Как сделать игрушки из шерсти валянием (сухим и мокрым)
Игрушки из натуральных материалов
Очень древняя техника валяния шерсти (фальцевание или фелтинг)получила в наше время вторую жизнь. С помощью этой простой технологии можно сотворить массу полезных и симпатичных вещей. Проще всего процесс можно понять на примере. Валяние игрушек это хорошая возможность понять процесс. Существует несколько различных приемов. Рассмотрим сухое и мокрое валяние игрушки.

Сухое валяние
Слово «сухое» говорит, что в работе не будет применяться вода. В отличие от других видов фальцевания здесь используется не намоченное шерстяное сырье. Этот вид рукоделия стоит использовать, если необходимо получить объемные вещи.

Для получения очень большого объема используют основу из синтепона, поролона или чего-то подобного любого размера и драпируют. Постепенно покрывают всю поверхность болванки клочками сырья. При этом (одновременно) делают его плотнее и ровнее с помощью игл.
Сухое валяние
Необходимые материалы и некоторые приемы сухого валяния
Для сухого валяния (фелтинга) используется не пряденая шерстяная масса и специальные иголки. Иглы отличаются от обыкновенных швейных наличием зазубрин на конце. Эти засечки и спутывают шерстинки. В результате получается войлок.
Цветовая палитра натуральной шерсти:

Нужно иметь в виду, что при неправильном использовании иглы часто ломаются. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Если в процессе работы видно, что остаются дырки, значит нужно взять иглу потоньше. Начинающие обычно используют иголки с сечением треугольником или звездочкой на конце. В процессе совершенствования каждый мастер в соответствии со своим опытом и предпочтениями выбирает иглы. Эти инструменты могут быть формы алмаза, тристара и короны. Могут быть конусообразной или цилиндрической формы. Существуют другие варианты, но они редко применяются на практике. Если использовать сразу несколько игл, то этим вы увеличите скорость работы. Но необходим специальный держатель. Он может быть для различного количества иголок (начиная с одной иглы).Если нет этого приспособления можно использовать обыкновенную пробку. Иглу в изделие втыкать строго вертикально (перпендикулярно изделию).
Иглы для рукоделья
Если вы решили применять фелтинг для своих работ, стоит подготовить и другие приспособления. Для разделения прядей шерсти пригодиться расческа. Пуходерка будет необходима для того чтобы ее распушить. В дальнейшем для ускорения работ по фелтингу можно попробовать применять для работы кардер. С его помощью можно быстро смешивать и расчесывать шерстяные клочки. Так как иглы могут повредить пальцы для работы лучше использовать наперстки.
Еще понадобиться что-то подкладывать под изделие во время валяния. Если этого не сделать, то иглы будут ломаться о твердую поверхность. Необходимо взять щетку, поролоновую губку, жесткий войлок или вспененный полиэтилен для подкладки под заготовку.
Валяние мастер-класс часть 1
Валяние мастер-класс часть 2
Создание игрушки методом сухого валяния
Для изготовления игрушки своими руками скорее всего понадобятся:ножницы, клеевой пистолет (или просто клей), формы для обвалки (обычно их делают из поролона), швейные иглы, для гибких изделий нужна проволока к которой хорошо приваливается войлок. Попробуем свалять, например мышонка.
Для основы изделия хорош сливер. Это овечья чесаная шерсть(без остей). Можно попробовать работать с верблюжьей или собачьей шерстью.
Понятно, что войлочная игрушка получится того же цвета, что и выбранная для поделки шерсть. Подбираем материал нужного цвета(или нескольких цветов).
Начинаем сухое валяние из шерсти как игрушки, так и любой другой поделки одинаково. Можно создавать разные вещи, а действия будут одинаковые

Этапы этого процесса следующие:
- Отрываем нужное количество шерсти.
- Скручиваем руками в шарик или цилиндрик(или другую нужную форму).
- Втыкая иглу в заготовку, скрепляем изделие по всему объему.
- Поворачиваем изделие так, чтобы равномерно уплотнить изделие и выровнять его.
Сначала делается туловище мышонка(цилиндрик). Оно серое. Уплотняем. Выделим пузо зверюшки, например, белым. Для этого небольшой кусочек белой шерсти привальцуем в нужном месте. Таким же образом валяем голову, только скатываем шарик. Теперь сваляем носик. Для этого скатываем руками небольшой конус. Уплотнив его, приваляем к шарику. Так же создаем ушки. Голова готова. Выделим глазницы. В нужных местах втыкаем иглу до тех пор пока не образуются два углубления. Бусинки(или пуговки) смачиваем клеем и (с помощью пинцета) вклеиваем в глазницы. Можно приклеить бусину на носик мышонка. Если нужны усики возможно сделать их из лески или тонкой проволоки. Теперь понадобиться синельная проволока. С ее помощью делаются ножки, ручки и хвостик. Оборачиваем проволоку шерстью. Вальцуем. Присоединяем к туловищу. Мышонок готов. Используя эти приемы, добиться результата при желании не очень трудно.
Валяем мышонка
Мокрое валяние
Как видно из этого словосочетания в работе будет использоваться вода. Надо помнить, что шерстяные вещи при намокании дают усадку. При использовании данного метода она будет составлять около двадцати процентов. Так что делая выкройки необходимо увеличивать их на соответствующую величину.
Выкройки игрушек:
Начало работы
Чтобы сделать игрушку методом мокрого фальцевания, конечно понадобится вода (горячая). Стоит сразу отметить, что этим методом можно делать игрушки и другие поделки плоские (одномерные) либо полые внутри (типа марионеток).

Валяем кото — тапочки
Как проходит процесс мокрого фелтинга.
Подготовив шерсть нужных цветов в необходимом количестве, перейдем непосредственно к работе. Чтобы сделать игрушку создадим выкройку (помним про усадку).

- Положим выкройку на подготовленную поверхность.
- Накроем ее кусками шерсти. Накладываем вдоль и поперек, так чтобы пряди перекрывали друг друга. Следим чтобы не было проплешин. Сухой шерстяной заготовки должно быть примерно на палец (по толщине).
- Обильно смачиваем теплым мыльным раствором. Если используем жидкое мыло, то поливаем мылом, а сверху горячей водой.
- Разглаживаем круговыми движениями (приблизительно 100 поглаживаний). Где чувствуется впадина туда докладываем шерсти. Если материал выходит за пределы шаблона, заворачиваем его внутрь.
- Накрываем полуфабрикат капроновой тканью(или бамбуковым ковриком, кто-то использует еще один лист пупырчатого полиэтилена). Заворачиваем изделие и катаем по столу (еще 100 раз). Можно предварительно отжать немного лишней воды.
- Сделанная таким образом заготовка плоская и однотонная.
- Как сделать из нее двойную (с полостью внутри) поделку? Для этого поверх нее кладем шаблон(он может быть тем же самым)и начинаем мокрое валяние из шерсти заново. При этом необходимо привальцевать две заготовки вместе в тех местах где это требуется. Если необходимо выделить какие-то места на поделке другими цветами, то добавим там где надо шерсти для валяния нужных цветов. Чтобы цвета не размывались закроем остальную поверхность (например, куском полиэтилена). Возможно сделать отдельные валяные детали, а затем привалять к основному изделию.
- Если игрушка готова, то необходимо промыть ее от мыла несколько раз в холодной воде.
- Сушим игрушку из шерсти на ровной поверхности при комнатной температуре.
- Набиваем изделие (при необходимости)шерстяным очесом или синтепоном.
- Готово.
Валяние игрушек процесс творческий. Если проявить фантазию, то получатся по-настоящему чудесные вещи, которые будут радовать окружающих.

Валяем пальчиковый театр
Что же можно свалять?
Все. Это краткий ответ. В самом деле с помощью этих не очень сложных манипуляций сможет смастерить столько разных изделий, что сразу и не поверишь.
Игрушки которые сваляли рукодельницы
Те кто уверен, что валяют одни валенки и шляпы сильно заблуждается. Если просмотреть выставки и мастер-классы, то просто диву даешься. Неужели это возможно? Куклы, зверушки, растения, елочные игрушки. Игрушки из шерсти и валяние целых картин, бижутерии и аксессуаров, одежды и украшений для дома, одежды и обуви (в том числе и для домашних любимцев), игрушечных домиков вместе со всем содержимым. Когда смотришь на всю эту красоту не можешь оторвать взгляда. Ну что же, дерзайте и таких предметов, как создадите больше нигде не встретишь. Они уникальны, они очаровательны. В них присутствует индивидуальность и характер автора, а это и есть искусство.
Советы для мастериц
Домик для вашего питомца.
samrukamy.ru
Несколько секретов сухого валяния – Ярмарка Мастеров
Сухое валяние — очень популярный ныне вид творчества. В это статье представлено несколько советов о том,что нужно знать, чтобы свалять плотную, гладкую игрушку, которая будет радовать вас долгое время.
Во-первых, валяние – это долгий процесс! И это важно знать, т.к. просматривая фотографии МК можно подумать, что игрушка получилась буквально за 1-2 часа – это иллюзия. Если вы хотите попробоватьваляние – выберите игрушку небольшого размера, милую, забавную, но небольшую.
Итак, вот несколько правил, которые помогут начинающим.
- Залог успеха – плотная середина.
В самом начале нужно сделать плотную середину игрушки – глубоко втыкать иголку, сжимать шерсть, помогая ей быстрее уплотниться. Со временем вы почувствуете, что в середине образовалось уплотнение (но поверхность будет рыхлая).
ВАЖНО: ИГРУШКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЛОТНОЙ
Пример: посмотрите, здесь я с силой сжимаю Ёжика и игрушка настолько плотная, что поверхность не прожимается.
2. Гребенная лента + пуходерка
Гребенную ленту перед валянием нужно спутывать очень тщательно – это облегчит процесс валяния, а так же при шлифовки поверхности вы сможете добиться лучшего результата. Вам поможет пуходерка (продается в зоомагазинах), но можно спутать шерсть и руками.
3. Если вам нужно сделать у игрушки полоски – не растягивайте шерсть по поверхности игрушки– это очень распространенная ошибка. Это мешает шлифовки, валянию, а так же выглядит некрасиво. Лучше спутать шерсть, порвать ее, а потом постепенно, приваливая кусочек за кусочком сделать полоску.
4. Если вам нужно сделать на поверхности игрушки рисунок другим цветом, например точки у божьей коровки, правило то же – нужно, сначала, спутать и разорвать шерсть на более мелкие волокна. С кардочесом всё гораздо проще – он уже спутан.
Пример: у лягушки ручка, цветочек и часть головы отличается по цвету, но т.к. шерсть была хорошо спутана и разорвана не видно направления шерсти, шлифовать было удобно.
ВАЖНО: ШЕРСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОРОШО СПУТАНА!
5. Каркас.
Хорошо свалянная игрушка отлично держит форму, поэтому не нужно делать каркас, если у вас игрушка стоит на толстых лапах. Каркас нужен при тоненьких конечностях, при конечностях обмотанных шерстью или нитью, в подвижных элементах, в тонких элементах, которым нужно придать определенную форму или которые будут подвижны.
6. Шлифовка
Шлифовка – это финишная обработка поверхности тонкой иглой, придание поверхности гладкости, однородности. Шлифовать игрушку – это долгое занятие, нужно втыкая иглу не глубоко обрабатывать всю поверхность игрушки (втыкать иголку надо максимально близко к месту предыдущего входа иглы)
Бывает, что в каком-то месте на игрушке волокна шерсти расположились параллельно друг другу и это мешают шлифовке, тогда надо разорвать прядку шерсти на мелкие кусочки, смешивая шерсть и покрыть место, которое вы хотите исправить, привалять шерсть и продолжать шлифовку.
ВАЖНО: ШЛИФУЕМ ТОЛЬКО ПЛОТНЫЕ ИГРУШКИ.
пример отшлифованной поверхности:
7. Сухое и мокрое
Иногда нужно в игрушке совместить сухое и мокрое валяние. (фото выше — в брошке тоже есть и сухое и мокрое валяние)
Не валяйте иглой мокрую игрушку, дождитесь пока игрушка полностью высохнет, иначе можно порвать шерсть на мелкие кусочки и всё испортить.
8. Если у вас крупная игрушка, можно облегчить себе валяние – взять синтепон, синтепух и прочную нить. Сделать из синтепона плотную заготовку, нужной вам формы и крепко обмотать ее нитью. Заготовку делайте очень плотной, а потом к ней можно начинать приваливать шерсть (можно немного повалять одну заготовку). Вы сэкономите и время и шерсть.
9. Более толстая шерсть легче валяется. Например, вам будет удобнее валять из кардочеса 27 микрон, чем из мериноса 18микрон. (последний лучше приваливать к основе из того же кардочеса) — игрушка быстрее странет плотной, вы потратите меньше сил и времени.
ВАЖНО: НЕ ВАЛЯЙТЕ ВСЮ ИГРУШКУ ИЗ СЛИШКОМ ТОНКОЙ ШЕРСТИ , ДЕЛАЙТЕ ИЗ НЕЕ ЛИШЬ ВЕРХНИЙ СЛОЙ (при необходимости)
10. Если вам нужно отверстие в игрушке (например нужно вклеить ручку на каркасе, или сделать открытый круглый рот) отлично подойдет шило, НО со временем отверстие может уменьшиться, поэтому проткнув отверстием шилом (это пример рта, который должен остаться открытым) зафиксируйте отверстие приваляв внутрь комочек шерсти.
Посмотрите, у ёжика сделан именно круглый ротик, о котором я говорю.
Хотела еще привести пример, сколько времени уходит на валяние. брошки я валяю от 4х до 7-8 часов.
вот пример, на эту брошь уходит около 6 часов(иногда больше, зависит от размера).
тут довольно интересное сочетание — объемов и впадин, к сожалению фотография получилась всё-таки немного плоской
www.livemaster.ru
Мастер-класс по технике сухого валяния
Валяние или фелтинг — популярная и очень интересная техника, используя которую можно создавать разнообразные фигурки, украшения, предметы интерьера и аксессуары. Это оригинальный микс скульптуры и рукоделия, позволяющий максимально раскрыться творческой фантазии автора.
Сейчас можно найти массу пособий и мастер классов, посвященных технике сухого валяния, однако разбирая конкретные примеры, авторы часто упускают технические рекомендации общего характера и тонкости мастерства, на которые стоило бы обратить внимание начинающим мастерам. В этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы, возникающие у тех, кто мечтает освоить технику сухого валяния, и поделимся некоторыми профессиональными секретами.
Выбор материалов для валяния
Как и в любом ручном труде, выбор материалов для валяния занимает немаловажное место. Для начала работы вам понадобиться не так много материалов, однако к их выбору следует подойти осознано, а не покупать первые попавшиеся на глаза в магазине, предметы.
Подложка
Наличие подложки — важный аспект техники безопасности при валянии. Она должна защитить как ваши пальцы, так и поверхность рабочего стола от возможных проколов. Можно приобрести в магазине товаров для рукоделия толстую войлочную подложку или специальную пластиковую щетку для фелтинга. В качестве альтернативы подойдет обычная банная губка из толстого поролона.
Войлочная и поролоновая подложки, иглы, непряденая шерсть
Иглы для валяния
Именно в специальных граненых иглах — секрет превращения бесформенного мотка шерсти в плотную и изящную фигурку. Иглы для валяния производятся из закаленной стали и имеют специальные зазубринки, которые цепляют тонкие волоски непряденой шерсти, крепко переплетая их между собой. Для работы понадобится несколько игл, которые различаются как по толщине, так и по виду сечения.
Памятка: на сегодняшний день существует 2 стандарта нумерации игл для валяния. По международной маркировке большему номеру иглы соответствует более тонкая игла, по отечественной классификации, все наоборот.
Иглы с треугольным сечением обычно толще и подходят для начальных этапов валяния, звездчатые — для финишной отделки и работы над мелкими элементами.
Иглы для валяния
Для работы понадобятся минимум 3-4 иголки (номера указаны, согласно международной классификации):
- толстая игла с треугольным сечением № 36 (для первичного приваливания)
- средняя игла для промежуточных этапов работы № 38
- звездчатая игла для финишной отделки № 40
Памятка: будьте аккуратны при работе с иглами, иглы острые и хрупки, и могут не только легко ломаться на кончике, но и повредить пальцы. Поначалу можно заклеить большой и указательный пальцы лейкопластырем, чтобы защитить их от возможных уколов.
Шерсть для валяния
Шерсть для валяния: кардочес (серый) и гребная лента
Для валяния вам потребуется натуральная непряденая шерсть разных цветов (обычно используется овечья шерсть). На сегодняшний день различных вариантов шерсти в магазинах очень широкий выбор, со временем вы сможет подобрать удобные именно для вас варианты.
Основные виды шерсти, подходящие для изготовления фигурок:
- Кардочес — чесаная, похожая на вату, шерсть с хаотически перемешанными волокнами. Очень удобна в работе.
- Гребная лента — шерстяная лента с выровненными в одном направлении волокнами. Для валяния игрушек подходит, хотя и менее удобна, чем кардочес.
- Тонкая и полутонкая шерсть — чаще используется для отделки и создания аксессуаров.
- Грубая шерсть — грубый пух, используется только для создания основы фигурки.
- Сливер — неочищенная, грубая шерсть. Применяется только для валяния внутренней части игрушки в целях экономии материала.
Декор и аксессуары
Именно декор и аксессуары придают вашей работе настроение и неповторимый внешний вид.
Использовать в качестве декора можно цветной листовой фетр, пуговки, бисер, ленты, различную фурнитуру. Не забудьте о готовых пластиковых или стеклянных глазках для игрушек. Декор можно пришить, привалять или приклеить к фигурки, в зависимости от материала.
Основы техники сухого валяния
Если вы определились с выбором материалов, пора приступать непосредственно к работе. С чего начать?
Гребная лента и готовый шарик из шерсти
Представьте, а лучше нарисуйте в цвете на листе бумаги свое будущее изделие. Какую бы необычную форму оно не имело, мысленно его можно разложить на более простые составные детали, именно так, частями, и будет валяться фигурка.
Памятка: если вы собираетесь изготовить фигурку выше 15 см, имеет смысл изготовить базовые заготовки основных деталей (туловище, голова) из сливера или грубой шерсти. Это существенно снизит затраты на материал и никак не отразиться на итоговом внешнем виде изделия.
Как подготовить шерсть для валяния?
От общего мотка (особенно, если вы работаете с гребной лентой, которая чаще всего встречается на прилавках магазинов) начинайте отделять отдельные перышки шерсти для будущей детали. Подготовить их следует с изрядным запасом.
Памятка: в процесс работы первоначальный объем шерсти уменьшиться примерно в 3-4 раза!
Отобранные прядки снова разделяем в разных направлениях, пока они не смешаются в полностью однородную массу. Длинные волокна в процессе валяния создают некрасивые борозды, поэтому так важно разделять шерсть на мелкие волокна и перемешать их между собой.
Процесс подготовки шерсти для валяния
Если вам предстоит изготовить две или более одинаковые детали, равные по объему пучки шерсти следует заготовить заранее для них всех. Если вы начнете валять одну лапу, а за другую возьметесь только, когда первая будет полностью готова, шансов изготовить одинаковые детали, у вас очень мало.
Как валять?
Валяние — простой процесс, заключающийся в том, что вы часто втыкаете иголку в клубок шерсти. Волокна переплетаются между собой, а вы руками придаете им нужную форму.
Из бесформенных волокон постепенно начинаем иголкой и руками формировать простые формы, постепенно из детализирую
Основные правила сухого валяния:
- валять следует всегда на подложке
- начинаем работу всегда с более толстой иглы, постепенно меняя ее на более тоненькие
- иголка должна входить в материал перпендикулярно рабочей плоскости, движения должны быть равномерными и достаточно быстрыми
- во время работы постоянно поворачивайте деталь, обрабатывая одновременно все ее стороны, включая торцы тонких деталей
- на начальных этапах работы старайтесь плотно свалять сердцевину детали, втыкая иголку глубоко
- пока шерсть мягкая, придавайте ей нужную форму пальцами, как при лепке из пластилина
- готовой деталь можно считать только тогда, когда шерсть приобрела ощутимую плотность. Внутри не должно быть пустот, фигурка не должна быть ворсистой и не должна деформироваться от нажатия пальцем
- если вы планируете соединять одну деталь с другой, оставляйте свободными прядки шерсти в местах соединения
Памятка: если надо изменить размеры детали, пока ее поверхность еще рыхлая, добавьте в нужных местах дополнительные перышки шерсти.
Как соединять детали между собой?
Крупные детали, например, голова и туловище фигурки, часто валяются вместе как единое целое. Более мелкие (лапы, носы, уши, хвосты и т.д.) изготавливаются отдельно. Чтобы детали можно было надежно соединить друг с другом, на концах более мелких заготовок оставляют свободные непривалянные прядки, которые потом тщательно приваливают к основной детали.
Шляпка гриба приобрела углубление. На ножки остались свободные нити для соединения деталей
Как придать изделию законченный вид?
Шлифовка
Если вы соединили между собой все детали фигурки и довольны результатом, пора приступать к заключительному, однако немаловажному этапу работы — шлифовке. Поверхность должная быть плотной, однородной и не ворсистой.
Отделяем от основного мотка шерсти несколько маленьких перышек, разрывая их в разных направлениях, превращаем в легкий пух без длинных ворсинок. Получившееся «облачко» прикладываем к детали и самой тонкой иглой аккуратно приваливаем. Следующее облачко кладем немного внахлест и таким образом прорабатываем всю поверхность фигурки, пока она не станет абсолютно гладкой. Работа трудоемкая и кропотливая, однако без нее изделие не приобретет опрятный внешний вид!
Памятка: узор на поверхности детали делается аналогично, из пуховых «облачков» нужного цвета.
Грибок, поверхность выровнена, детали соединены
Тонировка
Как придать фигурке большую выразительность и подчеркнуть объем? Для этого лучше всего применить технику тонировки, накладывая на форму своеобразный макияж. Для этого можно использовать разведенные водой акриловые краски или измельченную сухую пастель. Последний способ проще и лучше подходит для новичков.
Пастельные мелки (можно использовать вместо них цветные карандаши) мелко крошатся с помощью канцелярского ножа и наносятся на поверхность игрушки сухой, мягкой кистью. Красиель можно слегка растушевать пальцами, создавая мягкие переходы.
Раскрошенные пастельные мелки
Памятка: чтобы придать детали большую глубину, используйте темную тонировку (на 2-3 тона темнее основной поверхности), чтобы придать объем и подчеркнуть выпуклость — более светлые.
Основам техники сухого валяния при желании может любой желающий. Это кропотливый, но чрезвычайно увлекательный творческий процесс, результаты которого наверняка приведут в восторг ваших друзей и близких. Более подробно с этапами работы можно ознакомиться в наших последующих мастер классах, от простого к сложному.
www.diy.ru
Мифы и правда о сухом валянии – Ярмарка Мастеров
Мифы и правда про сухое валяние. Новичкам читать обязательно.
Дорогие мастерицы, начинающие валяльщицы! У меня снова есть, чем с вами поделиться. Обращаюсь к тем, кто осваивает нелегкий труд валяльщицы по-сухому. У «мокрых» валяльщиц труд тоже не из простых, но об этом – в следующий раз и скорее всего, не от меня. Итак о мифах, с которыми встречаются начинающие, особенно тех, кто пытается овладеть мастерством валяной куклы, а в частности воспроизводством человеческого лица.
Ножницы использовать можно и нужно!
Хорошая новость в том, что ножницы, которыми пугают начинающих мастеров, при производстве валяного человеческого лица – часто не просто нужны, а необходимы. Особенно если вы делаете портретную куклу и нужно воспроизвести, скажем, похожий нос. Иногда характерным бывает подбородок и он не сразу может получиться таким, как надо. И здесь тоже нужны ножницы.
В начале моей деятельности, от ножниц я шарахалась как от чумы. Начиталась презрительных комментариев, мол, если вы начнете резать войлок, вещь никогда не получится и прочее. Нельзя резать волокна, это моветон и низший класс…
Бред! Полный бред! Сколько мук я претерпела, пока тайком, озираясь, когда никто не видит, совершила страшное, по словам многих мастеров, преступление против великой идеи сухого валяния – достала из тайного места заветные ножницы и, перекрестившись, вырезала именно тот нос, какой мне нужно.
Во-первых, режем мы уже увалянное изделие, увалянное в колотушку. Когда вы понимаете, что сколько еще этот нос не долбить, он уже не изменит своей формы. А вам нужен другой нос! Немного другой формы. Резать! Во-вторых, если получилось немного рвано, припорошим это шерстью и тоненькой иголочкой покроем поверхность до гладкости. Все! Не бойтесь и никого не слушайте. Только время потеряете.
Вот кукла, которую я делаю сейчас, на первом фото нос без формирования его ножницами, на втором – уже подкорректированный. Позже при финише, заглажу поверхность окончательно. Без ножниц одной долбежкой это сделать нереально.
Гладкое покрытие поверхности без всяких дополнительных средств.
Нельзя использовать ни сальвитозу, ни целлюлозу (что по сути одно и то же), ни тем более – разведенный ПВА, ни всякие другие шляпные пропитки. Только – чистая хорошо заваляная поверхность.
Пропитки, на которые вы будете уповать, со временем побелеют и выглядеть ваша кукла будет, как присыпанная мукой в разных местах. К счастью, я пробовала этот способ на кукле, которую сделала для себя. Не для клиента. А то – умерла бы от стыда. Хорошо заваливайте финишной иглой и время не испортит вашу куклу. Ничего сверху не нужно. Из надежных средств – утюг и еще кое что, у мастеров на мастер-классах есть свои секреты. Но только не традиционные пропитки для войлока.
Покрытие во многом зависит от шерсти, которую вы используете. Если для работы у вас гребенная лента, особенно – к примеру, полутонкая Троицкой фабрики, вы «убьетесь» маскировать видимые волокна. Перед работой, чтобы лицо вашей куклы в итоге не походило на лицо Лешего, вам придется до мозолей на пальцах рвать шерсть на короткие пушинки и только потом валять. Если у вас нежнейший меринос, лицо куклы будет нежным и гладким, но всегда потом будет немного пушиться… Я для себя давно выбрала латвийский кардочес, который в конце после финиша дает довольно гладкую поверхность без видимых дырок.
Иголки нужно подбирать специально для разных функций.
Это правда, но для начинающих это ненужная, пока лишняя информация. Я вначале тоже пыталась разобраться в секретах иголковедения. Сутками сидела в интернете, читала про звездочки, треугольнички, корончатые… Американские лучше немецких. Или нет, немецкие все же лучше… А для приваливания волос нужны треугольнички. А звездочка 38 быстрее валяет. И так далее.
Новички! Не забивайте себе голову. Вам из этих тонкостей нужны именно «тонкости» и «толстости». Из всего многообразия предлагаемых игл отличите вначале самые толстые и самые крепкие (круче японских «Tulip» как иглы для начального валяния и особенно для начинающих, вы не найдете! Они самые крепкие и самые долгоиграющие) и тонкие – для финишной отделки. Для начала пойдет даже самая простая «Гамма». А потом уже начнете разбираться и выделять для себя приоритеты. Главное – научиться валять. Остальное – придет. Единственное, что стоит отличать на этом этапе – это обратная игла. Которая пушит изделие. Не путать!
Я давно получаю из Китая эти иглы пачками, и мне даже смешно говорить о цене иглы для валяния. Ее уже нет в моем перечне затрат.
Так же не стоит убиваться, если вы сломали иглу. А вы их будете ломать, поверьте. Я давно делаю так – обломанный кончик сохраняю, потом делаю к нему ручку из запекаемой пластики и у меня есть прекрасная игла для внешних работ. С ручкой и с естественным блокиратором хода иглы.
Сваляное изделие должно быть твердым.
Это правда! Никаких рыхлых, даже внутри, валяных вещей. И не говорите мне, что поверхность у куклы великолепно заваляна, а внутри – мягкий поролон или синтепон и ничего страшного. Нет! Голова куклы должна стучать об стол как деревяшка. Тогда не поплывут черты лица. Можно, конечно, извести полкило шерсти или сливера или очеса, и долбить как дятел неделю плотный шарик, как основу головы. А можно поступить умнее, «засунув вовнутрь» что-нибудь типа пенопласта и только потом – работать с шерстяной поверхностью, все-таки «утыкав» ее до состояния камушка. Это делать необходимо. Никакой мягкой начинки. Если вы делаете человеческое лицо. Особенно на продажу. Отсюда 5 пункт напутствия новичкам.
Берегите локоть. Он у вас один.
Локоть страдает очень. Локоть, плечо, кисть. Год вы будете долбить беспечно и насвистывая. Второй – возможно тоже. Дальше будет сложнее. Вы почувствуете, что у вашего локтя есть ресурс. И когда вы создавали очередную 70-сантиметровую куклу, вы, мягко говоря, «перестучали», перенапрягли руку и что-то вам в ней теперь не нравится.
Диклофенак, Найз, Бен-Гей, Никофлекс и так далее. Использую разные мази. Это то, чем я теперь мажу локоть, потом обматываю его спортивной повязкой и потом работаю. Этим я плачу за беспечность первых лет валяния. Вывод – валять в повязке, желательно с греющей мазью, чтобы не страдал сустав. Да, есть машинки, но они тоже дают напряжение на сустав, если вы его ничем не защищаете и работаете долго и увлеченно без перерыва. Никакой долбежки дольше 15 минут. Смотрите на часы и отдыхайте.
Цена валяного изделия высокая из-за дорогой шерсти
Нет. Это не так. Цена материалов в валяном изделии мизерна. Основное – работа мастера, его потраченное время. Традиционно в производственных процессах (даже в строительстве домов) цена материалов – составляет от 10 до 20% от конечной стоимости изделия.
В «валяном деле» самое главное – это работа, потраченное время, мастерство, которое позволяет сокращать трудодни, выдавая на гора отличное качество. Только труд. Это и есть цена. Шерсть, глазки, кожаные ботинки для куклы – непосредственные затраты на материалы – самая маленькая цифра в себестоимости изделия. Крохотная.
www.livemaster.ru
Валяние из шерсти фелтингСухое валяние и мокрое валяние: техники валянияЭтот раздел посвящен особой технике рукоделия – валянию шерсти, при помощи которого можно создавать как вполне утилитарные вещи (простую одежду, в том числе всем известные валенки, одеяла), так и украшения, аксессуары, игрушки и декоративные предметы. Валяние из шерсти еще называют фелтингом – от английского слова felt, которое переводится как фильцевание, войлок, набивание. Материалом для этого вида рукоделия служит исключительно натуральная шерсть, потому что только шерсть обладает свойством сваливаться и образовывать нетканое полотно – войлок. Войлок известен уже около 8 тысяч лет. И если первоначально это были простые полотна, полученные из найденных остатков шерсти животных, то сейчас этот вид рукоделия используют для создания изысканной одежды, украшений, картин, аксессуаров, игрушек и т.д. У валяния из шерсти существует 2 техники: сухое и мокрое. У мокрого валяния, кроме основной техники, можно выделить еще две разновидности: метод сваливания предварительно связанного изделия и нунофелтинг. Валяние сухой шерстиСухое валяние – его еще называют фильтцнадель (от немецких filtz + nadel, что переводится как шерсть + игла) – выполняется специальной иглой. Суть техники состоит в том, что комочек волокон сухой шерсти многократно протыкается этой специальной иглой, форма которой обеспечивает спутывание волокон, т.е. сваливание. В результате образуется однородный плотный материал – войлок, или фетр. В технике сухого валяния создаются изделия, которые имеют объем и должны хорошо сохранять форму: бижутерии, игрушек и т.п. С помощью этой же техники на готовые изделия из фетра или войлока наносят узоры или какие-то заранее изготовленные детали. Если в процессе создания изделия получились неровные поверхности, то в суом валянии это исправляется легко: углубление заполняется «приваливанием» дополнительной шерсти. ![]() Готовые изделия, выполненные методом сухого валяния Инструменты для сухого валянияДля сухого валяния необходим специфический инструмент – специальные иглы с засечками. При прокалывании такой иглой комочка шерсти засечки цепляют волокна, спутывая их между собой. Засечки выполнены под одним углом так, чтобы при втыкании иглы волокна цеплялись и спутывались, а затем игла легко вынималась из шерсти. В зависимости от производимой операции – формировании основного объема, выравнивания и разглаживания поверхности, нанесения рисунка и т.п. используются иглы различной длины, толщины и сечения. Дополнительно для облегчения процесса сухого валяния может использоваться кусок поролона или пенопласта толщиной более 3 см или специальная щетка. Сваливать шерсть, которая расположена на поролоне, удобнее и проще. ![]() ![]() Инструменты для сухого валяния Техники мокрого валянияМокрое валяние выполняется с помощью раствора – специального, обычного мыльного или готового жидкого мыла. При этой технике на плоской поверхности сперва из шерсти выкладывается будущее изделие, затем шерсть увлажняется раствором, а далее производят сваливание путем поглаживания, надавливания и трения мокрой шерсти, в результате чего образуется нетканое полотно. Очевидно, что эта техника может использоваться для изделий плоских, для изготовления которых обычно применяется полотно: одежда, картины, панно, обувь, ковры. На этой странице можно посмотреть, как изготовить войлочный цветок методом мокрого валяния. Смачивающий раствор, необходимый для мокрого валяния, – это основной инструмент, но не единственный. Кроме раствора при мокром валянии понадобятся:
![]() Мокрое валяние: процесс ![]() Готовые изделия, выполненные в технике мокрого валяния Мокрое валяние из вязаного полотнаВаляние предварительно связанного полотна может рассматриваться как отдельный метод мокрого валяния. При этой технике первоначально из чистой мериносовой не очень скрученной шерсти вяжется требуемое изделие, которое затем стирается от одного до трех раз в стиральной машине. При стирке шерсть сваливается. При этой технике нужно учитывать значительное уменьшение размера готового изделия. Нунофелтинг – разновидность мокрого валянияЕще одна техника мокрого валяния появилась относительно недавно – это нунофелтинг, или нанофелтинг (от англ. nunofelting). Суть этого метода в валянии шерсти на какой-либо ткани, в результате чего получатся абсолютно новый вид полотна, из которого можно изготовить шарфы, одежду и разные декоративные украшения. В качестве основы для нунофелтига может использоваться такая ткань, у которой рыхлая поверхность, сквозь которую могут проникнуть шерстяные волокна, – например, лен, шифон, хлопок и др. На поверхности шерсти при валянии можно расположить различные волокна из кукурузы, шелка, льна и т.п., в результате чего получаются интересные сочетания фактур и рисунков. ![]() ![]() Готовые изделия, выполненные в технике нунофелтинг Материалы для валянияОсновной материал, используемый как для сухого, так и для мокрого валяния, – натуральная шерсть мериноса различной толщины и мягкости, так называемая гребенная лента. ![]() Материал для валяния – шерсть Виды шерсти, которые применяют при валянии:
Дополнительно при валянии могут использоваться материалы для набивки изделия (вата, синтепон и пр.) и его декорирования (шелк, органза, декоративные нити). Для игрушек дополнительно используют глазки и носики. Поделитесь ссылкой с друзьями Если Вы считаете статью полезной, оцените этот материал по 5-ти бальной системе. |
Из мира хобби. Это любопытно: Самые большие скульптурные работы — конные статуи Джефферсона Дэвиса и генералов Роберта Эдварда Ли и Томаса Джексона установлены на каменной скале неподалеку от Атланты, шт. Джорджия, США. Они достигают 27,4 м в высоту и занимают площадь 0,5 га. С 1963 по 1972 г. Рой Фолкнер провел на горе 8 лет и 174 дня, работая вместе со скульптором У. Хэнкоком и несколькими помощниками. Похожие темы |
hobbyall.ru
разновидности способов и необходимые материалы
Валянием начали заниматься уже давно. Одним из самых первых изделий, выполненных в технике валяния из шерсти, являются валенки. Современные мастерицы могут свалять самые разнообразные изделия, ведь в рукодельных магазинах представлено большое разнообразие цветов шерсти. Из шерсти можно свалять одежду, аксессуары, сумки, обувь, игрушки, картины, заколки и так далее.
Содержание материала
Техники фильцевания
Валяние можно выполнять двумя способами. Они сильно отличаются друг от друга и поэтому потребуют использования разных материалов.
Техники валяния:
- сухое;
- мокрое.
Сухое и мокрое валяние
Чтобы правильно организовать процесс и выполнить все шаги последовательно, необходимо понимать, чем отличаются эти методы.
Техника сухого валяния заключается в том, чтобы создать заготовку определенной формы. Формирование выполняется специальными иглами, которые имеют зарубки. Иглой необходимо совершать частые втыкания в комочек шерсти. В это время волокна перепутываются, и заготовка становится плотной.
А вот мокрое валяние выполняется совершенно по-другому. Техника мокрого валяния из шерсти для начинающих также заключается в том, чтобы спутать волокна. Но в этом случае шерсть необходимо намочить мыльным раствором и осторожно разглаживать руками.
Также рекомендуем прочитать:
Материалы для работы с войлоком
Инструменты и материалы необходимо подготовить до того, как валять из шерсти. Для начинающих важно определиться с методом и приготовить инструменты.
Материалы для сухого фильцевания:
- Шерсть. Для различных изделий необходимо подбирать определенные виды волокон. Кардачес довольно быстро сваливается и рекомендуется для работы начинающим мастерицам. Этот материал имеет короткие волокна, перемешанные между собой. Можно использовать гребенную ленту, но ее необходимо перемешивать перед работой. Для основы (в целях экономии натуральных волокон) принято использовать сливер. Он не подходит для наружного слоя, так как не очищен. Но для финального покрытия и мелких деталей лучше использовать меринос или ангору.
- Иглы. Они имеют разную форму и толщину. По форме различают треугольную, звездчатую и корону. Для более комфортной работы и защиты палец рекомендуется использовать иглу в форме короны. Треугольная игла подходит для основного процесса и прекрасно сваливает сливер. А вот для создания рельефа используют иглу в форме звезды. Толстые иглы под номером 36 предназначены для основы. А вот для формирования финишного слоя и выполнения мелких деталей необходимо использовать тонкие иглы № 40, они еще называются финишными.
- Поролоновая губка или войлочный коврик. На этих поверхностях и происходит процесс, они помогают не сломать иглы. Для фальцевания мелких деталей лучше использовать специальные щетки.
Что нужно для мокрого валяния:
- Натуральная шерсть. Важно использовать только натуральные волокна, синтетические составляющие не позволят материалу правильно сваливаться.
- Мыльный раствор. Можно использовать любое твердое или жидкое мыло. Фильцевание будет проходить проще, если мыло будет содержать натуральные ингредиенты. Вода при этом должна быть теплой.
- Основа. В качестве основы для раскладывания волокон можно использовать пленку с пузырьками. Нужно подобрать сетку для покрытия волокон, она должна быть синтетической.
Исходя из того, что можно сделать из шерсти для валяния, необходимо подобрать дополнительные инструменты, например, глазки для валяных игрушек или бисеринки для украшения.
Сухой фелтинг пошагово
Прежде всего необходимо продумать идею. Лучше создавать изделие по картинке или рисунку. Эта техника предназначена для создания объемных деталей с плотной текстурой, например, брошей, брелоков и игрушек.
Теперь необходимо подобрать шерсть. Важно помнить, что основного материала необходимо взять в 3 раза больше, чем размер конечного изделия.
Работу начинают с толстой иглы. Причем иголку необходимо втыкать как можно глубже. На этом этапе волокна должны протолкнуться внутрь заготовки.
Когда основа будет довольно плотной, необходимо взять иглу меньшей толщины и начинать формировать рельеф.
Только когда основа будет иметь нужную форму, можно переходить на более тонкую иглу. Финишная игла должна втыкаться всего на 2−3 миллиметра. Но проколы должны располагаться настолько часто, чтобы замаскировать отверстия от толстой иголки. Этот процесс занимает много времени, необходимо запастись терпением. Когда поверхность становится гладкой и на ней нет торчащих волокон, изделие считается готовым.
Техника мокрого валяния
Эта техника фелтинга наиболее простая. С ее помощью можно создавать объемные изделия, но формировать рельеф сложнее, чем при сухом способе. Плоские и тонкие изделия выполняют именно по такой технологии. Начинающим мастерицам довольно легко создать различные вещи и предметы одежды.
Начать рукоделие стоит с подбора идеи и подготовке всех необходимых материалов.
Для плоского изделия волокна накладывают на основу. Это может быть пленка с пузырьками или другая ребристая поверхность. Волокна могут располагаться в одном направлении или быть перепутанными, но это повлияет на конечный результат. Именно направлением волокон можно создавать определенный рисунок.
Разложенную шерсть накрывают тонкой тканью, а лучше использовать сетку. Поверхность поливают теплой водой с добавлением мыла. Намыливают руки и начинают осторожно гладить поверхность сетки. Постепенно благодаря таким движениям волокна перемешиваются между собой, и изделие становится плотным.
Через некоторое время движения нужно делать более быстро и немного нажимать на заготовку.
Еще через какое-то время можно будет убирать сетку с поверхности, а войлочную заготовку перевернуть. Движения можно делать прямые, по кругу или в разных направлениях.
Когда волокна достаточно хорошо сцепятся между собой, можно взять заготовку в свои руки и начинать мять ее.
Движения должны быть сначала легкими и осторожными, а по мере уплотнения волокон полотно можно мять более усердно.
Когда изделие приобрело необходимую плотность, его необходимо прополоскать в чистой воде и отправить на сушку.
Этот вид валяния помогает создавать большое количество круглых заготовок одновременно. В новый капроновый чулок необходимо поместить комочек шерсти, обтянуть его капроном и зафиксировать резинкой. Затем внутрь чулка нужно поместить второй комочек шерстяных волокон и перевязать резинкой или ниткой. Таким образом можно изготовить любое количество шариков.
Затем чулок необходимо положить в стиральную машину, выставить температуру 30−40 градусов и запустить стирку. После стирки можно будет доставать готовые шарики из чулка и отправлять на просушку.
Зная основные секреты этого вида рукоделия, можно создавать удивительные вещи. А научиться всем тонкостям помогут мастер-классы по валянию на рукодельных интернет-сайтах. Начинать стоит с простых моделей и постепенно развивать свое мастерство. Изделия, изготовленные своими руками, являются прекрасным подарком.
hendmeid.guru
Как освоить технику сухого валяния начинающим?
Сухое валяние шерсти, фелтинг, фильцевание – это техника создания из непряденой шерсти игрушек, обуви, одежды и различных декоративных предметов. Это искусство позволяет отображать все фантазии рукодельниц.
Для начинающих важно знать, какие именно инструменты нужны, какие виды шерсти использовать в технике валяния игрушек, какие сорта ангоры и мериноса используются для валяния картины.
Содержание статьи
Для фелтинга используется только натуральное руно, без синтетики.

Кардочёс, или шерстяная вата, очень быстро сваливается, не требует дополнительного измельчения, потому что ворсинки короткие и перемешаны между собой.Гребенная лента, или топс, качественно вычесаная, поэтому длинные волокна лежат в одном направлении, без примесей.
Сливер – это необработанное шерстяное волокно, используется для основы изделия. Ангора или меринос применяется для декора и мелких деталей в изделии.
В фильцевании используются 4 вида иголок. Каждая имеет зазбурины, благодаря зазубринам и происходит сваливание шерсти.
Продаются иглы набором, под определенной маркировкой:
- № 36 треугольная (основная), сваливает сливер;
- № 38 имеет форму звезды, создаёт рельеф на изделии;
- № 40 треугольная, для работы с тонкими и мелкими деталями;
- № 38 корона (имеет 4 грани), для декорирования изделия.
При работе с иглами соблюдайте правила безопасности, не работайте на весу. Используйте подложку (поролоновую губку, щетку с жестким ворсом). Щетка (губка) защитит пальцы и рабочую поверхность от проколов.
Чтобы начать использовать разноцветное непряденое руно, запомните 11 уроков сухого валяния для начинающих:
- возникшую идею надо зарисовать, рисунок будет вашим ориентиром;
- работайте только на подложке;
- количество шерсти взять в 3 раза больше, при сваливании объём уменьшится;
- материал разделить на мелкие волокна и перемешать между собой;
- фильцевание начинается с самой толстой иглы, поэтапно меняя ее на меньший диаметр;
- проколы в детали надо делать со всех сторон, только вертикально, глубоко и быстро;
- готовые детали внешне выглядят гладко, без торчащих ворсинок, при нажатии не деформируются;
- пока в элементах поверхность ещё рыхлая, можно изменить форму и габариты изделия;
- для соединения готовой поделки следует в мелких деталях оставлять пряди несваляной шерсти, благодаря им происходит соединение;
- при шлифовании поделки используется самая токая игла;
- парные детали (крылья, лапки), желательно делать одновременно.

Для тренировки можно взять синтепон, порвать его руками и 38-й иглой, на подложке свалять, например, шарик. Перпендикулярно рабочей поверхности прокалывать синтепоновый комок, максимально глубоко.
Медленно, но верно синтепон будет превращаться в тугой шар. Когда уже невозможно будет сделать прокол, изделие готово. Также можно проверить по звуку, свалялся шарик или нет. Должен исходить глухой звук, как при ударе по дереву.
Опираясь на технику фелтинга, научиться валять маленькие и большие изделия может любой желающий.
Это кропотливое, но очень увлекательное творчество!
Все изделия, созданные вами, будут уникальными и наверняка приведут в восторг ваших близких и друзей!
Цыпленок
Вам потребуется универсальная игла под номером 38, которая не требует замены. Ангора красная и желтая, фетр, клей прозрачный, черные бусины или крупный бисер и все необходимые для фильцевания инструменты. Эта поделка делается в течение 4 часов.
Распределить материал на мелкие волокна, чем мельче, тем лучше. Сформировав овал, вертикальными проколами свалять туловище. Таким же образом сделать голову и крылышки. Прикрепить голову и крылья к туловищу, с помощью маленьких кусочков шерсти. На голове сделать углубления для глаз и приклеить бусины.
Свалять красный клюв и привалять к голове. Лапки цыпленка сделать из проволоки. Каркасы лапок обклеить ангорой красного цвета, и воткнуть в туловище. Красный фетр использовать для гребешка цыпленка, его приклеить, либо прикрепить иголкой. Отшлифовать готовую поделку, тонкой иглой. Поделка готова!
Если к занятию привлечь ребенка, валяние игрушек станет вашим общим любимым занятием!
Рисование или накладывание шерсти, осуществляется с минимальным применением иголок, меринос или ангора накладывается друг на друга и при легком нажатии ладонями соединяется.

Обязательно к картине нужно прикладывать стекло, под ним будут видны все нюансы. Также через стекло будет видно всю цветовую гамму рисунка четче. Работать удобнее всего с тонкой и супертонкой шерстью.
Чем богаче палитра, тем живописней картина. При нехватке оттенков можно смешивать разные цвета шерсти, добиваясь желаемого результата.
Если в картине используется вискоза, то ее лучше смешивать с шерстью 1:2, чтобы избежать лишнего блеска.
В процессе работы, картину лучше всего проглаживать утюгом, для фиксации шерсти и выравнивания деталей. Если вы хотите настригать шерстяные волокна крупными и плотными кусками – держите ножницы близко к картине, а если рассыпчато, то наоборот.
Для того чтобы легче было щипать ангору или меринос маленькими прозрачными «паутинками», гребенную ленту надо немного свалять.
Пользуйтесь только самыми острыми ножницами, с острыми концами. Лучше всего парикмахерскими. Помимо ножниц вам пригодится пинцет. Он нужен для декорирования картин (убрать ворсинку, крошку или для выкладки мелких деталей).
Приведем пример сухого валяния картины для начинающих.
Для картины потребуется флизелин (основа), или льняная ткань. Кардочес, иглы и ножницы. Картон, рамка и стекло. Ангора голубая, синяя, белая, зелёная, темно-зелёная и светло-зелёная.
В будущем получится пейзаж:
- На льняной отрезок настелить тонким слоем кардочёс и свалять (вбить иглами в ткань). Получится белый фон.
- Визуально поделить на две части поверхность полотна. Верх картины выкладывать из синего цвета, чуть ниже голубого и белого цветов. Внимательно следите за шерстяными «мазками», чтобы не было большого цветового контраста и пробелов. Слои должны быть максимально тонкими.
- От горизонта выкладывать темно-зелёный, потом зеленый и светло-зелёный цвет. Получится луг, с изумрудной травой, переходящий в лазурное небо. Картину переложить на картон, ножницами выровнять края, накрыть стеклом и вставить в рамку. Пейзаж готов!
Для композиции рекомендуется использовать грубую шерсть, акрил (придает блики), блестки, это насыщает композицию и придает ей реалистичность.
Освоив главные правила сухого валяния из шерсти для начинающих, смело воплощайте свои фантазии!
Стоит только раз попробовать сделать фигурку или зверушку, и вы поймете, что фильцевание позволит вам сделать картину или панно, комнатные тапочки или шарф, накидку или пальто, броши, бусы, игрушки и многое другое!
Понравилась
статья?
Вам понравилась статья?
Рейтинг из
ДаНет
Спасибо за голос
mjusli.ru