхания изделия можно декорировать различными материалами и техниками.

История папье-маше
Хотя название рукоделия имеет выраженное французское происхождение, история возникновения папье-маше имеет древние корни:
- Историки считают, что появилась техника в Древнем Китае, примерно в III в. до н.э. Ученые до сих пор находят в раскопках поделки из бумаги и клея, покрытые множеством слоев лака. Считается, что из бумаги изготавливали даже доспехи, укрепляя их специальными лакированными составами. Такая броня была очень легкой, однако могла выдержать стрелу или скользящий удар меча.
- Позже изделия из папье-маше вместе с секретом их производства попали в Японию и Персию. В этих странах из бумажной массы активно изготавливали ритуальные маски.
- В Европе узнали о такой технологии только в XVI в. Активнее и раньше всего производство кукол из папье-маше было налажено во Франции, откуда и пошло название. В те времена популярно было изготовление маскарадных масок, театральной атрибутики, игрушек и даже шкатулок из бумажной массы.
- На Руси, как и многие другие европейские традиции и новшества, о папье-маше узнали благодаря стараниям императора Петра I.
- В наши дни из бумаги могут быть изготовлены как детские маски, так и рамки для картин, подносы, вазы, подсвечники, другие атрибуты интерьера и даже небольшие предметы мебели.

Техники папье-маше
Столь древняя техника рукоделия как папье-маше из бумаги за свою многовековую историю практически не претерпела изменений, однако появились и бережно сохранились мастерами различные технологии ее исполнения. Народные умельцы и историки выделяют три основные техники:
- Самым древним способом считается формование поделки из специально подготовленной жидкой бумажно-клеевой массы или ее разлитие в формы.
- Послойное нанесение бумажных заготовок и клеящего состава на заранее подготовленную жесткую форму считается самым простым методом.
- Промышленный метод или прессование, пригодный для создания плоских и особо прочных деталей.
На занятиях по изобразительному искусству или школьных уроках труда преподают послойную технику папье-маше для начинающих, так как она считается самой легкой в изучении и безопасной даже для детей. Суть методики состоит в том, что:
- Изначально выбирается жесткая форма для будущей поделки. Это могут быть как собственные изделия из глины (маски, например), так и кружки, тарелки, воздушные шары и прочее, что подскажет фантазия мастера.
- Далее бумага нарезается на тонкие полоски и подготавливается клей или клейкая масса.
- Полоски бумаги опускаются в клей и наносятся на форму слоями. Через каждые 3-4 слоя изделие просушивается. В некоторых поделках хватит всего 10-12 слоев, тогда как в других их количество может доходить до сотни.
- Между слоями можно прокладывать марлю или бинты для так называемого армирования поделки.
- После полного высыхания мастер занимается декором изделия.

Лепка из бумажной массы
Выше уже говорилось о том, что в Древнем Китае вместо полос использовалась специальная масса из клея и бумаги, которую потом формировали особым образом. Методика сохранилась и до наших дней и активно используется многими опытными мастерами:
- Небольшие кусочки бумаги замачиваются в кастрюле с теплой водой примерно на 10-20 ч.
- Затем смесь ставится на маленький огонь, кипятится.
- После разрушения структуры волокон лишнюю воду сливают, а полученную массу измельчают и просушивают.
- Сухая бумажная смесь смешивается с мелом и клеевым составом, отчего получается что-то вроде мягкого и эластичного теста.
- Его мастер может залить в заранее подготовленную форму или вылепить поделку собственными руками.

Папье-маше под давлением
Еще один вид рукоделия, который часто применяется в промышленных масштабах для создания плоских фигур – это папье-маше под давлением, или прессованное. С помощью такой техники создаются очень прочные и легкие изделия. Мастера создают поделки с использованием послойной техники, которую еще называют машированием.
Суть методики проста:
- На заранее подготовленные листы картона нужной формы и размера наносится клеевой состав.
- Каждый слой соединяется с предыдущим под воздействием высокого давления.
- Готовое и высушенное изделие подвергается грунтовке и финальному декорированию.

Клей для папье-маше
В качестве специального состава, соединяющего волокнистые структуры (бумагу или картон), используется клейстер для папье-маше. Существует несколько методов его изготовления:
- Самый доступный варится из обычной муки. В удобную кастрюлю просеивается 1 ст., который полностью и тщательно (без комочков) растворяется в 3 ст. горячей воды с 0,5 ч. ложки соли. После этого смесь вываривается около 10 мин. на медленном огне, а затем охлаждается и используется
- Еще один доступный метод – это использование картофельного или кукурузного крахмала. 1 ст. ложку растворяют примерно в 4 ст. ложек горячей воды, постепенно доводя объем жидкости до 250 мл, непрерывно помешивая венчиком. Смесь тоже можно немного проварить для увеличения густоты и остудить перед использованием.
- Для детских поделок клейстер изготавливается из смеси обычной воды и клея ПВА в равных пропорциях.
- Мастера могут использовать и силикатный или строительный клей, добавляя его в указанные выше составы или применяя самостоятельно.
Выше уже упоминалось, что из клейкой бумажной массы можно изготавливать совершенно разные изделия. Из папье-маше начинающие рукодельницы и опытные мастера создают:
- Посуду – это могут быть декоративные расписные кружки, тарелки, блюдца, подносы и прочее.
- Карнавальные и театральные маски из папье-маше.
- Украшения – бусы, серьги.
- Декоративные статуэтки от простых животных и фруктов, копилок до сложных дизайнерских форм.
- Красивые вазы для цветов необычной формы.
- Шкатулки и портсигары.
- Новогодние игрушки и декор.
- Куклы и детские игрушки.
- Мебель для кукол: журнальные столики, прикроватные тумбы, табуретки, комоды, декоративные каминные порталы и прочее.

Папье-маше своими руками
В руководствах для начинающих, как делать папье-маше, опытные мастера всегда упоминают следующие важные шаги:
- Выбор предмета изготовления, то есть продумывание формы, размеров и других деталей будущей поделки. О этого зависит объем нужных материалов и их разновидности.
- Даже важно определиться, что будет выступать основным сырьем поделки. Это могут быть картонные яичные лотки, старые газеты, кухонные салфетки, туалетная или крафт бумага и другие бумажные изделия. В качестве дополнения используется вата, бинты, марля и другие материалы.
- Следующим важным компонентом является выбор клейстера. Он может быть как из муки или крахмала, так и разведенного до нужной консистенции клея ПВА.
- Подготовка нужных материалов. От формы до кистей для нанесения бумажных полос и кастрюли для варки клейстера.
- Этап создания поделки считается самым длительным, ведь слои должны тщательно просыхать, поэтому мастер всегда делает перерывы в работе.
- Завершающим этапом всегда служит декорирование изделия с помощью красок, тканей, бусин и другого.
Многие люди, приобретая в магазине яйца, затем выбрасывают картонные лотки, хотя из них есть замечательный рецепт папье-маше, который выходит очень бюджетным из-за использования так называемого вторичного сырья. Для этого нужно:
- Имеющиеся яичные лотки порвать на небольшие части.
- Замочить полученную массу примерно на сутки в теплой воде.
- Затем тщательно измельчить получившийся состав, лучше это делать блендером.
- Заготовленное сырье тщательно отжимается с помощью марли и просушивается при комнатной температуре.
- Если получилась не однородная масса, то ее можно дополнительно измельчить кухонным комбайном.
- Полученную смесь можно убрать на хранение или соединить с мелом и клейстером и приступить к творчеству.
Папье-маше из туалетной бумаги
Еще один распространенный материал для папье-маше своими руками из бумаги – это привычная многим и имеющаяся в каждом доме туалетная бумага. Для поделок можно выбирать самую дешевую разновидность, которая, к тому же, очень быстро размокает в воде. Состав готовят аналогично тому, что делают из картонных лотков:
- Бумагу рвут на маленькие кусочки, замачивают в теплой воде. Из-за отличного разбухания хватит всего 5-8 ч.
- Далее смесь измельчают, отжимают с помощью марли и просушивают.
- Готовое сухое сырье можно как сразу использовать для изготовления массы для папье-маше, так и хранить в сухом месте около 2-х недель.
Папье-маше из салфеток
Еще одна простая и дешевая бумажная масса получается из привычных бумажных салфеток. Их можно использовать в двух вариациях:
- Изготавливая сухую бумажную заготовку, как было описано в пунктах про картонные лотки и туалетную бумагу. При этом такое сырье смешивается с клеем ПВА и шпатлевкой, после чего получается качественное сырье для лепки.
- Еще одна разновидность использования – это послойное нанесение влажных салфеток, смоченных в клейстере на форму. Такая поделка получается очень тонкой, что иногда бывает необходимо при создании изящных шедевров.
Папье-маше из газет
Традиционным рецептом того, как сделать папье-маше в домашних условиях является использование старых газет. Они легко и быстро размокают в воде, поэтому успешно применяются в создании клеевого состава. К тому же такая масса для папье-маше готовится примерно на 6-8 ч., что значительно ускоряет подготовительный этап творчества.
Газеты очень удобно рвать на полосы нужного размера. Профессионалы не рекомендуют для этих целей использовать ножницы, ведь четкие резаные края очень плохо размокают в клеевом составе и не сглаживаются на поделке, от чего становятся видны переходы, убрать которые можно только нанесением слоя грунтовки.
Как сушить папье-маше?
Особым этапом создания поделки является ее правильная сушка. То, сколько сохнет папье-маше зависит от выбранного материала, количества слоев и способа просушки. Многие мастера не советуют ускорять процесс высыхания, советую располагать поделку на подоконниках с солнечной стороны. Другие же уверяют, что несколько убыстрить процесс можно:
- возле приоткрытого и включенного духового шкафа;
- возле включенной варочной панели;
- на радиаторе отопления;
- на ИК теплом полу или специальном коврике для сушки грибов и ягод;
- с помощью стандартного бытового или строительного фена.

Как раскрасить папье-маше?
Заключительным этапом того, как сделать папье-маше, является декорирование изделия. Нередко для этого применяется нанесение следующих красящих составов:
- акриловые;
- аниловые;
- масляные;
- темперные;
- водоэмульсионные;
- эмали.

Папье-маше. История, техника, применение, ресурсы интернета (ссылки)
На нашем сайте мы уже публиковали небольшие информационные материалы посвященные художественным технологиям изготовления мебели: пирографии и пиротипии, художественной росписи и резьбе по дереву, прямой цифровой печати и др. В этом же ряду мы помещаем заметки, посвященную истории папье-маше.
Как указывает БСЭ: » Папье-маше (франц. papier mâché), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий : табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
К этому же времени относится
расцвет производства изделий из папье-маше в
самых разных странах. Например, во времена
королевы Виктории, на британских островах существовало
около 25 компаний по выпуску таких
изделий. Наиболее известные мастера этого периода
Jennings и Bettridge из
Бирмингема, которые имели собственные магазины в
Лондоне и Нью-Йорке.
Слева показан стул викторианской эпохи
изготовленный из
папье-маше, а внизу фрагменты его росписи и
перламутровой интарсии
.
Существует три технологии изготовления изделий из папье маше.
По первой — изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.
Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.
В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и моделей для них, в принципе, можно использовать синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это уже совсем другая тема.
Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.
За рубежом есть большое количество людей,
увлеченных этим делом. Для тех, кто интересуется этим
опытом мы приводим ряд ссылок на зарубежные
ресурсы по этой теме:
Papier Mache (буквально «жевательная бумага») завоевал популярность во всем мире благодаря своей универсальности. Исторически он использовался для самых разных целей: от декоративных профилей и молдингов до лодок, зданий и мебели. Также это можно увидеть в колоритных изделиях майских народных традиций. Бумага была изобретена в Китае во втором веке нашей эры, и примерно в это время ее начали использовать как хороший способ повторного использования материала, который тогда был дорогим и труднодоступным. Именно французские мастера первыми осознали огромный потенциал Папье Маша, создавая чашки и табакерки, имитируя лепные и гипсовые работы.В Англии сильное развитие получили формование и выпечка многослойных листов или измельченной бумаги для производства прочного картона или, с использованием лака, продуктов, подобных тем, которые стали популярными в Японии. Для строительных работ перед запеканием его вымачивали в льняном масле. В конце восемнадцатого века производство папье-маше было одним из самых важных ремесел в Центральной Англии, а Бирмингем был одним из основных центров. Подносы, столы, стулья, лампы, книжные полки, настенные украшения, ширмы, каркасы кроватей регулярно изготавливались из папье-маше.Лаковые работы выполнены преимущественно на черном фоне с цветочными узорами, с позолотой и инкрустацией перламутром. Во Франции и Германии большой популярностью пользовалась мебель Papier Mache. В Америке лодки производил один производитель. Россия и Скандинавия также развивали свою промышленность. В 1793 году в Норвегии церковь, построенная в Папье Маше, простояла 37 лет. Крупномасштабное производство в Европе длилось около ста лет, но начало сокращаться примерно с 1870 года. Хотя массовое производство прекратилось, ремесло папье маше приобрело значительную популярность и теперь имеет участников во всем мире. тегов: |
Papier Mache — Галереи
Красивые и разнообразные работы талантливых художников. Галерея бесплатна, и вы можете открыть свою собственную галерею. Вы владелец галереи? Авторизуйтесь здесь.
Последние галереи
Роберт Холл
11 товаровПоследнее: Вчера
Патрисия Рингелинг
19 товаровДобавлено: 29 авг.2020 г.
Клаудио Бараке
45 товаровДобавлено: 29 авг.2020 г.
Беатрис Петрару
28 товаровДобавлено: 29 июля, 2020
Ксавье Дижон
60 товаровДобавлено: 30 июня, 2020
Дорота Пиотровяк
46 товаровДобавлено: 18 июня, 2020
Фил Эденгарден
11 товаровДобавлено: 14 июня, 2020
Апаресида Виана
5 штукДобавлено: 13 июня, 2020
Ина Гриет
38 товаровПоследнее обновление: 30 мая, 2020
Lotti Gysi
47 товаровДобавлено: 29 апр., 2020
Марион Аугер
36 товаровДобавлено: 26 марта, 2020
Сьюзан Райан
60 товаровДобавлено: 28 февр.2020 г.
Дэвид Петерсон
36 товаровДобавлено: янв 21, 2020
Лилия Эстрада
16 товаровДобавлено: 13 нояб.2019 г.
Лия Беневидес
23 товараПоследний раз: 16 окт., 2019
Gourmet Paper Mache | Advanced Paper Mache Art
Я должен сказать, что на данный момент проделано много работы, но я даже не начал финальную сборку, когда дракон начинает выглядеть как дракон. Обещаю, это будет в следующем посте. Как видите, большую часть этого процесса можно считать «черновой работой», связанной с подготовкой к окончательной лепке. Из-за этого эти проекты могут занять много-много (добавьте еще пару «многие», если хотите) часов. Я пытался сосчитать несколько раз, но всегда терял счет.К счастью, мне нравится каждая часть процесса, даже то, что большинство людей считает очень скучным и повторяющимся. Вот почему я все еще занимаюсь этой работой спустя много десятилетий.
Таааак, насчет деревянных бляшек и шеи….
Я сделал много трофеев, которые просто висели на стене и не крепились к какой-либо деревянной основе. Это очень хорошо работает, когда вы хотите, чтобы дракон выглядел так, как будто дракон выходит из стены или выходит из нее. Но в последнее время я прикрепляю трофеи к деревянным доскам. Обратной стороной является то, что похоже, что дракона убили.Некоторых это действительно беспокоит. (Я думаю, что слышал от них всех.) Но в случае, если я скучал по одному из вас, позвольте мне сказать однозначно, я никогда не убивал дракона.
В любом случае, я покупаю свои таблички в тех же таксидермических компаниях, где у меня есть глаза. Все они отличного качества и по разумной цене. Вот тот, который я использую для этого произведения.
Многие люди, которые использовали мою технику для изготовления трофеев, сделали свои собственные таблички. Я сделал очень большой для своего пятиглавого дракона Тиамат.Это добавляет приятный штрих.
Шея.
Пора разрезать горлышко папье-маше. Я отрезал оба конца и вытащил пачки бумаги, из которых я его сделал.
У меня осталась довольно прочная, легкая скорлупа из папье-маше. В качестве бонуса я снова могу использовать пачки бумаги. Я бросаю их в коробку для будущих проектов.
Я хотел, чтобы мой трофей выпадал из мемориальной доски слегка вниз и с небольшим поворотом головы (как на рисунке Визериана, который я поместил в первый пост).Я обрезал ракушку, чтобы она сидела на пластине так, как я хотел. Когда у меня была нужная позиция, я обвел ее с помощью Sharpie (чтобы использовать для установки позже).
Аккумуляторные батареи.
Мне нужно сделать боковую прогулку, прежде чем показать, как прикрепить шею к пластине. Поскольку я использую питаемые от аккумулятора л. Д., Мне нужно место для аккумуляторных блоков. В этом случае у меня будет четыре упаковки, которые я хочу спрятать внутри шеи. Просверлив отверстие в середине пластины, которое я буду использовать, чтобы повесить проект (это отверстие будет проходить над винтом в стене), я вырезал два отверстия того же размера, что и аккумуляторные блоки.
Я склеил две упаковки друг с другом горячим клеем, а также добавил полоску изоленты (на всякий случай), чтобы скрепить их вместе.
Затем я просверлил круглые продолговатые вырезы на каждой из вырезанных деревянных частей. Я вставил кусочки проволочной вешалки, согнутой в форме квадрата. Я использовал проволоку, чтобы прикрепить аккумуляторные батареи к деревяшкам. Продолговатые отверстия позволяют хвататься за провод при извлечении аккумуляторных батарей.
Соединение шеи с бляшкой.
Форма этих трофеев требует очень надежного соединения с деревянной доской. Это особенно актуально, если у трофея длинная шея. Хотя сами трофеи не такие уж и тяжелые, длинная шея создаст значительный крутящий момент. Клей сам по себе недостаточно силен, чтобы удержать трофей на дереве. Я использую куски проволочной вешалки для одежды, чтобы прикрепить шею к пластине.
Сначала просверливаю отверстия по периметру горловины.
Затем я сгибаю куски проволочной вешалки для одежды в форме буквы «U».
Продеваю концы в отверстия с обратной стороны бляшки.
Я делаю маленькие крючки на концах проводов (со стороны шеи), которые вставляю в оболочку из папье-маше. Держу их на месте малярным скотчем.
Затем я добавляю пару слоев тряпичного маше.
После высыхания это становится очень прочной и надежной платформой для завершения лепки дракона.
Подожди. В следующем посте это будет похоже на дракона!
.