Що таке вишивка – Вышивка — это… Что такое Вышивка?

Содержание

различные виды и техники вышивания

Вышивка (или вышивание) – это распространенное искусство украшать что-либо с помощью нитей, бисера, золота, ленточек и кружева. Это может быть как одежда, так и предметы быта (подушки, скатерти, салфетки). При этом узоры выполняются вручную иглой. Но многое в современное время создается и с помощью специальной вышивальной машины. Для вышивания используются различные виды тканей, от тончайшей кисеи до меха или кожи.

Стремление украсить себя и свою одежду, желание выделиться чем-нибудь среди себе подобных  было свойственно человеку даже в первобытные времена. Вышивание как ремесло было известно с глубокой древности. Зародившись на Востоке, это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам. А греки приписывали изобретение вышивания богине Афине-Палладе.

Изначально узоры для вышивки предавались мастерицами из рук в руки. Но это представляло значительные затруднения для вышивальщиц. К их радости, с появлением книгопечатания, узоры стали легкодоступными, они даже издавались в специальных сборниках.

Техники вышивки

Существует огромное разнообразие техник, с помощью которых можно выполнить вышивку. Если вы хотите выполнить так называемую «глухую» вышивку, то есть целиком по всей ткани, применяется крестик, гладь, тамбур, роспись. Для предметов с вырезанными узорами или предварительно выдернутыми нитями на ткани, используют мережку, ришелье, настил. Чтобы создать объемные аппликации, используют бисер, шелковые ленты, шнуры, алмазную вышивку. Их можно применять как по отдельности, так и в комбинации друг с другом. А это позволяет создавать различную структурную вышивку. От тончайшей ажурной и плоской – до выпуклой, покрывающей всю поверхность изделия.

Даже модные дизайнерские дома одежды, такие как Шанель, Прада, Версаче используют вышивку для создания своих моделей «от кутюр».

Что такое национальная вышивка

     

Существует всего несколько видов стандартных швов, которыми выполняется тот или иной вид вышивки. Но сам стиль вышивки может относиться к определенной географической зоне. Так, например, некоторые стили вышивки, так называемые национальные вышивки, зарождались в каком-нибудь отдельном регионе. Но, развиваясь там, распространялись потом по всему миру.

     

Например, техника, известная как «орловский спис» – это вид русского рукоделия, характерный для Орловской области, или итальянская вышивка ассизи, флорентийская Барджелло. Многие народности имеют свой национальный вид вышивания. Например, норвежская Хандаргер, бразильская, французская берлинго.  Или сучжоуская вышивка, японская национальная техника на шарах Темари,  и пр.

     

 

Далее о каждом виде швов и технике вышивки будет рассказано более подробно.

vishivausama.ru

Что такое вышивка? — журнал «Рутвет»

Вышивание – это в первую очередь искусство. Искусство создавать вручную узоры, служащие прекрасным украшением для одежды и предметов быта. Вышивка бесконечно разнообразна: это и простые узоры, и шитые аппликации, и даже картины. Вышивать можно нитью, бисером, лентой, кружевом и не только. Для вышивания используются иглы, крючки, специальные машины. Мастера вышивки это всегда истинные художники, модельеры, дизайнеры. У многих людей вышивание, как хобби, неизменно ассоциируется с прошлым. Сразу воображение рисует благовоспитанных девушек 18 века, коротающих вечера с пяльцами в руках, вышивая бесконечные картины. Скучно, не так ли? И вы, возможно, удивитесь, если я скажу, что вышивка может быть не менее интересна и в наше сумасшедшее время. К примеру, ручная вышивка – необходимый элемент многих вещей от кутюр. Красивая вышивка на одежде, созданная своими руками – возможность подчеркнуть индивидуальность, обратить на себя внимание. Если вы всегда мечтали рисовать, но почему-то не сдружились с кистью, вышивание – это ваш шанс исполнить мечту. Вышивки-картины служат великолепным украшением интерьера и могут, к примеру, стать приятным подарком для родных и друзей. Сейчас наиболее популярны и распространены вышивка гладью и крестом. Научиться этим видам вышивки совсем не трудно. В магазинах легко найти разнообразные схемы, наборы, пособия и книги, как для новичков, так и для профессионалов. Существуют нити различной толщины и расцветки. Сотни различных оттенков позволяют передать любую задумку автора. Многие считают, что за вышивание не стоит браться, поскольку этот кропотливый процесс требует слишком много терпения и усидчивости. Однако посмотрите на это с другой стороны. В наше суматошное время, когда приходится постоянно куда-то бежать, люди как никогда нуждаются в спокойном отдыхе. Вышивка может стать своеобразной отдушиной. Не обязательно посвящать ей по несколько часов каждый день. Но почему бы ни возвращаться к вышиванию после эмоционально тяжелых дней, когда хочется тишины и спокойствия? Вышивание – удивительный, завораживающий процесс. С первого стежка и до конца рисунка, вышивка – ваш отдельный, собственный мир, в котором под вашими руками рождается маленькое чудо.

www.rutvet.ru

Что такое вышивка: основные виды и понятия

Существует множество видов рукоделия, но сейчас особую популярность набирает вышивание. Как столетия назад делали наши прабабушки, так и современные девушки находят успокоение и отдушину в этом непростом, но увлекательном занятии.

Вышивка как вид рукоделия

Что такое вышивка? Если вы спросите об этом молодого человека, он начнет рассказывать вам о специальной машинке, которая очень быстро и качественно наносит нужное изображение на ткань с помощью ниток. И он будет прав, но, чтобы по-настоящему понять, что такое вышивка, лучше обратиться к женщинам постарше или специалистам в этой области.

Они все в один голос скажут, что вышивка – это особый вид искусства, который позволяет собственноручно создавать красивые узоры и орнаменты на одежде, скатертях, полотенцах и других повседневных вещах. А можно даже вышивать картины, которые украсят стены вашего жилища и создадут уютную обстановку.

Конечно, многим людям ручная вышивка представляется пережитком прошлого. Однако даже ведущие дизайнеры мира весьма неравнодушны к этому рукоделию. Так, вещи от «Версаче», «Прада», «Шанель» украшены изысканной вышивкой ручной работы.

В настоящее время особой популярностью пользуется вышивка крестиком и гладью. Магазины по рукоделию предлагают широкий выбор наборов, схем и пособий по вышивке.

Как вышивать крестиком

Технология вышивки крестиком очень проста. Однако здесь, как и в любом деле, нужна усидчивость и аккуратность. Прежде всего нужно научиться правильно делать стежки. Лучше всего взять специальную ткань, предназначенную для вышивания. Она находится в каждом наборе, либо же можно попросить, чтобы вам отрезали кусочек нужного размера. Данная ткань разбита на маленькие квадратики, что значительно упрощает работу.

Вышивка крестиком достаточно проста в освоении, даже если вы никогда прежде не занимались такой работой.

Вышить крестик можно различными вариантами: сверху вниз, и наоборот, можно делать необходимое количество стежков по горизонтали, а потом вернуться обратно, дорабатывая крестики.

При первом варианте стежки выполняются с верхнего левого угла в правый нижний. Можно провести манипуляцию в обратном порядке. Самое главное правило – работать всегда в одном направлении.

Каждый крестик состоит из двух стежков. Очень удобно сразу выполнить элементы одной цветовой гаммы, а затем приступать к следующим составляющим картины. Если, следуя схеме, вам надо отступить несколько клеточек, то нитка проводится с изнанки. Следующие стежки совершаются в том же направлении, что и предыдущие.

Даже если в теории вышивка крестиком кажется вам чем-то сложным и трудновыполнимым, не расстраивайтесь. Ведь стоит только начать, и вы убедитесь, что все гораздо легче, чем кажется.

Вышивка крестиком — прекрасная тренировка перед освоением более тяжелых техник вышивания. Одну из таких рассмотрим подробнее.

Что такое вышивка лентами

Любительницы оригинального декора будут в восторге. Еще одним интересным видом рукоделия является вышивка лентами. Впервые это искусство зародилось в Италии, а позже распространилось по всему миру.

Перед тем как приступить к вышивке лентами, необходимо приобрести необходимый материал. Ленты различаются по материалу и ширине. Самыми качественными считаются шелковые, они красиво смотрятся, и благодаря им можно сделать очень мелкие детали. Сатиновые и атласные являются более дешевым вариантом, узор, выполненный такими лентами, смотрится эффектно, а детали делать очень легко.

Если для вышивки вы решили использовать атлас, то желательно не брать широкие, так как изображение может получиться грубым и не очень красивым.

Вышивка лентами получается особенно привлекательной, если использовать гофрированные разновидности, шириной от 6 до 25 мм.

Технические требования к работе

Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы ленты прочно закреплялись и не нарушали рельеф материи. Для первого раза можно приобрести набор и вышивать по схеме. Набив руку и получив необходимый опыт, попробуйте свои силы в украшении готовой одежды и аксессуаров. Вышивка лентами способна оживить блузки, майки, сумки, перчатки, полотенца, скатерти и много чего еще. Можно вышить картину, она украсит ваш дом или станет отличным подарком.

Кроме лент и материи, вам понадобится игла с широким ушком и зажигалка для обработки срезанных кончиков ленты (необходимо, чтобы материал не распускался дальше). Для удобства обычно используются пяльцы. Если вам неудобно, можно отказаться от них.

Что подразумевает вышивка лентами? Существует несколько видов стежков, самым простым из которых считается прямой или ленточный. Он напоминает обычное шитье – иголка выводится на внешнюю сторону ткани, делается стежок нужной длины, и игла выводится на изнаночную сторону. Стежки можно делать разной длины, как того требует рисунок. Следите, чтобы лента ложилась ровно. Только с помощью этого стежка можно создать целую картину.

Осваиваем японский и закрученный швы

Еще один важный вид шва – японский. Повторяете все, как в предыдущем стежке, но перед тем, как вывести иглу на изнанку, продеваете ее в середину ленты (можно ближе к одному из краев, чтобы стежок получился острым).

С помощью этого шва вышивка лентами приобретает возможность изображения стебельков для цветов или красивой рамки. Данный шов очень прост в исполнении. Выводите ленту на лицевую сторону в месте, где планируется окончание стебелька, далее закрутите ленту несколько раз и выведите на изнаночную сторону под цветком. Получится красивый »закрученный» стебель.

Это основные швы, освоить которые необходимо, чтобы понять, что такое вышивка лентами.

Не бойтесь пробовать себя в освоении новых техник вышивания. Ведь что такое вышивка? Это прежде всего проявление ваших творческих способностей. Станет ли вам интересна вышивка крестиком или вы отдадите предпочтение лентам, главное, не бойтесь начинать, и у вас все получится.

fb.ru

Что такое вышивание Техники вышивания Вышивка лентами

Что такое вышивание Техники вышивания Вышивка лентами

О вышивании

Что такое вышивка? С технической точки зрения это перенос изображения со схемы на ткань с помощью ниток и иголок. Но для каждой вышивальщицы это настоящее искусство. Для вышивки нет ограничений, можно выполнить идею любой сложности. Это и небольшое украшение на одежде, и огромная вышитая картина, копия подлинного произведения искусства. Нитки для вышивания используют шелковые, мулине, шерстяные, металлизированные, золотые, серебряные и т. д. Для вышивки можно применять также бусы, бисер, стеклярус, монеты, полудрагоценные и даже драгоценные камни.

{LikeAndRead}

История вышивки

Человек научился пользоваться иглой и ниткой в декоративных целях задолго до нашей эры. На древнем востоке вышивка была настоящим искусством. Например, традиции китайской вышивки дошли до наших дней. Во всем мире известно мастерство китайских вышивальщиц. В средние века в Европе вышивка бала любимым делом аристократии. Это занятие было в почете, как у придворных дам, так и у венценосных особ. В наше время вышивание также является очень популярным хобби.

Техники вышивания

В первую очередь вышивка делится на два способа ручной и машинный. Вышивку ручным способом можно также условно разделить на два метода. Это вышивка декоративными нитками и вышивка с использованием декоративных элементов, таких как бисер, ленты, бусы, камни и . т. д. В мире существуют разные техники вышивания. Далее мы рассмотрим техники вышивки ручным способом.

Вышивание крестом

Вышивание крестом это, пожалуй, самая распространенная техника вышивания. Для основы вышивки можно использовать любой материал вместе со специальной тканью, называемой канвой. В таком случае по окончании работы канва аккуратно удаляется. Можно также использовать канву без материала основы, если она достаточно прочная.

В технике вышивки крестом применяются следующие стежки:

~ традиционный крестик,

~полукрестик,

~¾ крестика,

~¼ крестика.

Также существуют другие виды стежков:

~удлинённый крест,

~прямой крест,

~двойной крест,

~крест Звёздочка,

~болгарский крест,

~рисовый шов.

Здесь можно найти дизайны и схемы вышивки крестиком.

Вышивание гладью

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники дамасская вышивка. Вышивание гладью очень напоминает рисование. Только вместо бумаги мы используем ткань, а вместо кистей иголку с ниткой. Авторство статьи принадлежит сайту: рукоделие. net. Стежки выполняются как мазки на картине. Изображение заполняется стежками полностью, что создает ровную гладкую поверхность вышивки. Работая в технике вышивания гладью можно создать, как простые миниатюрные фрагменты для украшения одежды, так и прекрасные большие картины, скатерти, панно и т. д.

Для вышивания гладью применяют следующие основные стежки:

~Плоская гладь это самый распространенный прием,

~Гладь с настилом используется, для придания вышивке объема.

~Гладь вприкреписпользуется для заполнения больших пространств одним цветом.

~Кирпичный стежок стежки выполняются одинаковой длины, второй ряд начинается с середины стежков предыдущего. Такими стежками в работе можно делать переход от одного цвета к другому.

~Длинные и короткие стежки — это стежки разной длины, которые чередуются между собой. Можно использовать для штриховки контура.

Также существуют и другие приемы вышивания гладью

Шов назад иголку, витой узел, французский узел, кромочный шов, и т. д.

Идеи и схемы вышивок гладью можно увидеть здесь.

Вышивка Ришелье или гипюр

Вышивка Ришелье или гипюр это разновидность вышивки гладью, а точнее прорезная гладь. Возникла эта техника в Италии и большую популярность приобрела в 16-17 веках. Изделия, выполненные в технике гипюрной вышивки это чудесное кружево, которое состоит из завитков, цветочных мотивов соединенными перемычками — бридами. Работа обычно выполняется в одном цвете.

В работе мастерицы используют такие швы.

Шов вперед иголку. Служит для нанесения контура вышивки. Делается обычно двойным.

Шов узкий гладьевой валик используется для вышивки контура и придания объема.

Петельный шов и штопальный шов можно использовать для прошивки перемычек.

Гипюрная вышивка или вышивка Ришелье это очень сложный и трудоемкий процесс. Но результат превосходит все ожидания. С мотивами и схемами вышивки Ришелье можно ознакомиться.

Вышивка лентамиВышивка лентами это особый стиль вышивания. Появилось вышивание лентами во Франции еще в 15 16 веке. В Европе наибольшей популярностью этот стиль пользовался в 19 веке. Вышивка лентами совершенно не похожа на выше перечисленные техники вышивания. Для вышивания вместо нитей используют ленты. Чаще всего техника вышивания лентами используется для создания растительных узоров и композиций. С помощью комбинирования ширины и цвета ленты можно создать прекрасные, объемные узоры. Этот стиль вышивания можно применять для украшения одежды, при создании декоративных подушек, панно, одеял и т. д.

Приемы вышивания лентами: узел рококо, колониальный узел, французский узел, шов петля, шов захват, ленточный шов, петельный шов, шов вперед иголку, прямой стежок.

Вышивка лентами — это творческий процесс. Использование разнообразия материалов и идей сделают ваше вышивание лентами увлекательным и прекрасным хобби.

{/LikeAndRead}

xn--d1acalhiso1a.net

История возникновения вышивки – Ярмарка Мастеров

Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки — тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!

История возникновения вышивки

Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.

Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.

Вышивка в Древнем мире

Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.

Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.

Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.

Вышивка в Средние века

Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.

Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.

Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.

Восточная вышивка

Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.

Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.

Вышивка в Новое время

Английская вышивка

Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.

Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!

Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.

Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!

В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.

Французская вышивка

Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.

Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.

Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.

Германская вышивка

Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.

Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.

Итальянская вышивка

В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.

Вышивка на Руси

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.

Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!

www.livemaster.ru

Вышивка — это… Что такое Вышивка?

        широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельного декоративное панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» вышивки, т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчной» вышивки, т. е. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, — мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), криволинейный — «свободной» вышивкой (по заранее нанесённому контуру).         

Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времён и народов. Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов (особенно одежды), удерживаясь в народном творчестве ряда стран до наших дней.
Эти традиции проступают и в узорной вышивке для высших слоев общества (например, в шитье испанского придворного костюма XVI в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная вышивка. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки — седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных (вышивка из Пазырыкских курганов в Горно-Алтайской АО, V-III вв. до н. э., из могильника Ноин-Ула в Северной Монголии, конец I в. до н. э. — начало I в. н. э., — все в ГЭ) и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (первые века н. э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, особенно известные с XIV в. «сю-хуа» («живопись иглойЛ), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранилась с XII в.) связана с византийской вышивкой и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья XIV-XVII вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе — так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё). Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка «белым по беломуЛ, появившаяся в XIII-XIV вв. в Германии и Англии. Она достигла в XV-XVI вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивки крючком). В эпоху Возрождения вышивка отличалась высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивки выполняли видные живописцы (П. Перуджино, С. Боттичелли и др.). Во Фландрии появились вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближалась с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная вышивка всё чаще имитировала шпалеры или гротесковые настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создавались первоклассные ансамбли вышивки, она постепенно деградировала, становясь к середине XIX в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.         

Достижения сюжетной вышивки быстро усваивались и перерабатывались в узорной вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в XVII-XVIII вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком ей духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с XVIII в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому». Приёмы древнерусского шитья XV-XVII вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях с XVIII в. применялись в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке XVIII и XIX вв. (преимущественно счётной) доминировал красный цвет с вкраплениями синего и чёрного. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб — символ Солнца и др.), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей, встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей XVII в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком. Ряд народных вышивальных промыслов возник во второй половине XIX в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстёрская вышивка, торжокское золотое шитьё). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивок для высших слоев общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народными.         

С развитием фабричного производства во второй половине XIX в. народная вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок, не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой. Новую жизнь народная вышивка обрела в СССР (наряду с русской, вышивка Украины — с близким к натуре растительным узором в технике белых и цветных мережек, гладьевых швов, креста; народов Закавказья — разнообразная по мотивам и видам швов, выполняемая цветным шёлком, шерстью, золотом; Средней Азии — с крупным цветочным орнаментом сузани; Прибалтики — с красочным геометрическим и растительным орнаментом гладью и крестом и др.) и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки: в РСФСР, например, саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки пос. Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областях, гладьевой вышивки Мстёры. В свою очередь в народной вышивке всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной вышивки характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).


Полотенце из Новгородской губернии. Тамбур по холсту. Середина 19 в. Музей народного искусства. Москва.


Риза (фрагмент). Англия. 14 в. Приходский музей. Пиенца.


Т. М. Дмитриева-Шульпина. Коврик. Мстёрская гладь. 1969. Музей народного искусства. Москва.


Узбекская народная узорная вышивка.

Литература: Линнус X., Вышивка в эстонском народном искусстве, ч. 1-2, Тал., 1955-73; А. С. Верховская, Западноевропейская вышивка XII-XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Н. А. Маясова, Древнерусское шитье, М., 1971; Азербайджанские вышивки. Альбом, М., 1971; И. Я. Богуславская, Русская народная вышивка, М., 1972; Ф. Ф. Гулова, Татарская народная вышивка, Казань, 1980; Е. Моисеенко, Русская вышивка XVII — начало XX в. Из собрания Государственного Эрмитажа, Л., 1978; Л. В. Ефимова, Р. М. Белогорская, Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея, М., 1982; Dillmont T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhouse (Alsace), 1913; Schuette M., Mьller S. F. C., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964; Embroidery in easy steps, ed. by C. Risley, L., 1976; Turska J., Igla malowane…, Warsz., 1978.

dic.academic.ru

Вышивка. Словарь терминов. Приведены основные понятия и термины при вышивке по схемам и описании


В статье приведены основные понятия и термины, с которыми вы столкнётесь в процессе вышивки в описании и на схемах.

Словарь терминов

Вышивка — вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются на тканях, коже и других материалах льняными, шерстяными, хлопчатобумажными, шелковыми, металлическими нитями, а также волосом, жемчугом, бисером или блестками. Выполняется вышивка вручную или на вышивальной машины.

Counted Cross Stitch — счетная вышивка крестом — самая обычная вышивка крестом с использованием схемы и ткани для вышивки на которой не напечатаны символы, крестики, границы, но может быть напечатан фон.

Assisi — вид счетной вышивки, родом из итальянского города Assisi. Особенность заключается в том, что крестом вышивается фон, а рисунок остается незашитым, только обычно очерчивается стежком Back Stitch.

Blackwork — вид счетной вышивки, в которой используется только один цвет нити — черный — на белой или другой светлой ткани.

Мулине – нитки для вышивки, состоят из нескольких тонких ниток.

Tweeding — вышивка двумя или более цветами нитей, вставленных одновременно в иглу. В работе создает интересный эффект, который обусловлен тем, что нити в крестиках ложаться каждый раз по-разному, и тем самым цвет получается очень живым и естественным. Очень часто используется в дизайнах Dimensions.

Crewel — вышивка гладью.

Монохромная вышивка — вышивка одноцветного сюжета или предмета, нарисованного с помощью различных оттенков одной краски.

Английский метод — способ вышивки крестом, при котором каждый крестик вышивают сразу и только после этого приступают к следующему крестику. Существует также Датский метод.

Датский метод — способ вышивки крестом при котором сначала прокладываются нижние стежки, а затем, возвращаясь назад, верхние стежки. Существует также Английский метод.

Waste canvas — вид канвы, нити склеены специальным водорастворимым клеем. Используется при вышивке крестом на ткани, не предназначенной для этого. Waste canvas накладывается на другую ткань и вышивается рисунок, затем ткань увлажняется (при этом клей растворяется) и нити канвы аккуратно вытаскиваются. Вышитый рисунок остается на ткани.

Мулине (floss) — специальные нитки для вышивки, которые изготавливаются из 100% мерсеризированного хлопка. Нить состоит из шести тонких ниточек, которые и используются при вышивке. Продаются обычно в моточках, т.н. пасмах по 8 метров, но встречаются и другие упаковки и другие метражи.

Мерсеризация — процесс в ходе которого нить подвергается специальной обработке концентрированным йодным раствором с целью придания ей блеска, повышения способности окрашиваться и увеличения прочности.

Check list — это, так называемый, контрольный лист, который удобно использовать при покупке мулине и для контроля за тем какие номера мулине у вас есть, а каких нет.

Metallic thread — металлизированные нити — используются как отдельно, так и вместе с мулине для придания вышитой картине особых эффектов и текстур.

Textured threads — текстурированные нити — нити с самой различной текстурой, которые используются в вышивке крестом для придания особых эффектов. При использовании подобных нитей главное — это мера.

Variegated thread — разноцветное мулине, в котором на протяжении всей длины нити в пасме цвет меняет свой оттенок от светлого до темного и обратно ( в variegated thread DMC, например, цвет возвращается к тому же оттенку приблизительно за 1,8 м.)

Пяльцы — круглая рамка, выполненная из дерева или пластмассы, которая состоит из внешнего и внутреннего колец. Ткань для вышивки натягивается между ними. Стежки при использовании пяльцев (а также других подобных устройств) обычно получаются более ровными и красивыми.

Flexi-hoop — пяльцы для вышивки, которые можно впоследствии можно использовать как рамку для вышитой работы. Именно для этого на каждой такой рамке имеется петелька. Бывают различных размеров и форм — круглые, квадратные, овальные.

Полотно (linen) — это ткань для вышивки, изготовленная из льна. Нити, из которых изготовлена ткань могут быть неравномерной толщины, но это не столь заметно на готовой работе. Зато вышивка на полотне выглядит очень благородно. Так же как и на тканях типа evenweave, вышивать нужно через две нити полотна.

Канва – основа для вышивания или трафарет, используется для изготовления, как отдельных изделий, так и украшения одежды, полотенец, обложек книг и других вещей. Это не ткань для вышивки (Aida или какая-либо иная) как это принято считать или называть, а именно основа. Она может по окончанию вышивки удаляться (Waste Canvas), может быть как двуниточной (Double Thread Canvas), например — Penelope Canvas Zweigart или Tapestry Canvas Zweigart, так и однониточной (Mono Canvas), например — Mono Deluxe Zweigart.

Aida — это общее название для тканей, используемых в вышивке крестом, которые сотканы из так называемых блоков (blockweave). Выпускаются в широкой цветовой гамме и бывают разных счетов (6″, 8″, 11″, 14″, 16″, 18″, 20″, 22″). Считается, что для первых работ лучше использовать именно эту ткань, но при этом нужно иметь ввиду, что если на вашей схеме встречаются неполные крестики (3/4, 1/2 или 1/4), то лучше использовать ткани evenweave или linen. Так как в этом случае достоинства и удобства ткани Aida превращаются в значительные недостатки. Среди продукции Zweigart к тканям этого типа относятся: Aida, Brenda, Damask Aida, Hardanger, Hearthstone Aida, Herta, Oslo, Regina, Rustico Aida, Yorkshire Aida, Wool Hardanger.

Пластиковая канва – канва, применяемая в качестве основы для вышивки, ее не нужно удалять после вышивки.

Накладная канва – канва, которая наметывается на ткань и выдергивается после работы.

Плотная канва – иначе говоря «рогожка», используется для постоянного назначения.

Страмин – материал, используемый для счетной вышивки, в основном при изготовления гобелена.

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань – прочная и мягкая ткань, используемая для глади, креста, ришелье и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Evenweave — общее название для тканей, которые могут быть использованы в вышивке крестом кроме ткани Aida и полотна. Вышивка на ткани этого типа выполняется, как правило, через две нити полотна. Сама ткань намного мягче, чем Aida. Может быть изготовлена из любых естественных волокон (как правило, кроме льна), искусственных волокон или их смешения.

Перфорированная бумага — бумага с отверстиями, напоминающая ткань Aida — используется в качестве основы для вышивки крестом вместо ткани. 14 count (или 54 клеточки в 10 см.) — это обычный размер для такой бумаги. Для вышивки лучше использовать три нити мулине. И еще: необходимо довольно осторожно обращаться с ней — может порваться. Использование этой бумаги вполне уместно, например, при вышивке книжных закладок или новогодних украшений.

Гобеленовая игла — это игла с тупым концом, который проходит между нитями ткани не повреждая их, и довольно большим ушком, в которое удобно вставлять нити мулине. Используется при вышивке крестом практически на всех тканях. Бывает разных размеров (наиболее часто используемые — от 18 до 26, при этом как и в счете ткани, чем больше номер, тем меньше и тоньше игла). Необходимо внимательно подходить к выбору размера, т.к. слишком толстая игла будет сильно раздвигать нити полотна и тем самым искажать работу, а слишком тонкая будет способствовать обтрепыванию нити мулине.

Двусторонняя игла — позволяет делать стежки по лицевой и изнаночной стороне работы не переворачивая иглы. При некоторой сноровке позволяет увеличить скорость вышивания. На иллюстрации показано использование подобной иглы.

Beading needle (бисерная игла) — длинная, очень тонкая, чаще острая игла с маленьким круглым ушком. Используется в работе с бисером. Бывают с тупым или острым кончиком. В вышивке удобнее использовать первые.

Позолоченная игла — игла, которая имеет специальное покрытие, которое защищает ее от окисления и ржавчины.

Счетный крест – метод отсчитывать крестиков при вышивке. Используется при наличии схемы вышивки, по которой сначала отсчитываются крестики одного цвета, затем такое же количество крестиков переносится на ткань, и располагается в том же порядке, что и на схеме.

Несчетный крест – метод, при котором нет подсчета стежков. Когда на вышивальное полотно сразу нанесены контуры каждого фрагмента рисунка. Необходимо только определить по схеме цвет, число нитей и вид стежка, а затем заполнить фрагмент нитками внутри контура.

Гобеленовый шов – метод зашивания фрагмента рисунка так, чтобы не оставалось просветов ткани. Гобелен выполняется на ткани полотняного переплетения по счету ее нитей.

Неполные стежки — общее название для стежков 1/4, 1/2, 3/4, которые используются для придания более естественного вида вышитой картине. Стежок 1/2 обычно обозначается отдельным символом в ключе, а стежки 1/4 и 3/4 — более мелким значком по сравнению с обозначением полного стежка.

«Петля» — способ закрепления нити в начале вышивки, который используется для того, чтобы избежать образования узелков. Удобнее использовать, когда в иглу вставлено четное количество нитей.

Back Stitch — стежок «назад иголку» — в вышивке крестом это, как правило, контурный стежок, который используется, чтобы придать завершенный вид вышивке. Прокладывается поверх вышивки.

Half cross stitch — половинный стежок — стежок 1/2.

No Count Cross Stitch — несчетный крест — все как обычно, только каждый стежок вам не придется сверять со схемой! На ткань нанесены границы участков. И каждый из них вышивается каким-то одним цветом — очень удобно и просто. В прилагаемой схеме указывается каким именно цветом следует заполнять тот или иной участок. Взгляните на иллюстрацию, и вам сразу станет ясен принцип этой вышивки.

Stamped Cross Stitch — печатный крест — крестики напечатаны на ткани, которая совсем не обязательно будет привычного для вас качества. На иллюстрации вы можете увидеть ткань с напечатанными на ней крестиками (в данном случае о столь удобных дырочках приходится только мечтать) и схему.

French knot — «французский узелок» — стежок, который довольно часто можно встретить в схемах для вышивки крестом (иногда даже чаще, чем хотелось бы!), который скорее напоминает узелок. Этим стежком можно с натяжкой заменить бисер, если он используется в дизайне.

Орнамент – в переводе с латинского означает «украшать». Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая-либо его часть (края салфетки или середина наволочки) и т. д.

Lanarte — голландский производитель наборов для вышивки

Kreinik — американский производитель некоторого ассортимента товаров для рукоделия. В основном, это металлизированные нити, а также шелковые нити и аксессуары.

Zweigart — немецкий производитель качественных и разнообразных тканей для вышивки.

Спектр – цветовая полоса, разложенная на составные части.

Цветовая гармония – это согласованность в сочетании цветов, их основные свойства и взаимодействия между собой.

Цветовой тон — цветность, по которой отличают один цвет от другого.

klubokdel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *