Наблюдения за птицами – Бердвочинг – наблюдение за птицами как увлекательное хобби

Бердвочинг – наблюдение за птицами как увлекательное хобби

Если вам нравятся необычные увлечения, которые мало распространены и практически не известны другим, обратите внимание на бердвочинг.

Увлекательное хобби бёрдвочинг – это наблюдение за птицами в их естественной среде обитания. Необязательно отправляться в лес, можно выбрать ближайший парк отдыха или сквер. Это направление идеально подойдет людям, неравнодушным к пернатым и их интересному образу жизни. Познакомьтесь с особенностями этого увлечения, возможно это то, что вы так долго искали.
  1. Немного истории и суть увлечения
  2. Как стать бердвотчером
  3. Какая польза от бердвочинга

Немного истории и суть увлечения

Не стоит думать, что бердвочинг – новое направление, появившееся в результате тоски человека по живой природе. Есть информация, что это хобби зародилось в тридцатых годах двадцатого века. Английские аристократы, искавшие применение появившимся в то время биноклям, начали коротать время наблюдением за птицами.

Позже пернатых стали фотографировать, так родилась целая птичья охота. Название бердвочинг произошло от двух английских слов: bird – птица, watching – наблюдение. Иногда встречается другое наименование – бердинг, но если углубиться в термины, то это более продвинутый уровень.

Не нужно путать бердвотчеров с орнитологами – профессионалами, изучающими пернатых для науки. Бердвотчеры не занимаются исследованиями, чаще они выбирают какую-то одну местность – парк, берег реки, озеро, окрестности городов, и ведут там наблюдение за птичьими семьями.

Можно выделить два типа бердвочинга – домашний и туристический. В первом варианте фотоохоту ведут на обитателей одного места, регулярно наведываются в гости к птичьему семейству. Орнитологический туризм – это короткие и длительные путешествия, во время которых ведут любительские исследования.

Для бердвочинга используют бинокли и фотоаппараты. Бердвотчеры фотографируют птичьи жилища, наблюдают появление и развитие птенцов. Так рождаются увлекательные истории жизни семейств пернатых.

Все наблюдения и фотоотчеты заносят в дневники. Сейчас этим удобно заниматься на компьютере. Благодаря мощным цифровым фотоаппаратам получаются практически профессиональные материалы. Кстати, материалами любителей нередко пользуются и орнитологи.

Как стать бердвотчером

Бердвочинг – прекрасное хобби, идеальное для тех, кто любит природу. Если вам нравится гулять, то попробуйте придать этим прогулкам более глубокий смыл – станьте бердвотчером.

Первые шаги в птичий мир

Если вы живете в городе, выберите парк или сквер недалеко от дома. Если в деревне – прогуляйтесь по опушке леса, сходите к болоту или берегу водоема. Присмотритесь, какие птицы там живут, сфотографируйте их, а затем дома по фото определите виды и изучите, что они представляют собой. Лучшее время для исследования – ранее утро.

В частности, уточните особенности попавших в объектив пернатых:

  • являются они перелетными или постоянно живут на одном месте;
  • как создают пары;
  • сколько яиц откладывают;
  • какого размера яйца;
  • сколько времени высиживают птенцов;
  • что едят;
  • как спят.

Уже на основании всей это информации вы сможете наблюдать за своими подопечными. Обязательно фотографируйте все, что происходит с семьей пернатых. Каждую фотографию сопровождайте пояснительным описанием.

Свои наблюдения можно хранить на локальном компьютере, но лучше делать это в онлайн-дневнике. Например, создать свой сайт на бесплатной платформе или завести страницу в социальной сети. Так не только вы, но и другие смогут познакомиться с интересным миром птиц.

Какое оснащение потребуется

Для того чтобы заняться орнитологическим туризмом, на начальном этапе вам не придется ничего покупать. По сути, это одно из бесплатных хобби, если относиться к нему, как к приятному отдыху. Для начала подойдет даже фотоаппарат в телефоне, поднять который поможет палка для селфи. Но позже, скорее всего, вы увлечетесь и захотите купить хорошую камеру.

Конечно без бинокля и хорошей камеры, приближающей фотографируемый объект, сложно вести наблюдения за гнездами, расположенными на высоте. Подходить близко тоже нельзя – пернатые друзья даже в городских парках боятся людей.

Бинокль для бердвочинга должен быть удобным и легким, желательно с защищающим от влаги и ударов резиновым покрытием. Достаточно восьми-десятикратного увеличения. Для длительного наблюдения идеальна подзорная труба со штативом.

Для маскировки нужно подобрать правильную одежду. Нет смысл ходить на фотоохоту в ярких нарядах и на стукающих каблуках. Носите одежду, сливающуюся с окружающей средой, и не забывайте, что лесные жители любят тишину. Обувь выбирайте удобную и по сезону – кроссовки, резиновые сапоги, трекинговые ботинки. Одежда должна быть закрытой даже летом, чтобы исключить укусу клещей, комаров и других насекомых.

В бердвочинге можно не только фотографировать, но и записывать на диктофон звуки пернатых. Позже эти записи идеально подойдут для релаксации. Не думайте, что у вас водятся только воробьи, например, есть факты, что в Москве обитает около 200 видов птиц.

Чтобы понять, какая птичка попала в кадр, нужен определитель. Сегодня можно использовать не только бумажный, но и специальные программные обеспечения для смартфонов и планшетов.

Из книг можно посетовать «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» и «Полный определитель птиц европейской части России» в трех томах. Для Android поищите «Полевой атлас – определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы России».

Страница из определителя

Правила поведения и ограничения

Опытные наблюдатели за птичьим миром напоминают:

  1. Нежелательно приближаться к гнездам и фотографировать их вблизи. Нельзя трогать гнезда и яйца, лучше сразу отойти от этого места.
  2. Увидев выпавшего птенца, сразу же нужно отойти от него и ни коем случае не пытаться спасти и вернуть в гнездо. Это почти всегда приводит к гибели!
  3. Бердвочинг не сочетается с шашлыками и пикниками. Нельзя шуметь, разводить костры и включать музыку. Этим вы грубо вторгаетесь в жизнь пернатых, они могут даже покинуть насиженное место.
  4. Подкармливать птиц зимой можно, но делать это следует регулярно и в одно и то же время. Если не готовы включить кормежку в ежедневные обязанности, лучше вообще не начинайте. Иначе пернатые привыкнут к корму и пострадают, если кормушка останется пустой. Не кормите хлебом, берите просо, нежареные семечки или специальный птичий корм.

Не забывайте, что бердвочинг не должен нарушать жизнь животных и вредить им! Удачный кадр не может быть важнее спокойствия обитателей леса.

Какая польза от бердвочинга

Орнитологический туризм – отличная возможность наполнить не только свои прогулки, но и всю свою жизнь новым смыслом.

Многие любители наблюдения приобретают параллельно еще одно хобби – фотографирование. Начиная снимать птиц, вы, конечно, начнете изучать фотоискусство, учиться ловить интересные кадры, подбирать экспозицию. Кстати, на таких фото можно неплохо зарабатывать, когда придет время, прочитайте, как это делать.

Бердвочинг – прекрасное хобби для одиноких людей. Прогуливаться в одиночку скучно, а вот с фотоаппаратом в руках вы забудете о своем одиночестве, а вооружившись целью, перестанете терзать себя грустными мыслями.

Такие прогулки стимулируют выйти на улицу в любую погоду, а это путь к здоровью и долголетию! Ведь гулять намного полезнее, чем сидеть у телевизора или листать страницы интернета. Также придется лазить по деревьям, чтобы сделать удачный кадр. Но это, конечно, только по желанию и при наличии физической подготовки.

Бердвотчеры собираются в группы и сообщества, а значит, это увлечение помогает найти друзей, а иногда и женское счастье. Поищите таких людей в своем городе, а также в социальных сетях и на форумах, где общаются наблюдатели за птицами. Есть даже международный клуб BirdLifeʼs Rare Bird Club. В сообществах, в том числе и виртуальных, проводятся соревнования по бердвочингу, кто больше крылатых видел и запечатлел на камеру.

С группами можно путешествовать по разным регионам, ходить в совместные походы и ездить друг к другу в гости. С новыми друзьями вы сможете делиться своими наблюдениями и черпать полезные уроки от более опытных товарищей. Набравшись опыта, можно принимать участие в конкурсах и турнирах.

В первую очередь бердвочинг – это отдых, а значит, заниматься им нужно для удовольствия, не заставляя себя делать то, что не нравится. Наблюдайте за птицами весной, зимой, летом и осенью. В разные сезоны вы сможете познакомиться новыми видами и узнать, чем занимаются постоянные жители в различное время года.

Также бердвочинг можно рекомендовать для совместного времяпровождения с детьми, для малышей такие прогулки будут в радость и на пользу. Идеальное занятие, чтобы занять ребенка на каникулах дома или на даче.

Загляните в наш список хобби, чтобы найти для себя много разных интересных занятий! В каждом пункте этого списка – новые ощущения и хорошее настроение!

zhenskie-uvlecheniya.ru

Конспект прогулки. «Наблюдение за птицами (грачами) весной».

Конспект прогулки

Составила:

Бодрова Галина Сергеевна

воспитатель высшей категории

МБДОУ дет.сад №88 комбинир.вида

г.Тверь

Тема: «Наблюдение за птицами (грачами) весной».

Программное содержание.

Образовательные задачи: расширять представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период, знания о видах птиц, названиях, их внешних признаках, питании, повадках, условиях проживания; углубить знания о свойствах снега и солнца.

Развивающие задачи: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, интерес к жизни птиц; развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, память, мышление, слух; развивать разговорную речь; развивать двигательную активность.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать желание заботиться о птицах; воспитывать желание соблюдать чистоту на участке, трудолюбие; формировать ответственное отношение к заданию.

Интеграция образовательных областей. 

Познавательное развитие. Формировать умение узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Формировать знания об изменениях в жизни и поведении птиц с приходом весны. Систематизировать знания о весне и ее признаках. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к экспериментальной деятельности. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать умение делать выводы.

Речевое развитие. Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Активизация словаря: весна, солнце пригревает, снег тает, перелетные птицы прилетают из теплых стран.

Социально-коммуникативное развитие. Побуждать детей соблюдать порядок, чистоту, оказывать помощь взрослым, работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Поощрять инициативу в оказании помощи друг другу. Поддерживать радостное, доброе настроение.

Художественно-эстетическое развитие. Развивать представления о весне посредством художественного слова: прослушивание стихов, отгадывание загадок, знакомство с народными поговорками.

Физическое развитие. Развивать физические качества. Закрепить умения и навыки, приобретенные на физкультурных занятиях.  Побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях. Развивать умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других. Воспитывать интерес к подвижным играм, здоровому образу жизни.

Методические приёмы: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседы о погоде, о солнце, о снеге, о грачах, наблюдение за грачами, дидактическая игра «Голоса птиц» (звукоподражания голосам птиц), подвижные игры «Ветер — ураган», «Воробушки и Кот», экспериментальная деятельность, индивидуальная работа.

Предварительная работа:

наблюдения в природе, беседы о состоянии погоды;

чтение художественной литературы о птицах, загадки о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

дидактические игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Голоса птиц», «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»;

подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Птицы и дождь», «Перелет птиц», «Вороны и гнездо».

Выносной материал: прозрачные формы для снега, маска кошки, корзина, игрушки для игр с песком (формочки, совочки, ведёрки).

Ход.

Беседа о состоянии погоды.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами всегда говорим, когда выходим на улицу?

Дети. О погоде.

Воспитатель. Так, как вы считаете, какая сегодня погода?

Дети. Погода: солнечная, ветряная, прохладная.

Воспитатель. Правильно, сегодня погода — солнечная. Солнце очень ярко светит и, даже, пригревает. Вы сами можете в этом убедиться. Протяните к солнышку свои ладошки. Что вы чувствуете?

Дети. Тепло.

Правильно, ладошкам тепло. Солнце их нагревает. Вот также солнце нагревает и землю. Поэтому снег на земле тает.

А как вы думаете, где снег тает быстрее: в тех местах, которые освещены солнцем (показать рукой), или где тень (показать в другую сторону)? (Дети высказывают свои предположения)

Давайте, ребята, это проверим! Предлагаю вам провести опыт со снегом. Вы согласны? (Согласие детей)

Экспериментальная деятельность.

Опыт со снегом: «Где быстрее растает?»

Воспитатель. У нас есть две одинаковые коробочки. Давайте мы положим в них снег.

Все действия сопровождаются словесным комментарием.

Коробки — прозрачные, поэтому снег хорошо видно. Теперь мы поставим эти коробки в разных местах: одну — в том, которое освещено солнцем, а другую — в тени.

В конце прогулки посмотрим, что будет со снегом. И узнаем, правда ли на солнце снег тает быстрее, чем в тени.

Воспитатель. Ребята, вы сказали, что сегодня погода — ветреная. А какой ветер сегодня? (Слабый)

Правильно, ветер слабый, лишь слегка качаются ветки деревьев, а сами деревья стоят спокойно. При сильном же ветре и верхушки деревьев будут качаться. А, уж если, вдруг, начнется ураган, то и все деревья будут сильно раскачиваться. Нам тогда нельзя будет гулять, а нужно быстрее прятаться.

Давайте поиграем с вами в игру «Ветер — ураган».

Подвижная игра «Ветер — ураган».

Дети выполняют движения в соответствии тексту:

Ветер дует, задувает, (стоя на месте,

Ветки дерева качает. качать руками, поднятыми вверх)

Был он слабый… (слегка покачивать руками)

Стал сильней… (раскачивать руками сильнее)

Ураган! Прячьтесь скорей! (подбежать к воспитателю)

Воспитатель. Молодцы, быстро спрятались от урагана. А скажите-ка, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно! Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» —

Звенят уж птичьи голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут —

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

Ребята, вам понравилось стихотворение?

А о чем в нем говорится? Чьи голоса слышны весной? (Птичьи)

Давайте-ка сейчас прислушаемся! Может быть, и мы с вами услышим голоса птиц.

Минутная пауза. Дети прислушиваются к звукам.

Воспитатель. Вы что-нибудь услышали? Голоса каких птиц сейчас звучали?

(Ответы детей)

А хотите поиграть в игру? Я буду называть птицу, а вы будете изображать её голос.

Дидактическая игра «Голоса птиц».

Дети отвечают на вопросы воспитателя, воспроизводя соответствующие звукоподражания — голоса птиц.

Как подает голос ворона? (Ворона каркает: «Кар! Кар!») 

Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Чик-чирик!») 

Что делает синичка? (Синичка тинькает: «Тинь-тинь!») 

Как кричит сова? (Сова ухает: «У-у-х!»)

Это были голоса зимующих птиц. Но весной солнце пригревает сильнее, насекомые вылезают из зимних убежищ, становится больше всего, чем питаются птицы и из теплых стран к нам возвращаются перелетные птицы.

Как подает голос утка? (Утка крякает: «Кря! Кря!») 

Что делает кукушка? (Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!») 

А как подают голоса птенцы всех птиц? (Птенцы пищат: «Пи-пи-пи!»)

А сейчас я вам изображу голос еще одной птицы: «Кра-а-ак!» Как вы думаете, кто так кричит?

Не знаете? Тогда послушайте загадку и сразу догадаетесь, кто это.

Загадка про грача.

Солнце греет у порога,

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … (грачи)

Наблюдение за грачами.

Дети с воспитателем подходят поближе к забору, рассматривают сидящих на деревьях птиц и их гнезда.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие птицы поселились дружной стаей на деревьях возле нашего детского сада? (Грачи)

Правильно, это — грачи. Грач — перелетная птица. Грачи прилетают весной первыми и занимают свои гнезда в рощах поблизости от людей. Старые гнезда они ремонтируют. А как они кричат! Их громкий гомон слышен по всей округе. Питаются они червями и насекомыми.

Посмотрите, два грача спустились на землю.

Дети наблюдают за поведением грачей, рассматривают их внешний вид.

Воспитатель. Посмотрите, как выглядит грач? 

Какого он размера? (Ответы детей)

Какая у него окраска? (Ответы детей)

Какой у грача клюв? (Ответы детей)

Что грач умеет делать? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Грач — это крупная птица с черным оперением и большим белым клювом. У него широкие сильные крылья, крепкие ноги. Он летает, важно ходит, умеет прыгать на двух ногах.

Посмотрите, а что в данный момент делают грачи? (Ответы детей)

Птицы собирают на земле тонкие ветки, прутья, чтобы отремонтировать ими старое гнездо или построить новое. Еще они собирают сухие травинки, соломинки, мох, даже лоскутки тряпочек, если найдут. Грачи выкладывают все это на дне гнезда, чтобы в нем было мягко и тепло. В гнезде птицы будут высиживать яйца, а потом — растить птенцов.

Ах качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Все весне «Привет» кричат,

Скоро выведут грачат.

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? Что мы в силах сделать? (Смастерить и развесить скворечники, набрать и развесить по кустам мох и т.д.)

Трудовая деятельность. 

Уборка территории участка — сбор сухих веток.

Ребята, а вы хотите прямо сейчас помочь птицам? Давайте вспомним, что нужно грачам для построения гнезда? (Ответы детей)

Предлагаю собрать все веточки на нашем участке. А, может быть, кто-то сможет найти и мох.

Дети расходятся по всей территории участка и собирают опавшие ветки деревьев, складывая их в корзину.

Молодцы, как много веток вы собрали! Давайте отнесем их на открытое место, где грачи их легко заметят и смогут забрать в свои гнезда. А, чтобы птицы нас не боялись, мы выберем место подальше от участка.

Воспитатель вместе с детьми отходит на расстояние от участка и выкладывает ветки на землю.

Молодцы! Вы все так хорошо постарались и не только помогли птицам, но и выполнили полезное дело — очистили наш участок от опавших веток. Посмотрите, как стало чисто и уютно!

А как вы думаете, чтобы участок был чистым всегда, что нужно делать? (Убирать мусор, не сорить)

Да, даже поговорка такая есть:

«Чисто, не там где убирают, а там, где не мусорят».

Поэтому, где бы вы ни были: гуляете на участке, на детской площадке, в лесу, всегда поддерживайте чистоту и порядок.

Ну что же, вы хорошо потрудились, а теперь предлагаю вам поиграть. Хотите?

Мы с вами сегодня много говорили о птицах. Давайте и поиграем в игру про птиц — воробьев. А кто любит охотиться за воробьями? (Кошки)

Подвижная игра: «Воробушки и Кот».

Цель: развивать умение выполнять ведущую роль в игре; закреплять умение быстро выполнять движения по сигналу воспитателя, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, быстро убегать, увертываясь, от ловящего; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей; формировать умение осознанно относиться к выполнению правил игры; воспитывать дружелюбие. 

Самостоятельная деятельность детей.

Свободные игры с выносными игрушками в песочнице, на площадке.

Индивидуальная работа.

Цель: развивать умение в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, двигаться подскоками и боковым галопом.

Воспитатель. Птицы летают с помощью крыльев, а на земле они все передвигаются по-разному. Воробьи прыгают на двух лапках, грачи — важно ходят, вороны — могут не только ходить, но и продвигаться вперед подскоками и, даже, боком. Изобразите, как передвигаются птицы.

Сюжетно — ролевая игра «Семья грачей».

Цель: развивать умение выполнять действия в соответствии роли; воспитывать дружелюбие, умение играть вместе с другими детьми; закреплять знание членов семьи и их обязанности.

По окончании игр дети самостоятельно, по напоминанию воспитателя убирают игрушки в корзину.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, что стало со снегом, который мы с вами расставили в разных местах в коробках? (Ответ детей)

Мне тоже интересно. Пойдемте, посмотрим!

Завершение экспериментальной деятельности. Вывод.

Воспитатель с детьми забирают коробки со снегом и сравнивают их содержание.

Воспитатель. Вот коробка, которая стояла в тени. Посмотрите, снег в ней не изменился: какой был, такой и остался.

А теперь возьмем коробку, которая находилась на солнце. Посмотрите, что вы видите через прозрачные стенки и дно?

Дети. В коробке видно воду.

Воспитатель. Что же случилось со снегом?

Дети. Снег растаял.

Воспитатель. Правильно, снег почти растаял. И во что превращается снег, когда тает? (В воду)

Так где же теплее: на солнце или в тени? (На солнце)

Воспитатель. Снег растаял быстрее в том месте, которое хорошо освещено солнцем. Значит, на солнце теплее, чем в тени. Так мы убедились, что солнце греет. А еще, что снег от тепла тает и превращается в воду.

Полученной водой мы польем нашу клумбу, чтобы на ней быстрее выросли цветы.

Воспитатель в присутствии детей поливает клумбу на участке.

Заключительная часть.

Воспитатель хвалит детей за активность и внимательность во время прогулки и предлагает построиться парами, чтобы отправиться в группу.

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Наблюдения за птицами

Наблюдения за птицами

 

Цель: Знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.

 

Задачи. Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать бережное отношение к птицам. Расширять кругозор детей.

 

Наиболее эффективным, ярким, познавательным, неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия, методом ознакомления детей с природой, конечно, является наблюдение.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Научить ребенка наблюдать —  одна из важных задач  взрослого.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения также способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности.

 

В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее прилета совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом лед разбивает».

Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду.

Эта птица является одной из самых полезных среди своих собратьев. Она может уничтожить просто огромное количество мух и насекомых, которые вредят человеку. Для того чтобы поймать их ей достаточно поохотиться за ними в полете.

Уважительно относятся к птичке огородники. Она может уничтожать вредителей прямо с грядки. Птички отличаются своей большой подвижностью. Спокойной птицу можно увидеть только в минуты исполнения ее любимой песни.

 

Птице свойственна доверчивость. Иногда посторонний человек может подойти до нее очень близко. В конце лета все трясогузки стараются слететься в стаи и вместе с ласточками, скворцами находят пристанище в тростниковых зарослях.

Интересно наблюдать за птахой, когда она передвигается по земле. Делает это она быстро, можно сказать бегом. Создается впечатление, что пернатое передвигается с помощью колесиков.

Трясогузки прекрасно летают. Лучше всего это им удается на небольшой высоте. Они легко облетают травы, резко могут развернуться при помощи хвоста, который играет у них роль руля. Птица трясогузка дружелюбное пернатое. Птицы предпочитают жить колоннами.

В рационе пернатого основное место занимают насекомые. Причем, в особо тяжелые дни, когда насекомых становится меньше трясогузка может рьяно охранять свою территорию и не давать конкурентам охотиться на ней.

Если проблем с насекомыми нет, то птица может проявить доброту и разрешить непрошеному гостю поохотиться вместе, при этом она должна обязательно идти или лететь первой.

Перед тем, как мигрировать в теплые страны у птиц просыпается особая бдительность. В эти моменты они не только не подпускают врага, но и человеку трудно к ним подступиться.

Во время ночного отдыха они не перестают перекликаться друг с другом. Это не зависит от того, беспокоит их кто-нибудь или нет. На осенний перелет уходит два месяца.

nsportal.ru

Наблюдение за птицами — Птицы

Каждый в жизни сам для себя определяет, чем заниматься в свободное время (да и не только в свободное). Предлагаем для тех, кто еще в поиске, подумать о наблюдении за птицами.
Почему наблюдение за птицами?
Это увлекательное занятие, оно повышает нашу осведомленность и понимание процессов, которые происходят в дикой природе. Навыки наблюдения за птицами и определения видов в природе приобрести несложно. Птицы являются представителями наиболее многочисленной группы животных, неотъемлемой частью многих экосистем. Они захватывают нас своими разнообразными окрасками, песнями и умением летать. Наблюдая за птицами можно много чего увидеть!
Во время наблюдений следует быть внимательным и сосредоточенным. Одновременно это и хорошая возможность расслабиться. Наблюдать за птицами можно в одиночку или группой, а участвовать в организованных наблюдениях может любой желающий (возраст и пол не имеют значения). Важно лишь желание улучшать навыки наблюдений, а также пытливый ум.
Важные вещи, которые нужно помнить.
Конечно, наблюдения за птицами оказывают наименьшее влияние на окружающую среду, однако следует вести себя так, чтобы все мы и впредь имели возможность любоваться птицами. Во время наблюдений стоит придерживаться следующих советов:
— не распугивайте птиц и не наносите ущерб местам их обитания;
— ведите себя толерантно во время наблюдений – станьте хорошим примером для других и призовите коллег вести себя ответственно;
— придерживайтесь правил и требований относительно посещения определенных мест, особенно заповедников, природных парков, заказников;
— уважайте интересы птиц, других животных и местных жителей: не разглашайте информацию, если вам представится редкая птица. Прежде всего сообщите о своей находке в общество охраны птиц, которое знает и может принять необходимые меры для сохранения редкой птицы.
Что нужно иметь с собой при наблюдении за птицами?
Некоторых птиц можно легко определить без любого снаряжения, однако чаще базовое оборудование все-таки необходимо.
1. Бинокль
В бинокль можно лучше рассмотреть птицу в целом и некоторые детали, которые помогут определить вид.
2. Определители птиц
В определителе представлены детали и признаки, важные для определения.
3. Блокнот
Блокнот используют для сохранения результатов наблюдений. Важно записывать характерные детали незнакомых птиц.
Пользуйтесь карандашом, это убережет ваши заметки, даже если они намокнут.
4. Определение птиц
Предварительно изучите/ознакомьтесь с основными чертами, которые свойственны определенным видам птиц. Это поможет различать виды и эффективнее использовать определитель.

allaves.ru

Конспект наблюдения за птицами с детьми средней группы.

Конспект наблюдения за птицами с детьми средней группы.

Наблюдая – познаем.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению.

Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растений, о сезонных изменениях в природе.

Наблюдение №1: «Знакомство с птицами».

Цель: 1. Познакомить с птицами, которые живут на нашем участке.

2. Выявить, чем они отличаются друг от друга (размером, окраской и

пр.).

3. Установить черты сходства во внешности птиц – есть голова,

туловище, хвост, крылья, ноги, клюв и т.д..

4. Закрепить знания о птицах.

Задачи:

— развивать звуковую культуру речи;

— развитие диалогической речи и умение детей отвечать на вопросы.

— познакомить с особенностями поведения птиц осенью;

— развивать наблюдательность;

— закреплять умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве;

— воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: кормушка, зёрна, крошки хлеба, маски воробушек для подвижной игры; карточки для дидактической игры «Угадай и назови»; выносной материал.

Ход прогулки.

Выйдя на прогулку, воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Воробьи»:

Жила веселая семья —

Три забияки воробья:

Папа,

Мама

И сын.

У папы

Не было хвоста —

Давно

Потерян

В драке,

У мамы

Было полхвоста…

И перышко

Взамен хвоста —

У сына-забияки.

На тротуаре

Всей семьей

Они ведут

Смертельный бой:

У воробья соседа

Отбили

Пол-обеда —

Сухую корку

И одно

Не очень вкусное

Зерно.

Автор: Р. Сеф

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на этих птичек. Кто из вас знает, как они называются?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Правильно. Это воробьи. Про воробья еще говорят«Мал, да удал». Как думаете, почему? (ответы детей)

Давайте понаблюдаем за ними.

Воробушки всегда летают стайками. Давайте посмотрим, что у воробушка есть? 

Посмотрите: клювик, две лапки, маленькие крылышки. А знаете ли вы, что под коричневыми пёрышками есть теплый пушок, который их согревает в холодную погоду. Чтобы воробью не умереть от голода им приходится много летать, для того чтобы находить себе корм. А давайте-ка мы с вами послушаем и представим, о чем разговаривают воробушки между собой (воспитатель вместе с детьми прислушивается к голосам воробьёв). Ну, ребята, вы услышали, как разговаривают воробьи?

А о чем они чирикают? (ответы детей). А теперь мы с вами попробуем говорить по воробьиному.

Дети: Чик-чирик, чики-рики, чики-чик.

Воспитатель: Молодцы! А вы умеете летать как воробьи?

Дети: Да (имитируют движенья полета птиц).

Воспитатель: Ну, раз вы умеете летать и «говорить» как воробьи, то мы с вами поиграем в увлекательную игру, которая называется «Воробушки и автомобиль»

Цель: физическое развитие детей.

Задачи: способствовать развитию координации; упражнять в мягком спрыгивании на землю, приземлении на полусогнутые ноги; в умении приступать к игре по сигналу; в соблюдении правил игры.

Эта игра учит управлять своим поведением. Задача детей состоит в том, чтобы вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп действий – активных движений и их торможения, что требует определенных усилий. Облегчает детям эти усилия активность воображения при выполнении взятой на себя роли. Таким образом, эта игра способствует также развитию воображения

Описание игры.

Во время прогулки воспитательница обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди. Напомнив детям их наблюдения, воспитатель предлагает поиграть в воробушков и автомобили и очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки рисуются кружочки, треугольники – это домики для воробушков. Сюда они полетят, когда проедет автомобиль; в своем домике воробьи не боятся, что их раздавят; они сидят и смотрят. Как только проедет автомобиль, воробушки опять полетят искать зернышки и червячков. Тут же воспитатель говорит, что он будет автомобилем, и показывает, как загудит и поедет автомобиль.

Затем воспитатель говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль проезжает по площадке, а воробушки убегают в свои домики, где спасаются от машины. Чтобы дать детям передышку, воспитатель раза два проезжает из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и говорит: «Летите, воробушки!»

Так повторяется несколько раз, после чего выбираются несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь воспитатель подает только словесный сигнал: когда действуют машины, а когда — воробушки. Например, гудок обозначает сигнал для автомобилей, а чириканье или слова («Летите, воробушки!») являются сигналом для воробьев.

При повторении игры роли могут меняться.

Правила игры
  1. Действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.

  2. Воробушкам запрещается попадать под машины, а машинам – появляться не вовремя на дороге.

Чтобы облегчить детям ожидание, можно ввести в игру ряд спокойных действий: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины приводят себя в порядок. Для того чтобы дети лучше приняли роли, воспитателю важно создать воображаемую ситуацию (т.е. хорошо выполнить роль машины) и объяснить, почему воробушки должны улетать в свои домики.

Важно следить за твердым соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает на один тур из игры (поскольку ему «отдавили лапку»).

Воспитатель:

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

«Кар – кар – кар!» Кто же это, ребята?

Дети: Ворона.

Воспитатель обращает внимание детей на большую птицу, сидящую на дереве.

Воспитатель: Ребята, ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, в мусорных контейнерах, она всеядная.

Воспитатель: А давайте сравним, чем похожи и отличаются две птицы (воробей и ворона).

Дети отмечают, что у обеих птиц есть клюв, крылья, хвостик и лапки. Одна птица – большая, чёрная; вторая – меленькая серая. Воробьи летают стайками, а вороны чаще всего по одной.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим, как «разговаривают» эти птицы. Дети имитируют звуки, которые издает ворона.

Воспитатель: А теперь полетаем как вороны (уточняет, что вороны летают не так быстро как воробьи и реже машут крыльями). Дети бегают на площадке, имитируя движения и голос ворон.

Далее воспитатель показывает детям кормушки и интересуется у них, знают ли они что это и для чего. Предлагает детям насыпать зёрна и крошки хлеба в кормушки и, отойдя от нее, понаблюдать за поведением птиц (уточняет, что птицы очень пугливы и нужно вести себя тихо).

После наблюдения организовывает экспериментирование «Рассматривание следов»

Цель: Развивать наблюдательность, любознательность, двигательную активность.

— Ребята, а кто знает, кто такой следопыт? (Если дети не отвечают, рассказывает сам). Кто хочет со мной изучать следы? (раздаёт лупы). Ходят по участку, рассматривая разнообразные следы.

Вопросы:

Кому принадлежат следы? О чём они говорят? (рассматривая следы, дети предполагают, чьи они).

Правильно.

Вопросы:

А как вы думаете, на какой поверхности виден след лучше? Давайте попробуем узнать (дети, пробуя на разных участках, приходят к выводу, что след виден лучше на мягкой поверхности).

А теперь предлагаю поиграть в игру:

«Птичий базар» (иллюстрация разных птиц).

— Посмотрите на иллюстрации картин и назовите оседлых или зимующих птиц.

— Сороки, вороны, голуби.

— А какие птицы прилетают к нам на участок к кормушкам?

— Воробьи, синички.

— А еще к нам прилетает зимовать интересная птичка. Послушайте загадку:

«К нам зимой он прилетает, красной грудкой щеголяет».

— Снегирь.

— Правильно, это снегирь.

Педагог говорит Снегирю, что дети наверняка сумеют узнать птиц даже издалека (I) по следующим признакам.

• По походке, полету, повадкам. Детям раздаются карточки с изображениями птиц.

Каждому нужно вспомнить характерные движения и создать загадку-пантомиму о данной птице. Остальным детям нужно дать отгадку. Если все будут повторять придуманные их товарищем или педагогом движения в атмосфере интереса и радости, получится прекрасная физкультминутка.

Понаблюдайте за поведением птиц. Одни уверенно прилетают на кормушку, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи клюют под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за происходящим. Определите знакомых птиц.

Затем дети играют в самостоятельные игры с выносным материалом на участке (предложить сюжетно- ролевую игру «Птица с птенчиками). Параллельно проводится индивидуальная работа (Ангелина, Богдан, Артем, Настя., Вика) по основным видам движений (прыжки с продвижением вперед на короткую дистанцию, прыжки с малой высоты).

infourok.ru

Дневник наблюдения за птицами

МБОУ «Зоринская средняя общеобразовательная школа»

306243 Курская область Обоянский район с.Зорино

Тел. (47141) 3-13-23

Операция «Покормите птиц зимой!»

Дневник наблюдений за птицами

(номинация «Птичье кафе»)

Автор: Малыхин Максим

ученик 8 класса

Руководитель: учитель биологии

Малыхина Наталья Васильевна

2017г.

Содержание

Стр.

Введение 2

1. Сведения о птицах 3

2. Наблюдение за птицами 6

3. Результаты наблюдения

3.1. Изучение состава кормов разных видов птиц 7

3.2. Виды и количество птиц на кормушках 8

Заключение 9

Литература 10

Введение

Зимой голодным птицам очень тяжело пережить морозы. Это связано с тем, что во время движения в мышцах птицы образуется большое количество тепловой энергии, т.е. птицы согреваются в движении. Однако для движения любому организму нужна энергия, питательные вещества. Основная пища птиц-это насекомые, ягоды и плоды растений. Зимой насекомые прячутся и найти их не так легко, а плоды и семена оказываются под снегом. Кроме того, у большинства птиц дневное зрение и искать пищу они могут только в светлое время суток. День зимой короткий, пищу найти сложно, и многие птицы замерзают из-за отсутствия пищи.

Люди в состоянии помочь птицам выжить зимой. Подкармливать птиц необходимо особенно в морозные зимы. И самое главное-регулярно следите за наличием корма.

Объект наблюдения: зимующие птицы.

Предмет наблюдения: кормовые предпочтения и поведение птиц зимой.

Цель: провести учет птиц и их кормовые предпочтения в зимнее время.

Задачи:

1. Расширить знания о зимующих птицах нашего края и об особенностях их жизни в зимнее время.

2. Организовать наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.

3. Выяснить кормовые предпочтения птиц.

4. Оформить дневник наблюдения.

Сведения о птицах

Воробей – это небольшая птичка семейства воробьиных. Воробьи являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.

Воробей узнаваем по внешнему виду и за его характерное чириканье. Цвет оперения в верхней части коричнево-бурый с вкраплением черных перьев. На голове возле ушей и брюшко светло-серого оттенка. У воробьев маленький короткий хвост и достаточно мощный клюв. В среднем длина тельца воробья составляет около 16 см, вес крошечный — от 25 до 35 гр., а размах крыльев до 27 см.

Самца воробья от самки можно отличить по характерному черному пятну, которое охватывает подбородок, горло и верхнюю часть грудки. Голова самца также имеет темно-серый цвет. Самка воробья меньше по размеру, голова и горло имеют серый цвет, а над глазами расположены серо-желтые полоски, очень бледные, практически незаметные.

Воробьи ведут оседлый образ жизни, выбрав территорию, гнездятся. Выращенное потомство остается рядом с родителями, таким образом воробьи образуют большие стаи. Этому способствует высокая плодовитость воробья, обилие корма благодаря близости человеческих поселений.

Синица довольно красивая птица. Спинная сторона желтовато-зеленого цвета, брюшная сторона желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Песня синицы — громкий, размеренный, повторяющийся звук ‘ци-ци-фи, ци-ци-фи, ци-ци-фи…’

Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми. Весной и летом основу питания синиц составляют гусеницы, жуки, пауки, осенью и зимой — семена, а у жилья человека — пищевые остатки. Синицы полезны для человека, их успешно привлекают в парки и скверы, жилые кварталы, прикармливая зимой развешивая кормушки. В последние годы численность больших синиц в поселениях человека продолжает увеличиваться. Синички зимуют в нашем селе, они и летом не улетают от нас. Наблюдая, мы увидим, как синицы долбят какой-нибудь кусочек или семечко, зажав его цепкими пальчиками лапок. Частые удары их клювиков иногда очень звучно раздаются в морозном воздухе. Если же кусочек мягкий, то синица прижимает его к ветке лапкой и отщипывает по маленьким частям.

Одна погибшая зимой самка большой синицы за лето дала бы десятка полтора молодых птенцов. Еще через год, от которых получилось бы потомство уже около 100 штук. Это уже целый отряд по борьбе с вредителями садоводства — мелкими насекомыми, которых синицы истребляют во множестве. В настоящее время совершенно ясна практическая необходимость зимней прикормки наших полезных птиц.

Самый распространенный и известный вид – это большой пестрый дятел. Птица довольно крупная. Туловище длиной до 27 см, а размах крыльев – до 50. Вес небольшой, около 100 г.

Свое название получил из-за пестрой окраски перьев. Буро-белые, белые, серые, черные с синим или зеленоватым отливом – это основные цвета. Бывают на теле и все оттенки коричневого цвета. Нарядность дятлу придают ярко-красные или розовые пятна на затылке у самца и как шапочка, венчающие темя.

Такие же красные пятна есть в подхвостье. Вообще у разных видов дятлов расположение полос и пятен черного и белого цвета образует своеобразный ритмический рисунок.

Дятлы живут там, где есть деревья: в лесах, в парках. Виды деревьев значения не имеют, он может обитать в хвойных, лиственных и смешанных лесах.

Птица оседлая, долгое время живет на одном и том же месте. Перекочевывают на другое лишь в случае неурожая семян, и в родные места не возвращаются.

Дятел – птица всеядная. В теплое время года главной их пищей являются разнообразные насекомые. В больших количествах дятлы поедают вредных насекомых, портящих древесину, их личинки, любых гусениц, муравьев. В зимнее же время основная пища – это семена деревьев, чаще хвойных.

Наблюдение за птицами

После того как я повесил кормушки, птиц у дома стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.   На кормушки прилетают дятлы, воробьи, синицы. Больше всего на кормушки прилетало синиц и воробьев, а меньше всего дятлов, воробьи любили лакомиться, упавшими на снег семечками.  Я увидел, что синицы прилетали к той кормушке, рядом с который  я повесил кусочки сала и насыпал в кормушку семечки подсолнечника и тыквы, а воробьи в любую кормушку. Синица, взяв семечко подсолнечника или тыквы, не пыталась его очистить. Вместо этого, прижав семечко лапкой к ветке, птица ловко пробивала её клювом и выклёвывала мякоть. Причём даже если в лапке окажется уже расколотое пополам семечко, она все равно будет упорно отщипывать кусочки мякоти, вместо того чтобы проглотить всё целиком. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании и прилетают к кормушке поклевать пшеницы. Дятел, который в природе питается семенами ели и сосны, прилетал полакомиться несоленым салом.

Таким образом, я убедился, что птиц надо постоянно подкармливать, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега.

Результаты наблюдения

Изучение состава кормов разных видов птиц

Виды и количество птиц на кормушках

Кормушка 1

Кормушка 2

Синицы

10

5

Воробьи

12-15


10

Дятел

1

Заключение

Все цели, которые я ставил перед собой в период наблюдений, были достигнуты. И мною сделаны следующие выводы:

1. Кормушки должны быть развешены не позднее ноября с тем, чтобы птицы привыкли к её местонахождению.

2. Видовой состав птиц, прилетавших к кормушкам: воробьи, большие синицы, дятел.

3. Излюбленное лакомство синиц и дятла — несоленое сало. Воробьи предпочитали пшеницу.

4. Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Проведённая работа оставила массу впечатлений, пополнила и обогатила мой запас знаний о наших маленьких пернатых друзьях. Я решил не останавливаться на этом и продолжать свою деятельность в этом направлении и дальше, принося хоть какую-то пользу природе моей малой Родине.

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им, ведь это так увлекательно и интересно. Птицы приносят огромную пользу и радость всем.

Литература

1. К.Н. Благосклонов Охрана и привлечение птиц.

2. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 4. – Л.: ЛГУ, 1981. 296 с.

3. Флинт В.Е., Беме Р.Л., Костин Ю.В., Кузнецов А.А. Птицы СССР. – М.: Мысль, 1968. 637 с.

infourok.ru

Наблюдения за птицами в природе. Птицы открытых и околоводных пространств СССР

Проведение наблюдений за птицами в природе — дело нелегкое. Большинство видов умеет хорошо скрываться в траве, зарослях кустарников, кронах деревьев и т. д. Поэтому всем, кто хочет увидеть, как живут и ведут себя птицы, надо набраться терпения и быть готовыми к тому, что на первых порах их часто будут ждать неудачи.

Сначала надо подготовиться к экскурсии. Для этого хорошо иметь шести- или восьмикратный бинокль, записную книжку, простой черный карандаш или шариковую ручку с несмывающейся пастой. Все остальное — фото- или киноаппарат, магнитофон — лучше начинать использовать уже после приобретения некоторого навыка в наблюдениях.

Выходить на экскурсии лучше всего на рассвете, когда проснувшиеся птицы наиболее активны и их легче обнаружить. В середине дня они держатся более скрытно, меньше поют и перекликаются. Несколько активнее птицы становятся перед вечером, но быстро сгущающиеся сумерки часто мешают наблюдениям (речь, конечно, идет о дневных птицах, наблюдения за ночными проводятся с вечерних сумерек до рассвета). Позднее, когда будет приобретен некоторый навык, наблюдения надо проводить во все часы суток, но начинающим, повторяем, лучше выходить на экскурсию ранним утром.

Нас часто спрашивают: «Что надо наблюдать и что записывать?» Ответ очень простой: «Все!» Мы до сих пор еще очень мало знаем о жизни птиц, об их взаимоотношениях, об их индивидуальном и групповом поведении, о взаимосвязи различных видов, гнездящихся в одном биотопе, и т. д. Поэтому каждое конкретное наблюдение может быть очень важным и полезным. Особенно интересны позы, которые принимают птицы в различных ситуациях, их следует зарисовывать тут же, в дневнике, хотя бы схематическими набросками. Записи надо делать возможно более подробными и прямо на месте, не откладывая «на потом», ибо что-то забудется и восстановить будет трудно.

В дневнике всегда должно быть указано географическое положение района наблюдений, число, месяц, год и время, погода и биотопы, где эти наблюдения проводились. Например; «Северный склон Туркестанского хребта, ущелье Кусавлисай, 10.XI 1981, 6 ч 30 мин, арчовый лес, ясно, +5°… Берег ручья…» Записывать надо всех встреченных птиц. Если вид птицы определить не удалось, ее записывают под условным названием, которое впоследствии заменяют правильным.

После таких самых общих рекомендаций перейдем к более конкретным. Во-первых, в какой сезон лучше всего начинать наблюдения? Легче и удобнее всего зимой. В это время птиц обычно мало, держатся они более заметно и группируются в определенных местах. Исключением являются только самые южные районы нашей страны, где собираются многочисленные зимующие виды. Там начало наблюдений лучше перенести на весну, когда останутся только местные гнездящиеся птицы. Зимой птицы весь короткий день проводят в поисках пищи и активны в течение всего светлого времени.

Начинать наблюдения надо с определения видового состава птиц района, затем обратить внимание на общий характер распределения их по различным биотопам, выяснить, какие биотопы наиболее предпочитаются многими видами, а какие, наоборот, безжизненны. Далее можно переходить уже к наблюдениям за отдельными видами. Следует посмотреть, какие птицы держатся стайками, объединяются ли они с другими видами и как это происходит, какие виды встречаются только в одиночку, как и где кормятся отдельные виды птиц (на кустах у их основания или на верхних ветвях, на земле или на отдельных кустиках бурьяна, в кроне дерева или на стволе, у основания ветвей или на их концах и т. д.), какой корм предпочитают, как его добывают, как складываются взаимоотношения в стаях, куда отлетают на ночевку, где ночуют, делают ли запасы пищи и как их используют. Все это и многое другое удается увидеть при внимательных наблюдениях. Кроме того, зимой можно организовать подкормку птиц в удобном для себя месте. На место подкормки собираются птицы различных видов, между ними начинают складываться довольно сложные взаимоотношения, и все это будет проходить на глазах наблюдателя. Для тех, кто умеет фотографировать, будет нетрудно сделать здесь и хорошие снимки.

В конце зимы следует проследить за отлетом птиц, которые держались здесь только на зимовке, наблюдать образование пар и распадение зимних стай, занятие гнездовых территорий местными птицами, поведение птиц во время оттепелей и при резких понижениях температуры, при выпадении глубокого снега и образовании инея. У некоторых птиц (ворон, кукша, клест, оляпка) в конце зимы начинается гнездование и можно увидеть всю подготовку к нему.

К весне наблюдатель, даже начинающий, приобретет уже некоторый опыт и будет подготовлен к встрече весны — одного из самых интересных и сложных сезонов в жизни птиц.

В своих записях надо обязательно отмечать ход весны (появление проталин, появление почек и листьев, зацветание растений, ход температур, погоду и т. д.). На этом фоне легче будет потом разобраться и в особенностях поведения птиц. Наиболее заметен, конечно, весенний пролет. Следует отмечать первое появление птиц, их массовый пролет и исчезновение (для пролетных видов) или разлет по местообитаниям (для гнездящихся). Наблюдая за пролетом, необходимо указывать, как летят птицы — в одиночку или стаями, величину стай, их форму, направление пролета, приблизительную высоту, на которой летят отдельные виды, время суток, погоду, характер пролета (непрерывно, волнами). Подсчет птиц в стаях, особенно больших, очень труден, поэтому следует подсчитывать птиц в небольшой стайке, а большую стаю оценивать по сравнению с ней приблизительно, по занимаемой ею площади.

После окончания пролета у птиц начинается время размножения. Первый его этап — занятие гнездовой территории. Она может быть различной по величине и расположению. Следует посмотреть, какой из полов первым занимает будущий гнездовой участок, как ведет себя по отношению к другим особям своего вида и к другим видам, как образуется пара, каковы особенности поведения птиц в это время (принятие различных сигнальных поз и издавание песни или других сигнальных звуков).

Далее начинается постройка гнезд. Надо очень точно описать расположение гнезда на местности (кустик бурьяна среди пашни, отдельная группа мелких елочек в высокоствольном лесу и т. д.), где и на какой высоте помещается гнездо (на земле, под кочкой; на высоте 4 м, у самого ствола; на высоте 20 м, на вершине старой сосны и т. д.), участие самца и самки в постройке гнезда, выяснить, с какого по счету яйца начинается насиживание, кто насиживает, где птица предпочитает петь, где кормится, надолго ли оставляет гнездо, как ведет себя при опасности, как изменяется ее поведение от начала к концу насиживания.

После вылупления птенцов поведение родителей обычно довольно резко изменяется. Проследить это всегда бывает интересно, особенно если под наблюдением находилось несколько гнезд. В поведении птиц, помимо видовых, всегда есть и индивидуальные различия, и это проявляется в процессе размножения. Наблюдая за гнездом, где вылупились птенцы, нужно отмечать, как меняется поведение родителей, кто из них кормит птенцов, частоту кормления, частоту чистки гнезда, охрану гнезда или выводка (у выводковых птиц), изменение границ гнездовой территории, рост птенцов, первые попытки вылета из гнезда, поведение при приближении родителей или «чужих» птиц, реакцию на опасность, попытки самостоятельной кормежки, отношения внутри выводка, отношение к посторонним выводкам, изменение голоса и окраски оперения, следование за родителями, способность к полету после выхода из гнезда. Всегда надо иметь в виду, что все наблюдения у гнезд следует проводить с большой осторожностью, чтобы родители их не бросили.

У взрослых птиц после вылета птенцов обычно начинается линьке. Во время нее птицы держатся скрытно, молчат и наблюдения за ними проводить очень трудно. Однако часто можно встретить потерянные перья и по ним определить присутствие птиц.

После линьки многие птицы надевают наряд, отличающийся от весеннего. Как правило, он более тусклый, и это тоже необходимо учесть и отметить, так как начинающий любитель может не узнать птицу, которую он хорошо запомнил весной. Здесь в определении может помочь знание голоса птицы (обычно не меняющегося) или определительная таблица.

Почти неизвестна послегнездовая жизнь молодых птиц, поэтому все сведения по этому вопросу всегда интересны, но, к сожалению, получить их нелегко.

В конце лета начинается обратный пролет птиц. Раньше всего они покидают северные широты. Ряд куликов начинает осенний пролет уже в июле. Трассы весеннего и осеннего пролетов иногда совпадают, но чаще они различны. Поэтому при проведении наблюдений и записи их нужно подробнее указывать места, по которым проходит пролет. Методика наблюдений та же, что и при наблюдениях за весенним пролетом. Разница в том, что удается проследить начало образования стай у местных видов и ход их подготовки к отлету, сопровождающийся изменением поведения, а часто и некоторых издаваемых птицами звуков. Все это надо записывать. Следует также обращать внимание и на состав стай: состоят ли они из птиц разного возраста или только из молодых, а старые держатся отдельно? Вместе или раздельно летят самцы и самки? Кто улетает раньше?

С середины осени начинают появляться и зимующие птицы. Это обычно связано с количеством кормов: при их обилии птицы прилетают рано и держатся всю зиму, при недостатке — пролетают, почти не задерживаясь. Особенно хорошо это заметно у хищных птиц в годы обилия или отсутствия грызунов и у птиц, питающихся зимой ягодами, урожай которых колеблется в разные годы. Поэтому при записях наблюдений за зимующими птицами надо обязательно указывать факторы наличия кормов.

Осенью бывает особенно хорошо заметна связь между различными видами птиц, и на это следует обращать внимание. Так, в общие стаи собираются различные виды синиц, к ним присоединяются пищухи, поползни, дятлы, а на востоке нашей страны — некоторые овсянки, пеночки и другие птицы. За стаями зимующих и пролетающих вьюрков и чечеток часто следуют дербники, за утками — сапсаны и т. д. Все это интересно и надо отмечать.

Мы здесь не говорим об учетах численности птиц, которые проводят орнитологи, так как это требует специального навыка и знаний. Поэтому для начинающих достаточно ограничиться указанием, что птица обычна, многочисленна, редка или очень редка, а при приобретении определенного навыка можно обратиться к специальной литературе, где подробно описываются различные методики учетов.

Конкретные данные с указанием точного количества встреченных птиц следует приводить для редких или исчезающих видов, внесенных в «Красную книгу». Каждая встреча таких птиц должна точно фиксироваться. Абсолютные учеты можно проводить также и при наблюдении на токах глухарей или тетеревов, которых в это время легко сосчитать и не допустить ошибки.

Наконец, для тех, кому трудно проводить наблюдения в лесу или в поле, мы советуем заняться ими в городе. Иногда наблюдения за птицами из окна квартиры могут дать очень интересные сведения, особенно это касается птиц-синантропов — ворон, грачей, галок, воробьев, голубей и ряда других, связанных в своей жизни с человеком. Искусственные и естественные водоемы, создаваемые и находящиеся в населенных пунктах, привлекают многие виды птиц и служат им местами кормежки во время пролетов, а часто и местами гнездования, в которых наблюдатель может увидеть много интересного.

Конечно, в этом кратком очерке невозможно охватить всего и дать подробную инструкцию наблюдений за птицами. Нам кажется, что приведенного для начала достаточно и тот, кто заинтересуется и будет регулярно наблюдать птиц, сможет получить некоторые сведения о том, как и что надо делать, а в дальнейшем познакомится с трудами специалистов, дополнив их на основании собственного опыта.

Надо отметить, что все данные о биологии и поведении птиц представляют большой интерес и помогут в работе по сохранению и умножению нашей авифауны.

www.birdsbb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *