Техники вышивка – Виды вышивки, фото и названия

Содержание

виды и техника их выполнения

Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки. В этой статье мы разберем, какие бывают швы для вышивки и как их использовать.

Основные термины и определения

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций стежков, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, вышивальный шов состоит из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

Какие бывают швы для вышивки

Шов “вперед иголку”

Шов «вперед иголку» – простейший шов в своем исполнении. При окончательном виде, шов с двух сторон ткани выглядит одинаково. Используется для вышивания четких границ и контуров рисунка, например,  при вышивке гладью или крестиком, узоры на блузах, сумках.
Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, проделывают «вперед иглу» справа налево, двигаясь, все время вперед, набирая при этом один и сразу несколько стежков. Во время исполнения нужно следить за расстояниями между стежками – они должны быть одинаковыми и равномерными.

Шов “назад иголку”

Этот шов еще называют “за иголку” или “строчка”, также очень просто выполняется, а стежки также нужно делать в направлении справа налево. «Строчка» очень похож на шов, проделанный машинкой для шитья. С лицевой стороны шов «строчка» выглядит очень аккуратно, все готовые стежки плотно прилегают друг к другу, а на изнаночной стороне стежок можно сравнить с длиной двух стежков с лицевой части ткани.

Стежки этого шва все должны быть одинаковые. Шов выполняется двумя разными способами, вы можете выбрать тот, который проще для вас.

Способы выполнения:
  • В первом случае иглу с ниткой выводят на лицевую сторону, следующий прокол иглой на ткани делают правее места первого прокола на  расстояние, равное длине стежка. Это будет ваш первый лицевой стежок. Далее иглу с нитью протягивают по изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее 1-го прокола на то же расстояние. Это ваш первый изнаночный стежок.

При выполнении второго стежка, иглу с ниткой ведут слева направо и вкалывают в место прокола, которым заканчивался первый лицевой стежок. Снова проводят иглу на изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее второго стежка. Потом опять вводят иглу в прокол, который закончил ваш предыдущий стежок. На лицевой стороне этот шов выглядит сплошной строчкой стежков, очень похож на  строчку от швейной машины.

  • Во втором случае выполнения строчевого шва, после того, как вывели иглу с нитью на лицевую сторону, делают  прокол справа от выхода рабочей нити на то расстояние, которое вы хотите видеть у стежка. Потом протягивают ее по изнаночной стороне ткани и выводят левее первого прокола на расстояние, немного большее, чем длина вашего первого стежка. В этом случае применения такого шва на лицевой стороне получается пунктирная строчка с равным расстоянием между стежками.

Тамбурный шов

Классический тамбурный шов

Тамбурный шов – простой шов, выполнение которого происходит крючком с острым концом или иглой по готовому рисунку на льне, хлопчатобумажной ткани, шелке или другой ткани. Шов чаще всего выполняется шелковыми, хлопчатобумажными или льняными нитями. Шов применяется для аккуратной вышивки по контуру изделия, для гобелена и глади, в счетных швах, для фиксации края изделия, а также для ровной строчки и ажурной вышивки изделия.

Для облегчения шитья, тамбурный шов советуют исполнять сверху вниз. Игла с нитью выводится на лицевую сторону, делается петля и ведется в ту же точку или рядом, откуда было начало. Все это время петелька не затягивается полностью, и иголка выводится на поверхность ткани в точке, примерно на 0,5 см ниже точки начала. Далее нужно натянуть нитку так, чтобы петля аккуратно легла на ткань. Когда сделана следующая петелька, игла ведется в последнюю точку, где была закончена и выводится опять же на лицевую сторону внутри данной петли. Можно заметить, что шов получается аккуратный, петля в петлю, а на изнаночной стороне – строчный шов.

Тамбурный шов зигзагом

Тамбурный шов можно сделать зигзагообразным. Для этого шва иглу с ниткой для следующего стежка цепочки вкалывают в ткань не строго вниз по вертикали, а с наклоном то вправо, то влево. Наклон вы устанавливаете сами по желанию. Он может быть небольшим, а может и существенно отклоняться в стороны. Образуется зигзагообразная цепочка. Такой тип шва можно использовать для вышивания мелких деталей, листиков и лепестков.

Петля с прикрепом

Этот шов является вариацией тамбурного шва. Единственная разница – при выполнении петли игла вкалывается не в тот же самый прокол, из которого она выходила изначально. Она входит очень близко к нему, но не рядом. Игла с рабочей ниткой выводится на лицевую сторону, но не в середине петли, а в вершине дуги и делается закрепка этой петли. Такие швы используют при вышивании цветов с лепестками, например ромашек или маргариток. Также шов петля вприкреп используется в вышивке лентами.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов – простой шов, выполняющийся при вышивании гладью на льне или на хлопчатобумажной ткани. При вышивании он выглядит как пара прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Используются такие швы для вышивки рисунков по контуру и для обработки самых маленьких деталей мотива. Вышивка производится на хорошо закрепленном полотне, заранее постиранном и поглаженном. Нить для работы должна быть не слишком длинной, чтобы избежать возможного перекручивания и запутывания.

Техника подразумевает вышивание слева направо. Прикрепляется нить на изнаночной стороне без узелка –  двумя последовательными стежками по самому краю рисунка. После в правую сторону вышивается первый стежок. Затем под изнанкой игла возвращается влево и выводится на лицевую сторону в середине первого стежка. Это начало вашего второго стежка.

Нить не должна быть сильно натянута, так как может пойти перекос по рисунку. Важно следить при выполнении следующего стежка, чтобы нитка всегда находилась над иглой.  Не под иглой, и всегда с одной стороны от иглы – справа или слева.

Шов Гольбейн

Шов Гольбейн – простой шов, одинаково выглядящий при вышивке с лицевой и с изнаночной стороны. Вышивка швом Гольбейн выглядит как стежки «вперед иголкой». Но после игла возвращается назад, заполняет оставшиеся пустые места между стежками. Опытные вышивальщицы при этом переворачивают ткань и вышивают в обратном направлении к самому первому стежку.

Ткань под вышивку швом Гольбейн подходит хлопчатобумажная или льняная равномерного плетения. Иголка подойдет тонкая гобеленовая с тупым кончиком, такая игла не будет разделять ткань на нити. Рабочая нить должна соответствовать толщине нитям ткани, обычно одинарная.

Петельный или обкидной (краеобметочный) шов

Шов петлями или обкидной шов – несложный шов. Такие швы используются для вышивки узоров на ткани, а также для обметки проделанных петель и аккуратной обшивки краев изделия.

Шьют обкидным швом всегда слева направо. Во время вышивания, необходимо следить за нитью, она должна всегда быть перед иглой, делая петлю. Надо вытянуть иголку с рабочей ниткой  с изнаночной на лицевую сторону. Опустить нитку вниз и выполнить петлю. Потом выполнить стежок с изнаночной стороны так, чтобы нить находилась под острием иглы. После этого протянуть иголку, чтобы образовалась петля.

Ширина, высота и направление шва всегда определяется самостоятельно.  Расстояние между стежками варьируется в зависимости от того, какой шов вы хотите получить – плотный (рис. а) или нет (рис. б).

Шов “елочка”

Шов «елочка» – простой шов для отделки изделий. Внешне шов похож на петельный (обкидной) шов или раскрытую тамбурную петлю.

Шов «елочка» выполняется в два шага. После закрепления нити игла прокалывает лицевую сторону на изнаночную и выводится на лицевую сторону. Рабочая нить  обязательно должна находиться под острием иглы. Образовалась одна сторона шва. Следующий стежок выполняется также, но с другой стороны шва и ниже.

Крестиковые швы для вышивки

Полукрест или шов роспись

Шов «полукрест» или «роспись» – несложный двусторонний шов, выполняющийся сначала вперед, потом назад (рис. а). По сути, это первая палочка стандартного крестика. Шов начинают с левой стороны направо по контуру узора, прокладывая стежки «вперед иголкой». После этого, наоборот, двигаются с правой стороны налево. При этом заполняют оставшиеся расстояния с предыдущего ряда. Два раза сделанные стежки не перекрываются. Идеальная линия получается при правильном уколе иглой в предыдущий укол.

Шов крестик

Шов «крест» – простой шов, получающийся путем двух перекрещивающихся между собой стежков. Вышивают таким швом обычно различные узоры на льне по обозначенной канве или по контуру с определенными точками.

Гобеленовый шов

Он напоминает шов «полукрест», выполненный по диагонали (косое гобеленовое шитье) или по вертикали.

Гобеленовый шов всегда вышивают в одном направлении — слева направо. Косое гобеленовое шитье  выполняют диагональным стежком снизу вверх, т.е. из левого нижнего угла в правый верхний. Стежки с изнаночной стороны выглядят вертикально.

Косая гладь

Шов «косая гладь» служит для заполнения узора, где сама форма, например, небольшие цветы, не предназначена для равного создания стежков. Шов начинается с наметывания контурного шва «вперед иголкой». Далее вся площадь заполняется косыми небольшими стежками. Стежки делаются сверху слева направо.

“Пышечка”

Шов «Пышечка» или «Горошек» исполняется по двухслойному настилу, поэтому шов на изделии имеет выпуклую поверхность. Контур узора наметывают швом «вперед иголку». Настил прокладывают вдоль формы, далее по настилу контура вышивают двустороннюю гладь.

Венгерский шов

Если вас заинтересовали счетные швы для вышивки, то венгерский стежок – один из них. Это рисунок, состоящий из прямых швов разной длины. Он довольно легок в выполнении и его можно использовать для заполнения больших участков в рисунках. Такой шов очень эффектно выглядит, если он выполнен нитками контрастных цветов.

Как выполняется:

  1. Иглу надо вывести на лицевую сторону из левого верхнего угла вашего рисунка. Направление вышивки слева направо. Далее вышейте блок из 3 вертикальных стежков в форме ромба.  Длина стежков в 2, 4 и 2 нити канвы. У вас получился ромбик. Продолжайте вышивать ряд с промежутками в 2 нити канвы. Вы их потом заполните другими ромбиками. Направление движения не принципиально. Вы можете начать вышивку с той стороны, с которой вам наиболее удобно. 
  2. Чтобы вышить следующий ряд, разверните иглу в конце ряда. Продолжайте вышивку в обратном направлении, справа налево. Таким образом, ваш первый стежок второго ряда будет расположен под первым стежком верхнего блока. Следующий ряд вышивайте такими же блоками стежками той же длины (2-4-2). Накладывать их нужно вплотную к уже ранее вышитым блокам. 
  3. Чтобы заполнить ваш рисунок, просто повторяйте ряды.

 

 

vishivausama.ru

Вышивка крестом: инструкция для начинающих

Вышивка крестом – вид рукоделия, который дошел до нас из эры первобытных людей. В то время люди в качестве ткани использовали шкуры животных, а в качестве нитей – жилы, шерсть или волосы. Инструментом же для вышивки служили каменные или костяные иглы. Сейчас мы имеем уже усовершенствованный современный вид такой техники как вышивка крестом, которым пользуются все мастерицы нашего времени.

В настоящее время существуют специальные наборы для вышивки крестом, в которых уже подобраны ткань и нити и составлена схема рисунка, поэтому для начинающих это идеальный вариант, который позволяет научиться вышивать крестиком в короткие сроки.

Для вышивания крестиком нам понадобятся: гобеленовая игла, схема рисунка, нитки, пяльца, ткань (канва). В технике вышивка крестом используют специальную ткань канву, у которой явно видимое переплетение нитей. Это позволяет легко ее поделить на квадратики, в которых вышиваются сами крестики. В наборах для вышивания иногда бывает, что рисунок уже нанесен цветом на ткань, тогда вышивать можно сразу по ткани, используя рекомендованные цвета нитей.

Что нужно знать перед началом работы

Некоторые очень важные советы, как вышивать крестиком. Если им следовать, то обучение на будет долгим и трудным.

  • В технике вышивания крестиком существует одно правило, которое необходимо запомнить и строго ему следовать.

Все ряды должны идти в одном направлении, т.е. верхние стежки должны быть направлены в одну сторону.

  • Начинающим рукодельницам лучше всего на начальном этапе использовать небольшие схемы для вышивки, в которых не более четырех цветов.
  • Начинать вышивку нужно с более темного оттенка цвета.
  • Для лучшего натяжения ткани и удобства надо использовать пяльца.
  • Для закрепления нити ни в коем случае не использовать узел. Необходимо оставлять небольшой хвостик нити на изнаночной стороне ткани. Его потом легко спрятать под ряды вышивки.
  • Количество нитей в игле обязательно должно быть четным.
  • Заполнять рисунок надо начинать с левого верхнего угла, тогда крестики будут идти слева направо.
  • Нельзя начинать вышивку с середины узора, иначе можно запутаться в схеме.
  • При вышивании крестиком стежки одного крестика всегда выполняются в одном квадрате.
  • Игла расположена всегда вертикально по отношению к ткани, т.е. конец иглы должен смотреть либо вверх, либо вниз.

Вышивка крестом: пошаговая инструкция

Как закрепить нить на канве

Закрепление нити в начале вышивки
  • В уголке квадратика пропустите иглу с нитью. 
  • Затем снимите иглу, у вас получится одна нить, продетая в уголок.

  • Теперь оба конца нити вставьте в иглу и выполните первый диагональный стежок слева направо.

  
Это самый простой способ закрепить иглу на ткани.

Закрепление нити в конце работы

Когда вы закончили вышивать узор полностью, выведите иглу на лицевую сторону вышивки и проведите ее под последними вышитыми крестиками.

Обрежьте оставшуюся часть нити.

Одинарный крестик (традиционный способ)

Такой крестик образуется из двух диагональных стежков, наложенных друг на друга.
Выведите иглу с изнаночной на лицевую сторону, оставив на изнаночной стороне хвостик нити длиной около 10 см.

Используя квадратик канвы, из левого нижнего угла выполните стежок в правый верхний угол. У вас получится нижний диагональный стежок, а игла с ниткой окажется на изнаночной стороне (рис.1).

Затем, выпустив иглу с нитью в правый нижний угол на лицевую сторону, выполните верхний стежок из правого нижнего угла в левый верхний угол квадратика канвы (рис.2).

Ряды крестиков (датский способ)

При использовании этого способа сначала выполняется ряд рисунка диагональными стежками полукрестами, затем этот ряд ведут в обратном направлении.

Ровные ряды

Выполните первый ряд диагональными стежками слева направо. Острие иглы смотрит вниз. Завершите этот

ряд стежками полукрестом справа налево.

Уменьшающиеся и увеличивающиеся ряды рисунка

При выполнении вышивки рядами крестиков, необходимо начинать работу с самого длинного ряда и двигаться слева направо. Таким образом, далее придется выполнять уменьшающиеся ряды. Это проще, потому что последний крестик ряда заканчивается переходом на новый ряд.
Выполните первый самый длинный ряд диагональными стежками слева направо. Острие иглы смотрит вертикально вниз.
Закрывающим стежком закончите полностью последний крестик этого ряда. Игла расположена острием вниз.
Поверните иглу острием вверх и начните выполнение второго ряда схемы, двигаясь справа налево. Острие иглы при этом направлено вверх.
Закрывающим стежком выполните последний крестик второго ряда. Острие иглы направлено вниз для выполнения уже третьего ряда схемы.
Покройте третий ряд схемы диагональными стежками, двигаясь опять слева направо. Острие иглы направлено вниз.
Полным крестом закройте третий ряд, при этом острие иглы опять смотрит наверх.

Двусторонний крестик

Довольно несложный вид крестовой вышивки. Как вышивать двусторонним крестиком, можно научиться довольно легко.

Первый ряд делаем полукрестами через одну клеточку (рис.1). На изнаночной стороне мы получаем полукресты в пропущенных на лицевой клеточках.

По окончании ряда мы движемся назад, и наши стежки покрывают первоначальные. Таким образом мы получаем полноценные крестики. На изнаночной стороне получаются кресты, расположенные через одну клетку (рис.2).

После этого вышиваются наклонные стежки, которые должны покрыть стежки в пропущенных клетках.

Следующие ряды рисунка выполняются по такой же схеме (рис.3).

Вышивка плетеным славянским крестом

Чтобы вышивка славянским крестом смотрелась красиво, длинный диагональный основной стежок должен быть в два раза длиннее покрывающего стежка. Поэтому работа также ведется слева направо.
Выполните длинный диагональный стежок на два квадратика канвы (от точки А до точки В на фото). Затем проведите иглу к точке С. Выполните закрывающий диагональный шов на один квадратик (точка Д) и проведите иглу к точке Е. С этой точки начнется новый крест. Выполните длинный диагональный стежок на два квадратика канвы через точку F к G.
Проведите иглу обратно к точке В, чтобы закрыть стежок и к точке С. Это точка послужит началом нового длинного стежка.

Итальянский двусторонний крест

Сейчас это забытая уникальная техника вышивания. Но, тем не менее, работы, выполненные в такой технике смотрятся очень примечательно из-за рельефности этого шва. Применяется он преимущественно в технике вышивания ассизи. Вышивка выглядит очень аккуратной из-за того, что ткань не просвечивает через узоры.

Как вышивать итальянским крестиком:

(смотрим схему)

Первый стежок делается слева направо в верхний правый угол (1-2). Затем игла возвращается в точку выхода из нижнего левого угла (1). Делается горизонтальный стежок вправо (3-4).

Далее, игла опять возвращается в изначальную точку выхода (1). Делается вертикальный стежок снизу вверх (5-6).

Заметьте, что верхние покрывающие диагональные стежки еще не делаются. Их делают после того, как вы вышьете первый ряд рисунка (19-20, 21-22, 23-24). Такой способ позволяет рисунку смотреться более гармонично.

Существует способ попроще, в котором каждый крест вышивается отдельно. Когда вы переходите на следующий крестик после того, как полностью закончили предыдущий.

Первый стежок идет также вверх, но из правого нижнего угла (1-2). Потом игла выводится из верхнего правого угла вниз в левый (2-3). Затем выполняется стежок из правого верхнего угла в левый нижний (3-4).

Следующий шаг – игла идет в левый верхний угол и делается вертикальный стежок сверху вниз (5-6).

А следующий стежок пойдет вертикально вниз из правого верхнего в правый нижний угол (7-8).

Потом иглу выводят в левый нижний угол и делают горизонтальный стежок слева направо (9-10). Теперь в левый верхний слева направо (11-12). Когда закончили полностью предыдущий крестик, можно переходить к следующему.

Болгарский крест

Болгарский крест еще называют двойной крестик, звездочка, снежинка, крест Левиафан. Его характерная особенность – два диагональных стежка в одной клетке. Если работа выполнена таким стежком, то ее очертания более резкие. Поэтому рисунок более контрастный и выпуклый. Если орнамент выполнен таким крестом, тогда он выглядит более “живым” и насыщенным. Основными темами в схемах, где используют такой шов, являются ковры, гобелены, пледы. То есть это предметы, где необходимо заполнять рисунок полностью.

Для такой вышивки подходят ткани с крупным переплетением нитей.

Это совсем несложная техника, как кажется на первый взгляд, очень легко научиться, как вышивать болгарским крестиком . Здесь применяются все основные правила, которые используются при любой вышивке крестом:

  1. все ряды должны идти в одном направлении слева направо
  2. игла направлена вертикально острием вниз или вверх. Единственное исключение – размер крестика составляет 2 квадратика канвы или 8 на 8 нитей льна.

Болгарский крест выполняют из четырех стежков, таким образом один крест накладывается на другой.

Техника выполнения:

Начните работу с левого нижнего угла квадрата канвы. Выполните диагональный стежок в правый верхний угол (рис. от точки 1 до точки 3). Затем выполните закрывающий стежок из правого нижнего угла в левый верхний (рис. от точки 2 до точки 4). У вас получился обычный одинарный крестик. Теперь игла проходит через середину расстояния между точками 4 и 3 (на рисунке точка 5).

Выполняем вертикальный стежок вниз к середине расстояния между точками 1 и 2. (Это точка 6 на рисунке). Теперь выполняем горизонтальный стежок из середины точек 1 и 4 к середине точек 2 и 3. (Это точки 7 и 8 на рисунке). Ваша звездочка готова. Можно делать новую звездочку.

Существует много техник национальной вышивки, в которой используются и другие разновидности крестика.

vishivausama.ru

ВЫШИВКА

В разделе ВЫШИВКА: полезные советы и мастер-классы, уроки для начинающих, большое количество схем для вышивки, справочная информация по разным техникам вышивания и инструментам для работы. В нашей коллекции уже более 2

Читать дальше

Вышитая бабочка — красивое напоминание об ушедшем лете, легкости и быстротечности бытия. Не потому ли мы так любим вышивать бабочек? Крестиком и гладью, лентами и декоративными швами, бабочки всегда неповторимы в свое

Читать дальше

Бывает ли так, чтобы рисунок ткани стал причиной для того, чтобы мы взяли в руки иголку с ниткой и захотели вышивать? Бывает и еще как! Если в ваших рукодельных закромах залежался отрез клетчатой ткани, где цвет клеточ

Читать дальше

Вышивка берлинго хоть вещь и специфическая, но этим и примечательна. Вышить и собрать берлинго — одно из тех рукоделий, которым можно заниматься с большим интересом и упоением. В рамках сегодняшней замеки вы узнает все

Читать дальше

Вышивка бискорню занимает особое место в сердцах вышивальщиц. А почему, догадаться не сложно. Во-первых, из-за её забавного вида. В переводе с французского бискорню означает кривулька (от фр. biscornu – изогнутый). Во

Читать дальше

Техника вышивки «барджелло» или bargello. Она же «флорентийское шитье» или «флорентийская вышивка». Она же «венгерский стежок». До сих пор историки спорят, возник ли этот яркий и красочный вид вышивки в средневековой И

Читать дальше

Черная вышивка или блэкворк (blackwork) в свое время получила свое название прежде всего благодаря по цвету ниток, которыми выполнялась работа различными счетными швами. В средние века было модно украшать черной вышивк

Читать дальше

Вышивка бисером — удивительно красивый вид рукоделия, который манит многих. Но и пугает одновременно, ведь подобный проект предполагает работу с множеством мелких деталей. Здесь лучше всего действовать согласно пословиц

Читать дальше

Предыстория ковровой вышивки История возникновения ковровой вышивки уходит корнями в зарождение Средневековья. Родиной ковров считается Персия, где уже в 3 веке н.э. появились первые мануфактуры по производству этого т

Читать дальше

www.darievna.ru

«Вышивка Crewel и Якобинская вышивка»

Вышивка Crewel
(крюил) или Crewelwork – это вид декоративной вышивки выполненной в смешанной технике с использованием шерстяных ниток и большого разнообразия обычных вышивальных швов (В книге Эрики Уилсон насчитывается более 60 швов, при этом ни одного эксклюзивного, применяемого только для этой вышивки). При этом скрученная двухслойная шерсть позволяет создавать объем, глубину и текстурированную фактуру, которые эффектно выделяют вышивку Crewel среди других ей подобных. Разновидностью вышивки Crewel является «якобинская вышивка», которая отличается характерной стилистикой растительных мотивов. Немного истории: История вышивки шерстью, которая со временем получила название Crewel, насчитывает уже более тысячи лет, а вот ее происхождение, вероятнее всего, так и останется одной из загадок истории.
Виной тому, максимальная доступность материалов
(полотно и шерсть)
, необходимых для ее создания, и, как следствие, большая популярность в самых разных странах мира. По всей видимости, шерстяная вышивка появилась где-то на Востоке (Персия или Турция), оттуда попала в Египет, Древнюю Грецию и Рим, а вместе с римскими завоевателями распространилась по странам Европы и Азии (в Северной  Монголии был  найден фрагмент  вышивки с изображением кочевого воина, датируемый I веком до н.э). Упоминания о вышитой шерстью церковной утвари можно найти в библейских источниках или дошедших до нас описаниях древних иудейских праздников.  К наиболее древним, хорошо сохранившимся европейским образцам вышивки Crewel относится знаменитый Гобелен из Байё датированный XI веком н.э. вышитый шерстью по льняному полотну шириной 53 см и длиной 68,38 м (!!!) (сейчас находится в музее во Франции). Что же касается Англии, которая наградила шерстяное шитье не только названием Crewel
XV века так стали называть любую вышивку шерстью), но и хорошо узнаваемыми техниками и дизайнами, то там эта практичная и нарядная вышивка появилась в начале V века и в неизменном классическом виде просуществовала примерно до начала XV века. Название Crewel произошло от старо-валлийского  слова «сruell», которое означало «шерсть».  Первоначально для этой износостойкой вышивки использовались только суровое льняное полотно и плотно скрученные двухслойные шерстяные нитки. Однако в Средние века вышивка Crewel стала приобретать все более яркую декоративную направленность. На смену чисто шерстяной пришла сложная разнофактурная вышивка шерстяными и шелковыми нитями по шелку, льну или шерсти.
Большой поклонницей и популяризатором этого вида рукоделия стала королева Елизавета I (1533-1603). В 1561 году она утвердила устав Гильдии Вышивальщиков, которая носила длинное название «Keepers and Wardens and Society of the Art and Mystery of the Broderers of the City of London» («Хранители и стражи и общество искусства и таинства вышивки города Лондон»). Эти ремесленники (только мужчины) занимались вышиванием масштабных полотен. После завершения каждой части большой работы, они предоставляли вышивку на суд членов Гильдии Вышивальщиков. В том случае, если она не проходила «худсовет», работу сжигали и вышивали заново.
Вслед за большинством английских аристократок той поры, отдавала дань модному увлечению Crewel  и королева Мария Стюарт (1542-1587), проводившая за шерстяной вышивкой бесконечные дни заточения.
Что касается тематики и предназначения, то вплоть до начала XVI века шерстяная вышивка, как, впрочем, и все другие, «работала» в основном на церковь и высшие эшелоны власти. Но в XVI веке в Англии было налажено производство доступных по цене стальных игл (появившиеся за 150 лет до этого немецкие стоили очень дорого и никак не способствовали широкому развитию рукоделия). С появлением дешевых игл вышивка Crewel набрала новый небывалый доселе размаха, а большой станок для вышивания стал привычным предметом мебели  в домах самого разного достатка.  Вышивалось буквально все – церковная утварь, одежда, аксессуары и, конечно же, предметы интерьера.  Наибольшей популярностью среди них пользовались шторы, настенные панели, покрывала и балдахины для постели, которые призваны были спасать от лютой стужи и ужасных сквозняков, как владельцев роскошных каменных замков, так и хозяев домов поскромнее.  В качестве основы для вышивки Crewel традиционно использовали
плотную льняную и хлопчатобумажную саржевую ткань
; в цветовой палитре отдавали предпочтение шерсти сине-зеленой гаммы с небольшими вкраплениями желтого и приглушенного красного, а вот в отношении швов существовала полная свобода самовыражения, хотя наиболее популярными были шов цепочка, французские узелки, стебельчатый шов, плоская гладь, сатин, перышко, елочка и шов вперед иголку
Индийский ситцевый полог
В первой четверти XVII века в период правления Короля Якова I (1566-1625) классическая вышивка скрученными шерстяными нитками приобрела те затейливые линии, которые отличают ее и по сей день. Появлением в ней вьющихся деревьев и причудливых силуэтов экзотических фруктов, цветов, райских птиц и животных, мы обязаны «модой на все индийское» вызванной бурным развитием англо-индийских торговых отношений. В этот период Англию наводнили красивые хлопчатобумажные драпировки, импортируемые East India Trading Company.  
Это были великолепные ситцевые пологи с экзотическими цветочными узорами известные под названием «palampore « (от «palang posh» — роскошное покрывало). Английские дворянки были очарованы этими узорами и нанимали вышивальщиц для копирования рисунков при изготовлении всевозможных предметов домашнего интерьера. 

Самыми популярными из рисунков стали: «Дерево жизни», позднее активно используемое в квакерских самплерах; «Елизаветинские завитки» с обвивающими стебли цветами и листьями и  «Волнистые края»

Разновидность вышивки Crewel сформированная в период правления Короля Якова I получила название Jacobean embroidery («Якобинская вышивка»).

Увлечение «якобинской вышивкой» продолжалось в течение всего XVII века, но ближе к его концу шерстяную вышивку Crewel постепенно вытеснила более тонкая и изящная вышивка шелком, которая безраздельно царствовала весь XVIII век. Только в конце XVIII столетия вышивальщицы вдруг вновь вспомнили о Crewel, и с целью возрождения подзабытого ремесла в Лондоне и Нью-Йорке были даже открыты специальные школы.            

Что касается американских колонистов, то поначалу в Новом
свете у переселенцев было слишком много забот помимо вышивки, так что шерстяное шитье стало уделом дам из «благородного сословья». Скорее всего, со временем традиционные приемы классической вышивки Crewel были бы безвозвратно утеряны, но к счастью
в конце
XVII века американские женщины наконец-то начали задумываться об украшении своего жилища и выкраивать немного времени для вышивания. 
Слава богу! Нашлись энтузиастки, которые приложили максимум усилий для того, чтобы вышивка Crewel не только не была утеряно, но и приобрела своеобразный американский стиль. 

Несколько талантливых вышивальщиц из штата Массачусетс объединились в сообщество под названием «Deerfield Society of Blue and White Needlework» («Дирфилдское сообщество бело-голубой вышивки») и,  не имея необходимых материалов хорошего качества, 

стали прясть, ткать, отбеливать лен и выращивать растения для производства самого доступного красителя цвета «индиго», с помощью которого получали богатую палитру синей пряжи. (предпочтение бело-голубой вышивке было отдано именно по этой причине). Параллельно они занимались восстановлением традиционных приемов и дизайнов классической вышивки Crewel, разрабатывали свой собственный неповторимый бело-голубой стиль и открыли школу по обучению вышиванию. 

Со временем такие элементы дизайна Crewel, как экзотические цветы, огромные листья, мелкие животные и фантазийные ветви деревьев стали активно использоваться для украшения домов  новых американцев, а поскольку домотканое полотно и покрашенные вручную нитки любой толщины и расцветки были теперь всегда под рукой, американский вариант вышивки Crewel стал поистине национальным увлечением. Стилистически от винтажного английского его отличала большая реалистичность изображаемых объектов – кроликов, белок, кур, винограда, садовых фруктов или обычных сосен, короче всего того, что окружало женщину в ее обычной повседневной жизни. Лучшие образцы американской вышивки Crewel этого периода, теперь являются экспонатами художественных и этнографических музеев.            Начиная с середины XIX века до середины XX века, история вышивки Crewel состояла из редких взлетов и долгих забвений. 
В конце XIX века ее ненадолго вернул в моду неутомимый энтузиаст ручных ремесел англичанин Вильям Моррис. Но по-настоящему интерес к этой вышивке начал возрождаться только в 60-х годах XX века благодаря стараниям Mildred Davis, Elsa Williams, Erica Wilson, Susan Swan и Betty Ring – авторам прекрасных книг по этой технике вышивания.За долгие века своего существования вышивка Crewel претерпела множество инноваций. Были приобретения и потери. Входили и выходили из моды определенные наборы швов и методик, видоизменялась фактура ниток и основы, многократно менялись предпочтения в выборе цветовой гаммы и рисунков. XX век тоже внес в вышивку Crewel свои коррективы. Кроме крученой шерсти в ход пошли хлопок и лен, шелк и золото, серебро и перья, драгоценные камни и пуговицы, бусины и пайетки. Короче, набор исходных материалов ограничивался только мастерством и фантазией вышивальщицы. На современном этапе традиционной основой для вышивки Crewel или вернее ее более популярной разновидности — «якобинской вышивки», остается хлопковое или льняное саржевое полотно, но с тем же успехом можно воспользоваться и другой пригодной для вышивки тканью, за исключением слишком тонких, которые не смогут «удержать» тяжелую вышивку. Никаких ограничений нет больше и в выборе ниток. Это может быть однослойная и двухслойная шерсть, хлопок, шелк, акрил или металлизированная нить самых различных цветов и оттенков.

КНИГИ



 

Подготовка:

Полотно следует выстирать, высушить и хорошо накрахмалить (считается, что так стежки будут ложиться аккуратнее). Натянуть полотно на пяльцы или раму. Следить за тем, чтобы нити основы и утка лежали строго перпендикулярно.

Подготовьте пряжу, разрезав ее на фрагменты диной не более 46 сантиметров (иначе будет путаться).

Любым удобным способом перевести рисунок на ткань (растворимый маркер, копирка и т.п.).
Подготовить иглы Crewel (№3, №4) с большим ушком и острым концом (иглы для шерсти).

Популярные швы:
 Для создания изогнутых линий и плавных контуров
 

Коучинг 

Couching

    Шов вперед и назад иголку Running stitch и backstitch
 


Стебельчатый шов
   Для заполнения плоских областей дизайна


Стебельчатый шов  (при плотном размещении параллельных рядов)

Атласный шов в раскол(при плотном размещении параллельных рядов)

Коучинг решетка

Trillis couching

 
Семенной стежок (для пунктирного эффекта)
 
  Другие декоративные швы
 
 

Braid stitch

 
Шов «Оторванные петли»

Detratched Buttonhole stitch

 
Французские узлы (для цветочных и фруктовых мотивов)

French knots 




ОБРАЗЦЫ

  

   





 

СТАРИННЫЕ РИСУНКИ


ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ВЫШИТЫХ ПРЕДМЕТОВ




 

ПРИМЕРЫ СХЕМ

Некоторые источники:

  

irinapetrenko.blogspot.com

Виды вышивки: обзор многообразия рукодельного творчества

Популярные виды и способы вышивки

Гладь

Издревле гладью мастерицы украшают одежду, постельное белье, полотенца, скатерти. Для работы требуется только игла, нити и основа, правильно подобранные по толщине.

Крест и полукрест

Этот вид вышивки не требует особых навыков. Но необходимы специальные иглы: с тупым концом и лучше с овальным, позолоченным ушком. Вышивать можно нитками мулине или шерстяными, по специальной канве или полотну, льну. Вышивкой крест украшают одежду, кошельки, постельное белье, вышивают картины.

Ришелье

Эту вышивку еще называют ажурная гладь. Техника ришелье требует терпения, аккуратности и усидчивости. Для работы понадобится ткань, не подвергающаяся деформации, и специальные иголки. В технике ришелье вышивают воротнички, блузки, постельное белье.

Мережка, столбик, раскол, настил и козлик

Вид ажурной вышивки при помощи которой обрабатывают края салфеток, скатертей, постельного белья. Для работы требуется плотная ткань с выдернутыми в одном направлении нитями. Оставшиеся нити компонуют в разнообразные узоры. Это так называемая “счетная вышивка”, при которой надо считать количество задействованных нитей.

Машинная вышивка

Используя специальные вышивальные машины можно создавать украшения для одежды и декора помещения. Техника вышивания запрограммирована изначально и нужно только выбрать понравившиеся виды.

Менее известные виды вышивки

Алмазная вышивка

Скорей, это напоминает мозаику. Для такой вышивки понадобятся пинцет, линейка, готовый набор “алмазов” и канва, которые можно купить практически в любом магазине шитья. Алмазная вышивка яркая, запоминающаяся. Изделия, выполненные в этой технике вышивания поражают своей красотой. “Алмазная” картина станет украшением любого интерьера.

Ниткография или изонить

Узор из ниток выполняется на картоне, бархатной бумаге. Выполненные в этой технике открытки, картины, шкатулки необычны и красивы.

Сутажная вышивка

Для изготовления украшений в сутажной технике потребуется плоский камень, войлок, бисер или бусинки, сам шнур, игла и нитки. Подвески и элементы декора, выполненные в этой технике, оригинальны и неповторимы.

Рококо

Основой вышивки является шов “рококо”: нить плотно навивается на тонкую иглу и аккуратно вытягивается, создавая витой стежок.

Барджелло

Это шитье пришло к нам из Италии. Секрет удивительно красивых покрывал, балдахинов, накидок в бесконечно повторяющемся рисунке, вышитом простым стежком и расположенном параллельно друг другу.

Бути (бутис)

Объемная вышивка, выполняемая белыми нитками по двум слоям белой же ткани. В дальнейшем свободное пространство между слоями заполняется толстыми нитями и образует выпуклый рисунок.

Хардангер

Оригинальная техника вышивания, при которой можно использовать только квадраты, ромбы либо прямоугольники, выражая через строгие формы свое видение окружающего мира.

Монохромная вышивка

Используя нити только одного цвета, но различной толщины, либо разбавив базовый цвет несколькими оттенками, можно получить выразительную и яркую картину.

Прорезная вышивка

Разновидность вышивки гладью – контур небольшого рисунка наносится стежками, делается прорезь по центру и края обшиваются аккуратными одинаковыми стежками.

Черная вышивка

Такая вышивка выполняется черными тонкими нитями на белой или светлой ткани, при этом рисунок не заполняется полностью. Сочетание черных и белых частей образует удивительный эффект.

Строчевая вышивка

Такая ажурная техника вышивки основана на заполнении узором сетки. Шитье похоже на гипюр. Строчевая вышивка в виде ленты используется для украшения одежды, постельного белья, скатертей. На больших работах обычно шитье повторяется из квадрата в квадрат. Строчевая вышивка довольно разнообразна: крупная и мелкая, белая и цветная.

Бразильская вышивка

Это шитье является одним из видов объемной вышивки. Принципиальным отличием является то, что бразильская вышивка выполняется искусственным шелком. Преобладание мотивов цветов, плодов и животных делает работы, выполненные в технике бразильской вышивки яркими, красочный и живыми.

 

Вышивка с использованием специальных материалов

Бисер

Бисером расшивают национальные костюмы, кошельки, косметички, шапочки и просто нарядную одежду, вышивают картины.

Пайетки

При помощи пайеток украшают верхнюю одежду, сумки, национальные костюмы.

Стразы

Пришивные стразы получили широкое распространение при украшении одежды, костюмов для выступлений, кошельков, сумок.

Стеклярус

Так же, как и бисер, пайетки и стразы используется для украшения и вышивания картин, а так же создания бахромы.

Ленты

Для такой вышивки лучше использовать канву, ленты же могут быть самыми разными: шелковыми, атласными, капроновыми и даже гофрированными. Иглы нужны гобеленовые с широким ушком и тупым кончиком.

Шелком по шелку

Одна из красивейших и сложнейших вышивок пришла к нам из Древнего Китая. Мастера в то время использовали “иголки, тонкие, как волос”. Утонченная и элегантная двухсторонняя вышивка одинаково выглядит с обоих сторон.

Шерсть

Используя специальную вышивальную шерсть и иглы, комбинируя разные швы можно легко и быстро вышивать красивые объемные картины, украшать верхнюю одежду.

Крючок

При помощи обычного крючка и ниток мулине можно украсить узорами или цветами косметичку, кошелек, игольницу, салфетки и скатерти.

Металлические нити

Металлические нити, изготавливаемые из полиэстерной основы и оплетки из тонкой проволоки или фольги, толстые, но гибкие. Поэтому их чаще всего нашивают поверх ткани, украшая верхнюю одежду, сумки, кошельки.

Вышивка аппликацией

Нашивая куски материи на основу, обшивая их различными стежками или шнурами, можно украшать верхнюю одежду, сумки.

Русские народные виды вышивки

Крестецкая ажурная (Новгород)

Одна из самых сложных ажурных вышивок, основанная на сплетении крупной сетки и узора, выполняемого по специально подготовленным сновочным нитям.

Пермогорская роспись

Вышивка повторяет колоритные рисунки старинной пермогорской росписи, до сих пор восхищающей своей живописностью и жизнерадостностью.

Петриковская роспись

Сказочная петриковская роспись, дающая вторую жизнь обитателям живой природы, воплотилась в этой вышивке.

Городецкая золотая вышивка

Старинная и уникальная золотая вышивка городецких мастериц служила украшением одежды в состоятельных купеческих семействах. Такую одежду хранили и передавали по наследству, как настоящую драгоценность.

Олонецкое шитье

Возникшее на Русском Севере, шитье выполняется белыми нитками по белому же полотну. Готовое изделие представляет собой силуэт, расположенный на сетке.

Орловский спис

Древняя вышивка, выполняемая без узелков и, в основном, красными нитями. Согласно старинной легенде, мастерицы вышивали узоры, образовывавшиеся зимой на оконных стеклах. Отсюда такая текучесть рисунка, обилие кругов и спиралей.

Гжель, хохлома

Вышивки повторяют узоры старинных русских росписей и выполняются в цвете, характерном для каждой из них.

Нижегородский гипюр

Удивительно красивый орнамент получается при вышивке по сетке с квадратными ячейками. Использование только белых нитей и филигранная ажурность делают нижегородский гипюр узнаваемым во всем мире.

Кадомский вениз

Русские мастерицы из Кадоми, обученные веницианскими монахинями, создавали уникальную сказочную вышивку: нежнейшее кружево, украшавшее одежды знатных особ.

Орловский спис
Вышивка гжель
Нижегородский гипюр
Кадомский вениз

Виды вышивки с использованием разных видов швов

Петельный шов

Таким швом обшивают края ткани, располагая их перпендикулярно подгибу.

Стебельчатый

Шов образует ряд плотно прилегающих друг к другу косых стежков.

Тамбурный шов

Непрерывный ряд петель, являющийся основой такого шва, используют для обшивания по контуру более сложных узоров.

Узелковый

Используется для образования сердцевины цветов или обшивания другой вышивки.

Бархатный

Таким плотным швом с разрезанными петлями вышивают коврики и накидки.

Спираль

Выполняемый толстыми нитками, шов состоит из восьми стежков, создающих кольцо спирали. Иногда в центе так же помещают узор.

Национальные виды вышивки

Вышивка “Крюил”
Бухарская вышивка
Швальмская вышивка
Вышивка “Шиша”

Крюил (Англия)

Особенностью вышивки, возникшей более четырехсот лет назад, является использование пряжи, свитой из двух нитей разной толщины. Цена такой пряжи была очень высока и подобную вышивку могли позволить себе только знатные особы.

Бухарская вышивка золотом

Роскошную и утонченную бухарскую золотую вышивку невозможно спутать ни с чем другим. До сих пор на Востоке высоко ценятся расшитые тюбетейки,обувь, национальная одежда.

Швальмская (Германия)

Швальмская вышивка белыми нитями по белому узнаваема благодаря использованию простых мотивов цветов и животных и стилизованного “дерева жизни”.

Шиша (Индия)

Оригинальный и необычный вид вышивки, при котором используются обшитые осколки стекла, зеркала, слюды, пайетки. В старину бедные люди использовали даже блестящие крылья насекомых. Таким способом декорируют низ юбок, лацканы пиджаков, сумочки и косметички.

Трапунто (Италия)

Объемная, набивная вышивка, которой украшают сумочки, кошельки, верхнюю одежду. При этой технике стежки обрисовывают выпуклый силуэт.

Шнурковое кружево (Румыния)

При этой технике рисунок выкладывается шнурком, а свободное пространство заполняется при помощи ниток и иголки. Сами шнуры вывязываются крючком. Вставками из шнуркового кружева украшают платья, сумочки, пояса.

Виши или “цыплячьи лапки” (Швейцария)

Для такой вышивки используется ткань в клетку. Расшивая ее разнообразными стежками, можно сымитировать нежное и оригинальное кружевное полотно.

Хедебо (Дания)

Вышивка выполняется на льняной ткани льняными же нитками, при этом вырезанные части узора обрамляются разнообразными швами.

Вышивка “Трапунто”
Румынское шнурковое кружево
Вышивка “Виши”
Вышивка “Хедебо”

Японские виды вышивки

Вышивка “Когин”
Вышивка “Сашико”
“Темари”
“Кинусайга”

Когин

Основным мотивом данной вышивки является ромб, выполняемый белыми нитками по синей ткани.

Сашико

Переплетение обычных швов “вперед иголка”, соединяющих несколько слоев ткани, изначально было призвано укреплять одежду, делая ее многослойной и теплой.

Шары темари

Для создания удивительно яркого шара необходима заготовка и любые разноцветные нити. Обвивая секторы шар в разных направлениях, соблюдая симметричность рисунка, можно получить прекрасное украшения или игрушку.

Кинусайга

Искусство вышивания картин маленькими кусочками шелка пришло из Древней Японии, где для этого использовали старые кимоно.

Видео: вышивка золотыми нитями

vnitkah.ru

Категория: «Техники машинной вышивки» | EMBROIDERY-DIGITIZING.RU

Тест основы под шеврон

Иногда стремление сэкономить на расходниках в машинной вышивке доходит до маразма. Читаешь иной раз на чем, чем люди вышивают, что используют и диву даешься. Но иной раз зацепит чья-то очередная находка, что прямо руки чешутся попробовать. Вычитала однажды, что можно вышивать кружева на спанбонде для садово-огородных нужд. Выдернуть и растворить водой его нельзя, а вот утюгом было посоветовано …

Узнать больше » Двухсторонняя вышивка. Как?

Полагаю, рано или поздно каждый вышивальщик сталкивается с тем, чтобы изнанка вышивки выглядела достойно, почти так же как на лице. Я не говорю, о том, чтобы на изнанке не было путаницы ниток, узелков, бугров и прочих показателей плохой настройки машинки. Я говорю о том, что бывает нужно, когда само изделие специфическое, такое, что изнанку скрыть никак не получится и очень важно, как …

Узнать больше » Варианты обработки края нашивки для ручной обрезки. Какой лучше?

Продолжаю размышлять над технологией производства нашивок, сравнивая те, которые производятся в Канаде и те, которые делаю я сама. И, конечно же, за неимением спецоверлока для обработки края, больше всего мне интересно, как было бы эффективно обработать сатиновый край так, чтобы он не осыпался, если при ручной вырезке стежочки будут случайно подрезаны. Ведь о лазерной резке я могу только …

Узнать больше » Нестандартные эффекты, применяемые к паффи

Увидела на днях 3d вышивку на пуфе, да с применением такой техники, в которой никогда бы сама не догадалась сделать надпись: На первый взгляд, в этой надписи нет ничего примечательного и ничего сложного. Но уж очень необычно выглядит. ( …) …

Узнать больше » Откладываю в загашник базу создания fsl

У меня всегда так получается – изучаешь чужие файлы и думаешь, что «и я бы смог…», а когда садишься и начинаешь ваять что-то подобное самостоятельно, то оказывается, что не все так гладко. Так у меня получается и с созданием дизайнов кружев  (fsl) и ришелье, о которых информации с гулькин нос. Приходится собирать всю инфу в кучу, осмысливать и переваривать, многие приемы из читанного и …

Узнать больше »

embroidery-digitizing.ru

Вышивка крестом для начинающих на основе подробных фото и видео мастер-крассах

Самый любимый и распространенный вид хобби, конечно, вышивка крестиком. Так или иначе она знакома многим рукодельницам, и зачастую именно с нее начинается увлечение рукоделием.

Считается, что вышивание крестом благотворно влияет на здоровье: она помогает снять нервное напряжение и избавиться от шума в ушах, развивает мелкую моторику.

Подбираем аксессуары и инструменты для вышивания

Главное – вышивать удобнее и лучше на пяльцах или специальной раме, а уж материалы могут быть абсолютно любыми.

Основные инструменты и материалы

Канва

Канва – это ткань, которая используется при вышивании крестом. Для начинающих отлично подойдет канва с уже нанесенным на нее рисунком. Вышивать поверх готовой картинки гораздо легче и быстрее. К тому же, как правило, канва с нанесенным рисунком продается уже с набором нужных ниток необходимого количества. Учиться вышивать на такой канве – одно удовольствие.

Канва

Более смелые могут учиться вышивать на «чистой ткани». В зависимости от размеров крестов, канва имеет свой коэффициент. Сложность работы от размеров крестиков не зависит, но именно по этому признаку Вам следует выбирать, во сколько ниток вышивать. Есть еще одна разновидность ткани для вышивки, которая называется равномерной, в ней крестики мало заметны.

Собственно, вышивать можно абсолютно на любой ткани. Однако некоторые техники удобнее выполнять по материалу, у которого есть четко очерченное переплетением.

Часто вышивальщицы берут накладную канву. Ее пришивают сверху на лицевую сторону любой ткани, после того, как изделие будет выполнено – ее нити аккуратно вынимают.

Канвы Aida

Aida – самый известный вид канвы, она сделана из стопроцентного хлопка. Крестики на ней очень четко видны, что облегчает задачу. Разнообразие цветов позволяет сделать работу еще интересней. Аиду обычно используют для вышивки крестиком, бисером, гобеленом.

Лен – тканное полотно в которых содержится лен. Для такого материала характерно то, что его нити имею разную толщину. Вышивку выполнять на ней нужно как минимум через две нити. Также при работе со льном необходимы пяльцы.

Иглы

Для разных видов ткани лучше иметь набор игл из 6-7 штук, которые должны разниться по длине и толщине. Те, что тоньше, подходят для работ на тонких полотнах, таких как батист, крепдешин, маркизет, на хлопчатобумажных тканях, льне, канве. Самые толстые иглы предназначены для грубой ткани, например, шерсти.

Единственное, что должно объединять эти иглы, – это закругленный тупой конец, а также большое ушко, которое не будет перетирать нить. Их называют гобеленовыми, особенно такие иглы удобны при вышивке крестиком. Их тупой конец бережно проходит между волокнами материала, не повреждая их. Поскольку вышивать часто приходится нитками в несколько волокон или сложений, то ушко гобеленовой иглы создает все условия для быстрого и удобного введения нити.

Наперсток

Он служит для более легкого проталкивания иглы сквозь ткань или через несколько слоев и в других моментах, когда нужно прилагать усилия при прокалывании ткани. Лучше, если наперсток будет изготовлен из нержавеющей стали. Очень важно померить его на средний палец правой руки. Он не должен свободно болтаться и в то же время не пережимать фалангу. Между наперстком без донышка и с ним, лучше выбрать последний – он удобнее.

Пяльцы

Пяльцы служат для удержания материала натянутым и предотвращают стягивание ткани под рисунком. Их изготавливают из дерева, металла или пластмассы. Лучше, чтоб пяльцы были деревянные, так как пластиковые часто плохо держат ткань и постоянно соскальзывают, следовательно, может пострадать качество готового изделия. Форма тоже может быть разной: круглой, квадратной, прямоугольной. Также следует выбирать пяльцы с идеально гладкой ровной поверхностью, во избежание повреждения ткани.

Еще один совет: гораздо удобней пяльцы покупать с винтом, который будет регулировать натяжение материала, в них можно вставлять полотно любой толщины.

Материал в пяльцы нужно заправлять аккуратно и внимательно, чтоб она не перекашивалась, поскольку в дальнейшем рисунок получится деформированным.

Но если вы будете вышивать большую картину, то перетягивание канвы на не пяльцах вас может утомить, тогда более разумно будет использование станка для вышивания.

Нитки

Использовать следует нитки мулине, которые бывают разных производителей. Преимущество хлопчатобумажных ниток в том, что:

  • мулине не линяют и не тускнеют со временем;
  • не кошлатятся и практически не запутываются;
  • наиболее распространены в вышивании, а потому дефицита в них не будет.

Виды ниток:

  • мулине – нить из хлопка. В ней скручены 6 волокон. Их можно разделять и соединять с другими цветами для достижения наилучшего результата. Особенно часто такие нитки применяют в вышивке крестом и гладью;
  • мягкий хлопок (толстое матовое волокно). Обычно их берут в работу для вышивания рисунка на тяжелых плотных тканях. Также ею очень удобно шнуровые стежки;
  • мерсеризованные нити – это крученные нити из хлопка. Они имеют характерный блеск. Выпускаются в мотках или клубках, существуют нити разной толщины;
  • металлизированные нити – напоминают тоненькую блестящую проволочку. Ею выполняют вышивки золотом, работы крестиком, также их часто сочетают с другими хлопковыми или шерстяными нитками;
  • шелк, вискоза. Эти нити используют для вышивания с сильным блеском, рисунок получается очень мягким;
  • тонкая шерсть – нить в 2 волокна. Ее можно вышивать отдельно, а можно и сочетать с другими нитками;
  • персидская пряжа – мягкая пряжа из шерсти, ее не разделяют на отдельные волокна. Такой пряжей выполняют вышивку гобеленов, гладью и прочих техник;
  • гобеленовая шерсть – более тяжелая пряжа, чем персидская.

Есть техники вышивания, для которых не имеет принципиального значения, какими именно нитками вышивать. Однако для вышивки крестиком, как правило, берут мулине, чуть реже – акрил, шерсть.

Схема и как её читать

Главные требования к схеме – читабельность, проработанность, отсутствие одиночных крестиков. Удобнее, если схема цветная, но встречаются и такие, в которых различные цвета обозначаются определенными буквами или символами.

Любая схема представляет собой сочетание разноцветных квадратов. Каждый из них представляет собой определенный оттенок или символ. В цветном схематическом изображении каждый квадрат – это один крестик. Этот цвет указан рядом с рисунком. Дополнительно ему присвоен номер. Существуют также схемы с изображением символов. Каждый символ представляет собой определенный оттенок. Для того чтобы «расшифровать» их обозначение, нужно посмотреть на указания, которые даны рядом с рисунком. Оттенкам нити также присвоены номера.

Видео: Как вышивать по схеме

Ножницы

Лучше иметь три вида ножниц:

  • маленькие (как маникюрные, только со специально закругленными концами) – они удобны для обрезания ниток, для удаления из ткани ненужных нитей или наметки и т.д.;
  • средние – служат для обрабатывания краев изделия, для разрезания мотков;
  • большие – необходимы для раскройки материала.

Дополнительные аксессуары

Стежкоукладчик

Для вышивки полукрестиком, барджелло или гладью пригодиться стежкоукладчик. Это наперсток или стягивающее кольцо на палец с длинной проволокой, наподобие иглы, благодаря ей обеспечивается одинаковое натяжение нитки при формировании каждого стежка. Это обеспечивает получение ровной картинки с одинаковыми стежками. При вышивке крестиком также может использоваться стежкоукладчик, однако в случае счетной ткани выравнивание стежков выполнить намного проще даже без него, особенно при наличии большого опыта.

Дополнительные аксессуары: игольники или подушечки для иголок, органайзеры для ниток и отдельно для мелочей, всевозможные катушки и шпули для хранения нитей, нитковдеватели, воск для нитей.

Отдельной категорией можно выделить маркеры по ткани. Они выпускаются двух основных видов: исчезающие и смывающиеся. Маркеры весьма удобно использовать и для шитья, особенно это актуально для нежных тканей, поскольку сухое мыло и мел видны не на всех тканях. Также при любом виде рукоделия пригодятся лупа с подсветкой.

Органайзер для ниток

Сантиметровая лента необходима для измерения размера изделия, чтоб прикинуть, как будут размещаться узоры, при сшивании деталей. На начальном этапе вместо сантиметровой ленты можно использовать простую линейку достаточной длины.

Для вышивки крестиком в дальнейшем могут понадобиться еще шило, картон, миллиметровая и копировальная бумага, булавки, твердо-мягкие карандаши, специальные фломастеры и маркеры.

Поэтапное обучение правильной вышивке крестом

После знакомства с материалами и инструментами приступаем к мастер классу, следуя простой пошаговой инструкции.

Шаг первый – подготовительный процесс к вышивке крестом

Разложите на столе: канву, нитки, схему, пяльцы, большие ножницы для ткани и маленькие ножницы для обрезания ниток. Вышивание требует постоянного напряжения зрения, поэтому позаботьтесь о том, чтобы Ваши глаза как можно меньше уставали.

Шаг второй – учимся правильно отмерять и подготавливать ткань

Посчитайте на схеме количество крестиков по горизонтали и по вертикали. Чтобы нитка по краям не распускалась во время вышивания, следует с каждой стороны отступить сантиметров по десять от начала будущего рисунка, от которых и следует начинать шить. Так, ваш рисунок наверняка поместится и останется свободное место для оформления в рамку.

Поскольку канва очень быстро осыпается, лучше ее края прошить либо обработать клеящим веществом (скотчем, клеем). Особенно это важно, если вы вышиваете большие модульные картины.

Второй полезной мелочью является разметка канвы перед вышивкой крестом.

Все схемы для вышивания крестом разбиты на квадратики, которые соответствуют одному крестику. Для того, чтобы не запутаться в схеме и не заниматься переделыванием ошибок, лучше всего промаркировать (разметить) канву, разбив ее на большие квадраты со сторонами 10х10 крестиков. Разметку можно сделать, использовав маркер по тканевому полотну. Он хорошо стирается водой, поэтому, если вы не правильно разметили квадраты, то это легко исправить. Есть более экономные варианты, которые можно найти в любом доме: карандаши, мелки либо же обыкновенные обмылки или просто прометать квадраты нитками.

Шаг третий – выбор начала вышивки

Отмеряв нитку, определитесь с какого конца вы начнете вышивание. Так, лучше всего начинать с левого верхнего угла. Крестики будут направлены слева на право, а ряды будут вышиваться вниз по очереди один за другим.

Затем отмечаем на канве центр – это нужно для того, чтобы правильно расположить будущее изображение. Для этого вовсе не нужно возиться с линейками, достаточно согнуть ткань пополам по вертикали, затем по горизонтали. Центр канвы нужно отметить, он будет совпадать с центром выбранного рисунка, начало работы как раз пойдет из этой точки. Если начинать от центра неудобно, можно отсчитать нужное количество клеточек и начинать вышивку нитками с начала ряда.

Когда вся разметка проведена, можно заправить канву в пяльца. Основа кладется на обруч меньшего диаметра, сверху прижимается большим.

Шаг четвертый – закрепление нитки в вышивке крестом

Одним из важных условий аккуратной работы является надёжное и малозаметное закрепление нитей.

С самого начала своего обучения постарайтесь не делать узелков для закрепления ниток. Есть несколько вариантов. Самый простой – это оставление длинного “хвостика” на обратной стороне рисунка. Второй, и правильный способ, это закрепление “хвостика” нитки на лицевой стороне под вышитыми крестиками. Для начала используйте простейший способ.

Есть несколько способов обойтись без первоначальных узелков:

Метод закрепления нити “петля”

  1. Петля. Для него нужно парное количество нитей. Одинарную нить складываем вдвое и концами вставляем в игольное ушко. На противоположном конце получаем петельку. В месте начала работы с лицевой стороны продеваем иголку под нитью ткани. В образовавшуюся петлю продеваем иголку с ниткой. Теперь нужно потянуть и нить окажется крепко прикрепленной к канве;
  2. Петля с изнанки. Дает возможность скрыть место крепления нити на изнаночной стороне. Выводим иголку на лицо, делаем первый полукрестик, возвращаясь на изнаночную сторону. Но не протягиваем нить до конца, а вдеваем иглу в образовавшуюся петлю;
  3. Без узелка. Нить с лица выводим на изнанку за несколько сантиметров от места начала работы. Оставляем “хвостик” на лицевой стороне. Крестики шьем, как бы возвращаясь к нему. При этом стежки на изнанке будут прихватывать протянутую нить. Потом хвостик обрезают. Иногда его изначально “украшают” узелком, который после закрепления нити срезают;
  4. Под стежками. Начало нити можно закрепить и под уже вышитыми крестиками. С изнаночной стороны введите иглу под пару стежков. Надежнее, если обвернуть рабочую нить вокруг одного из стежков. Потом иглу выводим на лицевую часть и работаем дальше. Подобным образом можно закрепить нить и на лице. Но только при большой плотности вышивки, чтобы под ней можно было скрыть рабочую нить.

Совет: каким количеством ниток вышивать, зависит от мастерицы. Но следует учесть, что чем больше количество нитей, тем выпуклее крестик получается. И наоборот!

Шаг пятый – выбор способа вышивки крестиком и первые стежки рисунка

Вышить крестик можно разными способами: снизу вверх и наоборот, ряды могут идти горизонтально, вертикально или по диагонали. В любом случае, вышивать всегда нужно строго в одном направлении.

Вышивание горизонтальными рядами снизу вверх

Каждый крестик состоит из двух стежков – нижнего и верхнего. Сначала выполняются все нижние стяжки в нужной цветовой области.

В первом случае иголку ведем из правого верхнего угла квадратика в левый нижний. Точно так же вышиваем все стежки области, справа налево. Верхние стежки сделаем, соответственно, в противоположном направлении – слева направо, выводя иглу из левого верхнего угла в правый нижний.

Если удобнее, сделай стежки снизу вверх, вышивание крестика идет в обратном направлении (слева направо). При этом игла выводится на лицевую сторону из левого нижнего угла, а затем на изнаночную – через правый верхний.

Вышивание горизонтальными рядами сверху вниз

Иногда нужно сделать несколько рядов отдельных крестиков, каждый из них вышиваем сразу полностью; техника выполнения меняется в зависимости от направления. Если шитьё крестом идет вверх, сначала делаем нижний стежок из правого верхнего угла в левый нижний, затем верхний, из левого верхнего в правый нижний. Нить выводим с изнаночной стороны в правом верхнем углу для нового стежка.

Если по схеме нужно пропустить несколько клеточек, нить проводят на изнанке дальше, затем стежки продолжают выполнять в нужном порядке.

Старайтесь не сильно затягивать нитку и не делайте крестики «слабыми». Крестики у Вас могут получиться не ровными, но не стоит отчаиваться – мы же только учимся правильно вышивать крестом.

Очень редко один цвет вышивается сплошным. Есть между частями рисунка одного цвета и разрывы. В таком случае, Вам следует, не отрывая нитки через изнаночную сторону проводить иголку до нужного места (соответственно вашим подсчетам) и вышивать необходимое количество крестиков там. Нельзя перепрыгивать с ряда на ряд. Вышивать «разрывочный узор»,  следует согласно каждому ряду.

Видео: Делаем первые стежки крестиком

Идеальная изнанка

Итак, “столбики” с изнаночной стороны, заполняется определенная область, стежки ложатся строго вертикально или горизонтально, а затем иголка поворачивается, крестик возвращается в обратную сторону, закрывая нижние ряды. Бывают “столбики”, которые попадаются с другим направлением стежка. Поэтому, чтобы сохранить один наклон необходимо ниточку провести под этот вышитый участок. Таким образом, на обратной стороне будут все ровненькие столбики, и правило аккуратной изнанки будет выполнено.

Для удобства можно использовать маркер. Им помечают крестики, которые нужно выполнить. Это занимает определенное время, но позволяет немного облегчать сам процесс вышивания и расчета стежков.

Вышивая крестом, необходимо смотреть, чтобы стежки не стягивались чересчур сильно, при этом были не слишком свободными. Длинные протяжки на изнаночной стороне лучше не делай: нить может просвечивать сквозь канву, что заметно ухудшит вышивку.

Видео: Красивая изнанка при вышивке крестом

Видео: Как работать со схемой

Виды вышивок и техника их выполнения

Гладь

Техника вышивки на ткани, в которой стежки ложатся плотно друг к другу, повинуясь лишь рисунку. Чаще всего она выполняется стежками от центра элемента к его краям. Гладь требует определенных навыков и умения рисовать, острой иглы и ткани частого плетения. Для ее реализации требуются такие аксессуары как стежкоукладчик — для регулировки натяжения нити, пяльца для вышивания – что сохраняет одинаковое натяжение ткани, карандаш по ткани — для нанесения картинки.

Счетный крест

Для такой вышивки необходима счетная ткань, оптимальным станет использование затупленной иглы, не цепляющей нити основы. Нам понадобяться специальные ножнички, подушечка для иголок, несколько игл с различными нитями, нитковдеватель (если он нужен), вышиваемая картинка.

Счётная вышивка – одна из распространенных видов вышивки, имеющая одну отличительную черту: она выполняется по счёту ниток ткани. Используя такое шитьё, можно сделать на ткани абсолютную копию рисунка, изображённого на схеме.

Полукрест

Особый вид вышивки, похожий на вышивку крестиком. Может производится как короткими, так и длинными стежками. Если с изнаночной стороны используются короткие переходы — картинка отличается от классической вышивки крестиком лишь количеством стежков. В некоторых случаях, с изнаночной стороны стежок аналогичен лицевому, тогда сама работа получается пышной, а картинка кажется объемной. При коротком стежке используемые аксессуары аналогичны тем, что используются при вышивке крестиком. При длинном стежке дополнительно используется стежкоукладчик, который обеспечивает ровность стежков.

Барджелло

Уникальный и не слишком распространенный стиль вышивки. К нему следует подобрать верные аксессуары. Тут не стоит использовать большое количество игл, так как нить практически всегда используется до конца. Не пригодятся также и пяльца, поскольку эта техника очень чувствительна к изменению натяжения ткани. Поскольку картинка формируется из длинных стежков, регулирование натяжения нити играет важную роль, так что стежкоукладчик станет весьма полезным помощником.

Бразильский стиль вышивки

Бразильская техника вышивания – это одна из разновидностей рельефной счётной вышивки, которая выполняется объёмными элементами. Она включает в себя следующие виды швов:

  • рококо;
  • французский узелок;
  • накладной;
  • тамбурный шов;
  • наборной.

Техника бразильской вышивки – непростая, но если вы подробно её изучите, то она покажется вам достаточно лёгкой и доступной. В этом уроке мы продемонстрируем один из видов швов – наборный (плетение иголкой) на технике вышивания цветка, пусть это будет бразильская роза. При выполнении такого шва нитка должна навиваться на иголку несколько раз. Когда вы увидите, что набрали необходимое количество петелек, воткните иглу в ткань и протяните её через все петельки.

Со стежками нужно работать предельно осторожно. Чтобы они получились красивыми и смогли держать форму, следует набирать достаточное число петель на иглу.

Строчевая вышивка

Для неё можно взять абсолютно любую ткань с равномерным переплетением нитей.

Запомните, что гладьевые стежки, выполненные блоками по четыре, составляют основу такой вышивки. Они делаются по прямой или косой линии ткани и создают кайму строчевым сеткам.

Следите за тем, чтобы всё шло последовательно. Обрезайте нитки тогда, когда выполните все виды стежков.

Строчевая вышивка характерна вышиванием по прямой линии, из которых получаются геометрические орнаменты. Это не просто шитьё, это кропотливая и объёмная работа, поэтому выделите ей достаточное количество вашего свободного времени.

Она является одной из простых способов вышивки. Единственным сложным моментом в этом процессе – это многообразие швов, поэтому техника вышивания кажется сложной.

Видео: Техника выполнения строчевой глади по сетке

Алмазная мозаика

Для начинающих рукодельниц очень будет интересно попробовать собрать алмазную мозаику. Такая техника вышивания включает в себя оклеивание стразами полотна, с помощью вспомогательных предметов.

Алмазная-мозаичная вышивка картин – очень просто и легко собирается, поэтому не пугайтесь браться за неё, уверяем, вы получите большое удовольствие от процесса. О том, какие основные приёмы требует к себе эта техника, мы постараемся рассказать доходчиво и понятно.

Видео: Как вышивать алмазной мозаикой

Вышивание золотыми нитями

Залог успешности золотой вышивки наполовину заключается в правильной и организационной подготовке к работе:

  • для начала, определитесь с рисунком, который вы хотели бы вышить;
  • нарисуйте его на бумаге;
  • выберите соответствующее полотно для вашей работы;
  • закрепите ткань в пяльцы;
  • теперь сделайте перевод рисунка на полотно;
  • теперь вы можете начать творить свой шедевр.

Золотое вышивание ценилось ещё очень давно, с помощью него вышивали иконы, рукава женских платьев и многое другое. Сейчас же, мы можем увидеть такое шитьё на скатертях, праздничных костюмах, шторах и других предметах интерьера и одежды.

Перевести рисунок на ткань поможет копировальная бумага. Для этого, нужно разложить полотно на столе, на неё положите копирку, а затем бумагу с рисунком и обведите его.

Видео: С чего начать вышивку золотыми нитями

Конечно, это далеко не все виды вышивки, которые существуют на данный момент. Их такое огромное количество, что объять всё просто невозможно. Выбирайте для себя подходящую технику вышивки и наслаждайтесь этим занимательным и интересным процессом, ведь творчество и рукоделие – это одни из самых увлекательных и полезных занятий для девушек. Мы желаем вам удачи в ваших начинаниях и будем рады, если хотя бы одна техника вышивки, из предложенных нами, вам приглянулась.

Оформление готовой работы

После того как вы вышили свою первую картину, вам нужно оформить ее в рамочку. Конечно, этого можно не делать, но вышивка будет смотреться намного красивее. Итак, давайте пошагово рассмотрим, что именно вам необходимо сделать:

  1. Очистите работу. Если в процессе вышивания вы запачкали работу, то лучше сразу же постирать ее. В дальнейшем вывести пятно будет очень сложно. Любую ткань с нанесенными крестиками необходимо постирать в теплой воде с добавлением детского мыла;
  2. Определитесь с видом подложки. Можно попробовать приклеить работу на флизелин. В этом случае вам нужно взять свое вышивание, приложить его на флизелин и прогладить утюгом. Помните, что по цвету флизелин должен точно совпадать с цветом ткани. Если он не совпадает, то изделие лучше наклеить на лист картона;
  3. Выбираем рамку. Рамку для оформления вышивания лучше брать со стеклом. Она защитит нитки от выгорания и потускнения. Классический вариант – рамочка под золото или под дерево. Если вы оформляете рукоделие для детей, то рамочка может быть оформлена любым ярким цветом.

Видео: Оформляем вышивку сами

История вышивания и значение орнаментов и символов

Вышиванием издревле занимались не только на территории нашей страны, но и во всем мире. Каждый созданный узор имел свое сакральное значение.

Как возникло и развивалось вышивание

Изначально изготавливали иглы из природных материалов: рыбья кость, дерево, щетина. Вышивание выполнялось при помощи: ниток, бумаги, шерсти, шелка, золота, серебра, бус, бисера. Иногда в ход шел настоящий жемчуг, самоцветные камни и монеты.

  1. Древний Китай. Именно здесь началось производство шелка. Шелковая ткань была баснословно дорога. С Древнего Китая начинается история возникновения вышивки. Именно из-за дороговизны этим занимались исключительно обеспеченные женщины. Вдобавок ко всему, нити для вышивки были изготовлены из золота и серебра. Поэтому данное занятие было символом богатства. Использованные материалы очень качественные, поэтому изделия тех времен сохранны по сей день;
  2. Древняя Индия. С появлением в Индии ткани из льна, процесс вышивки значительно облегчился. Этот материал обладает природной белизной, поэтому рисунки на нем получаются очень четкие и яркие. Структура волокна прекрасно подходила для вышивания;
  3. Древний Египет. Орнаменты на одежде обозначали положение человека в обществе. У богатых людей одежды украшалась сложными рисунками. У бедных вышивка была менее красивая или отсутствовала вообще;
  4. Древняя Греция. О том, что рукоделие использовалась в Древней Греции, свидетельствуют многочисленные находки археологов;
  5. Древние славяне. История знает, что как только девочке исполнялось семь лет, она начинала готовить себе приданное. Рисунок вышивали, в том числе и крестом. Тогда оценивалась аккуратность работы, сложность исполнения рисунка, его объем. Значение имело все, ведь это были критерии оценки трудолюбия и аккуратности. Вышивание, как искусство, передавалось поколениями. Рисунки делали на полотенцах, одежде, шторах. Таким способом оформляли даже иконы;
  6. Древняя Византия. Уже выполнялись более сложные рисунки. Изображались сцены из жизни. Но отличительной чертой вышивания того периода, были орнаменты растительности.

В средневековье – это время возникновения моды, которая требовала каждому уважающему себя человеку иметь носовые платки и вышитые на них инициалы. Такой элемент гардеробы было принято дарить противоположному полу в знак выражения симпатии.

В каждой культуре любому рисунку, вышитому на одежде приписывались магические свойства. Орнамент вышивки был своеобразной визитной карточкой.

Значение вышитых орнаментов в разных культурах

Каждая культура возлагала свою смысловую нагрузку на рисунок вышитый на элементах одежды. Особое значение орнаментам, помимо славян, уделялось в Древнем Египте. Там рисунки на одежде символизировали социальное положение человека. Помимо этого, они были оберегом от злых духов.

Также, особенное значение в символы вкладывает фен-шуй. До сих пор это учение активно применяется не только в Азии, но и в других странах. История Азиатских стран достаточно длинная, поэтому, нанесение символов – древнейший ритуал.

Рассматривая вариации орнаментов по фен-шуй, не сложно догадаться о смысловой нагрузке изображения. К примеру, ваза заполненная цветами, символизирует достаток.

Все узоры вышивки, не зависимо от культуры, означают одно и тоже. Они могут только отличаться способом исполнения.

Время возникновения этой разновидности рукоделия уходит в далекое прошлое, поэтому рисунки разных народов связаны между собой.

Если почитать стихи о вышивке на тему вышивки, то можно совершенно четко себе представить на сколько важно для авторов это занятие.

Помимо творений непосредственно о рукоделии, в литературе встречаются речевые обороты, которые сравнивают данный процесс с жизнью. Это не совсем стихи о вышивке, но все же сравнение, довольно, яркое и эмоциональное.

И напоследок хотелось бы напомнить, что если у Вас есть знакомый человек увлекающийся этим волшебным занятием, нужно не забыть поздравить его или ее в День вышивальщицы (10 ноября).

vishivashka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *