Топор гуцульский: Топор Гуцульский малый (сплав УГЛЕРОД + ХВГ, рукоять — ясень)

Гуцульский топор | Клинок.ру

Где-то я услышал смешную шутку про двуручную пилу: «Это не пила, пила дома щи варит, а это — кормилица!» Родилось это присловье, скорее всего, в наших лесных краях и ясно характеризует отношение людей к этому инструменту. Но использовать пилу стали сравнительно недавно, а до нее в лесу безраздельно царствовал топор.

Немного из истории топора

Человека окружает множество вещей, которые по существу являются посредниками между нами и природой. Но часто ли мы задумываемся, какие из них сыграли важнейшую роль в развитии человечества? Лук и стрелы, колесо, скребок, иголка… Идея иголки с жилкой весьма остроумна, и, возникнув в каменном веке, до нашего времени дошла без принципиальных конструктивных изменений. Топор же претерпел столько изменений, что, ориентируясь на его форму и материалы, археологи могут выстроить хронологию значительного периода истории человечества.

Видимо, из множества инструментов, облегчавших жизнь человека и способствовавших его благополучию, люди выделяли и совершенствовали главные, те, которые позволяли им в максимальной степени использовать ресурсы окружающего их мира.

Отвоевывать у природы жизненное пространство помог человеку именно топор. Только с топором человек мог врубиться в заросли, расчищая место для поселка, пашни, смог стать строителем домов, лодок, ловушек, оград, сохи. Не случайно в юридических документах средневековой Руси границы владений определялись такой формулой: «…куда соха, и коса, и топор ходили…»

Что представляет собой Гуцульский топор

Вспоминаю один из подарков отца — легкий клепаный топорик, с ним я получил первые навыки работы с инструментом. А потом у меня перебывало много топоров. Покупал в поездках, находил в брошенных поселках, менял. Но к одному топору у меня особое отношение. Я приобрел его в леспромхозе в Карпатах. Этот гуцульский топор довольно массивен, характерной формы вытянутого клина с четко выраженным радиусным лезвием. Топорище у него было тоже с местным колоритом – недлинная, совершенно прямая рукоятка, изготовленная из бука.

На костер у нас в экспедиции часто шли сухие деревья граба, которые весьма тверды и прочны (из них изготавливают плашки паркета). Я сразу почувствовал возросшую эффективность при рубке и разделывании деревьев этим топором, раскалывании чурбаков. Центр тяжести у топора был смещен вперед, это обусловливало силу и точность удара, а закругленное лезвие входило в древесину с эффектом резания, которое отсутствует у прямого лезвия.

Работу с этим топором можно было бы сравнить с работой дятла: сидит на дереве небольшая пичуга, а слышатся увесистые удары, и летят щепки в разные стороны. Так и здесь, крупная щепа летела как бы сама собой.

Но во время работы выявились и недостатки. Лезвие оказалось мягким, быстро «садилось» и его приходилось часто подтачивать, да и прямая рукоятка выскальзывала из рук. Поэтому по приезде в Москву топор мне перезакалили, а топорище я изготовил новое. Я не смог найти вяз или ясень – наилучший для этого материал, но подобрал комлевую березовую древесину, где волокна начинают извиваться.

Надо сказать, что гуцульский топор предназначен для заготовки леса, для плотницких работ он мало подходит. Но и им можно протесать кант у лежащих бревен, вырубить «чашки» в бревне при постройке сруба и т. п. Поэтому топорище я поставил лесорубное: длинное, до 55 см, придал ему S-образную форму, чтобы импульс от удара не передавался в ладонь (т. е. не «сушил» руки), на конце сделал грибообразное расширение, препятствующее выскальзыванию.

Кроме того, я выполнил еще одно правило: если поставить топор на плоскость лезвием – то противоположный конец топорища должен опираться на эту плоскость, а не быть выше или ниже ее. На заключительном этапе я расклинил топорище сверху «заершенным» железным клином.

Отступление про крестьянские топоры

А вот что рассказал мой отец о крестьянских топорах, которые использовались в Белоруссии, по крайней мере, в XIX веке. Только такие и были входу у моего прадеда Стефана Матвеевича. Заказывались топоры у деревенского кузнеца, и ковались они так: вначале кузнец брал вконец сточенную косу и в результате многократного проковывания получал стальную пластинку. Потом из простого железа выковывалась толстая пластина, перегибалась пополам па специальной железной оправке и в середину вставлялась ранее изготовленная стальная полоска. Получившийся пакет сваривался и оттягивался в лезвие. После термообработки топор был готов. Он имел следующую конструктивную особенность – его проушина вверху имела некоторое расширение.

Насаживал топор крестьянин сам. Заранее подбиралась комлевая часть толстой березы, сушилась, кололась по радиусам. Древесина в этом месте извилистая, особо прочная, называли ее «чечетка». Инструментов при изготовлении топорища использовали немного: топор, рашпиль, осколки стекла. Заготовка топорища начерно вытесывалась, потом рашпилем начинали опиливать ее нижнюю часть под размер проушины, и эта часть вставлялась в проушину топора сверху до упора. Потом ударом о твердый предмет топор сдвигался и рашпилем подгонялся следующий участок и так далее. В конце концов, топорище проходило сквозь топор, как нитка сквозь иголку, удерживаясь расширением наверху.

Топор сидел мертво безо всяких клиньев. Оставалось зачистить топорище стеклом. Если после длительной работы топор начинал шататься, его сдвигали по топорищу чуть вниз, подкладывали кусочек кожи изнутри к обуху и снова насаживали. Кстати, при неожиданной поломке топора в лесу можно изготовить топорище этим способом, обходясь топором и ножом (и даже этим же топором) из подручного сырого дерева — береза, рябина, клен, только не дуб. Конечно, внешний вид будет неказистый, но топор не соскочит даже при высыхании, только надо оставить достаточный запас длины над топором, чтобы было куда его сдвигать.

Отличный топор для лесоповала, деревья 30 см в диаметре валит на ура

Занимаясь этим, так сказать, из любви к искусству, я не предполагал, насколько этот топор из Карпат мне пригодится в будущем. Некоторое время я работал на лесоповале, вырубая деревья диаметром 20-30 см, а отдельные дубы и сосны достигали метра в толщину. Правда, при этом мы с напарником использовали и «кормилицу-пилу».

Эту тяжелую работу топор успешно выдержал, хотя я его совсем не берег; впрочем, топорище в верхней части портилось от неточных ударов по сучьям. А обычный топор напарника был им расколот на исходе первой недели — откололась нижняя часть лезвия.

Работали мы поздней осенью и зимой, на холоде, вначале уставали, потом втянулись. Здорово было закусывать горячим пожаренным салом с хлебом у высоко полыхавшего костра в сумерках. Это время я и сейчас вспоминаю с удовольствием, беря в руки свой испытанный топор.

Октябрь 21st, 2015 admin

ВЕНГЕРСКИЙ ТОПОР ИЗ ПСКОВСКОЙ УСАДЬБЫ

28.07.2021

В 1963 г. в Псковский музей поступил топорик с отломанной рукояткой. Этот предмет был передан в музей С.Э. Вавуль внучкой Б.А. Целинского, владельца имения Грузинское, расположенного в нескольких километрах от Пскова. Артефакт имеет небольшое лезвие (8 см.) в виде секиры, с противоположной стороны размещен «восьмиугольный молоточек».


Размеры, а также особенности строения сохранившейся части рукоятки, позволяют предположить, что перед нами топор-посох. Именно у таких топоров наряду с так называемыми чеканами, бытовавшими в восточной Европе с VI в., размер лезвия варьировался обычно от 6 до 8 см. Такие топоры до недавнего времени были широко распространены в регионе Карпатских гор. На территории западной Украины гуцулы их именуют бартка или топiрец, словаки, чехи и моравы – valaška, жители венгерско-словацкого пограничья obušek/obušok, венгры – fokos, balta, kanaszbalta, juhaszbalta, betyárbalta, balaska, румыны – baltag, baltac, toporas pastoral, польские гурали – ciupaga, жители польской Силезии – obuszek.


Топоры данного типа имеют определенные отличительные особенности. В частности, у них как правило длинная рукоять от 70 до 110 см. в зависимости от роста владельца. Это связанно с использованием предмета в качестве трости при ходьбе. Они так же имеют узкое лезвие, необычно малый вес.

В качестве материала для изготовления рукояти предпочитали бук или ясень. Он использовался в Карпатских горах для рубки лиственных пород деревьев — дуба, граба, вяза и ясеня.


Теперь следует уделить внимание локальным вариациям данного топора. В Польше, Словакии и Галиции, обух практически всегда делался плоским, чтобы обеспечить большее удобство при использовании валашки в качестве посоха, в отличии от вариантов, которые использовали в Венгрии. Валашки с молоточком на конце, имеющие лезвие в виде секиры, были характерны для мадьяр (напомню, что они назывались фокош). На это указывает и отличие метода сборки топорища валашки. Характерная сборка для славянских групп населения Карпат представляла собою длинное и прямое топорище своим тонким задним концом, вставленное спереди в проушину бойка, продетое сквозь него всей своей длиной и заклиниваемое в этом отверстии утолщённой передней частью. По мнению гуцулов крепление за счет вбивания клина гораздо менее надежное.


Кроме того, у фокоша, отверстие для рукояти, как правило было круглое, а не овальное как у большинства славянских топоров. В данный экземпляр фокоша вбито два клина, один выдается вперед, косвенно свидетельствуя о более позднем происхождении. Это наиболее архаичный вариант, сближающийся по своему внешнему виду с исходными топорами данного типа пришедшими в восточную Европу из Азии посредством вторжения кочевых групп в VI–VIII вв. На обратном конце рукояти часто встречались металлические навершия для того, дабы не повредить топорище при использовании валашки в качестве трости. Реже можно было встретить заостренные металлические навершия, что придавало этому топорику еще большую функциональность и удобство.

Распространенность этого оружия/инструмента обусловлена его многофункциональностью и относительной дешевизной, следовательно, и доступностью для широких масс населения. С валашкой в качестве трости ходили пастухи, ею рубили дрова, использовали для самообороны. Это одно из самых распространенных орудий карпатских бандитов и повстанцев. Не случайно национальный герой Словакии Юрай Яношек почти всегда изображается именно с этим топором-посохом.

После ряда народных восстаний со стороны русин, населяющих предгорья Карпат, был принят запрет на изготовление топоров-посохов из железа и стали. По этой причине на территории их проживания в Австро-Венгрии во второй половине XIX – начале ХХ вв. стали абсолютно доминировать изделия из латуни, меди и серебра. На территории Западной Украины и в наши дни большинство валашек делается именно из латуни и меди.

В начале XIX в. некоторые гусарские полки в Венгрии еще имели фокоши на вооружении, но во второй половине XIX столетия они были сняты с вооружения. Однако, в конце XIX – начале ХХ вв., когда боевое значение фокоша окончательно утратилось, почти каждый инструмент начали украшать резьбой и эмалью. До этого времени декорированные изысканной резьбой экземпляры были доступны немногим и их редко использовали по прямому назначению.

В этот период валашка становится принадлежностью национального костюма, обязательным атрибутом каждого взрослого мужчины. К примеру, в гуцульской культуре, по обычаю, с исполнением двадцати лет каждый парень торжественно получал право носить широкий пояс и валашку. В такой экипировке можно было уже и жениться, и «на большую дорогу» выходить.

Автор статьи – старший научный сотрудник исторического отдела Матюхин О.А.


Ножи гуцульские ручной работы

Дом > Карпатские сувениры >

Цена:

из от до

204080120 продуктов на странице

От дешевого к дорогому

  • Сортировка
  • От А до Я
  • От Я до А
  • От дешевого к дорогому
  • От дорогого к дешевому

Топор гуцульский 55 см

Артикул: 631-01-150

300

270

,

250

грн

Купить

Топор 90 см

Артикул: 631-03-300

560

525

,

490

грн

Купить

Нож №3

Артикул: 10-05-100

180

160

,

140

грн

Купить

Нож №1

Артикул: 10-06-120

220

200

,

170

грн

Купить

Нож №2

Артикул: 10-04-200

360

320

,

280

грн

Купить

Гуцульские ножи ручной работы

Гуцульщина всегда славилась живописными пейзажами, приветливым населением, теплой атмосферой, и, конечно же, прекрасными произведениями народного творчества, среди которых гуцульские ножи , тарелки с росписью, вышитые изделия и др. сувениры. На самом деле, оригинальные ножи ручной работы — это отличный сувенир, который можно купить себе для украшения домашнего интерьера, или в подарок родным и близким. Эти сувениры изготавливаются вручную на Гуцульщине, а материал – ценные породы дерева, пользующиеся большой популярностью. Купить такой нож – значит получить частичку карпатской атмосферы, которую можно привезти с собой, и надолго запомнить прекрасный отдых. Гуцульские ножи имеют ряд преимуществ перед другими представителями сувенирной продукции.

Ножи гуцульские

  • Нож изготовлен из натуральных материалов (дерево, сталь и ножны из кожи).

  • Уникальный декоративный дизайн. Каждый нож имеет авторский оригинальный, аутентичный орнамент, отражающий местный колорит.

  • Гибкость использования. Такой резак можно преподнести мужчине в подарок, а потом использовать в повседневных нуждах.

  • Оптимальное значение.

​Правда, цена на сувенирные ножи из Карпат относительно невелика. Такой сувенир можно недорого купить, а потом активно использовать в быту, при этом получаем и красоту, и пользу.

Вы можете купить нож ручной работы в интернет-магазине «Изделия Карпат», у нас Вы найдете широкий ассортимент товаров и приятные цены. Если вы хотите купить настоящий сувенир ручной работы, добро пожаловать к нам. Гарантия «Карпатские продукты»:

Ножи ручной работы

  • Только оригинальные изделия ручной работы, никаких фабричных и штампованных сувениров.

  • Продукция высокого качества.

  • Вы можете купить ножи ручной работы оптом и в розницу.

  • Широкий ассортимент сувениров, чтобы каждый мог выбрать то, что ему по душе.

  • Ценовой диапазон также порадует покупателей и позволит подобрать как дорогой сувенирный нож, так и более дешевый товар.

  • Карпатские сувениры привезем для Вас в Киев и другие крупные города Украины.

  • Благодаря нашему обширному каталогу вы можете купить не только карпатские ножи, но и расписные тарелки, деревянные ручки и подсвечники .

Ножи ручной работы оптом — +38 098 09 49 888

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ


РЕЗЬБА

Большая часть Подкарпатской Руси покрыта лесами. Верховина покрыта с лесами почти постоянно, за исключением мест, где они варьируются пастбищами земля. По берегам Ужа и Реки латорыться но чем дальше на восток тем непроходимее становятся леса, а от Вышнего Синёвира большие просторы которые совершенно необитаемы и густо покрыты соснами. Этот регион простирается вплоть до северной границы и на юг до верховьев до реки Тисы, где начинается гуцульская лесная промышленность.

Главным занятием гуцулов, кроме овцеводства, является сплавляться по рекам на плотах, сделанных зимой из огромных бревен. Эта отрасль развивалась с момента строительства крупных водохранилищ у истока Черной Тисы, которые позволяют быстро повысить уровень проточная вода реки будет подниматься в течение нескольких часов. Не зря испокон веков топор был эмблемой гуцулов и сюжет их старинных песен. Хотя у них есть не всегда имели крупную лесную промышленность, они привычно обитали в лесах. Не будучи земледельцами, они никогда не становились крепостными и благодаря свободе которым они наслаждались, у них всегда было достаточно свободного времени для искусства. Они жили в хороших условиях и не имели хозяев. Они разводили овец, которые давали их едой и одеждой и построили себе хижины на склонах гор. и в долинах. Если они и сеяли, то в своих садах и в своих свободное время, которого у них было много зимой, посвящалось домашнему хозяйству. Гуцульское искусство сильно расцвело, а дерево, естественно, стало основной материал, над которым работали.

В этом районе есть великолепный лес. Мощный древний дуб с его черная кора и блестящая листва, раскидистая ива, обильная ольха, лиственный бук и двуокись вяза качаются на ветру, ива приближается к вода, ясень, дикая груша, яблони и сливы, популярные и более редкие, клен и, наконец, типичное дерево Гуцульщины, платан дерево с твердой, гладкой, непористой поверхностью, которая приобретает красивый темный цвет с возрастом. Дальше в горах растут хвойные деревья: ели, сосны, и зеленые, и голубые, со смолистой корой, и лиственницы, и ели, некоторым из них более двухсот лет. Как могло искусство резчика помочь развиваться среди этого изобилия материала?

Резьба по дереву издавна была домашним промыслом гуцулов. Есть иконы XVII века с прямоточеными крестами на буке. доски. Известны также напрестольные кресты примерно того же периода. Другой крупный образец этого таланта найден у Ясини 1758 года. Фигура четырехконечного православного креста с выступами на концах был заимствован из другой части Украины, но очарование деревянной конструкции и чувство, с которым мастер выполнил свою работу, неоспоримое вкус, обнаруженный им в упрощении деталей оригинала, не может сопротивляться. Уже видны типичные гуцульские формы декора: рамы состоят из полос, которые украшены изображениями Распятия, Крещение, Св. Лука, Херувимы, Спаситель с Библией).

Гуцульский крест деревянный резной 1758 г. — Ясиня

Эти декоративные полосы повторяются на Ясинском кресте 1758 года. Мы видим полосу в виде молнии под Распятием, повторяющуюся в сзади, над Матерью и Младенцем, еще одно украшение более простой формы, вокруг фигуры Христа, соединяя эти два и, наконец, два ряда маленькие «зубы». Этот крест, великолепный в своей первобытной простоте, имеет дизайн, который уже несет местный отпечаток; у него восемь точек или, если быть точным, семь, так как над крестовиной нет выступа на вершине. Некоторые из крестов, которые сейчас находятся в Напрстковском музее в Праге также есть это украшение; один не имеет даты, а другой два датированы 1827 и 1841 годами соответственно. Последний имеет оригинальную форму: большая фигура распятого Христа в центре и по бокам поменьше фигуры с добавленными фигурами воров, опирающиеся на легкую перемычку. Два других креста напоминают эти первые по общему стилю, хотя они не украшены. Одна была вырезана в конце XVIII века. и еще один гораздо позже. О возрасте таких экземпляров лучше судить по веса и состояния дерева, чем от стилистических деталей, которые на протяжении почти двухсот лет остаются неизменными.

Это показывает консерватизм деревни. На протяжении двухсот лет тот же дизайн был передан без изменений, те же изображения распятого Христос и Дева Мария на фоне апостолов стоят в кругу (точнее, на каждом изображена только одна фигура). сторона, другая показана вертикальными бороздами), такое же упрощение анатомии и преобразования надписи на горизонтальной поперечине в орнамент (он редко обозначает что-либо), дальнейшее использование такой же простой инструмент, короткий крестьянский нож, его неизбежный помощник во всех виды чрезвычайных ситуаций в жизни. И так же, как с вышивкой, так и с крестов, никогда не делалось двух одинаковых. У каждого свой «душа.» Это произведение искусства в полном смысле этого слова. Их собирают как уникальные объекты.

Гуцульские кресты сейчас стали редкостью, но их еще много из них в храмах Подкарпатской Руси. Говорят самые красивые для сохранения в деревянных церквях Ясини. Большинство из них нет сомнения исходят из Галиции, но вовсе не исключено, что такие кресты раньше производились в верховьях Тисы. Традиция резьбы не исчез полностью в этом регионе и сегодня. Во многих хижинах в некотором отдалении от главной дороги можно найти тарелки, кувшины, сундуки и прялки с резными узорами и есть еще гуцулы, которые способны соорудить эти вещи с тем же украшением, что и старые те. Необычайный талант крестьянина, его врожденный вкус и техническое мастерство поражает. Еще совсем недавно здесь жили и работали настоящие виртуозы в этом деле.

Примерно за год до Первой мировой войны в маленьком селе погиб под Ясиней резчик по имени Юрий Михальчук, по специальности производство деревянных фляг, маленьких вместимостью около пинты и больших на кварту, одинарные и двойные, украшенные резьбой. Древесина, которую он использовал, была платана, твердая и твердая. Он великолепно вырезал, никогда не раскалывал дрова. Его резьба была неглубокой, не резкой и сделанной коротким ножом и долотом с лезвием в форме полумесяца. Его декоративный узоры были необычайно просты и повторялись на всех колбах сделанные им и другими резчиками его школы: полоса, прямая или изогнутая, полумесяцев, вырезанных этим маленьким долотом. Две полосы, одна напротив другие и разделенные бороздой, образуют своего рода узловатую ленту, которая в соответствие всему стилю объекта. Мастер Ясиня устроил эти разные ленты по-разному на округлой поверхности его фляги; то тесными концентрическими кругами рядами по четыре-пять, то маленькими кружочками, рядами по одному и по два, что напоминало подсолнуха и в виде полукруга.

Фляги пастушьи деревянные резные — Черная Тиса

Сама фляжка была полой, вокруг нее были тонкие полосы. Они надевались мокрыми и после высыхания плотно обхватывали сосуд, предотвращая тем самым расщепление. Двойная форма фляг опирается прямо на обручи внизу. К круглой одиночке были очень искусно прикреплены четыре маленькие ножки. таким образом. Под ободком между лентами были две резные ленты из тип, который был описан, и каждая пара из них открывалась в дно в лапы с двумя ногами.

У Юрия Михальчука, вероятно, было немало предшественников в этом форма украшения. Как по возрасту, так и по индивидуальному стилю существуют значительные различия между флягами Ясини. В исполнении самые старые являются самыми красивый. Найдены в Ясине и другие фляги более изогнутой формы, на самом деле почти круглая, гладкая и изготовленная на токарном станке. Эти имеют постороннее происхождение. Через свою восточную форму они несут нас обратно к очень далеким временам.

В деревнях слышно о существовании многих резчиков, но это не легко увидеть их продукцию. Даже если они сохранились, рассредоточены по горным хижинам и на поиски уйдут годы их вне. Рядом с деревней Черная Тиса (примыкает к Ясине), в месте в горах, известном как «Белый Крест», в хижине очень старой женщины была найдена интереснейшая деревянная кровать, украшенная с резьбой. В другом месте было обнаружено несколько деревянных ложек. с характерным гуцульским орнаментом. Здесь у нас есть крошечные треугольники и ромбы, срезается небольшим ножом, принимая форму острозубчатых полос, край ложки, красиво оттененной этим тонким рифленым дизайном. Сама древесина необычайно красива, с теплым красным оттенком. если подгорел и очень гладкий на ощупь. Это результат кленового дерева давным-давно полированные оливковым маслом, и для того, чтобы чтобы рисунок выделялся более четко мелкий порошкообразный уголь втирается в него и прилипает так сильно, что не смоется. Эти объекты все было сделано покойным мужем владельца. Коренного происхождения также был оригинально сконструированный гребень для шерсти с маховиком. Он был найден в тот же район вместе с рядом тарелок и кувшинов типа до сих пор сохранились в старых домах.

В настоящее время чаще встречаются формы, дизайн которых не вырезаны, но выжжены железным инструментом. К этому типу относятся сосуды изображен на странице 13, справа. Однако надо сказать, что даже это простое вид орнамента не лишен шарма. Расположение треугольников, кресты, звездочки, кружочки, традиционные шестилепестковые розы, которые расположены по кругу, иногда необычайно со вкусом. Марка индивидуальность мастера проявляется не менее, чем в предметах которые вырезаны. Хотя декоративные элементы бедны, сочетание сделанные из них, бесчисленны, каждый экземпляр уникален. Очевидно, что некоторое время назад был большой спрос на дерево, украшенное таким образом. Около тридцати лет назад жил человек по имени Иван Маркульчик, которого каждый неделю взяли на базар в Ясиню сосуд, украшенный таким образом, который он чувствовал себя как дома в своей убогой хижине. Его работы нашли о избы — кувшины для питья, ведра для молока и т. д. — показывают, что Маркульчик следовал за художественная традиция. Эта традиция сохранилась лучше, чем где-нибудь в Косовской Поляне, откуда родом красиво оформленные пасковцы показан на стр. 87, а также маслобойку и прялку (изображенные на стр. 61). Эту традицию выжигания орнамента не презирают и тех гуцулов, которые отбывали ученичество в городе, вроде, за пример Курело, изготовившего деревянные булавы с рукоятками в виде топоров которые воспроизведены здесь, а также аналогичные объекты, воспроизведенные на странице 67.

Маслобойка деревянная с обожженным орнаментом. Деревянный спиннинг колесо — Косовская Поляна


Гуцульские булавы заслуживают особого внимания. Они древние эмблемы дровосека. Совсем недавно жезл с символический топор был для гуцула тем, чем меч был для царедворца. Символический топор до сих пор сохраняется в свадебных церемониях. Постучав у дверей своей невесте своей булавой жених передает ее к ее брату. (Это рудиментарная форма брака по захвату?). «Один без булавы жениться нельзя», — говорят в деревне. передавались из семьи в семью. Первоначально они были сделаны из металла с гравированные узоры. Они часто очень эффектны и декоративны по форме, напоминающие настоящие топоры, которыми гуцулы владеют до сих пор, широкие или узкие с длинными лезвиями, форма которых напоминает образцы бронзового века.

Женихи на Гуцульщине до сих пор чеканят символические топоры. Но нет ни одного металлического предмета, используемого для других целей. тип, который можно найти по другую сторону галисийской границы, такой в виде пряжек, в стиле курганных «фибул», кресты надетые на шее того же периода, иногда оформлялись целые ожерелья крестов, шильев, игольниц, орехоколов, рожков для порохов, кошельков. Они изобилуют декоративными кругами, часто концентрическими, расположенными последовательно и вспоминая неолитические завитки. Налицо все знакомые элементы: рубцы, папоротники, колосья, сливы, завитки, клинья и т. д. На крупных предметах, таких как кошельки и рожки для пудры, шестилепестковая роза постоянно кружилась повторяется. Здесь же, наоборот, курганный элемент, пожалуй, есть. эпохи бронзы, из воспоминаний о латенской культуре и других влияние с Кавказа. Заимствования этого типа более или менее эпизодов, хотя общая связь с Востоком кажется очевидной. азиатские темы сохранились от далекого прошлого.

Три гуцульских деревянных топора, украшенных резьбой и берцем в орнаменте — Ясиня


Пример далекого прошлого оказал заразительное воздействие на новый ренессанс гуцульской резьбы по дереву, вдохновленной искусством всей семьи резчиков из Галиции — Шкрыбляковых: отца Юрия и его два сына. Начало Возрождения относится к середине прошлого века, когда Юрий, изучивший профессию токаря в его долгая служба в армии привела его с собой к гуцулам. Имея организовал собственную мастерскую, стал вытачивать сосуды для мяса, стаканы, фляги, ящики для табака и т. д., придающие его предметам довольно «городской» вид но тщательно придерживаясь традиции своих предков. Декоративный мотивы, освеженные природной традицией, были проработаны великолепно им производится великое множество комбинаций. Казалось бы, что существует большое количество этих первичных мотивов, но на самом деле не более десяти. Шкрыбляков ввел для работы специальные стамески, изготовлен собственноручно. В то же время его помощник Марко Мегединюк имеет честь изобрести особую форму инкрустации по дереву с перфорированными цветными бусинами. Метод украшения был новым, который ранее не использовался. Но это легко увидеть, сравнивая очки воспроизведенные в этой работе (стр. 75) с металлическими предметами с гравировкой узоры и инкрустация перламутром, через который пронизывались бусины. Мегединюк с помощью обычной дрели напоминают круги и колеса которые так излюбленны гуцульскими резчиками.

Сыновья Шкрыблякова последовали примеру отца. Три из них вместе основали уникальный тип домашнего производства продуктов которых нельзя отрицать национальный колорит и техническое совершенство. В свое время австрийское правительство учредило две школы развития этой отрасли, в одной из которых обучение вел один из Шкрыбляковских сыновья.

Шкрыбляковы, может быть, и не чисто крестьянские, но искусство их было оценили в народе, нашли последователей и стали традицией; убедительный пример того, как отдельный жест может стать коллективный. Деревне нельзя отказать в способности следовать старые традиции с вдохновением и ассимилировать новые, если, по той или иной причине он находит их сочувствующими. Таким образом, можно объяснить необычайно быстрый способ, которым местный вкус иногда искажается чуждым влиянием, ибо глубоко ошибочно думать, что деревня отрасли статичны и зафиксированы в определенной форме раз и навсегда. У нас есть другие элементы галицкой резьбы, проникающие в Подкарпатскую Русь. Если сравнить с тонкой гуцульской продукцией работу таких деревень, как Воловец, Вишни, Ростоки, Зборовец, бросается в глаза огрубение формы однажды. Вот сосуд, очень похожий на те, что идут из Ясини и тоже на токарном станке, но более тяжелый, более рудиментарный по своим чертам и без орнамента. Другой предмет похож на фляжку Ясини, но с неуклюжая форма и весь орнамент, состоящий из шестиконечных звезд или розы, расположенные концентрическими кругами.

Этот тип орнамента, который уже упоминался в нескольких раз раньше, встречается в других регионах Украины и в других странах, как на славянском, так и на неславянском, и если проследить его через века это приведет нас в древнюю Ассирию. Однако все это не указывает на конструкции были заимствованы, а скорее к заимствованию инструмента с помощью которого он был сделан — компас. Эта фигура получается путем изготовления шесть кругов, которые сходятся в точке, находящейся в середине другого круга имеют одинаковый радиус, центры этих окружностей равноудалены друг от друга; все сделано, так сказать, по компасу. Инструмент сама по себе приводит к созданию узора шестилепестковой розы везде, где и в какой период это может быть найдено. Это относится и к восьмиконечному звезда.

Эта роза, которую без должного основания иногда называют «Славянское солнце» постоянно встречается на пастбищной бересте. свирели, на которой горные пастухи иногда наигрывают целые мелодии, особенно на резных изделиях в деревнях по долине Турья. Встречается также на столах, шкафах и, реже, на кроватях. унаследованные от предков. Иногда без украшения. Иногда они окаймлены знакомыми формами орнамента: колосьями, мелкими кресты, кружочки и др. Резьба в районе Ужка, Любны, Кострина в большинстве случаев более примитивна. Украшение ограничено зубчатые конструкции на шпинделях или ложках отечественного производства. Деревянный тростник трубы с шестью отверстиями, но без орнамента, встречаются повсеместно.

На Турье людей, занимающихся резьбой, меньше, чем на Тиса. Новые предметы встречаются реже, слегка украшены простым дизайн. Все они бытового назначения: солонки, полочки для ложек, ведерки для молока, лари, валики для белья и т. д. Форма этих предметов может быть предельно индивидуальным. Например, большие корыта для кукурузы, полные формы, имеют четыре выступающих сегментарных ребра. К сожалению, у нас нет фотографии этих предметов, но элементы орнамента несколько схожи прялок, показанных на стр. 78. Прялки предоставляются с полкой, на которой сидит манипулятор. Они покрыты орнаментом сверху вниз, слегка вырезанный, чтобы на него можно было легко положить пеньку.

Узоры на прялке самые простые. орнамент является ярким примером того, как народное искусство, как оно были генерировать себя. Смутное желание украсить предмет побуждает крестьянина сделать с его ножом, который используется для каждой цели, эти элементарные зазубрины и ломаные полосы на деревянном стержне, параллели, острые углы, звездчатые формы. Но и здесь инстинктивное, примитивное убранство крестьянина пронизан традицией сотен лет, которая не развился сам по себе, а взял на себя вместе со всем путем бытия, всей национальной культуры, из таинственного прошлого. Это невозможно проследить влияние традиции во всех деталях, даже в самые элементарные, но можно сказать, что большая часть этих детали в значительной степени индивидуальны и, как правило, стилистичны. аналогии оказываются чем-то большим, чем случайные совпадения. Это то же самое и с прялками из Вороцов. Их резьба элементарна, но в то же время отнюдь не дело случая. Это так и не иначе. Это связано с подкарпатской русинской и галицкой расовой традицией. в целом. Узоры расположены в виде поясков, разделенных друг от друга пробелами. Названия этих паттернов часто похожи к тем, которые использовались в Галиции. Но есть и другие закономерности, которых не обнаружено на Тисе: острые углы сходятся в одной точке, узор из зёрен, кукурузы, и другие. Сходство в названиях, данных им крестьянами, указывает на к общему происхождению дизайна. Определенные формы, например, известные как криулки и зубчики, хотя и являются широко распространенными декоративными эмблемы, на самом деле более древние, чем та или иная адаптация в данном место.

Манера резьбы в долине Турии практически то же, что и на Гуцульщине. В обоих случаях отел производится на жестком древесина — платан, ясень, дуб, груша — не глубокая и приемы декоративного лечение очень похоже. Глубокая резьба по твердой древесине предлагает почти непреодолимое технические препятствия. Твердая древесина действительно неподходящий материал для художественных работ. работа. С другой стороны, простой стиль турийского орнамента, его отсутствие насыщенности, очень хорошо согласуется с характером поверхностей которые используются и фактически являются выражением художественного вкуса.

Чтобы получить представление об этой резьбе, лучше всего изучить замечательные эскизы архитектора А. Рейхарта. Эскизы показывают большое количество декоративных деталей, сохранившихся от прошлое в церквях, крестьянских избах, амбарах, на дверях и т. д. в долине Турья и в окрестностях Ясини. Больше, чем раскрытие характер зодчества Подкарпатской Руси — церквей для большей частью — эти детали обнаруживают врожденный хороший вкус населения.


Этого, пожалуй, нельзя сказать обо всех деревянных церквах, но есть те, которые являются вдохновением родной почвы, радующей человека их национальный характер и в то же время их отношение к православные церкви Восточной Украины. Таковы церкви Ясини которые считаются самыми древними, план которых находится в форме креста и украшены небольшими куполами, похожими на много церквей в Галиции. Потом церкви Ужка, Кострины, Нижние Студены построены в виде пагоды в три яруса. В-третьих, есть церкви почти такого же типа, но с оттенком барокко в их стиль, какой можно найти в Соле, на реке Турья, в Обаве и несколько других мест. Менее национальными по стилю являются церкви и архитектура. из которых видно готическое влияние, как в Данилове, Сандриве, Салдобосе и т. д. И даже те храмы, чей стиль воплощает в себе черты, скопированные, может быть, неотесанно, с Карлова моста и Пороховой башни в Праге показывают не только заимствование но и своеобразные модификации в соответствии с местными вкусами. Тем не менее эта архитектура показывает влияние расовых традиций. Один забывает о барокко и готике и думает о деревянных постройках по всей вся Украина. Много церквей на Волыни, в Киевской области и Галисия, которая, что касается плана, формы черепичной крыши, gjlt купола и т. д. почти идентичны таковым в Подкарпатской Руси. сходство, конечно, объясняется сходством использованного материала и чрезвычайно простые методы архитектуры.

Деревянная церковь в Лазещине — Ясиня

Характерная черта стиля всех этих церквей, какой бы типы, которые они могут напомнить, особенно по различным внешним украшениям, представляет собой прямоугольный каркас длиной в балку или половину балки. Рамки здания возводится непосредственно на выровненной площадке без каких-либо закладываются основы. Балки расположены вдоль и соединены ласточкин хвост. Когда каждая сторона этой рамки расширена, аналогичный к каждому добавляется каркас, пятикомнатное здание, напоминающее крест получается, типа виденного в церквях Ясини. Три низкие рамки с более мелкими сбоку, расположенными на одной оси, дают другую характеристику форма, Верховинский трехкомнатный тип. Для того чтобы получить от этого типа Михайловского храма в Ужке надо добавить второй ярус, высокий колокольня спереди и рамы, расположенные наподобие китайской пагоды над центр храма и над алтарем. Тогда остается только короновать здание с восьмиугольной или четырехугольной черепичной крышей покрывает все выступы с аналогично покрытыми крышами и для расширения нижней крыши поддерживая его столбами, образуя веранду с трех сторон церкви. Подобная черепичная кровля встречается повсюду в сараях фермы. и над алтарями, иногда украшенными высокими распятиями, как, например, в Иршаве.

Церкви верховинского стиля необычайно живописны и завораживают примитивный. Но, кроме того, они дают редкие примеры чисто сконструированных Архитектура без лишних элементов. Есть только несколько примеров всего этого в Подкарпатской Руси.

Художественный вкус села, несомненно, выражается и в внутреннее убранство церквей, хотя ни современное, ни древнее иконы, редкая декоративная роспись, иконостас, ни мебель церкви можно отнести к произведениям народного творчества. Тем не менее местная церковь в стиле барокко часто оформлена в очень изящном стиле. Довольно великолепен, например, резной иконостас, украшенный тяжелыми виноградные ветки, датируемые серединой восемнадцатого века в Порошкове. Очень интересен также иконостас, полученный из разрушенной церкви. в Верховине. Святые врата, воспроизведенные здесь (стр. 88) и являющиеся крайне типичные для страны были сняты с другого разрушенного храма в Шашварах.

Внутри церквей часто можно найти среди предметов с который обставлен несколькими, которые, несомненно, имеют местную печать. Кроме напрестольные кресты, о которых уже упоминалось, можно найти табличку с изображением непобедимого святого Георгия с извивающимся драконом под ним его, или украшенное знамя, сделанное каким-нибудь грубым туземным художником, или высокий подсвечник на изогнутых ножках, или трехрожковый резной подсвечник с одной стороны на котором изображен распятый Христос с солнцем под ним и на другой самый наивный херувим. Изображен подсвечник с тремя ветвями на странице 85 характерно для более старых образцов и, возможно, восходит к с восемнадцатого века. Эта форма продолжает вдохновлять мастера, тем более что излюбленные темы местных резчиков — все можно увидеть здесь: шестилепестковую розу, папоротник, зубы. Традиция Троицы очень почитается в Подкарпатской Руси, как и украинцами повсюду, и крестьяне вырезают его по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *