Техника скоростного чтения: Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания

Содержание

Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Существует несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.

Методы и способы скорочтения

Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами. В этой статье мы рассмотрим основные приёмы быстрого чтения.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

<<Форма демодоступа>>

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.

Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов, которые также помогут освоить быстрый способ чтения.

Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит этот приём быстрочтения «по-детски», зато он очень эффективен.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

Тексты для скорочтения

Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать. Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Тексты для скорочтения можно найти в книгах-тренажёрах по развитию скорочтения у детей.

Пример «зашумлённого» текста для скорочтения

Резюме

Регулярные занятия помогут вашему ребёнку освоить навык скорочтения и успешно использовать его в учёбе. В процессе обучения вы можете обращаться к методикам, о которых мы рассказали в статье, использовать методические пособия, включающие таблицы для скорочтения, упражнения и тексты для быстрого чтения. Хвалите ребёнка за успехи и мотивируйте его обучиться скорочтению, чтобы открыть для себя новые возможности.

Топ-7 техник быстрого чтения | Блог 4brain

Знаете ли вы, что футбольные комментаторы из Испании, Италии и Португалии могут прочитать «Войну и миру» за 25 минут? А все потому, что они прошли наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение». Это, конечно же, шутка, однако и на самом деле внушающий старшеклассникам ужас своим объемом роман отнюдь не самый большой в мире художественной литературы. В общей совокупности 4 тома «Войны и мира» укладываются примерно в 1300 страниц [Л. Толстой, 2008].

В результате этот роман Льва Николаевича Толстого даже не входит в топ-10 самых длинных произведений мировой литературы [Dekatop, 2018].  И хорошо изученная и закрепленная на практике техника быстрого чтения позволит вам одолеть этот, безусловно, заслуживающий прочтения роман гораздо быстрее, чем вам казалось в старших классах.

Короче говоря, если вы до сих пор не ознакомились с данным образцом русской литературной классики, отложите это важное дело еще на пару месяцев, пока изучите курс «Скорочтение» и программу «Быстрое чтение». Когда вы сможете читать в 3-5 раз быстрее, чем сейчас, большие книги перестанут пугать вас своими объемами.

Зачем еще нужно читать быстро, кроме как компенсировать пробелы в школьной программе и «поглощать» максимальное количество книжных новинок? Давайте подумаем вместе.

Зачем и кому нужна техника быстрого чтения?

Первое и главное, на что наводит идея быстрого чтения, так это на колоссальную экономию времени. Особенно для тех, кто в силу своей деятельности вынужден обрабатывать большие массивы печатной информации. Если в вашем распоряжении будет техника быстрого чтения с высоким уровнем понимания и запоминания, в совокупности с навыками тайм-менеджмента это даст потрясающий результат.

Преимущества быстрого чтения:

  • Экономия рабочего времени, необходимого для изучения обязательного объема информации.
  • Возможность прочитать больше в условиях ограниченного ресурса времени.
  • Ускоренная и более эффективная подготовка к экзаменам в школе, вузе и на всевозможных обучающих курсах.
  • Возможность расширять кругозор без дополнительных и избыточных затрат времени на чтение.
  • Улучшение когнитивных навыков мышления, понимания и запоминания.
  • Усиление концентрации внимания.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Возможность раскрыть свой внутренний потенциал.

Предполагаем, что последняя опция и бонус быстрого чтения – возможность раскрыть свой внутренний потенциал – требует пояснения. Понятие внутреннего потенциала достаточно многоаспектно. Это и багаж знаний человека, и его различные способности, и его умение распределять силы и энергию для выполнения различных задач.

Таким образом, научившись читать быстро, вы более быстрыми темпами пополняете багаж знаний, шлифуете умение собраться с мыслями и запомнить нужную информацию, обучаетесь правильно распределять силы и внимание, берясь за какую-либо новую задачу. Любая новая книга или статья, которую вы решили прочитать, это и есть новая для вас задача.

Или, как вариант, подзадача для достижения более крупной и важной цели, нежели просто эрудиция и начитанность. Так или иначе, способность быстрее переработать заданный массив информации или же освоить больше за короткий промежуток времени пригодится во многих сферах жизни. А есть и такие виды деятельности, где без навыков скорочтения либо никак, либо очень трудно.

Кому нужно читать быстро:

  • Студенты и школьники – более половины умеющих читать учатся на «хорошо» и «отлично», тогда как среди читающих медленно «хорошистов» и «отличников» всего 4% [nubclub, 2018].
  • Бизнесмены и предприниматели – поток документов, обзоры рынка, постоянные нововведения в области законодательства требуют умения быстро оценивать полезность информации, что невозможно, если читать медленно.
  • Юристы, финансисты, бухгалтера – работа с документами составляет основную суть их деятельности, поэтому техники быстрого чтения с высокой степенью понимания написанного являются насущной необходимостью.
  • Филологи, литературные обозреватели и критики – поток книжных новинок с необходимостью написать внятную рецензию на каждую из них предполагает высокую скорость чтения, иначе задача перейдет в разряд невыполнимых.
  • Политологи, социологи, журналисты – в процессе подготовки рабочих материалов возникает необходимость ознакомиться с большим массивом данных и при этом «вписаться» в отведенный отрезок времени до начала эфира, выхода газеты и т.д.
  • Ученые и исследователи – проведение научных изысканий требует большой подготовительной работы по изучению данных, наработанных ранее изучавшими ту или иную проблематику учеными, и при этом нужно успевать следить за новинками в мире науки.
  • Инженеры, строители, дизайнеры, специалисты IT-сферы – объемные технические задания с множеством нюансов и подробностей, обязательных к исполнению, требуют освоения техники быстрого чтения с высоким уровнем запоминания, чтобы не возвращаться постоянно к ТЗ во время работы.

Итак, мы разобрались, кому и зачем нужно уметь читать быстро. Теперь осталось понять, как же этому научиться. Про наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение» вы уже знаете, однако первый шаг в направлении освоения техники быстрого чтения книг, статей и прочих материалов вы можете сделать самостоятельно. Для этого обязательно дочитайте нашу статью до конца, даже если это пока не получается сделать быстро.

Как научиться быстрому чтению?

Итак, как же научиться быстрому чтению? И, для начала, как выделить из бесконечного потока советов и рекомендаций по самостоятельному освоению скорочтения самое главное? Тем, кто хочет приступить к тренировкам прямо сейчас, можем порекомендовать подборку простых упражнений по развитию навыков быстрого чтения, и эти упражнения, безусловно, принесут вам пользу. Через какое-то время вы сможете читать чуть быстрее, чем сейчас, что сэкономит вам некоторое количество минут и часов уже в ближней перспективе.

Если же вы сторонник фундаментального подхода и с помощью чтения решаете рабочие задачи самого разного плана, вам поможет книга «Техника быстрого чтения» [О. Кузнецов, Л. Хромов, 1983]. Тут всего 186 страниц, которые вполне можно одолеть, даже если скорочтение – это пока не ваше. Отметим, что «Техника быстрого чтения» Кузнецова-Хромова является одним из наиболее ранних исследований прикладного характера по скорочтению в русскоязычном пространстве.

В последующие годы появились расширенные исследования и рекомендации в этой области. Например, «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011]. Книга «Техника быстрого чтения», которую написал Олег Андреев, содержит 322 страницы с наглядными примерами и таблицами упражнений и рекомендуемым расписанием занятий по тренировке навыков скорочтения.

Для заинтересовавшихся скажем, что издание «Техника быстрого чтения.  Самоучитель по программе Школы Олега Андреева» продается в комплекте с DVD. И расскажем в общих чертах, о чем идет речь в этих двух книгах, содержание которых во многом перекликается друг с другом.

Изъяны традиционного чтения

Для начала стоит разобраться, что же нам мешает читать быстро и почему этот навык нужно тренировать специально. Действительно, а почему человек не может читать быстро сразу, как только научится читать? Тому есть несколько причин:

  • Артикуляция или субвокализация – мысленное, «про себя», повторение написанного во время чтения отнимает время и мешает читать быстрее.
  • Небольшое поле зрения – взгляд обычного человека без дополнительных тренировок охватывает лишь несколько слов, чего недостаточно, чтобы понять смысл фрагмента текста, хотя бы абзаца.
  • Перемещение взгляда вдоль строки – это следствие недостаточно развитого поля зрения, а затраты времени на перемещение взгляда снижают скорость чтения.
  • Отсутствие стратегии чтения – большинство людей не ставят себе четкую цель, для чего они что-то читают, а читают «просто так» или «потому что задали» в школе либо вузе или потому что это «нужно по работе».
  • Отсутствие концентрации внимания – как правило, люди не могут сосредоточиться на чтении и постоянно отвлекаются либо на другие дела, либо на посторонние мысли.
  • Регрессия при чтении – постоянный возврат к только что прочитанному тексту тормозит процесс чтения и, как ни странно, снижает эффективность восприятия.

На самом деле, слабо развитое поле зрения и постоянные возвратные движения зрачков не так уж безобидны, как может показаться. Насколько много лишних движений глазами совершает среднестатистический читатель, наглядно показано в книге «Техника быстрого чтения» [Л. Хромов, О. Кузнецов, 1983]. Если посмотреть, по какой схеме идет трасса взора человека, можно увидеть, сколько фрагментов текста «выпадает» из зоны внимания:

Можно ли как-то бороться с этим и прочими недостатками традиционной модели чтения? Не только можно, но и нужно! И начнем мы с формирования осмысленной стратегии чтения.

Интегральный алгоритм чтения

На всякий случай уточним используемые термины. Слово «алгоритм» означает последовательность действий, слово «интегральный» происходит от латинского integralis, что означает «составляющий единое целое». Суть в том, что любой процесс можно оптимизировать, продумав его алгоритм, и чтение тут не исключение.

Этой цели как раз и служит интегральный алгоритм чтения. Определив единую последовательность действий при чтении чего-либо, мы, во-первых, заметно экономим время на размышления типа «с чего начать», во-вторых, сразу понимаем основную суть изучаемого материала. Кроме того, следуя определенному алгоритму и понимая, какую информацию нам нужно извлечь, мы очень быстро отсеиваем ненужное, второстепенное и захламляющее текст. Интегральный алгоритм чтения состоит из семи блоков:

Мысленно «заполняя» первые три блока, мы получаем представление о надежности и полноте источника. Эти данные позволяют сразу сориентироваться, можно ли ему верить и стоит ли это читать в принципе. Четвертый блок позволяет оценить соответствие обсуждаемой в книге или статье проблематики заявленному названию. Иногда четвертый блок именуют не «Проблема», а «Основное содержание, тема».

В пятый блок мы при чтении мысленно «помещаем» факты и прочие данные, «обслуживающие» тему или проблематику материала. Они могут обосновывать, уточнять, опровергать или помогать анализу чего-либо. Для чтения простых коротких статей и заметок этих пяти пунктов алгоритма достаточно.

Если же речь идет об изучении научных данных, отраслевых обзоров, финансовой аналитики, нам нужно более глубоко вникнуть в описываемые процессы. А заодно понять, насколько эти сведения новые или насколько они перекликаются с уже известными данными. Это все не так уж сложно и долго, если воспользоваться интегральным алгоритмом чтения и попытаться мысленно «заполнить» блоки №№ 6 и 7.

Вполне реально может оказаться, что для заполнения всех семи ячеек вам вовсе не нужно вчитываться в каждую строчку, а достаточно прочитать вводный и итоговый абзацы каждого раздела и просмотреть «по диагонали» остальной текст, чтобы точно ничего не упустить. Выражение «по диагонали» условно обозначает движение взгляда искушенного читателя, освоившего технику быстрого чтения и не замирающего над каждым фрагментом текста. На нюансах тренировки такого взгляда мы остановимся чуть позже, а пока перейдем к завершающей стадии алгоритма.

Дочитав материал до конца, остановитесь и подумайте, все ли вам понятно и все ли блоки алгоритма вам удалось «заполнить» в своем мозгу. При необходимости мысленно повторите основные факты, аргументы, описания и обоснования. Если чего-то не поняли, прочитайте еще раз. Обращаем внимание, что это никоим образом не противоречит нашему ранее высказанному постулату о необходимости борьбы с регрессией.

Первый раз текст всегда нужно читать только в прямой последовательности, без возвратов и остановок, коль скоро вы твердо решили освоить быстрое чтение. И только по окончании чтения и после попытки воспроизвести в своем мозгу основные моменты прочитанного можно вернуться к непонятным фрагментам и перечитать их еще раз.

Такое осмысленное окончание процесса читки у разных исследователей называется по-разному. Кто-то это называет «Умейте ставить точку» [О. Андреев, 2011]. Для кого-то это техника «Сбор урожая» [П. Палагин, 2015]. Так или иначе, фиксировать промежуточные и уж тем более окончательные результаты проделанной работы нужно всегда.

Достаточно ли всего этого для осмысленной стратегии чтения? В качестве основы, конечно, да. Однако для более глубокого и быстрого понимания текста нужно учитывать определенные особенности работы человеческого мозга.

Дифференциальный алгоритм чтения

Для начала, как обычно, уточним терминологию. Слово «дифференциальный» является производным от термина «дифференциал», который практически во всех языках мира имеет одинаковое значение: «разный», «различный», «меняющийся при каких-либо обстоятельствах». Какое это имеет отношение к чтению?

Дело в том, что в процессе чтение наш мозг соотносит получаемую информацию с уже имеющейся в нашем сознании. Так, при описании природы у нас возникают одни образы, при описании войны другие, при описании чувств и переживаний лирических героев третьи. И у каждого человека будет свой образ природы, войны, любви, разлуки. Данный процесс можно условно представить, как уровни сжатия текста:

Проще говоря, одну и ту же информацию мы все воспринимаем по-разному. Как тогда прийти к единому пониманию чего-либо, например, учебного материала, технического задания, да хоть образа литературного героя для написания сочинения в школе в соответствии с заданной темой? Для этого как раз и нужен дифференциальный алгоритм чтения:

Тут, в целом, все просто. Ключевые слова складываются в смысловые цепочки, которые и приводят нас к пониманию смысла и значения всего текста. Таким образом, доминанта из приведенной на рисунке схемы – это как бы суть текста, переосмысленная человеком в соответствии с его знаниями, опытом, установками.

Этим и объясняется то обстоятельство, что 30 учеников в классе напишут 30 разных сочинений, хотя тема для всех была одна. Программист уровня Senior решит задачу чуть иначе, чем специалист уровня Middle, если ему предложат ту же самую задачу.

Думается, значение интегрального и дифференциального алгоритмов чтения в целом понятно. Для наглядности лучшего понимания разницы можно воспользоваться образом, который предложили Кузнецов и Хромов в книге «Техника быстрого чтения».

Интегральный алгоритм – это когда мы пришли в магазин и пытаемся вспомнить, что нам нужно купить: хлеб, молоко, масло, вермишель. Дифференциальный алгоритм – это когда мы стоим напротив полки с макаронными изделиями и пытаемся выбрать, какую же вермишель нам лучше взять.

И сейчас, когда мы разобрались с построением осмысленной стратегии чтения, самое время понять, что же делать с бессознательными рефлексами, мешающими нам нарастить скорость чтения. Начнем с такого явления как субвокализация.

Подавление субвокализации

Мы уже разобрались, что субвокализация – это проговаривание читаемого текста «про себя». Более того, в момент проговаривания наш язык, голосовые связки другие части речевого аппарата совершают микродвижения, которые можно зафиксировать при помощи электромиографии, специального метода исследования биоэлектрической активности мышц.

Помимо мышц речевого аппарата, во внутренней речи самое непосредственное участие принимает мозг. Как же заставить замолчать весь это «хор» на время нашего чтения? Основных методов несколько.

Методы подавления субвокализации:

  • Плотно закрыть рот, а лучше зажать зубами карандаш, чтобы помешать движениям мышц речевого аппарата.
  • Считать вслух или петь, чтобы отвлечь мозг от внутренней речи.
  • Слушать во время чтения музыку с рваным или сложным ритмом, успевая следить за мелодией.
  • Выбрать большой фрагмент текста и попытаться понять его за несколько секунд, которых недостаточно для чтения с мысленным проговариванием слов.
  • Выстукивать специальный ритм для подавления субвокализации.

Люди, знающие нотную грамоту, могут воспользоваться

нотной записью специального ритма для подавления субвокализации:

Всем остальным придется потренировать музыкальный слух и попытаться усвоить этот ритм по аудиозаписи:

Параллельно с подавлением субвокализации нужно начинать расширять поле зрения путем специальных тренировок.

Расширение поля зрения

Как мы уже знаем, ограниченное поле зрения мешает нам захватывать взглядом объем текста, достаточный для оценки смысла написанного. Как следствие, мы совершаем много лишних движений, переводя взгляд вдоль строчки. Чтобы расширить поле зрения, разработано множество специальных упражнений и их вариаций. Расскажем о самых основных и наиболее эффективных.

Основные упражнения для расширения поля зрения:

  • Таблицы Шульте – квадрат, разделенный на 25 частей (базовый вариант) либо на 49 частей (усложненный вариант), куда вписаны цифры от 1 до 25 либо от 1 до 48 или 49. Нужно фокусировать взгляд в пределах центральной клетки и найти все цифры от 1 до 25 или 48/49:

  • Клиновидные таблицы – в каждой строке написаны цифры на определенном расстоянии друг от друга. Спускаясь взглядом по центру, нужно видеть и проговаривать вслух «боковые» цифры. Это как раз и будет та самая тренировка взгляда «по диагонали», о которой мы говорили ранее. Существует бесчисленное множество сочетаний цифр и, соответственно, вариантов клиновидных таблиц:

  • Тренировка угла зрения при помощи онлайн-генератора чисел [Мagicspeedreading.com, 2019]. Ваша задача – отыскать одинаковые числа по центру и в боковых столбцах. Для проверки правильности ответа использовать кнопку «Подсказка»:

Это самые простые упражнения, которые вы можете освоить, что называется, «с нуля», даже если никогда не занимались подобными тренировками. Больше заданий и упражнений на расширение поля зрения вы найдете в самоучителе «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011].

Кроме того, очень советуем освоить разминку 2-3-5 из книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» [П. Палагин, 2015]. Ее лучше проводить перед началом общей тренировки по скорочтению.

Суть в следующем: попытайтесь охватить взглядом слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине сначала в двух строчках, потом в трех, затем в пяти строчках. После этого попытайтесь увидеть все слова в пяти строчках, глядя строго посередине строки.

Подавление регрессии

Следующая напасть, которую нам нужно победить, это регрессия или возврат взглядом к только что прочитанному тексту. Напоминаем еще раз, что регрессия – это не «повторенье, мать ученья». Повторять следует только после того, как вы дочитали текст до конца. Есть парочка надежных способов справиться с регрессией.

Способы подавления регрессии:

  • Водить по строчкам текста пальцем или карандашом во время чтения с той скоростью, с которой вам комфортно читать сейчас, и постепенно ускоряться.
  • Закрывать прочитанную часть текста закладкой, линейкой, бумажкой так, чтобы вы не могли даже случайно снова увидеть прочитанный текст. При чтении с гаджетов сразу прокручивать и «прятать» прочитанную часть страницы.

Такие тренировки со временем приведут к тому, что у вас исчезнет потребность постоянно возвращаться взглядом к прочитанному, и вы сможете свободно читать без регрессии, даже не закрывая уже прочитанный текст.

Тренировка внимания

И, наконец, еще один важный аспект, позволяющий поднять скорость чтения. Это осознанная концентрация внимания на тексте. Концентрация внимания не тождественна осмысленной стратегии чтения или подавлению отвлекающих факторов в виде субвокализации или регрессии.

Внимание является сложной системой, поэтому тут придется отмобилизовать и мыслительные, и физические ресурсы. Для тренировки техники быстрого чтения внимание должно быть длительным и устойчивым.

Другими словами, нужно не просто сконцентрироваться на чтении, но и сохранять это состояние «включенности» длительное время, пока не «поставите точку» или «не соберете урожай».

Для тренировки внимания существует множество упражнений. Как обычно, мы выбрали для вас самые простые, которые доступны даже самому нетренированному сознанию.

Упражнения на внимание:

  • Сознательно следить за секундной стрелкой на протяжении трех минут, ни на что не отвлекаясь. С первого раза обычно не удается, но потом втянетесь.
  • Запомнить комбинацию из двух игральных карт или фишек домино, посмотрев на них 10 секунд. Постепенно увеличивать количество карт или фишек, которые вы способны запомнить за 10 секунд.
  • Читать неинтересные книги, не обязательно быстро. Просто читайте, пытаясь сохранить внимание и соблюсти все вышеприведенные рекомендации.

Больше упражнений на внимание для развития навыков скорочтения вы найдете в уже упомянутой нами книге «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011]. И, конечно же, на нашем курсе «Скорочтение» и расширенной программе «Быстрое чтение».

Сканирование текста

Если вы успешно освоите все составляющие техники быстрого чтения, вы сможете адаптировать полученные навыки к той или иной ситуации. Согласитесь, написание диссертации требует более вдумчивого изучения материала, нежели знакомство с еженедельным обзором от издания «Авиатранспортное обозрение» для общего развития.

Для второго случая вполне достаточно визуального сканирования текста с тем, чтобы найти основные мысли, идеи, новую информацию. Чтение-сканирование подходит и для других ситуаций. Например, быстро выбрать книгу в подарок в книжном магазине, просканировав взглядом заголовки в поисках наиболее броского и привлекательного.

Навык сканирования выручит вас, если у вас «завал» в электронной почте. Отсканировав взглядом заголовки и адреса отправителей, вы быстро сориентируетесь, какие письма читать в первую очередь, какие чуть позже, а какие лучше сразу удалить, не открывая. А теперь давайте подытожим, что же нам нужно, чтобы научиться быстро читать.

Топ-7 лучших техник быстрого чтения:

  1. Интегральный алгоритм чтения.
  2. Дифференциальный алгоритм чтения.
  3. Подавление субвокализации.
  4. Расширение поля зрения.
  5. Подавление регрессии.
  6. Тренировка внимания.
  7. Сканирование текста.

Мы понимаем, что последняя техника – это, скорее, производный результат освоения всех предыдущих. Однако для упрощения структуры статьи и более быстрого чтения мы выделили сканирование текста в самодостаточный пункт.

Возможно, после знакомства с техниками быстрого чтения у кого-то возникнет вопрос: а что, читать по-старому, смакуя текст и получая удовольствие от каждой строчки, уже больше нельзя?

На самом деле в режиме быстрого чтения даже самый мотивированный и тренированный человек обычно пребывает не более 70-80% времени, отведенного на чтение [О. Кузнецов, Л. Хромов, 1983]. Если для вас и это слишком много, никто не запрещает читать ваши любимые книги «по старинке», медленно и со вкусом, если вам вдруг так захочется.

Техника быстрого чтения – это совсем не о том, как отравить вам жизнь и заставить спешить еще больше. Быстрое чтение призвано сделать ваш процесс знакомства с окружающим миром более комфортным, а не более изнуряющим. Другими словами, ваше обычное традиционное чтение вы можете «включить» в любой момент, когда захотите почитать медленно.

Так что читайте с удовольствием и, если не слишком устали от чтения к этому моменту, ответьте на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Быстрочтение

4 способа научиться читать быстрее

Перейти к содержимому

Оглавление

  1. Наука скорочтения
    1. 1. Найдите ключевые слова
    2. 2. Пропустите вперед
    3. 3. Сделайте это понятным
    4. 4. Делайте заметки
  • Всем известно, каково это — читать книгу настолько хорошо, что просто невозможно оторваться — вы смакуете каждое слово на странице и можете вспомнить цитаты из отрывков наизусть. Мы также знаем, каково это, когда читаешь сухой, скучный учебник и понимаешь, что вдруг ты «прочитал» еще 6 страниц и даже не помнишь, о чем там было.

    Есть только одна вещь, которая отличается от этих двух сценариев чтения, и это энтузиазм . Энтузиазм стимулирует наш интерес, позволяет нам сосредоточиться и усвоить больше того, что мы читаем, что приводит к способности читать быстрее и запоминать больше контента! Трудно быть в восторге от чтения большого количества (часто скучного) текста, который обычно требует больше времени, умственного напряжения и несфокусированных заметок по теме. Вот почему мы нашли 4 стратегии, чтобы изменить и улучшить то, как вы читаете и запоминаете информацию.

    Наука скорочтения

    Вот 4 стратегии, которые помогут вам научиться скорочтению:

    1. Поиск ключевых слов

    Вместо того, чтобы произносить комбинации букв, которые мы собираем вместе, чтобы составить слова, и читать их все по отдельности. , сосредоточьтесь на том, как ваши глаза перемещаются по странице. Сосредоточение внимания на том, что видит ваш глаз, поможет увеличить скорость чтения. По сути, мы хотим, чтобы вы сначала просматривали контент, пока ваш взгляд не остановился на слове или предмете, который вас интересует.

    С самого первого дня нас учили читать каждое слово в предложении и абзаце, но этот процесс такой долгий и утомительный! Нам действительно нужно читать только существительные и прилагательные, чтобы понять основную мысль предложения; глаголы, наречия и другие части речи обычно не нужны, когда вы просто пытаетесь получить основную, самую важную информацию. К этому совету может быть трудно привыкнуть, но вы будете делать это все время, как только освоите его! Выделение этих ключевых слов и фраз также является отличной идеей для повторения текста.

    ↑ Содержание ↑

    2. Пропустить вперед

    Сначала прочтите первое и последнее предложения абзаца. Это может сэкономить вам много времени, если первое предложение абзаца представляет тему, которую вы уже знаете. Затем вы знаете, что не стоит тратить время на чтение абзаца целиком, и можете перейти к следующему абзацу.

    ↑ Table of Contents ↑

    3. Сделайте это значимым

    Наш мозг хранит все, что мы читаем, мы просто не знаем, что оно там, потому что большая часть этого попадает в наше подсознание. Из-за этого может быть трудно вспомнить тему или интересный факт, который вы читали ранее. Чтобы лучше восстановить его, мы рекомендуем вам связать прочитанное с чем-то, что вы уже знаете, например, с личным опытом.

    Примеры:

    • Изучая криминалистику, вы можете связать то, что вы узнаете, с эпизодом сериала «Мыслить как преступник», который напугал вас, или со случаем, когда вы случайно нашли кости старых животных в походе.
    • Еще в 5-м классе все, что мы узнали, было преобразовано в аббревиатуру в зависимости от темы, и, честно говоря, многие из этих аббревиатур сопровождали меня во взрослой жизни. В частности, мой учитель естествознания в 5-м классе учил нас запоминать формулу плотности (масса, деленная на объем, равна плотности), когда мистера Даттона рвет каждый день. Я понимаю, что, возможно, это был не лучший и не самый здоровый пример для обучения группы пятиклассников, но прошло 11 лет, а я все еще знаю, как вычислять плотность!

    ↑ Содержание ↑

    4. Делайте заметки

    Существует состояние, известное как гипертиметический синдром , которое позволяет больным помнить абсолютно все, что они читают, видят или слышат. К сожалению, это чрезвычайно редкое состояние, поэтому большинству людей нужна помощь в запоминании того, что мы читаем, и для этого мы пишем! После того, как вы закончите чтение, мы рекомендуем вам вернуться и сделать некоторые заметки по ключевым словам и темам, которые вы выделили ранее. Включая краткое изложение самой важной информации, которую вы нашли — вы можете просмотреть это через несколько дней или лет и вспомнить, о чем была книга или отрывок!

    Мы надеемся, что эти 4 простых совета повысят ваш интерес к чтению и обучению! Мы также надеемся , что теперь все, что вы читаете, будет столь же увлекательным, как ваша любимая книга, и что вы получите больше от тех академических учебников, которых вы всегда боялись.

    • Гиды
    • Популярный

    Подробнее в разделе Самосовершенствование

    Научное скорочтение: как читать на 300 % быстрее за 20 минут

    (Фото: Дастин Диас)

    Насколько больше вы могли бы сделать, если бы вы прочитали все необходимое за 1/3 или 1/5 времени?

    Повышение скорости чтения — это процесс управления мелкой моторикой — и точка.

    Этот пост представляет собой краткий обзор принципов, которым я обучал студентов Принстонского университета в 1998 году на семинаре под названием «Проект PX». Приведенное ниже было написано несколько лет назад, поэтому оно сформулировано как напыщенная проза Лиги Плюща, но результаты существенны. На самом деле, находясь в самолете в Китае две недели назад, я помог Гленну МакЭлхозу увеличить скорость чтения на 34% менее чем за 5 минут.

    Я никогда не видел, чтобы этот метод не работал. Вот как это работает…

    Проект PX

    Проект PX, единственный 3-часовой когнитивный эксперимент, дал среднее увеличение скорости чтения на 386%.

    Он был протестирован с носителями пяти языков, и даже люди с дислексией были обучены читать технические материалы со скоростью более 3000 слов в минуту (слов в минуту), или 10 страниц в минуту. Одна страница каждые 6 секунд. Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200–300 слов в минуту (от 1/2 до 1 страницы в минуту), при этом 1% самых богатых людей читает более 400 слов в минуту…

    Если вы понимаете несколько основных принципов зрительной системы человека, вы можете устранить неэффективность и увеличить скорость, улучшая запоминание.

    Чтобы выполнить упражнения из этого поста и увидеть результаты, вам понадобятся: книга из 200+ страниц, которая может лежать в раскрытом виде, ручка и таймер (идеально подойдет секундомер с будильником или кухонный таймер). Вы должны выполнить 20 минут упражнений за одно занятие.

    Во-первых, несколько определений и различий, характерных для процесса чтения:

    A) Синопсис: Вы должны минимизировать количество и продолжительность фиксаций в строке, чтобы увеличить скорость.

    Вы читаете не по прямой линии, а по последовательности саккадических движений (прыжков). Каждая из этих саккад заканчивается фиксацией или временным снимком текста в зоне вашего внимания (размером примерно с четвертак на расстоянии 8 дюймов от поверхности чтения). Каждая фиксация будет длиться от ¼ до ½ секунды у нетренированного субъекта. Чтобы продемонстрировать это, закройте один глаз, поместите кончик пальца поверх этого века, а затем медленно просканируйте другим глазом прямую горизонтальную линию — вы почувствуете отчетливые и отдельные движения и периоды фиксации.

    B) Сводка: Чтобы увеличить скорость, вы должны исключить регрессию и обратное перескакивание.

    Неподготовленный субъект занимается регрессией (сознательное перечитывание) и пропуском назад (подсознательное перечитывание из-за смещения фиксации) до 30% от общего времени чтения.

    C) Краткий обзор: Вы должны использовать кондиционирующие упражнения, чтобы увеличить диапазон горизонтального периферийного зрения и количество слов, регистрируемых на фиксацию.

    Нетренированные испытуемые во время чтения используют центральный фокус, но не горизонтальное периферийное зрение, пропуская до 50% слов за фиксацию (количество слов, которые могут быть восприняты и «прочитаны» при каждой фиксации).

    Протокол

    Вы 1) изучите технику, 2) научитесь быстро применять техники через кондиционирование, затем 3) научитесь проверять себя чтением на понимание.

    Они разделены, и ваша адаптация к секвенированию зависит от их разделения. Не беспокойтесь о понимании, если, например, вы учитесь применять моторные навыки на скорости. Адаптивная последовательность: техника, техника со скоростью, комплексное тестирование чтения.

    Как правило, вам нужно будет отрабатывать технику со скоростью, в 3 раза превышающей вашу конечную целевую скорость чтения. Таким образом, если вы в настоящее время читаете со скоростью 300 слов в минуту, а ваша целевая скорость чтения составляет 900 слов в минуту, вам нужно будет практиковать технику со скоростью 2700 слов в минуту или 6 страниц в минуту (10 секунд на страницу).

    В этом введении мы рассмотрим два основных метода:

    1) Трекеры и Пэйсеры (для адресов A и B, указанных выше)

    2) Расширение восприятия (для адреса C)

    Первое – определение исходного уровня скорость чтения, возьмите свою тетрадь (которая должна лежать на столе в раскрытом виде) и посчитайте количество слов в 5 строках. Разделите это количество слов на 5, и вы получите среднее количество слов в строке.

    Пример: 62 слова/5 строк = 12,4, округляя до 12 слов в строке

    Затем подсчитайте количество строк текста на 5 страницах и разделите на 5, чтобы получить среднее количество строк на странице. Умножьте это на среднее количество слов в строке, и вы получите среднее количество слов на странице.

    Пример: 154 строки/5 страниц = 30,8, округляем до 31 строки на странице x 12 слов в строке = 372 слова на странице

    Отметьте первую строку и читайте с таймером ровно 1 минуту — не читайте быстрее чем обычно, и прочитайте для понимания. Ровно через одну минуту умножьте количество строк на среднее количество слов в строке, чтобы определить текущую скорость слов в минуту (WPM).

    Секунды – трекеры и кардиостимуляторы

    Регрессию, обратный пропуск и продолжительность фиксаций можно свести к минимуму с помощью трекера и кардиостимулятора. Чтобы проиллюстрировать важность трекера, использовали ли вы ручку или палец при подсчете количества слов или строк в приведенных выше базовых расчетах? Если вы это сделали, то это было сделано с целью отслеживания — с использованием визуального пособия для определения эффективности и точности фиксации. Нигде это не является более актуальным, чем в формировании скорости чтения путем устранения такой неэффективности.

    В этой статье мы будем использовать ручку. Держа перо в ведущей руке, вы будете подчеркивать каждую линию (с надетым колпачком), удерживая взгляд над кончиком пера. Это будет служить не только в качестве трекера, но и в качестве стимулятора для поддержания постоянной скорости и уменьшения продолжительности фиксации. Вы можете держать его так же, как при письме, но рекомендуется держать его под рукой, прижав к странице.

    1) Техника (2 минуты):

    Попрактикуйтесь в использовании пера в качестве трекера и кардиостимулятора. Подчеркните каждую линию, ориентируясь над кончиком пера. НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ ПОНИМАНИЕМ. Сократите продолжительность каждой строки до 1 секунды и увеличивайте скорость с каждой последующей страницей. Читайте, но ни при каких обстоятельствах не уделяйте каждой строке больше 1 секунды.

    2) Скорость (3 минуты):

    Повторите технику, удерживая каждую строку не более ½ секунды (2 строки для одного «одна-одна-тысяча»). Некоторые ничего не поймут, чего и следовало ожидать. Поддерживайте скорость и технику — вы тренируете свои перцептивные рефлексы, а это упражнение на скорость разработано для облегчения адаптации вашего организма. Не снижайте скорость. ½ секунды на строку в течение 3 минут; сосредоточьтесь над ручкой и сконцентрируйтесь на технике со скоростью. Сосредоточьтесь на упражнении и не мечтайте.

    Третье — Расширение восприятия

    Если вы сосредоточитесь на центре экрана компьютера (фокус, относящийся к фокальной области ямки внутри глаза), вы все равно сможете воспринимать и регистрировать стороны экрана. Тренировка периферийного зрения для более эффективной регистрации может увеличить скорость чтения более чем на 300%. Неподготовленные читатели используют до ½ своего периферийного поля на полях, переходя от 1-го слова к последнему, тратя 25-50% своего времени на «чтение» полей без содержания.

    Для иллюстрации возьмем одну гипотетическую строку: «Давным-давно студенты любили читать по четыре часа в день». Если бы вы могли начать чтение в «время» и закончить строку в «четыре», вы бы исключили 6 из 11 слов, более чем удвоив скорость чтения. Эту концепцию легко реализовать и комбинировать с отслеживанием и темпом, которые вы уже применяли.

    1) Техника (1 минута):

    Используйте перо для отслеживания и измерения с постоянной скоростью одна линия в секунду. Начинайте на 1 слово с первого слова каждой строки и заканчивайте на 1 слово с последнего слова.

    НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ ПОНИМАНИЕМ. Сократите продолжительность каждой строки до 1 секунды и увеличивайте скорость с каждой последующей страницей. Читайте, но ни при каких обстоятельствах не уделяйте каждой строке больше 1 секунды.

    2) Техника (1 минута):

    Используйте перо для отслеживания и измерения темпа с постоянной скоростью одна линия в секунду. Начинайте 2 слова с первого слова каждой строки и заканчивайте 2 словами с последнего слова.

    3) Скорость (3 минуты):

    Начинайте как минимум с 3 слов с первого слова каждой строки и заканчивайте 3 словами с последнего слова. Повторите технику, сохраняя продолжительность каждой строки не более ½ секунды (2 строки для одного «одна-одна-тысяча»).

    Некоторые ничего не поймут, чего и следовало ожидать. Поддерживайте скорость и технику — вы тренируете свои перцептивные рефлексы, а это упражнение на скорость разработано для облегчения адаптации вашего организма. Не снижайте скорость. ½ секунды на строку в течение 3 минут; сосредоточьтесь над ручкой и сконцентрируйтесь на технике со скоростью. Сосредоточьтесь на упражнении и не мечтайте.

    Четвертое — Рассчитать новую скорость чтения WPM

    Отметьте первую строку и читайте с таймером ровно 1 минуту — читайте с максимальной скоростью понимания. Умножьте количество строк на ранее определенное среднее количество слов в строке, чтобы определить новую скорость слов в минуту (WPM).

    Поздравляем с завершением беглого обзора некоторых методов, которые можно использовать для ускорения человеческого познания (определяемого как обработка и использование информации).

    Окончательные рекомендации: Если используется для учебы, рекомендуется не читать 3 задания за время, необходимое для прочтения одного, а читать одно и то же задание 3 раза для улучшения восприятия и запоминания, в зависимости от релевантности для тестирование.

    Счастливых троп, пиджаки пажей.

    ###

    Получите совершенно новую расширенную и обновленную 4-часовую рабочую неделю , которая включает более 50 новых примеров дизайна роскошного образа жизни, построения бизнеса, сокращения рабочего времени на 80%+ и путешествий по миру.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *