Путеводитель по булгаковским местам — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
23.12.2005 02:00
Поделиться
Экранизация великого романа вызвала новый всплеск интереса к булгаковским местам Москвы. Пройдемся?
Виктор Михайлов
Любовь поразила нас мгновенно, как убийца, выскочивший из переулка. Чтобы избежать верной гибели от этого преступника, я предложил не тратить время на прогулку к Кремлевской набережной, где, помнится, через час после знакомства оказались Мастер с Маргаритой, а направиться прямехонько ко мне в подвал маленького домика N 9 в Мансуровском переулке, близ Арбата.
Откуда я знал, что это именно тот самый подвал, где Мастер писал свой странный роман о Пилате? Подсказал сам Булгаков. По воспоминаниям современников, когда-то дом принадлежал артисту Малого театра С. Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому — одному из первых — прочитал свой роман. «Так это ты наш подвал описал?» — изумился хозяин. «Тс-с!» — улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец.
В это трудно поверить, но все годы при советской власти этот скромный домишко в самом центре Москвы оставался чей-то частной собственностью. Является он ею и поныне. Поэтому проникнуть в его подвал мне с подругою не удалось. Хозяйка, чье недовольное лицо мелькало в окнах, еще терпела, пока мы понизу забора оглядывали знакомый по роману дворик, но впустить нас внутрь наотрез отказалась. Боюсь, не откроются эти двери и вам — во всяком случае, ни одной фотографии, сделанной внутри подвала, мне видеть еще не доводилось. А жалко, особенно если вспомнить, сколько упоительных часов провела здесь Маргарита с Мастером…
Моя раздосадованная спутница предложила не терять зря время и вопреки канве романа отправиться к ней домой — в прекрасный особняк с отдельным садом близ Арбата, построенный в готическом стиле. Позднейшими усилиями исследователей было установлено, что именно такой особняк якобы находился в доме N 9 «а» по Малому Власьевскому переулку. Увы. Теперь от него ровным счетом ничего не осталось — на переулок выходит только дом N 9 с магазином, а там, откуда Маргарита начала свой волшебный полет, уныло торчат гаражи.
Моя подруга буквально взвилась от бешенства и прекрасной ведьмой полетела по арбатским переулкам маршрутом Маргариты: Сивцев Вражек, Калошин переулок, Арбат, Большой Николопесковский…Попадись ей в конце последнего, как это было в романе, «Дом Драмлита», она наверняка бы натворила немало бед. Хотя романа я еще не написал и критика Латунского пока не встретил…Но такого дома — к счастью или несчастью — там никогда не было. Он находился совсем в другом месте и был перемещен сюда фантазией Булгакова.
Так же, как когда-то Маргарита, в подворотне мы заметили «томящегося в ней человека в кепке и высоких сапогах, вероятно, кого-то поджидавшего». Слава богу, товарищ оказался не из органов, а из охранной фирмы
Оставалось последнее место, откуда Маргарита улетала на бал Сатаны и где мы надеялись найти тихий угол, — «нехорошая квартира» в доме N 10 на Большой Садовой. Туда мы и направились. По пути миновали симпатичный готический особнячок в Большом Ржевском переулке, который, говорят, внешне очень похож на дом Маргариты.(Другие утверждают, что еще более похожий особняк стоит на Остоженке. Сколько знатоков Булгакова, столько и мнений, а потому и все рассказанное мною прошу считать лишь одной из версий.) Впрочем, ни в том, ни в этом доме нас никто не ждал. По Спиридоновке добрались до Ермолаевского переулка.
Здесь на перекрестке с Малой Бронной несчастного Берлиоза задавил трамвай. И хотя трамваи тут давно не ходят, прежде чем перейти улицу, мы подозрительно присмотрелись к идущей впереди старухе с хозяйственной сумкой: не несет ли Аннушка случайно масло? Но все обошлось.
Благополучно перейдя через поток автомобилей (голову не отрежут, но задавить вполне могут!), мы вскоре оказались возле дома N 10 на Большой Садовой. Неподалеку, в доме N 18, когда-то находился, кстати, Московский мюзик-холл — прототип варьете, где над несчастными москвичами всласть покуражился Воланд. Об этом мы узнали из Булгаковской энциклопедии. Теперь почти на том же месте стоит Театр Сатиры. Но туда идти не хотелось. Во-первых, потому что нынешним сатирикам, как бы они ни тужились, далеко до Булгакова. И во-вторых, нам вообще было не до смеха. Нам хотелось большой любви, которая поражает как молния, как финский нож…
С замиранием сердца мы завернули во двор дома N 10, где жил когда-то сам Булгаков и куда он поселил Воланда со всей компанией. Увы, здесь нас ждала еще одна неприятная неожиданность. Так же, как когда-то Маргарита, в подворотне мы заметили «томящегося в ней человека в кепке и высоких сапогах, вероятно, кого-то поджидавшего». Слава богу, товарищ оказался не из органов, а из охранной фирмы, которую наняли сами жильцы дома, чтобы перекрыть доступ в дом бомжам и пьяницам.
«Да, измельчала нечисть в сегодняшней Москве, — горько подумалось нам. — Но мы-то приличные люди!» Тем не менее охранник был непреклонен: «Нечего там смотреть — все равно квартира N 50 давно закрыта на ремонт, а соседям одно беспокойство». С большим трудом уговорили его пустить хоть на минуточку в подъезд. Увы, так оно и оказалось — дверь квартиры была наглухо закрыта.
С пятого этажа по лестнице мы спускались молча, рассматривая стены, изрисованные поклонниками Булгакова. В основном там были изображены персонажи романа — Воланд, Маргарита, кот Бегемот, был и портрет самого Михаила Афанасьевича… А в самом низу стены вдруг царапнула сердце странная надпись:»Я тебя ждал, а ты не пришла…Буду приходить, пока не встретимся. Миша».
Приходите сюда, Маргариты. Возможно, вам повезет больше и вы действительно встретите здесь своего Мастера. В этом году, как сообщала пресса, ремонт «нехорошей квартиры» во втором подъезде на пятом этаже был наконец-то закончен и она открылась для посетителей. В этом же доме работает Музей Булгакова, где «поселился» он сам — в виде гипсовой скульптуры чуть меньше человеческого роста. Работает музей с 15 до 21 часа. Вход бесплатный. Так что просто приходите, и вам откроют. Если, конечно, не случится какой-нибудь еще чертовщины. ..
… А я Мастером так и не стал. Тем не менее моя спутница все равно вышла за меня замуж, памятуя, наверное, булгаковский завет: всегда нужно разделять судьбу того, кого вы любите. Впрочем, это уже совсем другая история.
PS.
Если кто-то из читателей захочет повторить наш маршрут, напоминаем, что к «домику Мастера» в Мансуровском переулке проще всего добраться от станции метро «Парк культуры» — 5 минут пешком по улице Остоженка. К дому N 10 по Большой Садовой — идти чуть дольше от метро «Маяковская».
Из других описанных в романе, но не упомянутых в этих заметках уголков Москвы стоит побывать, конечно же, у пресловутого Дома Грибоедова (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался прообраз МАССОЛИТА — РАПП(Российская ассоциация пролетарских писателей). Ну и, разумеется, у дома Пашкова — «одного из самых красивых зданий в Москве», на террасе которого Воландом была определена судьба Мастера и Маргариты. Но на «балюстраду с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами», откуда виден весь город, вас, увы, не пустят — здесь тоже никак не закончат ремонт. ..
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск:
Поделиться
АрхитектураЦФОСериал «Мастер и Маргарита»
Пряничный домик. Мастера Северной Осетии
Профиль
Избранное
6 мая 2021, 14:15 6 мая 2021, 15:15 6 мая 2021, 16:15 6 мая 2021, 17:15 6 мая 2021, 18:15 6 мая 2021, 19:15 6 мая 2021, 20:15 6 мая 2021, 21:15 6 мая 2021, 22:15 6 мая 2021, 23:15 7 мая 2021, 00:15
Программа знакомит с мастерами Северной Осетии , влюбленными в свой край, Они чтут наследие предков и создают фантазийный мир в своих произведениях.
- документалистика
- этнография
- ремесла
- цикл
- фольклор
- искусство
- история
- культура
- передача/программа
- телеканал «Культура»
- документальные проекты
Значение «Инструменты хозяина никогда не разрушат дом хозяина».
Инструменты мастера: мудрость Одр ЛордВ школьной драке, которая является философией, есть интеллектуальные удары тела, которые завершат любую драку.
Возьмем, к примеру, высказывание, которое я считаю атомной бомбой для обсуждения: известное заявление Одри Лорд о том, что «инструменты хозяина никогда не разрушат дом хозяина».
Ужасающая сила унижения Лорда заключается в том, что его можно применить абсолютно ко всему: от языка до насилия и искусства. Кроме того, ее заявление имеет такую сверхъестественную интуитивную силу, что оно часто используется так, что говорящий даже не подозревает о своем намеке. В некотором смысле это высший мем циничного бездействия: если нельзя присвоить инструменты хозяина, то в эпоху, когда наши капиталистические хозяева претендуют на право собственности на все, возможна только покорность.
Каждый раз, когда кто-то предлагает отобрать рынок у мегакорпораций, переместить капитализм или покончить с раком безудержного роста, раздается хор скептиков: «Но вы не можете использовать капитализм/деньги/рекламу, чтобы разрушить потребительство/глобализацию/ умственное загрязнение!» Но прежде чем мы позволим себе потерять надежду на самофинансируемое глобальное антикапиталистическое движение, достаточно сильное, чтобы вывести своих последователей из потребительской крысиной гонки, давайте остановимся на мгновение и подумаем, что на самом деле могла иметь в виду Одри Лорд.
Если мы вернемся на 25 лет назад к первому высказыванию категорического императива Лорд, мы обнаружим, что она не собиралась разрабатывать реакционное оружие против революционного эксперимента. На самом деле было совсем наоборот. Говоря о своем опыте чернокожей лесбиянки-феминистки, она высмеивала расцветающую тогда феминистскую академию за ее гетеросексуальные предпочтения в отношении белых. Она писала о необходимости принять различия — не для того, чтобы «просто терпеть» людей, которые отличаются, а для того, чтобы принять различия, потому что они обеспечивают «фонд необходимых полярностей, между которыми наше творчество может искриться как диалектика». Ее беспокоило то, что феминистские академические круги объединились вокруг ложного консенсуса, который не учитывал голоса тех, чье отличие было необходимо для проекта свержения патриархата. Другими словами, она попыталась сформулировать этический принцип, который ниспроверг бы статус-кво: мы не можем разрушить наше угнетение, используя логику, оправдывающую наше угнетение. Лорд спросил: «Что это значит, когда инструменты расистского патриархата используются для изучения плодов того же самого патриархата?» И она ответила: «Это означает, что возможны и допустимы только самые узкие периметры изменений».
Давайте вернем наши украденные инструменты.
Одна из проблем тех, кто неверно истолковывает Одре Лорд, заключается в том, что они считают все хорошее, мощное или потенциально полезное «инструментами мастера». Таким образом, увещевание Лорд чаще всего используется для нападок на тех, кто использует английский язык для подрыва западного общества. Но если мы узнаем что-нибудь из исключительной книги Жиля Делёза и Феликса Гваттари « Тысяча плато: капитализм и шизофрения» должно быть, чтобы господствующие силы сначала присвоили у нас. Возьмем в качестве примера войну, которую большинство людей сочло бы примером мастерских инструментов. Это не так, утверждают Делёз и Гваттари. Основываясь на антропологических, археологических и философских данных, они считают, что военные действия первоначально были разработаны кочевыми антигосударственными силами и лишь позднее были присвоены и обращены против тех, кто их разрабатывал. Аналогичная ситуация произошла и сегодня: творческие, локальные и художественные силы культуры поставлены в подчинение глобальному мегакапитализму, которому принадлежат все кошельки. Тот факт, что мы вынуждены продавать свое творчество, не означает, что оно является инструментом мастера. Если бы это было так, капитализму не нужно было бы постоянно «охотиться за крутизной» и превращать то, что является аутентичным и подлинным, в тенденции для потребления.
Трагическая ирония в том, что поговорка, изначально задуманная как революционный инструмент, стала играть роль реакционного отключения. Но если мы вернем Одре Лорд ее голос, мы обнаружим, что она не хочет, чтобы мы съеживались в страхе перед хозяином. Вместо этого она хотела, чтобы мы встали, разрушили ложный консенсус, ограничивающий наши возможности, и действовали смело. Так, Одре Лорд писала: «…выживание — это не академический навык. Это обучение тому, как оставаться в одиночестве, непопулярным, а иногда и оскорбляемым, и как действовать сообща с теми, кто идентифицируется как находящийся вне структур, чтобы определять и искать мир, в котором мы все сможем процветать. Это обучение тому, как принимать наши различия и превращать их в сильные стороны. Ибо инструменты хозяина никогда не разрушат дом хозяина. Они могут временно позволить нам победить его в его собственной игре, но они никогда не позволят нам осуществить подлинные изменения. И этот факт угрожает только тем женщинам, которые до сих пор считают господский дом единственным источником своей поддержки».
— Мика Уайт — один из создателей движения «Захвати Уолл-Стрит» и программный директор Высшей школы активистов.
Если вам показалась интересной эта статья об Одре Лорд, вы будете очарованы нашими курсами в Высшей школе активистов .Мастерские инструменты никогда не разрушат дом Мастера
Инструменты мастера никогда не разберут дом мастера
Одре Лорд
Обзор Лидии (История и политика)
Чтение книги Одри Лорд «: инструменты мастера никогда не разрушат дом мастера » было моим первым взглядом на мир личных эссе. Казалось, академическое письмо сосредоточено вокруг жестких рамок рациональности и стоицизма, оставляя мало места подлинному человеческому опыту и уязвимости. Для меня Лорд укрепил и обосновал важность того, что было за пределами эмпирического и числового.
Сборник эссе исследует ее опыт в качестве «черной матери-лесбиянки» и то, как эти аспекты ее идентичности пересекаются в белом патриархате таким образом, что делегитимизирует опыт чернокожих, женщин и лесбиянок. Она изображает эмоции как инструмент расширения возможностей и самовыражения. «Эротика» становится чем-то, что не относится исключительно к сексу — скорее, это состояние эмоциональной свободы. Самоопределяемая истина. Здесь я понял, что отказ от системы угнетения — «Дома господ» — требует отказа от метрики «хорошей» женственности, «хорошего» бунта, «хороших» эмоций. Она спроецировала мощное послание о важности и превосходстве женских эмоций и желаний в системе, которая облегчает угнетение посредством их подавления.
Анализ Лорд был особенно сырым, когда анализировал отношения между самими женщинами — например, насколько белая женственность по своей сути отличается от черной женственности.