Технология росписи по стеклу – Роспись по стеклу акриловыми красками: техника выполнения работ

Содержание

виды, техники, мастер-класс для начинающих

Роспись по стеклу – вид художественного творчества, имеющий долгую историю. Когда-то секреты его знакомы были исключительно мастерам. На протяжении последнего столетия в технологии производства красок произошел существенный скачок. Сегодня росписью по стеклу заняться может не только художник, но и человек, далекий от декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем рассказать об основных правилах нанесения и закрепления рисунка, стоит сделать небольшой экскурс в историю. Когда появилась витражная роспись по стеклу? В каких сферах использовался этот вид декора?

История

Роспись по стеклу как вид искусства возникла в эпоху Ренессанса. Встречалась она тогда исключительно в готических соборах. Это были сложные, многоцветные произведения искусства, состоящие из разнообразных по форме стекол, которые скреплялись свинцовыми перемычками. В России росписью по стеклу заинтересовались в начале 19 столетия.

Стекольная живопись обладает некой пленительной и чарующей силой. Не зря она вдохновляет на творчество людей различных профессий. Роспись по стеклу акриловыми красками стала одним из распространенных увлечений. Выше было сказано, что витражи появились впервые в эпоху Ренессанса. Но наносить на стекло причудливые рисунки человек, конечно, научился значительно раньше. Сосуды, кувшины и прочая утварь древних египтян, обнаруженная археологами, тому доказательство. Да и свои мумии египтяне имели обыкновение облачать в одежды, украшенные пестрыми стеклянными бусами.

Средневековая стекольная живопись имеет мало общего с современной витражной росписью по стеклу. Другие материалы, другие технологии. А то, что создавали древние египтяне, мало похоже на современную расписную посуду. Сегодня каждый желающий может пройти краткий курс обучения росписи по стеклу. Познать азы этого вида искусства несложно и самостоятельно с помощью учебников и советов мастеров. Ниже собрана основная информация о художественной росписи по стеклу. Описаны выбор красок, технологии, мастер-класс по нанесению несложных изображений.

Существует несколько видов красок, используемых в росписи по стеклу. В мастер-классах для начинающих обычно говорится об акриловых красках. Но вообще, существуют и другие группы материалов:

  • на основе синтетического растворителя;
  • на водной основе;
  • краски, после использования которых требуется обжиг изделия;
  • пленочные краски.

Материал на основе синтетического растворителя

Витражные краски делятся на два типа. К первому относятся краски на водной основе. Ко второму – на основе синтетического растворителя. Последний тип обладает рядом преимуществ и относится к материалам, которыми пользуются профессиональные мастера. Применение витражных красок на основе синтетического растворителя предполагает наличие определенного опыта. Кстати, и стоимость их относительно высока.

Мастера рекомендует на начальном этапе использовать краски на водной основе. С их помощью несложно наносить узоры. Со временем стоит перейти на материалы, основанные на синтетическом растворителе.

Краски на водной основе

Получить красочное, яркое изображение несложно, используя этот вид материала. Краски прозрачные, хорошо ложатся на стекло. Обладают специфическим запахом, но не токсичны. Однако они имеют меньшую текучесть по сравнению с материалом на основе синтетического растворителя.

Если краска загустела, ее можно немного разбавить водой. Правда, делать это нужно весьма осторожно (желательно с помощью пипетки). Если добавить слишком много воды, краска утратит свои качества. Кроме того, после разбавления цвет становится менее насыщенным. Взбалтывать краску перед работой не рекомендуется – она начинает пузыриться, что может испортить рисунок.

Краски на водной основе хорошо смешиваются. Можно получить любой оттенок, имея только базовые цвета (красный, синий, желтый). Краски выпускаются во флаконах с тонким наконечником, а потому в работе можно обойтись и без кистей.

Пленочные краски

Их еще называют «прилипайками». Пленочные краски – это самый простой материал. Правда, и самый непредсказуемый. После высыхания краски существенно меняют оттенки. Прежде чем их использовать в работе, стоит сделать несколько образцов. «Прилипайки» образуют после высыхания полупрозрачный плотный слой даже в том случае, если нанесены тонким слоем. В этом их недостаток. Если краска ложится слишком толстым слоем, на работе появляются неаккуратные наплывы.

Пленочные краски больше подходят для занятий с детьми. Создать тонкую художественную работу с помощью этого материала не удастся.

Краски наносятся на прозрачную пленку, а затем, после высыхания, изображение отделяется от пластиковой основы и наклеивается на гладкую поверхность. Удалить рисунок так же просто, как и нанести.

Акриловые краски

Такие краски очень яркие, насыщенные. Имеют тягучую и вязкую консистенцию. Но для того чтобы нанести рисунок с равномерно окрашенными деталями, потребуется опыт. После высыхания материал образовывает водостойкую полуматовую поверхность. Краски хорошо смешиваются, но разбавлять их желательно акриловыми гелями (вода снижает прочность пленки). При мытье изделия изображение может исказиться.

Трафареты для росписи по стеклу

Создавать картины на стекле сможет даже тот, кто не умеет рисовать. Рисунки получатся ровные и аккуратные, если использовать трафареты для росписи по стеклу. Купить их можно в любом специализированном магазине. Многие мастера изготавливают их самостоятельно. Как это сделать? На понравившееся изображение (из книги, журнала и т.д.) нужно положить неплотный лист бумаги. Обвести контуры, а затем с помощью канцелярского ножа вырезать.

В росписи по стеклу используются акриловые или витражные краски. Каждый из типов материала обладает своими особенностями, требует определенных навыков. Но трафареты можно использовать в любом случае. Они помогут легко нанести изображение на любую ровную поверхность. Выбор сюжета и узора для росписи по стеклу остается за мастером (не всегда можно найти в магазине для творчества трафарет с нужным орнаментом).

Инструменты

Что понадобится для творческого процесса? Как мы выяснили, краски. Для росписи подойдет любая стеклянная посуда: бокалы, стаканы, бутылки, вазы. Можно использовать и предметы интерьера, например, прозрачные светильники с ровной поверхностью. Несмотря на то что краски продаются с наконечником, стоит приобрести кисти: и с широким, и с тонким ворсом. Кроме того, понадобятся:

  • контуры;
  • обезжириватель;
  • закрепитель:
  • разбавитель;
  • ватные палочки и ватные диски.

При работе с красками на основе синтетического растворителя нужно использовать кисти с искусственным ворсом. Инструменты с натуральным ворсом быстро придут в негодность.

Ватные диски нужны на каждом этапе работы. Сперва с помощью них обезжиривают поверхность изделия. После нанесения рисунка удаляют излишки краски. Нередко ватные диски используются для корректировки крупных деталей. Ватными палочками удобно убирать лишние капли краски.

Для росписи понадобится палитра. Опытные мастера рекомендуют использовать стеклянную или пластмассовую основу. Конечно, она должна быть прозрачной. Однако для более точного определения оттенка нужно подложить под палитру белый лист бумаги.

В списке, приведенном выше, присутствуют также закрепители. Для чего они нужны? Эти инструменты понадобятся после создания эскиза. Рисунок, выполненный на бумаге, помещается под стекло или вовнутрь сосуда. Для того чтобы не искажать орнамент, бумагу крепят к изделию. Обычно используют малярный скотч, который не оставляет следов.

Контуры

Они бывают различных цветов. Используются в качестве разделителя красок. В процессе работы с контурами необходимо помнить: линии должны быть замкнутыми. Иначе краска будет растекаться. Чаще используются черный, белый, серебряный, золотой контуры. Они отличаются друг от друга и по толщине. Этот материал продается в тюбиках как с узкими, так и с широкими наконечниками.

При работе с акриловыми красками не понадобятся контуры. Но после высыхания желательно покрыть поверхность изделия специальным лаком. Так рисунок будет более устойчивым и прочным.

Обезжириватель

Технология росписи по стеклу предполагает использование любой спиртосодержащей жидкости. Иначе краска не будет ложиться ровно и растечется по поверхности. После обезжиривания изделия не нужно касаться руками его поверхности, особенно там, где будет нанесен рисунок.

Алгоритм действий

Роспись по стеклу – процесс творческий. Однако в работе нужно следовать четкому алгоритму:

  1. Подготовить изделие. Возможно, на стакане, бокале или вазе присутствуют этикетки. Изделие следует поместить в горячую воду минут на пятнадцать. Затем тщательно очистить стекло.
  2. Обезжирить поверхность. Сделать это нужно с помощью ватного диска и жидкости, содержащей спирт. Затем изделие нужно тщательно просушить.
  3. Подобрать необходимый эскиз, перенести его на стекло.
  4. Обвести орнамент контуром, затем аккуратно удалить излишки.
  5. Заполнить детали изображения краской. Просушить.

Способ заполнения деталей краской зависит от типа материала. Акриловую краску наносят мазками. Для этого используются кисти, иногда губка. Витражные лучше наносить кисточкой с очень тонким кончиком. При этом поверхность изделия должна всегда находиться в горизонтальном положении. В противном случае краска будет растекаться. А начинать нужно с края, обильно заливая элементы краской. Благодаря высокой текучести она заполняет контур тонким и прозрачным слоем.

Использование некоторых красок предполагает запекание. Нужно внимательно прочитать инструкцию. Так, витражные краски на спиртовой основе не нуждаются в запекании. Они выдерживают мытье в горячей воде. А вот роспись по стеклу акриловыми красками предполагает обжиг. Главное, правильно установить температуру и режим. Иначе краска изменит оттенок или сгорит.

Мастер-класс

Как уже было сказано, в качестве изделия для росписи подойдет любая стеклянная посуда. Можно даже немного потренироваться на обычных литровых и двухлитровых банках. Что сложнее – наносить рисунок на плоскую поверхность или дутую посуду? С первым вариантом справится и новичок. Но и вазу, торшер, бокал не так сложно расписать, как может показаться на первый взгляд.

Как и в любых других видах творчества, в первую очередь нужно сделать эскиз. Для этого понадобится обычная бумага и простой карандаш. Нарисуем рябиновую ветку и птичку, сидящую на ней. Тот, кто умеет навыки в рисовании, сделает это за несколько минут. Подобное изображение можно скопировать и способом, указанным выше.

Рисунок готов. Помещаем бумагу внутрь сосуда. Аккуратно расправляем и с помощью контура наносим на стекло орнамент. Затем заполняем каждую деталь краской. Здесь понадобятся только два цвета: красный и зеленый.

В росписи на стекле используются различные изображения. В том числе и абстрактные. Так, ничем не примечательные бокалы превратятся в эксклюзивный набор после нанесения несложного орнамента. И это будет прекрасный подарок родственнику или коллеге ко дню рождения.

fb.ru

Витражная роспись, пошаговая инструкция для начинающих, видео росписи стекла

Что такое витраж?

Витражная роспись — это процесс нанесения краски на стекло или керамику. Первые витражи зародились сотни лет назад и на протяжении всей своей истории то теряли, то вновь обретали популярность. В данной статье мы подробно расскажем о том, как зародилось и развивалось витражное искусство, а также детально опишем технологию создания витража.

История витражной росписи 

Первые витражи, судя по найденным письменным источникам, появились в XII веке. Для их создания использовалась специальная краска, состоящая из смеси меди и железа со стеклом. Ее разбавляли и использовали для рисования по стеклу.

В Средние века витражная роспись была только в храмах. Яркие отблески и игра цвета погружали людей атмосферу таинственности и благоговения. Готический стиль также развивал витражное искусство-увеличение оконных проемов и создание новых круглых окон, позволило художникам по стеклу проявить всю свою фантазию и богатое воображение.

На Руси витражная роспись не пользовалась популярностью по двум причинам:

  1. Церковь запрещала рисовать библейских персонажей на стекле.
  2. Промышленность на Руси отставала от европейской.

Вскоре, витражная роспись перестала быть исключительно церковной. Эпоха Возрождения стала для витражного искусства пиком популярности. Ее заказывали для украшения светских зданий и домов зажиточных горожан.

Однако, слава витража была недолгой. Религиозные войны 16 века, а после и эпоха Просвещения повлияли на его спрос. В то время искусство стремилось к прозрачности, а витражные окна в церкви наоборот затемняли помещение. Поэтому все те немногие витражи, что остались после после военных действий уничтожили, а на их место поставили обычные стекла.

XVIII и XIX века возродили искусство витража. В России также начали им интересоваться. Однако, уровень развития промышленности до сих пор не позволял создавать витражи.

По этой причине для украшения Исаакиевского Собора в Германии был заказан витраж с образом Спасителя, который до сих пор считается одним из красивейших в мире.

В середине XIX века Император Николай I приказал построить стеклянный завод и с тех пор витражи стали создавать и в нашей стране.

В XX веке интерес к витражам снова угас. Виной тому стиль модерн, который тяготел больше к искусству панно, чем к росписи по стеклу. Однако, конец XX века возродил витраж, и он до сих пор остается одним из самых популярных видов декора.

Где используется витраж?

В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.

Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:

  1. Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
  2. Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
  3. Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
  4. Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
  5. Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.

Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.

Витражная роспись для начинающих

Итак, Вы решили украсить стеклянную поверхность красивым замысловатым узором. Глубоких знаний о технологии и способах создания росписи на стекле Вам не потребуется. Для создания по-настоящему красивых и ярких витражей прежде всего необходимо потренироваться, сделав две-три пробные композиции. Отметим, что с первого раза желаемого результата не получится.

Важно помнить, что для работы с витражами у Вас должен быть острый взгляд и высокая степень аккуратности. Мелкие дефекты можно удалить, однако если их накапливается слишком много, картина приобретает довольно неряшливый вид.

Далее мы поговорим о витражных красках и о том, как создать красивый рисунок на стекле в домашних условиях.

Шаг 1

Выбираем краску

Существует 2 основных вида витражных красок. Рассмотрим особенности каждой из них.

Акриловые краски отличаются тем, что помимо акриловой смолы и различных полимеров, в их состав входит вода.

Благодаря водной основе акриловые краски:

  1. быстро сохнут
  2. не имеют запаха
  3. легко ложатся на неровную поверхность, благодаря своей густой консистенции

Однако, стоит помнить, что такие «водные» краски не рекомендуется разбавлять водой по той причине, что краситель, находящийся в их составе, может лечь не ровно, а напротив, собраться на поверхности каплями и стечь в сторону.

Сольвентные краски получили свое название благодаря нефтяному сольвенту, входящему в их состав. Такие краски рекомендуется разбавлять уайт-спиритом.

Нюансы использовния сольвентных красок:

  1. Долгая сушка (от 2-3 часов до 2-3 суток).
  2. Идеально ровная поверхность для нанесения краски.
  3. токсичность. При работе с сольвентными красками рекомендуется постоянно проветривать помещение. Их пары в больших количествах вредны для человека.
  4. Игра с цветом. Растворитель (уайт-спирит) позволяет изменить цвет от глубокого и насыщенного до практически прозрачного.

Шаг 2

Работаем со стеклом

Для идеального результата работы необходимо не только правильно выбрать витражную краску, но и подготовить саму стеклянную поверхность к покраске. Сделать это несложно, достаточно обезжирить стекло любым моющим средством, а после протереть спиртом.

Далее приступаем к выбору эскиза. Каким он должен быть?

  1. Все контуры выбранного изображения должны быть замкнуты или выделены специальной контурной пастой. Иначе цвета сольются между собой и добиться желаемого результата не получится.
  2. Рисунок без мелких элементов. «Паста» для их выделения не подойдет по причине толщины наносимого ею контура, а если не выделять такие детали рисунка, то они просто-напросто «потеряются» на общей картине.

Эскиз выбран. Приступаем к его нанесению на стеклянную поверхность. Для этого мы берем толстую непрозрачную ткань, кладем на нее желаемый рисунок и накрываем стеклом. Переносим рисунок на поверхность. Подробнее о том, как именно это сделать читайте ниже.

Совет: Чтобы стекло не сместилось во время нанесения эскиза рекомендуется закрепить его скотчем.

Шаг 3

Приступаем к покраске

Прежде всего следует нарисовать контур по уже готовому эскизу. Для этого мы обязательно надеваем медицинские перчатки чтобы не испачкаться и не испортить рисунок. Наносим краску со средней скоростью. Ошибочное нанесение контура можно легко исправить после того как он слегка подсохнет. Для этого используем ватные палочки, смоченные в спиртовом растворе.

Итак, контур готов. Самое время наносить краску. Важно помнить, что в зависимости от вида, витражные краски ложатся на поверхность по-разному, а значит и техника окрашивания должна отличаться друг от друга. Так, например, более густые акриловые краски следует наносить тонкой кисточкой, а сольвентные, при попадании на стекло, напротив, сами заполняют окружающую поверхность.

Шаг 4

Сушка и обжиг

После покраски витраж необходимо просушить. Напомним, что продолжительность сушки также зависит от типа краски. Чтобы ускорить этот процесс и избежать нежелательных подтеков, стеклянную поверхность лучше не перемещать до полного высыхания краски.

Отметим, что краски по способу обработки также делятся на 2 вида:

  1. Обжигаемые. Такие краски должны проходить термообработку. Для этого подойдет обычная духовка, разогретая до 150 градусов. При такой температуре витраж должен обжигаться примерно час. Витражный рисунок после такой термообработки можно мыть любыми средствами, он останется таким же ярким.
  2. Необжигаемые. Эти краски сушатся при комнатной температуре и для их закрепления достаточно использовать прозрачный лак.

Заключение

Информация в данной статье окажется полезной всем творческим людям, которые хотят прикоснуться к искусству витража и самим создать красивый узорчатый рисунок. Создание витражей позволит Вам проявить всю свою фантазию, украсить свой дом или сделать уникальный подарок друзьям и близким. Попробуйте создать свой первый витраж и с каждой новой работой вы будете совершенствовать свое мастерство и возможно со временем станете настоящим профессионалом.

lkmprom.ru

Использование техники росписи по стеклу в художественном творчестве

Цель: приобщение детей к художественной культуре, искусству и традиционному старинному ремеслу.

Задачи

1.Познакомить с декоративным творчеством - уникальной росписью по стеклу.

2. Развить воображение, внимание, наблюдательность, фантазию, эстетический вкус.

3. Познакомить со стилями и видами росписи по стеклу, с технологическими приемами

4. Научить приему работы по шаблону, нанесению контура кистью по поверхности стекла, заливке краски по нанесённому контуру, разработке декоративных стилизованных композиций.

5. Воспитывать чувство любви к искусству, мировой культуре и декоративно-прикладному творчеству.

План занятия

1.Начало занятия.

2. Введение в историю искусства витража и росписи по стеклу. Мультимедийная презентация «Роспись по стеклу».

3. Практическая работа. Разработка декоративной стилизованной композиции и роспись стеклянных форм (бокал, ваза, блюдо, плоское стекло в раме).

4. Итоги занятия.

Информационно-методическое обеспечение

Наглядно-демонстрационные

1. Мультимедийная презентация «Роспись по стеклу» (

Приложение 1).

2. Технологические приёмы росписи по стеклу.

3. Демонстрационные экспонаты: посуда, расписанная стекольными красками, композиции на плоском стекле в раме.

Инструменты и материалы:

  • кисти колонковые, синтетика №1 №2 №3, синтетика, белка №5;
  • банка для воды, палитра;
  • листы белой бумаги для эскиза, калька, карандаш;
  • краски по стеклу «Витраж» («Гамма»),
  • специальный карандаш для разметки по стеклу;
  • контур по стеклу «Витраж» («Гамма») — чёрный, серебристый, золотистый, бесцветный.
  • стеклянные формы для росписи, плоское стекло в раме.

Мотивация: Делаем работы для выставки, изучаем мировое искусство. Аккуратность в работе. Взаимопомощь друг друга.

Ход занятия

Слайд 1. Начало занятия. Знакомство с темой занятия — «Роспись по стеклу».

Слайд 2. История витража. Роспись по стеклу. Технология росписи безобжиговыми красками.

Слайд 3. На занятии знакомимся с историей витража, с возникновением и производством изготовления стекла, приёмами росписи. Стекло - это образ чистой тонкой материи, пропускающей свет. Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла красками или без росписи. Витраж — это стеклянная картина, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют, играя от яркого пронизывающего его света.

Слайд 4. Первые витражи принадлежат к эпохе романского стиля в искусстве, продолжавшегося примерно с Х по XII век в Европе. Архитектура отличалась тяжеловесностью форм: мощные стены, узкие окна, массивные колонны, придававшие зданию суровый вид крепости — отличительные черты сооружений романского стиля. Самыми старыми законченными витражами Европы являются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Рассчитывая, что витраж будет виден, издали, художник прибегал к приемам монументальной живописи. Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью. Отдельные детали короны, края одежды инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.

«Сине-сиреневый сумрак собора,
Гулкость шагов, устремленная в купол,
Строгий порыв неземного декора,
Мраморных лиц затаенная мука».

Слайд 5. Для готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Основополагающее место в искусстве «готики» занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Обычный дневной свет, проникавший сквозь витражи в собор, воспринимался как мистический. А изображения походили на иллюстрации к манускриптам. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии.

«Стрельчатых окон взметнулся орнамент.
Камня резного застывшее чудо
Стены хранят, как молитву — пергамент.
Тайна и вечность разлита повсюду»

Слайд 6. В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии Польше, особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Крупнейшие художники эпохи Возрождения выполняли эскизы витражей. Изображение в витражах прорабатывались весьма детально, фигуры облачались в богатую одежду, которая передавалась на стекле с удивительным умением и красотой. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня.

Слайд 7. Классицизм XIX века, с его ордерной пластикой, грандиозной объемностью, величием и пышностью интерьеров, исключил применение витража с его приглушённостью света, мягкостью и абсолютной несовместимостью с жёсткостью ордера. Установка огромной стеклянной иконы в соборе святых апостолов Петра и Павла, храма-усыпальницы российских императоров, а также в Исаакиевском соборе в Петербурге окончательно утвердило витраж в православном зодчестве. Витраж Исаакиевского собора «Вознесение Христа» был выполнен по проекту архитекторов Монферрана и Лео фон.Кленце. Витраж размером 9 на 3 метра,выполнен комбинированным методом, в котором, помимо росписи обжиговыми красками применена механическая шлифовка абразивом, с помощью которой, утончая стекло, осветляли базовый цвет до нужного тона. Впоследствии этот витраж выступал как образцовый иконографический тип для многих церквей России.

«Вдруг яркий луч запоздалого солнца
Искрами брызнул. Свет озаренья!
Калейдоскоп витражного оконца
Высветил к Богу земное стремленье».

Слайд 8. Новый импульс искусство витража получает в конце XIX века, связанное с возникновением стиля «модерн». Этому стилю свойственна изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — тонкие сочетания, приглушенные тона, преобладание плавных, сложных линий. Набор символов - причудливые цветы, морские волны. Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль — дизайнерский. В эпоху «арт-нуво» витраж возродился как вид не только монументальной живописи, но и как часть декоративно-прикладного искусства, широко используемого для украшения изысканных интерьеров.

Слайд 9. В истории ХХ века существует много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Круг известных художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Чарльз Рени Макинтош, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Фернан Леже, Марк Шагал.

«Звуки органа в торжественном гимне,
Переливаясь, летят в поднебесье.
В храме блаженствуют грешник и схимник:
Тело, душа и все чувства воскресли».

Слайд10. Сейчас витраж — произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства. Выразительность материала, чистота цвета, эксклюзивность дизайна не может не привлечь к витражу людей, увидевших в нем поток солнечной энергии, создающей неповторимый образ жилища, его особый эмоциональный комфорт. Сочетание этих свойств с развитием индивидуального строительства и повышению требований к эксклюзивности и стильности создаваемой среды обуславливает возросшее внимание к витражу. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Слайд11. Вышедший из недр архитектуры, витраж занимает самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. Это светоносное искусство продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним. Орнаментальные композиции с применением геометрических и растительных форм. Роспись композиций осуществлялась двумя способами: по стеклу чёрной краской или процарапыванием чёрного фона. Надпись в витраже рассматривалась как часть орнамента. Отличительная особенность орнамента — геометричность и плоскостность, чёткость и графичность.

Слайд12. Витражные геральдические композиции с гербами из расписных стёкол. Большое значение в этих композициях занимают символические и аллегорические изображения. Гербовый витраж могли иметь знать, военные, государственные служащие. В эпоху XVI-XVII веков именно геральдические витражи стали своеобразными «визитными карточками».

Слайд13. Для витражей более поздних эпох характерно появление пейзажных и архитектурных композиций. Появляется пространство, линейная перспектива, расширяется палитра цветов, широко применяется роспись по прозрачному стеклу цветными красками. Изображение становится более реалистичным, менее условным.

Слайд14. Вершиной художественной витражной росписи является портрет, расписанный цветными красками по прозрачному стеклу. Для него характерна сложность цветовой гаммы, выразительная техника исполнения, высокий уровень которой очень близок по характеру масляной живописи.

Слайд15. С развитием витражного искусства усложняются композиционные решения, появляются фигурные и многофигурные, сюжетные и тематические композиции, ещё более усложняется цветовая гамма и техника исполнения, которая по уровню не уступает масляной живописи.

Слайд16. Многофигурные композиции. Витражи доставляют удовольствие всем, кто любит изучать и рассматривать. Неуловимые на первый взгляд детали становятся настоящим открытием при более тщательном рассмотрении. Интересны сюжеты, колористические композиционные решения, — все это, словно маленький калейдоскоп ушедшей жизни далеких стран, культур и эпох.

Слайд17. Художественное стекло. Роспись по стеклу осуществляется безобжиговыми красками. Такой способ декорирования стекла происходит с помощью лаковых красок, не закрепляемых потом обжигом. Такая роспись малоустойчива в связи с тем, что, стекло в отличие от других поверхностей, не имеет пор. Эта живопись легко стирается, особенно при частом мытье стекла. Поэтому для нанесения живописи на стекло применяют краски, силикатные или минеральные. Эти краски имеют смесь жаростойких минеральных пигментов с легкоплавкими стеклами — флюсами. Они обладают высокой устойчивостью против действия света, яркостью, разнообразием цветов и долговечностью.

Слайд18. Материалы и инструменты:

  • кисти колонковые, синтетика №1 №2 №3, синтетика, белка №5;
  • банка для воды, палитра; поролон, деревянные палочки
  • листы белой бумаги для эскиза, калька, карандаш;
  • краски по стеклу «Витраж» («Гамма»),
  • специальный карандаш для разметки по стеклу;
  • контур по стеклу «Витраж» («Гамма») — чёрный, серебристый, золотистый, бесцветный.
  • стеклянные формы для росписи, плоское стекло в раме.

Слайд19. Стадии выполнения безобжиговой росписи. Нанесение разграничительного контура. Из готовой деревянной рамки вынимаем стекло, наносим выбранный рисунок с эскиза. Живопись по стеклу создается, по сути, двумя материалами: контурной пастой, которая имитирует эффект свинца, и краской, прозрачной — для стекла. Обводим рисунок серебристым и золотистым контуром по стеклу. Линия должна быть замкнутой, чтобы краска не вытекла. Если линия получилась неровная или толстая, её до высыхания можно подправить чем-нибудь острым (деревянной палочкой). Если уверенная линия не получается, надо нарисовать контур маркером по стеклу и поверх него нанести бесцветный контур.

Слайд20. Заливка красителями. Раскрашиваем рисунок красками по стеклу.

Слайд21.Последовательное заполнение контуров. Последовательно заливаем красителями по внутреннему контуру рисунка цветами, соответствующими цветовой гамме эскиза. После высыхания красок витраж готов. Стекло мягко мерцает или ярко блестит в зависимости от освещения. И изображение на стекле, выполненное специальными витражными красками, начинает светиться вместе со стеклом. Картины на стекле притягивают взгляд и похожи на окна в другие миры. Радующее глаз настенное витражное панно или картина, выполненная витражными красками на стекле, украсит любой интерьер.

Слайд22. Работа рельефными контурами на объёмных формах.

Слайд23. Выполнение объёмных контуров. Художественная роспись стекла всегда будет смотреться необычайно привлекательно. Особенно там, где свет преломляется на роспись по стеклу. Это связано с обычными законами физики. Во время преломления света, краски начинают играть яркой палитрой оттенков и цветов. Роспись по стеклу выполняется на прозрачных или цветных стеклах, в виде узоров, затейливых композиций. Рисунок может заполнить всю поверхность формы или отдельные части стекла. Стекло протирается обезжиривающим раствором, под него кладется эскиз рисунка, который обводится специальным контуром по стеклу. Линии контура должны быть без разрывов, чтобы краски не вытекли и не смешались. Контуру необходимо просохнуть примерно в течение получаса. Затем до начала росписи тщательно очищаем рабочую плоскость и контуры обезжиривающим составом. Если нужно задекорировать выпуклую поверхность, то рисунок наносится непосредственно на подготовленное стекло смываемым маркером или специальным карандашом, затем обводится контуром по эскизу. Затем на стекло наносятся краски. В центр капается небольшая капля нужного цвета и тонкой кисточкой растягивается в разные стороны до линии контура. Следом берется ещё капля, и процесс продолжается, пока не будет закрашено все необходимое пространство.

Слайд24. Краскам нужно дать время высохнуть. Работу нельзя переворачивать, иначе краски просто стекут. Аккуратно закрашивается каждый участок формы, при этом краски можно смешивать на специальной палитре, чтобы добиться нужного оттенка. Если краска загустела,

urok.1sept.ru

виды, техники, мастер-класс для начинающих

Роспись по стеклу – вид художественного творчества, имеющий долгую историю. Когда-то секреты его знакомы были исключительно мастерам. На протяжении последнего столетия в технологии производства красок произошел существенный скачок. Сегодня росписью по стеклу заняться может не только художник, но и человек, далекий от декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем рассказать об основных правилах нанесения и закрепления рисунка, стоит сделать небольшой экскурс в историю. Когда появилась витражная роспись по стеклу? В каких сферах использовался этот вид декора?

История

Роспись по стеклу как вид искусства возникла в эпоху Ренессанса. Встречалась она тогда исключительно в готических соборах. Это были сложные, многоцветные произведения искусства, состоящие из разнообразных по форме стекол, которые скреплялись свинцовыми перемычками. В России росписью по стеклу заинтересовались в начале 19 столетия.

Стекольная живопись обладает некой пленительной и чарующей силой. Не зря она вдохновляет на творчество людей различных профессий. Роспись по стеклу акриловыми красками стала одним из распространенных увлечений. Выше было сказано, что витражи появились впервые в эпоху Ренессанса. Но наносить на стекло причудливые рисунки человек, конечно, научился значительно раньше. Сосуды, кувшины и прочая утварь древних египтян, обнаруженная археологами, тому доказательство. Да и свои мумии египтяне имели обыкновение облачать в одежды, украшенные пестрыми стеклянными бусами.

Средневековая стекольная живопись имеет мало общего с современной витражной росписью по стеклу. Другие материалы, другие технологии. А то, что создавали древние египтяне, мало похоже на современную расписную посуду. Сегодня каждый желающий может пройти краткий курс обучения росписи по стеклу. Познать азы этого вида искусства несложно и самостоятельно с помощью учебников и советов мастеров. Ниже собрана основная информация о художественной росписи по стеклу. Описаны выбор красок, технологии, мастер-класс по нанесению несложных изображений.

Существует несколько видов красок, используемых в росписи по стеклу. В мастер-классах для начинающих обычно говорится об акриловых красках. Но вообще, существуют и другие группы материалов:

  • на основе синтетического растворителя;
  • на водной основе;
  • краски, после использования которых требуется обжиг изделия;
  • пленочные краски.

Материал на основе синтетического растворителя

Витражные краски делятся на два типа. К первому относятся краски на водной основе. Ко второму – на основе синтетического растворителя. Последний тип обладает рядом преимуществ и относится к материалам, которыми пользуются профессиональные мастера. Применение витражных красок на основе синтетического растворителя предполагает наличие определенного опыта. Кстати, и стоимость их относительно высока.

Мастера рекомендует на начальном этапе использовать краски на водной основе. С их помощью несложно наносить узоры. Со временем стоит перейти на материалы, основанные на синтетическом растворителе.

Краски на водной основе

Получить красочное, яркое изображение несложно, используя этот вид материала. Краски прозрачные, хорошо ложатся на стекло. Обладают специфическим запахом, но не токсичны. Однако они имеют меньшую текучесть по сравнению с материалом на основе синтетического растворителя.

Если краска загустела, ее можно немного разбавить водой. Правда, делать это нужно весьма осторожно (желательно с помощью пипетки). Если добавить слишком много воды, краска утратит свои качества. Кроме того, после разбавления цвет становится менее насыщенным. Взбалтывать краску перед работой не рекомендуется – она начинает пузыриться, что может испортить рисунок.

Краски на водной основе хорошо смешиваются. Можно получить любой оттенок, имея только базовые цвета (красный, синий, желтый). Краски выпускаются во флаконах с тонким наконечником, а потому в работе можно обойтись и без кистей.

Пленочные краски

Их еще называют «прилипайками». Пленочные краски – это самый простой материал. Правда, и самый непредсказуемый. После высыхания краски существенно меняют оттенки. Прежде чем их использовать в работе, стоит сделать несколько образцов. «Прилипайки» образуют после высыхания полупрозрачный плотный слой даже в том случае, если нанесены тонким слоем. В этом их недостаток. Если краска ложится слишком толстым слоем, на работе появляются неаккуратные наплывы.

Пленочные краски больше подходят для занятий с детьми. Создать тонкую художественную работу с помощью этого материала не удастся.

Краски наносятся на прозрачную пленку, а затем, после высыхания, изображение отделяется от пластиковой основы и наклеивается на гладкую поверхность. Удалить рисунок так же просто, как и нанести.

Акриловые краски

Такие краски очень яркие, насыщенные. Имеют тягучую и вязкую консистенцию. Но для того чтобы нанести рисунок с равномерно окрашенными деталями, потребуется опыт. После высыхания материал образовывает водостойкую полуматовую поверхность. Краски хорошо смешиваются, но разбавлять их желательно акриловыми гелями (вода снижает прочность пленки). При мытье изделия изображение может исказиться.

Трафареты для росписи по стеклу

Создавать картины на стекле сможет даже тот, кто не умеет рисовать. Рисунки получатся ровные и аккуратные, если использовать трафареты для росписи по стеклу. Купить их можно в любом специализированном магазине. Многие мастера изготавливают их самостоятельно. Как это сделать? На понравившееся изображение (из книги, журнала и т.д.) нужно положить неплотный лист бумаги. Обвести контуры, а затем с помощью канцелярского ножа вырезать.

В росписи по стеклу используются акриловые или витражные краски. Каждый из типов материала обладает своими особенностями, требует определенных навыков. Но трафареты можно использовать в любом случае. Они помогут легко нанести изображение на любую ровную поверхность. Выбор сюжета и узора для росписи по стеклу остается за мастером (не всегда можно найти в магазине для творчества трафарет с нужным орнаментом).

Инструменты

Что понадобится для творческого процесса? Как мы выяснили, краски. Для росписи подойдет любая стеклянная посуда: бокалы, стаканы, бутылки, вазы. Можно использовать и предметы интерьера, например, прозрачные светильники с ровной поверхностью. Несмотря на то что краски продаются с наконечником, стоит приобрести кисти: и с широким, и с тонким ворсом. Кроме того, понадобятся:

  • контуры;
  • обезжириватель;
  • закрепитель:
  • разбавитель;
  • ватные палочки и ватные диски.

При работе с красками на основе синтетического растворителя нужно использовать кисти с искусственным ворсом. Инструменты с натуральным ворсом быстро придут в негодность.

Ватные диски нужны на каждом этапе работы. Сперва с помощью них обезжиривают поверхность изделия. После нанесения рисунка удаляют излишки краски. Нередко ватные диски используются для корректировки крупных деталей. Ватными палочками удобно убирать лишние капли краски.

Для росписи понадобится палитра. Опытные мастера рекомендуют использовать стеклянную или пластмассовую основу. Конечно, она должна быть прозрачной. Однако для более точного определения оттенка нужно подложить под палитру белый лист бумаги.

В списке, приведенном выше, присутствуют также закрепители. Для чего они нужны? Эти инструменты понадобятся после создания эскиза. Рисунок, выполненный на бумаге, помещается под стекло или вовнутрь сосуда. Для того чтобы не искажать орнамент, бумагу крепят к изделию. Обычно используют малярный скотч, который не оставляет следов.

Контуры

Они бывают различных цветов. Используются в качестве разделителя красок. В процессе работы с контурами необходимо помнить: линии должны быть замкнутыми. Иначе краска будет растекаться. Чаще используются черный, белый, серебряный, золотой контуры. Они отличаются друг от друга и по толщине. Этот материал продается в тюбиках как с узкими, так и с широкими наконечниками.

При работе с акриловыми красками не понадобятся контуры. Но после высыхания желательно покрыть поверхность изделия специальным лаком. Так рисунок будет более устойчивым и прочным.

Обезжириватель

Технология росписи по стеклу предполагает использование любой спиртосодержащей жидкости. Иначе краска не будет ложиться ровно и растечется по поверхности. После обезжиривания изделия не нужно касаться руками его поверхности, особенно там, где будет нанесен рисунок.

Алгоритм действий

Роспись по стеклу – процесс творческий. Однако в работе нужно следовать четкому алгоритму:

  1. Подготовить изделие. Возможно, на стакане, бокале или вазе присутствуют этикетки. Изделие следует поместить в горячую воду минут на пятнадцать. Затем тщательно очистить стекло.
  2. Обезжирить поверхность. Сделать это нужно с помощью ватного диска и жидкости, содержащей спирт. Затем изделие нужно тщательно просушить.
  3. Подобрать необходимый эскиз, перенести его на стекло.
  4. Обвести орнамент контуром, затем аккуратно удалить излишки.
  5. Заполнить детали изображения краской. Просушить.

Способ заполнения деталей краской зависит от типа материала. Акриловую краску наносят мазками. Для этого используются кисти, иногда губка. Витражные лучше наносить кисточкой с очень тонким кончиком. При этом поверхность изделия должна всегда находиться в горизонтальном положении. В противном случае краска будет растекаться. А начинать нужно с края, обильно заливая элементы краской. Благодаря высокой текучести она заполняет контур тонким и прозрачным слоем.

Использование некоторых красок предполагает запекание. Нужно внимательно прочитать инструкцию. Так, витражные краски на спиртовой основе не нуждаются в запекании. Они выдерживают мытье в горячей воде. А вот роспись по стеклу акриловыми красками предполагает обжиг. Главное, правильно установить температуру и режим. Иначе краска изменит оттенок или сгорит.

Мастер-класс

Как уже было сказано, в качестве изделия для росписи подойдет любая стеклянная посуда. Можно даже немного потренироваться на обычных литровых и двухлитровых банках. Что сложнее – наносить рисунок на плоскую поверхность или дутую посуду? С первым вариантом справится и новичок. Но и вазу, торшер, бокал не так сложно расписать, как может показаться на первый взгляд.

Как и в любых других видах творчества, в первую очередь нужно сделать эскиз. Для этого понадобится обычная бумага и простой карандаш. Нарисуем рябиновую ветку и птичку, сидящую на ней. Тот, кто умеет навыки в рисовании, сделает это за несколько минут. Подобное изображение можно скопировать и способом, указанным выше.

Рисунок готов. Помещаем бумагу внутрь сосуда. Аккуратно расправляем и с помощью контура наносим на стекло орнамент. Затем заполняем каждую деталь краской. Здесь понадобятся только два цвета: красный и зеленый.

В росписи на стекле используются различные изображения. В том числе и абстрактные. Так, ничем не примечательные бокалы превратятся в эксклюзивный набор после нанесения несложного орнамента. И это будет прекрасный подарок родственнику или коллеге ко дню рождения.

autogear.ru

Роспись по стеклу, техника росписи по стеклу

Мастер-класс по витражной росписи стекла

Мастер-класс по витражной росписи стекла

В последнее время очень часто мне стали задавать вопросы по поводу того, как я делаю витражную роспись. Я наконец решила собрать все советы в мастер-класс с наглядными картинками, чтобы при необходимости просто давать на него ссылку 🙂 Итак, поэтапный пример моей росписи стекла

 

Начнем-с. Для витражной росписи стекла нам понадобиться (цифры на картинке совпадают с нумерацией в списке):

1.   Витражные краски

Все краски для витражной росписи делятся на 2 категории: с обжигом и без обжига. Название «обжигаемые» краски говорит само за себя — эти краски должны проходить обязательный обжиг в духовке. Вещь ставиться в холодную духовку, обжигается, в основном, при температуре 100°С — 150°C от получаса до полутора часов (но лучше рекомендованную температуру и длительность обжига смотреть на этикетке), вытаскивают обожженную вещь из печи только в остывшем виде. После такой процедуры изделия можно спокойно использовать. Конечно, если приложить некоторые усилия, рисунок можно повредить ножом или другими предметами, но все же прочность у них намного выше, чем у необжигаемых красок по стеклу. Почти все обжигаемые краски — на воде и не пахнут. При этом у обжигаемых красок для росписи стекла под имитацию витража есть один минус – после обжига цвет становиться тусклым, непрозрачным и, если так можно выразиться, теряет свою «звонкость». Естественно, к этим краскам используются контуры с обжигом

Соответственно необжигаемые краски для витражной росписи стекла – наоборот: они менее прочные, в зависимости от основы имеют специфический запах , кисточки надо не забывать вовремя мыть (у всех фирм есть свои растворители, в основном, на основе уайт-спирита или спирта), иначе после засыхания их можно будет выбросить, цвета очень насыщенные, полностью высыхают от суток до месяца, в конце работы изделие обрабатывается специальным лаком (для каждой фирмы свой). К ним используют необжигаемые контуры

Все краски и контуры для витражной росписи бывают прозрачные и непрозрачные

Что касается марок, сейчас на рынке представлен очень большой выбор. Не стоит брать дешевые краски: у них довольно много недостатков (после высыхания имеют склонность менять цвет и отходить от краев контура, плохо накладываются на поверхность, быстро выцветают на солнце, лущатся и т.д.). Хотя для практики они подходят «более чем». Самые распространенные из профессиональных: Pebeo  (Франция. Мне очень нарваться контуры этой фирмы: довольно быстро засыхают на стекле, а не в тюбике), Marabu (Германия), Hobby-Line (Германия. Краски ровно, аккуратно наносятся, после высыхания не изменяют цвет; легко стираются спиртом), Idea (Италия. Немного дешевле, чем Hobby-Line, имеют хорошую палитру цветов, но наносятся мазками, т.е. гладкую поверхность сделать практически невозможно) и т.д. Тут, как говориться, «на вкус и цвет …» 🙂

2.   Разбавитель (2а), очиститель кисточек (2б) и лак (2в, если вы используете необжигаемые краски)

3.   Золотой и серебряный контур или черный (немного потрепанные)

4.   Кисточка – я предпочитаю кисти средней жесткости, синтетику, 3-4 размер и все делаю одной. Некоторые берут для работы 3 кисточки разных размеров, с разной жесткостью. Но это уже выбор каждого 🙂

5.   Палитра для смешивания красок

6.   Маркер по стеклу

7.   Канцелярский нож

8.   Спирт (уайт-спирит)

9.   Ватные (ушные) палочки

10.   Зубочистки

11.   Тряпочки или салфетки

12.   Карандаш + старательная резинка

13.   Альбомные листы

14.   Стекло (можно взять фото-рамку со стеклом)

Этап 1. Эскиз

Теперь можем приступать. Тут у вас как минимум 2 варианта: нарисовать свой эскиз или распечатать мой. При желании из любой картинки эскиз можно сделать в Фотошопе

Этап 2. Наносим контур

Разбираем рамку, вынимаем стекло. Стекло перед началом работы надо обезжирить — можно использовать спирт, уайт-спирит, духи, жидкость для снятия лака и т.п. Настоятельно рекомендуется очищать поверхность рисования, чтобы избежать отклеивания рисунка с поверхности

Затем обводим линии контуром. Т.к. я планирую сделать довольно светлый рисунок из множества мелких деталей, лучше не использовать черный контур для росписи стекла. Я решила обвести стрекоз серебряным контуром, а все остальное золотым

 

Равномерно и мягко надавливая на тюбик, выдавливаем контур. Если вы рисуете в первый раз, то он не сразу получится ровным. Поэтому, перед тем как рисовать картинку, рекомендую потренироваться наносить контур, например, на бумажке. Устанавливайте руку так, чтобы она обязательно упиралась. Чтобы не оставлять отпечатков на стекле, можно подложить под руку лист бумаги. Старайтесь не прерывать линию контура для того, чтобы впоследствии краска не растеклась

После этого нужно убрать эскиз и внимательно просмотреть весь получившийся рисунок, подложив под стекло чистый лист бумаги. Вполне возможно, что какие-то вещи придется подправить

 

Если какие-то линии получились неровными их можно сразу удалить тряпочкой, ушной палочкой или острием ножа после высыхания

$IMAGE8$  $IMAGE9$ 

Этап 3. Игра красок

Итак, контур нанесен. Теперь надо дать ему просохнуть — и можно браться за краски. Перед началом работы необходимо визуализировать конечный результат: распечатать картинку, с которой вы срисовываете, или разукрасить свой эскиз цветными карандашами. Вы же, забегая в конец мастер класса, просто можете воспользоваться моим конечным результатом

Технология нанесения краски в витражной росписи по стеклу несколько отличается от способов работы с другими красками — гуашью, акварелью и т.п. Там вы рисуете мазками, накладывая один мазок поверх другого. В витражной росписи краска наносится в один равномерный слой. Предупреждаю, краску для имитации витража нужно наносить в горизонтальном положении (!!!). Иначе она вытечет за грани сегмента

Начинаем разукрашивать с темных цветовсо стрекоз. Если вы смешиваете краски, нужно запоминать в каком соотношении. Чтоб, в «случае чего», можно было запросто повторить нужный цвет. Для закрашивания небольших площадей, удобно считать капли. Я развела черный цвет с растворителем как 1: 15 соответственно (т.е. 1 капелька черного к 15 прозрачного). Очень маленькие сегменты лучше закрашивать зубочисткой или тоненькой кисточкой. Берем капельку и аккуратненько растягиваем ее по секции, не перекрывая контур. В случае ошибки – лишнюю краску можно убрать ушной палочкой

 

Теперь переходим к кувшинками. Для того, чтобы перейти к рисованию краской другого цвета, кисточку нужно хорошенько промыть в растворителе и тщательно вытереть. Разрисовывая остальные части рисунка и следим за тем, чтобы не задеть краску уже в разрисованных частях

Я смешала прозрачный, синий и красный как 30:1:1. Берем баночку с краской и кисточку, набираем кистью каплю краски и переносим каплю в нужное место. Потом кистью аккуратно разгоняем каплю к контуру. В росписи стекла краска должна ложиться достаточно толстым слоем, почти сравниваясь по высоте с наложенным контуром, но при этом не выливаться за него. В труднодоступных местах можно помочь опять же зубочисткой или тонкой кистью

 

Листья у нас будут состоять из 3-х цветов: темно зеленого (не разведенный), зеленого (1 зеленый: 10 прозрачный) и светло зеленого (1 зеленый: 20 прозрачный – на фотографии плохо видно). Разрисовываем от темного к светлому

  

Еще важно помнить, что краска для витражной росписи стекла – быстро сохнет. Если Вы начали расписывать секцию, то не останавливайтесь, пока не закончите! Иначе, краска успеет подсохнуть, и следующая порция образует брак на имитации витража в виде не нужной Вам линии. Если вы закрашиваете какую-то большую область — не надо начинать закрашивать ее с середины. Пока вы дойдете до одного края, краска на середине уже подсохнет и оставит опять же некрасивый край. Поэтому закрашивание надо начинать с угла сегмента и вести к другому краю, не давая краске засохнуть

И, наконец, вода. Она тоже будет состоять из 3-х оттенков: синий (1 синий: 15 прозрачный), голубой (1 синий: 30 прозрачный) и белый (оставляем не закрашенным)

  

Важно не забыть посматривать слой краски на просвет, чтоб весь сегмент был равномерно закрашен

Этап 4. Финальный

Наконец, мы подошли к концу нашего мастер класса – рисунок закончен. Оставляем его сохнуть в горизонтальном положении. После окончательного высыхания (время указано на этикетке), покрываем его лаком или обжигаем, в зависимости от того, какими красками вы пользовались – обжигаемыми или нет

Осталось вставить его в рамку 🙂 И можно просто полюбоваться своим шедевром

http://my-art.at.ua/index/0-6    

maristew.livejournal.com

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Мастер-класс «Роспись по стеклу»

Государственное образование учреждение дополнительного образования детей

Центр технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс «Роспись по стеклу»

Автор-составитель:

Харламова Марина Николаевна —

педагог дополнительного

образования

Санкт-Петербург

2013


Цель: знакомство с техникой росписи по стеклу

Задачи:

  • познакомить с новой техникой живописи;
  • развивать художественно-творческие способности;
  • воспитывать трудолюбие и  аккуратность при работе с художественными материалами.

Для работы понадобятся материалы и инструменты:

  • стеклянная ваза, тарелка;
  • спиртосодержащий раствор для обезжиривания поверхности;
  • салфетка для протирки;
  • краски для росписи по стеклу;
  • контур золотого, бронзового и черного цвета;
  • кисти №7, 6, 3 круглые, плоские синтетические или колонковые.

План занятия:

  1. Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
  2. Историческая справка.

2.1 Применение акриловых красок.

  1. Практическая часть.
  2. Заключительная часть: подведение итогов занятия.

1.Вводная часть

На практическом занятии росписи по стеклу мы воспользуемся красками по стеклу и керамике, а также контуром фирмы «Декола». Краска для росписи стекла Decola в наборе 6-12 цветов.

Украшать будем стеклянную вазу для цветов простой формы. Использовать при этом, один из простых, очень живописных и красивых приемов — кистевая роспись. Для неё характерны растительные мотивы: цветы, травы, листья, ягоды, содержащие красивые мягкие линии контуры.


2. Историческая справка о росписи по стеклу.

Как утверждают специалисты, роспись по стеклу была известна человечеству с древнейших времен. Еще во времена захвата Египта Александром Македонским и образования Александрии.

Стеклоизделия расписывали необожжёнными масляными красками. Египтяне также научились использовать эмалевые красители, а после этот метод декорирования распространился и заслужил должную популярность во всей Сирии и Италии.

До первого века нашей эры обжиговая роспись еще не так популярна. Большинство предметов домашней утвари и произведений архитектурного искусства украшают налепными нитками и стеклянными жгутиками. Также производились и уникальные по своему характеру изделия с удивительным, сложным декорированием.

Ученым известно также, что примерно в это же время (во времена Александрии) в Египте был изобретен еще один, удивительный по своему характеру, метод росписи стекла – межстекольное золочение, выполняемое с помощью золоченой фольги. Рисунок выполнялся и полностью вырезался из золоченой фольги и помещался между двумя стеклами предмета.

Странно, но такой метод просуществовал лишь до 4 века нашей эры, а после не использовался и был забыт. Популярно было полное покрытие изделия золотом. Это делалось для того, чтобы скрыть дефекты предмета, ведь в то время изготовление чистого стекла было еще неизвестно миру.

В 14 веке одним из распространенных типов стеклянных сосудов являются позолоченные и покрытые эмалью лампы для мечетей. Эти лампы представляют из себя большие вазы, которые либо подвешивались к потолку цепями, закрепляемыми на ручках этих ваз, либо устанавливались в молельных нишах. В лампу заливалось масло, которое плавало поверх воды. Вода также заливалась в лампу для того, чтобы эту лампу охлаждать. В лампе помещался фитиль, закрепленный таким образом, чтобы не быть погруженным в масло. В большие, богато декорированные лампы обычно помещались лампы меньших размеров.

Эти изделия (большие лампады для мечетей, бокалы и кубки, вазы и бутыли) были сделаны из белого или цветного зеленого или синего стекла и покрыты росписями золотом и цветными эмалями. В украшении лампад большое место часто занимал Эпиграфический орнамент. Так, по основному фону был нанесен тонкими линиями мелкий растительный узор, где крупными белыми буквами шли надписи с благо-пожеланиями.

После 20-х годов 19 века в России особую популярность получает метод печатания на стеклянных изделиях. Огромными партиями по всей стране выпускаются бокалы, рюмки и стаканы с изображениями лиц царской семьи, известных полководцев. Однако этот способ декорирования стекла просуществовал  недолго и вскоре вовсе был забыт.

В России среди стеклозаводчиков XIX в. размахом своей предпринимательской деятельности выделялось семейство Мальцовых. Всему мальцовскому семейству в 1 пол. XIX в. принадлежало 24 стекольных предприятий. Некоторые из них существуют по настоящее время. Во 2 пол. XIX в. из стекла производился широкий ассортимент художественной и бытовой посуды.

Одно из старейших в Европе и России, крупнейшее из сохранившихся в России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы — Гусевский хрустальный завод. Основанный в 1756 году орловским купцом Акимом Мальцовым в Владимирском уезде Московской губернии на речке Гусь. Этот завод изготавливал малыми сериями уникальные вещи из стекла.

2.1 Применение акриловых красок.

Считается, что акриловые краски впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

В середине 50-х годов нью-йоркская компания Bocour Artists Colors представила на рынке спиртовые акриловые краски «Магна», которые предназначались для живописи. Вскоре технология была усовершенствована, спирт заменила вода, а область применения нового лакокрасочного продукта существенно расширилась.


3. Практическая часть.
  1. Перед началом работы вазочку (любое стеклянное изделие) вымыть чистящим средством в теплой воде, затем обезжирить поверхность декорируемого предмета при помощи спиртосодержащего раствора, потом вытереть насухо хлопчатобумажной салфеткой.
  2.  Краски не имеют запаха и растворяются в воде, кисти можно промывать в ней.
  3. Для разведения краски в качестве палитры можно использовать стекло или керамическое блюдце (иметь бумажные салфетки, чтобы вытирать кисть).
  4. Нарисовать карандашом эскиз на бумаге из цветов и растительных мотивов, чтобы знать какие мотивы использовать при росписи.
  5. На палитру нанести краски, которые при смешивании будут красиво сочетаться.

Например: белую, малиновую, сиреневую, синюю, голубую, а так же зеленые двух оттенков, желтую, оранжевую.

  1. На кисть набирать краски сразу нескольких цветов. Так, белая и малиновая, белая и синяя, и сиреневая и т.д.
  2. Главная хитрость при работе с красками — это накладывать красивые ровные мазки «лепестки».
  3. Рисунок на вазе сравнивать с эскизом, сохраняя задуманный образ цветочного мотива.

Роспись по стеклу требует опыта и навыка, который приходит только с творческими наработками.

Полезные советы для начинающих:

  • Выбирать простые понятные рисунки. Простые рисунки легче расписывать и так можно быстрее приобрести навык в росписи.
  • При росписи краски водой не растворять, они уже нужной консистенции.
  • Кисти для разных цветов брать разные.
  • Для нанесения декоративного контура, рисунок на вазе должен сохнуть несколько часов (смотреть инструкцию).
  • После работы кисти тщательно промыть водой.

4.Заключительная часть

Выставка расписанных изделий.

Представляю Вашему внимаю процесс работы над росписью стеклянной тарелочки ученицы Лилианы:

А вот моя роспись на вазах:

Я надеюсь, что первые шаги в данном виде творчества найдут продолжение в Ваших будущих работах.

Желаю Вам успехов в начинаниях!

Используемые источники:

  1. Художественная студия Павла Оболенского / http://obolensky-studio.ru/0222.html
  2. ИСЛАМСКОЕ СТЕКЛО ИЗ СОБРАНИЯ MUSEUM HAARETZ, ТЕЛЬ-АВИВ / http://pirushki.com/Jerusalem/Islamic.htm
  3. Энциклопедия искусства / http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.2/st048.html
  4. Интернет-портала «Россия в красках» / http://ricolor.org/news/?read_news_id=2679
  5. Путеводитель по Рыбинскому музею-заповеднику / http://www.rybmuseum.org/page3-5.php

nsportal.ru

Технология витражной росписи

Сольвентные краски применяют в габаритных витражах, окнах, потолках, нишах, картинах. Их нельзя использовать при росписи изделий, которые будут контактировать с другими предметами, например, журнальный столик, при росписи нагревающихся поверхностей. Также не допустим любой контакт с пищевыми продуктами. Тем не менее, несмотря на все эти особенности, они являются основными в большинстве витражных работ.

Более подробно о применении витражной росписи такими красками, об использовании в различных интерьерах, мебели, а также возможных стилевых воплощениях, можно узнать из представленного ниже меню:

Для самостоятельного декора росписью стеклянных изделий необходимы следующие материалы:

  • контур;
  • краски;
  • стекло;
  • кисти.

Кроме этого, важно подготовить помещение для работ: открыть окна, накрыть пол, чтобы защитить его от капель краски.

 
Картина выполненная по технологии витражной росписи силикатными красками 

 

Этапы изготовления:

1. Подготовка стекла. Чтобы рисунок держался долгое время и не терял своих свойств, стекло необходимо очистить от грязи и тщательно обезжирить.

 2. Заранее подготовленный заранее трафарет или эскиз подкладывается под стекло и обводится специальным контуром (представляет собой тюбик с быстро застывающим веществом, которое может быть как цветным, так и бесцветным). Процесс его высыхания занимает около получаса, важно, чтобы после этого не осталось даже малейших пропусков, в противном случае, именно через них краска может уйти в соседний сегмент и испортить всю работу.

 3. После полного высыхания контура начинается нанесение силикатных красок. Данный вид является крайне устойчивым к свету, благодаря чему витражная роспись, выполненная подобными красками, имеет очень длительный срок службы. Они очень хорошо растекаются по стеклу, образуя гладкий глянцевый слой, имитирующий цветное витражное стекло. Краску нужно наносить только на горизонтальную поверхность плотным слоем без мазков, срок полного высыхания краски — до трех дней, этот вид красок всегда предпочтительнее наносить в один слой.

В данном этапе нет ничего сложного: в центр каждого сегмента надо накапать краску и равномерно распределить кисточкой во все стороны.

Кисти для нанесения силикатных красок должны иметь только синтетический ворс, так как натуральный ворс будет осыпаться.

4. После высыхания краски Вы получите полноценный витраж, выполненный по технологии витражной росписи, сделанный своими руками. Но на этом работа не заканчивается, завершающим штрихом станет установка витража в дверь, окно, мебель, нишу, потолочную конструкцию. К монтажу можно приступать только после полного высыхания работы.

Выполнение витражной росписи лаковыми красками происходит значительно сложнее, чем акриловыми, поскольку они относятся к профессиональным материалам. Поэтому учиться с их помощью делать витражи нецелесообразно, но если хочется иметь витраж, выполненный именно силикатными красками, тогда лучше обратиться к профессионалам нашей студии. Настоящие мастера своего дела, имеющие огромный опыт работы в создании картин из стекла, с удовольствием выполнят роспись по доступным ценам на витраж по стеклу с гарантией качества.

artultra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *