Механические куклы 18 века: Механические куклы XVIII века // ОПТИМИСТ

Механические люди: история андроидов от А до Б

Наивно думать, что роботы появились на свет только что и сами собой, словно материализовались из небытия. В действительности механические люди и звери, так называемые автоматы (лат. automata, в ед. числе – automaton; от греч. automatos – действующий по собственной воле), были известны еще в античности. Интерес к ним с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения и достиг своего апогея к XVIII-XIX столетиям. Тогда же эти механические диковины проникли в Россию. В конце XVIII века  они демонстрировались при русском дворе, а уже, по крайней мере, с 1820-х годов – и широкой публике. 

Собственно, идея этого текста пришла ко мне во время работы с историческими источниками, в числе которых оказалась афиша – или, как ее назвали бы в XIX веке, «афишка» (то есть рекламная листовка, напечатанная на толстой газетной бумаге), датированная 1822 годом. Она извещала об открытии в Санкт-Петербурге, в доме её сиятельства княгини К. И. Лобановой-Ростовской (ныне – здание отеля «Four Seasons» на Адмиралтейском проспекте), кабинета автоматов. (На полях отмечу, что само слово «кабинет» отсылает нас к такому феномену Просвещения как cabinet of curiosities, или «собрание редкостей», которое могло включать коллекции образцов растений, насекомых, минералов, произведений искусства, инструментов и т. д.).

На литографии изображен швейцарский изобретатель Жаке-Дроз, представляющий Людовику XV свои автоматоны: «писателя», «музыканта» и «рисовальщика»

Кабинет автоматов открылся накануне масленичных гуляний. В это время множество иностранных антрепренёров обычно приезжало в расчете на хороший заработок в российские города (и они оставались там, как правило, до конца Великого поста). В числе устраиваемых ими зрелищ были цирковые представления, зверинцы, театры марионеток, а также, как выяснилось, выставки механических андроидов. В «афишке» кабинета автоматов упоминались «стрелки, попадающие в шарик по приказанию, механический кегельный игрок, сирена, подражающая голосу разных птиц», а также «разные другие фигуры, которых всех описать место не позволяет». Кроме того, кабинет позволял ознакомиться с образцами занимательной механики, например, с комнатным фонтаном (использовался для гидравлических опытов), проекционным аппаратом или механическим музыкальным инструментом, «который, не будучи очень велик, имеет шесть октав, приятный тон и никогда не может быть расстроенным».

Автоматон «писатель» Жаке-Дроза 1774 года в действии. В «кабинетах автоматов» показывались подобные механизмы

Отдельным пунктом анонсировалось выступление механического балансёра на канате, который, если верить рекламе, значительно отличался от всех других фигур: «его садят на канат, и он делает на нём всякие движения и положения со всей легкостию и точностию, как живой человек». Судя по описанию, это был вариант Antonio Diavolo – механической куклы, вращающейся на перекладине и названной в честь известного итальянского трапециста. Её изобретателем считается французский фокусник Жан-Эжен Робер-Уден (1805 – 1871), который весной того же года выступал с Antonio Diavolo на сцене Королевского Кобург-театра в Лондоне. Эта знаменитая в позапрошлом столетии кукла была отреставрирована нашим современником, фокусником Джоном Гоганом, благодаря чему мы имеем о ней довольно точное представление.

Кукла Antonio Diavolo Робер-Удена, отреставрированная Джоном Гоганом

В сущности, это был не автомат, а механическая марионетка, которая двигалась за счёт невидимых публике ниток-тросиков. Самым впечатляющим в выступлении куклы был момент, когда на несколько секунд она убирала с перекладины руки, предварительно зацепившись за нее согнутыми в коленях ногами, а затем снова бралась за перекладину (как на третьей минуте видео). Еще марионетка «общалась» с фокусником, утвердительно кивая или отрицательно мотая головой в ответ на его вопросы. Словом, создатель Antonio Diavolo сделал всё возможное, чтобы убедить публику в том, что перед нею самостоятельное существо, действующее «как живой человек». Механическая кукла, привезенная в столицу Российской империи, по всей видимости, была копией творения Робер-Удена, вдохновленная его успехом (хотя не стоит исключать, что и сам этот фокусник мог подсмотреть идею куклы у другого артиста и усовершенствовать её). О том, насколько она соответствовала оригиналу, мы можем лишь догадываться.

Иллюстрация к английскому изданию 1851 года книги Герона Александрийского «Пневматика», описывающая работу механизма на воздухе, паре и водяном давлении

Теперь несколько реплик о более ранних механизмах, подражающих людям и животным. Некоторые из них (работавшие на сжатом воздухе) изобрел Ктезибий Александрийский (285 – 222 гг. до н. э.). Он также сконструировал, вероятно, первый механический музыкальный инструмент – гидравлический орган. Несколько веков спустя Герон Александрийский (10-75 гг. н. э.) стал использовать в механизмах воздействие пара, а также пресс, шкивы и рычаги. В Средние века именно его разработки широко использовались, например, в конструкциях часов с механическими фигурами (скажем, астрономических часов в Кафедральном соборе в Страсбурге).

Астрономические часы в Кафедральном соборе Страсбурга

Небывалой популярности автоматы достигли в XVIII веке. Во многом это произошло благодаря трём чрезвычайно реалистичным механическим андроидам Жака де Вокансона, представленным публике в период с 1733 по 1739 год: андроиду-флейтисту, автоматическому барабанщику и механической утке.

Как живая птица, эта механическая утка пила воду и клевала зёрна, а затем якобы переваривала их и возвращала в переработанной форме (в действительности «возвращенные» катышки из подкрашенного хлеба были заготовлены заранее; они находились в отдельном отсеке внутри механической птицы и не имели никакого отношения к зернам, которые она клевала). В конце 1730-х годов Вокансон со своими автоматами посетил несколько европейский столиц, в том числе Париж и Лондон, и с этого начался бесперебойный успех подобных зрелищ на протяжении последующего столетия.

Большое число его последователей развивало тему. Из механических музыкантов той эпохи можно было бы составить целый оркестр. Один из наиболее впечатляющих музыкальных автоматов изображал королеву Марию-Антуанетту за цимбалами. Этот механизм был придуман и сделан часовым мастером Петером (Пьером) Кинзингом (1745–1816) и мебельным мастером Давидом Рёнтгеном (1743—1807). Его  представили в 1784 году при дворе короля Людовика XVI.

Музыкальный автомат «Мария-Антуанетта за цимбалами»

Автоматы играли не только в кегли (как механический гость в особняке Лобановой-Ростовской), но и в шахматы! Обычно, впрочем, выяснялось, что внутри невероятно сообразительных автоматов прятались живые люди. Примером может служить автомат-шахматист, придуманный австро-венгерским изобретателем по имени Вольфганг фон Кемпелен не позднее 1770 года. Этот автомат являл собой комод и сидящего за ним механического андроида в турецких одеждах, который якобы искусно играл в шахматы. Значительно позже выяснилось, что в комоде находился умелый шахматист из плоти и крови, который играл партию за механического турка. Шахматист был разоблачен Эдгаром Аланом По в 1836 году, о чем написали, в том числе, в петербургской газете «Северная пчела», которая с завидным постоянством пересказывала нашумевшие материалы парижской прессы. К моменту, когда секрет был раскрыт, механический шахматист успел объехать с гастролями весь континент и даже обыграть в шахматы парочку европейских монархов.

Автомат-шахматист Вольфганга фон Кемпелена. Схема

Автоматы делались из дорогих материалов, украшались золотом и драгоценными камнями. Столь дорогие игрушки пользовались спросом у коллекционеров как в Европе, так и за ее пределами – прежде всего, в Китае. По этой причине однажды европейский рынок оказался перенасыщен дорогими музыкальными автоматами, предназначенными для экспорта на Восток. Сложившаяся ситуация натолкнула лондонского ювелира по имени Джеймс Кокс на счастливую мысль: он решил открыть выставку автоматов, которые не сумел продать. Его экспозиция, известная как Cox’s Museum открылась в Лондоне в 1772 году, она состояла из двадцати трёх автоматов высотой от девяти до четырнадцати футов (то есть от 2.74 до 4.27 метров!) и пользовалась огромным успехом. Один из автоматов, сконструированных Коксом, хранится в Эрмитаже. Это (как все, верно, догадались) знаменитый механический павлин.

Механические часы «Серебряный лебедь», созданные Джеймсом Коксом в 1773 году. Ныне хранятся в Музее Боуз в Англии

В XIX веке механические автоматы были частыми гостями в обеих российских столицах, однако отзывы современников о них почти не сохранились – механические люди потерялись в вихре многочисленных зрелищ, популярных у публики того времени.  

P. S. В 2013 году вышел на экраны фильм Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». Его герой, аукционист и оценщик, пытается собрать автомат Вокансона из деталей, найденных им во время визитов к своей загадочной клиентке, богатой наследнице, чьи предки были ценителями старого искусства. Она так взбалмошна, что на первых порах заставить героя вернуться в ее роскошный дом может лишь перспектива воссоздать механический андроид XVIII века. Фильм – красивый и поучительный. Словом, рекомендую.

Кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»

куклы в 18 веке / Это интересно / Все о куклах и игрушках / Oytoy

/ Это интересно / Как это было


Среда, 10 апреля 2013


В XIII веке далеко не каждая семья могла купить куклу своему ребенку, поэтому ребенка со своей собственной куклой можно назвать счастливчиком.

Какие были куклы в 18 веке? Чаще всего это были деревянные, соломенные, тряпичные или восковые куклы.

Соломенная кукла Met, конец 18 века:

Деревянные куклы:


                  Музей Лондона, 1766-70                    Музей Bowes, с 1735


V & A, C 1690-1710

Деревянная шарнирная кукла, 1740г:

Восковая антикварная кукла, Миссис Пауэлл в свадебном наряде, 1761г:

Деревянные куклы:


Male Court Doll, Франция 1780г

 
V & A, 1740

Источники фото:
1. georgianaduchessofdevonshire.blogspot.ru
2. larsdatter.com

 Похожие темы:
Антикварная кукла
Краткая история игрушек
Японские коллекционные куклы Ichimatsu
Текстильная кукла Raggedy Ann

Поделиться

 3923

  • Мастер-классы
    • Куклы
    • Игрушки
    • Одежда
    • Аксессуары
  • Терминология
  • Как это было
  • Идеи для творчества
  • Для любознательных
Картинка дня

10. 03.2023

Единорог тедди

Малыши тедди от Натали Климовой

379 Понедельник, 20 февраля

Выкройка мишки 1953 года

393 Среда, 15 февраля

Выкройки тедди слона

413 Вторник, 21 февраля

Выкройка примитивного мишки

537 Вторник, 17 января

Новогодний декор своими руками: ёлочка из пряжи

547 Среда, 28 декабря 2022

Новогодние игрушки: идеи

604 Понедельник, 26 декабря 2022

Идеи вязаных елочек

608 Пятница, 16 декабря 2022

Игрушки для рождественского вертепа ручной работы

609 Суббота, 7 января

Выкройки игрушечных мышек (часть 2)

611 Среда, 18 января

Коты и новогодние ёлочные игрушки на картинах художников

612 Среда, 4 января

Как сшить новогоднего скандинавского гнома своими руками: подробный мастер-класс

72950 Вторник, 8 декабря 2020

Одежда для пупсов-младенцев (выкройки)

49037 Понедельник, 19 марта 2012

Выкройки одежды для Барби в натуральную величину

46319 Воскресенье, 20 февраля 2022

Шикарные вязаные куклы от мастера oksana_somati

44419 Среда, 11 ноября 2020

Винтажный кукольный театр из бумаги

42656 Среда, 24 июля 2013

Выкройки одежды для куклы Барби

36942 Пятница, 4 ноября 2016

Милые игрушечные котики

36621 Понедельник, 10 октября 2016

Выкройки текстильных ангелов (часть 2)

36285 Пятница, 11 ноября 2016

Выкройки оленей и лосей

33502

Пятница, 18 декабря 2020

Выкройки обуви для кукол

28708 Вторник, 11 июля 2017

Автоматы 17-го и 18-го веков

К 17 веку люди быстро увлекались механизмами, особенно теми, которые могли имитировать живых существ. Попытки имитировать жизнь с помощью механических средств с годами становились все более и более заметными.

В 1600-х годах выдающийся голландский математик и ученый Кристиан Гюйгенс (слева) создал множество автоматов для короля Франции, в том числе одну выдающуюся машину, в которой была целая боевая механическая армия.

Примерно в это же время француз Жак де Вокансон создал «Переваривающую утку» (внизу) среди других известных исторических автоматов. Утка была особенно изобретательна и сложна, этот медный механический зверь мог есть, а затем полностью переваривать и выделять пищу, а также махать крыльями и крякать. Действительно, каждое из его крыльев состояло из более чем четырехсот движущихся частей. Машина была настолько сложной, что, помимо всех трубок и трубок, де Вокансону пришлось создать «химическую лабораторию» для целей разложения пищи!

Будучи прикованным к постели из-за болезни, де Вокансон разработал план механического флейтиста (крайний справа) . В построенном виде пятиметровая деревянная фигура, поддерживаемая внушительным пьедесталом, могла воспроизводить 12 различных мелодий. Тот факт, что его машина могла прекрасно играть на инструменте, был поистине замечательным достижением, поскольку он считался одним из самых сложных инструментов для игры в тон, когда пальцы музыканта, дыхание и движение губ контролировали характер воспроизводимого звука. Людей приглашали посмотреть на внутренние механизмы машины, а те зрители, которые подходили близко, могли даже почувствовать дыхание флейтиста.

На рубеже 19-го века швейцарский механик по имени Анри Майярде успешно построил поистине выдающийся автомат. Способный нарисовать четыре разные картинки и написать три разных стихотворения, «Рисовальщик-писатель» (слева) обладал памятью, которая была больше, чем у любого устройства подобного рода. Майярде добился этого, поместив внутреннюю работу машины в большую базу, а не в корпус «Писатель».

Хотя Автоматон был почти уничтожен пожаром, позже он был полностью восстановлен в рабочем состоянии в Институте Франклина в Филадельфии.

Знаете ли вы?

Автомат Майярде был неизвестного происхождения, когда он был впервые передан в дар Институту Франклина в 1928 году. Только когда он был восстановлен в рабочем состоянии, ответ прояснился — по окончании окончательного рисунка в его репертуаре были написаны слова « написанный автоматом Майярде».

Три самые известные части автоматов того времени принадлежат Пьеру Жаке-Дро. Родившийся в Швейцарии часовщик конца восемнадцатого века, Жаке-Дро был блестящим математиком и с помощью своего сына и партнера создал трех механических кукол, которые существуют до сих пор и поражают людей — «Музыкант», «Музыкант». Рисовальщик» и «Писатель». Последние (слева) обмакивает перо в чернила и может написать до сорока различных букв и считается самым сложным в коллекции. Буквы могут быть изменены в соответствии с пожеланиями пользователя, а всего машина состоит из более чем 6000 деталей.

«Рисовальщик», изображающий ребенка, может нарисовать четыре разные картины, в том числе портрет короля Людовика XV, в то время как «Музыкант» играет на органе, нажимая клавиши инструмента, при этом ее голова двигается и видна ее грудь подниматься и опускаться вместе с ее дыханием. Она выравнивает поклоны в конце каждого выступления.

Пьер Жаке-Дро

Сегодня эти три произведения можно найти в Музее истории и искусства в Невшателе, Швейцария, где они работают один день в месяц. Многие считают их первыми потомками компьютеров, которыми мы все пользуемся сегодня.

Живые куклы: Волшебная история поиска механической жизни Габи Вуд | Книги

18 век был золотым веком философской игрушки, и ее царствующим гением был Жак де Вокансон. Его великолепными творениями восхищались зрители по всей Европе; им восхваляли короли и рукоплескали ученые. Вольтер назвал его «новым Прометеем». Подобно греческому титану, он, казалось, обладал силой создавать жизнь, создавать людей из новых материалов.

Первые механические влияния Вокансона исходили от церкви. Он был младшим из 10 детей (родился в Гренобле в 1709 году), и его мать-католичка брала его с собой каждый раз, когда шла на исповедь. Пока его мать была со священником, Жак смотрел на часы в соседней комнате. Вскоре он тщательно рассчитал и запомнил его механизм и смог построить дома точную копию.

Его отец, мастер по перчаткам, умер, когда Жаку было семь лет, и мальчика отправили учиться в монастырь, куда он прибыл с металлическим ящиком в руках. Он не ладил с другими мальчиками и не мог сосредоточиться на уроках. В конце концов, отец-настоятель был вынужден открыть ящик. Он нашел колеса, шестеренки и инструменты рядом с недостроенным корпусом модели лодки. Столкнувшись с этим, Вокансон отказался заниматься какой-либо учебой, пока его лодка не переправится через школьный пруд. В качестве наказания его заперли в комнате на два дня, но он провел это время, делая настолько необычные рисунки, что учитель математики, которого позже наградили Королевской академией наук, решил помочь ему.

Конечно, существует история о юном гении всех известных мужчин. Что любопытно здесь, так это то, что все ранние усилия Вокансона как механика были каким-то образом связаны с религией. Часы видели на исповеди; учителем математики был монах.

Он продолжал обучаться у иезуитов, а по окончании школы стал послушником религиозного ордена Минимов в Лионе. Он думал, что это единственный способ продолжить свои научные исследования, учитывая ограниченные финансы его овдовевшей матери. Действительно, Вокансону была предоставлена ​​​​собственная мастерская в Лионе и грант от дворянина на создание набора машин; но его таланты поощрялись только до определенного момента. В 1727 году, чтобы отпраздновать визит одного из глав минимов, он решил сделать несколько андроидов, которые будут подавать обед и убирать со столов. Посетитель, похоже, был доволен автоматами, но впоследствии заявил, что считает склонности Вокансона «нечестивыми», и приказал уничтожить его мастерскую.

С этого момента Вокансон понял, что вовлечен в рискованное дело. Он вернулся домой в Гренобль и под предлогом «необъяснимой болезни» умолял епископа вывести его из ордена. Как только он освободился, он сбежал в Париж. Мало что известно о деятельности Вокансона во время его отъезда в Париж.

Считается, что он посещал занятия по анатомии и медицине в Королевских садах. Вскоре он произвел достаточно работ, чтобы отправиться в выставочный тур по Бретани. В Туре он встретил одного из своих главных финансовых спонсоров и вернулся в Париж с достаточным количеством денег, чтобы одеться в цветочную одежду и носить меч — короче говоря, чтобы получить джентльменский вход в высшее общество.

Вокансон серьезно заболел, пока готовился к сборке автомата, который ему спонсировали. Он был прикован к постели четыре месяца. В бреду он придумал андроида, который мог играть на флейте, в форме знаменитой мраморной статуи королевского скульптора Антуана Куасевокса, которая тогда выставлялась в саду Тюильри. Он вставал с постели и рисовал чертежи каждой детали, раздавая их на ходу различным мастерам и часовщикам. Как только части были соединены вместе, стало слышно, как автомат играет на флейте так же прекрасно, как и любой человек. Мраморная статуя словно ожила.

Флейтист-автомат впервые был выставлен 11 февраля 1738 года. Входная плата составляла три ливра, недельную заработную плату рабочего. Вокансон сам демонстрировал объект группам от 10 до 15 человек одновременно. Шоу имело огромный успех. Фигура была сделана из дерева и выкрашена в белый цвет, чтобы быть похожей на мрамор Койсевокса. Он был в натуральную величину — пять с половиной футов в высоту — и поддерживался на большом пьедестале. Флейта, как узнал Вокансон от своих музыкальных знакомых, считалась одним из самых трудных для игры инструментов — ноты воспроизводятся не только пальцами и дыханием, но и разным количеством воздуха, вдуваемого в флейту, и различной формой губ. . Он поставил перед собой явно невыполнимую задачу и получил машину, которая могла воспроизводить 12 различных мелодий. Достоинство этого флейтиста и причина, по которой он казался идеальным устройством эпохи Просвещения, заключалась в том, что Вокансон пришел к этим звукам, подражая тем самым средствам, которыми человек их издает. Существовал механизм, соответствующий каждой мышце.

Девять мехов были прикреплены к трем отдельным трубам, ведущим в грудь фигуры. Каждый набор из трех мехов был прикреплен к разному весу, чтобы выпустить разное количество воздуха, а затем все трубы соединились в одну, эквивалентную трахее, продолжающуюся вверх через горло и расширяющуюся, чтобы сформировать полость рта. Губы, входившие в отверстие флейты, могли открываться и закрываться, а также двигаться вперед или назад. Внутри рта находился подвижный металлический язычок, который регулировал поток воздуха и создавал паузы.

Этот автомат дышал .

Вокансон разработал семь рычагов, соответствующих пальцам; но хотя действия были все правильные, звук был не совсем правильный. Он обнаружил, что деревянные пальцы не могут играть на металлической флейте так, как это могут делать мужчина или женщина: машина просто недостаточно мягкая. Поэтому он искал материал, который бы точно имитировал эффект, и нашел его — сын перчаточника обтянул пальцы своего андроида кожей. Как выразился более поздний комментатор: «Какой позор, что механик остановился так рано, когда он мог бы пойти дальше и дать своей машине душу».

В 1739 году, когда посещаемость выставки падала, Вокансон представил еще две машины. Одним из них была фигура с волынкой и барабаном, которая играла на волынке со скоростью, превышающей скорость любого живого человека. Другая была механической уткой. Что было примечательно в этой утке, так это то, что она ела пищу из рук экспонента, глотала ее, переваривала и испражнялась на глазах у публики. Это стало самым известным творением Вокансона; без гадящей утки, иронично заметил Вольтер, ничто не напоминало бы нам о славе Франции. Он был сделан из позолоченной меди, но размером с живую утку. Он мог пить, мутить воду клювом, крякать, подниматься и снова садиться на ноги и, как удивлялись зрители, глотал пищу быстрым, реалистичным глотательным движением гибкой шеи.

Вокансон подробно рассказал о внутренностях утки: не только проглоченное зерно направлялось через трубки в желудок животного, но и Вокансону также пришлось установить «химическую лабораторию» для его разложения. Оттуда он прошел в «кишечник, затем в задний проход, где есть сфинктер, который позволяет ему выйти». Утка не была машиной, это была высококвалифицированная шутка. Если бы утка была искусственным испражняющимся человеком, реакция, без сомнения, была бы более сложной и менее восторженной.

Вокансон, надо сказать, был человеком, очень озабоченным состоянием своего тела. Его мучила болезнь, из-за которой он не мог есть. Он страдал от свища заднего прохода. Особое упоминание механиком кишечника, ануса и сфинктера утки — части, которые зрители могли бы предпочесть вообразить сами, — можно рассматривать как отражение его личных забот.

К 1741 году Вокансону надоели его автоматы. Он хотел, чтобы их показали в Англии, где на механические выставки собиралась значительная аудитория, но сам возить их туда не хотел. Он никогда не видел себя простым артистом, и в любом случае к тому времени ему дали другую, довольно большую работу. Поэтому он упаковал свои три машины с тремя лионскими бизнесменами, которые заплатили за привилегию сверх шансов. Они исчезли из поля зрения своего изобретателя и вступили в новую стадию своей механической жизни.

Как только он продал свои автоматы, Вокансон бросил все свои силы на новую работу. Людовик XV был большим поклонником утки и в 1741 году назначил Вокансона инспектором по производству шелка. До этого в производстве шелка были специфические проблемы: мельницы и колеса были посредственными, процесс ткачества был несовершенным. Вокансон совершил несколько длительных поездок в Лион, столицу производства шелка и дом своего бывшего монастыря. Введя новые правила и спроектировав новые ткацкие станки, он произвел революцию в промышленном процессе во Франции. Хотя эти машины и не были строго автоматами, они были в некотором смысле протезами — продолжением человека — или его заменой. Работники шелка Лиона восстали против автоматического ткацкого станка Вокансона, забросав его камнями на улице; они настаивали на том, что никакая машина не может их заменить. В отместку Вокансон злобно построил ткацкий станок, управляемый ослом, чтобы доказать, как он сказал, что «лошадь, вол или осел могут сделать ткань красивее и намного совершеннее, чем самые искусные шелковые мастера».

В 1744 г. восстали производители шелковых тканей и чулок — чернорабочие и подмастерья, надсмотрщики, красильщики, плотники, вязальщицы, лавочники — и производители золотых и серебряных тканей. В ответ король сначала наложил штрафы, а затем запретил рабочим под страхом тюрьмы собираться в «кабаре, тавернах, кафе и местах публичных игр» группами более четырех человек. Вязальщик по имени Гаспар Жаке был приговорен предстать перед дворцом и ратушей с горящим факелом, обнаженным, за исключением рубашки, с табличкой на шее с надписью «мятежный вязальщик». Та же участь постигла и других забастовщиков; еще больше было заключено в тюрьму. Почти год спустя король объявил амнистию; но ущерб был нанесен. Вокансон пытался заменить людей машинами; в результате погибли люди, и он был вынужден бежать от насилия под покровом ночи, переодевшись монахом Минимэ. Биографы Вокансона, Андре Дуайон и Люсьен Лиэгр, обвиняют рабочих по производству шелка в том, что они тормозят прогресс, в том, что промышленная революция во Франции отстает от английской.

Тем временем три автомата Вокансона перешли от одного владельца к другому. Флейтист оставил немного следов, но утка, кажется, время от времени поднималась, как заводной феникс. Человек по имени Дюмулен, парфюмер и мастер перчаток, как и отец Вокансона, путешествовал с машинами по Европе, а затем заложил их в Нюрнберге.

В следующий раз автоматы были замечены, упакованными в ящики на чердаке, немецким писателем Кристофом Фридрихом Николаи, опубликовавшим отчет о своих путешествиях в 1783 году. Утка была цела, но Дюмулен аккуратно расположил ее внутренние цепи в обратном порядке, чтобы они сломались, если бы утку пустили в движение. Результатом отчета Николая было то, что машины были спасены необыкновенным человеком, который слышал о них еще мальчиком, объявив их «величайшими шедеврами механики, когда-либо созданными человечеством». Это был Готфрид Кристоф Бейрейс, врач герцога Брауншвейгского, коллекционер редкостей и известный мастер алхимии.

В 1805 году Иоганн Гёте отправился в Бейрейс, соблазненный легендой о «старом чудотворце». «В старом садовом домике сидел флейтист в очень невзрачной одежде, но его игровые дни прошли … Утка без перьев стояла как скелет, еще достаточно бойко пожирала овес, но потеряла способность пищеварения».

После смерти Бейриса автоматы снова исчезли; с тех пор слышали только об утке. Его нашел 20 лет спустя на чердаке другого ростовщика Жорж Дитц, театральный импресарио и экспонент автоматов. Дитц передал ее на ремонт швейцарскому часовщику, который работал над уткой три с половиной года. Дитц взял утку в Париж в 1844 году на Всемирную выставку в Пале-Рояль, где одно крыло вышло из строя.

Также на выставке были представлены автоматы знаменитого фокусника Жана-Эжена Робера-Удена (фокусника, от которого Гудини получил свое имя). Робер-Уден сделал автомат, который мог писать и рисовать, и Дитц попросил его починить сломанное крыло утки. Фокусник, счастливый заполучить знаменитое существо, написал об этом в своих мемуарах. «К моему большому удивлению, — радостно сообщал он о Вокансоне, — я обнаружил, что прославленный мастер не прочь прибегнуть к хитрости, которую я бы с радостью включил в фокус». Робер-Уден обнаружил, что пищеварение было сфальсифицировано, а выделяемое вещество представляло собой предварительно смешанный препарат из окрашенных зеленых панировочных сухарей, «откачанный и с большой осторожностью собранный на блюдечке с голубой каемочкой».

Последующие следы утки скудны. В 1882 году кто-то написал письмо в немецкую газету, в котором утверждалось, что летом 1879 года они видели утку в частном музее в Кракове. Но через несколько дней музей сгорел. Автор письма сообщил, что среди пепла они с женой нашли пару бесформенных металлических колес, «жалкие останки нашей славной птицы».

Однако совсем недавно в архивах Национальной консерватории искусств и ремесел в Париже (на улице, которая сейчас называется улицей Вокансон) были обнаружены загадочные фотографии. На них изображена грубая птица без перьев, сделанная из похожих на пружины витков проволоки и сидящая на огромном деревянном каркасе с механизмом, напоминающим водяную мельницу. Это необыкновенные виды, напоминающие жалкий скелет, описанный Гёте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *