Как убедить подростка хорошо учиться и не испортить с ним отношения?
Для многих подростков год дистанционного обучения стал испытанием, которое сказалось в том числе и на успеваемости. Стоит ли родителям контролировать оценки детей и проверять у них домашку — или лучше переложить ответственность на самого ребенка? Разбираемся с психологом Анной Печенкиной.
Вопрос: Надо ли требовать от ребенка хорошей̆ успеваемости — или же пусть учится так, как у него получается? Моей дочери 12 лет, она учится в 6-м классе. После прошлогоднего дистанционного обучения она начала потихоньку скатываться с пятерок на четверки.
Когда я проверяла, спрашивала, требовала и наказывала, у нас портились отношения, зато успеваемость сразу подтягивалась. Сейчас я не ругаю ее за принесенную тройку или даже двойку, полностью переложила ответственность за учебу на саму дочь. Улучшений в учебе, естественно, нет.
Боюсь, что постепенно с четверок мы такими темпами съедем на тройки. Конечно, в четверке нет ничего страшного.
Ответ: Чтобы разобраться в проблеме и найти хорошее для обеих сторон решение, думаю, маме для начала стоит разобраться, что такое подростковый возраст и как в это время развивается ее дочь.
Каждому возрасту ребенка соответствует своя ведущая деятельность, решающая возрастные задачи.
Например, ведущая деятельность возраста 3–6 лет — игровая; ребенок в этот период играет, примеряя на себя различные роли из взрослой жизни. Ведущая деятельность возраста 7–11 лет — учебная; именно в этот период большинство детей учатся с удовольствием, любознательны, много чем интересуются. Задачи подросткового возраста — приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола, вхождение в группу сверстников. Поэтому в этот период общение для них выходит на передний план.
С 12 до 16 лет мозг подростка интенсивно развивается.
Мама описала два сценария своих отношений с дочерью. В одном она полностью контролирует процесс обучения, наказывает за неуспеваемость, и ситуация с оценками улучшается. Но это только с одной стороны. А с другой — это не способствует формированию у дочери самостоятельности, ответственности, навыков самоорганизации и контроля. Все эти функции мама берет на себя.
Подросткам нужна самостоятельность, им важно научиться делать правильный выбор, важно ошибаться и извлекать уроки из ошибок, учиться анализировать последствия событий, контролировать свою работу.
Во втором варианте родитель единоразово полностью передает ответственность за самоорганизацию, решение всех учебных задач и контроль, а подросток к такому тоже еще не готов. Особенно если ранее речь шла только о первом варианте. То, что девочка не справляется, — это естественно.
Чтобы найти лучшее решение, на мой взгляд, лучше совместно с дочерью сесть и обсудить:
- Проблемные моменты в том варианте, когда ответственность полностью на ней.
В чем еще ей нужна помощь мамы? В каких задачах она может опираться на помощь взрослых, если не справляется сама? По моим наблюдениям, подросткам до 15 лет трудно дается самоорганизация учебного процесса в онлайн-формате. Им трудно, особенно если не было такого опыта ранее. И многие просели по оценкам именно в этот период.
- Принятие того факта, что девочка может не справляться, будет ошибаться. Но именно через промахи она учится брать на себя ответственность и отвечать за свои решения и поступки. Я бы рекомендовала сместить внимание с того, что не удалось, на то, что получается. Хвалить и отмечать это: «Смотри, по этому предмету тебе удалось улучшить оценки», «Молодец, тебе удалось выполнить трудную домашку, с которой раньше мы справлялись вдвоем» и т. д.
- Готовность дочери взять ответственность и пробовать справляться самостоятельно. Можно обговорить и даже прописать это. В случае промаха не наказывать, а разбирать ошибку. Почему не получилось? Что могло бы помочь? Каких навыков не хватает? Подростки боятся своих ошибок и поэтому склонны скрывать то, что у них не получается.
- Предметы, которые даются труднее других. Ведь если игнорировать их, задача по следующему восстановлению знаний и оценок покажется непосильной. Хорошо бы придумать совместный план, подключить репетиторов или обговорить дополнительные занятия с учителем.
Так мама сможет передать ответственность поэтапно. Подросток постепенно сформирует навыки самостоятельности и будет брать на себя все больше ответственности. Подростку важно ощущать: я взрослый, я справляюсь. Уход от чрезмерного контроля и наказаний позволит сохранить контакт и более теплые отношения между детьми и родителями.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Иллюстрации: Shutterstock / GoodStudio, Nikolaeva
причины, советы психолога.

: Время прочтения:
В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы во вконтакте.
Здравствуйте!
Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.
Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.
Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах…
Мария
Здравствуйте, Мария!
Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.
Что происходит в голове подростка в средней школе
В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.
Может, в старших классах за голову возьмется?
ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.
Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.
Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.
Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться
Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.
Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.
Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.
ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.
Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.
Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.
Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.
Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.
Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.
Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.
Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!
Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться. ..». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?
3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?
Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна
24 жизненных навыка, которым должен овладеть каждый подросток
Обучение подростков жизненным навыкам не только формирует независимость, но и формирует навыки социально-эмоционального обучения (SEL), которые необходимы подросткам. Есть пять основных компетенций SEL, которые рекомендуют эксперты, и мы собрали лучшие жизненные навыки, которые помогают их развивать. Ищите самосознание, социальную осведомленность, самоуправление, ответственное принятие решений и инструменты для построения отношений среди 24 жизненных навыков для подростков, которые мы собрали здесь. Жизнь достаточно трудна, поэтому давайте поможем нашим подросткам чувствовать себя уверенно, обучая их необходимым жизненным навыкам. Также совет: обучая старшеклассников, ничего не предполагайте и отвечайте на вопросы, даже если они кажутся здравыми.
Жизненный навык №1: Как стирать
Как этому научиться:
Начните с основ, например, как сортировать цвета и читать этикетки. Обсудите, почему некоторые предметы одежды следует стирать по-разному. Не забудьте научить подростков пользоваться стиральной машиной и сушилкой. Для чего нужна каждая кнопка и как работает синхронизация? Вы захотите рассказать о преимуществах воздушной сушки и различиях между моющим средством, кондиционером для белья, отбеливателем и пятновыводителем. Это также хорошее время, чтобы подкрепить завершение того, что вы начали: лучше сделать одну загрузку из грязного, сложенного и убранного.
Почему это важно:
Умение стирать белье — это базовый навык, который помогает обрести уверенность в себе. Подростки учатся заботиться о себе, чувствовать себя хорошо из-за того, как они выглядят в глазах других, и организовывать свое время, связанное с задачами. Этот относительно простой жизненный навык помогает подросткам научиться самосознанию, социальной осведомленности и самоуправлению.
Жизненный навык № 2: Как покупать продукты
Как этому научить:
Лучший способ научить детей делать покупки в магазине — пригласить их пойти с вами. Обязательно покажите своим подросткам, как составить список покупок, взглянув на то, что у вас уже есть под рукой. Углубите обучение, обсудив концепцию планов питания и рекомендации по питанию. Подростки любят делиться своими знаниями о еде и о том, что они слышали, хорошо или плохо для их тела. Используйте этот естественный интерес для дальнейшего общения. Обсудите, как выбрать самые лучшие фрукты и овощи и как расположены проходы по периметру продуктового магазина, где вы должны сосредоточить свои покупки, потому что обычно там находятся фрукты, овощи, мясо и молочные продукты.
Почему это важно:
Правильное питание имеет решающее значение для успешного благополучия и жизни. Выбор пищи, которую мы будем есть, и того, как мы поделимся ею с другими, включает в себя некоторые важные компетенции, такие как ответственное принятие решений, самосознание и построение отношений.
Жизненный навык № 3: Как готовить
Как этому научить:
Теперь, когда ваши подростки знают, как доставить еду в дом, не менее важно знать, что с ней делать. Вместо того, чтобы готовить все блюда самостоятельно, привлеките подростков к приготовлению еды, готовке и уборке. Поделитесь кулинарными книгами и онлайн-ресурсами, которые вы используете для рецептов и идей еды. Попросите их найти рецепт, который они хотели бы приготовить, и научите их делать это.
РЕКЛАМА
Почему это важно:
Развитие кулинарного репертуара повышает самосознание, способность принимать решения и строить отношения. Когда подростки осваивают жизненные навыки, которые позволяют им вносить свой вклад в домашнее хозяйство индивидуальным и независимым образом, выигрывают все.
Жизненный навык № 4: Как управлять деньгами
Как этому научить:
Чем больше разговоров о деньгах слышат ваши подростки, тем лучше они контролируют свои финансы. Научиться управлять деньгами можно благодаря тому, что у вас есть пособие, составление бюджета на то, что вы хотите, понимание того, как работают кредитные карты, и откладывание денег на поездку в школу или колледж. Для многих из нас разговоры о деньгах — занятие, которому можно научиться, так что посоветуйтесь с профессионалами, прежде чем рассказывать о них подросткам. Вот две замечательные статьи, которые помогут вам начать работу: 11 книг по финансовой грамотности для детей и подростков, которые действительно узнают о деньгах и 12 финансовых навыков, которые нужны подросткам перед выпускным.
Почему это важно:
Раннее обучение навыкам управления деньгами позволяет подросткам практиковать навыки принятия решений и личной ответственности до того, как эти вещи окажут серьезное влияние на их жизнь. Верно также и то, что самые большие проблемы в нашей жизни связаны с неправильным управлением деньгами. Давайте поможем подросткам избежать этой проблемы, взяв деньги под свой контроль на раннем этапе.
Жизненный навык № 5: Как оставаться организованным
Как этому научиться:
Подросткам нужна помощь, когда речь идет о развитии организационных навыков. И хотя родители не должны брать на себя ответственность, подросткам нужна помощь в развитии этих навыков. Помогите им управлять своей рабочей нагрузкой с помощью таких инструментов, как стандартные приложения для телефона, чтобы все было организовано. Напоминания, заметки, сообщения, календари, фотографии, погода, часы, карты, почта и голосовые заметки могут иметь огромное значение. Некоторым подросткам лучше, когда у них есть конкретные напоминания, такие как стикеры или списки задач на бумаге. Цель состоит в том, чтобы дать подросткам понять, что умение оставаться организованным — это тренируемый навык, который может улучшить их жизнь. Чтобы получить дополнительные советы, ознакомьтесь с нашим руководством по совершенствованию учебных навыков.
Почему это важно:
Каждый социально-эмоциональный навык улучшается с организацией. Организация влияет на вас (самосознание) и на окружающих (социальное сознание).
Жизненный навык № 6: Как управлять временем
Как этому научить:
Когда подростки осваивают навыки тайм-менеджмента, это буквально меняет их жизнь. Освоенный тайм-менеджмент помогает подростку управлять своей судьбой. Обсудите, какой график лучше всего подходит для ваших подростков. Подумайте о том, чтобы составить план того, что делать, если у вас заканчивается время. Учить явно. Например: вот как вы вводите задачу в календарь или приложение для напоминаний. Это поможет вам избежать споров позже, когда ваши подростки скажут вам, что они не знали, как это сделать.
Почему это важно:
Грамотное управление временем позволяет подросткам успевать больше за более короткий промежуток времени. В конечном итоге это приводит к большему количеству свободного времени, что позволяет им воспользоваться возможностями обучения, снизить уровень стресса и помочь им сосредоточиться.
Жизненный навык № 7: Как разговаривать по телефону
Как этому научиться:
Этот жизненный навык применяется ко многим другим жизненным навыкам, таким как назначение встречи, обращение к учителю или заведение друга. Для взрослых концепция звонка кому-то по телефону является второй натурой, но для подростков все дело в обмене текстовыми сообщениями. Использование телефона лучше всего осваивается на практике. Чтобы получить этот жизненный навык, попробуйте подарить своим подросткам опыт. Попросите подростков записаться на прием к парикмахеру или зарезервировать столик на ужин. Не чините им задачи, а сидите рядом с ними, пока они звонят регистратору, чтобы узнать, что еще нужно в их приложении. Если они слишком озабочены тем, чтобы проверить свои навыки общения по телефону, попросите их позвонить вам из другой комнаты и спросить, что будет на ужин. Начните там, где они есть, и стройте оттуда.
Почему это важно:
Разговор по телефону развивает коммуникативные навыки и навыки построения отношений, которые требуют обмена информацией, которую нельзя сразу увидеть. В нашей жизни часто бывает, что такое общение необходимо.
Жизненный навык № 8: плавание
Как этому научиться:
Это один из тех жизненных навыков для подростков, который лучше доверить экспертам, но важно найти правильного учителя. Некоторые подростки могут предпочесть учиться в одиночестве, а некоторым понравится групповой урок. Для подростков, которые не научились плавать рано, это также будет уроком преодоления трудностей.
Почему это важно:
Изучение нового способа движения тела отлично подходит для самосознания. И безопасность на воде также хороша для практики ответственного принятия решений. Кроме того, работа спасателем считается одной из лучших летних подработок для подростка, но сначала нужно научиться плавать.
Жизненный навык № 9: Как найти работу
Как этому научить:
Опытному взрослому человеку найти работу сложно, но для подростка это может показаться невозможным. Рассмотрим это по пунктам, сначала обратившись к инструментам для поиска работы. Независимо от того, насколько молод подросток или подросток, он все равно может составить достойное резюме. Важно помнить, что нельзя сравнивать своих подростков с другими, которых вы знаете. Вместо этого опирайтесь на сильные стороны вашего подростка. После того, как вы оба обдумаете сильные стороны, придумайте подходящие для их возраста стажировки или работы, которые им понравятся.
Почему это важно:
Подростки по-разному реагируют на работу вне дома, чем на работу по дому или домашнюю работу. Это отличный способ помочь вашим подросткам раскрыть свою индивидуальность и попрактиковаться в самоконтроле, самосознании и навыках построения отношений.
Жизненный навык №10: Как читать карту и пользоваться общественным транспортом
Как этому научить:
Здесь вы научите своих подростков ориентироваться по карте или GPS и пользоваться общественным транспортом. Бумажные карты сейчас не так распространены, как 10 лет назад, но по-прежнему необходимо понимать, как их читать. Начните с обсуждения различных частей карты и общих символов, которые вы можете найти. Сравните картографическое приложение для телефона с бумажным. Затем найдите время, чтобы посмотреть расписание автобусов и поездов и остановки. Наконец, пусть ваши подростки найдут место для посещения и обсудят лучший способ туда добраться. Даже если вы живете в пригороде или более сельской местности, посмотрите, сможете ли вы найти автобус или поезд, на котором ваши подростки смогут практиковаться.
Почему это важно:
Умение добираться до места без собственной машины в любом месте — это настоящий признак независимости. Навигация способствует ответственному принятию решений, включая анализ ситуаций и решение проблем.
Жизненный навык № 11: Как стать самостоятельным
Как этому научить:
Чтобы защитить наших подростков от боли, мы часто берем на себя ответственность за их мотивацию. Обучение тому, как быть самостоятельным, может быть одним из лучших навыков, которые вы предлагаете подросткам. Вот некоторые из навыков, которые помогают людям стать самостоятельными: ставить достижимые цели, принимать изменения, гибко корректировать представление о себе, принимать неудачи как часть процесса. Работа над любым из этих навыков поможет подросткам стать самостоятельными. Для вдохновения поделитесь этой статьей о 16 вдохновляющих подростках со своими учениками.
Почему это важно:
Люди, которые мотивируют себя, как правило, добиваются наибольшего успеха. Чем более осознанным является подросток, тем лучше он будет владеть навыками, необходимыми для того, чтобы стать самостоятельным. Самостоятельные люди, как правило, тянутся к другим самостоятельным людям, которые могут помочь улучшить отношения и добиться успеха в жизни.
Жизненный навык № 12: Как постоять за себя
Как этому научить:
Настойчивость отличается от агрессивности, и именно эта разница поможет вашим подросткам процветать. Научите подростков быть добрыми. Спросите их, во что они верят. Когда мы произносим свои убеждения вслух, мы знаем, что они из себя представляют, когда их подвергают испытанию. Обсудите сценарии и то, как ваши подростки могут подумать о том, как отреагировать. Если ваши подростки не готовы к разговору, поиграйте в игру: что бы вы предпочли и почему? Каждый из вас предложит два сценария, а другой человек должен будет выбрать один и защищать его. Пример: если кто-то из ваших знакомых поскользнется и упадет, а все будут смеяться, вы бы предпочли промолчать и подождать, пока сцена не закончится, или попросить людей перестать смеяться и помочь человеку подняться? Почему?
Почему это важно:
Когда мы учим подростков быть настойчивыми, мы даем им навыки, которые они могут использовать практически в любой ситуации. Они лучше способны выражать свои потребности (самоуправление), им легче заводить друзей (построение отношений), и они реже становятся жертвами издевательств. Исследования показывают, что ассертивное обучение может также помочь снизить тревогу, стресс и депрессию.
Жизненный навык №13: Как справиться с неудачей
Как этому научить:
Неудача тяжела для всех, но в геометрической прогрессии для родителей, наблюдающих за неудачами своих детей. Но верьте или нет, неудача ведет к успеху. Джессика Лахи, автор книги . Дар неудачи , говорит: «Дети, которым никогда не приходилось сталкиваться с неудачами, во взрослом возрасте обнаруживают, что не могут справиться, когда отношения портятся или рабочий проект не срабатывает». Так что ты можешь сделать? Учите здоровому разговору с самим собой. Хвалите усилия подростков, а не их достижения. Говорите о неудачах и будьте примером, как справляться с ними. Поделитесь своими неудачами.
Почему это важно:
Чем больше у подростков возможностей справляться с неудачами, тем лучше они учатся поворачиваться и оставаться гибкими. Неудачи оттачивают их навыки принятия решений и делают их самосознательными, как ничто другое. Загрузите этот бесплатный постер о позитивном разговоре с самим собой.
Жизненный навык № 14: Как убираться в доме
Как этому научить:
Научите подростков, как убирать и ухаживать за домом, составив список всех работ по уборке и обслуживанию, которые вы выполняете, а затем подробно обучая своих ожиданий подросткам. Распределяйте обязанности по дому по разным членам семьи и чередуйте их, чтобы у всех был перерыв. Как бы мы ни говорили подросткам, почему важно поддерживать чистоту в доме, на самом деле это поможет им понять, что к чему. Это окупится позже в жизни, когда они будут жить с другими людьми или приглашать людей к себе домой.
Почему это важно:
Помимо обучения практическим навыкам, таким как мытье посуды или уборка пылесосом, работа по дому помогает подросткам в учебе, эмоционально и профессионально.
Жизненный навык № 15: безопасное вождение
Как этому научиться:
Самый первый по-настоящему взрослый жизненный навык для большинства подростков — это процесс обучения вождению и получение прав. Помимо помощи в поиске хорошего учителя вождения, лучшее, что вы можете сделать, — это смоделировать безопасное вождение. Не помешает поговорить о ваших предпочтениях вождения, когда вы едете с ними. Подростки могут быть удивлены, узнав, о скольких вещах вы должны думать одновременно, когда едете за рулем.
Почему это важно:
Важно отметить, что для того, чтобы стать водителем в первый раз в подростковом возрасте, необходимы серьезные навыки социально-эмоционального обучения. Подростки должны научиться справляться с давлением сверстников, делать правильный выбор, а также управлять собой. Этот навык нельзя переоценить, поскольку он помогает подросткам чувствовать себя самодостаточными, безопасными и уверенными в себе.
Жизненный навык № 16: Как безопасно пользоваться услугами попутных перевозок
Как этому научить:
Сядьте со своими подростками и вместе настройте приложение для совместных поездок. Вместе прочитайте правила сообщества и советы по безопасности для гонщиков и обсудите их значение. Затем ознакомьтесь с этими 6 полезными советами, чтобы обеспечить безопасность вашего подростка при использовании услуг совместного использования. Советы включают в себя подтверждение того, что автомобиль, в который вы садитесь, является правильным, не сообщайте слишком много личной информации, ездите с другом и многое другое.
Почему это важно:
Совместные поездки Uber и Lyft — повседневная реальность для многих молодых людей, но все мы слышали в новостях истории о том, что дела идут ужасно плохо. Научиться передвигаться самостоятельно — это очень взрослый навык, но, что более важно, для того, чтобы делать это безопасно, требуется большая зрелость.
Жизненный навык № 17: Как пользоваться старомодной обычной почтой
Как этому научиться:
Вы не думаете, что повседневные задачи, такие как отправка посылки, покупка марок или адресация конверта, будут иметь большое значение . Но на самом деле, это, наверное, задачи, которые мы берем на себя за наших детей. Если ваш подросток готовится поступить в колледж или отправиться в самостоятельное путешествие, ему необходимо знать эти навыки. Пусть ваш ребенок присоединится к вам в следующий раз, когда вы пойдете на почту, и дайте ему краткий инструктаж.
Почему это важно:
Конечно, в наши дни молодежь в основном общается с помощью технологий. Но особенно если ваш ребенок уезжает учиться в колледж, иногда ему нужно будет пользоваться почтовым сервисом. Если ваши подростки работают или проходят стажировку, их могут попросить выполнить офисные навыки, поэтому лучше, если они будут к этому готовы.
Жизненный навык № 18: Как пожертвовать своим временем и помочь другим
Как этому научить:
Надеемся, что к тому времени, когда наши дети станут подростками, они познакомятся с каким-то видом обучения служению, либо в школе или церковь или через клуб. Но если нет, есть множество онлайн-источников для волонтеров для подростков. Лучший способ научить детей отдавать — делать это вместе с ними. Выберите дело, которое важно для вас обоих, и пожертвуйте несколько часов, помогая другим. Вот две замечательные статьи, которые помогут вам начать работу: 10 волонтерских проектов для подростков и 10 возможностей виртуального волонтерства.
Почему это важно:
Преимущества волонтерства хорошо задокументированы. Прежде всего, делая добро другим и своему сообществу, вы делаете мир лучше. Не менее важно и то, что волонтерство может дать здоровый импульс вашей уверенности в себе, самооценке и удовлетворенности жизнью. Кроме того, это может помочь вам приобрести новые навыки, завести новых друзей и дать вам чувство гордости и самобытности.
Жизненный навык №19: Как оказать первую помощь
Как этому научить:
Существует множество доступных видео и книг, которые обучают основным навыкам оказания первой помощи, но один из лучших способов научиться этому — записаться на курс Красного Креста по оказанию первой помощи. Они предлагаются почти в каждом районе метро и рядом с ним и укомплектованы сертифицированными медицинскими работниками. Вот несколько основных инструкций по оказанию первой помощи в десяти неотложных состояниях.
Почему это важно:
Никогда не знаешь, когда окажешься в ситуации, требующей быстрых действий. Зная несколько основных навыков оказания первой помощи, вы сможете предотвратить ухудшение ситуации. Кроме того, вы получите навыки, которые помогут вам лучше заботиться о себе. Кроме того, для многих профессий требуется сертификация по оказанию первой помощи, поэтому обучение может дать вам преимущество в конкурентной борьбе.
Жизненный навык № 20: Как подготовиться к стихийному бедствию
Как этому научить:
К счастью или к сожалению, в зависимости от того, как на это посмотреть, аварийные учения стали частью жизни наших детей с тех пор детский сад. Противопожарные учения, учения по блокировке, учения по блокировке — это поколение детей хорошо разбирается в том, что может произойти что-то плохое. Вот замечательная статья с советами о том, как управлять и/или эвакуироваться быстро и безопасно в случае стихийного бедствия, такого как лесной пожар, ураган, землетрясение или торнадо.
Почему это важно:
Экстремальные ситуации невероятно напряжены, и если вы никогда не думали о том, что вы можете сделать в таком случае, вы можете запаниковать. Заранее поговорив об этом и выучив несколько основных советов по выживанию (например, заранее подготовив сумку для похода), вы поможете подросткам сохранять спокойствие и приобретать необходимые жизненные навыки, когда и если придет время.
Жизненный навык № 21: Как пользоваться основными инструментами для мелкого ремонта
Как этому научить:
Соберите запас повседневных инструментов и изучите их вместе с подростками. Научите их, для чего предназначен каждый инструмент и как его использовать. Вы можете даже подумать о том, чтобы собрать базовый набор инструментов, который они смогут назвать своими. Конечно, самый интересный способ научить детей — это сделать проект вместе. Подумайте о проекте, который был бы значим для вас обоих, например, о небольшой бесплатной библиотеке, и давайте указания по мере того, как вы строите вместе.
Почему это важно:
Мы все хотим, чтобы наши подростки росли самодостаточными, а навыки работы с основными инструментами необходимы на всю жизнь. Как только дети станут сами по себе, они захотят делать такие вещи, как вешать картинки, затягивать ослабленные винты, спиливать рождественскую елку и т. д. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь со статьей «Все, что вы хотите знать об инструментах» на WikiHow.
Жизненный навык № 22: Как регулировать время, проводимое в социальных сетях
Как этому научить:
Проще говоря, участвуйте в жизни вашего подростка. Контролируйте использование их устройств дома и четко устанавливайте ограничения на то, сколько времени они могут использовать. Поговорите с ними о пагубных последствиях слишком большого количества времени в социальных сетях. Обсудите идеи других вещей, которые можно сделать, когда они испытывают искушение отключиться. Поощряйте их уделять больше времени личному общению. Самое главное, подавайте хороший пример. Это руководство по цифровому стрессу и зависимости от социальных сетей содержит отличную информацию для начала.
Почему это важно:
Чтобы добиться успеха в жизни, нужно сосредоточиться, и все мы знаем, что социальные сети могут быстро превратиться из веселого развлечения в серьезную черную дыру. Исследования о влиянии слишком большого количества социальных сетей ясны. Тревога, депрессия, навязчивое поведение и даже киберзапугивание — вполне реальные проблемы. Обучение ваших подростков жизненным навыкам, которые помогают им устанавливать свои собственные ограничения, а не контролироваться, положительно повлияет на их психическое здоровье.
Жизненный навык № 23: Как принять взвешенное решение о вейпинге
Как научить этому:
Несомненно, ваши подростки уже проходили в школе какую-то программу по борьбе с вейпингом. Но ваш вклад важен, поэтому не бойтесь вести беседу. Ознакомьтесь с этими советами от Американской ассоциации легких, а для получения дополнительной информации ознакомьтесь с бесплатным ресурсом: Как говорить с детьми о вейпинге, чтобы они слушали. В том же духе обязательно прочитайте «10 способов начать разговор о наркотиках и алкоголе».
Почему это важно:
По данным Tobacco Free Kids, «Главный хирург США пришел к выводу, что употребление никотина в любой форме, включая электронные сигареты, небезопасно для молодежи. Никотин вызывает сильное привыкание и может нанести вред развитию мозга подростков, особенно тех частей мозга, которые отвечают за внимание, память и обучение. Главный хирург также обнаружил, что употребление никотина в подростковом возрасте может увеличить риск будущей зависимости от других наркотиков».
Жизненный навык № 24: Как двигаться в правильном направлении
Как этому научить:
Хотя на вопрос «Так кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» вызывает всеобщий страх, это правда, что подросткам никогда не рано начинать думать о своем будущем. Это может быть сильное давление, поэтому подходите к теме осторожно. Дайте детям возможность раскрыть свои сильные стороны и таланты и узнать, какие виды деятельности делают их счастливыми. Вот две замечательные статьи с вопросами, которые помогут вам поговорить с подростками: 8 вопросов «Вы бы предпочли?», чтобы заставить подростков задуматься о будущей карьере, и опросы, которые помогут начать разговор о карьере.
Надеюсь, ваши подростки получили профессиональное образование в школе, но если нет, то существует множество онлайн-ресурсов для изучения карьеры, которые предоставляют информацию и мероприятия. Сядьте и просмотрите ресурсы вместе. Затем задавайте свои вопросы и, самое главное, обязательно слушайте.
Почему это важно:
Познакомить детей с разными жизненными путями, пока они все еще находятся под нашей защитой, — наша обязанность как родителей и учителей. В жизни нет такого понятия, как один правильный путь, и вряд ли у кого-то получается правильно с первого раза. Но снабдив наших подростков возможностями и жизненными навыками, которые им необходимы, чтобы двигаться в правильном направлении (и стойкостью, чтобы всегда продолжать попытки), они помогут им встать на правильный путь.
Что бы вы добавили в наш список жизненных навыков, которым должен научиться каждый подросток? Поделитесь своим советом в комментариях.
Плюс, познакомьтесь с 16 подростками, которые меняют мир.
Обучение подростков тому, как научиться учиться
Могут ли уроки английского языка быть местом, где подростки учатся учиться? Могут ли учителя разработать стратегии поддержки своих учеников в этом процессе? В этом посте я утверждаю, что ответ на оба вопроса положительный. Я начну с определения обучения, чтобы учиться, а затем приведу несколько примеров, иллюстрирующих мою аргументацию. Примеры взяты из Game Changer , новая серия учебников для подростков издательства Cambridge University Press.
Что такое учиться учиться? Когда мы пытаемся понять концепцию, необходимо определить ее ключевые идеи, а также связи между этими идеями. Также может быть полезно разработать визуальное представление ключевых идей, характеризующих концепцию. Этим мы и займемся в этом разделе.
Согласно Кембриджской системе жизненных компетенций, умение учиться является одной из шести ключевых компетенций, которые все учащиеся должны развивать не только для учебы, но и для жизни. Он определяется так:
«Учащиеся развивают практические навыки, чтобы поддерживать и контролировать свое обучение, а также размышлять о своем прогрессе».
Cambridge Life Competencies Framework
Обратите внимание на несколько ключевых идей, включенных в это определение: обучение обучению включает в себя «практические навыки», цель которых состоит в том, чтобы обеспечить «поддержку» и привести к тому, чтобы учащиеся «контролировали свое обучение».
Поскольку мы говорим о навыках, мы имеем дело с чем-то, чему можно научить — и чему можно научиться. Также обратите внимание, что эти навыки практичны, поэтому их можно освоить может сделать . Мне нравится рассматривать эти навыки как действия, помня о том, что они могут быть физическими действиями (например, разработать план обзора), умственными действиями (например, оценить возможные стратегии) или и тем, и другим (например, управлять отношением и эмоциями).
Действие и размышление
Другими словами, в этих навыках, характеризующих обучение обучению, есть элемент действия , но есть и элемент отражения . Учащимся недостаточно развить практические навыки, которые могут поддержать их обучение и помочь им взять его под контроль. Учащиеся также должны «размышлять о своем собственном прогрессе», чтобы они могли оценить, что получилось хорошо, а что не очень (и почему), и что они сделали бы по-другому в следующий раз, столкнувшись с похожей ситуацией.
Как показано на картинке ниже, я вижу этот процесс действия-противодействия как цикл, в котором одна стадия ведет к другой и обратно. Затем, повторяя цикл в новой серии событий.
Претворение этих идей в жизнь На этом этапе у вас может возникнуть вопрос (и это правильно): Но как мне реализовать все эти идеи на практике? Как я могу помочь своим ученикам-подросткам развить эти практические навыки ? Как я могу побудить их задуматься о своем прогрессе ? Ниже я перечисляю некоторые стратегии, которые могут использовать учителя.
1. Внедрить стратегии обучения
Люди учатся по-разному, но эти предпочтения не являются статичными. Можно научиться учиться способами, которые мы раньше не исследовали, и в конечном итоге оценить эти новые формы обучения. Например, ваши учащиеся, возможно, никогда не пробовали записывать на аудиозаписи слова, которые они выучили, и предложения с использованием этих слов. Возможно, они никогда этого не делали просто потому, что никогда не думали, что это действие может помочь им выучить новый словарный запас. Однако после того, как стратегия представлена, некоторые учащиеся могут найти ее полезной для изучения словарного запаса.
Вы можете помочь своим учащимся разработать широкий набор стратегий обучения и побудить их использовать стратегии в циклах действие-реакция: вводите одну стратегию за раз. Попросите студентов использовать стратегию и поразмышлять над ней (что им понравилось в стратегии, чего они достигли с ее помощью, с какими трудностями они столкнулись в процессе и как они справлялись с этими трудностями).
2. Способствовать самооценке
В конце учебного цикла (урока, раздела в учебнике) всегда полезно попросить учащихся провести самооценку своего обучения. В идеале, эта самооценка должна включать утверждения, в которых описывается, что учащиеся может делать (например, я могу говорить о погоде), а не просто перечислять лексику или грамматику, которые недавно изучались. Студентам следует предложить подумать о том, что они научились делать, и оценить, нуждаются ли они в дальнейшей практике. Другими словами, самооценка должна быть размышлением о действии, которое затем может привести к будущим действиям. Если учащиеся чувствуют, что им нужно больше практики в какой-то конкретной области, они могут разработать план повторения (что они собираются делать, как, с кем, к какому времени), выполнить план и самостоятельно оценить ту же область после повторения. было выполнено.
3. Изучение целей раздела
Мы часто находим цели раздела учебника на его первой странице. Эти цели предлагают студентам ценный материал для развития навыков обучения. Один из способов сделать это — прочитать вместе с учащимися цели модуля, а затем попросить их заполнить первые два столбца таблицы KWL: в левом столбце они записывают свои предварительные знания по теме; в средней колонке пишут, что хотели бы узнать.
После работы над модулем они возвращаются к своим таблицам KWL, читают то, что они написали ранее, и добавляют в правую колонку то, что они узнали. Они также могут подумать о том, есть ли еще разрыв между содержимым среднего столбца (W) и содержимым правого столбца (L). В этом случае они могли бы спланировать и провести расследование, чтобы восполнить этот пробел.
K | W | L |
What I know | What I want to know | Things I learnt |
4.

There are многочисленные способы организации словарного запаса: интеллект-карты, списки, ярлыки, диаграммы и диаграммы — вот лишь некоторые из них. Учащимся будет полезно познакомиться с как можно большим количеством стратегий категоризации словарного запаса, но всегда желательно привлекать знания и опыт учащихся к этим категоризациям. Например, если учащиеся только что выучили словарный запас, относящийся к «местам в городе», вы можете предложить учащимся диаграмму Венна для классификации новой лексики: в одном круге учащиеся перечисляют «места, в которые я хожу с друзьями»; в другом «места, куда я хожу со своей семьей»; на перекрестке «места, куда я хожу с друзьями и семьей». Чтобы добавить элемент рефлексии в этот процесс, спросите учащихся: Как вы думаете, это хороший способ организовать новый словарный запас? Почему, почему нет? Каким другим способом (способами) можно было бы классифицировать этот словарь?
Всеобъемлющая стратегия: Добавьте «подростковый фактор» В этом посте я представил стратегии обучения подростков учиться учиться.