Рококо архитекторы: Архитектурный стиль рококо

Архитектурный стиль рококо

Келуш (Queluz) — жемчужина архитектурного стиля рококо. Португалия. Округ Лиссабон. Строительство дворца началось в 1747 г. Проект архитектора Матеуша Винсенте де Оливейра (Mateus de Oliveira).

Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715—1723 гг.) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Этот стиль стал отражением светской культуры королевского двора, образа мышления французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения, изысканность, утонченность. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Стиль рококо в архитектуре стал более легким, игривым, чем предшествующее барокко. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Декорирование строилось на асимметрии, вариативности членений плоскостей, перегруженности деталями. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий.

Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г

Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.

Амалиенбург под Мюнхеном. «Охотничий домик» курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>

В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. В те времена очень популярными были художники — квадратуристы, которые специализировались на создании подобных изображений. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Стены дворцов украшали также городскими пейзажами, особенно популярными были виды Венеции, изображенные реалистически точно. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля, изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.

Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).

Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.

Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.

Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в основном использовался для оформления интерьеров и достиг своей вершины при Людовике XV. В Германии стиль рококо называли также «Perückenstil», это название произошло от напудренных париков — характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг.) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.

Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.

В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко — Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии — Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.

Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) — летняя резиденция для прусских королей. Был построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом I для своей супруги Софии Шарлоты. Здание подвергалось перестройке: в 1701-1707 гг. (архитектор Э. фон Гёте), в 1740-1743 гг. (архитектор Т.В. фон Кнобельсдорф). Дворец был отреставрирован после войны.

Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.

Автор текста: Марина Калабухова

Рококо — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Рококо́ (в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка») — стиль, который появился в начале XVIII века во Франции. Он стал своеобразным продолжением стиля барокко и развивался вплоть до 60-х годов. Сам термин вошёл в употребление в середине XIX века.

Характерными чертами рококо являются утончённость, большое количество декоративных элементов, изящество. Практически во всех работах в стиле рококо прослеживается орнаментальность, часто присутствуют мифологические мотивы. 

Этот стиль изначально стал применяться в оформлении интерьеров, позже он вошёл в архитектуру и изобразительное искусство. Элементы этого стиля имитировали естественные, природные текстуры. Вместе с этим для рококо характерен избыток предметов декора и обилие завитков.

 

Рококо в архитектуре 

Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.

Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план.  На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей. 

Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль»  — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.  

Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.

Ландшафт в стиле рококо

После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.

Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.

Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко. 

Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.

 

Интерьер в стиле рококо

Рококо можно с уверенностью назвать одним из самых роскошных и сложных стилей. Чтобы оформить интерьер в стиле рококо, лучше всего выбирать помещение овальной либо ассиметричной формы.

Основная идея интерьера рококо – показать все богатство помещения, так что неотъемлемым элементом стиля стала позолоченная мебель и мебель из ценных пород дерева, а также лепнина и дорогие ткани. Несмотря на то, что функция стиля рококо в основном декоративная, все элементы декора предназначены для комфортного отдыха.

Рассмотрим некоторые особенности рококо в интерьере.

Цветовая гамма. Одним из наиболее заметных отличий от предшествующего стиля стала смена палитры: вместо сочетания золотого и голубого стали применяться пастельные оттенки. В комнатах преобладают насыщенные цвета – как по отдельности, так и в комбинациях: белый цвет часто сочетается с золотым, красным, салатовым. Стали применяться перламутровый, жемчужный и лиловый оттенки.

Несмотря на то, что от строгих канонов рококо отошёл, гармония элементов всё же соблюдается. Стены и потолок отделываются одним и тем же материалом. Часто для оформления интерьера помимо лепнины применяют резные деревянные панели, настенную живопись и драпировку тканями. В качестве напольного покрытия используют паркет и керамическую плитку, а пол застилают дорогими коврами.

Одним из неотъемлемых атрибутов рококо является камин из природного камня. Не обойтись без больших окон слегка закругленной формы и украшенных шторами.

Аксессуары очень важны для оформления интерьера: часто можно увидеть статуэтки из керамики, подсвечники, античные статуи и ширмы. Приветствуется большое количество зеркал – чаще в резных рамах, также для лучшей освещённости используются многочисленные осветительные приборы: от люстр до подсвечников. Характерными атрибутами являются скульптуры, статуэтки и прочие предметы декора, стилизованные под античность.

Что касается мебели, то она фактически создаёт стиль помещения. Мебель эпохи рококо очень изящна, она украшена сложной резьбой и позолотой. Ножки мебели изящно выгнуты. 

Стиль рококо нашёл применение во многих художественных и промышленных отраслях – в частности,  в изготовлении изделий из фарфора, который довольно быстро вошёл в моду. Кроме того, большой популярностью стало пользоваться серебро – из этих материалов было изготовлено большое количество посуды. Стало развиваться искусство сервировки.

 

Примеры архитектуры рококо

 

Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме

Архитекторы эпохи рококо уделяли довольно много времени созданию архитектурных ансамблей – к их числу можно отнести дворцовый комплекс в Ораниенбауме, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди. Строительство длилось с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. По проекту этого архитектора был разбит парк, включающий элементы природного парка с лужайками и зарослями, живописными аллеями, дорожками и водоемами. Это было личное жильё, которое и строилось не для приемов, а для отдыха. 

Терраса дворца облицована гранитом, вокруг него стоит ограда с изящной кованой решеткой. Внешний вид дворца отличается лаконичностью: одноэтажный, с большими окнами, стеклянной галереей. Стены с красивыми пилястрами и полуколоннами ещё возвращают в эпоху барокко, но в гораздо более простой форме. Архитектурные элементы обладают мягкостью, а пастельные кремовые и розовые тона здания придают ему спокойствие, свойственный архитектуре рококо.

В этом ансамбле можно отметить ещё одно здание в стиле рококо – Китайский дворец, который строился примерно в это же время по проекту Ринальди.

 

Архиепископский дворец в Праге

Архиепископский дворец также еще называют Вирхув дворец в честь ведущего архитектора  рококо в Праге Яна Йозефа Вирха (1732-1782), который занимался реконструкцией этого монументального здания.

В центральной части дворца изначально был расположен мраморный портал, который архитектор не только оставил, но и подчеркнул его за счёт монументального фасада. Дворец был расширен по бокам, а также добавился четвёртый этаж.

Двор разделён двухъярусным мостом, а также в нём присутствует крытый коридор на аркадах с колоннами. Яркими элементами рококо здесь стали херувимы с канделябрами на карнизе и группы скульптур на главной лестнице.

В интерьерах дворца стиль рококо ярче всего проявился в конструкции парадной лестницы и бело-золотых интерьерах светлых салонов. До сих пор в Тронном зале сохранилась коллекция из французских гобеленов. Витиеватая резьба по дереву, лепка, украшающая потолки и стены салонов и других помещений, большое количество стекла, фарфора, люстр и стильной мебели дополняют интерьеры дворца в стиле рококо.

В настоящее время стиль рококо продолжает существовать в интерьере, однако в несколько изменённом виде: он стал более лаконичным, практически пропала позолота, однако тенденция к использованию дорогих материалов высокого качества сохранилась.

 

Период стиля архитектуры рококо | Характеристики и примеры

Совпав с окончанием великих художественных движений Европы, рококо проявил себя во многих областях искусства, включая архитектуру, как и другие направления. С другой стороны, является ли художественный стиль рококо продолжением барокко или это совершенно другой стиль со своими особенностями, до сих пор является предметом споров. В этой статье мы поговорим об областях применения и характеристиках архитектурного стиля рококо 9.0004 и изучить образцы структур.

Развитие движения рококо

Возникнув в Европе 18-го века в Париже, быстро распространившись между 1700 и 1775 годами и за короткое время оставив свое влияние на другие художественные наслаждения, рококо является романтическим и мечтательным стилем. Архитектура в стиле рококо , внутреннее убранство которого некоторые считают преувеличенным, быстро развивалась в большинстве стран Европы, особенно во Франции и Германии. Хотя сторонников этого декоративного архитектурного стиля было много, профессионалы эпохи Просвещения резко критиковали рококо, находя его противоречащим разуму и логике.

Он возник не в свете архитектурной идеи или идеала, а в стремлении достичь декоративной красоты и элегантности. По этой причине пионерами искусства рококо являются скульпторы, дизайнеры интерьеров и живописцы. Влияние рококо уже много лет ощущается не только в архитектуре, но и в моде, производстве мебели и фарфора. Стиль уступил место неоклассицизму в конце 18 века.

Образец церкви в стиле рококо – Вискирхе

Архитектурные характеристики эпохи рококо

  • Здания в стиле рококо имеют изогнутые декоративные гравюры, похожие на буквы s и c, к которым мы привыкли в архитектуре барокко.
  • Пастельные тона и мягкие тона преобладают в декоре и цветах фона.
  • Стиль рококо, который в основном украшает интерьеры, обычно имеет асимметричные архитектурные планы и украшения.
  • Некоторые интерьеры в стиле рококо изображают идиллическую сцену.
  • Часто встречаются цветочные мотивы, раскидистые, как плющ, и природные мотивы, такие как раковины мидий.
  • Лист аканта, символ красоты, используется в стилизованных формах.
  • Образность, украшенная юмористическими элементами, является основной темой фресок и скульптур. Одним из наиболее распространенных изображений является младенец Эрот.
  • Водостойкая штукатурка, называемая лепниной, использовалась в интерьерах эпохи рококо. Эта очень гладкая штукатурка дала возможность создавать различные рельефы и скульптуры.
  • В рисунках на светлую фоновую плоскость наносились яркие и яркие узоры и орнаменты.
  • Зеркала помещены в некоторые предметы интерьера в стиле рококо, чтобы поддержать яркую и восторженную атмосферу внутри.

Архитектурный стиль рококо раньше предпочитался в залах, где аристократы размещали свое дворянское окружение. Эти заманчивые салоны в стиле рококо были ареной активной жизни французских интеллектуалов XVIII века с их яркой атмосферой, богатыми украшениями из сусального золота, светлыми тонами и сверкающими зеркалами, делающими пространство шире и просторнее.

Различия между архитектурными особенностями барокко и рококо

Хотя стиль рококо является немного более дифференцированной версией архитектурного стиля барокко, он содержит некоторые важные изменения. Например, рококо — гораздо более спокойный и легкий стиль. Использование пастельных тонов вносит важный вклад в создание этой легкости. Более того, стиль рококо создает более светлое и дружелюбное ощущение пространства. В барочных сооружениях часто активно действуют мрачные и темные темы.

Важнейшей причиной такой торжественной атмосферы стиля барокко является то, что его чаще всего предпочитали в роскошных дворцах и соборах Европы. С другой стороны, архитектурное направление рококо развивалось как более яркий и удобный стиль, поскольку часто украшало интерьеры элитных и аристократических резиденций. Кроме того, стиль рококо наиболее заметен в дизайне интерьера. Архитектура барокко, с другой стороны, показала свое влияние на дизайн интерьера, экстерьера и сада.

Примеры зданий в стиле рококо

Хотя он появился в Париже, Франция, позже он дал важные примеры, особенно в Англии, Германии и России. Образцы архитектуры рококо часто встречаются не во всем здании, а в реставрации или дополнительных конструкциях существующего здания. Например, можно увидеть следы стиля рококо в некоторых частях Версальского дворца, который является продуктом периода барокко.

Резиденция Вюрцбург

Residence Würzburg

Германия является одной из стран, где архитектура рококо демонстрирует наибольшее влияние и дает самые успешные примеры. Архитектор Бальтазар Нойман спроектировал Резиденцию, которая была построена между 1720 и 1744 годами и первоначально использовалась как епископский дворец. Графы Шенборны, жившие здесь, придавали большое значение своему вкусу и стилю.

Для оформления интерьера дворца были приглашены лучшие архитекторы и художники страны. Самая любимая часть этого украшения — самая большая потолочная фреска в мире. Фреска является одним из пиковых произведений декоративного искусства рококо. В здании имеется планировка, аналогичная плану Версальского дворца. Овальные формы потолка, двуручные лестницы, завитые орнаменты, пастельные тона и разнообразные скульптуры украшают всю Вюрцбургскую резиденцию.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Жители Российской империи, обожавшие изящное искусство Европы, построили Екатерининский дворец в 1752 году. повлиял на этот летний дворец. На длинных фасадах дворца применялась роспись в блеклых пурпурных тонах вместе со светлой лепниной. Однако больше всего снаружи выделяется огромная золотая отделка фасада светлых тонов. Эти блестящие золотые украшения видны по всему фасаду и всему дворцу. Интерьер Екатерининского дворца

Когда мы входим внутрь этого дворца в стиле рококо, нас приветствует гораздо более интенсивная работа с золотом, чем снаружи. Настолько, что доминирующим цветом внутренней отделки стал золотисто-желтый. На фоне этого яркого цвета контраст создается за счет использования светлой штукатурки на заднем плане, как и снаружи.

Итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, который является архитектором этих бледных цветов и блестящих золотых работ в Екатерининском дворце, является также архитектором многих барокко и рококо в России.

Амалиенбург

Амалиенбург, который является одним из самых важных произведений немецкой архитектуры рококо , был спроектирован как охотничий домик. Ложа была построена между 1734-1739 гг. Внутри преобладают серебристо-голубые цвета, а не золото, что ассоциируется с рококо. Кроме того, основной цвет экстерьера, оформленного гораздо проще, чем интерьер, — бледно-розовый. Амалиенбург — ©Rufus46, Wikimedia

В здании много окон и зеркал. Таким образом, легкость стиля рококо сочетается с яркостью светлых тонов в интерьере, обеспечивая высокий уровень освещенности дневным светом. Зеркальный зал, расположенный в центре этого здания, распределяет свет в пространстве благодаря своему круглому плану, создавая среду, в которой элегантность ощущается на пике.

Круговая геометрия центрального зала также считывается из массы здания. Здание, на первый взгляд кажущееся простым прямоугольным в плане, приобрело движение за счет круглой формы зала. Помимо керамики, украшенной китайскими мотивами, в здании также есть характерные для рококо скульптуры и различные орнаменты.

Замок Шантийи

Замок Шантийи

Замок Шантийи, одно из самых благородных зданий во Франции, выполнен в архитектурном стиле французского Возрождения. Тем не менее, зал Месье ле Пренс в Шантильи, построенный в 1722 году, является одним из самых великолепных образцов дизайна в стиле рококо. Внутреннее убранство в этом знаменитом зале принадлежит Жану Оберу. Также в этом замке есть потрясающий ландшафтный дизайн Андре Ленотра.

Подводя итог, можно сказать, что стиль рококо, возникший в период позднего барокко, украшает замки и особняки. Он опосредовал передачу яркой жизни европейской аристократии с восторженным декоративным вкусом. В результате оно угасло в среде, где быстро развивалось просветительское движение и рациональность.

Художники рококо (18 век)

 

Мебель в стиле рококо

Искусство изготовления мебели в стиле рококо было представлен во Франции французским дизайнером Андре-Шарлем Булем — см., Французская мебель (1640-1792) — и, в Венеции, Андреа Брюстолон. Искусством инкрустации руководили такие художники, как как Пьетро Пиффетти (1700-1777), работавший в Доме Савойи в Турине. О мастерах во Франции см.: Французские дизайнеры. (1640-1792). В Англии дизайн мебели возглавил Чиппендейл. дизайнер и автор книги «Джентльмен и директор краснодеревщика». (1754 г.).

Список художников рококо

Среди многих мастеров архитектуры рококо, дизайн, живопись, скульптура и другие изобразительные искусства в 18 веке, были следующие:

Аллегрен, Кристоф-Габриэль (1710-1795) Французский скульптор (Париж)

Андриссен Юрриан (1742-1819) Голландский живописец (Амстердам)
Антропов Алексей Петрович (1716-1795) Русский живописец
Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Русский живописец
Эшфорд, Уильям (ок. 1746–1824) Ирландский художник (Дублин)
Наряд, Клод-Франсуа (1728–1804) Французский скульптор (Париж)
Огюстен, Жан-Батист-Жак (1759–1832) Французский миниатюрист
Бартолоцци, Франческо (1727) -1815) Итальянский художник-график (Лондон)
Батони, Помпео (1708-1787) Итальянский художник (Рим)
Байеу И Субиас, Франциско (1734-1795) Испанский художник (Мадрид)
Байеу И Субиас, Рамон (1746-1793) Испанский художник (Мадрид)
Беллотто, Бернардо (1720-1780) Итальянский художник
Бернар Д’Ажеши (1756-1829) Французский художник (Ниор)
Бонавиа, Карло (Деятельность 1751-1788) Итальянский художник (Неаполь)
Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) Русский художник
Боттани, Джузеппе (1717-1784) ) Итальянский художник
Буше, Франсуа (1703-1770) Французский художник
Будар, Жан-Батист (1710-1768) Французский скульптор (Парма)
Бозе, Жозеф (1745-1826) Французский художник (Париж)
Бромптон, Ричард (1734) -1783) Английский художник
Байс, Якобус (1724-1801) Голландский график (Амстердам)
Кафьери, Филипп (1714–1774) Французский ювелир
Калле, Антуан-Франсуа (1741–1823) Французский художник
Карлеварис, Марианна (1703–ок. 1750) Итальянский художник (Венеция)
Карлен, Мартин (ок. 1730–1785) ) Французский краснодеревщик (Париж)
Карнисеро И Мансио, Антонио (1748-1814) Испанский художник (Мадрид)
Автомобили, Лоран (1699-1771) Французский художник-график (Париж)
Казали, Андреа (1705-1764) Итальянский художник (Лондон)
Кастелли, Бернардино (1750-1810) Итальянский художник (Венеция)
Кошки, Якоб (1741–1799) Голландский художник
Каз, Пьер-Жак (1676–1754) Французский художник (Париж)
Ходовецкий, Даниэль Николаус (1726–1801) Польский художник (Берлин)
Христиан, Иоганн Йозеф (1706– 1777) Немецкий скульптор
Клодион (1738-1814) Французский скульптор
Кочин, Шарль-Николя II (1715-1790) Французский график (Париж)
Кок, Поль Де (1724-1801) Фламандский художник (Брюгге)
Копли, Джон Синглтон (1738–1815) Английский художник
Косуэй, Ричард (1742–1821) Английский художник-миниатюрист
Козенс, Джон Роберт (1752–1797) Английский художник
Креспи, Луиджи (1709–1779) Итальянский художник (Болонья)
Криэрд, Матье (ок. 1689–1776) Французский краснодеревщик (Париж)
Кросато, Джованни Баттиста ( ок.1685-1758) Итальянский художник (Венеция)
Деферне, Жан-Батист (ок.1729-1783) Французский скульптор (Париж)
Делоне, Николя (1739-1792) Французский художник-график (Париж)
Декуртис, Шарль-Мельхиор (1753-1820) Французский художник-график (Париж)
Дициани, Антонио (1737-179 гг.)7) Итальянский художник (Венеция)
Доден, Шарль-Николя (1734-1803) Французский художник (Севр)
Дюбуа, Рене (1737-1799) Французский краснодеревщик (Париж)
Дюше де Ванси, Гаспар (1756-1788) Французский художник
Дюмон, Франсуа (1751-1831) Французский художник-миниатюрист
Дюплесси, Жозеф-Сиффред (1725-1802) Французский художник (Париж)
Эрл, Ральф (1751-1801) Американский художник
Эрлом, Ричард (1743-1822) Английский Художник-график (Лондон)
Эберлейн, Иоганн Фридрих (1695-1749) Немецкий скульптор (Мейсен)
Элиартс, Ян Франс (1761-1848) бельгийский художник (Антверпен)
Фальконе, Этьен-Морис (1716-1791) Французский скульптор
Фессар, Этьен (1714-1777) Французский график (Париж)
Фишер, Иоганн Мартин (1740-1820) Немецкий скульптор
Фонтебассо, Франческо (1707-1769) Итальянский художник (Венеция)
Фрагонар , Жан-Оноре (1732-1806) Французский художник (Париж)
Гейнсборо, Томас (1727-1788) Английский художник
Гаремейн, Ян Антун (1712-1799) Фламандский художник (Брюгге)
Жерар, Маргарита (1761-1837) Французский художник (Париж)
Жермен, Франсуа-Тома (1726-1791) Французский ювелир (Париж)
Гилрей, Джеймс (1756-1815) Английский художник-график
Гонсалес Веласкес, Антонио (1723- 1794) Испанский художник (Мадрид)
Гутьер, Пьер (1732-1813) Французский ювелир
Графф, Антон (1736-1813) Немецкий художник
Грин, Валентин (1739-1813) Английский художник-график (Лондон)
Грез, Жан-Батист (1725-1805) Французский художник-жанрист (Париж)
Гуарана, Якопо (1720-1808) Итальянский художник (Венеция)
Гварди, Франческо (1712-1793) Итальянский художник (Венеция)
Гварди, Джакомо (1764-1835) Итальянский художник (Венеция)
Гварди, Джанантонио (1699-1760) ) Итальянский художник (Венеция)
Герен, Жан-Урбен (1761–1836) Французский миниатюрист
Гюнтер, Франц Игнац (1725–1775) Немецкий скульптор (Мюнхен)
Гюнтер, Маттеус (1705–1788) Немецкий художник
Хакерт, Якоб Филипп (1737-1807) Немецкий художник
Холл, Петер Адольф (1739-1793) Шведский художник-миниатюрист
Халле, Ноэль (1711-1781) Французский художник (Париж)
Херрейнс, Виллем (1743-1827) Фламандский художник (Антверпен)
Ходжес, Уильям (1744-1797) Английский художник
Хорманс, Ян Йозеф II (1714-1790) Фламандский художник (Антверпен)
Уас, Мишель-Анж (ок. 1680-1730) Французский художник
Гудон, Жан-Антуан (1741-1828) Французский скульптор
Хубер, Жан (1721-1786) Швейцарский художник (Женева)
Иббетсон, Юлий Цезарь (1759-1817) Английский художник
Яннек, Франц Кристоф (1703-1761) Австрийский художник
Джонс, Томас (1742–1803) Английский художник
Юэль, Йенс Йоргенсен (1745–1802) Датский художник
Жюльен, Пьер (1731–1804) Французский скульптор
Кауфманн, Анжелика (1741-1807) Швейцарский художник
Кракер, Иоганн Лукас (1719-1779) Австрийский художник
Крафт, Пер Старший (1724-1793) Шведский художник
Крейцингер, Йозеф (1751-1829) Австрийский художник
Кухарский, Александр (1741-1741- 1819) Польский художник (Париж)
Лабиль-Гийар, Аделаида (1749-1803) Французский художник (Париж)
Лагрене, Жан-Жак (1739-1821) Французский художник
Лагрене, Луи-Жан-Франсуа (1725-1805) Французский художник
Лампи, Иоганн Баптист I (1751–1830) Австрийский художник
Лоне, Николя Де (1739–1792) Французский график (Париж)
Лоуренс, Томас (1769–1830) Английский портретист
Ле Пренс, Жан-Батист (1734– 1781) Французский художник (Париж)
Лейхер, Феликс Иво (1727-1812) Австрийский художник
Лели, Адриан Де (1755-1820) Голландский художник (Амстердам)
Ленс, Андрис Корнелис (1739)-1822) фламандский художник
Леписи, Николя-Бернар (1735-1784) французский художник (Париж)
Левицкий, Дмитрий Григорьевич (1735-1822) Русский живописец
Лиссабон, Антонио Франциско (1738-1814) Португальский скульптор (Бразилия)
Лонги, Алессандро (1733-1813) Итальянский живописец (Венеция)
Лютербур, Филип Жак Де 1740-1812 Французский художник (Париж)
Мачадо де Кастро, Иоахим (1736–1822) Португальский скульптор
Маджотто, Доменико (1712–1794) Итальянский художник (Венеция)
Маджини, Карло (1720–1806) Итальянский художник (Фано)
Малле, Жан-Батист (1759–1835) Французский художник
Маре, Жорж Де (1697–1776) Шведский художник (Мюнхен) 1834) Французский скульптор
Маро, Даниэль I (1661-1752) Французский архитектор
Мартинкур, Этьен (ок.
1735-1791) Французский скульптор (Париж)
Матье, Георг Давид (1737-1778) Немецкий художник
Маульбертш, Франц Антон ( 1724-1796) Австрийский художник
Майер, Мари-Констанс (1775-1821) Французский художник (Париж)
Мейсонье, Жюст-Орель (1698-1750) Французский ювелир (Париж)
Мелендес, Луис (1716-1780) Испанский художник
Менажо, Франсуа-Гийом (1744-1816) Французский художник
Мерсье, Филипп (ок. 1689-1760) Французский художник (Лондон)
Мессершмидт, Франц Ксавьер (1736-1783) Австрийский скульптор
Миньо, Пьер-Филипп (1715-1770) Французский скульптор (Париж)
Мильдорфер, Йозеф Игнац (1719-1775) Австрийский художник
Молитор, Бернар (1755-1810) Французский краснодеревщик ( Париж)
Море, Жан-Мишель (1741–1814) Французский художник-график (Париж)
Морен, Жан-Луи (1732–1787) Французский художник (Севр)
Морлетер, Джован Мария (1699–1781) Итальянский скульптор (Венеция)
Морланд , Джордж (1763-1804) Английский художник (Лондон)
Натуар, Шарль-Жозеф (1700-1777) Французский художник (Париж)
Ногари, Джузеппе (1699-1766) Итальянский художник (Венеция)
Оммеганк, Бальтазар Поль (1755-1755-1766) 1826) Фламандский художник (Антверпен)
Опи, Джон (1761-1807) Английский художник (Лондон)
Ос, Ян Ван (1744–1808) Голландский художник (Гаага)
Уватер, Исаак (1750–1793) Голландский художник (Амстердам)
Пажу, Огюстен (1730–1809) Французский скульптор
Парет И Алькасар, Луис (1746– 1799) Испанский художник
Паш, Лоренц Младший (1733-1805) Шведский художник
Паскетти, Фортунато (ок. 1700-1773) Итальянский художник (Венеция)
Петерс, Иоганн Антон Де (1725-1795) Немецкий художник (Париж)
Петито, Эннемон-Александр (1727–1801) Французский архитектор
Пьер, Жан-Батист-Мари (1714–1789)) Французский художник (Париж)
Пигаль, Жан-Батист (1714-1785) Французский скульптор
Пиллеман, Жан-Батист (1728-1808) Французский художник
Реберн, сэр Генри (1756-1823) Шотландский художник
Рагене, Николя-Жан-Батист (1715-1793) Французский художник (Париж)
Рамзи, Аллан (1713–1784) шотландский художник
Рау, Жан (1677–1734) французский художник (Париж)
Рейнольдс, сэр Джошуа (1723–1792) Английский художник
Робер, Юбер (1733–1808) Французский художник
Рокка, Микеле (1666–1751) Итальянский художник
Роде, Бернхард (1725-1797) Немецкий художник (Берлин)
Рокотов, Федор (ок. 1735-1808) Русский художник
Ромни, Джордж (1734-1802) Английский художник
Рослин, Александр (1718-1793) Шведский художник
Рослин, Мари-Сюзанна (1734–1772) Французский художник (Париж)
Роулендсон, Томас (1756–1827) Английский художник-график (Лондон)
Рассел, Джон (1745–1806) Английский художник
Сен-Обен, Шарль-Жермен Де (1721-1786) Французский художник-график (Париж)
Сент-Обен, Габриэль Де (1724-1780) Французский художник (Париж)
Саммартино, Джузеппе (1720–1793) Итальянский скульптор (Неаполь)
Соваж, Пиат-Жозеф (1744–1818) Фламандский художник (Париж)
Шаль, Жан-Фредерик (1752–1825) Французский художник
Шмидт, Мартин Иоганн (1718) -1801) Австрийский художник
Сило, Адам (ок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *