Архитектурный стиль — Рококо
В. Соколовский 21:38 1. АРХИТЕКТУРА :Появление Рококо:
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Особенности Рококо:
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.
Примеры:
Павильон Катальная горка, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1774гг.
Китайский домик в Потсдаме.
Китайский дворец, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1768гг.
Амалиенбург под Мюнхеном.
Церковь Франциска Ассизского, арх. Алейжадинью, Оур-Прет.
Архикафедральный собор Святого Юра, Львов, Украина.
Русское рококо
Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.
Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.
Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 — 1760-е гг.
Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля — русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер — резчик, изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Louis-Roland –французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н.Ф. Жилле (Николя Жиле — французский скульптор). Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада.
Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.
Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 — 1762 гг.
Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне — серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.
Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 — 1768 гг.
По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.
Автор текста: Марина Калабухова
Что такое искусство рококо — объяснение стиля, художников и известных произведений
Что такое рококо?
Давайте определим рококо
Рококо, появившееся на художественной сцене вскоре после барокко, иногда трудно распознать. Но несколько отличительных черт отличают его от всех остальных. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим указателем художественных стилей, охватывающим более конкретные и заслуживающие внимания движения, или с нашей хронологией истории искусства для дополнительного контекста.
РОКОКО ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что такое рококо?
Рококо — яркая, но беззаботная форма искусства, часто характеризующаяся белыми и пастельными цветами, позолотой и изогнутыми линиями. Стиль рококо обычно изображает сцены юности, любви и природы и вызывает движение и драматизм. Эпоха рококо длилась примерно с 1730-х до середины 1780-х годов, и этот стиль можно найти в живописи, архитектуре и многом другом. Рококо происходит от французского слова « rocaille », что означает щебень или камень. Это относится к гальке или ракушкам в фонтанах или гротах и описывает змеевидный узор, часто встречающийся в эпоху рококо.
Рококо Художественные характеристики:
- Сцены природы и легкомысленности
- Асимметричные
- Детали
- Ярко -пастельные цвета
Rococo Vs. Baroque
rots of roco
6666666666666
6
6
6
6. Французская элита перешла от более декоративного стиля к интимному декору, буквально оставив Версаль парижским усадьбам. Они стали городской высшим классом.
Барокко, бывшее в то время одним из самых (если не самым) излюбленным стилем, было формальным, грандиозным и суровым. И французский высший класс стал выбирать более мягкие, элегантные и асимметричные украшения.
Триумф Венеры, 1740 г. Франсуа Буше
Рококо начинался как архитектурный стиль, но затем превратился в игривую, но изысканно детализированную живопись. Он вызывает легкомыслие и легкомыслие своими цветами, похожими на сахарную вату, и юношескими изображениями природы. Это стало особенно популярным примерно в 1730 году, когда оно быстро начало распространяться в Австрии, Германии и других европейских странах. Рококо начал выходить из моды примерно в 1770 году, когда преобладали более «отрезвляющие» стили, такие как неоклассицизм.
Вот краткая хронология стиля:
1710–1730
Барокко начинает выходить из моды по мере того, как переход власти во Франции вызывает более яркую эстетику: рококо.
1730–1750-е
Рококо доминирует на художественной сцене Франции и распространяется на другие европейские образования, такие как Италия и Германия.
1760–1780-е
Популярность рококо снижается, поскольку выдающиеся философы и художники начинают критиковать его за несерьезность. Сначала он умер во Франции, а в конце концов вышел из моды в своих последних оплотах в Германии и Италии.
Популярные образцы рококо
Образцы картин в стиле рококо
Наряду с импрессионизмом, рококо считается самым влиятельным направлением французского искусства. Он построен на более темной и эмоциональной тьме, помогая миру искусства перейти в более яркий период, и некоторые работы подчеркивают эту идею.
Жан-Антуану Ватто приписывают рождение рококо. Он также выступал за fête-galante , уделяя особое внимание вечеринкам в саду и другим подобным мероприятиям на открытом воздухе в качестве основной темы.
Его картины, как никакие другие, сочетают в себе причудливость, и поэтому он создал некоторые из самых известных картин в стиле рококо. Одним из таких произведений является «Отплытие на Китеру» (1717 г.).
Посадка на Китеру, 1717
Характеризующаяся асимметрией, пушистыми синими и пастельными тонами, а также идиллическим, вдохновленным природой сюжетом картина «Посадка на Китеру» является одним из самых известных образцов искусства рококо всех времен.
Еще одна известная работа – «Качели» (1767-1768) Жана-Оноре Фрагонара.
Качели, 1767-1768
Это произведение отличается изображением пышного леса, явным призывом к движению (и, следовательно, игривости) через развевающееся розовое платье женщины и, конечно же, своей мягкой цветовой гаммой.
Об этой картине сказано: «Декадентская композиция чуть ли не кричит: «Пусть едят пирожные», поскольку она опирается на свою наводящую на размышления природу и даже позволила ее создателю перейти от любимого исторического художника к любимому художнику элиты. сорт.
Рококо сегодня
Архитектура и мебель в стиле рококо
Рококо — это не только холст. Стиль также можно найти в других средствах массовой информации, таких как архитектура и мебель.
Дворец Амалиенбург • Что означает рококо
Дворец Амалиенбург в Мюнхене, Германия, имеет особый стиль рококо. Он был построен в 1739 году, в разгар художественного движения. Его внешний вид имеет светлое пастельно-розовое покрытие, а внутри он еще более безвкусный:
Внутри дворца Амалиенбург
Это декоративное украшение очень типично для архитектурного стиля рококо. Довольно чрезмерно, не так ли? Столь же детализирована и мебель в стиле рококо. Взгляните на эти стулья 18 века:
Мебель в стиле рококо
Эти стулья были созданы Луи Деленуи и обладают всеми атрибутами стиля: яркие цвета, замысловатые детали. В этой вазе вы можете увидеть больше элементов стиля рококо, в том числе панно работы Джона Дональдсона.
Образцы эпохи рококо
Эта ваза, изготовленная в 1763 году, воплощает в себе эстетику – яркие цвета, витиеватые детали, легкомысленные декорации.
Рококо сегодня
Наследие стиля
Искусство рококо — ценная часть французского художественного движения, поэтому само собой разумеется, что искусство и архитектура 18-го века по возможности сохраняются в своей первоначальной форме. Кроме того, в кино есть излюбленный исторический жанр, который придает стилю новую жизнь.
Вероятно, одним из наиболее известных недавних изображений стиля рококо является фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта ». Мало того, что рококо оказывает большое влияние на историческую точность сеттинга фильма, но и сам фильм играет на юношеском и остром духе 1700-х годов. «Мария-Антуанетта» добавляет свою жизнерадостность в исторический жанр, подобно тому, как рококо играло на барокко (его предшественнике).
Что такое искусство рококо • Мария-Антуанетта
Цвета фильма в целом почти как кондитерские изделия, что делает фильм визуально восхитительным и уникальным. Он бросает вызов тому, что мы видим в повседневной жизни, своей экстравагантностью и даже выделяется среди своих аналогов из фильмов исторического жанра. По иронии судьбы мрачность некоторых событий фильма противоречит игривости беззаботной жизни Марии-Антуанетты.
Мария-Антуанетта как историческая личность, ключевые мотиваторы стиля рококо и фильм Мария-Антуанетта — это забавные, свежие, менее религиозные головоломки, представляющие искусство и историю кино. Все чуть ли не кричат: «Пусть едят торт».
Как показывает Мария-Антуанетта , рококо живет и сегодня. Это не просто относится к фильмам, изображающим период времени, в котором она существовала — ее влияние можно найти в произведениях искусства, которые стремятся изобразить пышные естественные виды, призванные приносить радость, и в архитектуре, настолько богатой, что в ней можно потеряться.
10 произведений искусства в стиле рококо, которые вы должны знать
Мыльные пузыри , Жан Симеон Шарден, 1734Искусство рококо, зародившееся в Европе в 18 веке, захватило живопись, архитектуру и декоративно-прикладное искусство. После периода барокко 17 века он исследует такие темы, как любовь, распутство, мифология и христианство. Чтобы открыть для себя это движение, вот 10 произведений искусства в стиле рококо, которые вам нужно знать!
1.
Замок , Жан-Оноре Фрагонар, одна из самых известных работ в стиле рококо Замок, Жан-Оноре Фрагонар, между 1776 и 1779 годамиОдна из самых известных работ в стиле рококо, Замок, раскрывает близость влюбленной пары. Эта картина стала символом эпохи, а точнее распутного духа 18 века.
2.
Пьеро, ранее известный как Жиль , работы Жана-Антуана Ватто Пьеро, ранее известный как Жиль , Жан-Антуан Ватто, между 1718-1719 Написано между 1718 и 1719 годами, этот портрет в полный рост отличается большой оригинальностью. Он представляет комика в костюме, который, кажется, не в состоянии скрыть свою меланхолию. Модель выглядит немного застенчивой, почти неуклюжей и проникнута большим трагическим измерением. Он словно заперт в своем одиночестве, несмотря на четырех персонажей итальянской комедии на заднем плане. Больше не притворяясь, этот Пьеро останавливает время и открывает нам хрупкость человеческого состояния.
3.
Качели , одно из самых выдающихся произведений искусства в стиле рококо Les heureux hasards de l’Escarpolette , Жан-Оноре Фрагонар, 1766-1769, Коллекция УоллесаЭта галантная сцена, Les heureux hasards de l’Escarpolette , или Качели , была написана Оноре Фрагонаром. Эта работа была создана между 1766 и 1769 годами по заказу Франсуа-Давида Боллиуда де Сен-Жюльена. Барон прямо попросил бы, чтобы его «поместили так, чтобы можно было видеть ноги мадам». Шокирующая просьба для того времени, но та, которая в конечном итоге обозначила свое время!
4.

Эта картина является первой из серии картин Жана Симеона Шардена. Получив академическое образование, живописец тем не менее порвал с некоторыми художественными правилами. Например, он рисовал без модели, используя только память. Тем не менее, Мыльные пузыри — его первая фигуративная картина с моделью. Согласно мифу, окружавшему это произведение, Шарден выбрал мыльные пузыри как символ быстротечности существования.
5. Великолепие
«Букет цветов в стакане воды» , с картины Анны Валлайер-Костер «Букет цветов в стакане воды» , Анна Валлайер-Костер, около 1770–1800 годов Создано с особой деликатностью , этот натюрморт, подписанный Анной Валлайе-Костер, передает ее любовь к природе. Как предмет восхищения и размышлений, эта работа выдерживает силу времени. Более того, он подчеркивает сияющую, почти небрежную красоту цветов.
6. Скандальный
Коричневая одалиска Франсуа Буше Коричневая одалиска , Франсуа Буше, 1743, ЛуврФрансуа Буше — один из художников, на счету которых больше всего произведений в стиле рококо. С The Brown Odalisque он устроил скандал. И не зря: моделью должна была стать мадам Буше. Представленная в виде полуобнаженной одалиски (рабыни), это было очень смело для того времени.
7. Работы Бернарда II ван Ризенбурга в стиле рококо
Работа Бернарда II ван Ризена Бурга, между 1740-1745 гг., Метрополитен-музей. Используя передовые методы изготовления мебели, его мебель сочетает в себе западные и японские мотивы.8.
Фонтан Треви , Николо Сальви Фонтан Треви , Никколо Сальви, 1732-1762 Италия, Рим © Архивы Алинари, Флоренция, р-н. RMN / Mauro Magliani Так же, как живопись породила множество произведений искусства в стиле рококо, архитектура также имеет свою долю шедевров. Фонтан Треви в Риме, Италия, является настоящей архитектурной жемчужиной.