История папье маше – ИСТОРИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ |  Читать онлайн, без регистрации

Папье-маше. Материалы — Путеводитель по русским ремёслам

Бутафория или волшебство?

Удивительно, как простая бумага может стать не только игрушкой или маской, но и мебелью и даже доспехами воина! Из этой бумажной массы можно сотворить имитацию многих предметов да так, что сразу и не отличишь.

Со времён Петра I русские ремесленники узнали этот материал и, как всегда, сначала позаимствовали, а затем и внесли много своего в развитие. 

Применяли и сейчас применяют его так, да немного не так, как зарубежные коллеги. Например, в Сергиевом Посаде при изготовлении игрушек нередко бумагу наклеивали поверх фомы. Повсюду же принято заполнять форму бумажной массой или лепить из неё. 

Игрушка Ковчег, папье-маше, Сергиев Посад, XIX в Каталог Хампельман и матрешка, CC BY-SA 3.0

В результате обработки получается прочная основа, которой можно придать любую форму, а главное — выдать за любой материал. Иногда кажется, что это дерево, иногда папье-маше «прикидывается» гипсом, может выглядеть, как сталь, а может, как фарфор.

Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от настоящих.

Игрушки из папье-маше, имитация фарфора Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Болвашки и шкатулки

Были в Сергиевом Посаде мастера балбешники, которые вырезали из дерева основную форму. Кукольники покупали у них болвашки. Болвашки оклеивали бумагой, разрезали, вынимали форму и заделывали шов. 

Лепщик из бумаги в учебной игрушечной мастерской, Сергиев Посад неизвестен, CC BY-SA 3.0

Затем фигурку покрывали грунтом и раскрашивали. Такой способ позволял работать эффективнее, фигурка быстрее высыхала, болвашку можно использовать много раз.

Шкатулка из папье-маше, лаковая миниатюрная роспись Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В Федоскино, Палехе, Холуе, Мстёре из папье-маше до сих пор изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Изготовить шкатулку — особое искусство. Они получаются лёгкими, но очень прочными, при этом, им можно придать красивую фигурную форму.

Технология

Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.

  • По первой технологии изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится до 100 слоёв бумаги. Сейчас для этого часто используют клей ПВА, а раньше применяли крахмальный клейстер.
Папье-маше своими руками Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
  • По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания.
Изготовление митры в технике папье-маше с применением марли Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
  • По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.

Также термином «папье-маше» называется техника изготовления относительно тонкостенных, но жёстких, слепков из небольших обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму. Бумагу часто используют газетную.

Герой кукольного театра, папье-маше MerSil, CC BY-SA 4.0

Клей — ПВА или мучной клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют)

ru.russianarts.online

Старое доброе папье-маше. История и технологии.

Что может быть интереснее создания милых вещиц своими руками из подручных материалов?! Знакомая всем с детства папье-маше относится именно к таким техникам, где, помимо терпения и усидчивости, практически ничего не требуется. Вместе с тем в процессе работы обычные клочки бумаги превращаются в затейливые фигурки животных, красивые вазочки и загадочные маски.

       

               

А начиналось все… в Китае — история возникновения папье-маше

Свои истоки техника папье-маше берет в Китае. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок доспехи из бумаги с многослойным лаковым покрытием. В те времена (202 до н.э.-220 н.э.) такое воинское оснащение было весьма популярным благодаря прочности и небольшому весу. Со временем уже декоративные вещи в технике папье-маше стали делать в Японии и Персии. Как правило, это были маски и праздничные атрибуты.

И только в 17 веке о папье-маше узнали в Европе, что не помешало достаточно быстро освоить новую на тот момент технику. Больше всех преуспели в этом деле французы. Именно они наладили производство изделий папье-маше (сперва это были небольшие куклы). К слову, название техники имеет французское происхождение (от papier mâché — «жеваная бумага»). Появлению же в России папье-маше обязано Петру I.

 

 

Технологии папье-маше: от А до В (3 основных варианта)

На данный момент существуют 3 основные технологии производства изделий папье-маше. Несмотря на различия по временным затратам и последовательности действий, неизменными остаются материалы: газетная бумага, клей и инструменты.

 

Вариант 1: Популярный

Своеобразная «классика жанра», получившая одобрение многочисленных современных рукодельниц. Заключается в последовательном наклеивании небольших кусочков мокрой газеты на заранее подготовленную основу. В качестве связующего вещества может использоваться крахмальный клейстер или клей ПВА. Слои, количество которых может достигать 100, наносятся постепенно. Делается это для того, чтобы изделие успевало просохнуть и приобретало прочность.

 

 

Вариант 2: Кропотливый

В основе данной технологии – жидкая бумажная масса. Изготавливается она путем замачивания кусочков бумаги в горячей воде на сутки. После кипячения, отжима и измельчения полученная крошка смешивается с мелом. Для получения эластичной массы в смесь постепенно добавляется клей. Чаще всего в его роли выступает все тот же классический крахмальный клейстер с подмешиванием столярного, но возможны и другие варианты. В результате должна получиться сметанообразная по консистенции масса. Ее заливают в подготовленную форму или наносят на поверхность. Трогать изделие до полного высыхания категорически не рекомендуется, дабы избежать трещин и деформации.

 

Вариант 3: Надежный

Имеет небольшое число поклонников в связи с технологическими нюансами. Заключаются они в необходимости создания давления для склеивания цельных пластин плотного картона. Чем-то напоминает производство фанеры. В результате изделие приобретает чрезвычайную прочность.

Полученные независимо от технологии заготовки для достижения окончательной формы и вида подвергаются шпаклевке, грунтовке и покраске. Форма корректируется столярным ножом и наждачной бумагой.

 

 

С помощью техники папье-маше создаются не только декоративные (фигурки, панно, статуэтки), но и функциональные (шкатулки, вазы, маски) вещи. Они отлично дополнят любой интерьер и станут желанным hand made подарком. И уж совсем невозможно оценить удовольствие, получаемое от самого процесса.

 

 

Save

www.craftburg.ru

Изготовление папье — маше

Папье —  маше — так называется плотное твердое вещество, получаемое из нескольких слоев бумажной массы, скрепленных между собой гипсом или клеем. Путем прессования материала из него могут быть изготовлены различные предметы.

Для приготовления волокнистой массы используются различные виды бумаги или картона, а также некоторые клеящие вещества — клей, крахмал и гипс. Технология изготовления различных изделий из папье — маше достаточно проста, поэтому из этого вида материала делают елочные игрушки, карнавальные маски, учебные пособия и муляжи, бутафорские предметы для театральных постановок, а также легкие и прочные шкатулки.

 

Китайская шкатулка для украшений из папье — маше

 

В истории папье — маше известны случаи, когда из папье — маше делали даже мебель — скорее всего, тоже бутафорскую, но по внешнему виду она практически не отличалась от настоящей.

 

Кресло из папье — маше, инкрустированной перламутром

 

Папье — маше применяется в качестве основы для изготовления лаковой миниатюры, которая является одним из видов русского изобразительного искусства и народным промыслом в Федоскино, Палехе, Холуе и Мстере.

 

Федоскинская лаковая миниатюра

 

История изобретения папье — маше

Название данного вида прикладного искусства имеет французское происхождение. Но впервые изделия из склеенных между собой слоев бумаги были сделаны в Китае, что и подтверждают археологические раскопки, в процессе которых были найдены шлемы и доспехи. Их делали из плотного папье — маше, а для большей прочности покрывали изделие несколькими слоями лака.

То, что доспехи сохранились до настоящего времени, чрезвычайно удивительно, потому что период их изготовления датируется III — II столетиями до нашей эры. Поражает необыкновенная прочность папье  — маше, ведь сделанные из нее доспехи могли выдерживать попадание стрелы и удар меча, приходящийся вскользь. Еще одним достоинством доспехов, сделанных на основе бумажных волокон, был совсем небольшой вес, благодаря чему боец мог легко и быстро двигаться, поражая противника.

 

Китайские средневековые доспехи из папье — маше

 

В дальнейшем техника изготовления различных предметов из папье — маше распространилась в Греции и во многих арабских странах. Чаще всего из этого материала делали различные атрибуты для праздников и торжественных церемоний.

 

Маски из папье — маше

 

Позднее папье — маше распространилось по всему миру, и особой популярностью пользовалось в странах Европы. В середине XVII  века во Франции началось массовое производство кукол из папье — маше, а также других видов игрушек.

 

Кукла, изготовленная в технике папье — маше

 

В дальнейшем мода на папье — маше пришла и к англичанам, а в Россию изделия из этого легкого и прочного материала попали только в эпоху правления Петра I. И по сей день необычные изделия из этого простого, и одновременно уникального материала продолжают удивлять людей во всем мире.

 

Гигантские куклы из папье — маше — неотъемлемая часть праздника огня » Лас — Фальяс» в Валенсии ( Испания)

 

Технология изготовления папье — маше

На сегодняшний день существуют три различные технологии изготовления папье — маше, которые имеют значительные отличия:

  • Первый способ изготовления папье — маше предполагает наклеивание маленьких кусочков бумаги слой за слоем на заранее подготовленный макет изделия. Классическая техника изготовления папье — маше предполагает нанесение около сотни бумажных слоев, каждый из которых промазывается клеящими веществами ( это может быть клей или крахмал), а затем оставляется до полного высыхания.

 

Игрушка из папье — маше

 

  • Второй способ изготовления папье — маше заключается в том, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Изначально бумага тщательно измельчается, заливается кипятком и на 24 часа помещается в теплое место, чтобы масса могла как следует раскиснуть и размягчиться.

Далее полученную жидкую. массу необходимо прокипятить, затем отжать и высушить. Получается рыхлая однородная бумажная масса, которую нужно перемешать с мелом, измельченным до консистенции порошка. После этого в массу добавляют клей и, постоянно помешивая, делают пластичное тесто, которое по своей консистенции напоминает густую сметану.

 

Фигурки из папье — маше

 

Иногда вместо клея применяется клейстер из крахмала или столярный клей. Получившуюся массу наносят слоем на подготовленный макет будущего изделия или заливают в определенную форму. После этого изделие оставляют до полного высыхания.

Предложенный способ характеризуется значительной трудоемкостью, но зато с его помощью можно получить чрезвычайно прочные изделия плотной однородной структуры.

 

Поделки из папье — маше

 

  • Третий способ изготовления папье — маше заключается в склеивании отдельных листов плотного твердого картона и дальнейшем прессовании материала. После полного высыхания изделие покрывается слоем грунтовки, и уже после этого раскрашивается.

В качестве основы для создания изделий из папье — маше используются готовые объемные макеты, надутые воздушные шарики для получения изделий сферической формы, а также макеты из гипса.

 

Пингвин из папье -маше

 

Бывает так, что между слоями измельченной склеенной бумаги прокладывают слои тончайшей ткани, марли или медицинского бинта. Это делается с целью придать изделиям еще большую прочность и стойкость к механическим повреждениям в процессе эксплуатации. Таким образом, из кусочков обыкновенной бумаги можно получить замечательные декоративные элементы, подходящие для оформления интерьера.

 

Часы, декорированные в технике папье — маше

 

design-fly.ru

маше, история возникновения, техника и способы выполнения.

Папье́-маше́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.  

Просмотр содержимого документа

«Папье — маше, история возникновения, техника и способы выполнения.»

Папье́-маше ́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д .

Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих».

В Федоскино, Палехе, Холуе, Мстёре из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

История

Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).

В те времена, доспехи из папье маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.

Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру. Наибольшей популярностью пользовались европейские страны. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.

Технология

Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой технологии изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится до 100 слоёв бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.

Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.

Также термином «папье-маше» называется техника изготовления относительно тонкостенных, но жёстких слепков из небольших обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму. Бумагу часто используют газетную. Клей — ПВА или мучной клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют).

multiurok.ru

Папье-маше. История, техника, применение, ресурсы интернета (ссылки)

На нашем сайте мы уже  публиковали небольшие информационные материалы  посвященные художественным технологиям изготовления мебели: пирографии и пиротипии,  художественной росписи и резьбе по дереву, прямой цифровой печати и др. В этом же ряду  мы помещаем заметки, посвященную  истории папье-маше.

Как указывает БСЭ: » Папье-маше (франц. papier mâché), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше  изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки,  вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «

С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например,  как  одного из предшественников  древесноволокнистых плит. Подобно  ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Папье-маше изобрели в начале 16 века  во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным  китайским и японским  лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком  к развитию производства в Европе  изделий из папье-маше

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий : табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную  лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же  разнообразные изделия  мебели, включая кровати и гардеробы.

Папье-маше в России  стало популярно, вероятно, еще в  эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры)  возникло  только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).

К этому же времени относится   расцвет производства изделий из папье-маше   в самых разных странах. Например,  во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около  25  компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода
Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.

Слева показан стул  викторианской эпохи
изготовленный  из папье-маше, а внизу фрагменты его росписи и перламутровой  интарсии

.


Существует три технологии изготовления изделий из папье маше.

По первой — изделие послойно склеивается  на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких   до 100 слоев бумаги.  Сейчас для этого  часто используют  поливинилацетатный клей, а раньше применяли  крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из  жидкой  бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и  на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается  кипячению,  отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная  масса  тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея  используют  смесь крахмального клейстера  и столярного  клея.  Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности  и  выдерживают  до полного высыхания.

По третьему методу, —  изделия  склеиваются подобно фанере под давлением  из пластин твердого плотного картона.

Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно  из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше  для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Сегодня для изготовления изделий типа  папье-маше и форм и моделей  для них, в принципе,  можно использовать синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это уже совсем другая тема.

Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении  натуральных материалов  и использовании классической художественной традиции.

За рубежом  есть большое количество людей, увлеченных этим делом. Для тех, кто интересуется этим опытом  мы приводим ряд ссылок на зарубежные ресурсы  по этой теме:

c-a-m.narod.ru

ИСТОРИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ


ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА

ИСТОРИЯ
ПАПЬЕ-МАШЕ

АВТОРСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПАПЬЕ-МАШЕ

ПОДЕЛКИ
И ИГРУШКИ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ

ПРОГРАММЫ

ОБУЧЕНИЕ
ПАПЬЕ-МАШЕ

ОТЗЫВЫ

ТОРГОВАЯ
ЛАВКА

 

 

Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами.

История папье-маше в России

Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.

В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру.

Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних – японских и китайских лаков с основой на дереве.

Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100˚С. Потом приделывают крышку и приделывают донышко. После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.

История маски

Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями. Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе — труппы бродячих актеров.

Атрибутом праздничного действа маска становится в XVI веке с возникновением комедии дель-арте, или комедии масок, представляющей собой сценическое действо, не связанное жестким сценарием. Маскарады возникли в Италии и оттуда распространились по многим европейским странам. Маски являются атрибутом традиционного театра Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др.вляются атрибутом традиционного театра Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др.

pape-mashe.narod.ru

История возникновения папье маше.

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры… Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.

Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.

В настоящее время техника папье-маше широко используется в работе с детьми:

Для изготовления различных наглядных пособий, (например макетов и рельефных карт, счетного материала, образцов народных промыслов)

Из папье-маше делают занятные украшения и маски, ( при проведении развлечений утренников, подвижных игр, игр – драматизаций)

Различные сувениры и поделки.(подарки для мам и пап, экспонаты для выставок, конкурсов)

Предметы заменители в игровой деятельности ( овощи ,фрукты, посуда…)

Оформление предметной среды групповых помещений (картины, пано.)

Следует отметить, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко используется в работе с детьми. Техника папье-маше позволяет решить многие образовательные и воспитательные задачи. Так, при организации непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. на занятиях с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у дошкольников многих трудовых умений и навыков: сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.

Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий, как в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.

Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. На занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования

Само собой разумеется, что педагог должен детально знать технологию изготовления папье-маше.

Прежде всего требуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера). Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.

Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка.

Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.

После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7– слойное изделие высыхает за 1-2 суток.

Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта). Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.

Для привлечения дошкольников к технике папье-маше педагог знакомит детей с простыми изделиями, детям предлагается обследовать предметы, рассмотреть их и с помощью воспитателя изготовить простые формы, затем можно предложить детем оформить готовые предметы, нанести рисунки и т.д.

При раскрашивании тарелок из папье-маше дети, используют знания о декоративно-прикладном искусстве, полученные на НОД по художественному творчеству, могут самостоятельно справиться с составлением узора, орнамента из стилизованных элементов и форм растительного или животного мира. Такая работа дает простор творческому воображению детей, способствует развитию индивидуальных способностей каждого.

В воспитательном отношении чрезвычайно важно, чтобы тарелки, матрешки и другие поделки, сделанные руками детей, нашли практическое применение. Нельзя допускать, чтобы дети «работали в корзину». Эти предметы могут служить счетным материалом, использоваться при составлении задач на занятиях математики, для сервировки кукольного стола в играх. Тарелки из папье-маше служат декоративным украшением квартиры, их можно подарить родственникам или друзьям. Чувство рабочей гордости возникает у ребят, если их изделия понравятся и принесут им пользу на занятиях по развитию речи и счета. Полезное применение предметам из папье-маше найдет и театральный уголок.

Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.

Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

«Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина «

В.С. Горичева ; М.И.Нагибина.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *