Очень смешная сцена, которая не вошла в «Джентльмены удачи» | Картинки и звуки
«Джентльмены удачи» заняли первое место в списке лидеров советского кинопроката 1971 года. Это был вообще очень сильный год. «Корона российской империи», «Офицеры» и гайдаевские «12 стульев» остались позади. Фильм про приключения Евгения Ивановича Трошкина и троих уголовников снял режиссер Александр Серый по сценарию Виктории Токаревой и Георгия Данелия. Обращу ваше внимание на очень важное обстоятельство. Авторы сценария еще не до конца понимают, какой актер будет играть того или иного персонажа. И потом приходится адаптировать материал к реалиям кинокартины. Вот, например, «Джентльмены удачи». Роль профессора Мальцева блестяще исполнил Эраст Гарин, которому было уже 69 лет. В сценарии возраст профессора не указан. Согласитесь, все-таки такому пожилому человеку трудно было проводить раскопки в Средней Азии? Конечно, бывают исключения. Но все-таки по статистике в 69 лет намного труднее переносить палящую жару и терпеть бытовые неудобства в палатках, чем в 30.
Перенесемся на подмосковную дачу Мальцева, где устроился лже-Доцент со своими «подопечными». В фильме к ним приезжает Наталья Фатеева (дочка профессора Мальцева). А вот в оригинале все было намного интереснее. Людмила приехала не одна, а с мужем — профессором Николаем Мальцевым. Да, по сценарию Люда приходилась ему не дочерью, а женой. Стало быть, он был моложе Эраста Гарина.
Сцена появления четы Мальцевых на даче очень смешная. Профессор видел троицу только на фото, но сразу указал жене, кто из них Хмырь, а кто Косой. Сказал, что это у них фамилии такие. Как мы помним, в этот момент Трошкин находился на встрече с гардеробщиком у Большого театра, а уходя по сценарию строго-настрого запретил бандитам разводить огонь — чтобы не спалить дачу профессора, как раньше дом в Москве. И уголовники предложили Мальцеву и его жене погрызть сырой картошечки. Диалоги в этой сценке — обхохочешься.
Потом профессор сел с Хмырем играть в шахматы, проиграл, и Хмырь надавал его щелбанов. Но самое интересное случилось в конце. Людмила Мальцева пошла одеваться, а перед уходом в шутливой перебранке со своим мужем упомянула шлем. Косой решил, что шлем у Мальцева, запер дверь в комнату и начал ему угрожать. Он ведь считал профессора барыгой. Но Коля сумел выкрутиться, и ушел. А бандиты поняли, что никакого шлема у него нет.
В фильм не просто так включили эту сцену с шахматами — должна была быть еще одна!Почему смешная сцена с Николаем и Людой Мальцевыми не попала в фильм? Выскажу два предположения.
Во-первых, на роль профессора был утвержден пожилой Эраст Гарин, и если бы он приехал с дочкой, а не с женой, диалоги пришлось бы полностью переписывать. И возможно, уже было бы не так смешно.
Во-вторых, монтаж в кино особое искусство. Нужно «склеить» отснятый материал так, чтобы фильм не «сыпался». «Джентльмены удачи» смотрятся на одном дыхании. Вероятно, любой лишний эпизод мог «утяжелить» картину.
И все-таки немного жаль.
кинофильмысссрактерыкультура
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
10 вещей, которые приносят счастье в дом — Гала Центр
Если вы хотите дать кому-то силу, подарите ему льва, если мудрость — сову, а если крепкое здоровье и бессмертие — желудь. Во все времена люди верили в талисманы удачи и вещи, которые приносят в дом счастье. Если в вашей жизни начались неурядицы, возможно, пришло время прислушаться к предкам и древним культурам, и окружить себя мощными символами, которые нейтрализуют негативную энергетику и привлекают процветание. Вам не обязательно покупать все статуэтки в сувенирной лавке особенно если вы не любите фигурки, собирающие на полках пыль. Вместо этого вы можете выбрать практичные и полезные вещи для дома с особым значением. Если вы живете в частном доме, тогда задумайтесь о том, чтобы купить садовые фигуры. Если же у вас городская квартира, вы можете украсить жилище правильными предметами интерьера: наволочками, картинами, аксессуарами для кухни и ванной, шкатулками и ключницами.
№1: Божья коровка — символ удачи и безопасности
Если на вас села божья коровка, не спугните ее и не спешите отряхиваться. Вместо этого остановитесь и посчитайте пятнышка на ее спине. Их количество равно месяцам, когда удача будет вам сопутствовать. Также обратите внимание на цвет насекомого — чем ярче красный, тем больше счастья вас ждет. Если божья коровка приземлилась вам на руку, загадайте желание. Насекомое является не только символом удачи и вестником хороших новостей, но и защитницей. В средние века фермеры просили Деву Марию спасти их урожай от тли, которая уничтожала все на своем пути. В знак помощи она послала им сотни тысяч божьих коровок, чтобы уничтожить вредителей и спасти урожай. Согласно народным приметам, это насекомое охраняет дом от любого вреда. Это символ сохранения безопасности и здоровья человека, а потому очень часто детская одежда украшается изображениями именно этих насекомых. Это символ любви, радости и процветания.
Согласно сказаниям, у каждого ребенка должна быть хоть какая-то вещь с божьей коровкой, потому что та охраняет и благословляет его на счастливую удачливую жизнь. Насекомое было любимицей Девы Марии, а потому оно должно быть в каждом доме.INBLOOM Фигура садовая «Веселый гриб и грибная поляна», h26-17см, полистоун, 2 дизайна
412₽ /шт.
INBLOOM Фигурка на стержне 60см «Речные обитатели» пластик, металл
87.75₽ /шт.
VETTA Держатель для зубных щеток и пасты на присосках «Божья коровка» пластик, 13,5х14см, 4 цвета
Держатели декоративные на магните «Божья коровка», 1,5 см, комплект, полипропилен, магнит
INBLOOM Термометр оконный «Божья коровка» 17×17см, для крепления на стекло, пластик, пакет
№2: Садовые гномы — защитники дома
Вы когда-нибудь задумывались почему во всем мире принято устанавливать садовых гномов на газонах перед домом? Делается это не только в декоративных целях. Садовые гномы охраняют приусадебный участок от темных сил, являются символом удачи, благополучия и плодородия. По легенде гномы защищают дом от злых духов пока вы спите. Также они следят за хозяйством, чтобы владелец участка в конце сезона собрал богатый урожай, а скот не болел. В давние времена фермеры устанавливали садовые фигуры на полях, веря что те защищают поля от вредителей, засухи и воров.
№3: Бабочки — символ больших перемен
Бабочка — символ легкой счастливой жизни, лишенной проблем и неприятностей. Если в вашей жизни слишком много проблем и приходится постоянно принимать сложные решения, наполните свой дом бабочками. Они снимают напряжение и делают быт необременительным. Бабочка — важный символ для дома, где хотят жить в радость и получать удовольствие от каждого момента. Расцветка их крыльев символизирует живость и яркость. Бабочки осветляют жизнь и привносят в нее больше красок, а потому если вам надоела скука и уныние, это то, что вам нужно. В Китае бабочка является символом долголетия, а пара бабочек — мощным символом любви. Если вы мечтаете встретить вторую половинку или укрепить семейные узы, пара насекомых в доме будет весьма кстати.
32.19₽ /шт.
INBLOOM Фигурка на стержне 60см «Садовые букашки на бревнышке», PS, металл, 4 цвета
102.38₽ /шт.
INBLOOM Фигурка на стержне 60см «Крылатики», пластик, металл, 5 дизайнов
109.69₽ /шт.
VETTA Романтика Стакан для зубных щеток на присоске, пластик, 7х10см, 3 цвета
147.26₽ /шт.
VETTA Держатель-крючок «Бабочка» для полотенец на присоске, ПВХ, 8×10,5см
40. 65₽ /шт.
VETTA Романтика Мыльница на присосках, пластик, 12,5х9,5см, 3 цветаДержатели декоративные на магните «Бабочка», 3,2х2,5 см, комплект, полипропилен, магнит
Крючок для полотенец на присоске, пластик/металл, ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР «Бабочка»
Термометр оконный «Бабочка» (t -30 + 50 С) ТБ- 308, п/п
№4: Желуди — символ удачи и крепкого здоровья
Среди вещей, которые приносят в дом счастье — желуди. Если невезенье ходит за вами по пятам, насобирайте живых желудей и разбросайте их по дому. Они оберегают дом от негативной энергии и являются мощным магнитом для привлечения удачи. Согласно народным приметам, если на подоконник положить горсть желудей, молния никогда не поразит дом, а вместе с ней его будут обходить и темные силы.
№5: Ключ — символ удачи, счастья и богатства
В Японии три ключа являются символом счастья, финансового благополучия и верной любви, а потому на Западе большой популярностью пользуется такая татуировка. Итальянцы верят что ключ приносит удачу. В средневековые года купцы носили связку ключей от сокровищниц на шеях, что со временем превратило этот предмет в талисман с мощной энергетикой. Если верить гороскопам, ключ — символ удачи овнов. Считается, что он помогает легко достигать поставленных целей.
LADECOR Ключница «Франсе» с крючками 27х20х6,5см, МДФ, 4 дизайна, HL233
750₽ /шт.
LADECOR Ключница, МДФ, 2 дизайна, 22,5х16х5,2см
462₽ /шт.
LADECOR Ключница закрытая на 6 крючков, 20х27,5х6,5см, МДФ, 2 дизайна
719₽ /шт.
№6: Денежные японские кошки — символ удачи
Если вы не знаете какие вещи приносят в дом счастье и удачу, купите японские фигурки кошек. Манеки Нэко (Манящие коты) появились еще в 17 веке. Согласно легенде, один состоятельный человек попал под сильный ливень. Чтобы укрыться от дождя, он сел под дерево, но тут увидел кошку, которая манила его в храм. Он последовал за ней и тут же в дерево ударила молния. Так как кошка спасла ему жизнь, в знак благодарности он сделал храму большое пожертвование. А когда он умер, в честь него изготовили статую кота.
№7: Сова — символ удачи и мудрой защитницы
Сова обладает защитной энергией, привлекает изобилие и процветание. В Фэн-шуй сова используется как оберег от негативной энергии и несчастий. Если в вашей жизни начались проблемы или вы подозреваете что в вашем окружении есть плохой человек, желающий вам зла, купите фигурку совы. Она наполнит дом положительной энергией. Также вы можете повесить на стену картину с изображением мудрой птицы или же купить наволочки для декоративных подушек. Считается, что сова должна смотреть на поток машин, движущихся по направлению к вашему дому, чтобы отражать от него ядовитые стрелы. Также сова привлекает деньги и улучшает финансовое состояние хозяина дома. Для привлечения финансового потока поставьте статуэтку совы на юге или в южно-западной стороне дома.
Наволочка декоративная 43х43 см PROVANCE Совушки, гобелен, 100% полиэстер, 4 дизайна
176.72₽ /шт.
Банка для сыпучих продуктов HEREVIN Совы, стекло, 425мл
Банка для сыпучих продуктов HEREVIN Совы, стекло, 660мл
Банка для сыпучих продуктов HEREVIN Совы, стекло, 1000мл
Кувшин 1000 мл, стекло, HEREVIN «Совы» 111241-051
Копилка Оригами 16х14х12см/18х22х9см, керамика, 2 дизайна
Статуэтка, гипс, 10,5-14,5см, 4 дизайна
№8: Аист — Божий посланник и птица удачи
Аист, питающийся змеями и прочими гадами, очищает землю от нечисти, а потому символизируется с защитой от негативной энергии. Согласно христианской религии змеи — союзники дьявола, а аист — посланник Бога, очищающий землю от всего плохого. Аист — символ защиты дома, потому что отчаянно оберегает от врагов свое гнездо и потомство. Чтобы защитить свое жилище от злых сил, установите садовые фигуры аистов на газоне перед домом или же поместите их на крышу.
№9: Пчелы — символ богатства и удачи
Если верить народным приметам удачу и счастье в дом приносят пчелы. Они олицетворяют бессмертие, богатство, верность и мудрость. Пчелы приносят благополучие и удачу, а потому вещи с их изображением способны привлекать богатство. Если пчела приземлилась вам на руку, везенье на вашей стороне! Сидите тихо и не пугайте насекомое. Пчела на руке — верный знак того, что деньги уже в пути и скоро будут в вашем кармане. Большая удача если пчела влетает в ваш дом. Чтобы пчелка могла улететь на природу, откройте окно. Если же вы будете выгонять насекомое или убьете его, то уничтожите свою удачу.
№10. Черепаха — главная защитница дома
Среди вещей, которые приносят в дом удачу и счастье числится и черепаха. Она символизирует мир, долголетие, мудрость. Принято не только украшать фигурками этих рептилий, но и носить кулоны с их изображением. Согласно древнегреческому мифу, Зевс позвал к себе всех животных. Пришли все, кроме черепахи. Разгневался Зевс и отправился к черепахе, чтобы узнать причину ее отсутствия на празднике. В тот момент у нее еще не было панциря. На вопрос Бога она ответила что нет места лучше дома. И тогда Зевс приказал, чтобы черепаха всегда носила свой дом на спине.
Также читайте:
• Почему психологи советуют зажигать свечи в доме каждый вечер?
Также удачу в дом приносят живые цветы, бамбук, аквариум с золотыми рыбками, корзины со свежими фруктами на обеденном столе, отсутствие беспорядка и хлама. Следите чтобы входная зона в ваш дом всегда была опрятной. Позаботьтесь о чистом коврике, украсьте ее комнатными растениями и статуэтками. Еще одна важная часть вашего жилища — чистые окна. Пыльные и грязные стекла отталкивают удачу, а потому следите чтобы они всегда были кристально чистыми.
А если вы ищите надежного поставщика товаров для розничной торговли, то находитесь на правильном пути. В интернет-магазине Гала-Центр можно купить оптом посуду, хозтовары, игрушки, галантерею, товары для дачи и сада по выгодным ценам от производителя.
Репрезентация и значение дачи в современных российских фильмах – Вестник восточно-европейского кино
Несмотря на переход к экономике услуг и сильную зависимость от природных ресурсов, современная Россия по-прежнему находится под влиянием образа жизни, берущего начало у сельского населения и его многовековые традиции. Социально-политические преобразования 20 — годов вызвали серьезные скачки в уровне жизни многих россиян. Свержение царизма, подъем и падение коммунизма и экономический рост, последовавший за каждым из этих разрывов, привели к росту городского населения и постепенному вымиранию деревень. Тем не менее, сельская реальность сохранила часть своей власти над местной культурой. Особое место в этих трансформациях занимает феномен дачи, так как под дачами обычно понимают дома, в которых горожане могут проводить время вдали от городской суеты и в сельской местности. 1 С антропологической точки зрения так называемые « дачники » примечательны тем, что они переносят в настоящее время особенности дачной культуры, главным из которых является временное изменение моделей поведения, связанных с городской жизнью. . Характерное поведение дачников в основном связано с рутинными делами: посадка сезонных сельскохозяйственных продуктов, ремонт или перестройка предметов домашнего обихода и самого имущества, вывоз всякого мусора и отходов и так далее.
Кинематографисты, осознавшие очарование и тайну дач, попытались так или иначе запечатлеть их в советских и постсоветских фильмах. Вокруг образа дачи сняты как классика советского времени, так и фильмы более узкого охвата и амбициозности. Это эссе представляет собой попытку проанализировать цели, стоящие за репрезентацией дачи в современных российских фильмах. Эти фильмы, передающие уникальность дачного колорита, неприглядность дачной архитектуры и образ жизни девятнадцатого века.0007 дачники — замечательный документ, раскрывающий скрытые стороны этого социального пространства. Они представляют дачу как место оторванности от реального мира, что усугубляется как физической удаленностью от городской среды, так и постепенным упадком дачных построек.
Для большинства россиян и многих людей, проживающих в других странах бывшего Восточного блока, дача принадлежит к отдельному миру, далекому от повседневной городской жизни, отношение, которое отражается в фразах, используемых для описания дачи, таких как «другое растение» , «убежище» и «кусочек другой жизни». 2 На протяжении столетий трансформации и роль, и восприятие дачи претерпели кардинальные изменения. В период царской России дачами называли небольшие поместья или постройки, подаренные чиновникам от императора (слово «дача» происходит от « dat », что означает дарить, и первоначально относилось к подаркам, полученным от императора) . Таким образом, до 20 -го -го века дача воспринималась не как продукт отчуждения от городской жизни, своего рода второсортный эскапизм, а как роскошная загородная резиденция дворян и знатных слуг царской России, где они могли наслаждаться балами и другими роскошными развлечениями. Это отразилось на том, как эти резиденции были обставлены и устроены: они имели величественные фасады и балконы, были оборудованы дополнительными этажами. Остаток этой тенденции — знаменитые усадьбы. Хозяйство, убранство и «миссия» дореволюционной дачи запечатлены в картине Никиты Михалкова «19 лет».77 Неоконченная пьеса для механического пианино ( Неоконченная пьеса для механического пианино ) по пьесе Чехова. Съемки описывались так: 3
[…] картина снималась в городе Пущино, тогдашнем идиллическом городке на берегу Оки, где в полукилометре от прекрасного и почти всегда пустой гостинице была заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком заросших аллей и цветущих прудов […]. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съемочный период проводил в Пущино […] весь образ существования (актеров) был настолько ненавязчиво, но точно постановочно, что граница между работой и отдыхом не проходила. существовать. И работа не была в тягость, и досуг естественно и ненавязчиво заполнялся мыслями о работе.
Другими словами, роль актеров заключалась в том, чтобы проникнуть в окружающую среду, чтобы перенять нормы поведения давно ушедшей эпохи. Их откровенная небрежность и восторженные диалоги в роскошных нарядах заставляли их сливаться с роскошным окружением. Место, где снимался фильм, — искусно построенная деревянная дача — идеально подходило к этому антуражу.
Какими были нормы поведения той давно ушедшей эпохи? Михалков показывает, как высший социальный слой того времени переносил городские модели поведения на дачу. Главные герои фильма, действие которого происходит на помещичьей загородной даче, заняты разговорами о жизненных трудностях под звуки рояля. Их риторика и жесты насквозь аристократичны, создавая впечатление, что их городские нормы поведения остаются неизменными, несмотря на смену обстановки.
При Советском Союзе началась новая эра дачной среды: местные и общегосударственные партийные элиты проводили время на благоустроенных дачах, построенных по образцу уходящей аристократии царских времен, а рядовые горожане спешили возводить или перестраивать свои собственные дачи в массовом порядке. Несмотря на то, что дачный бум 1950-х годов совпал с бурным ростом городских центров, советским гражданам нравилась идея жить за городом, на своем участке. Если мест в общежитиях, коммуналках или общественных жилых помещениях было мало, то дача стала летней отдушиной и уютным уголком для бегства от идеологической реальности. Вне городской суеты людям было где «отдохнуть», что было особенно полезно для детей. 4 Стоит отметить, что советское государство не только создавало искусственный дефицит строительных материалов и дачной мебели (как это рассматривается в монографии Михаила Восленкого Номенклатура ). Он также ввел ограничительные строительные нормы, согласно которым дачи нельзя было проектировать и строить выше двух этажей. Таким образом, дачники были заключены в строго регламентированную среду, в которой трудно было преодолеть устоявшиеся модели поведения и пространства зависимости.
Сюжет ряда классических советских фильмов был построен вокруг дачи как места бегства от городской суеты. Оскароносный фильм 1979 года « Москва слезам не верит » ( Москва слезам не верит ) Владимира Меньшова показывает, как сельская местность преображается с приходом дачников . 5 Тогда же возник термин « дачник ». Оно относится к дачным жителям — как постоянным, так и временным, хотя в основном последним — и часто употребляется с коннотацией своеобразного образа жизни, установившегося внутри собственного участка земли.
Меньшов прослеживает процесс трансформации дачи в течение нескольких периодов времени. В начале повествования центральный дом выглядит эклектичным. Он собран из доступных на тот момент строительных материалов. Построенные из досок разного цвета и формы и наскоро вставленные окна и двери, части не сливаются в единое целое. Отсутствие забора, ограждающего территорию, отсутствие ухода за газоном и прокладыванием дорожек — пространство отражает невнимательность хозяев к приведению дачи в состояние, которое в целом считалось бы приличным. В этот период, то есть в позднесоветский период, дачное обустройство все больше приближается к эстетическим и нравственным обычаям русской деревни.
Сегодня, говоря о даче, мы обычно имеем в виду советский артефакт – статусный символ зажиточных советских граждан, имевших в своем распоряжении дополнительное место для отдыха. Но постсоветские фильмы из России относятся к даче особым образом, не полностью вытекающим из их коннотации советской эпохи. Таким образом, коллективно-рекреационный характер загородного пребывания в последнее время отошел на второй план. Вместо этого на экране дачников преследовали идеи опустошения и отчаяния, которые представлены как последствия пространства, в котором они обитают. Примечательны в этом отношении фильмы Андрея Кончаловского 2014 года 9.0007 Белые ночи почтальона и Наташи Меркуловой и Алексея Чупова 2018 Человек, который всех удивил . В отличие от советского подхода к дачному изображению, акцентировавшего внимание на коллективных действиях и вовлеченности соседей по даче в собственную жизнь, в этих фильмах затрагиваются вопросы одиночества и оторванности людей друг от друга. Герои постсоветских дачных фильмов буквально падают в пучину будней и окутывающее пространство безысходности. В обоих фильмах дачники населяют отдельный микрокосм «маленького человека» с целым комплексом бытовых проблем и социальных проблем, обостряющихся под давлением дачной среды. Это выражается и в иной тональности: пестрая композиция советских дач сменяется унылой темно-синей тоннажностью.
Белые ночи рассказывает историю почтальона в российской глубинке. Хоть почтальон и из города, но он выбирает путь дачного почтальона, изо дня в день развозя по почте огромное количество посылок. Выбирая полудокументальный стиль повествования, Кончаловский следует за почтальоном через серию минималистичных стационарных картин. Сдержанный стиль подчеркивает ничтожную значимость почтальона и бессмысленность его существования. Его экзистенциальный кризис усугубляется кражей его имущества руками дачники , уход мимолетной любви (который выбирает жизнь в городе) и унылые разговоры о невзгодах, с которыми он сталкивается. Фильм рассказывает о мрачной атмосфере, которую передают пустые и ветхие дома, покосившиеся заборы и заброшенные дачные участки. Чувство депрессии, меланхолии и бессилия словно нависло над дачниками .
Дачники в Москва слезе не верит с & Почтальон Тряпицын с письмами в Белые ночи почтальонаСтоит отметить, что Кончаловский не в первый раз прибегает к такому способу повествования, чтобы проследить судьбу простых людей. Возможно, его излюбленный прием – привлечение непрофессиональных актеров – восходит к одному из его первых фильмов, «История Аси Клячиной ». В Белые ночи почтальона это означает вовлечение настоящих дачников в создание фильма. Режиссер считал, что ни один профессиональный актер, как бы глубоко он ни погрузился в местную среду, не сможет передать реальность дачной периферии со всеми ее тонкостями, включая манеру речи людей и их своеобразное поведение, заключающееся в постоянном ханжестве и отсутствие желания преследовать утонченные цели и потребности. В конце концов, все сводится к употреблению алкоголя и выполнению повседневных дел. Беспомощность Тряпицына перед общественным прогрессом и городским бытом заключена в образе запуска космической ракеты в конце фильма.
Любопытная черта биографии Кончаловского — его собственные отношения с дачей. Его воспоминания показывают, как он воспринимал социальную функцию дачи. Он пишет, что «у бабушки был умывальник, обычный деревенский, с металлическим стержнем, по которому текла вода — вот и все достижения цивилизации ». […] Потом пианино стало не нужно, его увезли на дачу […]». 6 Здесь возникает идея дачи как пространства для использования второсортных вещей, утративших свою функцию в городе. Одежда, которая выглядит намеренно устаревшей, идеально подходит для повседневных дачных обязанностей, как показано в фильме Кончаловского. В мемуарах отражены и подобные моменты: 7
[…] С дачи следовало убрать весь спирт, но и это не помогло — оказалось, что он прятал бутылку в собачьей конуре […]. Мама приехала на дачу в капроновых чулках, а бабушка страшно возмутилась: какое право вы имеете носить капроновые чулки?! Куда вы пришли?! Это разврат! Мы живем скромно! Мы здесь рабочие люди.
Эти шуточные воспоминания многое говорят о сообразительности дачников , которые предпочитают пить алкоголь на даче, чем напиваться в городе, и которые, как правило, не любят горожан, которые не адаптируются к дресс-коду дачник при посещении их участков. (Они также предполагают, что проницательное изображение Кончаловским социологии и атмосферы дачной среды частично основано на его собственном опыте). или уборка дачного участка с редкими перекурами, разбавляющая тяготы рабочего дня дешевыми спиртными напитками. Настоящей отдушиной из повседневности таких людей является либо день рождения у соседа по даче, либо внезапная смерть соседа. Только эти события способны изменить повседневное настроение людей, впавших в настоящую зависимость от дачного образа жизни.
В «Человек, который всех удивил», Чупов и Меркула представляют схожую точку зрения на угнетающее влияние дачи на человека. Главный герой Егор (блестяще сыгранный Е. Цыгановым) — лесник, охраняющий диких зверей от нашествий человека. Но неожиданная болезнь заставляет Егора переосмыслить образ и модели собственного поведения. 8 Он меняется до неузнаваемости. Такое преображение внешности Егора вызывает исключительно негативную реакцию окружающих дачники , которые когда-то хорошо подходили к леснику. В дачном огороде, где когда-то выращивали овощи, теперь бушуют жестокие распри и злобные споры. Образцы агрессивного поведения, принятые на вооружение дачниками , также наносят реальный ущерб семье главного героя, чей дом уже не является безопасным убежищем, а подвергается неоднократным нападениям и вторжениям.
На протяжении всего фильма пространство дачи висит облаком над Егором, поэтому он решает радикально изменить свое поведение. Кульминацией проблем, с которыми сталкивается Егор, являются экстремальные погодные условия, агрессивные соседи по даче и смертельная болезнь, пожирающая Егора изнутри. Освободившись от гнетущей рутины, Егор уходит в лес и проходит своеобразный курс реабилитации и восстановления не только от неизлечимой болезни, но и от дачного образа жизни в целом.
Время, которое Егор проводит вдали от дачи, посвящено обдумыванию экзистенциальных вопросов о смысле жизни и своем месте в этом мире. Последние кадры фильма сняты в белесой серости, так как Егор предстает перед зрителем сверхъестественным мучеником – в чистом белом одеянии, прошедшим тяжелейшие испытания и успешно выполнившим задание, поставленное дачей. Можно с уверенностью сказать, что прежнего Егора больше нет, а образно говоря, его убили и похоронили на собственном дачном участке. Новый, перевоплощенный Егор, победивший смертельную болезнь, больше никогда не вернется на свой дачный участок.
Режиссеры таким образом захватывают среду, неспособную понять или принять другие модели мышления. Как убедительно передают непрофессиональные актеры – опять-таки живые дачники , разные и чуждые явления встречают с крайней неприязнью и никогда не допускают в социальную среду. Стереотипизация и стигматизация внешних вещей и явлений руками дачников , населяющих архитектурно примитивные и вообще депрессивные постройки человечества, намекают на близкую расстановку дачники с постоянным местом жительства.
В отличие от советских коннотаций дачи, фокус кинематографистов в последнее время сместился на личности и внутренние конфликты отдельных дачников , жизнь которых отмечена экзистенциальными вопросами, повседневными проблемами и суровой окружающей средой. Дача здесь предстает еще одним персонажем фильма. Это не просто декорации, задающие тон отчаяния и запустения, а антагонист, активно противостоящий миссии главного героя по достижению лучшего уровня существования. Этот процесс субъективации дачи в постсоветских фильмах позволяет увидеть, как пространство непосредственно влияет на человека. Он проявляется в виде ловушки – ловушки, в которую легко попасть, но из которой сложно выбраться.
Фильмы, о которых говорилось выше, иллюстрируют, как дача подавляет желания людей, заставляя людей изо всех сил пытаться удовлетворить свои самые насущные потребности. Окружающая среда не позволяет вам развивать свой творческий потенциал, поскольку выполнение рутинной деятельности, связанной с жизнью в условиях дачи, обрекает вас на порочный круг бытовых зависимостей.
Ссылки
1.
Ловелл, С. (2003). Summerfolk: История дачи, 1710–2000 гг. Издательство Корнельского университета, 8.
2.
Ловелл 2003, 3.
3.
Адабашян А. Плюс к тому, о чем пишут другие // Никита Михалков: Сборник. М.: Искусство, 1989 (URL: https://chapaev.media/articles/4197) [Проверено 1 апреля 2021].
4.
Трейвиш А.И. (2014). «Дачникистика» как наука о вторых домах на Западе и в России. Региональные исследования России, 4(3), 179-188; 187.
5.
Колдуэлл, М.Л. (2011). Дачные идиллии: органично жить в сельской местности России. Калифорнийский университет Press, 14.
6.
Кончаловский А. (1998). Низкие истины. М.: Сборник «Совершенно секретно», 9-11.
7.
Кончаловский А. (1999). Превозносит мошенничество. М.: Коллекция Совершенно секретно, 55, 9.
8.
Животная судьба и природа расположены к цивилизации, как дачная среда в фильме Кончаловского: как противоположные и несовместимые составляющие одного большого целого.