Кукла ручной работы — история и виды
Кукла ручной работы часть культуры человечества, она всегда была рядом. Рождаясь в руках мастера, кукла обретает индивидуальность и свой особенный характер, имеет культурное предназначение. Маленькая фигурка не только детская игрушка, она несет в себе мистический смысл, либо предмет для практического применения. Кукла – первое прикладное произведение искусства, созданное человеком.
Мистическое значение куклы
Древние люди не понимали суть грозных сил природы и приписывали все беды могущественным богам. Злые духи нуждались в уважении и поклонении, принесении кровавых жертв и материальных подношениях. Люди научились материализовать бесплотных идолов, создавая человекоподобные фигурки из камня, глины, дерева, тканей и костей животных.
Самый древний найденный фетиш датируется возрастом более 40 тыс. лет. Язычники на Руси делали примитивные символы, оберегающие от болезней и напастей, для здоровья набивали их целебными травами.
На заре человечества, удачливые воины рисовали на стенах пещеры сценки охоты. Женщины лепили из глины и обжигали на костре миниатюрные фигурки охотников и поверженных животных. Так и дошли до нас сквозь тысячелетия первые примитивные модели, сделанные руками первобытных людей. Древние племена приносили человеческие жертвоприношения, пока не сообразили, что кровожадным богам и духам можно отдавать на заклание тряпичное, соломенное, глиняное или деревянное изображение человека. Появились чучела, имеющие своё собственное имя. Каждый год они сжигались на костре или топились в реке во славу кровожадным богам. Сделанные вручную фигурки спасли тысячи людских жизней.
Куклы обереги славян
Славяне Древней Руси истово верили, что рукодельная кукла обладает недюжинной магической силой. Берегиня защищала от вездесущего зла и житейских невзгод, приносила удачу в ежедневных делах и навсегда сохраняла семейное счастье. Надо помнить и обязательно выполнять строгие требования предков:
- делать обереги может исключительно женщина, в дни, когда дома нет мужчины;
- ткань используется только ношеная, пропитанная духом и силой родителей;
- при изготовлении нельзя брать в руки любые острые предметы (иголки, ножницы), ткань надо рвать руками и завязывать узелками;
- нельзя рисовать лицо. Нечистая сила может перепутать и вселиться в человекоподобную куклу.
Русские матери в колыбель к новорожденному клали заговорённого куклёнка, который рос вместе с ребёнком. Славяне язычники воспринимали рукодельный оберег не как украшение родного жилища или бездушный предмет для детской забавы. Для девочек полотняные мотанки и шерстяные бабы были мистическим олицетворением и могущественным атрибутом женского начала в доме и обществе.
Европейские куклы
В Средние века куклы ручной работы расширили своё предназначение. В Европе начали бурно развиваться ремесла и искусство, кукла шагнула на театральные подмостки. Кукловоды высмеивали людские пороки, за ширмой разыгрывались часовые спектакли для взрослых. Простой люд полюбил своих национальных героев, несущих радость и смех.
По Италии кочевали сотни бродячих трупп, главными актёрами в которых были оригинальные планшетные, перчаточные (бураттини) куклы или марионетки. Главному народному герою в Италии дали имя Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в Германии – Каспар, в России – Петрушка. Католическая церковь неустанно сопротивлялась проникновению кукол в культуру, считая их отголоском чуждого язычества, наследниками колдунов и ведьм. Единственное исключение – художественный образ Девы Марии (марионетки), Иисуса Христа и его апостолов.
Законодатели моды французы первые начали применять манекены. Портные и шляпники демонстрировали светским дамам последние образцы платья и головных уборов.В XVII веке появились станки, и новые материалы, кустарная Европа перешла в промышленную эпоху фабричного производства. Развитие математики и механики позволили создавать механические куклы, которые двигались, играли на музыкальных инструментах, разговаривали и плакали как живые люди. Цена этих игрушек была заоблачной, приобрести их могли только очень зажиточные люди.
Куклы в России и СССР
Император России Пётр Первый после посещения Европы в начале XVIII века пригласил голландских кукольных мастеров. Иностранцы обучали мастерству монахинь женского монастыря в Хотьково. Популярными в России стали отлитые из бронзы или фарфора статуэтки людей и животных. Сформировалась сильная школа мастеров ручной росписи сувенирных изделий, посуды и кухонной утвари. По всему миру разлетелась слава о золотых руках умельцев из Гжели, Хохломы, Жостово и Дымково. В искусстве появились необычные сказочные персонажи: Пиноккио (в пересказе А.Н. Толстого – Буратино), Щелкунчик П.И. Чайковского, стойкий оловянный солдатик Г.Х. Андерсена.
Октябрьская революция 1917 года безжалостно разрушила хрупкий мир фарфоровых принцесс и грациозных красавиц. Победивший пролетариат не интересовался пережитками старого строя и буржуазная атрибутика. Спохватившись через несколько десятилетий, советская промышленность начала осваивать производство кукольных игрушек для детей СССР. Разумеется, ни о какой ручной работе разговор не шёл. Массовое производство советских кукол из скользкой розовой пластмассы, неприятно пахнущей резины, такой была незавидная доля детей в стране социализма. Любимыми игрушками советского ребенка на долгие годы стали одинаковые бесполые пластиковые пупсы, штампованные пластмассовые модели Дед Мороза и Снегурочки, рыжие плюшевые медведи, набитые опилками.
Современные куклы
Вальдорфская кукла ручной работы. Создана в Германии в городке Вальдорф, не коммерческая текстильная игрушка, помогающая в развитии совсем маленьких детей. Изготавливается только вручную по особой технологии из экологически чистого мягкого трикотажа и овечьей шерсти.
Кукла Тильда, автор норвежская рукодельница Тонне Финангер. Характерные особенности: изображают людей и животных, румянец на щеках, загорелая кожа, символические черты лица, имеющие некоторую недосказанность и символизм, глаза в виде точек, непропорционально длинные ноги и руки. Одевается только в натуральные ткани.
Куклы младенцы реборн. Название переводится с английского как «рожденный заново». Силиконовые куклы реборн реалистично и подробно, с анатомической точностью и в натуральную величину копируют лицо и тело грудного младенца. Реалистичность такова, что любой неподготовленный взрослый человек может испытать эмоциональный шок при взгляде на ребенка без дыхания. Еще одно применение кукол реборн – модель в фотосессии при демонстрации детской одежды.
Часто такие изделия покупают для себя взрослые женщины, не испытавшие радость материнства или что бы устранить синдром «пустого гнезда».Коллекционные куклы. Авторское мастерство превращает изделие в рукотворное произведение высокого искусства. Такие шедевры создаются в единственном экземпляре, повтор невозможен. Приобретаются для украшения интерьера комнаты или как эксклюзивный дорогой подарок.
Сувенирные куклы. Более доступные по цене, хотя тоже авторская ручная работа. Небольшие фигурки в национальных костюмах исторической эпохи. Создаются для любования и созерцания, как напоминание о посещении места или события. Великолепный подарок к долгожданному событию, например куклы Дед Мороз и Снегурочка в подарок на Новый год.
Особняком от всех стоит музей восковых фигур. Мария Тюссо 200 лет назад заложила фундамент востребованного и прибыльного бизнеса. Сейчас в мире 21 музей с ежегодной посещаемостью 14 млн. человек.
Кукла ручной работы — это уникальный сплав творческой задумки автора и знание современных технологий, тонкая работа золотых рук, сохранившая детали и стиль исторической эпохи.
20.05.2016
Интерьерные куклы: фото, знаменитые кукольники и как делают куклы ручной работы
Взрослым людям очень хочется сказки, но как в нее попасть? Изучаем выставки, журналы и основные имена кукольных мастеров
Собирать кукол — это чуть больше, чем просто «инвестировать в живопись» или «коллекционировать почтовые марки». Интерьерные куклы ручной работы — удовольствие из разряда экстравагантных, ведь для многих коллекционеров куклы практически становятся членами семьи. Покупатели кукол хорошо знают друг друга, а потому щедро делятся историями друг о друге: этот вон разговаривает со своими куклами, потому что считает живыми. Другой — устраивает им специальные ниши с подсветками в кукольных домах. Но большинство все же собирает красивых интерьерных кукол, чтобы сделать их необычной частью своего дома.
Фото: предоставлены мастерами и О.Шангиной для © Houzz
На фото: интерьерные куклы Михаила Зайкова
Проблемы отечественного рынка
Если говорить про собирательный портрет российского коллекционера, то это взрослые люди, которые научились зарабатывать деньги, но потеряли «вкус детства». Интерьерные куклы для них — статусное украшение интерьера, но собирать их, оказывается, не так-то просто, как кажется.
«К сожалению, сейчас в России нет специального клуба, занимающегося интересами коллекционеров. Люди самостоятельно страхуют свои собрания; некоторые выставляются, другие, напротив — никого не допускают к своей коллекции. Искать редкие образцы интерьерных кукол заказчикам помогают галеристы. Это не посредничество, это серьезная профессиональная деятельность и репутация, потому что далеко не каждому открываются двери мастерских или частных собраний. Искусство галериста, его вкус, его опыт нарабатываются десятилетиями», — рассказывает Ирина Мызина, директор кукольной галереи «Вахтановъ».
Выставки интерьерных кукол
Если вы разбираетесь в предмете коллекционирования — кукол ручной работы можно купить на одной из специализированных выставок. В обеих столицах они проводятся много раз в год. На таких выставках показывают коллекции известных мастеров, здесь художники, коллекционеры и галеристы знакомятся друг с другом.
- В Санкт-Петербурге дважды в год проходит международная выставка «Время кукол».
- В Москве основных выставок несколько: выставка кукол и мишек Тедди MosFair, международная выставка художественный кукол галереи «Вахтановъ», выставки творческих союзов кукольников, кукольных галерей.
«Однажды попав на выставку кукол, человек становится поклонником кукольного искусства, даже если не переходит в разряд коллекционеров, — рассказывает Ольга Лахина, исполнительный директор Фонда «Куклы Мира». — Удивительно, но именно в кризис интерес к искусству куклы растет. Наши зрители ходят по выставке с улыбкой на губах, посещаемость с годами не падает — наоборот, сохраняется на том уровне, который был у нас семь лет назад, на самой первой выставке «Искусство куклы» в Манеже: тогда очередь в кассу протянулась через весь Охотный ряд до самой Красной площади».
На фото: Ольга Лахина, исполнительный директор фонда «Куклы Мира», основатель и организатор международной выставки кукол и мишек Тедди «Время кукол» в Санкт-Петербурге, главный редактор журнала «Кукольный мастер»
Что читать, если вы — коллекционер кукол
Журнал «Кукольный мастер» изначально задумывался как издание, предназначенное в первую очередь для художников по куклам. Но за тринадцать лет работы журнала его читательская аудитория вышла далеко за рамки сообщества кукольных мастеров. Теперь его читают коллекционеры, любители кукол ручной работы, просто случайно прикоснувшиеся к этому миру люди. Время от времени редакция делает тематические выпуски, они очень быстро раскупаются и становятся раритетами. На журнал «Кукольный мастер» можно подписаться через общероссийский каталог Роспечати, приобрести в кукольных галереях, на выставках или же заказать через интернет-магазины, где продают товары для художников по куклам.
На фото: Лана Летта, президент фонда «Куклы Мира», основатель Музея истории куклы в Москве, руководитель Школы кукольного дизайна, издатель журнала «Кукольный мастер», коллекционер
Музей интерьерных кукол под эгидой фонда «Куклы Мира»
Работает с апреля 2010 года — проводит просветительские акции и мероприятия, имеет единственную в России учебную программу по авторской кукле, которая реализуется в Национальном институте дизайна РФ, выпускает специализированную и обучающую литературу, вывозит работы российских авторов на выставки за рубеж. В коллекции музея собраны и театральные куклы, и этнические, и куклы теневого театра, современные и антикварные, фабричные и авторские в единственном экземпляре, куклы советского периода и даже античные — всего более 10 000 экземпляров.
Кто есть кто на рынке коллекционных интерьерных кукол
В мире кукол каждый год мастера знакомят коллекционеров и любителей кукольной тематики со своими новыми коллекциями. Среди мастеров есть звезды, куклы которых поклонники ждут с нетерпением.
1. Кукольный мастер Михаил Зайков
По образованию Михаил — скульптор; об авторской кукле как о серьезном искусстве узнал, посмотрев работы Лауры Скаттолини (Laura Scattolini) в московской галерее кукол. «Ее работы вдохновили меня, я сделал первую авторской куклу», — делится своей историей Михаил. В середине декабря 2016 года интерьерные куклы Михаила Зайкова стали лицом выставки в Гостином Дворе.
В 2013 году Михаил впервые выставил свои работы (шарнирные куклы) на выставке художественных кукол «Искусство куклы» в Москве. И все были раскуплены в частные коллекции! В апреле прошлого года он представлял свои новые работы в Амстердаме на международной выставке кукол DABIDA.
«Я работаю с разными видами полимерных глин. Рост интерьерной куклы около 75 см, подвижность каждой обеспечивают 14 шарниров. Одежду для кукол шьет художник-модельер Ирина Куземина, используя для ее изготовления антикварные и винтажные ткани и кружева. Обувь из тонкой натуральной кожи я делаю сам», — рассказывает Михаил. По его словам, работа над куклой — это симбиоз скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства,
«Возможно, мои куклы более реалистичны, чем это принято. Думаю, поэтому неподготовленным зрителям фотографии этапов процесса работы над куклой кажутся жуткими. Но когда работы полностью готовы, реакция коллекционеров и посетителей выставок мне очень приятна», — улыбается мастер.
Глаза у кукол стеклянные (ручная роспись мастеров из Германии). Парики изготовлены из натурального мохера. Обычно на создание одной куклы уходит от двух-трех недель до месяца.
Работы Михаила находятся в частных коллекциях в России, Англии, Америке, Великобритании, Саудовской Аравии, Европе. «Я не беру заказы на изготовление кукол по фотографиям конкретных людей. Вдохновляюсь интересными лицами, картинами художников. В настоящее время все мои работы проданы. И для меня это самая высокая оценка. Я легко с ними расстаюсь», — говорит Михаил Зайков.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото кукол Михаила Зайкова
2. Художники по куклам Лена и Катя Поповы
На мой вопрос, как это вообще возможно, работать над одной куклой вдвоем — сестры отвечают, что им очень комфортно: «Мы вдохновляем друг друга, вместе дорабатываем идеи. В процессе даже меняемся куклами, поэтому трудно сказать, кто что сделал. Бывает, часто вырываем друг у друга карандаш, чтобы успеть черкнуть свежую мысль. Но это нас лишь веселит! Можно сказать: “Лена знает, что делать, а Катя знает как”. И наоборот!».
На фото: роспись тела и нанесение макияжа — работа над интерьерной куклой
«Все куклы (даже те, что из разных коллекций) ростом около 40 см. Фарфор — хрупкий материал, а кукла такого размера из фарфора — это большой риск. На своей практике мы убедились, что как бы бережно ни обращались с куклой, она все равно может упасть. Поэтому своих кукол мы делаем из полиуретана, да и цена такой куклы будет намного ниже».
Факт: На изготовление одной куклы у Лены и Кати Поповых в среднем уходит около трех недель.
На фото: интерьерная кукла с росписью на теле из коллекции Blue Skin
«Одна из главных особенностей наших кукол — это пластика тела, — рассказывают сестры. — Именно шарнирные куклы BJD позволяют создать изгибы, наклоны для впечатляющих постановок. Наши куклы умеют принимать выразительные позы. Это нюанс нам пришлось дорабатывать с мастером. Необходимо было добавить куклам свободы движения, сохранив при этом баланс и равновесие. В итоге результатом мы остались довольны».
У Лены и Кати нет учеников и подмастерьев — они все делают сами. И поэтому гарантируют высочайшее качество каждой куклы.
«За эти годы мы накопили богатый опыт в работе с различными материалами. В том числе — разработали несколько секретных технологий работы с париками и одеждой, которые никому не рассказываем», — делятся сестры.
На фото: игрушечная мебель одновременно служит красивой подставкой для куклы (Tsarskoe Selo). Авторы — Лена и Катя Поповы
На фото: две пары туфелек в коробке на шелковой подкладке — кукол можно переобувать. Авторы — Лена и Катя Поповы
Факт: Дизайнер обуви Luois Vuitton Фабрицио Вити (Fabrizio Viti) — большой фанат кукол Кати и Лены Поповых. «Сейчас он создал свой бренд (игрушечных туфель для кукол, — прим. ред) и сделал нашу куклу его лицом», — рассказывают сестры.
По словам худоджниц, планы у них впечатляющие, но поделиться они пока могут не всем. «Грядет крупная коллаборация с очень известными артистами из США, съемки видео и фотопроекты, ну и, конечно же, новая коллекция», — улыбаются Катя и Лена.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото кукол сестер Поповых
3. Ольга Сукач
Художник-кукольник, член Творческого союза художников России (ТСХР), участник Экспериментальной творческой мастерской Российской академии художеств и Творческого союза художников России DOLLART RU, постоянный участник московских и региональных тематических выставок. Работы Ольги находятся в частных коллекциях и фондах России, Европы и Америки. Мы уже писали о квартире и мастерской Ольги, о ее студии и куклах.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
В гостях: Яркая квартира и мастерская художницы по куклам
На фото: куклы интерьерные «Набулио», паперклей
«В детстве я была стилистом для своих игрушечных кукол: шила им, украшала, стригла. Думала, что это не настоящая игра, так в куклы не играют. Сейчас я понимаю, что это и была моя игра, в которую я играю до сих пор. Только добавился сам персонаж: теперь я не только украшаю куклу, но и сама создаю ее», — рассказывает Ольга. — «Деревянная кукла — это особая кукла. Это же Буратино, настоящий человечек, наше детство. Это долговечный материал, хранящий историю, тепло, душу. В нем есть что-то невероятно настоящее».
На фото: деревянные заготовки и процесс изготовления кукол в мастерской Ольги Сукач
По словам мастера, начиная работать над куклой, она никогда не знает, что в итоге получится: «Всегда чувствуешь себя новичком, ходишь вокруг, крутишь это полено. Как из него достать девочку?» — шутит Ольга.
Работа над каждой куклой в среднем занимает две-три недели. «Здесь нельзя ошибиться, нельзя срезать лишнее. Процесс долгий, трудоемкий, но кукла не терпит суеты. Ей вообще некуда спешить», — делится мастер.
На фото: интерьерная кукла «Кукушка кукушонку…», фарфор
Ольга работает с разными материалами. С современными пластиками, гипсом, папье-маше, деревом. Новая коллекция — интерьерные фарфоровые куклы. «Кукла может быть игровой или скульптурной. У меня нет определенных макетов и шаблонов, размеров. Все куклы разные. Это интересно, дает массу вариантов и импровизаций».
Особое внимание Ольга уделяет костюмам: «Люблю смешивать современные и антикварные ткани, кружево, ленты. В основном работаю с шелком. Он так идет куклам».
На фото: интерьерная кукла «Вышивание», фарфор
Фарфоровые интерьерные куклы из коллекции Frou-frou — кабинетного размера (45-50 см) — выполнены из белого английского фарфора Parian, названного так в честь греческого острова Парос, где добывался мрамор. Кстати, головки ранних немецких фарфоровых кукол изготавливали именно из Parian.
На фото: интерьерная кукла «Зонтик», фарфор
Этот вид фарфора по своему внешнему виду, поверхности, прозрачности, блеску и оттенку действительно похож на мрамор. Лица кукол белые, приятно матовые. Все интерьерные куклы — фарфоровые красавицы — имеют вертящуюся голову, многим можно вариативно менять положение рук-ног. Образы дополнены сложными, детальными костюмами, фарфоровыми ботиночками с шелковыми лентами и различными аксессуарами.
На фото: интерьерная кукла «Зефир», фарфор
«Мне позвонили из креативного отдела ЦУМа и предложили сделать двух больших кукол для новогодних витрин, — рассказывает Ольга. — Конечно, я согласилась. С радостью! И весь свой летний отпуск посвятила этой работе. А потом готовила новую коллекцию фарфоровых кукол, которая была представлена в Москве в Гостином дворе на выставке “Искусство куклы” в середине декабря».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото кукол Ольги Сукач
4. Томохару Морисиге (Tomo)
Nara Doll Studio, Япония
Томо начал свою карьеру в британской фирме в Лондоне. «Однако вскоре фирма была реструктурирована, и на семейном совете мы решили — теперь я буду заниматься куклами и продолжать семейный бизнес. Моя миссия — сделать японские куклы более интернациональными. Сейчас они полностью отражают японские традиции, и моя задача — изменить традиционный вид японской куклы: возможно, даже в будущем сделать кукол блондинами со светлыми глазами».
Интерьерные куклы клана Морисиге — это долгая семейная история: бабушка Томо занималась бизнесом, покупала и перепродавала кукол, папа — делал собственных.
Лица кукол делаются из материала гофун — это пудра ракушек-гребешков и устриц, посаженная на клей (это уникальное но-хау семьи Морисиге). Пудра наносится в несколько слоев. В целом на весь процесс уходит где-то полгода. Волосы у кукол — натуральные человеческие.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото кукол Томохару
На фото: Ирина Мызина, член правления фонда «Куклы Мира», директор кукольной галереи «Вахтановъ» среди экспонатов галереи
Сколько стоят интерьерные куклы
В кукольном мире не принято называть финальную цену, навешивать на выставочных кукол ценники. «Посетите любую кукольную галерею — вы заметите, что ценников нет нигде. Коллекционеры получают эту информацию напрямую от мастера по интересующей их кукле, — рассказывает Ирина Мызина. — У нас, в галерее «Вахтановъ», тоже нет ни одного ценника. Куклы — это искусство. Вы приходите на выставку, как в музей, приобщиться к красоте. Однако, в отличие от музея, интересующую вас куклу здесь при желании можно приобрести. Для этого нужно говорить напрямую с мастером».
Тканевая кукла ручной работы — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.