Состав папье маше – техника и руководство для новичков

Содержание

Мастер-класс по папье-маше: Как сделать массу папье-маше

В этом мастер-классе я расскажу как сделать массу папье-маше. Она будет использоваться нами для изготовления масок, елочных украшений и различных поделок.Данная масса хорошо подходит для черновой работы, когда мы будем создавать основы будущих поделок. Эта масса дешевая и простая по составу, но по фактуре грубовата. После высыхания прочная и относительно лёгкая по весу.

Автор: Изгородина Ольга Павловна

Магазин автора

Делать массу папье-маше мы будем из туалетной бумаги среднего качества, так же  можно использовать для приготовления массы  ячейки из под яиц.
Лучшим связующим  для  массы папье маше  будет обычный клестер (мучной или с добавлением крахмала) . Если готовить  массу на клестере (а не на клее), она  будет легче высыхать и лучше пропитывает целлюлозу – масса получается  более однородной и лучше высыхает. А если учитывать толщину просушиваемого слоя – этот фактор является немаловажным .

Вторым компонентом массы папье-маше будет целлюлоза.

Целлюлозу мы возьмем  из обычной туалетной бумаги. Можно просто мочить туалетную бумагу в клестере и потом  из неё лепить, но это будет очень неудобно.

Минусы этого способа:

1) бумага  хорошо размокает  в  воде, но  в клестере  это происходит гораздо хуже. Поэтому она может получится неоднородно пропитанной  и будет давать при высыхании неравномерную усадку.
2) Излишки влаги тоже мешают при работе – масса будет слишком мокрой и мягкой.

Поэтому в этом мастер-классе мы будем делать удобную в работе массу папье-маше.

Берем туалетную бумагу и замачиваем ее в кастрюльке так, чтобы бумаге там не было тесно .

Ставим кастрюльку на плиту и постоянно помешиваем,  пока не получится однородная масса. Затем процеживаем ее через друшлаг.

Если мы будем делать массу папье-маше из ячеек из под яиц, то тогда замачиваем их в горячей воде часов на 5.

После того как ячейки хорошо размокнут, перемешиваем до образования мелких кусочков.

Дальше процесс приготовления массы будет одинаковый.

Отжимаем руками лишнюю воду из бумажной массы и разрываем на кусочки поменьше, чтобы наш кухонный измельчитель справился.

Измельчать нужно отжатую массу, но не высохшую. Иначе измельчитель с ней  не справится.

Закладываем эту массу по немногу в комбаин.

И измельчаем до получения вот таких мелких волокон.

Далее высыпаем все на пленку и сушим.

Очень  удобно иметь  запасы  таких сухих  измельчёных волокон, которые при необходимости  всегда можно замесить.

Если масса папье-маше нужна прямо сейчас, то  на этом этапе масса  уже достаточно обезвожена, хотя еще сырая. Добавляем  в неё немного клестера  и замешиваем  массу, все время мешаем ее как тесто, пока масса не станет  эластичной.

Тут главное  не переборщить с клеем, потому что его избыток может помешать в работе — масса не будет ложиться, а  будет  как резина.

Еще варианты:

1. В клестер для прочности можно добавить (но не обязательно)  немного казеинового или  столярного клея. Примерно  в пропорциях 1:10. Больше не стоит.
2. В место клестера,  можно использовать  клей ПВА (лучшее сочетание клея: 1 часть ПВА и 2 части обойного или использовать вообще какой-то один из этих компонентов).

Что  лучше вы сами для себя определите, я замешиваю только на  клее ПВА, мне так больше нравится.

Как только масса перестала липнуть к рукам,  все, она готова и мы можем ее использовать,  а все остатки  неиспользованной массы нужно положить в целлофановый пакет  и  хранить в холодильнике  до следующего использования.

www.mastera-rukodeliya.ru

маше — что это такое? Техника папье-маше

В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». Что это такое? В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше. Фото замечательных вещей, выполненных в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия.

Виды папье-маше

Существует несколько вариантов этого материала в зависимости от технологии, по которой его изготавливают.

1. Послойное наклеивание бумажных кусочков на шаблон называют папье-маше. Что это такое, знают практически все, ведь знакомство с данной техникой включено в школьную программу занятий ручным трудом.

2. Вязкая тестообразная масса, сделанная на основе бумаги, мела и клея, из которой методом лепки или формованной отливки изготавливаются различные вещи, тоже называется папье-маше. Что это такое, знают уже не очень многие, так как эта технология является более сложной в исполнении и рассчитана на долгое время изготовления самой массы.

3. Предметы геометрической формы изготавливают из нескольких слоёв картона, который склеивается послойно и высушивается под прессом – тоже папье-маше.

Что это такое – послойное наклеивание?

Это такой способ, которым можно сделать достаточно быстро простейшую оригинальную вещичку. Для того чтобы сделать поделки из папье-маше своими руками, мастеру понадобятся: модель-шаблон для оклейки, непосредственно сам клей и кусочки бумаги.

Чтобы модель осталась неиспорченной, первый слой бумаги смачивают простой водой и прикладывают двумя слоями на поверхность шаблона. Затем уже следующие слои приклеивают с помощью скрепляющих составов. С этой целью можно использовать любой канцелярский клей, но ради экономии стоит сварить клейстер из крахмала или обычной муки.

Обычно требуется нанести до 100 слоёв с тем, чтобы поделки из папье-маше, своими руками изготовленные, были достаточно прочными. Нередко для повышения крепости на разрыв между слоями бумаги прокладывают ткань, то есть армируют изделие. Но если речь идёт о папье-маше для начинающих, то армирование будет излишним.

Как сварить клейстер

Кроме обычного магазинного клея, мастера для экономии часто пользуются самодельной скрепляющей субстанцией, изготавливая папье-маше. Инструкция приготовления клейстера – состава на основе муки или крахмала – довольно проста. Если говорить коротко, то это принцип варки киселя.

1. В кастрюлю наливают воду (2 литра) и ставят её кипятить.

2. В это время в небольшой ёмкости, например в стакане, размешивают в 100 граммах холодной воды 3 столовых ложки крахмала или обычной муки (не подходит мука с добавками, такая как оладьевая или блинная).

3. В кипящую воду тонкой струйкой выливают при активном помешивании суспензию из муки с водой и доводят до кипения. Обычно после наступления этого момента клейстер приобретает матово-белый цвет с некоторой прозрачностью.

4. Клейстер нужно остудить, и можно приступать к изготовлению папье-маше из газет.

Как подготовить шаблон

Можно использовать готовые игрушки, маски, шкатулки для поделки. После оклеивания их бумагой обычно заготовку разрезают острым ножом или распиливают пилкой пополам, раскрывают половинки и достают игрушку-шаблон. Затем половинки необходимо склеить между собой по шву.

Но иногда под рукой нет подходящего шаблона для поделки из папье-маше. Инструкция изготовления предмета, который мастер будет использовать для оклеивания, тоже не очень сложна. Чаще всего его конструируют из подручных материалов, скрепляя между собой картонные серединки-цилиндры из-под рулонов туалетной бумаги или бумажных полотенец, пустые спичечные коробки или картонные пакеты от соков и молока.

Существует ещё такой вариант подготовки шаблона, как вылепливание его из пластилина, глины и даже использование воздушных шариков.

Лепка изделия из бумажной массы

Если нужно изготовить куклы из папье-маше, то здесь можно обратиться и к первому, и ко второму варианту. Для обоих способов необходим шаблон. Если же такового нет, то нужно сделать его самостоятельно, как это было уже сказано выше.

Существует такой вариант, когда куклы из папье-маше изготавливаются методом обмазывания шаблона массой на основе бумаги. После высыхания также рекомендуется разрезать верхний слой, не задевая шаблона, отделить половинки друг от друга, вынуть макет. Затем половинки папье-маше складываются и склеиваются между собой.

Можно вылепить скульптуру из бумажной массы «с нуля», опираясь лишь на эскиз, фотографию или картинку. Однако этот способ походит лишь для тех людей, которые обладают определённым талантом.

Много вещей из папье-маше за короткий срок – это возможно!

Техника папье-маше, состоящая в формовочной отливке бумажно-клеевой массы, больше подходит для изготовления партии одинаковых предметов. Поэтому для формы следует воспользоваться силиконовым герметиком. Также можно изготовить её из гипса. В обоих случаях форма должна состоять из двух половинок.

Герметик наносится на смазанный жиром шаблон, по возможности ровным слоем. Пластилиновый макет можно не покрывать маслом. Затем заготовка должна хорошо просохнуть. После снятия формы с макета его необходимо закрепить в коробке с солью или песком кверху внутренней частью. Затем в пустоты накладывают плотным слоем, без воздушных прослоек, массу и снова оставляют для просушки.

После извлечения из полуформ заготовок их склеивают, покрывают грунтовкой и раскрашивают. В конце рекомендуется нанести слой лака.

Гипсовые полуформы изготавливаются в коробке, куда заранее закладывается гипс достаточно густой консистенции. Шаблон также смазывают жиром или глицерином и наполовину погружают в субстанцию. После высыхания первой полуформы макет извлекается. Алгоритм создания полуформы повторяется, но окунается в гипс вторая половинка шаблона.

Изготовление бумажной массы для поделок и скульптур

Если мастером выбрана техника папье-маше на основе размягчённой бумаги, сухих добавок и клея, то ему необходимо знать, как делать массу для лепки или отливки фигурок.

Существует несколько рецептур такой массы.

  1. Туалетную бумагу рвут и замачивают в горячей воде на сутки.
  2. Затем следует хорошо размять и прокрутить массу. Знатоки советуют делать это дрелью с насадками от кофемолки.
  3. Добавляя сухой гипс, мастер убирает тем самым лишнюю жидкость и добивается густоты массы. Можно засыпать муку в бумажную кашицу, но тогда существует вероятность, что вовремя не использованная субстанция может испортиться. Многие добавляют меловую муку, но тогда изделие получается более хрупким, чем это происходит с гипсовым папье-маше.
  4. Снова хорошо перемешанная масса разводится столярным клеем, приготовленным по рецептуре его изготовления. Можно воспользоваться и другими клеями. Однако столярный не позволит быстро схватываться гипсу, что немаловажно. Масса на выходе должна напоминать нежирный пластилин, хорошо держать форму, но не липнуть к рукам.
  5. Полученную смесь используют не сразу, а дают ей отлежаться в холодильнике сутки. Для этого массу делят на части по килограмму (максимум по полтора килограмма) и упаковывают в полиэтиленовые пакеты.

Некоторые мастера предлагают добавлять в массу несколько ложечек растительного масла.

Второй способ отличается от первого тем, что в него не добавляется сухой компонент (мука, мел или гипс). Но зато после размачивания бумагу отжимают через марлю, удаляя лишнюю жидкость, но не добиваясь полной её сухости.

Подготовительный этап сотворения скульптурного шедевра

Конечно, начинается всё с задумки автора. Когда художник сделает эскиз будущей поделки папье-маше своими руками, его фантазия уже приобретает реальные контуры. Некоторые, правда, берут за основу уже готовые рисунки или фотографии, по которым и начинают работать.

Далее мастер из проволоки и подручных средств изготавливает каркас скульптуры. После всех этих подготовительных операций мастер приступает к самому процессу лепки. И через некоторое время на месте корявого остова вырисовывается настоящее произведение искусства.

Скульптуры из бумажной массы

Не каждому человеку фантазия может помочь представить то, что истинные художники умеют творить из папье-маше. Фото самых настоящих шедевров скульптурного искусства завораживают и заставляют восхищаться умениями мастеров этого дела.

После того как изделие будет вылеплено и просушено, наступает второй важнейший этап работ. Теперь мастер выравнивает поверхность скульптуры, нанося ещё один тончайший слой папье-маше. Обычно в состав для лепки поделки папье-маше своими руками добавляют жидкость (воду и клей) с тем, чтобы бумажная масса стала более нежной, чтобы можно было выполнять достаточно тонкую работу.

После ещё одной просушки мастер берёт в руки острый нож и аккуратно срезает всё лишнее. Затем при помощи тонкой наждачки зачищаются все неровности.

Грунтовка и покраска изделия – последний, заключительный этап работы. Можно покрыть готовое изделие лаком.

Покраска изделий из папье-маше

Даже самое простое изделие, такое как шкатулка или настенная тарелка, декоративная посуда и подносы, настоящий художник может превратить в прекрасное творение. Обращаясь к классике, мастера создают великолепные произведения. Палех, хохлома и гжель, федоскинская и восточная миниатюра — все эти направления сегодня находят своё отражение в изделиях из папье-маше.

Коротко о главном…

Какую бы технику изготовления изделий из папье-маше ни выбрал мастер, какова бы ни была его творческая задумка, важно то, что художник через своё произведение реализует свой потенциал, самовыражается, пытаясь донести до окружающих то, что его волнует. Потому-то, наверное, после просмотра фотографий с шедеврами настоящих мастеров на душе становится светло и радостно. Творите и создавайте, созидайте, и да восторжествует в мире красота!

fb.ru

Как сделать папье-маше в домашних условиях и секреты работы с ним

В этой статье я рассказываю, как сделать папье-маше в домашних условиях. Вы узнаете, как приготовить бумажную массу, из которой затем можно создать множество оригинальных поделок. Папье-маше с французского языка переводится, как смесь из бумаги или картона и связывающего вещества, такого как гипс или крахмал. В детском же творчестве обычно используется более простой вариант массы – из бумаги и мучного или крахмального клейстера. Также применяют и клей ПВА. Из папье-маше делают всевозможные поделки, игрушки, маски, украшения, предметы быта и даже мебель. Такая творческая техника обычно очень нравится детям дошкольного и младшего школьного возраста. К ее плюсам также можно отнести доступность материалов.

Подготовка к работе с папье-маше

Итак, вначале необходимо подготовиться к работе с бумажной массой. Застелите стол газетами или клеенкой. Подготовьте небольшой кусок х/б ткани, которым будете вытирать руки.

Что может вам еще понадобится при работе в технике папье-маше:

  • Формы (то, что будете обклеивать). Это надувные шары, тарелки, миски, кастрюльки и т.д.
  • Смазка (если вы будете вынимать форму). Подойдет вазелин, масло подсолнечное, пищевая пленка, жидкое мыло или даже просто мокрая бумага без клея.
  • Бумага. Обычно в технике папье-маше используются старые газеты. Также для финишного слоя приготовьте белую офисную бумагу, желательно как можно более тонкую. Вместо газет хорошо брать любой тонкий материал, например, салфетки, бумажные полотенца или туалетную бумагу. Здесь принцип такой – чем волокна целлюлозы мягче, тем быстрее они впитают в себя воду с клеем.
  • Клей. В работе с папье-маше зачастую используют самодельный клейстер. Но можно также применять обойный клей или ПВА. Мы рекомендуем остановиться на первом, более экологически чистом варианте.
  • Краски. Обычно для такого творчества используют непрозрачные краски, а именно гуашь и акрил.
  • Лак. По желанию, готовые изделия можно покрыть глянцевым или матовым лаком.
  • Проволока. Может понадобиться для создания всевозможных конструкций для основы поделки.
  • Пластилин или соленое тесто. Пригодится для создания объемных фигур с последующим оклеиванием бумагой.

В качестве основы для поделки можно использовать и простую газету. Сверните ее так, чтобы получилась нужная вам форма, скрепите скотчем и обклейте ее кусочками бумаги. Такую форму можно не доставать, если конечно вы делаете не копилку или не какое-то другое изделие, требующее дальнейшего разрезания бумажного слоя.

Приготовление клея

Для работы с папье-маше в эко-стиле идеально подходит самодельный клейстер. Сварить его можно из крахмала или муки.

Рецепт клейстера №1

Налейте в кастрюлю с толстыми стенками 5 чашек воды. Доведите ее до кипения. Смешайте в миске четверть чашки муки с чашкой холодной воды. Перемешайте получившуюся массу, чтобы разошлись все комочки. Теперь тонкой струйкой вливайте массу в нагретую воду. Варите 2-3 минуты до загустения. При варке клей не забывайте постоянно помешивать.

Рецепт клейстера №2

В одном стакане воды растворите 2 чайные ложки крахмала. После этого вылейте смесь в кастрюльку и, постоянно помешивая, дождитесь момента, когда масса станет прозрачной и вязкой. Пускай она остынет. Теперь можете использовать клейстер в работе.

Рецепт клейстера №3

Тут немного другая технология приготовления клея. Разведите крахмал в воде комнатной температуры и хорошо перемешайте. Должна получиться масса по консистенции похожая на сметану. Постоянно помешивая, лейте кипяток до тех пор, пока масса не станет густая, как кисель и прозрачная. Теперь оставьте клейстер остывать.

Клейстер быстро портится, потому лучше не хранить его, а сразу использовать в работе.

Две техники папье-маше

Можно выделить две основные техники папье-маше:

  1. Приклеивание к основе кусочков бумаги (слоеное папье-маше).
  2. Поделки из готовой бумажной массы.

В этой статье остановимся подробно на обеих техниках работы с бумагой.

Работа с папье-маше в «слоеной» технике

Работать с бумажной массой несложно. Так, вначале выбранную форму оклеивают несколькими шарами бумаги, обычно для этого используют газету. Также нужно сразу определиться, будете ли вы оставлять форму в середине поделки или впоследствии вам нужно будет ее вытянуть. Если у вас первый случай, то смажьте основу клеем и накладывайте бумагу слоями. Если же вы решили доставать форму, то используйте вазелин, на который наложите первый бумажный слой без клея.

Бумагу рвите руками, не следует ее резать ножницами, иначе техника изготовления изделия будет неверной. Следите за тем, чтобы первый слой газеты обязательно полностью покрыл форму, в обратном случае вам будет сложно доставать ее (в том случае, если вы используете вазелин для смазывания основы, и впоследствии будете вынимать ее).

Теперь первый слой бумаги смазывается клеем и затем накладывается следующий бумажный слой.

И таким образом нужно оклеить форму несколькими бумажными пластами.

После 2-3 слоев ждите, пока они высохнут, прежде чем накладывать следующие бумажные слои.

Последний слой сделайте белым, используя тонкую офисную бумагу. Может быть, потребуется даже 2 или 3 белых слоя. От этого этапа можно отказаться только в том случае, если в последствие вы будете красить поделку белой непроницаемой краской, например акрилом.

Какие есть особенности работы с папье-маше в слоеной технике:

Чем более мелкие кусочки бумаги вы нарвете, тем работа будет более опрятной, но и времени на ее изготовление придется потратить немало. Потому смотрите на размеры изделия. Если они небольшие, то бумагу можно нарвать мелко, если же изделие будет достаточно объемным, то лучше сэкономить время и подготовить более крупные куски бумаги.

Если бумажные элементы у вас будут большие, то предварительно опустите их в клей и дождитесь их полного промокания. И только после этого накладывайте фрагменты на основу. Мелкие кусочки можно просто промокнуть клеем и сразу же приклеить.

Следите за тем, чтобы не образовывались складки. Если такое случается, то просто разровняйте их пальцами.

Не накладывайте сразу много слоев бумаги. Сделайте 3-4 слоя и подождите, пока они высохнут. Только тогда приступайте к следующим бумажным слоям. И так выполняйте работу постепенно до тех пор, пока не достигните нужной толщины изделия.

Обычно в работе используют газеты, и только для финишного слоя потребуется белая офисная бумага.

Перед тем, как приступить к финишному окрашиваю изделия, покройте его белой акриловой или гуашевой краской.

Если вы хотите изготовить какую-то объемную поделку с множеством деталей, то вначале сделайте основу. Например, вы решили смастерить копилку. В таком случае возьмите стеклянную или жестяную банку, либо пластиковую емкость и пластилин. Вылепите нужную вам фигуру. Облепите ее бумагой, используя технику слоеного папье-маше. Затем, когда все слои бумаги высохнут, острым канцелярским ножом разрежьте фигуру, чтобы получились две половинки. Склейте их вместе полосками белой бумаги. Затем уже можно вырезать щель для монет и раскрасить поделку по желанию. В конце изделие можно покрыть лаком, что сделает его более прочным и красивым.

Папье-маше – приготовление бумажной массы

Вторая популярная техника папье-маше – это создание поделок из бумажной массы. Для этого заранее рвётся газета либо какая-то другая бумага на небольшие кусочки и замачивается в горячей воде на 8 часов. Смесь процеживается и измельчается блендером в однородную массу. Если в ней будет много воды, то просто процедите массу через дуршлаг. Теперь добавьте туда клей ПВА или клейстер и хорошо перемешайте. Получается однородная клейкая масса. Работать с ней просто. Вы можете лепить из массы так же, как из пластилина или соленого теста. Хранить массу можно в прохладном месте. Не забудьте плотно упаковать ее в полиэтиленовый пакет.

Из полученной бумажной массы можно лепить всевозможные игрушки и украшения. Зачастую, для этого делают основу, например из картона, и уже на нее накладывают бумажную массу, придавая изделию объем. Если вам нужно сделать крупную поделку, то вначале лучше изготовить форму, хорошо просушить ее и потом наносить на нее дополнительные слои бумаги уже в слоеной технике.

Как сушить поделки из папье-маше

И вот теперь, когда поделки сделаны, появляется вопрос, как их быстро и правильно высушить. Если делать это при комнатной температуре, то процесс высыхания будет не быстрым. Потому идеальный вариант – это солнце летом и батареи зимой. Также ускорить процесс можно при помощи духовки, нагретой до 50-100 градусов. Есть мнение, что при такой сушке возможно растрескивание изделий. Но это случается очень редко. Вы можете сами проверить, насколько хорошо сушить в духовке изделия, сделав небольшую поделку и проведя над ней эксперимент. Готовые высохшие поделки из бумажной массы очень легкие и прочные.

Подведем итоги. Из этой статьи вы узнали, как сделать папье-маше в домашних условиях, особенности работы с бумажной массой, несколько полезных советов и рекомендаций. В следующей статье я представлю ряд интересных мастер-классов по изготовлению поделок и сувениров.

ecopodelki.ru

Разные рецепты массы для папье-маше

Главная / Своими руками / Очумелые ручки / Разные рецепты массы для папье-маше

Техника папье-маше стала популярной уже очень давно. Её применяют для создания разных форм и фигур из массы, где в качестве основы используют бумагу. За долгое время существования такой техники собралось множество разных рецептов, как сделать массу для папье-маше в домашних условиях. В данной статье мы рассмотрим варианты самых популярных и проверенных рецептов папье-маше, которыми пользуются профессиональные мастера. Сделать самому своими руками такую массу абсолютно не сложно и не затратно.

Рецепт массы для папье-маше №1.

Нам понадобится:

Серая туалетная бумага.

Универсальный клей ПВА (может быть строительным).

Масло льняное.

Вода.

1. В первую очередь рвём бумагу на мелкие кусочки и складываем в глубокую посуду.

2. После чего заливаем её кипятком и оставляем на сутки. Вся бумага должна быть погружена в воду.

3. Спустя отведённое время отжимаем замоченную бумагу. Для этого чаще всего используют обычную марлею или ткань, также можно это сделать с помощью синтетической сетки в мелкую дырочку. В итоге масса должна остаться немного влажной и отжимать её лучше небольшими порциями, приблизительно по 100-150 грамм.

4. Затем отжатые комки бумаги небольшими порциями размельчаем в блендере и складываем в свободную посуду. Делается это, для того чтобы в итоге масса для папье-маше получилась более однородной.

рис.1 Маски, сделанные из массы для папье-маше

5. Когда вся бумага перемолота, к ней добавляем небольшими порциями универсальный клей ПВА. Приблизительно на один рулон туалетной бумаги уходит 200-250 г клея.

6. Все тщательно перемешиваем и добавляем льняное масло (1 ст. ложку на 1 рулон бумаги), после чего повторно замешиваем массу до однородной консистенции.

Благодаря льняному маслу рабочая масса получится гораздо пластичнее. Из такой массы можно создавать любые формы. Стоит учитывать, что после высыхания форма уменьшается в размере от 2% до 6%.

рис.2 Фигуры, сделанные из массы для папье-маше

Рецепт массы для папье-маше №2.

Нам понадобится:

Туалетная бумага серого цвета.

Универсальный клей ПВА.

Шпатлёвка мелкозернистая.

Марля.

Жидкое мыло.

Вся последовательность действий такая же, как и в первом рецепте папье-маше. Только здесь после клея ПВА мы добавляем шпатлёвку (5 ст. ложек на 1 рулон туалетной бумаги) и жидкое мыло (1 ст. ложка на рулон бумаги). Шпатлёвка нужна, для того чтобы масса получилась более пластичной, а жидкое мыло придаёт дополнительную гладкость полученным фигурам.

рис.3 Украшения, сделанные из массы для папье-маше

Рецепт массы для папье-маше №3.

Нам понадобится:

Вода — 1 литр.

Сухой столярный клей – 500 г.

Тонкая бумага (газета) – 250 г.

Натуральная Олифа – 100 г.

Канифоль — 20 г.

Тонкосеяный мел — 3 кг.

1. В первую очередь замачиваем в воде столярный клей и варим его до образования однородной массы, не позволяя при этом закипать (соотношение воды и клея смотрите на упаковке).

2. Затем подготавливаем бумагу. Для этого её измельчаем на мелкие кусочки, заливаем водой и варим около часа на слабом огне.

3. После чего бумаге даем остыть до комнатной температуры, а затем её нужно размять, как можно сильнее до однородной массы.

4. Затем перед нами стоит задача — отжать всю бумагу с помощью марли, как можно лучше.

5. Полученные комки мелкими порциями добавляем в горячий клей и размешиваем.

6. Потом добавляем олифу и толчёную канифоль.

рис.4 Еще маски, сделанные из массы для папье-маше

7. Всю массу для папье-маше нагреваем на огне и постоянно мешаем, пока канифоль полностью не растворится.

8. Полученной смеси нужно дать полностью остыть и только после этого можно приступать к замесу её в мел.

9. Для этого на ровную поверхность насыпаем горку мела и делаем углубление в центре.

10. Именно в него и подливаем небольшими порциями остывший клей.

11. Далее все замешиваем, как тесто, до нужной консистенции.

12. Для большей пластичности добавьте олифы в небольшом количестве. Масса для папье-маше готова к работе.

рис.5 Ваза, сделанная из массы для папье-маше

Рецепт массы для папье-маше №4.

Нам понадобится:

Коробки для яиц.

Мучной клейстер.

Мука.

1. Подготавливаем коробки для яиц (с интересными идеями поделок из таких коробок вы сможете ознакомиться в этой статье). В первую очередь их нужно довести до состояния, когда с ними можно работать. Для этого рвём коробки на мелкие кусочки и заливаем кипятком.

2. Оставляем в таком состоянии на сутки, после чего меняем воду и оставляем ещё на сутки.

3. Спустя указанное время они должны хорошо размокнуть, после чего их нужно хорошо отжать с помочью дуршлага.

4. Далее рвём отжатый комок на мелкие кусочки и размельчаем в блендере. Теперь ячейки для яиц готовы для работы.

5. К полученной массе начинаем добавлять мучной клейстер, консистенцией похожий на жидкую сметану и все тщательно перемешиваем.

6. В полученную массу для папье-маше замешиваем 2-3 столовых ложки муки. Масса должна получиться мягкой и пластичной. Такой массой хорошо делать маски.

рис.6 Работы, сделанные из массы для папье-маше

lyagushca.ru

Техника папье-маше

Одним из интересных занятий для меня является поиск красивых фото для вдохновения. И гуляя по всемирной паутине, я столкнулась с фотографиями кукол. Куклы были похожи на жителей волшебных сказок — каждая со своим настроением, характером и даже магическими способностями. Любопытство — двигатель моего личного прогресса, и я стала искать информацию про этих кукол.

Не поверите, для меня было открытием, что техника папье-маше позволяет создавать столь виртуозные вещи. Это уже не просто вазочки, шкатулки, а целые произведения искусства. Интерес пробудился, и я стала искать истоки. Когда, где, кто и как — все эти вопросы обратились к папье-маше. Далее в тексте я буду называть эту волшебную технику “жеваной бумагой”, именно так переводится её название с французского языка.

Ага, внимательный читатель сразу свяжет название и местность и решит, что папье-маше родом из Франции, но нет. Родиной является Китай. Китайцы (умный народ) придумали сначала бумагу, потом технологию изготовления всяких всячин из нее.

Китайские мастера из склеенной во много слоев бумаги делали удивительные по прочности шлемы и иные вещи, которые сверху покрывались лаком. В Японии эту технику стали использовать при изготовлении масок, доспехов, щитов. Далее папье- маше победным шествием пошагало по всему миру.

В Древнем Египте методом “жеваной бумаги” делали посмертные маски, гробы. В Персии — шкатулки, коробочки, в Индии — различные декоративные элементы интерьеров. В Англии мастера из этого удивительного материала стали конструировать мебель. А в Норвегии даже построили церковь, которая простояла 37 лет.

Папье-маше — это своеобразная вторая жизнь бумаги. Если говорить о технике, не вдаваясь в подробности, то это масса из целлюлозы, смешанная с клеем. Ее наносят на форму и дожидаются высыхания. Далее слепок снимается с основы, шлифуется, шпаклюется, красится.

Есть несколько вариантов изготовления изделий из бумаги. Первое называется маширование. Для маширования нам нужно много кусочков рваной бумаги, вода и клей ПВА. Берем основу, покрываем ее тонкой пищевой пленкой и начинаем слой за слоем облеплять ее кусочками бумаги, смоченными в клее, который предварительно разбавили водой.

Кусочки нужно укладывать внахлест, чтобы избежать образования пустот. Изделия можно откладывать на неопределенный промежуток времени и возвращаться к работе, как Вам будет удобно. Когда набирается достаточно слоев, слепок из бумаги снимается с основы, и начинается кропотливая работа по доведению изделия до желаемого вида. После тщательной просушки слепка его нужно обработать наждачной бумагой. Далее покрасить и декорировать, если возникнет желание.

Второй вариант. Изделие формируется из жидкой массы, которую готовят следующим образом: бумагу измельчают, заливают водой, кипятят, сушат, разминают, потом мешают с мелом и клейстером до густоты жидкого теста. Полученную массу или заливают в форму, или ею обмазывают основу. После полного высыхания слепок можно отделять от основы и дорабатывать.

Еще один вариант — формирование изделий из находящихся под давлением пластин картона, которые склеивают между собой. В наше время между слоями бумаги стали прокладывать слои марли или бинта для придания большей прочности изделиям.

Бумагу можно использовать любую, кроме глянцевой, мелованной. В ход идут газета, салфетки, бумажные полотенца, оберточная бумага. Клеящим составом при изготовлении изделий в технике “жеваной бумаги” могут выступать обойный клей, ПВА или клейстер.

Есть несколько вариантов приготовления клейстера. Первый рецепт — мучной клейстер. Берем немного холодной воды, 0,5 л кипятка, 4 столовые ложки муки и емкость для приготовления. В посуду заливаем холодную воду и постепенно добавляем в нее муку.

Смесь нужно постоянно помешивать во избежание образования комков. В образовавшуюся однородную массу постепенно вливаем пол-литра кипятка. Клейстер становится густым и прозрачным, постепенно теряя цвет. Если клейстер не стал прозрачным, емкость следует поместить на небольшой огонь и варить, непрерывно перемешивая, не доводя до кипения. Когда клейстер остынет, на его поверхности появится пленка, которую нужно снять ложкой.

Либо возможен другой порядок приготовления. Муку разводим в емкости с водой, а потом смесь аккуратно вливаем в кипящую воду. В любом случае нужно, не переставая, помешивать. Клейстер в тепле хранится сутки, а на холоде пару дней.

Второй вариант — это крахмальный клейстер. Он готовится тем же методом, что и предыдущий, только крахмала нужно взять поменьше — 3 чайные ложки на 0,5 литра воды. После приготовления в него нельзя добавлять воду, иначе теряются клейкие свойства. Такой клейстер портится быстрее.

Одним из важнейших этапов в изготовлении папье-маше считается окрашивание, которое служит не только декоративным целям, но и придает изделию дополнительную прочность. Перед покраской папье-маше грунтуется. В качестве грунта можно нанести несколько слоев эмульсии.

Придать цвет вещам из папье-маше можно несколькими способами. 1. Окрасить всю массу насквозь. 2. Раскрасить только поверхность. Выбор метода зависит от каждого конкретного изделия. Вещи, которыми часто пользуются — шкатулки, коробочки, пеналы рекомендуют окрашивать насквозь. Декоративные изделия можно красить только сверху.

Анилиновые краски используют для придания цвета всей массе. При этом массу надо аккуратно подсушивать во избежание изменения цвета. При поверхностной росписи изделий используют акриловые или спиртовые красители.

Красить можно распылителем, кисточками, тампонами. Покрывать цветом следует в несколько слоев для получения ровного тона. Делать это нужно аккуратно, избегая неровностей и потеков, из-под которых будет проглядывать грунт. Каждый слой краски следует тщательно просушить.

В наше время техника папье-маше широко используется в театральных декорациях. Марионетки, шкатулки, сувениры, поделки — окунувшись в это дело поглубже, Вы имеете возможность овладеть мастерством изготовления поистине волшебных, изящных вещей.

Я очарована живыми куклами современных мастеров, обязательно найду время и попробую сотворить что-то свое в этой технике. Я уже предвкушаю увлекательное путешествие, полное новых открытий и эмоций. И кто знает, куда этот путь меня приведет.

interesnoerukodelie.ru

Эксперименты Макса Уварова — папье-маше — Объединение кукольников-шарнирщиков

Все это купить не составит труда. Правда бумажные полотенца и салфетки я сразу отмел в сторону. Туалетка!!! Самая дешевая серая туалетная бумага! Лучше нее для изготовления папьи ничего нет. Почему?

Все очень просто: при замачивании, даже без применения механических средств измельчения (миксера, например) она размокает в достаточно однородную кашу. Салфетки же не обладают такой способностью и остаются неприятные комочки. Клей ПВА я взял строительный. Снова объясню почему. Он достаточно густой и в нем не много пластификатора.  В универсальном ПВА, который мне часто втюхивали под видом строительного, пластификатора много и при высыхании массы он дает крепкую пленку, которую сложно обрабатывать.  Про бустилат я не собирал информацию, поэтому буду пробовать его уже в процессе.

Говорят, что мел трудно найти. А вот и ничего подобного! Просто нужно говорить с продавцами хозяйственных на их языке и просить не мел, а побелку для потолка. 

Глину я купить забыл. Увы, со мной такое часто случается, но автор этого рецепта писал, что глину можно заменить крахмалом.

По составу вроде бы все. Дальше будет пробовать месить саму массу и я буду рассказывать вам о своих ошибках и своих удачах….

Возможно «бывалые» машисты посмеются над моими потугами изобрести велосипед, но думаю новичкам пригодится мой опыт и работа над ошибками.

Первой моей ошибкой было добавить в массу крафт бумагу и картон в виде клеток для яиц. Для этого я измельчил и то и другое. Пропорции: ¼ часть крафт, столько же клетки для яиц и ½ туалетной бумаги. Все конечно на глазок. Крафт бумагу и клетки для яиц на замочил первыми. Оставил на сутки, периодически сливая воду. На следующий день я измельчил все в блендере и сварил. Когда масса остыла, я снова прошелся блендером. И вот только потом замочил и измельчил туалетку.

Смешав обе массы я еще раз взбил все миксером. На мой взгляд получилась однородная каша. Но возможно я все же плохо измельчил именно крафт бумагу и клетки для яиц. На выходе масса оказалась с неудобными комочками. Но понял я это только когда начал лепить.

Потом я решил последовать советам в рецепте. Я не стал высушивать массу. Автор рецепта предлагала даже не отжимать ее, а дать  стечь воде. Но я все же отжал кашу в тряпке, и полученный жесткий комок помолол в кофемолке, добавляя ее туда небольшими порциями.

Дальше все просто: в полученную массу добавляем 1 столовую ложку крахмала (глину я не купил) и 1 столовую ложку мела (он же побелка для потолка). Туда же 1 столовую ложку глицерина (говорят с ним масса пластичнее). Затем снова по одной ложки бустилата и клея ПВА (взял строительный). 

 

Еще одно мое личное ноу-хау. Я знаю, что масса может заплесневеть. В свою старую массу я добавлял обойный клей с антиплесенью. Если честно, огромная жаба меня придушила покупать коробку клея с антиплесенью за 300 ре. Я взял обычный клей за 3 копейки и купил к нему жидкость антиплесень под обои за такие же три копейки. И жидкости и обойного клея я добавил по 1 столовой ложки.

И так, масса готова, но я ее оставил на сутки «отдохнуть» в полиэтиленовом пакете.

Пы.Сы. Еще раз повторюсь, что я экспериментирую и возможно добавляю не нужные ингредиенты, но увы… понять правильность своих действий могу только экспериментальным методом.

 

Итак… Наша масса готова к употреблению. Но мои эксперименты не закончены. Я восхищаюсь цветом кукол Мамы Карла, Этис Аниматис и Головной боли. Понятно, что у всех этих мастеров есть секреты окраски кукол. Мама Карла в ЖЖ писала, что для каждой куклы использует свой состав маши и свои пропитки. И для окрашивания материала, они используют особые добавки.

 

Лично я далек от химии и не знаю, как может повести себя в папье, например, метиленовая синь или оксид меди. Поэтому, я решил окрасить материал красками. В какой то рецепте читал, что в папью можно добавить масло. Рекомендовали масла, которые легко испаряются. Не долго думая, я бухнул в массу льняное масло. Которые используется для разбавления масляных красок. Примерно одну столовую ложку. На этом я не остановился. Взяв два цвета масляных красок я разбавил их льняным маслом и вмешал в машу.

 

 

Что же из этого вышло: во-первых, добавить масло можно и даже нужно, но его количество нужно ограничивать. Если добавить его слишком много, масса выйдет скользкой и в дальнейшем процессе им будет работать труднее. Во-вторых, из-за большого количества ингредиентов в массе, которые по сути не растворяются друг в друге и смешиваются, при всем желании, не равномерно, они еще и краску впитывают по разному. Не смотря на то, что изначально цвет массы вышел более менее однородным, при лепке выяснилось, что бумажные вкрапления как бы выдавливают из себя влагу вместе с красящим пигментом.

 

Если на выходе вы хотите получить эффект камня, то считайте, что вы этого добились. Только еще один совет: для окрашивания используйте лучше обычную гуашь. Это и дешевле и она лучше вмешивается в массу. Если же вы хотите получить равномерный тон, то окрашивать саму папью я бы не рекомендовал.

 

Вообще мне интересно, как поведет себя дальше окрашенная папья. Ведь я намереваюсь в дальнейшем не покрывать ее грунтом, а варить готовую деталь в масле.

Редактор: Косарева В.В.

bjdart.ru

Папье-маше — WomanWiki — женская энциклопедия

Традиционные мексиканские куклы из папье-машеПапье-маше – от французского papier-mâché, дословный перевод – «жеваная бумага». Папье-маше – технология создания объемных вещей разного размера посредством прессованной бумаги, закрепленной водой и клеем. Этим термином называется и сама вещь, получившаяся в процессе, и технология.

История

Бумага была изобретена в Китае во 2 веке до н.э., и примерно в это же время её начали использовать не только для письма. Материал был очень дорогой, и папье-маше стало способом дать бумаге «вторую жизнь», использовать этот дорогой материал ещё раз.

Важным свойством папье-маше является её прочность, наряду с легкостью. И эта технологи даже использовалась в производстве шлемов для солдат, с последующим покрытием несколькими слоями лака.

В Древнем Египте методом папье-маше изготавливали гробы, посмертные маски. В качестве материала использовали листы папируса или льна, смешанные со штукатуркой.

Папье-маше в Персии и Индии существовало для изготовления ящиков, шкатулок. В Японии и Китае также традиционным ремеслом считаются лакированные вещи на основе папье-маше. А в Японии и Индии из папье-маше даже изготавливали доспехи и щиты, а также декоративные элементы для интерьера, мебели, доспехов.

К 10 веку н.э. техника папье-маше распространилась сначала в Марокко и Средней Азии, а затем в Испании, Германии, Франции, Италии, Персии и Индии.

С 1540 года из папье-маше изготавливают куклы. Они делаются из смеси целлюлозы, глины, гипса и клея. Сверху расписываются красками.

Французские мастера увидели большой потенциал папье-маше, и стали использовать технику в изготовлении лепнины, шкатулок, даже мебели.

В Европе, начиная с 1725 года, папье-маше появляется качестве недорогой альтернативы камня и резного дерева. Из папье-маше изготавливают лепнину для интерьера, используя в качестве связующего элемента штукатурку.

В 18 веке папье-маше стало одним из главных ремесел в Англии. С 1772 года Бирмингем — основной центр ремесла папье-маше. Здесь мастера изготавливали из папье-маше столы, стулья, лампы, книжные полки, каркасы кроватей, украшения для стен, рамы для картин. Сверху изделия покрывались позолотой, инкрустировались перламутром.

В 1793 году в Норвегии с помощью папье-маше была построена целая церковь, которая простояла 37 лет. Папье-маше было популярным в Германии, Америке. В России и Скандинавии существовали целые промышленные производства по изготовлению папье-маше.

Около 100 лет в Европе папье-маше было востребовано. Но с 1870 годов интерес к папье-маше стал снижаться. Массовое крупномасштабное производство прекратилось.

Шкатулки с лаковой миниатюрой — традиционное для России ремесло, основанное на искусстве папье-машеИз папье-маше делают даже лодки каноэ. Это ремесло было развито в 19 веке в Америке. А в конце 19-начале 20 веков из бумаги даже создавали легкие купольные сооружения, например, обсерватории. Во времена американской гражданской войны из папье-маше даже делали оружие: стрелковое и артиллерийское. Во времена второй мировой войны некоторые американские самолеты имели детали из папье-маше.

Россия – одна из стран, где папье-маше остается по сей день действующим ремеслом. Знаменитая лаковая миниатюра пишется до сих пор на основах из папье-маше. Это шкатулки, заколки для волос, различные украшения (броши, серьги, браслеты). Ремесло развито в Жостово, Хохломе, городах Золотого Кольца России.

Заготовки из папье-маше используются в народном творчестве и современных видах рукоделияСовременный пример использования папье-маше – упаковка хрупких товаров и продуктов. Например, соты для хранения и продажи яиц делаются из прессованной бумажной пасты с добавлением клея. Также можно встретить в магазинах игрушки из папье-маше, карнавальные маски, шкатулки и коробки, заготовки для современных хобби – росписи, декупажа и пр. Незаменима техника папье-маше при создании театрального и кино реквизита.

Способы изготовления папье-маше

Существует два основных способа при изготовлении папье-маше своими руками:

1) Постепенное наклеивание кусков бумаги

2) Приготовление однородной массы из кусков бумаги и воды (с последующим кипячением), в которую добавляется клей, а затем из этой массы «лепят» объем.

Изготовление папье-маше послойным наклеиванием листов бумагиПри первом способе необходима форма, на которую наклеивается бумага. Второй способ не требует наличия формы. Но в обоих методах требуется наличие каркасного материала. Это то, что поддерживает папье-маше. Роль каркасного материала может исполнять сетка, ткань, проволока.

1 способ. Бумага рвется на куски или нарезается кусками, либо полосками. Вымачивается в смеси клея и воды. Затем помещается на форму, и слой за слоем формирует нужный объем и толщину изделия. Формой может быть объемная вещь, либо каркас – проволочный или из металлической сетки. В качестве разделительного агента используется вазелин, жир, масла. После папье-маше хорошо высушивается. После сушки вещь можно шлифовать, обрабатывать, и окрашивать. Красить лучше водоотталкивающей краской, чтобы создать защитный слой от влаги. Готовое папье-маше нужно ещё раз тщательно просушить перед использованием во избежание образования плесени и гниения изнутри.

Маска из папье-маше, изготовленная лепкой из бумажной смеси2 способ. Бумага вымачивается в воде, оставляется, по крайней мере, на ночь, а то и дольше. Если нет времени долго вымачивать, можно прокипятить бумагу в воде, пока она не превратиться в мякоть. Избыток воды сливают, добавляют клей. Из полученной смеси лепят скульптурные объекты, используя каркас по необходимости.

Клей. Традиционная технология использует в качестве клея следующий состав: вода и мука (или крахмал). Консистенция – густые сливки. В современных условиях используют клей ПВА (поливинилацетат, его ещё называют в народе «белым клеем»), столярный клей, обойный клей. В водные растворы клея иногда добавляют добавки, которые не дают плесени развиваться, это может быть масло лаванды или соль. Иногда в клей добавляют корицу для устранения неприятного запаха, если таковой получается (чаще всего он может быть при использовании синтетических клеев).

Популярные рецепты клея для папье-маше

Скульптура головы для карнавала, изготовленная методом папье-маше. Автор Ничи Вендола
  • 1 часть крахмала (или муки) и 2 части воды. Перемешать до кремовой консистенции.
  • 1 часть муки и 3 части воды.
  • Вареный клейстер. Довести до кипения воду (4 стакана). Взять 2 стакана воды и смешать с 2 стаканами муки. Хорошо перемешать. Влить получившуюся густую смесь в кипяток, хорошо помешивая. Варить на медленном огне 2-3 минуты до ровной консистенции. Добавить несколько ложек соли. Охладить перед использованием.
  • Вареный клейстер. Смешать полстакана муки и 2 стакана холодной воды. Добавить 2 стакана кипяченой воды и все вместе прокипятить. Снять с огня, добавить 3 столовые ложки сахара. После охлаждения смесь загустеет.
  • Клейстер из сухого обойного клея. Смешать полстакана муки и четверть стакана порошкового клея. Добавить полстакана теплой воды. Размешать. Затем добавить горячую воду – полтора стакана. Размешивать, чтобы не было комочков. Варить на медленном огне, помешивая, пока структура не будет ровной и густой. Наилучшие результаты этот клейстер дает при использовании через несколько дней после приготовления.

Популярные рецепты бумажной массы для папье-маше

  • Разорвать бумагу на мелкие кусочки. Поместить в металлический сосуд, наполненный горячей водой. Сосуд покрыть полотенцем, укутать, поставить в теплое место на 24 часа. Затем поставить на плиту и вскипятить, помешивая деревянной лопаткой. Полученную бумажную массу размять и сформировать из неё шарики. Высушить шарики и измельчить в порошок. После в этот порошок добавить растолченный мел (в соотношении 1:1), просеянную муку (в 4-5 раз меньшего количества, чем бумажный порошок), столярный клей (в 10 раз меньшее количество). Замешивается густое тесто, при необходимости добавляется горячая вода.
  • Разорвите газету, туалетную бумагу, салфетки, полотенца на мелкие кусочки. Замочить в воде. После размягчения бумаги слейте воду, добавить в смесь немного белого клея.
  • Мелкие кусочки газеты и туалетной бумаги замочить в воде и оставить на ночь. В блендере смешать полстакана муки, 2 стакана воды, 1 ст. ложка белого клея, 1 стакан отжатой от воды бумажной массы.

Бумажную массу обычно хранят в холодильнике.

womanwiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *