Пять способов чтения — Как мы читаем
Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на его долю приходится большая часть.
Режим быстрого чтения у инженерно-технических работников занимает 70—80% всего времени. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.
А о том, что такое Эссе, и как правильно его написать, нам расскажет портал, спонсор данной статьи — https://peremena. com.ua/raboty/chto-takoe-esse-kak-pisat-primery/. В кратце, Эссе — это короткая часть письма, посвященная одному предмету, предназначенная для убеждения читателя в чем-либо с помощью набора фактов.
Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.
Быстрое. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.
Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.
Чтение-просмотр. Используется для предварительного, ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. В совершенстве им владел Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, профессор А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен».
Сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в 2—3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.
Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из них так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.
Назад
Далее
4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основная причина – возрастание объемов информации как результат развития науки, её интегративность и необходимость в существенном ускорении освоения информации. Организуйте ежедневные тренировки своему мозгу и результат не заставит себя долго ждать.
В русском языке чтение трактуется в нескольких значениях:
1. чтение как процесс восприятия оформленных различными способами текстов:
2. чтение как произнесение, декламирование текстов, в том числе и в учебных целях;
3. чтение как устное изложение перед аудиторией учебного (лекция) или научного материала (доклад).
4. чтение как процесс восприятия, переработки, перекодирования, понимания и запоминания различных символов и текстов с помощью зрительного анализатора.
Рисунок 1. Модель переработки текстовой информацииНапример, такой способ чтения лучше всего использовать при изучении учебных дисциплин.
Быстрое чтение — сплошное чтение текста, при котором быстро идет процесс анализа фактов и синтез отдельных понятий.
Например, такой способ чтения подойдет для чтения научной, технической, экономической и т.д. литературы.
Выборочное чтение — это способ чтения при котором читаются избирательно отдельные разделы текста.
Например, такой способ используют при вторичном прочтении информационного источника после его предварительного просмотра.
Чтение-просмотр — это способ чтения при котором идет предварительное ознакомление с источником информации.
Например, берем в руки книгу, бегло просматриваем предисловие, по оглавлению отыскиваем наиболее важные положения автора, по которому можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваем заключение и делаем вывод о полезности и ценности текста.
Чтение-сканирование — это способ чтения источника при котором отыскивает исключительно фактографическая информация (цифры, слова, фамилии и т.п.).
Например, для доказательства своей точки зрения читатель отыскивает в книги ту или иную статистическую информацию.
Таким образом, рассмотренные способы чтения показывают необходимость не только овладения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от характера текста и бюджета времени.
Регрессия — непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При таком чтении глаза совершают движение назад, но не к начальному пункту чтения, а ограничиваясь ближней зоной.
Проговаривание — это движение губ, языка и других органов речи при чтении про себя. При медленном чтении возникает внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.
Малое поле зрение — охват глазом текста при одной фиксации взгляда. Человек воспринимает буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, следовательно, глаза делают несколько фиксаций, что называется дроблением взгляда.
Отсутствие стратегии чтения — отсутствие цели, задачи и темы, которая двигает читателем.
Отсутствие внимания — переключение мыслей на посторонние звуки, мысли, предметы снижает интерес к чтению и тормозит восприятие текста.
Способы чтения различаются по скорости их реализации, которая определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени. Важным является не только скорость прочитки текста, но и коэффициент понимания, продуктивность чтения.
В разных странах и языках различаются как названия, так и значения нормативов чтения (см. таблицу).
Нормативы скорости чтения в разных странахВ нашей стране так же имеются нормы скорости чтения для взрослых (см. таблицу).
Нормативы скорости чтения в РоссииКонечно, скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от многих факторов: активность нервно-психических процессов, особенностей мышления, внимания, генетической предрасположенности. Но каждый человек, ежедневно тренируясь, может изменить собственные показатели.
Прием 1. Отключаем регрессию.
Необходимо силой воли заставить себя не возвращаться в ранее прочитанному тексту. Для этого можно надеть наушники при чтении или использовать специальный алгоритм чтения. Этот алгоритм предполагает последовательное извлечение информации по ключевым вопросам.
Специальный алгоритм чтения
НАЗВАНИЕ (книги, статьи) – АВТОР (авторы) – ИСТОЧНИКИ И ЕГО ДАННЫЕ – ТЕМА (о чем книга, статья) – ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ – СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ – НОВИЗНА МАТЕРИАЛА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Прием 2. Отключаем внутреннюю артикуляцию (проговаривание).
Так как наша речь – это ритмический рисунок, то для увеличения скорости чтения необходимо использовать прием аритмического постукивания.
Прием аритмического постукивания
Читая про себя человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий ритму русской речи. Например: раз-дватри-четырепять-шесть-семь-восемь.Этот ритм разрывает привычный механизм речедвижений при чтении русского текста, то есть мешает внутреннему проговариванию.
Прием 3. Расширяем поле зрения.
Нетренированный глаз вынужден делать 12-16 остановок во время чтения, что отнимает время и утомляет глазную мускулатуру.
Таблица для научения чтения по вертикалиПрием для научения чтению по вертикали
В таблице вписаны числа от 1 до 25. Посмотрите в центр таблицы с расстояния 30-40 см, стараясь увидеть всю таблицу. Вы должны найти все числа в возрастающем порядке от 1 до 25 за 25 секунд. Если потеряли какое-либо чисто, то ищите его, передвигая глаз только по вертикали. По этому же образцу можете сделать для себя таблицы с большим количеством чисел. Тренируйтесь 3-5 минут ежедневно.
Прием 3. Улучшаем внимание.
В психологии принято различать следующие качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Навыки беглого чтения требуют развития всех качеств.
Для улучшения всех качеств нужно ежедневно выполнять ряд упражнений.
Пример упражнений.
![]()
Перед вами два задания. Каждое из которых вы должны закрыть листом бумаги сразу после прочтения. Читать задания надо очень быстро. Затем следует ответить на вопросы.
Задание 1. Жена попросила мужа купить масло, мыло, мясо, капусту. Муж купил: капусте, мыло, масло, сало. Что забыл купить муж? Что он купил лишнего?
Задание 2. В комнате 235, в правом ящике шкафа, который стоит рядом с письменным столом, лежит книга Вормсбереха и Кабина “Сто страниц в час”. Принесите ее. Где именно лежит книга? Вас просили войти в комнату 325, 235, 435? Где стоит шкаф? Где лежит книга? Кто авторы книги?
Таблица Шульте он-лайн — один из самых эффективных тренажеров для развития внимания, памяти и навыков скорочтения.
Lumosity — онлайн версия насчитывает более 40 игр на тренировку внимания, многозадачности, кратковременной и долговременной памяти, фокуса (концентрации), стресс-менеджмента и т. д.
PEAK — содержит 25 головоломок, разделенных по нескольким категориям. Фокус – ряд упражнений по взаимодействию с фигурами: их сортировка, сопоставление и вычленение. Ловкость
«B-trainika» — ежедневно подбирает для Вас 5 упражнений, ориентированных на комплексное улучшение основных познавательных функций мозга. Общее время занятий составляет 15-20 минут в день. Все тренажеры выполнены в форме игр, поэтому занятия на них увлекательны и интересны.
Таким образом, при должной целеустремленности, усердии и желании успех вам обеспечен.
4 способа чтения текста для улучшения навыков чтения для IELTS
Советы по IELTS
17 сентября 2018 г.
Секция чтения на экзамене IELTS занимает важное место. Это помогает определить общий балл на экзамене. Улучшите свои навыки чтения, практикуясь для Модуль чтения IELTS . Существует 4 способов прочтения текста, т. е. беглый просмотр, сканирование, подробное чтение и интенсивное чтение.
Прочтите что-нибудь существенное, чтобы расширить кругозор. Это поможет вам стать более открытым для вашего окружения. Поймите, как работает вещь, почему она работает и что происходит, когда она работает.
Давайте подробнее остановимся на 4 способах чтения�
Скимминг и сканирование – это два способа чтения. Часто ученики их неправильно понимают. Существует неправильное представление о том, что учащиеся могут добиться высоких результатов по чтению, изучив эти методы.
С одной стороны, беглый просмотр помогает читать отрывок в более быстром темпе. Вы получаете суть сообщения из того, что передает отрывок, прежде чем отвечать на вопросы. Получите представление об общей идее, структуре и теме, просматривая отрывок за 2-3 минуты. Не тратьте больше времени на их чтение.
С другой стороны, сканирование помогает быстро находить информацию. Нет никакого отношения к пониманию отрывка. Именно сканирование помогает вам рассматривать отрывок под микроскопом и искать связующие слова и релевантные ключевые слова, предназначенные для ответа на вопрос IELTS. Найдите правильный ответ после поиска конкретных фраз и слов.
Расширенное чтение:
Чем больше вы читаете, тем лучше повышает навыки чтения IELTS . В технике экстенсивного чтения вам не нужно понимать каждое слово, а нужно читать несколько источников. Это помогает улучшить словарный запас и грамматические структуры, предназначенные для изучающих второй язык.
Этот способ обучения позволяет тем, кто хочет хорошо освоить изучаемый язык. Изучающим язык полезно улучшить беглость с помощью значительного количества чтения.
Как хороший ученик, вы должны хорошо знакомиться с книгами. Читая больше, вы сможете охватить словарный запас и понять сложность грамматических структур.
В лучшем случае выберите книги для чтения на целевом языке. В целом, улучшают навыки чтения IELTS за счет скорости и беглости речи, достигнутых за счет обширного чтения с течением времени.
Интенсивное чтение:
Эта техника предназначена для точного чтения. С помощью интенсивного чтения читатель подробно читает текст. Понимать синтаксис и грамматику конкретного языка. Этот метод требует гораздо больше времени и энергии, чем беглый просмотр и сканирование. Это помогает учащимся понять значение слов в контексте.
Одним из жизненно важных навыков чтения для IELTS является нахождение места вашего ответа после прочтения вопроса. Найдя его, вы читаете отрывок вокруг целевой части. Это дает вам точное представление о том, как формировать ответы соответственно.
Однако в некоторых частях модуля чтения IELTS вы читаете вопрос. Неправильное толкование одного слова может изменить весь смысл текста. Если вопрос требует, чтобы вы написали имя человека, вам придется использовать технику беглого просмотра и сканирования. Техника не поможет, если вы найдете значение конкретного слова. Прочтите текст, чтобы узнать, о чем идет речь в тексте.
В то же время Интенсивное чтение занимает больше времени, чем беглый просмотр и сканирование. Абитуриент во время экзамена должен знать, когда использовать Интенсивное чтение, а когда — беглое просмотр и сканирование. Для этого необходима правильная практика для теста.
Читайте больше книг, используйте все техники чтения во время практики. Таким образом, ваша скорость увеличится, а также ваш словарный запас. Попробуйте обратиться за помощью к профессионалу, который разбирается в таких вопросах, как IELTS Tutorials. В лучшем случае вы сможете выучить новые слова, найти их значения и составить как минимум пять предложений, в которых их можно будет использовать. Это поможет вам запомнить слово, его значение и использование в течение длительного времени. Вы можете записать разные слова по разным темам на бумаге и читать каждый день, чтобы запомнить эти слова. Но, пытаясь это сделать, большинство испытуемых забывают о самом важном — выучить синонимы к новым словам, которые они выучили. Знание синонимов ускоряет ваши способности беглого просмотра и сканирования.
Если вы хотите пройти онлайн-коучинга сеансов подготовки к IELTS, войдите в раздел Учебники IELTS для онлайн-подготовки к IELTS. Кроме того, при регистрации на веб-сайте вы получите более 20 бесплатных практических онлайн-тестов качества.
Предыдущий
Следующий
Способы чтения
Все студенты колледжа умеют читать на определенном уровне; однако многие не читают эффективно. Другими словами, многие ученики ошибочно думают, что они могут понять концепции или уроки, запоминая слова и информацию, а не понимая идеи, выраженные словами. Следовательно, информация сохраняется в основном для целей сдачи экзамена; запоминание ошибочно принимается за обучение. Поэтому для студентов крайне важно разработать стратегии и методы чтения, которые помогут в изучении, понимании и запоминании ключевых понятий из учебников, эссе, романов, технических материалов и других видов чтения.
Дэвид Бартоломе и Энтони Петроски предлагают другой способ мышления о чтении в своем тексте Способы чтения . Они подчеркивают важность применения различных стратегий и техник при чтении. Применительно к вашим заданиям по чтению эти стратегии и приемы чтения, несомненно, помогут вам стать более сильным, более критически настроенным читателем с большими шансами понять и запомнить прочитанное.
Стратегии чтения
Если вы что-то знаете о тексте, который собираетесь читать, ваше восприятие, интерпретация и понимание этого текста, скорее всего, начнется до того, как вы начнете читать. Даже если вы не знаете ничего, кроме текста, ваш разум пытается понять, на что вы обращаете внимание. Возможно, вы испытали разочарование, пытаясь прочитать что-то, чего вы не поняли; вы, возможно, пытались справиться с этим, или, возможно, вы разочаровались, потому что это казалось слишком чуждым, слишком недоступным. Чувство или ощущение трудности или растерянности при решении чего-то нового — это нормально. Большинство людей испытывают это чувство, когда сталкиваются с новыми идеями, мыслями или концепциями. Вспомните случай, когда вы нашли какое-то новое задание трудным или запутанным. Позже, когда вы освоили задачу, она казалась легкой. Это также произойдет с вашим чтением и письмом; по мере практики станет легче.
Относитесь к своей работе с чтением как к новому опыту, который необходимо освоить. Поймите, что ваш разум будет осмысливать каждый новый проект, за который он берется. Понимание текста часто требует сознательных усилий с вашей стороны, которые могут и могут включать в себя: внимание к подсказкам, прежде чем вы начнете читать, соединение того, что вы читаете, с материалом, который вы читали ранее, стремление к всестороннему, а не фрагментарному представлению. текста, видя текст с разных точек зрения и работая как активный, а не пассивный читатель. Чтобы помочь вам улучшить навыки чтения, мышления и письма, воспользуйтесь преимуществами введения, заголовков, сносок и иллюстраций, включенных во многие тексты. Многие читатели пропускают эти полезные дополнения и упускают возможность создать более сильные и полные тексты. Хорошие читатели воспользуются ими.
Заголовки раскрывают обилие информации о текстах. Если вы потратите время на обдумывание названия, это поможет вам в чтении. Что конкретно вы можете сказать по названию о тексте или его авторе? Какие предположения вы могли бы сделать о чтении? Помните, что авторы тщательно выбирают названия и слова; одна из их целей — общение, поэтому обратите внимание на заголовки, поскольку заголовки могут сигнализировать о значении, прежде чем вы начнете читать.
Когда вы читаете эссе, старайтесь читать, не останавливаясь каждый раз, когда сталкиваетесь с непонятным словом или фразой. Записывайте или подчеркивайте слова, которых вы не знаете, и ищите их в словаре после того, как закончите читать. Если вы несколько раз прерываете чтение, вам будет труднее добиться понимания всего текста. Мы понимаем, что есть соблазн остановиться каждый раз, когда вы сталкиваетесь с незнакомым словом.