Инструменты для лепки из глины. Техники лепки из полимерной глины
Глина широко распространена в природе, она залегает на небольшой глубине, служит дешевым видом минерального сырья во многих видах промышленности, применяется в народном хозяйстве. Используется она и в искусстве. С ее помощью при создании скульптуры делаются макеты. Инструменты для лепки из глины в первую очередь должны быть удобны при работе и полностью удовлетворять требованиям по обработке этого пластичного и податливого материала.

Применение
В старину из специальных сортов глины мастера делали крынки, горшки, кувшины и другие предметы кухонной утвари. После обжига такая посуда сохраняла форму, не пропускала воду и была довольно крепкой.
Самые подходящие виды глины для лепки – это пластичные разновидности серых, серо-зеленых и зеленых сортов. Именно их применяют в моделировании и создании скульптур. Мастера первоначально изготавливают из этого материала объемные модели с последующей отливкой в гипсе или бронзе.
Если глиняная скульптура подвергается обжигу, то такая работа называется терракотой, а если ее дополнительно покрывают глазурью, то это уже будет майолика.
Сорта
Огнеупорные глины при обжиге выдерживают без размягчения температуру выше 1500 градусов. Их применяют в производстве кислотоупорных фарфорово-фаянсовых изделий и при изготовлении форм для металлургического литья.

Легкоплавкие сорта применяют в производстве кирпича и в процессе получения портландцемента. Бентонитовые виды глины для лепки подходят меньше всего. Их используют при очистке нефтепродуктов, растительных и смазочных масел, а также при бурении скважин.
Полимерная глина
Искусственно созданный материал, в основе которого заложен поливинилхлорид с добавлением пластификаторов, пигментов и наполнителей, называют термопластикой.
Материал внешне и по свойствам похож на пластилин в процессе лепки, но меньше пачкает руки, не растекивается от избыточного тепла ладоней. Некоторые инструменты для лепки из глины такого типа используются только в этом виде прикладного искусства. К примеру, для раскатывания пластов и смешивания разных оттенков материала применяется специальная паста-машина.
Полимерная глина выпускается разными производителями и подразделяется по способу твердения на два вида:
- Самотвердеющая.
- Запекаемая (термопластика).

Самотвердеющая полимерная глина
Характерная особенность такого материала в том, что после лепки он набирает прочность при комнатной температуре за сутки без дополнительной термообработки. Самотвердеющая полимерная глина (пластика) после высыхания имеет достаточную крепость, хорошо держит форму, подвергается обработке, если нужно подправить некоторые детали. Поверхность в таком случае размачивается водой, после чего вносятся нужные коррективы.
Такой вид полимерной глины идеален в процессе создания кукол, особенно элементов их одежды и аксессуаров. Другое важное направление его применения – создание цветочных композиций. Тонкие листья, и особенно лепестки цветов с истонченными до минимума краями, смотрятся как живые после придания изделию характерной текстурной поверхности.
Необходимый минимальный набор инструментов для лепки должен включать скалку, чтобы можно было раскатывать пласты, и удобный режущий инструмент для раскроя из тонких слоев деталей композиции. Также могут пригодиться приспособления для оттиска форм и выдавливания текстурных элементов. При работе с мелкими деталями удобно использовать стеки.
Запекаемая полимерная глина
Такой материал при нагревании до температуры 110–130 градусов приобретает свойства пластика. Готовые изделия не боятся воздействия влаги, их можно согнуть без боязни сломать.
Работать с термопластикой удобно. Это мягкий материал, пластичный, хорошо смешивается. После термообработки поверхность приобретает бархатистый вид. Набор инструментов для лепки из термопластики такой же, как и для самотвердеющей глины. Используется материал для изготовления кукол, сувениров, небольших скульптур, цветочных композиций, всевозможной бижутерии.

Некоторые производители выпускают термопластику двух видов: одна – мягкая, которая больше подходит для детского творчества; другая – более жесткий материал, требующий тщательного разминания перед моделированием, но и отличающийся повышенной прочностью готового изделия.
Лепка из полимерной глины: инструменты и материалы
Рабочая поверхность подбирается из керамики или стекла. Для раскатывания исходного материала в пласты пользуются скалкой, роллерами или специальной паста-машиной. Экструдером со сменными насадками выдавливают простые или фигурные «колбаски».
Для придания поверхности особого вида пользуются штампами, текстурными листами и щеточками. Материалы и инструменты для лепки подбираются индивидуально каждым мастером. Молды нужны для формовки повторяющихся элементов композиции. Для вырезания из пласта пользуются катерами. Стеки с различным профилем незаменимы при лепке мелких деталей. Для проделывания отверстий пользуются иглами.
В отдельных случаях может пригодиться фольга для создания облегченного каркаса и экономии материала. Наждачной бумагой можно шлифовать готовые изделия после термообработки. Пищевая пленка хорошо сохраняет материал от высыхания.
Нужны и вспомогательные инструменты для лепки из глины. Пассатижи, круглогубцы и кусачки незаменимы при работе с проволокой для создания фурнитуры будущих изделий. Для разрезания сформированных пластов подходят канцелярские резаки и острые ножницы.

Самодельные приспособления и формы
Необходимые инструменты для лепки своими руками может изготовить любой желающий. В отдельных случаях не нужно даже ничего делать, можно просто приспособить подходящий по форме предмет для лепки, формовки, выдавливания или фигурной обработки.
Так, кухонная лапшерезка может быть использована для создания ровных полосок из раскатанного пласта. Прессом для чеснока можно выдавливать тонкие нити. Головками шурупов с пазами под фигурную отвертку можно создавать на поверхности декоративные элементы. Ситом удобно делать текстуру в виде решетки. Можно применять для выдавливания кусочек пемзы, эффект «соляной текстуры» можно достичь, использую жесткую зубную щетку.
Подходящие инструменты для лепки из глины находятся повсюду, нужно просто их заметить. Формочки для печенья, крышки от бутылок, фигурные пуговицы – все можно использовать для формовки, выдавливания или штампования. Для раскатывания материала можно использовать простую стеклянную бутылку, а вместо стеки для тонкой работы можно взять зубочистку.
Практические советы для начинающих
Перед началом работы стоит позаботиться о защите поверхности стола, на котором планируется заняться творчеством. Отделив кусочек пластики, его следует немного размять в руках, чтобы он прогрелся и приобрел необходимую мягкость.
Чтобы познакомиться с материалом, получить первые навыки работы с новым видом сырья, а также освоить инструменты, для лепки из глины лучше выбрать простую модель. Раскатав размятый кусочек пластики по рабочей поверхности, можно попробовать вырезать что-то из него, придать заготовке различную фактуру с помощью молдов, трафаретов или специальных текстурных листов.

Можно слепить небольшую скульптуру, попробовать сделать простую композицию в виде цветка или другой объемной формы. Первый пробный урок желательно довести до логического завершения. Самотвердеющая глина просто высушивается, а термопластику следует запечь.
Для этого изделие выкладывается на фольгу, пергамент, керамическую плитку или тарелку и ставится в разогретую до 110 градусов духовку на необходимое для запекания время, указанное в инструкции к глине. После термообработки модель остывает в духовке, извлекается, красится и покрывается лаком.
Как называется лепка из глины?
Предприимчивые люди с творческим потенциалом легко могут реализовать свой талант с практической выгодой, изготавливая и реализуя оригинальные бусы, серьги, браслеты, а также всевозможные сувениры и разнообразные приятные мелочи. Название этого вида творчества определяется техникой исполнения готового изделия.
Существующие техники лепки из полимерной глины настолько разнообразны, что дают возможность новичку выбрать себе занятие для любого уровня сложности. Название того или иного вида лепки определяется приемами и методами, применяемыми при изготовлении декоративных элементов. Для простого цветочка или несложной скульптуры используется одна технология, многослойная филигрань или миллифиори в создании авторских украшений – совсем другая специфика работы.

Техники работы с полимерной глиной
Сколько хороших мастеров, сколько уникальных изделий, столько и техник существует на данный момент. Некоторые пользуются особой популярностью и могут быть взяты за основу начинающими лепщиками.
Техника «акварель» предполагает использование контрастных слоев цветной пластики, раскатанных в паста-машине. В «переходе цвета» – наоборот, используются плавные и размытые границы.
Техника «баргелло» имитирует флорентийскую вышивку, «сдвиг слюды» создает объемные эффекты на плоской поверхности. Позаимствованная у японских оружейников техника «мокуме-гене» сочетает текстуру дерева и металл, а «имитация» создает подобие природных минералов, натуральных и драгоценных камней.
«Филигрань» и «миллифиори» – техники составления сложного рисунка из тонких пластов, нитей или шариков. Это происходит в процессе ужимки, вытягивания и раскатывания на поверхности тонкого среза сложной композиции.
Удивительные по красоте украшения получают в результате применения техник: «калейдоскоп», «многослойная», «сквозная», «соляная», «шприцевая», «мозговая», «перевод изображения».
Кроме перечисленных видов? существует еще кукольная, скульптурная и цветочная технологии. Они, в свою очередь, имеют свои особенности и разновидности приемов лепки и формовки, тонкости монтажа составных элементов. Инструменты для лепки из глины для каждого конкретного случая выбираются мастером индивидуально.
fb.ru
👩 Глина для лепки: разновидности, производители, особенности выбора
Глина для лепки подходит не только для увлекательных занятий ребятишек, она становится настоящим хобби и для взрослых. Ведь из неё можно вылепить красивые фигурки и интерьерные украшения, заработав на этом неплохие деньги. Материал очень похож на пластилин с той лишь разницей, что придать твёрдость готовому изделию можно при помощи обжига. Благодаря такой обработке, уникальные поделки хранятся, сохраняя многие годы первозданную красоту. Сегодня редакция Homius расскажет о том, как правильно выбрать материал. Вы узнаете об основных техниках лепки и о том, как сделать глину своими руками.

Содержание статьи
Разновидности глины для лепки
Если вы уже определились с новым хобби и исследовали соответствующие торговые точки, то наверняка заметили огромный ассортимент глины для лепки. Но, несмотря на большое разнообразие, весь материал можно разделить на два вида. Рассмотрим их отличия друг от друга и основные характеристики.
Полимерная
Полимерную глину ещё называют пластиковой. Она представляет собой массу, очень напоминающую пластилин как по внешнему виду, так и по консистенции. В её основе содержатся ПВХ, пластификаторы, а также окрашивающие пигменты.
К основным достоинствам полимерной глины относятся:
- большое разнообразие оттенков;
- эластичность;
- мягкость.
Из недостатков следует отметить:
- присутствие странного запаха, напоминающего жжёную резину или гуашь времен СССР;
- многие яркие тона сильно пачкаются;
- высокая стоимость.
Полимерная глина делится на два вида: самозатвердевающая и запекаемая, о каждой из них расскажем более подробно.
Статья по теме:
Поделки из полимерной глины своими руками: разновидности полимерных глин, принцип работы с материалом, примеры уникальных поделок, как сделать своими руками полимерную глину в домашних условиях, сколько стоит полимерная глина разных производителей — читайте в публикации.
Самозатвердевающая
Уже по названию становится понятно, что материал не требует дополнительной обработки. Изделия сохнут самостоятельно без участия высоких температур.
Важно! Единственное, о чём нужно помнить: чем больше поделка, тем дольше она будет сохнуть. За сутки изделие высыхает примерно на 1 см.

Запекаемая
Этот вид глины требует тепловой обработки, в результате которой получаются высокопрочные изделия. Материал применяется в гончарном деле, а также в скульптурных композициях и для создания посуды. В состав, кроме основы, входят пластификаторы, улучшающие свойства массы.

Натуральная
Это материал естественного происхождения. Его добывают из недр земли. Готовая расфасованная масса может быть окрашена сама по себе от природы.
К достоинствам натуральной глины относятся:
- безопасность для здоровья;
- аллергические реакции на материал невозможны;
- доступная стоимость.
Выделим и несколько недостатков:
- первоначальный материал имеет только природные оттенки. Готовую поделку можно разукрасить акриловыми красками;
- более твёрдая консистенция.

Многообразие оттеночных решений
Начинающих мастеров часто интересует один вопрос: сколько цветов нужно приобрести для ознакомления с новым увлекательным видом творчества. Здесь всё зависит от вида глины. Например, натуральная бывает следующих оттенков:
- красная с коричневатым оттенком, иногда может проступать некоторая зелень. Такой цвет говорит о высоком содержании оксида железа;
- белая – это наиболее распространённый вид глины. До обжига она имеет сероватый тон, а после температурного воздействия – цвет слоновой кости или белёсый оттенок;
- каменная – до обжига масса для керамики имеет тёмный оттенок, а после него поделка становится цвета слоновой кости;
- масса из глины для фарфора светло-серого оттенка становится после обжига белой.

Оттенки полимерной глины зависят от производителя. Для начала можно купить базовые цвета, сочетающиеся между собой. Компания «Фимо» разработала целую таблицу сочетаний оттенков и смешивания разных тонов.
Совет! Во время работы необходимо соблюдать чистоту, обязательно использовать перчатки. Под рукой должны быть влажные салфетки, чтобы вытирать руки и инструменты при обработке цветного и белого материалов.


Ведущие производители
Сегодня глину выпускают производители из разных стран. У всех она немного отличается друг от друга. Нельзя сказать, какая марка лучше. Это зависит от того, для каких работ её будут использовать.
Предлагаем обратить внимание на наиболее известных производителей, выпускающих глину достойного качества.
Производитель | Описание |
Самозатвердевающая полимерная | |
| Холодный фосфор. Его используют для лепки мелких элементов во флористике. Отличается хорошей эластичностью. |
| |
| Универсальная глина подходит для скульптурной лепки. Выпускается в белом и терракотовом цвете. |
| |
| Подходит для мелкой лепки и скульптур. Цветовая гамма состоит из 12 оттенков. |
| |
Запекаемая полимерная | |
| Мягкая глина больше предназначена для лепки крупных деталей, а также посуды. Выпускается только белого и терракотового оттенка. |
| |
| Одна из наиболее распространённых марок с широкой линейкой цветов. У неё масса преимуществ и практически нет недостатков. |
| |
| Универсальная гибкая глина подходит для любых видов творчества. Линейка оттенков насчитывает 28 цветов. |
|
Критерии выбора глины для лепки
В процессе работы у каждого мастера фаворитами становятся определённые типы глины. Хороший и качественный материал найти нелегко, чаще всего мастера работают только с одним или двумя марками.
Чтобы определиться с маркой материала, учитывайте при выборе следующие советы:
- уточните сведения о производителе и выберите ту марку, которая подходит для поделок с учётом её стоимости и свойств;
- обязательно обращайте внимание на дату изготовления и срок годности глины;
- на упаковке не должно быть повреждений;
- определитесь с инструментом, который понадобится для работы;
- выберите правильное сочетание оттенков, чтобы готовая поделка хорошо смотрелась.
Для многих взрослых лепка поделок из глины становится источником дохода. Обязательно обращайте внимание на экологичность состава. Особенно, если материал приобретается для детей. Лучше отдать предпочтение натуральной и нетоксичной глине.

Какая глина подойдёт для начинающих и детей
Исходя из направления творчества, для начинающих мастериц и ребятишек подойдут следующие марки глины:
- для первого знакомства – «Ёзки», «Bake Shop» и «Sculpey Original»;
- для лепки колбасок можно купить «Fimo Professiona»l и «Kato Polyclay»;
- для ежедневных занятий лучше выбрать более бюджетную марку «Сонет»;
- для малышей или людей со слабым руками выпускают пластичную глину «Fimo Kids», а также подойдёт «Souffle».
Чтобы начинающим мастерам было легче освоить технику лепки, глина должна обладать следующими характеристиками:
- вязкостью;
- пластичностью;
- упругостью;
- твёрдостью;
- прочностью.

Статья по теме:
Эпоксидная смола для творчества: свойства, состав, характеристики, выбор правильных компонентов и варианты использования разных растворителей и пластификаторов, инструкции по применению и обзор актуальных цен — читайте в публикации.
Какую марку глины лучше всего выбирать для художественных изделий
Для художественных изделий, скульптурных композиций и декоративных поделок лучше всего подойдут следующие марки глины: «Super Sculpey», «Modena», «Prai», «Pram».
Для изготовления более мелких элементов специалисты советуют обратить внимание на следующие виды:
- для изготовления украшений – «Premo», «Souffle» и «Fimo Professional»;
- для лепки детализированных скульптурных элементов идеально подойдёт «Kato Polyclay»;
- если хотите выбрать одну марку, смело выбирайте «Premo» и «Fimo Professional»;
- для изготовления картин понадобится широкая гамма оттенков производителей «Souffle» и «Sculpey III».
Ещё один вариант подходит для художественной лепки – натуральная глина. На ней часто отсутствует маркировка, поэтому мастера должны знать важные характеристики материала. Глина должна быть:
- достаточно жирной;
- податливой;
- упругой.

Особенности хранения материала
Часто в работе остается неотработанная полимерная глина. Её можно поместить в полиэтиленовый пакет и положить в холодильник. Постепенно она потеряет упругость и станет суше, поэтому рекомендуемое время хранения 1-2 недели.
Натуральную глину необходимо обернуть влажной тряпочкой, переложить в полиэтиленовый пакет и положить на хранение в холодильник или подвал. Периодически её нужно открывать для проветривания, чтобы не появилась плесень.
Как сделать глину для лепки своими руками
Качественная полимерная глина стоит недёшево, особенно больно ударит по бюджету желание иметь в ассортименте разные марки и оттенки. На этом этапе можно сэкономить, сделав пластичную массу своими руками.
Рецепт 1
Для первого рецепта нам понадобятся:
- ПВА – 250 г;
- крахмал кукурузный – 250 г;
- вазелин – 1 столовая ложка;
- сок лимона – 2 столовые ложки;
- плёнка пищевая или крем для рук.
Пошаговая инструкция приготовления теста.
- Смешать в ёмкости из стекла первые три компонента, добавить сок лимона и перемешать.
- Поместить ёмкость на 0,5 минуты в СВЧ на максимальную температуру.
- Снять плёнку с поверхности и перемешать массу.
- На деревянной дощечке, смазанной нежирным кремом для рук, вымесить смесь в течение 10 минут.
- Переложить пластичную массу на бумажную салфетку, чтобы жидкость ушла.
- Обернуть тесто пищевой плёнкой и поставить в холодильник на хранение.

Рецепт 2
Для второго рецепта нужно подготовить:
- крахмал картофельный — 100 г;
- ПВА – 100 мл;
- масло косметическое – 2 чайные ложки;
- жирный крем, подойдёт детский — 1 столовую ложку.
Все работы нужно проводить в перчатках. Рассмотрим более подробно порядок приготовления глины.
- Подогреть на водяной бане стакан, после чего налить в него клей, добавить поочередно крем, масло и перемешать.
- Высыпать крахмал и снова перемешать до однородности.
- Помешивать массу на небольшом огне до тех пор, пока она не станет сворачиваться.
- Обернуть досочку пищевой плёнкой и обмазать её жирным кремом.
- Выложить массу на доску и вымешивать в течение 8 минут.
- Сформировать шарик, обмазать его кремом и оставить на 1 час.
- Обернуть плёнкой так, чтобы внутри не осталось воздуха, и убрать в прохладное место на 12 часов. Температура должна быть в пределах 15-25ºС.

Рецепт 3
Следующий рецепт подойдёт для скульптурной лепки. Поделки получатся более твёрдыми и прочными.
Для приготовления массы нам понадобятся:
- 1 стакан клея для дерева;
- крахмал кукурузный – 100 г;
- стеариновая кислота – 1 столовая ложка;
- немного глицерина и вазелина;
- лимонная кислота – 13 г.
Порядок приготовления массы.
- Соединить все компоненты, кроме крахмала.
- Поставить ёмкость на небольшой огонь и, при постоянном помешивании, всыпать крахмал.
- Когда масса станет отлипать от стенок, переложить её на поверхность и вымесить.
- После остывания накрыть плёнкой и поместить в холодильник.

Интересные техники ручной лепки
Существует огромное множество техник изготовления разных поделок из глины. Начинающие мастера обязательно должны научиться владеть каждой из них.
Жгутовая и скульптурная
Жгутовая – это одна из старейших техник. Но, несмотря на это, мастера до сих пор применяют её для лепки посуды. Работы начинаются с формирования круга, который будет основанием. Далее нужно скатать жгутик и прикрепить его к донышку. Таким образом, последовательно по спирали крепятся остальные «колбаски». Изнутри поделку лучше разгладить пальцами, придерживая её за стенки снаружи.

В скульптурной технике выполняются небольшие поделки и крупные фигуры. Для изделий высотой до 15 см каркас не требуются, но желательно под них предусмотреть подставку-постамент. Для объёмных скульптур обязательно сначала изготавливают каркас из проволоки или дерева.
На гончарном круге
Лепка на гончарном круге требует знаний. Научиться работать можно по видеоурокам или просто посетить несколько мастер-классов. Здесь важно правильно поставить руки, почувствовать материал, толщину стенок и оцентровать глину.
Предлагаем более подробно посмотреть на видео все нюансы работы на гончарном круге:
Заключение
Чем больше вы будете практиковать, тем быстрее у вас пойдёт дело. Со временем вы освоите техники лепки и научитесь правильно выбирать марку глины. Расскажите в комментариях, был ли опыт у вас работы с глиной, а ещё лучше – поделитесь фотографиями ваших работ.
В заключение предлагаем посмотреть несколько мастер-классов по лепке из полимерной глины для начинающих:
Предыдущая
КухняУдобная и функциональная кухня: подбираем угловой гарнитур
СледующаяИСТОРИИУскоряем ремонтные работы: автоматический валик своими руками
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
homius.ru
Инструменты для лепки из глины

Мастера лепки из глины используют различные инструменты для работы, но руки мастера самый чуткий инструмент. Они придают особую фактуру, гладкость изделию и только когда необходимо прорабатывать мелкие детали изделия, отрезать лишнее, применяют стеки.
Стеком называют инструмент в виде небольших палочек, которые имеют разную форму для удобства в проработке деталей. Часто мастера сами делают такой инструмент, или используют подручные средства. Для работы вам необходимо иметь стеки закругленные, скошенные лопатки, острые, для резки и удаления излишков глины – проволочные. Проволочные для резки пластов глины имеют две ручки. Для удаления излишков глины в углублениях используют кольца разной кривизны и размеров. Если вы решили приготовить инструмент своими руками, то воспользуйтесь советом ниже.
Стеки лучше вырезать из твёрдых пород дерева – яблони, берёзы, клёна, сирени.
Чтобы древесина не намокала при работе, их пропитывают горячей олифой.
Когда необходимо выполнить фактуру волос, бороздок, канавок, применяют зубчатые стеки. Петельки – стеки помогают срезать лишнюю глину. Необходимый инструмент – лопатка, чтобы очищать рабочую поверхность, ножики с деревянными и металлическими лезвиями.
Если Вы собираетесь делать поделку, то приготовьте дощечку, на которой будете работать, а также воду в небольшой миске для смачивания рук.
Лепить поделки можно на столе или на коленях. Более сложные вещи изготавливают на специальных вращающихся поверхностях, например, можно использовать цветочный горшок с отверстием, в который вставляется штырь с дощечкой (смотри на рисунке).
Профессионалы – мастера для лепки используют гончарный вращающийся круг, на котором удобно лепить любые изделия.
podelkamoy.ru
Виды и способы лепки из глины » ИА «РУСНОРД»
Искусство лепки из гончарной глины известно человечеству с давних времен. Керамические изделия — изделия из прошедшей обжиг глины — использовались для приготовления пищи, хранения жидкостей и сыпучих веществ, в ритуальных целях.
Одновременно с прикладным гончарным делом — собственно изготовлением из глины посуды, развивалось и более декоративное направление, скульптурная лепка. Но два этих вида лепки никогда не были полностью обособленными, и на их стыке рождалась посуда, украшенная декоративными скульптурными элементами и больше похожая на произведение искусства, чем на предметы домашнего обихода.
Лепка из глины в современном мире
Сейчас древнее искусство лепки из глины не забыто, оно не только совершенствуется отдельными мастерами, гончарами и скульпторами, но и активно покоряет сердца обыкновенных людей. Основы лепки из глины можно постичь, просмотрев мастер-классы в сети. Можно отправиться в гончарную или скульптурную студию, и освоить способы лепки из глины на практике.
Кроме обычной гончарной глины, появились разновидности полимерной глины. С этими составами проще работать, благодаря наличию в них красящих пигментов изделие сразу получается ярким и праздничным. Полимерная глина бывает запекаемой и самозатвердевающей. Для придания твердости запекаемую глину необходимо выдержать определенное время при высокой температуре в специальной печи.
Виды лепки из глины
Существует три вида лепки из глины, различающихся как используемыми техниками лепки, так и необходимыми инструментами. Два из них более характерны для гончарного дела, оставшийся чаще всего применяется в создании скульптур, игрушек, декоративных элементов и так далее. Однако, разные виды лепки могут сочетаться в одном изделии. Например, посуда зачастую украшается декоративными элементами с применением техник скульптурной лепки.
Для изготовления из глины посуды издавна применяются три вида лепки:
Лепка на гончарном круге
Для работы необходим гончарный круг — специальное приспособление для вращения рабочей поверхности. Сейчас большое распространение получили модели с электрическим приводом. Однако, можно еще встретить и механические гончарные круги.
Кроме того, любой вод работы с гончарной глиной требует наличия воды, тряпки и стека. При помощи воды размачивается подсыхающая глина. Ею же смачиваются пальцы, чтоб к ним не прилипала глиняная масса. Тряпка нужна, чтоб удалить излишки воды с рабочих поверхностей или вытереть руки. При помощи стека — небольшого деревянного или пластикового ножичка, производится подрезка излишков материала, он же используется в некоторых декоративных техниках.
Для работы заранее подготовленная пластичная глина помещается в центр гончарного круга. Запускается привод, и мастер смоченными в воде руками начинает формировать из глины изделие. Очень важно добавлять воду в строго необходимых количествах: если ее мало, материал теряет пластичность. Если же слишком много — изделие начинает расплываться и разваливаться.
После того, как работы на круге закончены и горшок или кувшин получил форму, его снимают и отправляют на сушку. При необходимости изделие украшают при помощи таких техник лепки, как продавливание или процарапывание. Либо добавляют декоративные элементы, приклеивая их жидкой глиной.
Лепка из жгутов
Необходимые инструменты и материалы — глина, вода, тряпка, стек. Часть глины растворяется до полужидкого состояния в отдельной емкости.
Кусок глины делится на части. Из одной из них вылепляется небольшой диск — дно будущего сосуда. Остальные раскатывают в жгуты. Из жгутов, уложенных друг на друга, и формируются стенки изделия. При помощи полужидкой глины замазываются места их соединения, чтоб изделие выглядело цельным.
Важно не допустить возникновения в толще стенок заполненных воздухом полостей — это может привести к трещинам при сушке и обжиге. Также опасны и включения инородных частиц или перемешанных кусочков твердой глины.
Скульптурная лепка
Инструменты и материалы те же, что и в предыдущем виде лепки. Из куска глины создается форма будущего изделия. Мелкие детали либо вылепляются отдельно и приклеиваются к основе при помощи воды и жидкой глины, либо вырезаются в основном массиве при помощи стеков. Это наиболее творческий вид лепки из глины. При работе у мастера нет необходимости придерживаться формы, заданной прикладным значением изделия, и он может в полной мере проявить свою фантазию.
Если Вас заинтересовал процесс лепки, и вы хотите более подробно получать знания в гончарном деле, то прихододите в гончарную школу Колокол.
Несколько советов начинающим скульпторам и гончарам
- При подготовке глины к работе убедитесь, что она хорошо промешана, не содержит уплотнений, вкраплений твердых частиц, посторонних материалов. Все это может помешать работе с глиной, либо разрушить готовое изделие при сушке.
- Если вы не закончили работу над изделием — накройте его влажной тряпкой. Это предохранит глину от высыхания, и вы сможете продолжить работу позднее.
- Глину для работы также желательно хранить во влажной тряпке в прохладном месте.
- После работы с глиной тщательно вымойте руки и смажьте их кремом. Долгое пребывание во влажной среде может негативно сказаться на коже, поэтому ее стоит защитить.
- Приобщая ребенка к лепке, выбирайте самозатвердевающую полимерную глину. Она безвредна, а яркие расцветки сделают работу с ней более увлекательной и веселой.
Видео:
rusnord.ru
ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ — Юнциклопедия
Возьмите мягкий, легко поддающийся обработке материал; таким материалом может быть глина или пластилин.
Не слишком жидкая и не очень сухая, хорошо помятая глина является незаменимым скульптурным материалом. Она поддается малейшему давлению пальца, послушна формующему воздействию руки. Эти свойства глины называют пластичностью.
Сухую глину разбейте на мелкие куски, положите ровным слоем в таз или деревянный ящик без щелей, налейте воды почти вровень со слоем глины, покройте мокрой тряпкой.
Из глины можно сделать любые скульптурные композиции: плотные, компактные или с частями, разбросанными в сильном движении. В первом случае глиняная форма будет держаться самостоятельно, во втором для поддержания тяжелой и мягкой глины требуется устройство внутреннего твердого стержня — каркаса.
Без каркаса можно лепить фигуры сидящие или лежащие, композиции, главная тяжесть которых находится внизу или имеет достаточную опору. Подобно тому как, начиная рисунок, нужно расположить его определенным образом на листе бумаги, так и, начиная лепить, необходимо распределить массу глины в пространстве, т. е. в ширину, в вышину и в глубину, согласуясь с пропорциями данной натуры. Начинающим необходимо помнить два основных правила.
Первое правило: каждая скульптура должна иметь постамент той или иной формы, пропорционально соответствующий данной скульптуре, т. е. достаточно высокий и достаточно широкий. Постамент необходим как для опоры отдельных частей скульптуры, например ног, так и с точки зрения общей композиции. Он как бы обособляет скульптуру от окружающего и этим подобея раме в картине.
Второе правило: начинайте работать снизу, а не сверху. Скульптура строится, подобно дому, с фундамента, а не с крыши. Начинающие часто делают наоборот: сделав верх фигуры, не находят места для ног. Скульптура должна расти снизу вверх. После того как массы распределены соответственно натуре и им придано соответствующее движение, приступайте к оформлению их. Формы должны быть обобщенными, слитыми одна с другой, вытекать одна из другой.
Чем следует лепить? Важно привыкнуть работать пальцами. Пальцы — самый лучший, незаменимый инструмент… Глина формируется под давлением пальцев; они чувствуют сопротивление глины и то мускульное усилие, которое необходимо сделать, чтобы преодолеть это сопротивление. Скульптору необходимо это естественное чувство осязания развить до высокой степени, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит.
Старайтесь работать двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны (например, головы), ускорит процесс работы, поможет более органично связать все стороны скульптуры.
К помощи стека (деревянная палочка с плоскими округленными концами разной формы) прибегайте только для выработки деталей и для отделки поверхности. Им, так же как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая.
Чаще всего работа над скульптурой длится не один день. Откладывая работу на следующие дни, сохраняйте глину в сыром состоянии. Для этого скульптуру закрывайте мокрой тряпкой, смачивая ее по мере высыхания, или лучше клеенкой, которая долго сохраняет глину сырой и не портит поверхности.
yunc.org
Проектная работа по технологии «Лепка из глины»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА ……………………………………4
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ …………………………………………..5
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТОВ…….7
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ…………………..14
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ…………………………………………..20
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
РЕКЛАМА……………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 25
ВВЕДЕНИЕ
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет детям реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. На уроках мы занимаемся лепкой из глины. У нас есть уникальная возможность вдохнуть жизнь в свои произведения из глины. Мною были поставлены цели – обучить технике лепки, поднять уровень развития творчества , более подробно ознакомиться с материалом и его свойствами, правильно подготовить глину к работе, знать о техниках, используемых при лепке. Реализуя цели и задачи можно решить проблемы: адаптации в коллективе, адекватного поведения, развития эстетического вкуса и творческих способностей, самоутверждения и умения занять свободное время. Во время работы над данным проектом я изучил много литературы, посвященной глине и лепке. Выяснил, какими свойствами обладает глина. В результате я расширил и систематизировал свои знания о глине, о том, какая она бывает, какими свойствами она обладает.
1 ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Главное в этом проекте, то что, изделия можно сделать самостоятельно. Так как в детском саду и в начальных классах занимались лепкой из пластилина. В мечтах мне давно хотелось сделать по-настоящему красивые фигуры зверей, животных из глины, пусть она будет небольших размеров.
Тему выбрал в связи с тем, что очень люблю природу, в основу композиции легла картина известного художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».
2 ИСТОРИЯ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ
История возникновения и гончарства, глиняной игрушки. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство и, наверное, столько же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества.
Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки и другие предметы русского творчества. Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны, традиционные кони, птицы, свистульки, бараны. К видам народного творчества и выявления культуры относятся множество видов лепки. Дымковская, Филимоновская, Тульская, Московская, Орловская, Воронежская, Курская и др. Сделанные из этих видов лепки игрушки очень похожи, ведь их объединяет происхождение от русского народа.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Работа по лепке из глины необходима каждому воспитаннику для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельность лепки из глины, использовать разныеприемы и способы изображения предметного мира. Это дает возможность украшать интерьеры комнат и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую воспитанников. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище глиняными изделиями: посуда, вазы, игрушки, блюда, статуэтки расписанными Городецкой росписью Хохломской росписью и др. Украшая свой дом, люди тянуться к народному искусству которое помогает сделать его праздничным и уютным.
Декоративная лепка способствует приобретению умений работать с глиной с красками, соответствующими инструментами, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наноситься и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук, делает их более чувствительными.
3 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
Что такое глина?
Виды глины, ее применение. Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей. На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом, в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металла. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и коричневого. Редко встречается черная. Цвет глине придают окись алюминия, окись железа и окись титана.
По характеру глины делятся на «жирные» и «тощие». Глины с высокой пластичностью называются «жирными», так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. «Жирная» глина блестяща и скользка на ощупь содержит мало примесей. «Тесто», приготовленное из нее, нежное. Глины малопластичные или непластичные называются «тощими». На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. «Тощие» глины содержат много примеси, при разрезании ножом не дают стружек. Существует огромное количество разновидностей глин. Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфорофаянсовых и сантехнических предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стройматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Также глину широко применяют в медицине и косметологии. С помощью белой глины лечат заболевания кишечника, ожирение, выпадение волос, укрепляют ногти. Красную глину используют при заболеваниях сердечнососудистой системы, гипотонии, варикозном расширении вен, нервных и эндокринных заболеваниях. Желтая глина применяется при инсульте, заболеваниях желудка и кишечника, мигрени, головной боли, остеохондрозе. Черная глина используется для снижения температуры, при различных видах сердцебиения, воспалениях кожи и внутренних органов, способствует омоложению организма.
Голубая глина хорошо лечит ожирение, гипофункцию щитовидной железы, снимает мышечную слабость и обеспечивает подвижность суставов. В медицине и косметологии глину применяют как наружно – в виде примочек, аппликаций, компрессов, — так и принимают внутрь. Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина, которая очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее бывает разным, обычно очень интенсивным, при обжиге она сохраняет свою окраску, почти всегда содержит железо и известь. Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду, кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей. В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом.
Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:
• способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;
• способность набухать в воде;
• способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;
• клейкость;
• связывающая способность;
• способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды. Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами глины.
Подготовка глины к лепке. Глину можно купить в готовом виде или в виде порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не всякая годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки. Готовая глина, которая продается в брикетах разного объема от 0,5 до 3 кг (как пластилин, пластика) и при этом есть возможность выбора цвета. Плюс в том, что без проблем и «не пыльно». Хранить в запечатанном виде, чтоб сохранить влагу. Минус в том, что брикета хватит лишь на изготовление малых форм. Голубая глина в сухом виде, продаваемая в полиэтиленовых или бумажных пакетах в хозяйственных магазинах расфасовкой 3 или 10 кг, но при этом самостоятельно замешивать глиняное тесто, прилагая определенные усилия и имея дело с «грязью». Желательно замес делать заблаговременно, чтоб она «вылежалась» до начала работы (1-2 недели). Плюс в том, что практически всегда пригодна, экономична и долго хранится, а минус — место для сырья в мешках нужно отвести в сухом помещении и собственные трудозатраты по замесу. Искать в естественных условиях и собственными руками извлечь ее в местах залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма, отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов, которые и образуются, потому что дождевая или родниковая вода попадает в глиняную чашу (глина, в отличие от песка, фильтрующего влагу, вбирает её в себя до отказа, не пропуская её глубже). Цвет и состав глины может быть разным, в сухом виде ее качество не определить, но имея водичку и кислоту проверить пригодность можно: смочить, дать впитаться и растереть… при надавливании должен образоваться блестящий след. Чем жирнее и пластичнее масса, тем лучше глина. Далее можно проверить на пластичность — размять, скатать жгутик, загнуть его в «баранку» и если глина пластичная, то на «баранке» не появится крупных трещин, не будет разрыва. Можно провести испытание на приготовленном кусочке и если устраивает, то добывать ее из этого источника и при возможности создать запас впрок. До работы глина, добытая в природных условиях, требует тщательной подготовки: разбить на мелкие куски, высушить до полного высыхания, затем залить горячей водой (столько, чтобы на ее поверхности оставались только отдельные островки глины). После набухания массу нужно выложить на стол, застеленный грубой тканью и подождать, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность. При этом ее нужно периодически переворачивать и переминать. Очень важно, чтобы глина была чистой, без лишних примесей (камешков и больших песчинок, ощущаемых руками). Очистить в домашних условиях можно руками, отщипывая от теста маленькие кусочки и перебирая их в «ласточкино гнездо» или же продавить ее в пластичном состоянии через мелкую сетку. Можно еще глину с целью очищения залить водой в металлической емкости и хорошо размешать до состояния жидкой сметаны (шликер), дать отстояться в течение 2-х часов, чтоб крупные тяжелые включения осели на дно. После чего чистую глину сверху слить не разбалтывая и подвялить (высушить на солнышке или в теплом месте держать открытой), вода в ней лишняя испарится, а глина останется. Осадок в емкости выбросить (песок, камешки, мусор).
Для длительного хранения большого запаса глины можно использовать бочку, ведро, кастрюлю любой емкости, заполнить на две трети объема глиной, сверху залить водой (на бак емкостью 10 литров 3 литра воды), закрыть плотно мокрой тряпкой, а затем крышкой. После хорошей выдержки качество глины улучшится. Не пугайтесь, если у глины появился запах. Чем хуже она пахнет, тем лучше ее качество. Подготовка глиняного теста. Самостоятельное приготовление глиняного теста — это продвинутый этап работы с глиной. Настало время засучить рукава, подготовить место и инструмент, одеть фартучек и приступить к замесу глиняного теста. Работать следует на прочном столе, приготовить деревянную доску. Деревянную потому, что она впитывает влагу и тесто пробивать и лепить на ней очень хорошо и глина снимается лучше (не липнет), если правильно тесто приготовлено. А еще нужен стек — это инструмент, с помощью которого мы разделяем, выглаживаем и декорируем, т.е. основной помощник нашим пальцам. Еще на столе под рукой должна быть емкость с водой (миска, с которую можно обмакнуть пальцы), губка (обычная хозяйственная, которая используется для мытья посуды) — предназначена для выглаживания изделия в сыром виде и шлифования в сухом, причем обе стороны пригодны и салфетка. Можно воспользоваться и кусочком натуральной ткани, хорошо впитывающей влагу. А теперь собственно о самой подготовке теста. Проминать его можно на столе, подложив деревянную доску. В качестве инструмента понадобиться струна, которая отмеряется по ширине плеч с небольшим запасом для закрепления ее к ручкам (лучше деревянные брусочки по типу ручек от скакалки). Замес делается руками, а дальше ее следует хорошенько промять.
Перебивание вылежавшейся глины делается непосредственно перед лепкой, чтобы удалить пузырьки воздуха и повысить ее однородность. 1. В случае, когда вы используете готовую глину в брикетах. Не смотря на то, что в руках готовая глина, ее следует непосредственно перед началом работы промять. Промять небольшое количество глины можно следующим способом: отделить кусок теста, по размеру помещаемый в ладони, скатать шар, затем сделать из него лепешку, разминая пальцами (при этом пальцы хорошо чувствуют структуру и все грубые комочки и встречающиеся камешки легко отделять, т.к. наличие примесей возможно), потом скрутить ее в рулетик и повторить эти действия 5 раз в последовательности: шар, лепешка, рулет. Далее отбить глину, простукивая в ладонях для уплотнения —перебрасываете из одной ладони в другую кусок глины, скатанный в шар, отбивая его при этом. Пробивайте хорошенько в течение 5–10 минут!
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах.
6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
7. Техники и приемы лепки из глины.
Необходимые инструменты для работы с глиной
Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает. В помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты — стеки, кольца, которые могут иметь разнообразную форму и размер. Основное назначение этих инструментов — проработка мелких деталей и удаление лишней глины. Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того, влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине засохнуть.
4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ
Подготовка подставки под фигуры из глины
Подготовка инвентаря и материала
3-4. Подготовка глины к лепке. Формовка массы из глины
5. Формование головы и туловища
Формование ноги и хвоста
Выравнивание и приглаживание водой
Отделка мелких элементов изделия
Сушка в комнатной температуре в течении 48 часов
11. Обжиг изделия
12.Отделка изделия лакокрасочными материалами
5 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Для изготовления этого проекта использовались определенное количество материала.
Глина – 3кг.
Лак- 0,5 л
Краска акварельная- 1шт.
Кисточки- 3 шт.
1. Для лепки было израсходовано около 3-х килограммов глины. (бесплатно)
2. Цена 1 кг лака- 140 р.
С1=0,5л= 70р
С2=кисточка=80р
С3=акварельная краска= 80 р
С4= Для обжига изделия из лепки были использованы муфельная печь. Время обжига 3 часа на 2 изделия. Мощность – 2 кВт.
15*2=30кВт
30*1,79р=53,7р
С1+С2+С3+С4
Общая цена: 70+80+80+53,7=283,7р
Время изготовления: 30 часов
Себестоимость: 2500р
6 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
При лепки из глины мы использовали глину местного происхождения. При добычи глины не навредили экологии.
Сама глина экологически чистый материал, даже используется при лечении некоторых болезней. Следовательно, нет никакой угрозы для природы и для жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что мой проект удался. Я полностью выполнил все требования к моему проекту, достиг цели работы и решил все поставленные передо мной задачи. Хотел иметь оригинальные фигуры животных, изготовленный из глины, я его получил.
Таким образом, поставленная цель достигнута: макет совершенно оригинальна, единственна в своем роде.
Также я считаю, что в будущем возможно продолжение исследование темы проекта. Можно изготовить целую коллекцию разных «моделей» , а также другие изделия с разнообразными материалами и размерами от самых маленьких до больших. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. При выполнении изделий из глины у меня расширился круг знаний, умений, навыков в технике лепки; повысился интерес к культуре декоративно – прикладного искусства. В процессе работы я узнал много нового и интересного.
РЕКЛАМА
Если у Вас появилось желание лепить из глины различные фигуры зверей, животных, людей, птиц-ТО ПРИХОДИТЕ К НАМ!
МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ!.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. — Л.Искусство,1975.
2. Вохринцева. С. Учимся рисовать. Пермогорская роспись
3. Вохринцева. С.Учимся рисовать. Городецкая роспись
4. Вохринцева. С.Учимся рисовать. Гжель роспись
5.Долорс Рос Керамика (техника, приемы, изделия) 6.Лыкова И. А Филимоновская игрушка 7.Мерилин Скотт Керамика энциклопедия. 8.Некрасов М.А.Народное искусство как часть культуры. — М.: изоб., Искусство.1983.
9.Полхов – Майданов Цветочные узоры (рабочая тетрадь)
10.. Парамонова Л.А Творческое конструирование.
11.Фрумкин А.Н.Народное гончарство в России. Каталог-М.: Советский художник,1987.
12.Халезова Е.Б Декоративная лепка в детском саду . 13. Хохломская роспись (рабочая тетрадь)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
infourok.ru
Лепка из глины цветка
План-конспект урока труда во 2 классе.
Тема: Лепка из глины цветка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Свойства глины.
Цель: Развивать навык лепки из глины.
Задачи: 1. Познакомить детей с материалом для лепки – глина.
2. Познакомить детей со свойствами глины (В сухом состоянии глина твердая, если добавить вода становится мягкой).
3. Познакомить детей с профессией Гончар.
4. Познакомить детей с правилами работы с глиной.
5. Продолжить работу с таким инструментом как стека.
6. Развивать мелкую моторику мускулатуры рук.
7.Пополнить словарный запас детей новыми понятиями ( Гончар, гончарня, гончарный круг).
8. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Проверка готовности к уроку.
— Ребята, пробегитесь по парте глазами и проверьте, у вас на парте должно лежать: клеенки, стека, 2 подложки из картона.
Но это еще не все, у вас не хватает самого главного – материала для выполнения поделки. И о нем я расскажу вам чуть позже.
Вступительная беседа.
— Прямо сейчас я начну вам открывать секреты. Первый секрет – сегодня на уроке мы с вами будем лепить.
— Ребята, а из чего можно лепить?
(Во время ответов детей на доске появляются таблички: ПЛАСТИЛИН, ГЛИНА, СНЕГ, ТЕСТО)
— Но мы не можем лепить сразу из всего. И поэтому сейчас открою вам второй секрет , но вы должны отгадать загадку о материале с которым мы будем работать.
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделал миску или вазу —
Она понадобиться сразу.
— Правильно, материал, с которым мы будем работать — глина.
-Ребята, а с любой глины можно лепить?
-Нет, с сухой глины лепить нельзя, т.к. она твердая как камень, а если в нее добавить воды она становится мягкой и из нее можно лепить.
-Ребята, а что лепят из глины?
(Во время ответов детей на доске появляются таблички: ПОСУДА, ИГРУШКИ, КИРПИЧИ).
— Кто-нибудь знает, как называется профессия человека, который работает с глиной. (ГОНЧАР).
ГОНЧАР – человек, работающий с глиной и изготовляющий из нее посуду, игрушки и т.д.
— Гончар работает в специальной мастерской, которая называется ГОНЧАРНЯ., которая обычно находилась на краю селения. Главным оборудованием в работе гончара был ГОНЧАРНЫЙ КРУГ. ( показ на рисунке).
-Работа гончара делилась на несколько этапов: 1. подготовка глины к работе;
2. Изготовление изделия на гончарном круге; 3.обжигание изделия в печи, чтобы оно было прочным.
ФИЗМИНУТКА
Двигательная гимнастика на мышечную релаксацию.
Цели:
снижение напряжения,
повышение двигательной активности учащихся,
снятие возбуждения, концентрация внимания.
Как живёшь? Вот так! (дети встают, показывают большой палец)
Как идёшь? Вот так! (шаги на месте)
Как бежишь? Вот так! (бег на месте)
Как летишь? Вот так! (махи кистями)
Как плывёшь? Вот так! (махи руками)
Как шалишь? Вот так! (прыжки)
Как отдыхаешь? Вот так! (дети ложатся на ковёр)
Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем лепить подарок? А чтобы узнать, для кого послушайте стихотворение:
Про маму
Маму любят все на свете,
Мама первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
Мама много сил, здоровья
Отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам.
— Правильно стихотворение о маме. Скоро праздник будет «Мамин день». А на праздник принято дарить подарки. Мамы очень любят цветы, вот и мы сегодня на уроке СЛЕПИМ ЦВЕТОК ДЛЯ МАМЫ.
Анализ образца.
-Ребята, из скольких частей состоит цветок? (из 3 частей: стебель, листочек и лепестки).
Какие геометрические фигуры использованы для выполнения цветка? (овал, круг (6 – 5 маленьких, 1 большой), колбаска).
-На чем располагается цветок?
— В какой последовательности будем выполнять работу? (Сначала лепим стебель, потом листочек, лепестки).
-После того как слепим все детали необходимо соединить их все вместе.
-Наносим рисунок при помощи стеки (волнистые и прямые линии).
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.
Работу начинаем только с разрешения учителя;
Лепку выполняем на подкладной доске или картоне;
Глину нельзя бросать на пол;
После работы необходимо вымыть руки с мылом.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Выполнение работы.
От большого куска отрезаем маленький кусочек – стебелек.
Отрезаем второй кусок – листик.
Теперь приступаем к выполнению самого цветка. У головки цветка есть 1 серцевинка и 5 лепесточков.
Соединение деталей на подложке.
Прорисовывание стекой отдельных деталей.
Анализ работ учащихся.
-Все молодцы. Но у нас есть те, ребята, которые лучше всего справились с лепкой и это…
-У …. не получилось ….
-Что нового узнали на уроке?
— Понравился ли вам урок?
infourok.ru