Юрий жаргонов скорочтение – Установленные рекорды чтения. Вы не поверите, что такое бывает

Содержание

Установленные рекорды чтения. Вы не поверите, что такое бывает

Вы когда-то слышали как читают со скоростью 416 250 слов в минуту?

Кто как читает — рекорды быстрого чтения.

1. Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иваченко163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов.

2. Неофициальный рекорд скорости чтения – 416 250 слов в минуту — принадлежит другой киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был установлен 9 сентября 1989 года во время одного из тестирований руководством центра в присутствии 20 слушателей курсов.

На момент установления рекорда Евгении было 16 лет. Для того, чтобы целиком прочитать толстый журнал Евгении требуется всего 30-40 секунд. Примерно минута уходит у нее на чтение книги среднего формата. Содержание прочитанного Евгения пересказывает часами, не упуская мельчайших подробностей.

3.Ученица российской Школы Олега Андреева Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60.000 зн./мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

4. Американец Син (Шон) Адам стал рекордсменом по скорочтению в 2003 году. Начинал свой путь к вершинам скорочтения, как и многие другие рекордсмены, будучи рядовым середняком.

В детстве у мальчика были серьезные проблемы со зрением, и он потратил несколько лет на изучение и тренинг своей зрительной системы с целью улучшить визуальное восприятие в целом и проявил при этом исключительную настойчивость и упорство.

После того, как его глаза стали работать гибче и эффективнее, Син в 1982 году начал ускорять темп чтения, и в 2003 г. поставил блестящий мировой рекорд — 3850 слов в минуту.

По сообщениям, поступающим из его Института альфа-обучения в Европе, он готовится превзойти всех претендентов, бросающих ему вызов, и уже сейчас довел границу собственных возможностей до потрясающих вершин —

4550 слов в минуту.

5. Англичанка Энн Джонс побеждала на мировом чемпионате по скорочтению шесть раз. Её скорость чтения 4253 слов в минуту. Сейчас Энн очень известна в Великобритании в области скорочтения. Кроме того, она путешествует по миру для проведения тренингов по скорочтению для своих клиентов.

6. Президенты Джон Кеннеди и Франклин Рузвельт также настойчиво тренировались в скорочтении и достигли отличных результатов чтения — свыше 1000 слов в минуту.


interesno.cc

Рекорд скорости чтения вслух: интересные факты

Каждый цивилизованный человек обязательно умеет читать. Все мы научились этому в раннем детстве и теперь даже не замечаем, как делаем это ежедневно. Мы читаем все: вывески магазинов, чеки, названия маршрутов автобусов или станций метро, этикетки продуктов и так далее. Поэтому если даже вы сто лет не брали в руки книгу, это совершенно не значит, что вы не читаете. У взрослого человека этот навык настолько закреплен, что зачастую он просто не осознает этого момента.

Несмотря на такую зависимость от процесса воспроизведения букв и цифр, мы, оказывается, и не подозреваем о сотнях интересных моментов, связанных с этим умением. К примеру, вы знаете, кто поставил мировой рекорд по скорости чтения? Или как именно происходит процесс? Сегодня мы расскажем вам об этих и других интересных фактах.

Скорость чтения обычного человека

Каждый из нас устанавливал свой рекорд скорости чтения. Кто-то бегло читал уже в 3–4 года, кто-то познакомился с буквами, отправившись в первый класс. Но уже к 10 годам основная масса учеников приходит к неким усредненным показателям.

Каждый год Министерство образования многих стран пересматривает нормы чтения и правила их проверки. В этом вопросе все зависит от программы обучения и возраста ребенка. Начиная с первого и по четвертый класс нормы чтения могут ежегодно варьироваться, но к концу этого периода скорость чтения ученика должна в среднем составлять 130–140 слов в минуту. Много это или мало?

Среднестатистический взрослый по своим параметрам не слишком «ушел» от ребенка. При чтении текста вслух зрелый человек способен воспроизвести не более 250–260 слов в минуту, а многие люди читают и того медленнее. Причем чем старше становится человек, тем больше снижается скорость его чтения. Подавляющее большинство взрослых не способны воспроизводить текст со скоростью более чем 180 слов в минуту.

Вероятнее всего, это связано не только со способностью мозга обрабатывать информацию, но и с возможностью речевого аппарата человека воспроизводить те или иные звуки. Установлено, что скорость чтения обычного человека может достигать 450–500 слов в минуту при условии, что он будет делать это молча, просто водя глазами по тексту.

Существуют также многочисленные техники скорочтения. Это специальные тренировочные программы, способные помочь человеку научиться читать в несколько раз быстрее. Разработчики таких методик утверждают, что любой человек, применяя на практике подобные техники, может достичь скорости чтения до 10 тысяч слов за одну минуту. В отдельных случаях этот показатель может оказаться больше в несколько раз.

Как мы это делаем?

Если вы решили установить собственный рекорд скорости чтения в минуту и готовы начать заниматься соответствующими техниками, для начала внимательно изучите эту статью. Наверняка вы никогда не задумывались о том, как именно мы читаем. Каким образом движется наш взгляд? Большинство людей уверены, что при традиционном чтении наши глаза плавно скользят от буквы к букве, складывая слова в длинные предложения. На практике это абсолютно не так. Во время чтения глаза человека не перемещаются по строчкам плавно. Они как бы «скачут» по тексту, одновременно охватывая несколько слов и отсылая информацию в мозг. Чем быстрее читает человек, тем меньше остановок его глаза делают на каждой строке. У среднестатистического читателя таких «стопов» может быть от 12 до 16. Человек, читающий быстро, делает всего 2–3 остановки.

Когда человек читает медленно, его глаза совершают возвратно-поступательные движения. Мозг как бы стремится получить подтверждение того, что глаза все увидели правильно. Поэтому младшие школьники могут совершать до 25 регрессивных проходов. У студентов и школьников старших классов этот показатель снижается до 13–15. За счет таких возвратных перемещений глаза человека «пробегают» расстояние в 13–15 раз большее, чем это нужно для осознания информации.

Во время остановок глаз человека фиксирует лишь отдельные буквы. Причем 53% времени глаза выделяют какую-то одну букву, а 47% тратят на фиксацию нескольких рядом стоящих. Далее мозг соединяет все в цельное изображение и обрабатывает полученную информацию.

Поскольку при быстром чтении человек реже возвращается по строке к уже прочитанному, глаза устают меньше.

Рекордсменка из Украины

Личный рекорд скорости чтения киевлянка Ирочка Иваченко поставила уже в 16 лет. Он составил 163 333 слов в минуту. К тому же ей удалось полностью усвоить содержание прочитанного материала. Этот результат был зафиксирован официально и является до сих пор непреодоленным.

Незафиксированный феномен

Буквально фантастический рекорд скорости чтения принадлежит еще одной жительнице Киева – Жене Алексеенко. На момент его установления ей также исполнилось всего 16 лет. В присутствии 20 слушателей специальных курсов скорочтения ей удалось за 0,2 секунды прочесть 1 тысячу 390 слов. После этого она несколько часов пересказывала освоенный текст, не упуская мелких деталей.

Интересно, что до 15 лет никто и не догадывался об удивительных способностях девочки, а сама она считала, что так умеют все. Обнаружил уникальные качества отец Евгении. Он дал прочесть дочери длинную публикацию, напечатанную в местной газете. Когда через пару секунд девочка сказала, что содержание статьи довольно интересно, отец ей не поверил и подумал, что она шутит. Тем не менее Евгения точно пересказала содержание статьи и ответила на все вопросы, что поставил ей папа. Как это получается, она объяснить так и не смогла.

Другие рекорды сферы скорочтения

Россиянка Светлана Архипова зафиксировала свой рекорд скорости чтения в единицу времени. Он был внесен в Книгу рекордов Гиннеса и составил 60 тысяч знаков в минуту.

Энни Джонс из Англии 6 раз одерживала победу на всемирном конкурсе по скорочтению. Ее результат составляет 4 253 слова за 60 секунд.

Настойчиво упражнялись в скорочтении и главы Америки: Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди. Каждый из них читал со скоростью более 1 000 слов в минуту.

Интересная информация о чтении

Считается, что при специальных и регулярных тренировках рекорд скорости чтения может установить каждый. Но на практике на это способны очень немногие.

  • Наиболее благоприятный возраст для начала обучения чтению — 4–5 лет. Именно в этом возрасте мозг человека наиболее гибок и адаптивен к усвоению новых практик. Научить читать ребенка 7–8 лет намного сложнее. Те ученики, которые не научились хорошо и быстро читать к третьему классу, вряд ли смогут сделать это в старшей школе.
  • Доказано, что чем быстрее читает человек, тем больше информации он усваивает в итоге.
  • Средняя скорость чтения взрослого человека — около 2 страниц в минуту.
  • Одну шестую часть времени, потраченного на чтение, мы уделяем возвратам к уже прочитанному.
  • Наполеон читал со скоростью 2 000 слов в минуту, а Максим Горький «выдавал» вдвое большие показатели.

Известные факты о пользе чтения

Конечно, совсем необязательно устанавливать рекорд скорости чтения, можно просто наслаждаться процессом. Тем более что это невероятно полезное занятие:

Чтение укрепляет здоровье мозга. Складывание букв в слова и предложения можно расценивать как своеобразную гимнастику для этого органа.

Чтение расширяет кругозор. Вы станете лучше понимать и принимать то, что происходит вокруг вас.

Чтение развивает умение концентрироваться. Вы можете делать это, не обращая внимания на различные факторы, происходящие вокруг. Можно читать под музыку, в транспорте, в большой и шумной семье, на пляже и в любых других ситуациях.

Чтение – отличный способ с пользой «убить» время. Если вы сумели полюбить чтение, оно никогда не надоест. Ведь интересных книг настолько много, что не хватит и сотни человеческих жизней, чтобы прочесть даже половину написанного. Просто найдите любимый жанр, а может, даже несколько, и наслаждайтесь процессом.

fb.ru

работает или нет? Часть 1 / Университет ИТМО corporate blog / Habr

Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов.

/ Фото Craig Sunter / CC

Фантастические возможности «быстрого чтения»


Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).

Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.

Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!

Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.

Чтение и скорочтение: в чем разница


Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.

После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.

Как выглядит скорочтение


Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.

Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.

Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [

о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].

Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.

Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).

Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:

Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого

– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)


Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:

Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]


Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» (
Eye movements in reading and information processing: 20 years of research
). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).

Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:

Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию

– Вуди Аллен


Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» (
«The Causes of High and Low Reading Achievement»
) (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).

Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.

Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.

Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов


К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).

Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.

Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.

То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».

Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».

Итак, вкратце:


Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.

Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).

Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.

Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.

Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.

P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:

habr.com

Топ 13 Самые удивительные рекорды скорости

Традиционно, под рекордами скорости подразумевают олимпийские рекорды в беге, плаванье или же скорости автомобилей, самолетов и других транспортных средств. Но, есть и другие интересные рекорды скорости, которые были зафиксированы и относятся они к разным способностями человека или неживым элементом. Рейтинг тут формировать не представляется возможным, так как разброс по скорости и единицы измерения разные, но самые необычные рекорды скорости озвучим.

В интернете можно часто встретить рекламу «Курсы обучения скорочтению». Возможно, эти курсы действительно эффективны, но гарантируем, что научить читать со скоростью рекордсменов им не под силу. Ира Иваченко, киевлянка, в возрасте 16 лет за одну минуту прочитала 163 333 слова в течении одной минуты и полностью усвоила текст прочитанного. Сам рекорд зафиксировали и подтвердили журналисты. Другая рекордсменка, опять девушка, Евгения Алексеенко в 1989 году прочитала 1390 слов за 0,2 секунды! Таким образом, теоретически, скорость её чтения составляет 416 250  слов в минуту. Для того, чтобы зафиксировать рекорд, была лишь одна проблема — пальцы девушки не успевают за её глазами и перелистывать страницы. Таким образом показатели скорочтения падают. В честности рекордсменки сомнений нету — она часами может пересказывать прочитанное в деталях.

Конечно же самыми быстрыми людьми на планете оказались космонавты. Это был экипаж основного модуля пилотируемого космического корабля «Аполлон 10», который успешно совершил полет на Луну и обратно. При возвращении на Землю на расстоянии 122 км от поверхности земли основной модуль корабля был отделен, и космонавты в нем летели со скоростью 39 897 км/час.

Гражданин ЮАР Хайн Вагнер хотел привлечь внимание общественности к проблемам слепых водителей и ему это удалось. Он смог разогнать свой автомобиль Mercedes-Benz SL65 до скорости 322,5 км/час и проехать на той же скорости еще 1 км. И все это — не видя дороги. Рекорд был зафиксирован представителями Книги Рекордов Гиннеса.

Всем известно еще со школы, что самая большая скорость — это скорость света и равняется она приблизительно 300 000 км/с. Сотрудник американского исследовательского института в США Лиджун Вонг с сотрудниками провели эксперимент и побили рекорд скорости света. Через камеру, наполненную парами цезия, пропускают лазерный импульс. В такой среде световой импульс увеличивает свою скорость в 310 раз. Таким образом, скорость лазерного импульса равнялась 310 скоростям света.

Обычным людям этого места бояться не стоит. Серьезные проблемы эта бухта Commonwealth в Антарктике сулит только мореплавателям. Постоянная скорость ветра в бухте — 240 км/час, что и зафиксировано в Книге Рекордов Гиннеса.

На первый взгляд, вода кипит в чайнике более менее спокойно мирно побулькивая. А вот молекулы воды в это время перемещаются со скоростью 650 м/с или 2340 км/час. Молекулы молока, видимо, двигаются еще быстрее, так как молоко регулярно сбегает, как за ним не следи.

Среди млекопитающих животных рекордсменом все считают гепарда, но если взять весь животный мир, то лучшим спринтером становится представитель пернатого семейства — сапсан. Во время пикирования на добычу он развивает скорость в 322 км/час. В открытом поле мало кто убежит от этого хищника.

 

Одно дело — скоростные снаряды в спорте, совсем другое — самые медлительные снаряды. Перетягивание каната — самый медленный вид спорта, но при этом требует очень много сил. «Надуманный» рекорд был зафиксирован в 1989 году во время соревнований по перетягиванию каната: скорость каната составляла всего 1,35 м/с.

Его все знают по мультику «Мадагаскар». Самый отъявленный «тормоз» среди млекопитающих — ленивец, который способен преодолевать аж 2 метра в секунду. Конкуренцию им может составить только сытый домашний кот, которого вообще, иногда, не возможно сдвинуть с места — скорость при этом 0 м/с.

Султан из Марокко Мулай Исмаил, в гареме которого насчитывалось 500 наложниц, умудрялся готовить 58 наследников в год. В 31 год у него уже было 342 дочерей и 525 сыновей. Если бы он еще мог их всех прокормить и знать, был бы еще один рекорд.

Постоянно засыпаете во время печати на Вашем медленном Canon MP 280, тогда Вам к Hewlett Packard и их самому быстрому принтеру в мире Inkjet Web Press. 2600 страниц обычного формата А4 в минуту. Осторожно! Не стоять под лотком с отпечатанными документами — может засыпать.

 

Рори Блэквелл из Британии в 1991 году в возрасте 58 лет за одну минуту, приготовьтесь, 3720 раз ударил по одному барабану палочками. В итоге имеем по 31 удару в секунду на каждую из барабанных палочек. Представить себе это сложно, вполне возможно, что у него был секрет и без хитрости не обошлось.

Видео рекорда не сохранилось, но и сегодня есть достойные виртуозы.

top1x.ru

простые советы / Университет ИТМО corporate blog / Habr

Краткое содержание второй части: мы рассмотрели одни из наиболее популярных механик скорочтения (чтение по диагонали, чтение без пауз, подавление субвокализации и RSVP) и пришли к выводу, что все эти техники оказываются «не без изъяна». Чтение по диагонали вряд ли даст какой-либо эффект, чтение без пауз и подавление субвокализации в чистом виде невозможны, метод RSVP работает, но подходит не для всех текстов.

В этой (заключительной) части расскажем о том, какие советы (в том числе одобренные скорочтецами) помогут не только быстро читать, но и лучше понимать прочитанное – без сложных схем и долгих тренировок.

/ Фото Ulisse Albiati / CC

Как обойтись [практически] без скорочтения


Итак, мы выяснили, что приложения и большинство техник для скорочтения обладают одним весомым недостатком: чем быстрее мы читаем (и чем интенсивнее используем ту или иную технику), тем меньше запоминаем и тем хуже понимаем текст. Так что же может гарантированно помочь нам читать быстрее без потери качества чтения?

Все зависит от того, какой ограничивающий фактор считать наиболее серьезным. Мы убедились, что проговаривание текста про себя, паузы и движения глаз отнимают у нас время, но стремление к полному устранению этих факторов ухудшает восприятие текста – в итоге мы фиксируемся на процессе (чтении), но упускаем суть (понимание материала). Поэтому ученые предлагают сфокусироваться не на форме, а на содержании: нашей способности максимально быстро распознавать слова и понимать их смысл.

Что предлагают исследователи чтения взамен техник и приемов? Для начала, попросту больше читать, уделяя внимание разным жанрам и стилям. Такой подход позволит расширить внутренний словарь легко распознаваемых слов и их комбинаций (о нем мы как раз говорили во второй части материала). Это, в свою очередь, поможет быстрее проговаривать слова про себя и, в итоге, повысит не только скорость, но и качество чтения.

Второй довольно очевидный совет, который помогает читать быстрее, состоит в том, чтобы фокусироваться на тексте. В действительности большинство проблем с чтением и восприятием материала проистекает не из-за того, что читатель не использует те или иные «специальные приемы», а потому, что он часто отвлекается – в итоге одно и то же предложение или абзац приходится перечитывать по несколько раз.

Такие проблемы характерны не только для детей, которые учатся читать, – слишком сложные материалы приходится перечитывать, чтобы уловить их суть. А читая что-то важное, но скучное, многие ловят себя на том, что взгляд продолжает скользить по странице, в то время как мысли оказываются где-то далеко.

Подобные проблемы нередко испытывают и те, кто учится скорочтению: фокусируясь на процессе чтения, человек перестает думать о тексте как таковом. Поэтому «рассеянное чтение» вредит читателю куда больше, чем незнание специальных методик.

Пользователи Quora, например, советуют перед началом чтения (особенно это полезно для сложных – например, научных, текстов) попробовать сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, настраиваясь на процесс, а также заранее продумать, что вы ожидаете получить от статьи или книги: узнать ответ на конкретный вопрос, составить общее представление о теме и т.д.

Нелишним будет заранее оценить уровень своих базовых знаний, а также прикинуть, сколько у вас есть времени на чтение. Такой подход помогает сохранить фокус и дать мозгу сигнал о том, что вам предстоит сложная работа. Это – простые советы, которые мы обычно применяем при решении более серьезных, комплексных задач, однако они отлично подходят и для чтения.

Еще один работающий прием, который не требует развития особых навыков, сводится к тому, чтобы начинать читать в чуть более быстром (по сравнению с обычным) темпе и постепенно замедляться до своей «стандартной» скорости. Это особенно удачный прием для тех, кто действительно испытывает проблемы с чтением – чья скорость ниже средних 300 слов в минуту.


Несмотря на то, что ученые, занимающиеся проблемами чтения, часто называют скорочтение малоэффективным, один из постулатов множества техник скорочтения все-таки важно принимать во внимание: иногда наше желание вернуться к уже прочитанному тексту – это действительно вредная привычка. Понаблюдайте за собой: если сейчас вам не нужно штудировать большой объем текста, и у вас есть возможность провести эксперимент, проследите, как часто вы возвращаетесь к уже прочитанному.

Лучше всего проверить это на «нейтральном» отрывке – не слишком сложном для восприятия (возвращаться к сложным пассажам и «зависать» над новыми словами – это наша естественная реакция, ничего вредного в ней нет). Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с «возвратами» – вас так и тянет перечитать одно и то же снова и снова – попробуйте использовать детскую уловку и водить по строке пальцем или карандашом. Это не только будет «мягко» напоминать вам о том, что не нужно возвращаться к прочитанному так часто, но и поможет лучше сфокусироваться на чтении.

По сути это – одна из наименее агрессивных техник скорочтения, которая действительно помогает читать быстрее и при этом лучше понимать прочитанное. Причем помогает не только рассеянным чтецам, но и тем, кому действительно тяжело читать без «особых методик».

Кому все-таки важно скорочтение и кейс Энн Джонс


Скорочтение – не просто набор необычных механик: иногда это одна из немногих возможностей читать с удовольствием для тех, кто испытывает трудности с «обычным» чтением. В эту группу попадают те, кому сложно фиксироваться на больших текстах, а также люди, страдающие различными формами дислексии.

Например Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению (многим она известна тем, что в 2007 прочитала «Гарри Поттера и дары смерти» за 47 минут, сидя в лондонском книжном магазине), обучает методикам быстрого чтения именно тех, кому «просто читать» оказывается тяжело. Скорость чтения у таких людей действительно увеличивается в разы – но, учитывая, что до этого она была невелика, речь идет скорее о том, чтобы поднять ее до нормы «обычного чтения»:

Я очень горжусь мальчиком с дислексией [с которым я занималась]. Он в 10 лет читал на уровне шестилетнего ребенка, но смог за один час «ускориться» с 26 до 60 слов в минуту. Это изменило его жизнь


– Энн Джонс


Самой Энн, кстати, тоже не удалось избежать критики – некоторые ее рекорды, по словам исследователей, обусловлены тем, что она читает относительно знакомый материал. В частности, историю с Гарри Поттером они объясняют так: Джонс читала предыдущие книги из серии и была в целом знакома с фабулой, персонажами и лексикой романа, что облегчило ей задачу.

Достижения большинства скорочтецов также часто ставят под сомнение, утверждая, что погоня за скоростью приводит к тому, что читатель «видит только то, что хочет видеть» или может без потери восприятия читать быстро только на те темы, которые и так ему уже хорошо знакомы.

С другой стороны, уникальные случаи здесь тоже возможны – например, существует компромиссное мнение, согласно которому «заявления организаторов курсов по скорочтению заметно преувеличены» (кстати, курс самой Энн не дает обещаний увеличить скорость чтения до некоторой заданной величины), «в том числе потому, что людей, читающих со стандартной скоростью, и скорочтецов не стоит объединять в одну группу. Возможно, «настоящие» скорочтецы действительно работают с информацией не так, как обычные читатели».

Кстати, метод RSVP (быстрое последовательное визуальное предъявление) Энн Джонс не жалует – по ее мнению, он лишает читателя контекста, в итоге полученную информацию становится невозможно запомнить. С ее точки зрения лучший помощник в деле быстрого чтения – линейка или карандаш, которым нужно водить по строчкам.

Важный момент: чтобы достигать своих супер-рекордов, Энн также следует одному из приведенных выше советов – она читает действительно много разнообразной литературы (по ее словам, «тренируется как спортсмен перед соревнованиями»). Сложно утверждать, что в этом случае оказывает решающее влияние на результат: врожденные способности Энн, «обширный словарный запас» и привычка много читать или «секретные» техники скорочтения.

Альтернативный подход: медленное чтение


Многие эксперты сходятся в одном: чтобы читать легко и быстро, стоит сначала научиться читать медленно. То есть внимательно и вдумчиво работать с текстом, пополняя внутренний словарь. Рост популярности так называемого медленного чтения (slow reading, close reading – оба этих термина обычно переводят как «медленное чтение») в последние годы связан в том числе и с критикой методик скорочтения.

Однако, несмотря на то, что «медленное чтение» называют частью «медленного движения», которое призывает «перестать суетиться и начать жить», и появилось в 80-е годы прошлого века, техники медленного чтения существовали уже давно, в том числе у многих народов в виде институтов толкования сакральных текстов.

Медленное чтение в его «классическом» варианте предполагает не просто внимательное отношение к тексту, но и работу с экспертом по данной теме. Эксперт может объяснить читателю сложные и непонятные места и дать ему недостающий контекст – рассказать об особенностях (исторических, культурных и т.д.), которые не отражены в тексте напрямую, но привели к тому, что он выглядит именно так, а не иначе.

Еще один любопытный формат медленного чтения – «reading like a writer», то есть стремление читать так, как если бы вы сами писали эту книгу вместе с ее автором. Этот подход предполагает исключительное внимание к деталям, тексту, формированию абзацев, изучению диалогов, специфической лексики автора – все это позволяет читателю накопить багаж знаний, помогающих писать книги самостоятельно на основе «лучших практик» мировой литературы.

Итак, вкратце:


Чтобы читать сложные тексты быстрее и при этом лучше их запоминать и понимать, определенно стоит попробовать несколько простых советов:
  • Уделите внимание подготовке к работе с текстом (дайте себе ответ на вопрос, зачем вы будете читать материал и что вы хотите от него получить), настройтесь на чтение и помните о том, что не отвлекаться и сохранять сфокусированность важнее знания «особых методик».

  • Начинайте читать в темпе чуть выше среднего (для вас). Это позволит не потерять «запал» и не «зависнуть» посреди абзаца через пару страниц.

  • Проверьте, есть ли у вас привычка возвращаться к уже прочитанному (и понятому) отрывку. Если вас часто «тянет назад», попробуйте читать с карандашом – эффективность этого ненавязчивого метода подтверждает чемпионка мира по быстрому чтению.

  • Читайте больше разнообразной литературы. Это увеличит ваш «внутренний вокабуляр» и поможет в дальнейшем тратить на субвокализацию слов меньше времени. С этой же целью стоит обратить внимание и на медленное чтение – этот подход помогает не только читать быстрее (парадокс), но и писать лучше.

P.S. Часть 1 и Часть 2.

P.P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:

habr.com

Почему скорочтение не работает — Лайфхакер

Сторонники скорочтения могут рассказать множество историй о выгоде этого умения. Приведу один из наиболее ярких примеров.

В 2007 году англичанка Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению, прочитала свежую книгу о приключениях Гарри Поттера за 47 минут. Получается, она впитывала около 4 200 слов в минуту. Затем Энн кратко описала роман для британских СМИ (поди, не за просто так). Гроссмейстерский результат, которому тогда позавидовали миллионы человек по всей земле: им-то пришлось утолять своё любопытство всю ночь и на следующий день тоже.

Но так ли всё однозначно, как кажется на первый взгляд? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит пробежаться по теории.

Как мы читаем

Чтение — методичный механический процесс, если человек читает для удовольствия и не тратит время на обдумывание сложных и незнакомых понятий. Вот как это происходит…

Вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. В итоге получаем, что средний носитель русского языка осиливает около 200 слов в минуту.

Скорочтение сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается скорость.

Техники скорочтения

Среди основных техник скорочтения можно выделить четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники — снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Что не так со скорочтением

Скоростное чтение — хорошее умение видеть хоть 1 000 слов в минуту. Тем не менее по-настоящему понять громаду этих слов невозможно. Об этом говорит исследование, проведённое группой когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) — одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Исследование показало, что существует компромисс между скоростью и точностью чтения. Маловероятно, что читатели смогут удвоить или утроить скорость и сохранить при этом привычный уровень усвоения.

Виной тому анатомия глаз, особенности кратковременной памяти человека и ограниченные возможности мозга по обработке зрительной информации. Острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются при попытке охватить большой объём текста.

Скорочтение полезно при получении несложной информации, например при чтении новостей или почты. Если глубокое понимание вовсе не требуется, то и скольжение по тексту может оказаться к месту: вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали. Во многих других ситуациях, наоборот, необходимо замедляться и перечитывать текст, чтобы разобраться в его сути.

Самый верный способ читать быстрее

В заключении своего научного изыскания психологи дают простую формулу, как ускорить процесс чтения.

Постоянная практика чтения делает вас более квалифицированным носителем языка за счёт пополнения словарного запаса. Это и является верным способом научиться читать быстрее без ущерба для понимания смысла.

Практикуете ли вы скорочтение? Можете подтвердить или опровергнуть мнение учёных?

lifehacker.ru

Что такое скорочтение — как и зачем читать тысячи слов в минуту?

Человек воспринимает тексты, в среднем, со скоростью 150-200 слов в минуту. В таком темпе приятно читать любимые книги и интересные статьи в интернете. Но, чтобы быстро усвоить большой объем информации, нужно разогнаться посильнее.

Это вполне возможно, если овладеть техникой скорочтения.

 

Что такое скорочтение?

Это навык, который позволяет усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Тут не совсем уместно слово «читать». Принцип скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. Но скорость чтения слов играет в этой технике решающую роль.

К примеру, Наполеон Бонапарт проглатывал тексты со скоростью 2000 слов в минуту, а Теодор Рузвельт прочитывал одну книгу каждый день перед завтраком. Скорочтением также владели Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Оноре Де Бальзак, Александр Пушкин, Карл Маркс и другие известные личности. Можно предположить, что этот навык повлиял на их успехи.

 

​​Зачем читать так быстро?

​​Конечно, для наслаждения художественной литературой скорочтение не всегда подходит. Главная цель такой техники чтения — получить знания, усвоить смысл. Людям многих профессий приходится ежедневно обрабатывать большие объемы текстов. Юристы постоянно работают с кучей всевозможных документов, преподаватели вычитывают рефераты, курсовые работы и дипломы. А студенту филфака с его списком литературы этот навык просто жизненно необходим.

Скорочтение позволяет быстро работать с текстами и быть максимально продуктивным, не отвлекаться на ненужные детали и усваивать только самую важную информацию.

 

Как научиться читать быстро?

Можно учиться скорочтению на специальных курсах (хотя бы одна школа скорочтения есть в каждом городе), а можно самостоятельно.

Есть несколько техник, которые следует соблюдать, чтобы овладеть этим навыком:

 

1. Следите за текстом

Во время чтения водите по строчкам пальцем, карандашом или линейкой, как делали в школе. Это ускоряет процесс и помогает лучше сосредоточиться на каждом слове. 

 

2. Не возвращайтесь к прочитанному

Во время чтения мы часто перечитываем предложения или абзацы, которые, как нам кажется, не усвоили. Чтобы повысить скорость чтения, нужно тщательно следить за этим и стараться избегать возвращений. Иногда нам кажется, что мы не запомнили какой-то отрезок текста, но на самом деле информация усвоилась. Можно читать и одновременно помечать на полях те места, к которым следует вернуться потом. Контролируя процесс возвращений, мы будем продвигаться по тексту гораздо быстрее.

 

3. Не проговаривайте текст в голове

Внутренний голос, который проговаривает читаемый текст у нас в голове, мешает ускоряться. Его можно заглушить, если во время чтения отбивать рукой какой-нибудь ритм, насвистывать или мычать.

 

4. Развивайте периферическое зрение

Одна из особенностей техники скорочтения — захватывать взглядом сразу несколько слов или целый абзац. Это еще называют чтением по диагонали. Чтобы быстро двигаться по тексту и выделять в нем основные слова, нужно хорошо их видеть. Для этого развивайте периферическое зрение. Есть несколько упражнений для этого. Например, можно сосредоточить взгляд на одной точке на стене и стараться рассмотреть всё, что находится вокруг этой точки. Или воспользоваться таблицами Шульте.

 

5. Полностью сосредоточьтесь на тексте

Чем больше вы отвлекаетесь от чтения, тем медленнее это делаете. Поэтому важно максимально сконцентрироваться и погрузиться в текст, осмысливать его сразу в момент прочтения. Так информация усвоится более полноценно и быстро.

 

Залог успешного обучения скорочтению, как и любому другому навыку, — постоянные тренировки. Лучше составить четкий график повторения упражнений. Рекомендуется заниматься каждый день по 1 часу, либо 3–4 раза в неделю по 1,5–2 часа. Если вас мотивирует дополнительная ответственность, попросите кого-нибудь контролировать процесс обучения.
Если регулярно нарабатывать навык и не делать долгих перерывов в обучении, то результаты появятся уже через месяц— вы повысите скорость чтения до 300-500 слов в минуту.

 

P.S. У многих людей, которые планируют овладеть техникой скорочтения, возникает вопрос: возможно ли продолжать читать в обычном режиме, если уже научился читать по диагонали? Скорочтение — не необратимый процесс, и если вы научились молниеносно воспринимать тексты, то легко сможете переключаться обратно на стандартную скорость, чтобы продолжать наслаждаться чтением художественной литературы и поэзии.

iq007.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *