Механические куклы XVIII века // ОПТИМИСТ
≡ 8 Ноябрь 2013
А А А
Уникальные куклы-автоматы швейцарской семьи Жаке-Дро (Jaquet-Droz) были созданы ещё в далёком XVIII веке.
Однако они работают до сих пор. Известный механик и часовщик Пьер Жаке Дро родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон, расположенной в окрестностях городка Ла Шо-де-Фон.
Он положил начало одной из самых престижных торговых марок и стал искусным создателем анимированных часов с поющими фонтанами и птицами, музыкальных часов, а также автоматических механизмов – автоматонов.
С 1738 по 1747 годы Пьер Жаке Дро занимался часовой механикой. Он изготовил ряд напольных часов с высокосложными механизмами, по своим характеристикам превосходивших все тогда существовавшие аналоги. Затем он начал встраивать в свои часовые механизмы модули воспроизведения музыки.
Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трёх кукол-автоматонов: Писаря, Рисовальщика и Музыкантши, презентация которых состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году. Невероятный успех окончательно убедил Жаке Дро в необходимости представить свои творения всему миру. Из Ла Шо-де- Фона автоматоны отправились в Женеву, затем в Париж, где они были продемонстрированы Людовику XVI и Марии-Антуанетте. Далее человекоподобные куклы побывали во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Лондоне, Фландрии, Голландии и на севере Франции.
Зрелище стоит признать весьма завораживающим — особенно, если учесть, что автоматоны созданы без малого 250 лет назад и до сих пор отлично работают. Потрясает также и то, с какой тщательностью изготовлены сложнейшие механизмы – в те времена ещё не существовало электроники, только чистая механика – шестерёнки, пружинки и т.д.
Метки: игрушки • интересно • Искусство • история • куклы • поделки • прошлое • творчество
Комментарии:
oppps.ru
Куклы древности | Мир тайн
Сегодняшним разнообразием роботов и прочих механических и электронных игрушек вряд ли можно кого-то удивить. Их производство давно стало индустрией. Но были времена, когда самостоятельно двигающиеся куклы считались роскошью. У состоятельных людей было хорошим тоном заказать у кукольника такой экземпляр, чтобы все восклицали: «Как живая!»
Со временем мастерам кукольного дела на помощь пришла механика, и куклы стали ходить, говорить, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже помогать по хозяйству. По сути они были первыми роботами.
Неизвестно, когда на Земле началась история роботов, но первые упоминания о них можно найти в легендах и мифах древних Китая, Греции, Египта. Достаточно вспомнить миф о Гефесте, который соорудил 20 медных треножников, перемещавшихся на колесах и прислуживавших гостям. Да еще двух его служанок, сделанных из золота, ухаживающих за Гефестом и развлекающих его пением.
Служанка-автоматон, изобретение Филона Византийского, III век до нашей эры
Но это мифы, и их толкование не всегда однозначно. А вот в Китае недавно была найдена книга, датированная IX веком, в которой упоминается о некоем Янге Уляне – умельце, создающем механических людей.
Одно из его детищ – монах, собирающий подаяния. Фигура монаха была выполнена из дерева, в руке он держал чашу для милостыни. Когда чаша была заполнена полностью, монах произносил: «Милостыня собрана». Понятно, что такому собирателю подавали чаще и больше, чем живому человеку.
Да и в средневековой Европе было немало гениальных изобретателей, создававших говорящие головы, руки-манипуляторы, летательные аппараты. Еще в 1495 году Леонардо да Винчи сделал механическую куклу, которая могла двигать руками и поворачивать голову.
В начале VIII века блестящий мусульманский инженер Аль-Джазари написал труд под названием «Книга знаний об удивительных механизмах». Эту «популярную механику» много раз переписывали. Сейчас в мире известно одиннадцать сохранившихся копий «Книги знаний». И не исключено, что одна из них находится в знаменитой пропавшей библиотеке Ивана Грозного.
Иллюстрация в «Книге знаний об остроумных механических устройствах», 1206
Сегодня много пишут и говорят о библиотеке Ивана Грозного. Но не только уникальным собранием книг прославился русский царь. При его дворе была еще одна диковинная вещь, на которую приезжали посмотреть купцы и послы со всего света – «железный мужик».
Историка Питера Дэнси заинтересовало это чудо, и он стал искать в архивах свидетельства очевидцев. Его поиски увенчались успехом: сохранились записки Йохана Вема, купца, который по торговым делам неоднократно посещал российский царский двор.
Вем упоминал в них о некоем «железном мужике»: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах». Кроме потехи с животными, по словам купца, этот «мужик» прислуживал гостям и царю. Подносил чаши с вином, отвешивал поклоны и даже что-то пел. Что именно пел механический слуга, иностранный купец не смог понять, так как плохо знал русский язык.
Автоматон «Рыцарь», воссозданный по рисунку Леонардо да Винчи
Питер Дэнси понимал, что если такая диковина существовала при дворе, значит, должны быть еще какие-то записи других очевидцев, бывавших в России тех времен. Историку пришлось перелопатить целую гору архивных материалов, прежде чем удалось обнаружить свидетельства еще двух иноземных купцов:
Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор. Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но, выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал.
Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад.
Сведений о более раннем существовании механических кукол на Руси обнаружено не было. Зато журналист Д. Ларин, основательно поработав в архиве, нашел информацию о том, что во времена Ивана Грозного не только царь имел в услужении «железного мужика». Такие «мужики» и даже «бабы» были у некоторых его современников.
Еще одно упоминание о человекоподобных куклах при царском дворе относится ко времени правления Петра I. Был у царя сподвижник Яков Брюс – ученый, политик, имевший огромное количество заслуг в научной и военной деятельности. Именно он создал первую русскую обсерваторию в Сухаревой башне.
Имя Якова Брюса было всегда овеяно легендами. Говорили, что он знает астрологию, занимается магией и даже может изменять судьбы людей. А Пушкин вообще считал его «русским Фаустом». Но самой удивительной была история о кукле, сделанной Брюсом для Петра I, которая умела ходить и говорить.
Роберт Ричард. Механический концерт. Три автоматона — клавесинист, скрипач, виолончелист, 1764
Документального подтверждения этому факту нет, но почему бы не предположить, что человек, обладающий таким багажом технических знаний, воспользовался библиотекой Ивана Грозного и создал механическую куклу? Существует мнение, что кукла была сделана не для царя, а после его смерти.
Известно, что по точным параметрам тела Петра I была создана деревянная фигура «Персона». По воспоминаниям современников она была облачена в парадный мундир, руки и ноги ее с помощью шарниров могли двигаться. Даже парик «Персоны» был сделан из настоящих волос Петра I.
Глаза были настолько точно выписаны художником А. Овсовым, что куклу невозможно было отличить от живого человека. Говорили, что детище изобретателя было оснащено механизмами, с помощью которых кукла могла вставать и повторять повелительный жест Петра I.
И, самое удивительное, ее лицо обладало мимикой, чем очень пугало присутствующих. Куда исчезло это потрясающее изобретение, никто не знает. Есть только предположение, что Брюс сам ее уничтожил, поскольку преемница царя Анна Иоанновна терпеть не могла никаких упоминаний о предшественнике.
В конце XVIII века швейцарские часовщики отец и сын Пьер и Анри Дро стали создавать механических людей. Кукол назвали «автоматоны». Механизмы автоматонов XVIII века работали за счет системы пружин, рычагов и зубчатых колес. По сути дела, это были те же часовые механизмы.
Над своим первым механическим человеком Пьер Дро работал почти два года. И в 1772 году автоматон «Писец», состоящий из шести тысяч деталей, был готов. Внешне кукла походила на ребенка 5-6 лет, ростом примерно 70 сантиметров, который сидел за небольшим столом. В ее правой руке находилось гусиное перо.
Автоматон «Писец»
По заказу зрителей Писец аккуратно выводил на бумаге определенный текст. Для этого он опускал перо в чернильницу, затем, дважды отряхнув его, начинал писать. При этом он, как настоящий человек, наклонял голову и будто бы следил глазами за текстом.
Как только страница заканчивалась, Писец ставил точку. После чего посыпал лист бумаги песком, чтобы чернила высохли, а затем стряхивал песчинки. Механический писец мог определить, где находится край листа, переносить текст на другую строку и писать фразы до 40 знаков длиной.
Все это управлялось устройством, состоявшим из набора кулачков, отвечающих за форму, высоту букв и интервалы между ними. Конечно, Писец мог писать только определенные слова и фразы, но использование кулачков другой формы могло расширить его возможности.
Эмиль Фролих с автоматонами, 1906
Другой автоматон, созданный уже сыном Пьера Анри в 1773 году, был «Рисовальщик». Механический человек, похожий на мальчика, состоящий из 2 000 деталей, держал в руке карандаш и рисовал картины. Как настоящий художник, мальчик делал паузы, созерцал свой рисунок, сдувал с него соринки и даже ерзал на скамейке.
Возможности Рисовальщика, как и Писца, были ограничены. Он мог создать только три рисунка: портрет Людовика XV с собакой «Mon toutou» («Мой песик»), Марию Антуанетту с Людовиком XVI и Купидона, управляющего колесницей, в которую были запряжены бабочки. Автоматон также управлялся кулачковым устройством, приводимым в движение часовым механизмом.
Третий автоматон, принесший славу семейству Дро, – «Пианистка», был собран из 2 500 деталей. Привлекательная, миниатюрная девушка с рыжими волосами, исполняющая пять мелодий, сразу же завоевала популярность и симпатию зрителей. Музыка, которую исполняла Пианистка, не была записана.
Автоматон, действительно извлекал ее из клавесина, сделанного по спецзаказу, касаясь пальчиками клавиш. Слегка покачивались локоны в такт движениям Пианистки, вздымалась, будто дышала грудь, прикрытая тончайшим кружевом, кокетливо опущенные глазки следили за полетом изящных пальцев.
Закончив играть, кукла вставала и кланялась зрителям. Одним словом, настоящая музыкантша. Управляющий ею механизм находился под инструментом и состоял из системы труб и мехов, набора кулачков и кривошипно-шатунного механизма.
Все эти куклы были созданы настолько похожими на людей, что многие зрители были уверены в обмане. Чтобы сохранить свою репутацию, изобретателю приходилось во время демонстрации оставлять спины «Писца» и «Рисовальщика», где был спрятан механизм, открытыми.
Не менее известны механические куклы Жака Вокансона, созданные им в 1737 году. Его «Флейтист» был выполнен в человеческий рост, и движения его были вполне человеческие. Кукла выдувала изо рта воздух, а пальцы ее нажимали на нужные отверстия флейты.
Второй музыкант Вокансона был более сложной конструкции: одной рукой он держал флейту и играл на ней, а второй аккомпанировал на тамбурине. В арсенале музыканта было 20 мелодий. Третья известная кукла Вокансона – механическая утка, которая вела себя, как настоящая — ела, пила, крякала, плескалась.
«Утка» Вокансона, схема устройства
Современная Япония – один из признанных лидеров в робототехнике. Но еще в древней книге «Кондзяку Моногатари», увидевшей свет в далеком 1120 году, рассказывается о необычной кукле принца Кайи (794-871 годы).
Во время засухи принц сделал куклу, изображающую мальчика с кувшином. При наполнении кувшина водой, кукла поднимала его над головой и выливала на себя. Люди со всей Японии приходили посмотреть на это чудо и приносили воду, что помогло спасти рисовые поля от засухи.
Это легенда, но, скорее всего, какая-то доля правды в ней содержится. Кукла принца Кайи, возможно, послужила началом средневековому искусству «каракури-нинге». «Каракури» в переводе с японского означает «сложное механическое устройство», а «нинге» – «кукла».
И действительно, эти куклы были исключительно механическими. Японским мастерам запрещалось разглашать тайну создания каракури, поэтому все сведения передавались из поколения в поколение только устным путем. Японцы относились к каракури не как к механизму, а как к чему-то живому. Их не разрешалось разбирать, а интересоваться внутренним устройством куклы было верхом неприличия.
Изготавливали каракури только из дерева определенной породы (в каждом регионе своего), при этом не использовали ни одного гвоздя. Использовались механические куклы для театральных представлений, работы по дому и развлечения гостей.
Самая известная какракури – подающая чай, перемещалась по дому на колесиках, которые были скрыты под длинным кимоно. Чаще всего, кукла находилась в дальнем углу комнаты, откуда и приближалась к гостю.
Она держала на подносе чашку с чаем и ждала, пока гость ее заберет. Когда гость принимал угощение, каракури кланялась и возвращалась в свой угол. Японцы любили эту куклу за то, что она помогала создать непринужденную обстановку и наладить отношения с гостем.
Еще одна интересная каракури изображала лучника «Юми-ири-Дойи». Механический лучник брал стрелу со специальной подставки, накладывал ее на тетиву, поворачивал голову в сторону цели, будто оценивая ее, и стрелял.
Удивительно, как в средневековой Японии, при отсутствии современных знаний, мастерам удавалось создавать механизмы, способные передвигаться и выполнять какие-то действия. Сегодня каракури по праву считаются предками современных роботов.
В конце XVII века французский аббат Микаль создал две говорящие головы. Антуан де Ривароль писал:
В замке Темпль можно наблюдать фантастический механизм. Он привлекает знатоков и любителей поглазеть на чудо. Это две головы из руды, которые говорят настоящими предложениями, и очень четко. Они невероятных размеров, а голоса их нечеловеческие.
Неизвестно, каким образом изобретатель смог заставить головы говорить. В записках Ривароля есть лишь какие-то туманные подробности о том, что головы были снабжены чем-то, похожим на огромные клавиатуры, и цилиндрическими деталями с разметками интервалов между словами.
Использованы материалы статьи Галины Белышевой с сайта oracle-today.ru
Views All Time
3594
Views Today
13
mirtayn.ru
История кукол с древних времен до наших дней – Ярмарка Мастеров
Куклы… на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством — мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.
Перенесемся к истокам кукольного ремесла — в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение — куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.
Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеского тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Молот ведьм» (Я. Шпренгер и Г. Инститорис). Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.
Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.
Кукла Пандора. Франция, 17 век.
Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики.
Механическая кукла «Музыкантша». Автор Анри-Луи Жаке Дроз
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад… Зверушки, барыни, свистульки — народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.
Период правления Петра I был веком реформ — это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.
После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера…
Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если Вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира кукол, Вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!
Фарфоровая кукла. Автор — Александра Кукинова.
Роботы прошедших эпох. Старинные автоматоны
Механические куклы — популярное направление декоративно-прикладного искусства, объединившее точную науку и творческую фантазию. Мечта создать куклу, которая могла бы оживать, двигаться и говорить, будоражила воображение людей.В ХVIII–ХIХ веках появились механические куклы и многофигурные композиции, где каждая кукла исполняла свою роль. Механические куклы копировали пластику живых людей, удивляя и поражая зрителей. Эти очень красивые механические куклы с фарфоровыми лицами и руками, в одежде из дорогих тканей, со сложными механизмами и музыкальными приспособлениями в корпусе или подставке не были предназначены для детских игр, они служили развлечением для взрослых.
Иногда автомат представлял из себя часы с движущимися фигурками или целые сюжетные композиции, например, сцену казни.
Куклы изображали людей и животных, занятых каким-либо делом: играющих на музыкальных инструментах, пишущих или танцующих.
Старинные механические движущиеся куклы в экспозиции Morris Museum of Art
Самый старинный пишущий автоматон- механическая кукла, сделанная из резного дерева Jaquet-Droz в 1772 году
Автор и его создания
Пишущий и рисующий мальчик Henri Maillardet
Так эта механическая кукла пишет и рисует.
Старинный японский писец.
Кукла приносящая чай, тя-хакоби ниньгё.
Это уникальный деревянный механизм.
Назначение: Кукла, обслуживающая гостя во время чаепития – это одна из самых известных и сложных «каракури». Состоятельные горожане любили ее за то, что она помогала легко установить контакт с гостем, завести непринужденную беседу, «растопить лед». Деловые переговоры проходили гораздо легче, если им предшествовал такой ритуал.
Принцип действия: «Чахакоби нинге» держит в руках поднос с чашкой чая. Кукла подходит к гостю и предлагает ему чай. Когда гость берет чашку, деревянный человечек услужливо замирает, ожидая, когда на поднос поставят пустую чашку. Затем кукла разворачивается и возвращается на исходное место.
Она и многие другие сохранившиеся старинные японские куклы выполнена в стиле «кракури нинге».
В переводе с японского «каракури» – это «сложное механическое устройство», а «нинге» («кукла») обозначается двумя японскими символами и означает «человек» и «форма». Чтобы привести в движение «каракури нинге», использовали энергию текущей воды, пересыпающегося песка и даже горячего пара. Тем не менее главным энергоносителем для «каракури» всегда оставался часовой механизм. Он в наибольшей степени соответствовал основному принципу «каракури нинге»: источник энергии был скрыт от взглядов зрителей, кукла двигалась, как живая.
К «каракури» относились не как к изобретению или механической игрушке, а как к чему-то живому, вещи в себе. «Каракури» не разрешалось разбирать, интересоваться внутренним устройством механизма было не принято.
Мастера «каракури», всесторонне образованные люди, подобно античным мудрецам, были математиками, астрономами, химиками, врачами и искусными ремесленниками одновременно. Они были вынуждены вести отшельнический образ жизни, их тщательно охраняли, чтобы не допустить распространения «разрушительной силы знаний».
Китай тоже славится уникальными автоматическими куклами.
Автоматоны и часы из Императорской коллекции в Пекине
Предсказатель судьбы – самый распространенный сюжет среди механических кукол.
У этого оракул, выполненного китайскими мастерами около двадцати разных рисунков.
История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы.
Г.А. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.
Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены белка, петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба.
С 1797 г. и по сегодняшний день часы с павлином являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же — это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
babiki.ru
Старинные механические куклы – Ярмарка Мастеров
Эти механические куклы конца 19 века могут заползти в ваши ночные кошмары.
Наберите побольше воздуха в грудь и взгляните на это фото конца 19-го века, которое показывает, с чем были вынуждены играть дети того времени. С немалой вероятностью, это видение после этого будет неделю являться вам в ночных кошмарах.
«Кукла ползущего ребёнка» первоначально была запатентована Робертом Д.Клеем в марте 1871 года, но показанный на фото прототип — это усовершенствованная модель из коллекции Смитсонианского университета, созданной боссом Клея Джорджем П.Кларком. Неудивительно, что обе модели не возымели успеха — обе были невероятно тяжёлыми, их механизм был достаточно капризным, и даже не смотря на то, что они продавались вместе с одеждой, прикрывающей их внутренности, они, как не трудно догадаться, всё равно оставались фантастически пугающими.
А эта восьминогая кукла демонстрирует очень инновационный дизайн для своего времени: колесо со спицами-ногами, которые позволяют кукле «ходить» по полу. Кукла была одета в длинное широкое платье по моде того времени, которое скрывало механизм ног, так что были видны только две «идущие» ноги.
Стоимость этой необычной куклы, вырезанной вручную, с эмалированными глазами, гибкими шарнирными соединениями и деликатно окрашенными деталями, не была потеряна для коллекционеров: она была продана за $ 7500 (USD) на аукционе в июле 2012 года.
В 1862 году в США была запатентована кукла с зубодробительным названием Autoperipatetikos (т.е. шагающий автомат). Заводная кукла довольно бодро ковыляла по полу и влюбляла в себя девочек по всему миру.
Кстати, старушки-куклы до сих пор не утратили резвости (см. видео).
Честно говоря, не по себе становится от старинных заводных кукол, шагающих, плавающих или ползущих. Потому что движутся они как зомби в фильмах, механически и рывками (хотя, возможно, в свое время, пока детали были новы, им была присуща большая грациозность). А вам они как?
www.livemaster.ru
Тайны старинных кукол — Наши мечты за нас никто не исполнит !
Куклы не умирают — в них просто перестают играть.
В. Пелевин.
Кукла немецкого мастера Клинга (рубеж XIX — XX вв.). Музей уникальный кукол, г. Москва
Кукла — воплощение детского мира, где все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с ним. И для кого-то куклы становятся главным делом жизни. Благодаря им появляются уникальные коллекции старинных кукол, в их руках рождаются куклы — произведения искусства.
Я сама не являюсь ни коллекционером, ни создателем кукол. Но на любительском уровне интересуюсь этой темой и всегда с удовольствием посещаю кукольные выставки. Этот интерес привел меня в Московский музей уникальных кукол.
История музея началась в 1996 году, с коллекции антикварных кукол и раритетов театральной художницы Юлии Вишневской. С тех пор, коллекция постоянно пополняется. Нередко кукол дарят владельцы, желающие, чтобы их «подопечные» обрели новую жизнь в музее. При музее работает мастерская, где кукол реставрируют, одевают в одежду соответствующей эпохи, и они занимают достойное место в экспозиции музея. Здесь уже расположились старинные «барышни» родом из Франции, Германии, Англии, Голландии, России, Японии. На небольшой территории я провела два часа, и получила большое удовольствие. В витринах музея расположились действительно уникальные экспонаты, передающие атмосферу своего времени.
01.
02.
03. Кукла фабрики Брю (Bru) — «Модная дама» (1872 г.)
04.
Леон Казимир Брю по праву носит титул «певца красоты», настолько хороши его куклы — романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, ангельским выражением лица и легкой улыбкой на лице. Куклы были одеты по последней моде, и своим видом олицетворяли богатство, роскошь и элегантность. Парик кукол делали из мохера, фетра или настоящих волос, тело — из розовой или белой лайки, а руки и ноги — из фарфора или дерева.
05. Одна из первых заводных механических кукол (начало XX века)
06. Кукла -грелка из гипса (Англия, вторая половина XIX века)
07. Восковая кукла-статуэтка (Франция, середина XIX века)
08. В этой витрине восковые куклы английских мастеров XIX века и куклы из глазурованного фарфора ( Австрия, XIX в.)
Термин «восковые куклы» используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем; восковыми у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног. Особым успехом восковые куклы пользовались в Англии.
09. Рассматриваю следующую витрину.
В центре- кукла с фарфоровой головой и лайковым телом французского мастера Франсуа Готье (вторая половина XIX в.) Мануфактура Фернана Готье (Gaultier) считается одним из старейших предприятий в кукольном производстве. В 1867 году он построил в Сен-Морисе фабрику фарфорового производства и запатентовал метод разрезания бисквитных фарфоровых голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. В дальнейшем, эту технологию использовали многие знаменитые фирмы.
10. Кукла-цветочница из композита (Голландия, вторая половина XIX века)
11.
12. Дама в подвенечном наряде и мужчина в цилиндре. Это деревянные английские шпилечные куклы, из которых обычно выстраивались сценки на религиозные и исторические темы
13. Фарфоровые куклы фирмы Й.-Д. Кестнера (Германия, рубеж XIX — XX вв.)
14.
15.
16. Кукольная посуда
Кукольную посуду делали на тех же фабриках, что и посуду для людей. В этой витрине слева — сервиз российских фабрики «Гарднер» и «Кузнецов». Эти фабрики в XIX веке выпускали лучший фарфор в России и один из лучших в Европе.
17. Посуда российских фабрик
18.
19. Немецкие куклы фирмы А. Марселя (конец XIX -начало XX вв.)
20.
21. Куклы немецких мастеров конца XIX — начала XX вв.
22.Кукла немецкого мастера Клинга (рубеж XIX — XX вв.)
23. В карете — куклы немецких мастеров А Шонау и К. Хоффмайстера, кукла в красно-зеленом наряде — игрушка «Маротте», в переводе с итальянского — «вертушка»
24. Фарфоровая кукла фабрики «Шраер и Фингергут» (Россия)
25. Восковые куклы английских мастеров сер. XIX в.
26.
27. Литые восковые куклы английских мастеров XIX в.
28. Кукла из папье -маше (Франция, начало XIX в.)
Такие прекрасные создания не могли остаться без кукольных домов, поэтому появлялись компании, производившие сопутствующие игрушке предметы и аксессуары. Часто продукцию для кукол производили на тех же фабриках, что и для людей.
29. Кукольные швейные машинки фирмы «Zinger» (Германия, XIX века)
30. Кукольная утварь
31. Большое внимание уделялось кукольной обуви
32.
33.
34.
35.
36. Сумочка- тоже важный аксессуар
37. Зонтики для кукол
38. Музыкальные кукольные автоматы (Франция, вторая половина XIXв.)
39.
40.
41. Кукла наследника Тутти. Сделана потомственным кукольным мастером В.В. Малахиевой в 1965 году для фильма «Три толстяка»
42. Японский кукольный дом, изображающий буддистский храм (XIX в.)
43. Японские куклы (начало XX в.)
44.
45. Кукла Kewpie
В начале XX века появились куклы с кокетливым выражением лица и глазками, смотрящими в сторону. Наибольшую популярность завоевала кукла «Кьюпи» (Kewpie), со «склеенными» ножками, расставленными ручками, отлитым чубчиком и большими круглыми глазками. Высота игрушки варьировалась от шести до сорока сантиметров. В 1913 году куклу запатентовала американка Роуз О’Нейл.
46. Кукла российской фабрики «Шраер и Фингергут» (конец XIX — начало XX вв.)
47. Кукла российской фабрики «Шраер и Фингергут» (конец XIX — начало XX вв.)
48. Кукла российской фабрики «Шраер и Фингергут» (конец XIX — начало XX вв.)
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57. Куклы немецких фабрик (конец XIX — начало XX вв.)
58.
59.
60.
61.
62.
63. Куклы фабрики «Кеммер и Райнхардт» ( Германия, конец XIXв. )
Фабрика «Кеммер и Райнхардт» стала первой, кто начал делать куклам ротик с зубками. Затем, вдохновленная новым реализмом,фирма создала длинную череду характерных кукол, чем завоевала феноменальную популярность.
64. Куклы фабрики «Кеммер и Райнхардт» (Германия, конец XIX в. )
65.
66.
67. Куклы немецких фабрик (XIX в.) — собирательный образ немецкого ребенка
68.
69.
70. Куклы французских мастеров
Французские куклы — дамы и куклы-девочки выглядели как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпках, с непременными зонтиками. Иногда куклы продавались и «без одежды», с расчетом, что девочки и их мамы сами обошьют свое сокровище. Некоторые куклы крепились к коляскам с находившимися в них маленькими куколками.
Кукла в боа с зонтиком — механическая кукла фабрики Ж.-Н. Стейна, первого производителя шагающих кукол. Если таких кукол вести за руку, то они «сами» будут двигать ногами и поворачивать голову.
71.
72.
73. Кукла французского мастера Ф. Готье ( 70-80-е годы XIX в.) из коллекции жены бывшего наркома просвещения А, Луначарского
74. Современные авторские куклы (Англия, Франция, Германия XXв.)
75.
76.
77.
78. Французская будуарная текстильная кукла начала XX в.
79. Французская будуарная текстильная кукла начала XX в.
80.
81. «Бабушка, которая вяжет» — редкая кукла — музыкальный автомат
82. Куклы из мультипликационного фильма
83. Характерная кукла конца XX в.
84. Фигурки из хлебного мякиша
85.
86. Кукла в наряде от российского дизайнера Елены Супрун
87. Кукла в наряде от российского дизайнера
88. Чудо-кукла )
89. Кукольный дом
90. Кукольный дом
Так я провела время в удивительном и красивом мире старинных кукол.
Музей находится по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 13 стр. 2
Работает с 10.00 до 18.00, перерыв 14.00 – 14.30 ежедневно, кроме понедельника.
Музей проводит увлекательные экскурсии в волшебный мир старинных кукол. Вторник, среда, четверг – экскурсионные дни (экскурсии в 12.00, 14.00 и 16.00)
Перед посещением рекомендую заглянуть на на сайт музея .
Много интересного об истории кукол я узнала из энциклопедии «Куклы мира» от Мир Энциклопедий Аванта+.
vikni.livejournal.com
Это интересно
В XIII веке далеко не каждая семья могла купить куклу своему ребенку, поэтому ребенка со своей собственной куклой можно назвать счастливчиком.
Какие были куклы в 18 веке? Чаще всего это были деревянные, соломенные, тряпичные или восковые куклы.
Соломенная кукла Met, конец 18 века:
Деревянные куклы:
Музей Лондона, 1766-70 Музей Bowes, с 1735
V & A, C 1690-1710
Деревянная шарнирная кукла, 1740г:
Восковая антикварная кукла, Миссис Пауэлл в свадебном наряде, 1761г:
Деревянные куклы:
Male Court Doll, Франция 1780г
V & A, 1740
Источники фото:
1. georgianaduchessofdevonshire.blogspot.ru
2. larsdatter.com
Похожие темы:
Антикварная кукла
Краткая история игрушек
Японские коллекционные куклы Ichimatsu
Текстильная кукла Raggedy Ann
www.oytoy.ru