Вышивка википедия – Вышивка Википедия

Содержание

Вышивка крестом — Википедия

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я[1], то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды вышивальных техник[править]

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Крест «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Методы вышивания[править]

  • По цветам — последовательное вышивание по цветам, при котором путь нитки проходит по всей непрерывной области данного цвета в вышивальной схеме. Вышивание по цветам удобно для схем с большим количеством цветов.
  • Рядами (Парковкой) — вышивание цвета ограничено одним рядом и не продолжается, пока ряд не будет закончен полностью. Вышивание рядами подходит для более простых схем с небольшим числом цветов.

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

Математическое моделирование в вышивке крестом[править]

Экранная форма программы Inkscape (7 типов симметрий бордюров)

Симметрия — это самое яркое композиционное средство, с помощью которого создают элементы вышивки (орнаменты). Изучение орнаментов вышивки не ограничивается знаниями об их видах, цветовом решении или других характеристиках внешнего вида.

Важной составляющей является способ образования композиций орнаментов и их размещение на плоскости. Для создания бордюров — линейных орнаментов используют такие преобразования: параллельный перенос; зеркальная симметрия с вертикальной осью; зеркальная симметрия с горизонтальной осью; вращающаяся (центральная симметрия).

Виды решетчатых орнаментов, созданных с помощью программы «Inkscape» (12 групп симметрии решетчатых орнаментов из 17, которые не приводят к изменению угла расположения крестов)

Наиболее распространены полосы орнаментов вышивок (бордюры). Всего существует 7 типов симметрий бордюров[2]. Создания бордюров (орнаментальных полос) можно выполнить с помощью программы Inkscape. Полученные бордюры можно использовать для отделки современной женской одежды.

Однако, кроме бордюров существуют орнаменты, которые заполняют всю плоскость, например, решетчатый орнамент. Его располагают по невидимой решетке с различными формами ячеек.

Чаще всего в народной одежде используют прямоугольную решетку. Это можно объяснить тем, что использование структуры ткани или канвы накладывали ограничения на расположение крестов (кресты не могли быть расположены под углом к ​​нитям основы и утка). То есть группы симметрии, которые приводят к изменению угла расположения крестов (например ячейка решетки, равносторонний треугольник) не используют.

Хотя различают 17 групп симметрии решетчатых орнаментов, определено, что при вышивке крестом используют только 12 групп[2].

Каждая из групп симметрии имеет свой код. Он характеризует симметрию с помощью которой, этот орнамент построен. Эти коды используют при «создании узоров из клонов» в программе «Inkscape».

Каждый из кодов группы симметрии может быть описан словесной формулой. С каждой группой симметрии связано свое зрительное восприятие.

Решетчатые орнаменты можно использовать для создания орнаментов вышивки, контуры которой соответствуют деталям швейных изделий.

Современный способ машинной вышивки двойными крестообразными элементами[править]

Для повышения качества вышивания предложен новый способ заполнения орнаментов вышивки двойными крестообразными элементами (ДКЭ), которые позволяют вышивать орнаменты любой формы без образования стежков перехода[3]. Поскольку переход и закрепление осуществляется за счет стежков, входящих в состав ДКЭ[4]. На рисунках представлены схемы расположенных по диагонали крестов, образуемых стежками разной длины и образованных ДКЭ и их фотографическое изображение[5].

Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы челночными стежками разной длины). Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы двойными крестообразными элементам, челночные стежки одинаковой длины).Файл:Вишивання.webm
  1. ↑ История вышивания крестиком
  2. 2,02,1 Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  3. ↑ Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  4. ↑ Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  5. ↑ Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.

wp.wiki-wiki.ru

Вышивка гладью — Википедия. Что такое Вышивка гладью

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Дамское платье, выполненное на экспорт, Иокогама, ок. 1885 (фрагмент вышивки).

Вы́шивка гла́дью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь[неизвестный термин] полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Виды глади

Гладь с настилом
  • Плоская гладь — двухсторонняя вышивка прямым стежком, стежки плотно укладываются друг к другу.
  • Гладь с настилом — объёмная вышивка прямым стежком в одном направлении по основе, сделанной стежками в другом, перпендикулярном направлении. Для настила могут использоваться и другие стежки («в россыпь», «в раскол» и т.п.)
  • Теневая гладь — выполняется нитками разных цветов.
  • Гладь вприкреп[en].
  • Прорезная гладь («ришелье[en]») — сквозная вышивка, при которой в ткани прорезаются отверстия разной величины и формы.
  • Владимирский шов («верхошов»)
  • «Узкий гладьевой валик»

В дополнение к глади в работе этой техникой часто используется наклонный стебельчатый шов. Для выполнения контуров может применяться прямой стежок «назад иголку[en]», а для создания дополнительных эффектов — самые разнообразные декоративные стежки и строчки. Для прорезной глади основным является плотный петельный[en] (он же сплошной обмёточный) шов.

Стили вышивки

Вышивка гладью является традиционной для стран Восточной и Юго-Восточной Азии, ею славятся мастера из Китая, Вьетнама, Кореи и Японии.

  • плоская гладь по контуру

  • плоская гладь «косточкой»

  • «шерстяной стежок»

  • теневая гладь «шерстяным стежком»

  • «кирпичная кладка»

  • Подол платья из шёлка — вышивка гладью, дополненная пайетками (Европа, 1785—1790)

  • Деталь мужского аби из шёлкового бархата,(Европа, ок. 1800)

  • Букет цветов, вышитый гладью по шёлку

wiki.sc

Вышивка крестиком Википедия

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид руелия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов руелия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва[ | ]

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я, 16-я и 18-я, то есть четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см, 6,3 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды вышивальных техник[ | ]

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертик

ru-wiki.ru

Что такое вышивка: основные виды и понятия

Существует множество видов рукоделия, но сейчас особую популярность набирает вышивание. Как столетия назад делали наши прабабушки, так и современные девушки находят успокоение и отдушину в этом непростом, но увлекательном занятии.

Вышивка как вид рукоделия

Что такое вышивка? Если вы спросите об этом молодого человека, он начнет рассказывать вам о специальной машинке, которая очень быстро и качественно наносит нужное изображение на ткань с помощью ниток. И он будет прав, но, чтобы по-настоящему понять, что такое вышивка, лучше обратиться к женщинам постарше или специалистам в этой области.

Они все в один голос скажут, что вышивка – это особый вид искусства, который позволяет собственноручно создавать красивые узоры и орнаменты на одежде, скатертях, полотенцах и других повседневных вещах. А можно даже вышивать картины, которые украсят стены вашего жилища и создадут уютную обстановку.

Конечно, многим людям ручная вышивка представляется пережитком прошлого. Однако даже ведущие дизайнеры мира весьма неравнодушны к этому рукоделию. Так, вещи от "Версаче", "Прада", "Шанель" украшены изысканной вышивкой ручной работы.

В настоящее время особой популярностью пользуется вышивка крестиком и гладью. Магазины по рукоделию предлагают широкий выбор наборов, схем и пособий по вышивке.

Как вышивать крестиком

Технология вышивки крестиком очень проста. Однако здесь, как и в любом деле, нужна усидчивость и аккуратность. Прежде всего нужно научиться правильно делать стежки. Лучше всего взять специальную ткань, предназначенную для вышивания. Она находится в каждом наборе, либо же можно попросить, чтобы вам отрезали кусочек нужного размера. Данная ткань разбита на маленькие квадратики, что значительно упрощает работу.

Вышивка крестиком достаточно проста в освоении, даже если вы никогда прежде не занимались такой работой.

Вышить крестик можно различными вариантами: сверху вниз, и наоборот, можно делать необходимое количество стежков по горизонтали, а потом вернуться обратно, дорабатывая крестики.

При первом варианте стежки выполняются с верхнего левого угла в правый нижний. Можно провести манипуляцию в обратном порядке. Самое главное правило – работать всегда в одном направлении.

Каждый крестик состоит из двух стежков. Очень удобно сразу выполнить элементы одной цветовой гаммы, а затем приступать к следующим составляющим картины. Если, следуя схеме, вам надо отступить несколько клеточек, то нитка проводится с изнанки. Следующие стежки совершаются в том же направлении, что и предыдущие.

Даже если в теории вышивка крестиком кажется вам чем-то сложным и трудновыполнимым, не расстраивайтесь. Ведь стоит только начать, и вы убедитесь, что все гораздо легче, чем кажется.

Вышивка крестиком - прекрасная тренировка перед освоением более тяжелых техник вышивания. Одну из таких рассмотрим подробнее.

Что такое вышивка лентами

Любительницы оригинального декора будут в восторге. Еще одним интересным видом рукоделия является вышивка лентами. Впервые это искусство зародилось в Италии, а позже распространилось по всему миру.

Перед тем как приступить к вышивке лентами, необходимо приобрести необходимый материал. Ленты различаются по материалу и ширине. Самыми качественными считаются шелковые, они красиво смотрятся, и благодаря им можно сделать очень мелкие детали. Сатиновые и атласные являются более дешевым вариантом, узор, выполненный такими лентами, смотрится эффектно, а детали делать очень легко.

Если для вышивки вы решили использовать атлас, то желательно не брать широкие, так как изображение может получиться грубым и не очень красивым.

Вышивка лентами получается особенно привлекательной, если использовать гофрированные разновидности, шириной от 6 до 25 мм.

Технические требования к работе

Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы ленты прочно закреплялись и не нарушали рельеф материи. Для первого раза можно приобрести набор и вышивать по схеме. Набив руку и получив необходимый опыт, попробуйте свои силы в украшении готовой одежды и аксессуаров. Вышивка лентами способна оживить блузки, майки, сумки, перчатки, полотенца, скатерти и много чего еще. Можно вышить картину, она украсит ваш дом или станет отличным подарком.

Кроме лент и материи, вам понадобится игла с широким ушком и зажигалка для обработки срезанных кончиков ленты (необходимо, чтобы материал не распускался дальше). Для удобства обычно используются пяльцы. Если вам неудобно, можно отказаться от них.

Что подразумевает вышивка лентами? Существует несколько видов стежков, самым простым из которых считается прямой или ленточный. Он напоминает обычное шитье – иголка выводится на внешнюю сторону ткани, делается стежок нужной длины, и игла выводится на изнаночную сторону. Стежки можно делать разной длины, как того требует рисунок. Следите, чтобы лента ложилась ровно. Только с помощью этого стежка можно создать целую картину.

Осваиваем японский и закрученный швы

Еще один важный вид шва – японский. Повторяете все, как в предыдущем стежке, но перед тем, как вывести иглу на изнанку, продеваете ее в середину ленты (можно ближе к одному из краев, чтобы стежок получился острым).

С помощью этого шва вышивка лентами приобретает возможность изображения стебельков для цветов или красивой рамки. Данный шов очень прост в исполнении. Выводите ленту на лицевую сторону в месте, где планируется окончание стебелька, далее закрутите ленту несколько раз и выведите на изнаночную сторону под цветком. Получится красивый ''закрученный'' стебель.

Это основные швы, освоить которые необходимо, чтобы понять, что такое вышивка лентами.

Не бойтесь пробовать себя в освоении новых техник вышивания. Ведь что такое вышивка? Это прежде всего проявление ваших творческих способностей. Станет ли вам интересна вышивка крестиком или вы отдадите предпочтение лентам, главное, не бойтесь начинать, и у вас все получится.

fb.ru

Вышивка крестом — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности [kres-tik.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B2%D1%8B-%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0/ канвы] — 14-я и 18-я[1], то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых [kres-tik.com/%d1%82%d0%b8%d0%bf-%d0%bd%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%80-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d1%8b%d1%88%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ вышивальных наборах] производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды вышивальных техник

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Саккинин крест - сакнитский вид вышивания
  • «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Методы вышивания

  • По цветам — последовательное вышивание по цветам, при котором путь нитки проходит по всей непрерывной области данного цвета в вышивальной схеме. Вышивание по цветам удобно для схем с большим количеством цветов.
  • Рядами (Парковкой) — вышивание цвета ограничено одним рядом и не продолжается, пока ряд не будет закончен полностью. Вышивание рядами подходит для более простых схем с небольшим числом цветов.

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

Математическое моделирование в вышивке крестом

Симметрия — это самое яркое композиционное средство, с помощью которого создают элементы вышивки (орнаменты). Изучение орнаментов вышивки не ограничивается знаниями об их видах, цветовом решении или других характеристиках внешнего вида.

Важной составляющей является способ образования композиций орнаментов и их размещение на плоскости. Для создания бордюров — линейных орнаментов используют такие преобразования: параллельный перенос; зеркальная симметрия с вертикальной осью; зеркальная симметрия с горизонтальной осью; вращающаяся (центральная симметрия). Наиболее распространены полосы орнаментов вышивок (бордюры). Всего существует 7 типов симметрий бордюров[2]. Создания бордюров (орнаментальных полос) можно выполнить с помощью программы Inkscape. Полученные бордюры можно использовать для отделки современной женской одежды.

Однако, кроме бордюров существуют орнаменты, которые заполняют всю плоскость, например, решетчатый орнамент. Его располагают по невидимой решетке с различными формами ячеек.

Чаще всего в народной одежде используют прямоугольную решетку. Это можно объяснить тем, что использование структуры ткани или канвы накладывали ограничения на расположение крестов (кресты не могли быть расположены под углом к ​​нитям основы и утка). То есть группы симметрии, которые приводят к изменению угла расположения крестов (например ячейка решетки, равносторонний треугольник) не используют.

Хотя различают 17 групп симметрии решетчатых орнаментов, определено, что при вышивке крестом используют только 12 групп[2].

Каждая из групп симметрии имеет свой код. Он характеризует симметрию с помощью которой, этот орнамент построен. Эти коды используют при «создании узоров из клонов» в программе «Inkscape».

Каждый из кодов группы симметрии может быть описан словесной формулой. С каждой группой симметрии связано своё зрительное восприятие.

Решетчатые орнаменты можно использовать для создания орнаментов вышивки, контуры которой соответствуют деталям швейных изделий.

Современный способ машинной вышивки двойными крестообразными элементами

Для повышения качества вышивания предложен новый способ заполнения орнаментов вышивки двойными крестообразными элементами (ДКЭ), которые позволяют вышивать орнаменты любой формы без образования стежков перехода[3]. Поскольку переход и закрепление осуществляется за счет стежков, входящих в состав ДКЭ[4]. На рисунках представлены схемы расположенных по диагонали крестов, образуемых стежками разной длины и образованных ДКЭ и их фотографическое изображение[5].

См. также

Напишите отзыв о статье "Вышивка крестом"

Примечания

  1. [crazystick.narod.ru/istoria.htm История вышивания крестиком]
  2. 1 2 Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  3. Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  4. Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  5. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.

Отрывок, характеризующий Вышивка крестом

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе ?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка , Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.

wiki-org.ru

вышивка — Викисловарь

Слово дня 08 мая 2007.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
В Викиданных есть лексема вышивка (L98936).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.вы́шивкавы́шивки
Р.вы́шивкивы́шивок
Д.вы́шивкевы́шивкам
В.вы́шивкувы́шивки
Тв.вы́шивкой
вы́шивкою
вы́шивками
Пр.вы́шивкевы́шивках

вы́-шив-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: вы-; корень: -ши-; суффиксы: -в-к; окончание: [Тихонов, 1996].

ru.wiktionary.org

Вышивка крестом — Википедия

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я, 16-я и 18-я, то есть четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см, 6,3 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды вышивальных техник

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Саккинин крест - сакнитский вид вышивания
  • «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Методы вышивания

  • По цветам — последовательное вышивание по цветам, при котором путь нитки проходит по всей непрерывной области данного цвета в вышивальной схеме. Вышивание по цветам удобно для схем с большим количеством цветов.
  • Родами (родами) — вышивание цвета ограничено одним рядом и не продолжается, пока ряд не будет закончен полностью. Вышивание рядами подходит для более простых схем с небольшим числом цветов.

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

Математическое моделирование в вышивке крестом

Экранная форма программы Inkscape (7 типов симметрий бордюров)

Симметрия — это самое яркое композиционное средство, с помощью которого создают элементы вышивки (орнаменты). Изучение орнаментов вышивки не ограничивается знаниями об их видах, цветовом решении или других характеристиках внешнего вида.

Важной составляющей является способ образования композиций орнаментов и их размещение на плоскости. Для создания бордюров — линейных орнаментов используют такие преобразования: параллельный перенос; зеркальная симметрия с вертикальной осью; зеркальная симметрия с горизонтальной осью; вращающаяся (центральная симметрия).

Виды решетчатых орнаментов, созданных с помощью программы «Inkscape» (12 групп симметрии решетчатых орнаментов из 17, которые не приводят к изменению угла расположения крестов)

Наиболее распространены полосы орнаментов вышивок (бордюры). Всего существует 7 типов симметрий бордюров[1]. Создания бордюров (орнаментальных полос) можно выполнить с помощью программы Inkscape. Полученные бордюры можно использовать для отделки современной женской одежды.

Однако, кроме бордюров существуют орнаменты, которые заполняют всю плоскость, например, решетчатый орнамент. Его располагают по невидимой решетке с различными формами ячеек.

Чаще всего в народной одежде используют прямоугольную решетку. Это можно объяснить тем, что использование структуры ткани или канвы накладывали ограничения на расположение крестов (кресты не могли быть расположены под углом к ​​нитям основы и утка). То есть группы симметрии, которые приводят к изменению угла расположения крестов (например ячейка решетки, равносторонний треугольник) не используют.

Хотя различают 17 групп симметрии решетчатых орнаментов, определено, что при вышивке крестом используют только 12 групп[1].

Каждая из групп симметрии имеет свой код. Он характеризует симметрию с помощью которой, этот орнамент построен. Эти коды используют при «создании узоров из клонов» в программе «Inkscape».

Каждый из кодов группы симметрии может быть описан словесной формулой. С каждой группой симметрии связано своё зрительное восприятие.

Решетчатые орнаменты можно использовать для создания орнаментов вышивки, контуры которой соответствуют деталям швейных изделий.

Современный способ машинной вышивки двойными крестообразными элементами

Для повышения качества вышивания предложен новый способ заполнения орнаментов вышивки двойными крестообразными элементами (ДКЭ), которые позволяют вышивать орнаменты любой формы без образования стежков перехода[2]. Поскольку переход и закрепление осуществляется за счет стежков, входящих в состав ДКЭ[3]. На рисунках представлены схемы расположенных по диагонали крестов, образуемых стежками разной длины и образованных ДКЭ и их фотографическое изображение[4].

Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы челночными стежками разной длины). Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы двойными крестообразными элементам, челночные стежки одинаковой длины).

См. также

Примечания

  1. 1 2 Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  2. ↑ Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  3. ↑ Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  4. ↑ Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.

wikipedia.green

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о