141 красивая картина, выразительные возможности, пейзажи, портреты, мастера,
Пастель — это материал, использующийся для написания картин. Она бывает в виде цветных брусков без оболочки (мелков) или карандашей с тонким стержнем. Ее делают из тонко размолотых красящих пигментов, очищенного воска, связующих веществ — методом прессования. Материал хорошо ложится на бумагу, картон, холст, стекло — в зависимости от его вида. Для работы с красящим материалом используют кисти, губки, прочие инструменты.
- Что такое пастель
- Происхождение термина
- Виды
- История создания
- Свойства и особенности пастели
- Пастельные техники
- История пастельной живописи
- Лучшие зарубежные пастелисты
- Российские пастелисты
- Картины известных художников
Что такое пастель
Pastel (фр. ), пасте́ль (рус.), pasta (на лат. означает тесто) — так называется художественный материал для рисования в технике графика и живопись. Классическая пастель для рисования бывает в форме мелков, карандашей без защитной оболочки.
Состоит из растёртого пигмента, восковой, масленой основы и скрепляющего компонента. Мелки прессуются так, чтобы при работе и хранении картины материал не осыпался. Для защиты готового изображения требуется фиксация поверхности специальными веществами.
Топ самой лучшей сухой пастели: от недорогих для новичков до профессиональных для художников
Происхождение термина
Слово пастель – это производное от «pastello». Так называлась техника графического рисования с использованием чёрного карандаша и красной сангины. Иногда в нее добавляли другие тона. Приём часто применяли итальянские мастера живописи XVI века и великий Леонардо да Винчи.
Виды
Пастель бывает трех видов.
Масляная
Художественная масляная пастель — это материал на основе пигмента и минерального масла. Произведения искусства, созданные этим способом, хорошо хранятся, не осыпаются, не требуют закрепления финишным покрытием.
Одуванчики
Исаак Левитан
Пример: «Одуванчики» (1880 г.) Исаак Левитан.
Восковая
Основной состав: воск и пигменты. Пастель бывает в виде мелков, карандашей. Её можно применять при смешивании техник — с акварелью, гуашью.
Пример: «Жемчужина», М. А. Врубель.
Сухая
Выглядит как брусок без оправы. Обычно сухую пастель производят из смеси мела, пигмента и связующих компонентов. Художественный материал мягко ложится, оставляя нежные линии, легко растирается.
ru/pastel/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2020/10/leonardo-da-vinchi-jeskiz-izabella-djeste-754×1024.jpg&description=141 красивая картина пастелью: портреты, пейзажи, натюрморты, описание техники» data-width=»600″ data-height=»400″/>Эскиз Изабелла д’Эсте
Леонардо да Винчи
Пример: «Изабелла д’Эсте» (1495 г.), эскиз Леонардо да Винчи.
Пастельные рисунки выполняют на фактурной бумаге разных цветов. Тон зависит от предполагаемого рисунка.
История создания
Живопись в технике пастель используют 500 лет. Её создал французский придворный художник-портретист Жан Перреаль (де Парис). Он пользовался успехом у августейших особ: часто выезжал с королём Людовиком XII на поля сражений, делал эскизы батальных сцен.
Именно Парису (начало XVI века) пришла идея создания пастельного карандаша из сухого пигмента и камеди (смолы) некоторых деревьев.
К концу XVI столетия уже новинка приобрела популярность среди живописцев Франции, потом материал завоевал Италию, Англию. Художественная техника пастели начала массово распространяться по миру для писания портретов на заказ.
Свойства и особенности пастели
У каждого вида пастельной техники существуют отличия, нюансы работы с изображением. При рисовании ею нельзя пользоваться графитным карандашом, так как он даёт блеск. Потом будет сложно наносить сверху пастель. Этот материал предполагает использование фактурной основы, на которой прочно держится пигмент.
Цвет бумаги выбирают индивидуально, исходя из цели написания картины. Если сравнивать с акварелью, то пастель крошится при рисовании. Но у неё насыщенные цвета и нет необходимости использовать воду. Есть стили, где мазки можно оставить в первозданном виде, тогда создаётся эффект мозаики.
Пастельные техники
Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи. Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета.
Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.
В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов. Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.
Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка).
История пастельной живописи
Русские художники познакомились с этим направлением на заре XVIII века. В страну его завезли иностранные портретисты. На протяжении всего столетия картины для русской знати писали художники-пастелисты из зарубежных стран. В XIX веке было очень престижно иметь дома семейные портреты в исполнении известных живописцев.
Довольно быстрое исполнение рисунка часто исполняло функцию современной фотографии. Изображения иногда занимали целые стены. Спустя некоторое время техника пастельной живописи распространилась среди русских художников. Одними из первых живописцев этого направления были Александр Орловский, Алексей Венецианов.
Лучшие зарубежные пастелисты
Многие имена известных художников связаны с пастельным направлением в искусстве рисования.
Натали Пикуле
Французская художница, передающая на своих реалистичных картинах красоту девушек.
Герман Арацил
Испанский пастелист, выбравший для своих работ жанр портрет, особенно утонченно передавая красоту и элегантность женщин со спины.
Фелипе Сантаманс
Еще один автор из Испании, но уже предпочитающий писать натюрморты.
Майлз Уильямс Матис
Американский виртуоз пастельной графики, живо передающий красивые женские образы.
Джавад Солиманпур
Иранский художник-самоучка, получивший славу за свои рисунки пастелью
Лиз Хейвуд-Салливан
Мастер из США, создавший множество пейзажей в стиле реализм.
Лана Бэллот
Барбара Кортни Янике
Морис де Латур
Французский портретист. Первое признание он получил на выставке 1737 года, после представил чреду выдающихся произведений искусства и «Мадемуазель Камарго».
Розальба Каррьера
Известная художница из Италии, особенно поражает её портретная стилистика в работе «Весна».
Густав Лундберг
Шведский мастер-портретист XVIII века.
Жан-Этьен Лиотар
Мастер-живописец из Швейцарии, написал знаменитую картину «Шоколадница». Во Франции его работы имели оглушительный успех.
Зария Форман
Фотографическая точность её шедевров поражает, невозможно оторваться от созерцания картин, например, «Натюрморт с яйцами».
Эдгар Дега
Импрессионист, прекрасно владел пастельной техникой. Знаменитые «Голубые танцовщицы» увлекают в вихрь танца, красок.
Жозеф Вивьен
Портрет неизвестного
Жозеф Вивьен
Гордость французской живописи, первый стал применять пастель в рисовании парадного портрета натуральной величины. Один из его шедевров —«Портрет неизвестного».
Все они оставили после себя огромное количество уникальных полотен, которыми гордится не одно поколение людей.
Российские пастелисты
Талантливые художники-пастелисты России по праву считаются одними из лучших в мире.
Левитан Исаак Ильич
1 / 10
Известный российский художник 1890-х годов, стал эпохальной личностью пленэрной живописи. «Разлив» — одна из лучших работ.
Ирина Плаксина
Представляет русскую школу, самые удачные работы связаны с деревенской темой. Ирина использует масляную пастель. Ее техника рисования восхищает игрой света и тени.
Денис Коробков
Молодой художник из Пензы, которому нет ещё 40 лет, но он уже постоянный участник всех престижных выставок. Многие его пастельные рисунки хранятся у частных коллекционеров.
Ольга Кошелева
Работает с графикой, член «Союза художников России». Её картины лаконичны, отличаются насыщенностью цветом.
Сергей Усик
Незаурядный художник, пастельная живопись для него — основное направление. Он участник зарубежных и отечественных выставок.
Третьяковская галерея хранит и выставляет уникальные работы других мастеров пастели.
Картины известных художников
За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей
И вновь о великом мастере русского пейзажа Исааке Ильиче Левитане, живописно и поэтически воспевшем природу-матушку средней полосы России. Он безмерно был очарован ею в любую пору. Однако больше всего художник любил осень, она, как ничто иное, отвечала состоянию его мятежной души. Но, сегодня в нашей публикации представлена галерея весенних пейзажей художника, которые не менее великолепны и художественно ценны.
Весна, пробуждение природы – одно из прекраснейших и романтичных времен года. В эту пору природа как бы скидывает с себя дремоту, в которой пребывала во время долгой и холодной зимы. Пробуждаясь, она заставляет мир играть чистыми красками, звенеть капелью, пением птиц. Именно эта красота и романтичность окружающего мира, сбросившего с себя тягости зимы – все это нашло красноречивое отражение во многих произведениях русских художников-пейзажистов. Каждый из них писал весну такой, какой видел. У одних — она была связана с цветением распустившихся садов, журчанием рек, пением прилетевших птиц. В творчестве других мастеров весна ассоциировалась как время любви и нежности, а у третьих – это время сырости и грязи.
Левитан И.И. Весной в лесу. 1882. Государственная Третьяковская галерея. / Серов В.А. Портрет Левитана И.И. Фрагмент картины. 1893. Государственная Третьяковская галерея.
Вот и в левитановских весенних пейзажах, зачастую можно увидеть вместо весеннего настроения, настроение осеннего сырого дня, где преобладает серо-бурый колорит и общая подавленность. Однако есть множество и таких работ, которые реально дышат весной: тающий мартовский снег, едва тронутый первым дыханием тепла в преддверии весны, яркая зелень, разливы широких рек и мелких речушек, цветение яблоневых садов. Времена года Исаак Ильич считал как бы сменной одеждой природы, не меняющей, по сути, ее истинного обличья.
И что бы художник не писал, он каждым своим полотном, каждым крошечным этюдом красноречиво говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..» К тому же виртуозное владение колоритом позволяло автору с легкостью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства, а также придавать соответствующее настроение.
«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». Сам-то он был меланхоликом. И это чувствуется во многих его произведениях, особенно позднего периода.
Весна в раннем творчестве художника
Левитан И.И. Солнечный день. Весна. 1876-1877. Частное собрание
В небольшом этюде «Солнечный день. Весна», который молодой Левитан написал на первом году учебы в пейзажной мастерской Алексея Саврасова, явно чувствуется влияние учителя. Здесь видно особенное внимание автора к мелким подробностям в композиции, и почти фотографическая достоверность их изображения, что было свойственно многим пейзажистам середины XIX века.
Левитан И.И. Первая зелень. Май. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Еще в те годы профессора отмечали в работах художника эмоциональную составляющую, а потом уж техническую. Левитана нисколько не привлекали надуманные эффектные романтические или героические пейзажи. Да и работая на натуре, Левитану было недостаточно передать внешнюю красоту ландшафта, он хотел уловить и передать прелесть или грусть каждой мелкой детали, каждой веточки. И это у него действительно получалось.
Последний снег. Саввинская слобода
Левитан И.И. Последний снег. Саввинская слобода. Этюд. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А вот в этом этюде уже видно, как меняется манера художника. Он стал лучше создавать пространственные планы, избегая геометрии в композиции, проработки деталей. Его манера написания стала свободной и обобщенной, а колорит стал строиться на соотношении тонких оттенков земляных тонов. Художник несколько лет работал такой скупой палитрой, которая, по его мнению, как нельзя лучше могла отразить природу средней полосы России.
Левитан И.И. Половодье. 1885. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.
Картина «Весна в Италии» и этюд к ней
Левитан И.И. Весна в Италии. 1890. Этюд. Частное собрание.
Особое место в ряду произведений художника занимают очень разные по колориту этюд и картина «Весна в Италии», написанные во время первой зарубежной поездки в 1890 году. Этюд, разумеется, Левитан сделал с натуры в Италии, а картину заканчивал уже по возвращении на родину, в Плёсе. Любопытно, что этюд значительно отличается от основного произведения с одноименным названием.
Левитан И.И. Весна в Италии. 1890. Государственная Третьяковская галерея.
Покоренный колоритной итальянской природой художник смог перенести ее настроение на свой этюдный набросок, а вот более поздняя переработка качественно утратила свою красочную эмоциональность, интенсивность цвета, тонкость цветовых соотношений. В картине все выразительные приемы стали более сдержанными, а колорит гораздо приглушенным. Видимо, лишенный яркой южной натуры, в окружении сдержанной русской природы Левитан терял ощущение многоцветности природной среды. Но, невзирая ни на что, в сравнении со многими другими пейзажами того периода картина «Весна в Италии» выглядит чрезвычайно воздушной и в то же время наполненной цветом.
«Март»
Левитан И.И. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1895 году в творчестве Левитана появились радостные, мажорные мотивы. Его живопись становится более звучной, выразительной, словно очнувшейся от долгого сна. Чувство восторженного и светлого переживания природы наполняет целую серию произведений мастера, среди которых самое известное — «Март». Именно это произведение Левитана своим торжествующе-радостным настроением снискало себе широкую известность. «Март» назван одним из самых поэтичных русских пейзажей XIX века. Он настолько музыкален, что зритель, стоящий перед полотном, будто реально начинает слышать звон капели, крики птиц, храп лошади, ждущей своего хозяина у дома. Причем не только слышать, а и ощущать запахи от избавляющейся от ледяного плена земли.
«Весна. Большая вода»
Левитан И.И. Весна. Большая вода. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой», — так высказался об этой картине А. В. Луначарский. Студеная весенняя вода вышла из берегов, затопив рощу и прибрежные деревушки. Эта левитановская весна еще не зеленая — она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной воды отражаются тонкие белые стволы березок. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Невероятное умиротворение и радость преображения — вот чем пронизан пейзаж художника. Земля пробуждается! В воздухе пахнет весной, ведь в ней всегда таится надежда — на хорошее лето, на урожай, на счастье. К сожалению этим полотном и завершилась серия ярких, поэтических пейзажей Левитана. Он закончил его к 1897 году, когда уже упорно начал новые методы в работе, которые и отразились в следующем цикле его произведений.
Исаак Левитан Весна. Последний снег. 1895 год.
Левитан И.И. Цветущие яблони. 1896. Холст, масло, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Исаак Левитан. Цветущие яблони. 1896 год.
Весна в позднем творчестве И.И. Левитана
Левитан И.И. Ранняя весна. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Картина «Ранняя весна» на ряду с несколькими другими полотнами, показанная в Парижском Салоне в 1900 году, вызвала одобрение европейской публики — в ней чувствовался особенный эмоциональный настрой, свойственный русскому мировосприятию, и тонкое понимание природной среды. Кроме того, отмечалось, что и другим произведениям Левитана того периода присуще высочайшее художественное качество. Все утверждали, что это живопись мирового уровня.
Левитан И.И. Ранняя весна. 1899. Картон, масло. 13 x 22 см. Днепропетровский художественный музей, Украина.
Этюды, написанные за пару лет до смерти художника в Крыму, в основном экспрессивны и темпераментны. Художника страшит и угнетает неотвратимо приближающаяся вечность небытия, и он старается поймать каждый новый образ изменчивой природы, запечатлеть мгновенное переживание. И даже в таком светлом этюде как «Весна в Крыму» чувствуется внутренний диссонанс: восхищаясь природой, он не может отвлечься от мрачных мыслей о своей близящейся кончины.
Левитан И.И. Весна в Крыму. 1900. Государственная Третьяковская галерея.
В тот период Левитан уже совсем не заботился о деталях, а схватывал лишь основные наиболее выразительные черты. Он стал писать в импрессионистской манере, практически по всем ее законам. Виртуозное владение колоритом позволяло художнику с легкостью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства и воздуха.
Левитан И.И. Весна в Крыму. Этюд. 1900. Частное собрание
Подытоживая вышесказанное о пейзажной лирике живописца, хотелось бы закончить словами Климента Тимирязева: «Левитан — это Пушкин русского пейзажа». И действительно, каждый взмах кисти художника — это виртуозное мастерство, доведенное до совершенства.
Художник о художнике
Стоит отметить, что личность самого Исаака Левитана не менее интересна, нежели его творчество. Поэтому хотелось бы привести цитату из воспоминаний об Исааке Левитане не менее известного художника Константина Коровина: «Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал, когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с натуры, его не интересовала. Увидев что-либо похожее на природу, он говорил: «Есть правда»…
И.И. Левитан. Автопортрет.
Левитан всегда искал «мотива и настроения», у него что-то было от литературы — брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката, одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой литературщины. Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки. Странно то, что он избегал в пейзаже человека. Прекрасный рисовальщик и живописец, он просил моего брата Сергея написать в его картине «Аллея осенью» фигуру сидящего на скамейке.
Исаак Левитан. Ранняя весна. 1892 год.
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы. Говорил мне с печалью: «Художника не любят — он не нужен. Вот Саврасов, это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим. Писателя легче понять, чем художника. Мне говорят близкие — напиши дачи, платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень, мелколесье, кому это надо? Это скучно, это — Россия, не Швейцария, какие тут пейзажи? Ой, я не могу говорить с ними. Я умру — ненавижу…»
Исаак Левитан. Весна. Белая сирень. 1890-е.
Да, уж непросто постичь тонкую душевную организацию гениального мастера только соприкоснувшись с его творчеством. Гораздо больше вы сможете узнать о нем из нашей публикации: Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью.
P.S.
И в заключение хотелось бы немного вас удивить. Оказывается, Исаак Ильич в своем творческом наследии оставил не только великолепные пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, поражающие изысканностью, простотой и реализмом. Натюрморты немногочисленны, их около трех десятков, но они невероятно ценны — как произведения живописного искусства.
Белая сирень. Этюд. Бумага, пастель. / Лесные фиалки и незабудки. (1889 год). Холст, масло. 49х35. Третьяковская галерея. Художник Исаак Левитан.
Васильки. (1894 год). Бумага, пастель. / «Одуванчики». (1889 год.) Холст, масло. 59х42,5. Художник Исаак Левитан.
А о некоторых фактах из личной жизни пейзажиста вы можете узнать из публикации:Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Исаак Левитан: Мастер пастели
Лидия Торстенсен
Артикул:
ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ
Выпуск журнала:
Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН
Левитан очень рано начал рисовать пастелью. В его юношеских работах, таких как образы девочек Нади Яковлевой (1880, ГРМ) и Лены Ненароковой (1880, ГТГ), уже присутствуют нежные пастельные включения. Однако не раньше 1890s, что пастельные поиски Левитана действительно достигли своего творческого расцвета. Среди пастелей, известных в настоящее время и датированных самим художником, «Буря» (1890, частное собрание, Москва) — самая ранняя. С 1890 года Левитан создал ряд замечательных произведений, которые сделали его одним из ведущих мастеров пастели конца XIX века.
Одна из самых очаровательных пастелей Левитана «Близ Бордигеры на севере Италии» традиционно датируется 1890 годом. До «Бордигеры», во время его путешествия по Франции и Италии в 189 году0, Левитан создал натурный масляный этюд с родственной композицией, принадлежавшей коллекционеру Илье Остроухову
Позже, когда Левитан работал над пастелью с изображением так влекущего его итальянского городка, «чужой материал» стал приобретать силу и чистоту цвета, характерные для природы южного народа. Бесспорно, по сравнению со своим масляным аналогом пастельная работа выглядит лучше с точки зрения яркости палитры, красочности изображения и его эмоционального воздействия.
Есть все основания полагать, что пастель «Цветущий сад» (1890-1893, ГТГ) выполнен по мотивам «Бордигеры».
Сходства между двумя произведениями заключаются в интимном лиризме декораций, скромных своей простотой и обыденностью, вкраплениях жанровых деталей и повествования.Возможно, «Сад в цвету» — одна из редких пленэрных пастельных работ Левитана 3 . До сих пор считалось, что из всех известных пастелей художника только «Весна. Белая сирень (Терраса с сиренью)» (1894-1895, частное собрание, Москва) также можно назвать натурным этюдом. Наше предположение о «Цветущем саду» основано на «проворности» многочисленных энергичных и разнообразных мазков, плавно сливающихся с живописным очертанием композиции пейзажа. Существует и другая пастель, тоже из частной коллекции, вероятно, созданная на пленэре: изображение берега озера, лодки, развешанных для просушки рыболовных сетей и небольших сараев вдали — тот самый пейзаж, который изображен в картине «На озере» (ХМ им. Радищева, Саратов), выполненной летом 189 г.3 под Тверью.
Драгоценный красочный кластер левитановых пастелей впервые экспонировался публично на выставках 1893-1894 годов, затмив на время картины художника маслом.
Большинство «картин пастелью» Левитана представляют собой итог его творческих исканий, результат пленэрных наблюдений и впечатлений, запечатленных художником на разном материале и в разных техниках: «В лесу. Осень» (1894, Областная картинная галерея им. Дейнеки) , Курск), «Черный день (Озеро. Серый день)», «Осенний пейзаж» (обе из 1895, ГРМ), «Тропинка (Серый день. Тропинка)» (1898, нынешнее местонахождение неизвестно), «У ручья» (около 1899, ГТГ), «Сквозь» (1899, нынешнее местонахождение неизвестно), » Серый день» (конец 1890-х, частное собрание, Киев) и «У озера. Летний вечер» (конец 1890-х, ГТГ).
Пастель «На озере Комо. Набережная», поступившая в фонды ГТГ в 1989 г., создана под впечатлением от второго заграничного путешествия художника в 1894 г. и не имеет легко узнаваемых аналогов среди написанных маслом картин. В пастели изображена набережная в парке возле виллы Карлотта, в непосредственной близости от поселка Каденаббия у озера Комо 9.0017 4 . Однако реалистичность изображения местности и композиции с ее кажущейся фрагментарностью, типичной для эскиза, обманчива. Пастель — это не натурный набросок, а законченное, хорошо округленное и мастерски выполненное произведение. Зрелище пустынной набережной в старом парке города-курорта в дождливую погоду наполнено тонким лиризмом 5 .
Такой же повышенной чувствительностью к красоте окружающего мира отмечены и натюрморты Левитана пастелью с цветами, выполненные также в первой половине 1890-х годов. Большая часть этих произведений создавалась с намерением подарить друзьям — например, «Васильки (Букет васильков)» (1894, частное собрание, Москва) была подарена в 1894 году Варваре Турчаниновой. Такие образы, как простой букет цветов в обычном глиняном кувшине, непритязательны. Однако Левитан разработал оригинальные приемы передачи неповторимого очарования выбранных им предметов. Графический элемент преобладает в пастельных натюрмортах с букетами сирени (1893-1895, частное собрание, Москва; Областной художественный музей им. Врубеля, Омск). В пастели «Колеус» (1894, Нестеровский художественный музей Башкирской республики, Уфа) пастельные штрихи, одни сильные и четкие, другие только сдерживающие чередование цветных пастельных пятен, придают особую выразительность и выразительность. орнаментальность к изображению раскинувшихся на плоскости листьев крапчатого цветка. Неизвестные ранее натюрморты Левитана «Белая сирень» (1895) и «Бессмертники (Натюрморт с бессмертниками)» (1894; оба в Музее Израиля, Иерусалим) опровергают поиски большего живописного эффекта. Между тем в композиции «Бессмертники», где на столе рядом с книгой, а может быть, дневником или альбомом для рисования разбросаны вечности, присутствует повествовательный элемент, ранее отсутствовавший в натюрмортах Левитана. Символика образов может быть связана с поэзией русских символистов конца XIX века 6 .
«Бессмертники» предвосхищают некоторые из более поздних картин Левитана, отмеченных влиянием модернизма.
Две одноименные пастели «Осенний пейзаж с церковью» (1893-1895, ГРМ; 1893-1895, ГТГ) завершают серию интимно-лирических картин Левитана. Нет согласия относительно того, какая церковь изображена на них. Однако, по словам Александра Бенуа, «картины Левитана — это не зеркальные отражения разных местностей и не информационный журнал, а сама русская природа с ее необъяснимо утонченным очарованием, тихая, скромная, милая русская природа» 7 . Каждая из версий «Осеннего пейзажа с церковью», взятая по отдельности, может значительно обогатить «осеннюю сюиту» Левитана, украсив ее чистыми, живыми пастельными тонами и яркой выразительной образностью.
Захватывающий пятилетний период пастельной живописи художник завершил серией картин, изображающих широкие просторы открытого пространства. В композициях «Наводнение» (1895, ГТГ) и «Черный день» (1895, ГРМ) изображены широкие водные просторы, в композиции «Долина реки. Осень» (1896, Русский музей) — панорама речного течения. Левитан вводит обобщенные образы бескрайних просторов суши и воды в аккуратные скудные композиции без сложного повествования. Крупные цветовые плоскости, наложенные одна на другую, с промежуточными слоями втертой пастели, передают ширину и размах. Используя весь изобразительный потенциал пастели, Левитан мастерски продемонстрировал в своих работах новую «живописную» манеру. «Он извлекал из пастели все, что ему было нужно, — замечал Федоров-Давыдов, — и теперь пастель для него — только разновидность живописи, причем масляная краска — средство его выбора, предпочтительнее пастели» 8 .
Действительно, во второй половине 1890-х художник все реже пользовался пастелью, иногда повторяя пастелью образы своих масляных картин. Однако если раньше Левитан создавал свои пастели как оригинальные и самостоятельные произведения, используя этюды, сделанные масляными красками, то, начиная с середины 1890-х годов, он в некоторых случаях использовал этот носитель для решения задач, которые он не мог должным образом решить в масляной живописи. Например, как известно, художник много времени посвятил работе над картиной «Осень. У густого леса» (1895-1898, настоящее местонахождение неизвестно), снова и снова переписывая его. В пастельном варианте произведения он придумал подходящие пространственные схемы в композиции и выделил, как ему хотелось, молодой «подлесок» на переднем плане, образ которого вызвал у него наибольшее недовольство в масляной работе.
Однако было бы неправильно обозначать пастели образами с масляных картин, выполненных Левитаном в новом, «живописном» стиле во второй половине 1890s, как авторские копии, изготовленные с использованием другого носителя. Эти произведения являются самостоятельными и художественно самостоятельными произведениями. Главное их отличие от масляных «прототипов» состоит в самой технике пастели, многоцветная и богатая палитра которой позволила Левитану усилить яркость и живость колорита. Пастельные мелки давали непревзойденному рисовальщику возможность обогатить образы и эмоциональное содержание своих работ с помощью графических приемов. Например, пастель «У ручья» (1899, ГТГ) — кустарник, очерченный энергичной темно-зеленой диагональной штриховкой, и травяной полог над лугом, изображенный мелкими светло-зелеными штриховками различных оттенков. Искривленные миниатюрные стволы деревьев, изображенные коричневой пастелью, выполнены с особой тонкостью. Почти «осязаемое» движение пастельных палочек вносит живую естественность в очень простое повествование, сосредоточенное вокруг спокойно текущего ручья. В пастели «Путь» (1898 г., настоящее местонахождение неизвестно) «мысленно мы охватываем природу, охватывая мастерство ремесла, и мы охватываем лиризм образов, охватывая очарование визуальных форм, и это слияние доставляет нам особое удовольствие и заставляет задержаться на этой простейшей и милейшей картине, глядя на нее с сосредоточенным вниманием» 9. 0017 9 .
Близка к этим произведениям пастель «Луг на опушке леса» (1898, ГРМ), в которой Левитан «выработал мягкую палитру… поэтического интимного пейзажа» 10 , убедительно демонстрируя свою непревзойденное мастерство формы в изображении перистых белых цветов среди высокой травы на опушке леса.
Поздние пастели Левитана, такие как «Осенний день» (конец 1890-х, ГРМ) и «Осень» (конец 1890-х, частное собрание, Москва), отличаются явным стремлением к скудости форм и обобщенности пейзажной образности. Контрасты между цветовыми пятнами в желтой листве берез и темными елями в осеннем пейзаже, образующие гармонично уравновешенную образность в пастели середины 1890-е годы в этих поздних композициях выглядят стилизованными и лишенными глубины, а образ в целом приобретает новизну, эмоционально-декоративную выразительность. Последние работы Левитана противоречат его новым декоративным наклонностям, и трудно сказать, как бы они развивались и какие новые творческие перспективы для реализации этих наклонностей открывала перед художником техника пастели.
Вся стилистическая эволюция Левитана охватила всего одно десятилетие: от интимной лирики непритязательных образов первой половины0s к поэтическому синтезу в изображениях природы в его поздних произведениях; от графического оформления композиций до «живописной» и «живописной» обработки природных пейзажей. Но все пастели художника отличаются великолепием цветового решения и превосходным владением ремеслом.
- «Под Бордигерой на севере Италии» (ГТГ).
- Федоров-Давыдов Алексей. Исаак Левитан: его жизнь и творчество. Москва, 1966. В.И. С. 131 (далее — Жизнь и искусство).
Федоров-Давыдов пишет: «Если в увлеченности Левитана изображением скромных домиков в итальянских деревнях и сердечной лирике того, как он их изображает, можно усмотреть следы известных русских влияний, то итальянский опыт, в свою очередь, сделал себя чувствовал, когда Левитан летом [1890 года] вернулся в Поволжье и, поселившись в любимом городе Плесе, заканчивал «Ветхий дворик», начатый им раньше. .. вид на маленькие домики «Возле Бордигеры» заставил его превратить простой кроки в картину …» (Op.cit., стр. 131-132). - Левитан мог бы выполнить пастель в мае 1890 года, когда, вернувшись из своего первого заграничного путешествия, он сразу приехал на Поволжье и остановился там, в Плесе. «Сад в цвету» мог быть создан весной 1891 года, когда он гостил у Антона Чехова в Алексине (около Калуги) или в селе Затишье (около Твери), недалеко от имения Николая Панафидина Курово-Покровское. Возможно, произведение было выполнено либо в 1892 г. в г. Городке на реке Пекшея (вверх по Московско-Нижегородской железной дороге), либо в 189 г.3 у Вышнего Волочка, в районе озера Удомля.
- В 1995 году Нина Маркова попыталась расшифровать плохо сохранившуюся подпись художника на пастели и определить площадь изображения (см.: Маркова Н.К. Недавнее поступление графики Исаака Левитана в ГТГ. // Сообщения ГТГ. Искусство). второй половины XIX/XX века // Проблемы художественной реставрации и музейного дела. М., 1995. С. 57-58. образы картины «Вилла Карлотта», выполненной в 189 г.8 американского художника Джона Дугласа Вудворда (1846-1924).
- Лирический тенор пастели вызывает в памяти стихотворение Дмитрия Мережковского «У озера Комо»:
Ты, Комо, усыпишь крепким сном
Тем, кто знаком со страданием,
И поймут
Твое безветренное спокойствие .
И на воде, из далекой церкви,
В бедной рыбацкой деревне,
Заунывный стон «Аве Мария»
И звуки вечерни веют…
Здесь холмы в пушистой зелени
Уютно затмевают дальние горизонты,
Чтоб ты, озеро Комо, Утоли свою грусть волнами
И обещанье так восхитительно,
Так сладок обманчивый прием,
Что я снова жду напрасно
Чего, я знаю, не существует. - Сравните это со стихотворением Валерия Брюсова 1894 года «Сны об угасших вещах», в котором есть такие строки:
Сны об угасших вещах,
Об ушедших вещах,
Какой от вас прок теперь? Неужто
Чтоб венок из апельсиновых цветов, свадебный венок
Был переплетен со стеблями бессмертников?
(В кн. : Брюсов Валерий. Сочинения. В двух томах. М., 1987. Т. 1. С. 35.)
Константин Бальмонт в своих ранних стихах часто упоминал бессмертники как символ бессмертия. - Бенуа, Александр. История русской живописи 19 века. М., 1999. С. 346. Представляется уместным процитировать здесь одно из высказываний Левитана, процитированное одним из его учеников: «Дайте красоту, найдите Бога, передайте художественную, а не документальную правду. не нужно.» (Цит. по: Исаак Левитан. Письма, документы, воспоминания. Федоров-Давыдов Алексей, изд. М., 1956. С. 229.
- Жизнь и искусство. С. 234.
- Жизнь и искусство. С. 243.
- Жизнь и искусство. С. 241.
Назад
Теги:
Левитан — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.