Значение сенсорного воспитания для развития детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Почему сенсорное воспитание так важно для малышей 2-4 лет? Оно:
- Является основой для интеллектуального развития
- Развивает наблюдательность
- Готовит к реальной жизни
- Позитивно влияет на эстетическое чувство
- Развивает внимание
- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
- Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- Влияет на расширение словарного запаса ребенка
- Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Основные задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Выделяют следующие основные задачи сенсорного воспитания детей 2-4 лет:
- Формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий.
- Формирование у детей системы сенсорных эталонов.
- Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Рассмотрим подробнее каждую из этих задач.
Формирование системы перцептивных действий
Перцептивные действия — это действия обследования, которые позволяют воспринимать предметы и их свойства. К ним относятся:
- Осматривание
- Ощупывание
- Обведение контура
- Прокатывание
- Сжимание
- Взвешивание на руке
Важно обучать детей выполнять эти действия в определенной последовательности, формировать алгоритм обследования предметов.
Формирование системы сенсорных эталонов
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. К ним относятся:
- Цвета спектра и их оттенки
- Геометрические фигуры
- Величина (большой-маленький, длинный-короткий и т.д.)
- Осязаемые свойства предметов (гладкий, шершавый, мягкий, твердый и т.д.)
- Вкусы (сладкий, соленый, кислый, горький)
- Звуки речи, музыкальные звуки
Задача педагога — познакомить детей с этими эталонами и научить использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Формирование умений применять перцептивные действия и сенсорные эталоны
Недостаточно просто сформировать у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов. Важно научить их применять эти знания и умения в самостоятельной деятельности. Для этого необходимо:
- Побуждать детей использовать эталоны при обследовании предметов в повседневной жизни
- Включать сенсорные задачи в продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
- Использовать дидактические игры и упражнения, направленные на применение сенсорных эталонов
Виды дидактических игр для сенсорного развития младших дошкольников
Дидактические игры являются основным средством сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Они позволяют в интересной, занимательной форме формировать и закреплять знания и умения детей.
Выделяют следующие виды дидактических игр для сенсорного развития:
Игры на развитие восприятия цвета
- «Собери бусы»
- «Разложи по коробочкам»
- «Найди пару»
- «Цветные домики»
- «Подбери чашки к блюдцам»
Игры на развитие восприятия формы
- «Геометрическое лото»
- «Волшебный мешочек»
- «Найди домик для фигурки»
- «Построй башню»
- «Подбери крышки к коробочкам»
Игры на развитие восприятия величины
- «Матрешки»
- «Пирамидки»
- «Большой — маленький»
- «Построй дорожку»
- «Найди пару»
Игры на развитие тактильных ощущений
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Найди пару»
- «Тактильные дощечки»
- «Платочек для куклы»
При подборе игр важно учитывать возрастные особенности детей и постепенно усложнять задания.
Организация сенсорного уголка в группе детского сада
Для успешного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Одним из ее элементов является сенсорный уголок.
Что должно быть в сенсорном уголке для детей 2-4 лет?
- Дидактические игры и пособия для развития восприятия цвета, формы, величины
- Тактильные панели и дощечки с различными поверхностями
- Шнуровки, застежки, липучки для развития мелкой моторики
- Различные виды конструкторов
- Природный и бросовый материал для экспериментирования
- Музыкальные инструменты и звучащие игрушки
- Пособия для развития дыхания и слуха
- Материалы для нетрадиционного рисования
При организации сенсорного уголка важно соблюдать следующие принципы:
- Доступность — все материалы должны находиться в свободном доступе для детей
- Разнообразие — необходимо предоставить детям возможность исследовать различные свойства предметов
- Безопасность — все материалы должны быть безопасными для детей данного возраста
- Эстетичность — оформление уголка должно быть привлекательным для детей
- Мобильность — возможность изменения содержания уголка в зависимости от образовательной ситуации
Роль взрослого в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Успешность сенсорного развития детей во многом зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Какова же роль педагога и родителей в этом процессе?
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей сенсорное развитие детей
- Организация обследования детьми различных предметов и материалов
- Обучение способам обследования предметов и сенсорным эталонам
- Проведение дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей
- Включение задач сенсорного воспитания в другие виды детской деятельности
- Индивидуальная работа с детьми по развитию сенсорных способностей
Важно помнить, что взрослый должен не просто демонстрировать ребенку те или иные свойства предметов, а побуждать его к самостоятельному исследованию, поощрять познавательную активность.
Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Для оценки эффективности работы по сенсорному развитию детей необходимо проводить педагогическую диагностику. Она позволяет выявить уровень сформированности сенсорных эталонов и перцептивных действий у каждого ребенка.
Что оценивается при диагностике сенсорного развития детей 2-4 лет?
- Умение различать и называть цвета
- Умение различать и называть геометрические фигуры
- Умение сравнивать предметы по величине
- Умение ориентироваться в пространстве
- Развитие тактильного восприятия
- Развитие слухового восприятия
Для проведения диагностики используются специальные задания и дидактические игры. По результатам диагностики определяется уровень сенсорного развития ребенка (высокий, средний, низкий) и намечаются пути дальнейшей работы.
Взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного развития детей
Эффективность работы по сенсорному развитию детей значительно повышается при активном участии родителей. Для этого необходимо организовать систематическое взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы работы с родителями по вопросам сенсорного развития детей:
- Родительские собрания
- Индивидуальные консультации
- Мастер-классы по изготовлению игр и пособий
- Семинары-практикумы
- Папки-передвижки
- Буклеты и памятки
- Совместные досуги
- Выставки детско-родительских работ
Важно не только информировать родителей о значении сенсорного развития, но и обучать их конкретным приемам работы с детьми в домашних условиях. Это позволит обеспечить единство подходов к сенсорному воспитанию в детском саду и семье.